Что такое психология эссе
ЭССЕ. «Психология – наука 21 века»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
ЭССЕ «Психология – наука 21 века»
. в психологии создалось положение,
которого не знают более развитые науки:
когда мы говорим о химическом анализе,
всякий совершенно ясно представляет себе,
что мы имеем в виду. Но совершенно
иначе обстоит дело с анализом
психологическим. Само понятие
психологического анализа чрезвычайно
многозначно, оно включает в себя
определения, которые не имеют иногда
ничего общего друг с другом, а иногда
стоят друг к другу в противоположном отношении
Л. С. Выготский, «Психология развития человека»
Слова В.И. Вернадского, правдивы, но частично. Действительно, эра психологии имеет место быть, но она началась, на мой взгляд, раньше 21 века, а берет она свое начало с тех времен, когда человек впервые стал осознавать радость, горесть, удачу, свободу, когда осознал потерю близкого человека, когда осознал, что он сам может умереть, разбиться о скалы, быть съеденным зверями, когда осознал, что его дети – это его продолжение.
Психология – знание о душе, наука, изучающая поведение человека и животных, предмет психологии понимается различно в течение разных эпох истории (душа, опыт субъекта, приспособляемость, происхождение психики, поведение, бессознательное, процесс переработки информации, личный опыт человека), а значит знание психологическое само по себе субъективно. Важно, что психология связана и с естественными, и с гуманитарными науками, так как психологу необходимо знать биологическую природу человека, однако опыт человека социально обусловлен. Еще одной особенностью психологии является слияние объекта и субъекта познания, что затрудняет процесс исследования.
Степень дифференциации науки является показателем прогресса знания, что мы и могли наблюдать в психологической науке в 1960-70 гг.: тогда происходило интенсивное формирование инженерной, социальной, педагогической, юридической и других отраслей психологии.
В области теоретической психологии вклад А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина, С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева не сопоставим с современными научными изысканиями, сегодня не создаются новые научные школы, к тому подготовкой дипломированных специалистов-психологов иногда занимаются вузы, которые не имеют должной интеллектуальной и материальной базы. Содержанием традиционного обучения являются культурно-исторические способы человеческой деятельности по преобразованию окружающего (предметного) мира. Сегодня актуально развивающее обучение, которое направлено на формирование, целевое изменение и развитие собственно психических процессов и структур сознания учащегося, поэтому важно, чтобы психология двигалась по пути анализа этих процессов.
В 21 веке в России и в мире активно развивается психология как образование, как профессиональная сфера, как элемент интеграции в науке (НЛП, психолингвистика), но само психологическое знание пока пользуются теми же инструментариями, что основатели советской психологии, хотя сегодня необходимы новые подходы в этой науке, так как информационные процессы в обществе стремительно меняют нашу действительность (А.Н. Леонтьев: «… необходимо прогнозировать будущее психологии от будущего человека, от общества»), а мы, психологи, не успеваем за этим информационным потоком.
Сейчас в экономически развитых странах большая часть людей занята, не в сфере «человек-объект» (производство), а в сфере «человек-знак» (экономика, юридические услуги, работа с компьютером) и «человек-образ» (дизайнер, видеооператор, актер, режиссер). В будущем эта тенденция только усилится, основным производителем станет работник за компьютером, имеющий доступ к любым информационным ресурсам.
Но ведь такая виртуализация бытия может привести к аутизации человечества: на смену привычным социальным группам придут виртуальные сообщества, вместо социальной общности людей, придет общность по менталитету.
Становление индивидуальности в нашем обществе связано прежде всего с признанием самобытности и самоценности каждого человека, уважением личности, соблюдением ее прав и обязанностей, предоставлением выбора в принятии решений, ответственности за их последствия. Каждый человек должен с малых лет научиться самостоятельности, предприимчивости, ответственности перед избранным делом и людьми. нужна этика и психология социальной жизни, основывающаяся на лучших традициях нашего народа, особенностях его национального характера: эмоциональной отзывчивости, терпеливости, трудолюбии, порядочности, честности и чести, достоинстве и т.п.
2. Пророчество В.И. Вернадского о вступлении человечества в психозойскую эру пока не сбылось. Во-первых, мы видим, что СМИ с их чудовищным потенциалом воздействия и манипуляции массовой психикой фактически используют определенные психотехнологии, но делают они это без особого участия психологии как науки и более того — вопреки этическим нормам психологии,
Во-вторых, обращает на себя внимание бурное развитие всевозможных психологически ориентированных систем (включая диалоговые тестовые и консультативные системы) в Интернете. Интернет — это фактическая модель сетевого планетарного мегасознания. И уже сейчас в пространстве этой “всемирной паутины” коллективная рефлексия психологических факторов бытия занимает видное место. 3. Будущее только за синтетическими и конструктивными психологическими направлениями и научными школами, т.е. не замкнутыми в рамках традиционных школ (бихевиоризм, психоанализ и т.п.) и пытающимися не только изучать, но и конструировать психическую реальность (формировать, если хотите в более привычных терминах для отечественной психологии). Пример вспышки популярности НЛП (при всем спорном содержании постулатов этого подхода) еще не заслужил самокритичного анализа со стороны академических психологов. Ведь адепты НЛП предложили доктрину, вдохновляющую широкие массы на самоизменение, а не только на самопознание
Л. С. Выготский Психология развития человека
Человек всякую минуту полон неосуществившихся возможностей.
XXI в. действительно станет веком психологии. Дело в том, что именно сейчас психология созрела для такой рефлексии исходных оснований определения своего объекта и предмета изучения и практики, Понимание психики как становящейся формы природного (в смысле общеприродного, а не биологического) бытия, естественно, должно изменить отношение к человеку как субъекту — носителю психического. И прежде всего это должно проявиться в психологическом изменении содержания образования в XXI в.
Лев Выготский Психология искусства
Как совершенно правильно формулировал Гумбольдт: всякое понимание есть непонимание, то есть процессы мысли, пробуждаемые в нас чужой речью, никогда вполне не совпадают с теми процессами, которые происходят у говорящего. Всякий из нас, слушая чужую речь и понимая ее, по своему апперципирует слова и их значение, и смысл речи будет всякий раз для каждого субъективным не в большей мере и не меньше, чем смысл художественного произведения.
На мой взгляд, психология как культурная составляющая общественного развития 21 века – это прежде всего психология, отстаивающая ценности и приоритеты личности как индивидуальности.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Я и психология
Психология как наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. Процесс изучения предмета. Неизвестные и нетронутые участки внутреннего мира. Культура поведения в разговоре. Знания о мотивах поведения людей.
Рубрика | Психология |
Вид | эссе |
Язык | русский |
Дата добавления | 24.05.2014 |
Размер файла | 12,0 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Что же на мой взгляд, представляет собой психология. Погрузившись в процесс изучения психологии я оказываюсь в интересном и увлекательном мире своих мыслей, идей и сознания. Те методы, которые нам предлагает психология открывают во мне необъятный простор мышления.
Открывается возможность погрузиться в прошлое и испытать детские и наивные эмоции вновь, посмотреть на них со стороны и при этом попробовать их проанализировать. Открыть для себя неизвестные и некасаемые участки своего внутреннего мира. Это возможность понять себя, воспитать в себе культуру поведения в разговоре, умение слышать и слушать собеседника. Но самое главное понимать собеседника и в целом окружающий мир.
Также появляется шанс проанализировать свои жизненные ошибки и вероятность сделать выводы и получить уроки, основываясь на которые, существует реальность не повторить их вновь.
Психология предоставляет нам знания о мотивах поведения людей, о внутренней, скрытой жизни человека, о побуждениях к действию, о его воле и безволии, о способности и желании или нежелании сохранить свой статус, человеческое достоинство в самых неблагоприятных условиях, то, что является отличительной особенностью человека. В поиске ответов на основные вопросы бытия наши предшественники оставили нам гениальные прозрения и открытия. Они оставили не только ответы, но и много вопросов. На одни из них со временем были найдены ответы, на другие ответов нет, как и две тысячи лет назад.
При написании этого эссе, я остро понимала то, что, казалось бы, накапливаемый жизненный бытовой опыт, напрочь ограничивает творческий потенциал. Мне хочется передать замысел каким-то неординарным способом, но навык постановки красивого слога канул в лету. Возможно, к психологии у меня есть огромные ожидания. Не знаю реализуются они или нет, но благодаря этой науке, я хочу научится пониманию себя, умению красиво говорить, а самое главное слышать и быть услышанной. Так я ощущаю себя в мире психологии.
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
шпаргалка [66,1 K], добавлен 24.01.2012
лекция [1,2 M], добавлен 12.04.2014
Психология как наука о закономерностях развития и функционирования психики, ее проявления в обыденной жизни и профессиональной деятельности. Основные свойства и типы нервной системы, психологический портрет. Темперамент, характер, самооценка и мышление.
курсовая работа [197,2 K], добавлен 08.12.2011
Психология как учебная дисциплина. Психологические знания в жизни людей, их использование при учебной подготовке юристов. История возникновения и применение научных психологических знаний. Практическая психология и ее значение. Психология как профессия.
реферат [20,8 K], добавлен 01.08.2010
Психология как наука о закономерностях возникновения, развития и проявления психики и сознания человека, ее принципы и содержание, предмет и методология исследования. Структура и отрасли психологии, история ее возникновения и развития, современность.
контрольная работа [197,4 K], добавлен 18.06.2014
Анализ закономерностей развития и функционирования психики как особенной формы жизнедеятельности человека. Изучение психических процессов, состояний и свойств личности. Основные формы проявления психики и их взаимосвязь. Место психологии в системе наук.
презентация [155,6 K], добавлен 20.09.2015
Что изучает психология как наука. Когда возникла научная психология. Чем психология как наука отличается от других наук. Что отличает научные психологические знания от ненаучных. Психология и трудовое воспитание. Труд и всестороннее развитие личности.
контрольная работа [33,5 K], добавлен 27.04.2015
Эссе «Что такое психология?»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
— Что такое психология?
— Какие тайны скрывает это загадочное слово?
Как бы я ответила любознательному ребенку на эти вопросы? Нашла бы нужные слова?
Может быть ребенок уверен, что психология связана с волшебством и фантазирует, представляя мудрых и добрых волшебников-психологов, которые могут превращаться в кого угодно, изменять других людей и даже заглядывать в глубину их душ?
Как верно подобрать слова, чтобы рассказать об этой науке, ведь ребенок мыслит, опираясь на образные представления?
И все-таки попробую:
«Когда-то давно люди обратили внимание, что есть явления жизни, предметы, которые нас окружают. Например – морской прибой бьется о берег, кричат чайки, дует теплый соленый ветер…. И есть другие, совсем особые явления, которые происходят внутри нас. Например – каким мы себе представляем море? А когда мы приедем туда отдыхать, там все будет совсем по-другому.
Нередко наши переживания, воспоминания довольно сильно отличаются от тех, что были на самом деле. Этим внутренним явлениям люди придумали названия – восприятие, воображение, память, мышление, воля. Все вместе они образуют внутри каждого из нас особое Королевство Внутреннего Мира. По-другому Внутренний Мир называют психикой.
А психологи изучают психику человека, те законы, по которым живет Королевство Внутреннего Мира. Все миры внутри людей очень разные, непохожие, но общие законы в них есть. Наука психология пытается найти эти законы, узнать о том, что все-таки происходит в этих королевствах».
И если мы совершим исторический экскурс в прошлое, то можем увидеть, что на протяжении веков человек является предметом изучения многих поколений ученых. Еще древний мудрец сказал, что нет для человека интереснее объекта, чем другой человек, и он не ошибся.
В основе развития психологии лежит постоянно усиливающийся интерес к природе человеческого бытия, условиям его развития и формирования в человеческом обществе, особенностям его взаимодействия с другими людьми
Еще С.Л. Рубинштейн в книге «Основы общей психологии» (1940) писал: «Специфический круг явлений, который изучает психология, выделяется отчетливо и ясно – это наши восприятия, чувства, мысли, стремления, намерения, желания и что в качестве переживания как будто непосредственно нам дано…»
Если я сама себе задам вопрос: «Кто такой практический психолог и каковы задачи и функции деятельности в дошкольном образовательном учреждении?» Теперь мой ответ будет отличаться от объяснений, данных любознательному человечку.
Психолог в детском саду – это, прежде всего человек, знающий и глубоко понимающий ребенка, разбирающийся как в общих закономерностях психического развития, так и в возрастных его особенностях и индивидуальных вариантах.
Основные функции – создание условий, способствующих охране физического и психического здоровья детей, обеспечению их эмоционального благополучия, свободному и эффективному развитию способностей каждого ребенка.
Построение системы работы педагога – психолога ДОУ невозможно без знаний теоретических основ и закономерностей развития ребенка-дошкольника. В отечественной психологии проблема дошкольного детства охватывает возраст с 3 до 6-7 лет.
Л.С. Выготский определял возрастные особенности как наиболее типичные для детей того или иного возраста, указывающие на общее направление развития на том или ином этапе жизни. В процессе обучения и воспитания личности ребенка обучение «ведет» за собой развитие. И именно обучение создает «зону ближайшего развития» ребенка.
А.Н. Леонтьев отмечал, что формирование личности ребенка происходит в его активной деятельности. На каждом возрастном этапе ведущей является определенная деятельность, обуславливающая основные изменения в личности.
Для улучшения самочувствия детей серьезное значение имеет участие родителей в жизни детского сада. Особый акцент педагог – психолог ДОУ должен делать на работу с родителями, отвечающими за детей, так как именно в семье оказывают решающее влияние на развитие, формирование характерологических особенностей дошкольников.
Разные авторы с различных позиций подходят к проблеме взаимодействия родителей и детей. Однако все отмечают, что именно родители в большей степени формируют личность ребенка, определяя для него нравственные нормы, ценностные ориентации и стандарты поведения. Многие считают, что не только родители воздействуют на детей, но и дети оказывают влияние на родителей, побуждая их к одним действиям и подавляя другие.
Научно-психологическое изучение развития поведения родителей показало, что его можно описать с помощью двух пар признаков: неприятие – расположение и терпимость – сдерживание (контроль).
На основе выделенных признаков, Э. Шефер предложил классификацию типов воспитания детей:
Очень важно родителям воспитывать в детях эмоционально положительное отношение к самому себе («Я хороший»), лежащее в основе структуры личности каждого нормально развивающегося ребенка. Это ориентирует его на соответствие положительному этическому эталону.
Так в чем же заключается роль педагога – психолога при взаимодействии с родителями воспитанников? Эти роли разнообразны и связаны с индивидуальными особенностями каждого дошкольника. Прежде всего, педагог – психолог представляет интересы ребенка, занимает активную позицию по отношению к нему, стремится добиться максимального взаимопонимания и взаимодействия с родителями на пользу ребенку.
Если меня спросит мой маленький виртуальный собеседник: «А как психологи помогают людям?» Я отвечу: «По-разному. Этим занимается практическая психология. Допустим, у какого-то ребенка плохая память. Он забывает все на свете. Тогда психолог придумывает для него специальные упражнения и развивает его память. Или, например, так боится темноты, что не может заснуть без света. Психолог просит выполнить некоторые его задания, и страх постепенно исчезает».
«Я тоже хочу все знать о себе. И память развивать. И темноты не бояться. Научите меня этому!»
И это самые замечательные слова, которые педагог – психолог может услышать от любознательного человечка!
Психология как наука
Автор: MikhailL • Октябрь 21, 2019 • Эссе • 474 Слов (2 Страниц) • 1,170 Просмотры
Эссе на тему: Психология как наука
Психология стала очень важным и популярным предметом сегодня. Это касается многих проблем повседневной жизни. Психология помогает нам понять поведение окружающих нас людей, выяснить, почему они ведут себя по-разному, и какие силы ответственны за то, чтобы они так отличались от других.
Он пытается объяснить широкий спектр факторов, связанных с тем, что мы, люди, делаем. Принципы, объясняемые психологией, дают нам рациональную основу для понимания того, что мы и другие делаем. Психология была определена во многих отношениях. В древние времена люди анализировали поведенческие аспекты на основе философии. Они верили, что в каждом человеке есть душа, и это отвечает за всю нашу деятельность.
Эта точка зрения привела к мнению, что предметом психологии должно быть изучение души. Но это определение не могло ответить на вопросы, касающиеся существования души и ее доступности для изучения. Это условие привело к новому определению греческих философов, которые определили психологию как «науку о сознании». Но это определение также было отвергнуто на тех же основаниях, что и душа была отвергнута.
Позже психолог Вильгельм Вундт, основавший первую психологическую лабораторию в Лейпцигском университете в Германии, определил психологию как исследование сознания. Э. Б. Титченер, ученик Вундта, предложил метод самоанализа для изучения сознания. Но из-за своей субъективности и ненаучного метода исследования это определение также было отвергнуто.
Постепенно в результате развития научного мировоззрения люди стали мыслить на научной основе и стали определять психологию как науку о поведении. Наконец, именно Дж. Б. Уотсон (1913) определил психологию как науку о поведении человека, а также животных.
Сегодня это наиболее приемлемое определение. В этом определении термин «поведение» включает познавательную деятельность, такую как мышление, мышление, интеллект, воображение, память и т. Д., Сопутствующие виды деятельности, такие как ходьба, танцы, драка, нападение и другие склонности к действию, а также аффективные действия, такие как чувство, радость, счастье, симпатия, гнев, ревность и т. д. в человеке. Это определение также включает в себя поведение не только людей и животных, но также всех живых организмов и их психических процессов.