Что такое психология искусства
психология искусства
Полезное
Смотреть что такое «психология искусства» в других словарях:
Психология искусства — призвана установить наиболее общие закономерности всех видов художественной деятельности, раскрыть механизмы становления личности человека творца, проанализировать различные формы воздействия искусств на человека. Содержание 1 Искусство как… … Википедия
ПСИХОЛОГИЯ ИСКУССТВА — исследовательское направление, изучающее свойства и состояния личности, обусловливающие создание и восприятие произведений искусства, социально психологические основы художественного процесса. П.и. сложилась как относительно самостоятельная… … Философская энциклопедия
Психология Искусства — отрасль психологии, изучающей процесс восприятия и создания произведений искусства … Психологический словарь
ПСИХОЛОГИЯ ИСКУССТВА — (от греч. psyche душа и iogos учение, наука) отрасль психологической науки, исследующая как свойства и состояния личности, к рые обусловливают создание и восприятие ею худож. ценностей, так и влияние этих ценностей на ее жизнедеятельность. П. и.… … Эстетика: Словарь
Психология искусства (книга) — Психология искусства Автор: Л. С. Выготский Жанр: монография Язык оригинала … Википедия
психология искусства сценического — область психологии, исследующая творческую деятельность художников сцены актера, режиссера и процесс восприятия сценических произведений зрителем. Ее особенности определяются спецификой ее предмета: 1) искусства сценического как одного из… … Большая психологическая энциклопедия
Психология искусства (psychology of the arts) — Иск ва зависят от каждой из способностей разума перцептивной, когнитивной и мотивационной. По это причине все ветви психологии вносят вклад в изучение иск в. Иск во вытекает из свойства перцептивных образов, к рое почти полностью игнорировалось в … Психологическая энциклопедия
психология — (от греч. psyche душа и logos учение, наука) наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. Взаимодействие живых существ с окружающим миром реализуется посредством качественно отличных от… … Большая психологическая энциклопедия
психология творчества — область психологических исследований творческой деятельности (см. творчество) людей в науке (см. психология науки), литературе, музыке, изобразительном и сценическом искусстве (см … Большая психологическая энциклопедия
ПСИХОЛОГИЯ ТВОРЧЕСТВА — литературного, научная дисциплина, изучающая психологические особенности творческой переработки писателем впечатлений действительности, психологию личности автора как творца, общие и частные закономерности процесса создания художественного… … Литературный энциклопедический словарь
Что такое психология искусства
Специфика психологии искусства по отношению к другим изучающим искусство дисциплинам заключается не только в ее предмете, но и в методах. Сильная сторона психологии в изучении искусства состоит во владении экспериментальной методологией и возможности строить свои концепции на основе не только теоретических соображений и данных самонаблюдения, но также и экспериментально полученных факторов. Именно психологии доступно изучение конкретных частных механизмов и тонких индивидуальных различий в восприятии и воздействии искусства.
Можно выделить такие подходы к изучению психологии искусства:
Тип с доминирующей рациональной функцией | Тип с равносильными рациональной и иррациональной функциями | Тип с доминирующей иррациональной функцией |
Искусство служит народу. Искусство воспитывает и направляет. Рассчитано на массы. Симфонизм музыкального мышления. Страсти контролируются рассудком. будит чувства, мысль, Игра комбинациями чувств и образов. Современность и мифологичность образов. Искусство раскрывает в людях лучшие стороны, приобщает к смыслу мировой гармонии, помогает выразить себя. Утонченная выразительность звукоизвлечения Культ утонченной чувственности и всепоглощающих страстей. Искусство как способ самопознания [править]В произведение искусства творец вкладывает свои мысли, чувства, темперамент. Самораскрытие, самопознание, самоактуализация, самопрезентация, самовыражение и другие формы презентации самости выступают в творчестве наиболее ярко. Многие выдающиеся музыкальные, литературные и художественные произведения глубоко автобиографичны. Искусство и архетип [править]Архетипические образы всегда сопровождали человека, они являются источником мифологии, религии, искусства. В этих культурных формах происходит постепенная шлифовка спутанных и жутких образов, они превращаются в символы, все более прекрасные по форме и всеобщие по содержанию. Мифология была изначальным способом обработки архетипических образов. Творчество, способности, талант, гениальность в искусствеТворческий процесс, его составляющие и динамика [править]Процесс художественной творческой деятельности очень индивидуален (см. «Психология искусства: типологический подход»). Схема художественной творческой деятельности (в общих чертах): 1. Поиск (сознательный или бессознательный) стимула к творческому движению Искусство как форма терапии [править]Виды арт-терапии, представленные в психологии и медицине, отвечают существующим видам искусств. Выделяют собственно арт-терапию, музыкотерапию, танцевальную терапию, драмотерапию, сказкотерапию, библиотерапию, маскотерапию, этнотерапию, игротерапию, цветотерапию, фототерапию, куклотерапию, оригами и тому подобное. Кроме того, каждый из этих видов имеет множество арт-терапевтических техник, которые применяются для решения внутренних и межличностных конфликтов, кризисных ситуаций, травм, невротичных и психосоматических расстройств. Экспериментальная и психоаналитическая парадигмы в исследовании творческого стиля [править]Экспериментальная и психоаналитическая парадигмы в исследовании творческого стиля проходят через всю историю эстетики. Они отражают существование объективных и субъективных закономерностей в психологии творчества. Произведение искусства — есть всегда синтез объективных и субъективных законов. Доминирование в каждом конкретном случае тех или других закономерностей связано часто с психологическим типом творца. Системно-типологический подход в психологии искусства [править]Системно-типологический подход к проблеме литературных, музыкальных, художественных и т. п. способностей предполагает существование единого комплекса природных задатков, развивающихся на их основе способностей, психофизиологических и психологических особенностей, условий развития, воспитания, средовых влияний. При этом центральной проблемой любых способностей становится проблема индивидуальных различий. Личностные особенности художественного интеллекта, восприятия, памяти, мышления, ценностно-мотивационная сфера, мировоззренческие установки, творческий процесс и способ создания произведения искусства определяют индивидуальный творческий стиль автора, его технику и язык. Базисом этого комплекса является психологический тип личности. Единство художественных, когнитивных и личностных особенностей, включающих доминирующую мировоззренческую установку типологического характера определяет творческий стиль писателя, музыканта, художника. Формула «Стиль — это человек» подтверждается известными словами Флобера: «Мадам Бовари — это я».
Система психологических типов — псикосмология, предлагаемая Н. Л. Нагибиной и ее научным коллективом, строится на соотношении принципов познания: рациональном и иррациональном. В каждом человеке доминирует один из способов познания, второй способ познания может являться подчиненным или равным первому (переходные типы). Рациональный — тип, в котором мышление является доминантным, рефлексивным, который относится к мышлению как к ценности более высокой в своей познавательной сфере, чем чувственное познание. Иррациональный — тип, в котором мышление не является доминантным, процесс познания не опосредован рефлексивными операциями, который относится к интуиции и ощущениям как к ценности более высокой в своей познавательной сфере, чем рефлексивное познание. В системе психологических типов находятся четыре рациональных типа (A, B, D, E) и четыре иррациональных (B, C, F, G), также имеются четыре переходных типа (AB, CD, EF, GH), в которых рациональный и иррациональный принцип познания имеют одинаковый вес. В данном подходе доминантой звучит фигура творца. Феноменологический подход позволяет органично объединить научный и герменевтический методы исследований личности. Предложен оригинальный проект изучения стилевых особенностей творчества в контексте обусловленности их психологическим типом творца. Поскольку в искусстве субъект духовно-практически осваивает мир посредством образов художественных, психология искусства выделяет механизмы их формирования, отправляясь от опыта познания человеком действительности в системе других элементов культуры, прослеживая закономерности преобразования этого опыта для порождения художественных творений. Своеобразие работы мысли при этом раскрывается в ее сравнении с оперированием теми чувственными и умственными образами, что организуют поведение субъекта вне сферы искусства. Такое сравнение позволяет объяснить уникальность актов художественного познания, их отличие от других форм отображения действительности. Изучение переживаний, сопряженных с созданием и восприятием искусства, уже в древности выявило ключевую роль катарсиса. Феномен катарсиса позволил: 1) отграничить повседневные «житейские» чувства от эмоциональных потрясений, вызываемых общением с произведениями искусства; 2) обнажить внутреннее родство между психологией их создателя и тех, кто их воспринимает; 3) указать на их воздействие на личность не только в плане художественного познания реальности, но также и преобразования глубинных оснований ее отношений к ней, к другим людям и самой себе. Эти аспекты определили основные проблемы психологии искусства: 1) изучение специфических характеристик образно-эмоционального строя личности, создаваемых ее включенностью в процессы порождения и восприятия эстетических ценностей; 2) анализ художественного восприятия как формы сотворчества в разные периоды развития индивида и у разных контингентов реципиентов (зрителей, читателей, слушателей); 3) воздействие искусства на ориентации ценностные и мотивацию поведения субъекта и его мировоззрения. В данной статье рассказывается о становлении психологии искусства, а так же ее применение и развитие. Головин подробно объясняет как протекают все психические процессы, от чего они зависят и как применять данные теории на практике. Развитие и особенности психологии искусства
Искусство выступает связующим звеном между людьми разных социальных слоев, национальностей, религиозных взглядов, пола, возраста. Искусство с точки зрения психологовВ психологии изучение искусства заключается в проведении анализа предметов искусства, экспериментальных методиках и построении теорий на их основании. Психология искусства изучает не только результат творческой деятельности, но и личность автора, роль его творчества в формировании общественного сознания, влияние на личность зрителя. Современная психология искусства как наука не имеет четко определенного предмета: искусство воспринимается и как форма познания, и как способ преобразования, и как средство самовыражения. В изучении психологии искусства выделяют 6 подходов: Большинство исследований отдают предпочтение искусствоцентрическому методу, поскольку он рассматривает творческий процесс комплексно, не акцентируясь на отдельных деталях. Формы и методы исследования искусстваДля изучения искусства используют ряд научных методов, применяемых в других отраслях психологии: Задача методов изучения искусства — исследовать процессы творчества, рассматривая их как способ выражения личностных черт, особенностей характера, эмоциональных проявлений. Проблематика терапевтического искусстваОсновные проблемы направления, изучающего искусство: Среди специфической проблематики науки выделяют: В психологии, в первую очередь, искусство рассматривается как метод развития личности: процесс творчества оказывает на человека терапевтический эффект, повышает его моральные качества, помогает снять эмоциональное напряжение. Исследования Выготского в области искусства
Рассматривая произведение, Выготский оценивал формы и методы, применяемые автором. Он полагал, что в основе творчества лежит психологический механизм, и именно его следует изучать, чтобы понять психологию творчества. Механизм задействует целый комплекс психических процессов и явлений, на которые человек, далекий от творчества, не обращает внимания. Изучение этих механизмов позволяет глубже понять процесс создания, использовать его в других сферах. Ключевой задачей исследования Выготского было изучение катарсиса, как аффективного противоречия. Катарсис становится высшей формой эмоционального переживания и приносит творцу и зрителю высшее эмоциональное наслаждение. Но возможность достичь наслаждения появляется только благодаря сильному потрясению, которое может быть травмирующим. Выготскому не удалось вывить связи между скоростью достижения катарсиса и видом творчества, поэтому можно предположить, что все формы творчества от живописи и классической музыки до театра и ораторского искусства одинаково сильно воздействуют на психику человека. Роль катарсиса в искусстве, влияние на зрителя и автора
В эпоху Возрождения понятие катарсиса пересмотрели сквозь призму гуманистического взгляда. В новом понимании он стал обозначать высшее наслаждение, вызванное эстетическим переживанием. Позднее понятие вновь пересмотрели, введя его в научный дискурс. Катарсисом стали называть избавление от сомнений, ложных мыслей, моральное облегчение. В 19 веке катарсис добавили в официальную терминологию психиатрии и психотерапии. Первым его начал использовать З. Фрейд, исследуя влияние гипноза на пациентов с различными психопатологиями. Фрейд вводил пациента в состояние гипноза, чтобы раскрыть спрятанные в подсознании воспоминания и травмирующие переживания. Вспоминая и заново переживая события, приведшие к расстройству, пациент избавлялся от их влияния. Процесс очищения психики от накопленных негативных переживаний и являлся катарсисом в понимании Фрейда. Позднее термин в этом значении стали использовать представители других направлений психологии и психиатрии. Применение искусства для лечения психологических патологий
Он рассматривал творчество как метод облегчения переживаний пациентов, страдающих туберкулезом. Наблюдая за пациентами санатория, Хилл выявил связь между рисованием и уменьшением симптомов. Позднее арт-терапию стали применять в работе с детьми, пострадавших от военных действий, пациентами, страдающими неврозами, депрессией, повышенной агрессией. Фрейд использовал результаты творчества пациентов для уточнения диагноза, оценивая неосознаваемые психические процессы. С середины 20 века арт-терапия стала официальным методом лечения и профилактики, применяемым в психотерапии. Формы арт-терапии, применяемые в психологии:
Интерпретируя результаты творчества, психолог может лучше понять особенности взаимоотношений в семье, выявить триггерную ситуацию, спровоцировавшую развитие психологического отклонения. Полезное видеоИз видео вы узнаете о применении арт-терапии в лечении детей и о степени эффективности данного метода. Психология искусстваПсихология искусства призвана установить наиболее общие закономерности всех видов художественной деятельности, раскрыть механизмы становления личности человека-творца, проанализировать различные формы воздействия искусств на человека. СодержаниеИскусство как способ познанияПсихология искусства: исследовательские подходыСпецифика психологии искусства по отношению к другим изучающим искусство дисциплинам заключается не только в ее предмете, но и в методах. Сильная сторона психологии в изучении искусства состоит во владении экспериментальной методологией и возможности строить свои концепции на основе не только теоретических соображений и данных самонаблюдения, но также и экспериментально полученных факторов. Именно психологии доступно изучение конкретных частных механизмов и тонких индивидуальных различий в восприятии и воздействии искусства. Можно выделить такие подходы к изучению психологии искусства: Построение систем в музыкознанииВо главу угла в таких системах ставится коммуникация между субъектом и объектом. Модели системного подхода включают разного рода схемы взаимодействия. При этом предполагается детальное изучение всех составляющих процесса взаимодействия и функционирования объекта и субъекта. Варианты таких систем представлены в работах Л. Я. Дорфмана, В. П. Морозова, Э. А. Голубевой, А. Л. Готсдинера, Л. Л. Бочкарева, Р. Р. Гарифуллина и других. В качестве системы и подсистемы человек способен создавать и воспринимать художественный образ. Интегральная индивидуальность человека понимается как целостность, большая система, в которой выделяются иерархические уровни индивидуальных свойств, между которыми существует особого рода связи — много-много-значные или полиморфные (по В. С. Мерлину). Иерархические уровни содержат индивидуальные свойства, представляющие разные уровни развития материи, начиная от биохимических свойств и кончая социальным статусом человека в коллективе и обществе. Таким образом, более общие системы включают в себя все более частные. Материал для исследований нарастает как снежная лавина, которой уже невозможно управлять. Для концепций этой группы исследователей важными являются вопросы: Что представляет собой музыка в качестве информативного средства? Каким образом она может передаваться и восприниматься? Музыка несет в себе достаточно однозначную информацию, которая должна быть соответствующим образом воспринята субъектом. Информация должна восприниматься либо в виде образа (достаточно конкретного), либо в виде эмоции (конкретно понимаемой). Основные положения исследователей данной группы: Главными идеологами этой теоретической концепции в зарубежном музыкознании являются Мерсман Х., А.Хальм, Х.Кайзер. По их мнению, при изучении музыкального восприятия предметом научного исследования должен стать процесс перехода индивидуального сознания слушателя в трансцендентальное сознание, сливание «Я» с музыкой космоса («трансцендентальная редукция»). Феноменологический подход объединяет многие противоборствующие концепции в рамках системы более высокого уровня. Она, подобно системе химических элементов, основываясь на некоей предустановленной гармонии, задает строение, характер связей и взаимодействий элементов. Цель феноменологии — построение новой науки. Нагибиной Н. Л. предложена система психологических типов: рациональных, иррациональных и смешанных. Для каждого типа характерен свой стиль и цели творчества
|