Что такое психологический фактор

Категории психологических факторов

Психологические факторы оказывают основное влияние на решение о покупке товаров и услуг. К таким факторам относятся:

Потребности

Ранее потребность была определена как нужда, причал свою специфическую форму в зависимости от культуры и особенностей личности человека, в очередь, нужда характеризовалась как ощущаемое чувство нехватки чего-либо.

В любой момент каждый человек испытывает самые разнообразные нужды. Одни из них являются столь существенными, что мотивируют человека искать пути и способы их удовлетворения. Иными словами, потребность, достигшая максимального уровня интенсивности, становится мотивом. Мотив побуждает человека совершать определенные действия, призванные удовлетворить возникшие потребности.

Мотивы

Существует значительное число различных теорий, описывающих человеческие мотивации. Наиболее популярными из них являются (рис. 5.4):

Что такое психологический фактор. Смотреть фото Что такое психологический фактор. Смотреть картинку Что такое психологический фактор. Картинка про Что такое психологический фактор. Фото Что такое психологический фактор

Теория иерархии потребностей А. Маслоу

Абрахам Маслоу считает, что человеческие потребности располагаются в определенной иерархической последовательности в зависимости от их значимости для человека. Сначала удовлетворяются физиологические потребности, которые имеют более высокую степень значимости (рис. 5.5), а затем появляются побуждения к удовлетворении потребностей в самозащите. После удовлетворения этих потребностей движущими мотивами в деятельности человека являются: социальные потребности, потребности в уважении и в самоутверждении.

Что такое психологический фактор. Смотреть фото Что такое психологический фактор. Смотреть картинку Что такое психологический фактор. Картинка про Что такое психологический фактор. Фото Что такое психологический фактор

Теория мотивации К. Альдерфера

К. Альдерфер, так же как и Абрахам Маслоу, читает, что потребности человека могут быть объединены в группы. Однако Альдерфер в отличие от Маслоу выделяет не пять, а три группы потребностей:

Указанные группы потребностей достаточно наглядно соотносятся с группами потребностей, выделяемых А. Маслоу. Они также расположены иерархически. Однако между теориями Маслоу и Альдерфера существует принципиальное различие, состоящее в возможном движении от потребности к потребности. В теории Маслоу потребности расположены в иерархической последовательности и восхождение по ним идет снизу вверх. В соответствии с теорией Альдерфера движение по иерархии может осуществляться как снизу вверх, так и обратно – сверху вниз. Он считает, что, если не удовлетворяется потребность более высокого уровня, происходит переключение на удовлетворение потребности более низкого уровня. Это и определяет процесс движения сверху вниз.

Потребность в достижениях находит свое выражение и постоянном стремлении людей к более эффективному, чем это было ранее, достижению сформулированных ими целей. Люди с высоким уровнем потребности в достижениях хотят всегда быть впереди, они предпочитают сами ставить перед собой задачи и брать ответственность за решение имеющихся проблем.

Что такое психологический фактор. Смотреть фото Что такое психологический фактор. Смотреть картинку Что такое психологический фактор. Картинка про Что такое психологический фактор. Фото Что такое психологический фактор

Потребность властвовать является приобретенной, они развивается на основе обучения и жизненного опыта. Человек с высокой мотивацией властвования хочет влиять на других людей, направлять их действие, а возможно, и доминировать над ними. Потребность властвования по-разному проявляется для отдельных людей. Одни из ним стремятся к властвованию ради удовлетворения своего тщеславия, в то время как другие руководители, используя власть, стремятся к выполнению порученной им работы, убеждая и вдохновляя подчиненных на эффективное решение стоящих перед коллективом задач. Последние, кстати, также стремятся к властному самоутверждению.

Теория мотивации Ф. Герцберга

Теория мотивации Фредерика Герцберга была сформулирована на основе проведенного исследования факторов, оказывающих непосредственное влияние на мотивирующее и демотивирующие воздействие на поведение человека. Анализируя результаты такого исследования, Фредерик Герцберг пришел к выводу, что следует выделить две группы факторов (потребностей): мотивирующие и «факторы здоровья». Тем самым подчеркивается, что удовлетворение не всех потребностей оказывает мотивирующее влияние на человека. К последним относятся потребности второй группы. Удовлетворяя потребности этой группы, человек создает нормальные условия своего бытия, что фактически не приводит к его полной удовлетворенности.

Иными словами, более полное удовлетворение потребности из группы «факторы здоровья» вовсе не означает увлечения удовлетворенности человека. Точно так же менее главное удовлетворение некоторой потребности, способствующей росту удовлетворенности человека, вовсе не означает, что неудовлетворенность возрастет.

На основе данных выводов Фредерик Герцберг и сформировал концепцию двух факторов. В соответствии с концепцией наличие чувства неудовлетворенности не является первоосновой для удовлетворения потребностей из группы «факторы здоровья». После того, как состояние неудовлетворенности устранено, мотивировать людей за счет удовлетворения потребностей из группы «факторы здоровья» практически бесполезно. В таком состоянии добиться более сильного воздействия на человека мотивирующих факторов. Для этого необходимо обеспечить более полное удовлетворение потребностей первой группы.

Теория человеческих потребностей Мэррея

Мэррей предполагал, что все люди имеют одни и те же потребности, степень выраженности которых зависит от личностного состояния индивидуума и состояния окружающей среды. Выделяя 37 разновидностей потребностей, Мэррей классифицировал их на:

Каждая из потребностей по Мэррею может находиться в трех состояниях:

Теория потребительских ценностей

Существующие теории мотивации потребностей в последние годы получили свое существенное развитие в теориях потребительских ценностей. Одним из основоположников такой теории является М. Рокич. В соответствии с его теорией необходимо исследование человеческих ценностей, которые характеризуют интеллектуальное воплощение глубинных потребностей, не только индивидуальных, но также общественных и институциональных. При этом М. Рокич считает, что общее число ценностей, которыми располагает человек, невелико, и в его работах они равно восемнадцати.

Теория М. Рокича получила свое дальнейшее развитии в работах М. Кайле, который выделяет восемь так называемых терминальных ценностей:

Используя указанные выше теории ценностей, Шет, Ньюман и Гросс разработали свою концепцию применительно к покупательскому поведению. В этой концепции они выделяют:

Установление указанных ценностей позволяет исследователю рынка использовать простую схему анализа структуры потребностей и учитывать это при сегментировании рынка.

Теория мотивации 3. Фрейда

В соответствии с теорией 3. Фрейда человек в своей жизни постоянно подавляет в себе множество влечений. Эти влечения никогда полностью не исчезают, и в то же время человек не осуществляет за ними полный контроль. И, следовательно, человек не отдает себе полного отчета в истоках собственной мотивации.

Использование теорий мотивации в маркетинге

Покупая и потребляя отдельные товары, люди удовлетворяют свои конкретные желания, которые были мотивированы наличием определенных потребностей. Например, покупая женское платье, каждая женщина хочет, прежде всего, быть привлекательной в нем. Привлекательность является одним из мотивов приобретения платья. Существуют и другие мотивы. Задача маркетологов состоит в том, чтобы:

Восприятие

Из изложенного выше следует, что нужды и мотивы обусловливают определенные действия человека, направленные на удовлетворение его потребностей. Такие действия достигают желаемого результата благодаря соответствующему восприятию человеком реально сложившейся ситуации. Восприятие можно определить как процесс отбора, упорядочения и интерпретации имеющейся информации для создания объективного представления о данной ситуации или объекте, например товаре или услуге.

С точки зрения маркетинга для потребителей и покупателей товаров и услуг характерно избирательное восприятие. Это означает, что одну и ту же информацию о товаре разные потребители воспринимают не одинаково. При этом в процессе избирательного восприятия обычно выделяют:

Учитывая избирательность воздействия, понимания и запоминания, необходимо постоянно и много усилий уделять тому, чтобы соответствующее обращение о товарах и услугах доходило до покупателей и потребителей и оказывало на них требуемое влияние. Такое влияние должно сформировать высокий имидж товара, их производителей и продавцов.

Отношение

Каждый из нас формирует свое отношение к одежде, продуктам питания, политике, музыке, театру, религии и многому другому. Эти отношения характеризуются сложившимися устойчивыми благоприятными или неблагоприятными мнениями о существующих товарах, услугах или идеях. Двумя составными частями отношения являются убеждение о товаре и его оценка. Под убеждением о товаре имеются в виду характеристики, приписываемые товару данным человеком.

Оценка характеризует позитивное или негативное мнение данного индивидуума о соответствующем товаре, услуге или идее.

Что такое психологический фактор. Смотреть фото Что такое психологический фактор. Смотреть картинку Что такое психологический фактор. Картинка про Что такое психологический фактор. Фото Что такое психологический фактор

Потребности, восприятие, отношение и составляющие его убеждения и оценка тесно взаимодействуют между собой, оказывая влияние на поведение покупателей и потребителей (рис. 5.6). Это влияние необходимо постоянно учитывать при формировании маркетинговых стратегий, максимально учитывая складывающиеся отношения.

Источник

Понятие и классификация психологических факторов

Существует два вида психологических факторов при поиске новых решений – те, которые способствуют поиску, и те, которые ему препятствуют. Рассмотрим значение и проявление психологических факторов при поиске новых решений.

Существуют руководители, которые могут чётко и быстро принимать верные и точные решения, тем временем, как люди, которые только начинают бизнес, в некоторых трудных или неизведанных ситуациях испытывают сложности. Это может быть связано не только с тем, что у новичков ещё недостаточно опыта в принятие решений, но и с личными особенностями руководителя. Считается, что на принятие принципиально новых решений в большей степени влияют такие психологические факторы, как:

1) Особенности мышления.Мышление – это процесс, с помощью которого человек мысленно проникает за пределы того, что ему дано в ощущениях и восприятии. Иными словами, с помощью мышления можно получить знания, недоступные органам чувств. К особенностям мышления руководителя при принятие решения относят:

— скорость мышления определяется скоростью, при которой была выполнена обработка информации;

— творческие особенности-стремление личности к оригинальности, неповторимости, способность видеть объекта под новым углом зрения.

2) Мотивация- это побуждение себя или других людей к определённой деятельности через удовлетворение потребностей для достижения целей организации. Существует степень заинтересованности в принятие тех или иных решений.

3) Личностные особенности- это особенности, которые находятся внутри человека, где-то в глубине. Именно они и делают каждого из нас индивидуальным и неповторимым. К личным особенностям можно отнести темперамент, мотивы поведения, психологический характер, стремления, тревожность, уровень самооценки.

4) Деловые качества делятся на два вида: профессиональные (приобретённые) и личностные (врождённые).

К таким качествам относят:

— стрессоустойчивость – проявляется в адекватной реакции руководителя на внезапно возникшую ситуацию;

— уверенность в себе играет очень большую роль при общении;

— креативность – способность привносить, что-то новое в трудовой процесс для его облегчения или для мотивирования;

-эмоциональная уравновешенность –способность сохранять спокойствие в напряженных ситуациях;

— ответственность-обязанность отвечать за поступки и действия, а также их последствия.

— коммуникабельность- способность находить в короткий срок общий язык с людьми и налаживать контакты.

6) Этические принципы-это принципы, которых руководитель старается придерживаться. К примеру:

— принцип способствования- руководитель должен не только сам поступать этично, но и способствовать такому же поведению коллег;

-принцип уважения права самостоятельности других людей

— принцип честности и надёжности. Честность –выражение истинного мнения, надёжность-уверенность в чём-либо или в ком-либо.

Но существует и ряд препятствий, которые стоят на пути при получении принципиально нового решения. К одним из таких препятствий будет относиться психологическая инерция.

Психологическая инерция-это стремление человека при решении новой задачи пойти по уже проверенному и известному пути, вместо того, чтобы отойти от привычки и поразмыслить над проблемой не стандартно. В одних ситуациях она имеет достоинства. К примеру, руководитель может выполнять привычные ему действия, при этом не тратя на это много времени, так как это происходит уже автоматически. В других же случаях психологическая инерция носит отрицательный характер. Если руководитель будет придерживаться шаблону в нестандартных ситуациях на протяжении долгого периода времени, то изменения, которые происходят в среде, скажутся на результате поиска. Инерция препятствует разработке чего-то нового, сводит к минимуму поиск и ограничивает эффективность. Привычкапри принятии новых решений-это не есть хорошо, как правило, она проявляется чаще и в большем объёме, если руководитель обладает большим багажом знаний и колоссальным опытом, а также при отсутствии терпения, при волнении и состоянии напряжённости.[3]

Таким образом, можно сделать вывод, чтопсихологические факторыоказывают воздействие на процесс принятия решения. Эти факторы проявляются как на уровне индивидуального, так и на уровне группового принятия решений. Классифицируются они по следующим признакам: особенность мышления; мотивация; личностные особенности; деловые качества; ценности и установки; этические принципы.

Методы поиска новых решений

Существуют как минимум четыре метода поиска новых решений:

— мозговой штурм-метод быстрого принятия решений. За короткий промежуток времени происходит выдвижение различных идей для поиска нетрадиционного решения очень разнообразных задач. Критика идей запрещена;

— морфологический анализ основан на подборе возможных решений для отдельных частей задачи;

А вот инверсия является так называемым помощником в поиске новых решений. Инверсия (метод обращения) –это изменение направления поиска в совершенно противоположную сторону для того, чтобы получить новое парадоксальное решение. Данный метод заключается в том, что нужно отказаться от прошлой позиции на интересующий нас объект, посмотрев на него с другой стороны.

— развивать диалектику мышления;

— находить выход из безвыходных ситуаций;

— отыскивать оригинальные решения различного уровня трудности.

Инверсия, как и любой другой метод, имеет не только достоинства, но и недостатки. К недостаткам относится то, что для проведения метода требуется специальные знания, которые есть не у каждого руководителя.[5]

При поиске новых решений будет целесообразно использовать метод аналогии. Цель данного метода состоит в том, чтобы найти как можно больше новых, нестандартных идей, отходя от психологической инерции. Метод синектики делает незнакомые вещи знакомыми и с помощью увиденного сходства позволяет решить проблему уже известным способом, и наоборот: делает знакомые вещи незнакомыми, давая возможность посмотреть на проблему с новой стороны, что часто наталкивает на новые и оригинальные решения.

Различают четыре вида аналогий:

-Прямые – реальные. Для работы с этим видом синектики необходимо найти похожие решения задачи в иных областях жизнедеятельности человека: быт, промышленность, природа, наука, бизнес и т.д.

-Символические – абстрактные. Метод символической аналогии подразумевает сведение всей вашей креативной задачи к короткому символу или выражению, которое отразит суть вашей проблемы. Это может быть некой метафорой, образом, знаком. Самое главное – максимально четко и лаконично выразить суть задачи, нуждающейся в решении.

-Субъективные – телесные. При применении метода субъективной или личной аналогии необходимо представить себя предметом (или его частью) или же элементом решаемой творческой задачи. Суть данного способа поиска новой идеи заключается в том, чтобы почувствовать, как выбранный объект влияет на окружающую среду, а окружающая среда – на объект.

-Фантастические – нереальные.Для применения фантастической аналогии с целью решения творческой задачи необходимо поместить ее в несуществующую, нереальную среду. Можно при этом использовать фантастическую технику, антигероев или героев.

Достоинства метода аналогия: эффективность, всесторонность. Без всяких сомнений, преимущество метода заключается в совершенствовании особых и неповторимых качеств характера (воображение и интуиция).

Главным недостатком синектикиявляется сложность. Хотя механизмы и инструменты этой техники, на первый взгляд, кажутся достаточно простыми, организация должна проходить на уровне профессионала.[6]

Метод проб и ошибок.

Метод проб и ошибок (перебор вариантов) является врождённым методом мышления. Выдвигаются различные варианты решения проблемы, а затем все эти решения подвергаются проверке. Проверка может осуществляться на основе личного опыты, по научно-технической литературе, на практике. Если идея является неподходящей, то приступаем к рассмотрению другой идеи

-не требует обучения;

-хорошо решаются несложные задачи.

-не существует приёмов решения;

-осуществляется перебор вариантов, если проб и ошибок более 20, то решения плохо искать;

-если количество проб и ошибок более 1000, то практически не возможно решить задачи;

-неизвестно точное время решения и будет ли решение;

-не существует критерия оценки силы решения;

-затраты времени, если задачи трудные;[7]

Метод мозгового штурма.

Для коллективного поиска новых решений уместно воспользоваться методом мозгового штурма (атаки). Метод заключается в том, что группе, состоящей как из мужчин, так и из женщин, даётся задание найти решение к задаче, которая вызвала сложность. Каждый член группы должен выдвинуть любые идеи, направленные на решение задачи. Идеи могут быть фантастическими, совершенно нелепыми, сумбурными. Участники могут дополнять друг друга, развивать мысль, но главная задача заключается в том, что идеи должны высказываться одна за другой без пауз. Идеи, выдвигаемые и принимаемые в коллективе, гораздо интереснее, чем в одиночку, но группа должна составлять около 6-8 человек (не более). Ещё одним важным условием является то, что участники должны иметь образование одного уровня и в составе коллектива не должно быть лидера и человека, который занимает руководящую должность (т.е. является начальником).

Первый этап-выдвижение группой идей в течение часа. Второй этап- критика и анализ предложенных и зафиксированных ранее идей. Возражения допускаются, но доказывать справедливость и спорить запрещено.

Достоинства: доступность при изучение, простота, высокие результаты полученных идей и разработка новых идей.

Недостатки: нет гарантий качества решений, может отсутствовать конкретика решений.[8]

Принятие решения индивидуально.

Такие решения принимаются, как правило,руководителем без непосредственного взаимодействия с другими членами организации. Эффективнее всего удаётся вести поиск и принимать решения людям, которые имеют склонность к рискам, сочетающуюся с осторожностью и внимательностью. Возраст и влияние руководителя играют важную роль при принятие решения. Руководитель в более молодом возрасте обладает большей решительностью (не боится идти на риск, сменить место жительства, работу, готов отправиться в путешествие, стремится совершенствовать свои знания, познавать мир, открывать для себя новые границы). С возрастом руководители придерживаются уже консервативных взглядов на жизнь. Это связно с тем, что появляется апатия, приверженность к стабильности на работе, дома. Чаще всего, в таком возрасте уже не возникает желания принимать решения, даже те,которые могут улучшить состояние.

Большинство руководителей выносят урок на долгие годы в том случае, если сами попадают в ситуацию, которая является в последующем ошибкой. Неудача в молодом возрасте восприниматься будет легче, чем в зрелом или пожилом возрасте, так как в юном возрасте при принятие решений вверх берут эмоции. С годами управленцы становятся более рассудительнее и мудрее. [9]

Таким образом, к методам поиска новых решений относят: мозговой штурм, морфологический анализ, метод фокальных объектов, тренинги, инверсию, метод аналогии, метод проб и ошибок, коллективный поиск новых решений.

Вывод по главе: таким образом, следует отметить, что психологические факторы играют значимую роль при поиске новых решений. Только зная особенности каждого сотрудника и их психологические факторы можно разработать эффективное и новое решение. В соответствии с этим аспектом нами были рассмотрены методы поиска новых решений. Данные методы внесут креативность в поиск решений. Мы выяснили, что существуют два вида психологических факторов, которые должны находиться на виду у руководителя. В связи с эти, можно сделать вывод, что во избежание психологических ошибок руководитель должен постоянно отслеживать психологические факторы в коллективе.

Дата добавления: 2018-11-24 ; просмотров: 2500 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

фактор (в психологии)

(от лат. factor – делающий, производящий) – причина, движущая сила какого-либо психического изменения, явления. Связь между действием ф. и его психического следствия близка к функциональной зависимости; связь же между условием и психическим явлением, на которое оно влияет, близка к вероятностной зависимости. Например, ф. развития личности можно считать социальную среду, деятельность, общение, воспитание, обучение, активность самосознания – самовоспитание и самообразование.

Смотреть что такое «фактор (в психологии)» в других словарях:

Фактор общего интеллекта — Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей. Фактор общего интеллекта (англ. general factor, g factor) является широко используемым, но противоречивым конструктом, используемым в психологии (см.… … Википедия

Фактор униформной связанности — Недавно сформулированный гештальтистский фактор группирования, согласующийся с основными идеями гештальт психологии. В соответствии с этим фактором приоритет в перцептивном группировании принадлежит элементам, воспринимаемым как физически… … Психология ощущений: глоссарий

Я в философии и психологии — (ego) обозначает сознаваемое каждым человеком единство собственного индивидуального существования. Так как в этом единстве соединяется в одно целое все нами переживаемое, то обыкновенно слово Я служит для обозначения неопределенной совокупности… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Я, в философии и психологии — (ego) обозначает сознаваемое каждым человеком единство собственного индивидуального существования. Так как в этом единстве соединяется в одно целое все нами переживаемое, то обыкновенно слово Я служит для обозначения неопределенной совокупности… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Недостатки правовой социализации молодежи как криминогенный и профилактируемый фактор — Правовая социализация – процесс и результат усвоения человеком в прижизненном развития правовых ценностей общества превращение их в нормы своей жизни и поведения, в личные качества и особенности психологии. «. Чтобы жить в праве, писал русский… … Энциклопедия современной юридической психологии

Человеческий фактор — У этого термина существуют и другие значения, см. Человеческий фактор (значения). Человеческий фактор многозначный термин, описывающий возможность принятия человеком ошибочных или алогичных решений в конкретных ситуациях[1]. Конструкторы… … Википедия

СТАНДАРТИЗАЦИЯ В ИНЖЕНЕРНОЙ ПСИХОЛОГИИ — (от англ. standard образец. ) процесс установления и применения стандартов в области инженерной психологии. На необходимость этого одним из первых в нашей стране указал Б. Ф. Ломов, который еще в 1967 г. отмечал, что «наступило время серьезно… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Комплекс (в психологии) — Комплекс, в психологии, в самом общем смысле определенное соединение отдельных психических процессов в некое целое.═ В более узком смысле под К. понимают группу разнородных психических элементов, связанных единым аффектом. Понятие К. в этом… … Большая советская энциклопедия

концепция кумулятивно-факторной причины (в психологии) — система теоретических взглядов, исходящая из признания концепции кумулятивной причины в психологии и дополняющую ее положением о том, что наряду с суммированием различных влияний причиной психического акта может выступать и какой то достаточно… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Рекламная коммуникация: гендерный фактор — СМИ играют важнейшую роль в гендерно ролевой социализации. Рекламная коммуникация (Р. к.) давно преодолела гос., культурные, этнич. границы и стала одной из осн. форм коммуникации так называемого глобального информационного общества. Как правило … Психология общения. Энциклопедический словарь

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *