Что такое психология религии

ЛЕКЦИЯ № 22. Психология религии. Особенности религиозного сознания

ЛЕКЦИЯ № 22. Психология религии. Особенности религиозного сознания

Религия является одной из форм общественного сознания (общественной жизни) социальных групп и личностей, с помощью которой люди общаются (пытаются общаться) с реальностью, но не с той, с которой мы сталкиваемся в повседневной действительности, а с другой, лежащей за пределами обыденного опыта.

Религия – особая сфера проявления психики человека, связанная с поиском им духовной и психологической ниши, идейных и других ориентиров и функционирующая в форме верований и практических действий, к которым люди обращаются тогда, когда они не способны решить свои повседневные проблемы собственными силами в борьбе за свое существование в трудных условиях окружающего их реального мира.

Глубинные истоки религии берут свое начало в особенностях функционирования человеческой психики.

Верующие склонны связывать свое первоначальное обращение к религии с чудом, с неожиданным озарением и просветлением, приобщением к Богу.

Соприкосновение человека с реальностью религии есть его религиозный опыт.

Религия может быть объектом манипуляций и использоваться в различных целях.

Своеобразие религии.

Выделяют ряд психологических показателей, помогающих понять, что такое религия.

Во-первых, религия – это специфическая форма общественного сознания (общественной жизни) людей, имеющая свои собственные особенности и вызывающая своеобразные состояния психики верующих.

Во-вторых, религия предполагает наличие особых групп – групп верующих и конфессиональной (групповой) исключительности.

В-третьих, религия связана с верой в образы и понятия, которые считаются священными и трактуются как сверхъестественные.

В-четвертых, религия подразумевает определенную совокупность верований, выраженных в религиозных канонах.

В-пятых, религия предполагает особую совокупность определенных культовых действий и ритуалов.

Классификация религий. Основные подходы к классификации религий многообразны.

Существуют нормативные, географические, этнографические, философские, морфологические, лингвистические и другие принципы их классификации.

Для психологии важно классифицировать религии по двум основаниям – по направленности и по географическому признаку, позволяющим четко обозначить и их специфику, и видимое невооруженным глазом их одинаковое происхождение, сходство. Обычно различаются:

1) религии авраамического монотеизма (веры в единого бога), вырастающие из древнего иудаизма и включающие в себя иудаизм, христианство и ислам;

2) религии индийского происхождения, представленные индуизмом, южным буддизмом (тхеравада), джайнизмом и сикхизмом;

3) дальневосточные религии – конфуцианство, даосизм, синтоизм, северный буддизм (махаяна).

Этот перечень дополняют этнические религии, принадлежащие к разнообразным культурам малых обществ, которые иногда рассматриваются как первобытные, – это религии аборигенов Африки, Полинезии, Австралии, североамериканских индейцев.

Другие древнейшие религии уже утратили существование: это религии вавилонян, древних греков и римлян, индейцев майя, ацтеков и т. д.

Религиозное сознание – иллюзорное отражение действительности.

Для него характерно осмысление не реальной действительности, а вымышленной.

Религиозное сознание как индивида, так и группы не может существовать вне определенных мифов, образов и идей, которые усваиваются людьми в процессе их социализации.

Религиозное сознание отличают высокая чувственная наглядность, создание воображением различных религиозных образов, соединение адекватного действительности содержания с иллюзиями, наличие религиозной веры, символичность, сильная эмоциональная насыщенность, функционирование с помощью религиозной лексики и других специальных знаков.

Специфику содержанию религиозного сознания придает единство двух его сторон – содержательной и функциональной.

Содержательная сторона религиозного сознания формирует конкретные ценности и потребности верующих, их взгляды на окружающий мир и потустороннюю реальность, способствуя целенаправленному внедрению в их психику определенных идей, образов, представлений, чувств и настроений.

Функциональная сторона религиозного сознания удовлетворяет потребности верующих, придавая нужную направленность проявлениям их идеологии и психологии, формируя их определенное морально-психологическое состояние, способствуя эффективному воздействию на их психику.

Особенности религиозного сознания:

1) тесный контроль религиозных институтов над психикой и сознанием верующих, их поведением;

2) четкая продуманность идеологии и психологических механизмов ее внедрения в сознание верующих.

Религиозная вера, объединяет содержательную и функциональную стороны религиозного сознания.

Вера – это особое психологическое состояние уверенности людей в достижении цели, в наступлении события, в их предполагаемом поведении, в истинности идей при условии дефицита точной информации о достижимости поставленной цели.

Религиозная вера – это вера в истинность религиозных догматов, текстов, представлений, в объективное существование существ, свойств, превращений, которые составляют предметное содержание религиозных образов; возможность общения с кажущимися объективными существами, воздействия на них и получения от них помощи; в религиозные авторитеты – отцов, учителей, святых, пророков, харизматиков, церковных иерархов, служителей культа и т. д.

Структура религиозного сознания включает религиозную идеологию и религиозную психологию.

Религиозная идеология – это более или менее стройная система понятий, идей, концепций, разработкой и пропагандой которых занимаются религиозные организации.

Религиозная идеология является результатом целенаправленной, систематизированной деятельности, находящей свое выражение в форме учений, фиксирующих основы религиозного миропонимания.

Религиозная психология – совокупность религиозных представлений, потребностей, стереотипов, установок, чувств, привычек и традиций, связанных с определенной системой религиозных идей и присущих всей массе верующих.

Она формируется под влиянием непосредственных условий жизни и религиозной идеологии.

Человек становится сторонником той или иной религии не от рождения, а в силу определенных причин: факторов, которые с точки зрения данной личности делают ее веру необходимой.

Типология мировоззренческих групп людей (на основании их отношения к религии и атеизму):

1) глубоко верующие. Наличие глубокой религиозной веры. Вера в основном реализуется в поведении.

2) верующие. Наличие религиозной веры. Вера слабо реализуется в поведении.

3) колеблющиеся. Наличие колебаний между верой и неверием. Возможны отдельные элементы религиозного поведения.

Индифферентные к религии люди. Религиозная вера отсутствует, но нет и атеистических убеждений.

Религиозное поведение отсутствует, хотя не исключены отдельные его проявления.

Пассивные атеисты. Атеистические убеждения имеются, но не всегда являются глубокими и осознанными.

Религиозное поведение полностью отсутствует, однако атеистические убеждения слабо реализуются в поведении.

Активные атеисты. Наличие глубоких атеистических убеждений. Атеистические убеждения реализуются в поведении.

Религиозные, верующие люди в своих мыслях и действиях опираются на определенные образцы для подражания.

Типология религиозных личностей, сложившаяся в ходе развития религиозной практики, на которую ориентируются рядовые верующие:

1) мистик – тип верующего, стремящегося отвлечься от окружающего мира и его влияния, чаще всего индивидуалист одиночка;

2) пророк – личность, имеющая нерегулярный, но интенсивный религиозный опыт.

Пророк в отличие от мистика все время с людьми;

3) священнослужитель – посредник между человеком и божеством.

Его основная функция в том, чтобы правильно выстраивать порядок богослужения по религиозным канонам.

Священнослужитель приобретает свой авторитет в религиозной организации благодаря специальному образованию и подготовке;

4) реформатор – личность, находящаяся в рамках той или иной религиозной традиции, стремящаяся преобразовать эту традицию в соответствии с собственным религиозным опытом;

5) монах – член религиозного ордена, удалившийся от светской жизни в особое уединенное или уже освященное религией место, чтобы вести традиционно-религиозный образ жизни и придерживаться высоких моральных и обрядовых требований;

6) монах – отшельник – человек, для которого необходимо уединенное проживание в диких, безлюдных местах с суровой природой, чтобы добиться очищения души и интенсивного религиозного опыта;

7) cвятой – личность, воплощающая в глазах религиозной общества идеал совершенства в той или иной его форме;

8) теолог – тип интеллектуала теоретика, задача которого состоит в том, чтобы выразить верования данной религиозной общности в концептуально-рациональной форме;

9) основоположник религии – фигура, по своему масштабу намного превосходящая все остальные типы религиозных личностей.

Его религиозный опыт настолько уникален и интенсивен, что он становится основой новой религии.

Многообразные формы социального поведения человека основаны на наблюдении над другими индивидами его сообщества, которые служат моделью для подражания.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

1. Психология религии У. Джеймса и его теория сознания

1. Психология религии У. Джеймса и его теория сознания Философия и психология Уильяма Джеймса (1842-1910) вновь возрождается после периода относительного забвения. Совсем недавно его основные работы были переизданы и теоретические воззрения получили новую оценку. Его

54. Психология религии

54. Психология религии Религия – особая сфера проявления психики человека, связанная с поиском им духовной и психологической ниши, функционирующая в форме верований и практических действий.Выделяют ряд психологических показателей, помогающих понять, что такое

Лекция 12. Индивидуальные особенности личности

Лекция 12. Индивидуальные особенности личности Множество, казалось бы, самых различных свойств личности связано относительно устойчивыми зависимостями в определенные динамические структуры. Особенно отчетливо это проявляется в характере человека.Характер – это

Лекция 16. Психологические особенности делового общения

Лекция 16. Психологические особенности делового общения Как уже подчеркивалось в предыдущей лекции, жесты, мимика, интонации – важнейшая часть делового общения. Порой с помощью этих средств можно сказать гораздо больше, чем с помощью слов. Наверное, каждый может

Лекция 24. Стресс и его особенности

Лекция 24. Стресс и его особенности Наиболее мощное проявление эмоций вызывает комплексную физиологическую реакцию – стресс. Оказалось, что на неблагоприятные воздействия разного рода – холод, усталость, страх, унижение, боль и многое другое – организм отвечает не

ВЕЧНАЯ ПСИХОЛОГИЯ: СПЕКТР СОЗНАНИЯ

ВЕЧНАЯ ПСИХОЛОГИЯ: СПЕКТР СОЗНАНИЯ Кен Уилбер На протяжении нескольких последних десятилетий психологи, теологи и философы на Западе проявляют огромный интерес к универсальному учению о природе человека и реальности, лежащему в основе каждой значительной

Современная психология об устройстве сознания

Современная психология об устройстве сознания Мои переживания остались бы моими личными «семейными радостями», если бы они не подтверждались огромным числом открытий, касающихся сознания. Хоть очень многое из того, что сегодня называется психологией, далеко от

74. Психология религии

74. Психология религии Религия – специфическая форма общественного сознания, основанная на вере в сверхъестественные силы. Религиозные идеи представляют собой систему представлений о Боге, мироздании, обществе и человеке. В состав религиозной идеологии входит теология

41 ПСИХОЛОГИЯ КАК УЧЕНИЕ ОБ ИНТЕНЦИОНАЛЬНЫХ АКТАХ СОЗНАНИЯ

41 ПСИХОЛОГИЯ КАК УЧЕНИЕ ОБ ИНТЕНЦИОНАЛЬНЫХ АКТАХ СОЗНАНИЯ Интенциональный акт – внутринаправлен-ность сознания и его функций на тот или иной предмет независимо от того, является ли сам предмет непознаваемым или истинным.Впервые понятие интенционального акта было

Глава 3.1. Психология религии

Глава 3.1. Психология религии Как известно, само понятие религии до сих пор остается одним из труднейших для определения в эмпирических, операциональных категориях. Единого определения религии нет, и потому в ходу у исследователей буквально сотни дефиниций. Большая часть

4. Генетическая психология религии.

4. Генетическая психология религии. Два пути исследования, как известно, открыты психологии, как общей, так и отдельным ее отраслям, посвященным разработке особенно интересных проблем: она может попытаться дать простое, по возможности точное и беспристрастное описание

Глава 10. Уильям Джеймс и психология сознания

Глава 10. Уильям Джеймс и психология сознания Уильям Джеймс считал, что психология одной стороной граничит с биологией, а другой — с метафизикой, проникая во все области человеческого существования. Джеймс фактически познакомил Соединенные Штаты с психологией, стал ее

Лекция I. Проблема языка и сознания

Лекция I. Проблема языка и сознания Проблема психологического строения языка, его роли в общении и формировании сознания является едва ли не самым важным разделом психологии.Анализ того, как строится наглядное отражение действительности, как человек отражает реальный

Лекция XVIII ОТНОШЕНИЕ ФИЛОСОФИИ К РЕЛИГИИ

Лекция XVIII ОТНОШЕНИЕ ФИЛОСОФИИ К РЕЛИГИИ Рассмотрение того, что мы назвали «святостью», поставило нас лицом к лицу с вопросом: является ли чувство «присутствия божества» доказательством существования последнего? Обратившись к мистицизму за ответом на этот вопрос, мы

Источник

Что такое психология религии (веры)? В каких случаях можно обращаться за помощью?

Что такое психология религии. Смотреть фото Что такое психология религии. Смотреть картинку Что такое психология религии. Картинка про Что такое психология религии. Фото Что такое психология религии

Комментарии Что такое психология религии. Смотреть фото Что такое психология религии. Смотреть картинку Что такое психология религии. Картинка про Что такое психология религии. Фото Что такое психология религии0

Мне нравится Что такое психология религии. Смотреть фото Что такое психология религии. Смотреть картинку Что такое психология религии. Картинка про Что такое психология религии. Фото Что такое психология религии2

Психология религии занимает все больше места в современном мире.

Ни для кого не секрет, что с вопросами веры мы постоянно сталкиваемся в своей повседневной жизни: от храмового Богослужения до соблюдения духовных традиций в быту, от желания различать истинную религию предков и откровенное сектантство до потакания элементарным суевериям.

И здесь психолог должен вести большую просветительскую и практическую работу, целью которой является возвращение клиенту душевного комфорта и тяги к дальнейшему самообразованию.

Вот примерный список проблем, с которыми можно обращаться за помощью к специалистам в области психологии религии:

1)Необходимость в консультировании на предмет психологических признаков тоталитарности той или иной религиозной секты;

2).Невозможность совмещения личных религиозных взглядов с некоторыми подходами в современной психологии (специалист в области психологии религии на своих позициях стоит ближе к верующим людям, нежели к неверующим);

3).Необходимость решения межличностных проблем, имеющих религиозную окраску;

4).Стремление найти выход из сложившейся трудной ситуации, когда все основные психологические методы оказались безуспешными (или неприемлемыми);

5).Желание получить любую другую консультацию или помощь с позиций психологии религии (веры).

Несмотря на некоторую нестандартность в подходах, специалист в области психологии религии не заменяет собой священнослужителя, а лишь выполняет психологическую работу в пределах своей компетенции.

ЧТО ТАКОЕ ПСИХОЛОГИЯ РЕЛИГИИ?

Психология религии (religious psychology) – отрасль психологии, изучающая психологические и социально-психологические факторы, обусловливающие особенности религиозного сознания. Пытается понять и объяснить поведение верующих в целом и представителей различных религиозных течений в частности.

Этот раздел психологии исследует душевные процессы, выражающиеся в религиозных переживаниях и состоянии души (набожность, благочестие и пр.), их роль в жизни личности, включая кризисные моменты.

Данная область исследований берет свои истоки с конца XIX – начала XX вв. На данный момент накоплен значительный опыт о содержании религиозного сознания, а также об эмоциональных состояниях и чувствах человека во время молитвы, исповеди и совершения других обрядов.

Изучение законов формирования, развития и функционирования религиозной психологии ведется в следующих направлениях:

1).Общая теория психологии религии – изучает религиозное сознание, религиозные чувства, психологические функции религии в духовной жизни личности и общества;

2).Дифференциальная психология религии – рассматривает религиозное сознание и чувства верующих с учетом конкретной социальной среды и исторической эпохи;

3).Психология религиозных групп – изучает социально-психологическую структуру религиозных общин, механизмы общения, чувства и поведение верующих;

4).Психология религиозного культа – исследует влияние религиозных обрядов на человека;

5).Педагогическая психология атеистического воспитания – разрабатывает принципы формирования атеистического мировоззрения.

К великому сожалению, в нашей стране никогда не было (да и сейчас нет) ни института, ни кафедры, ни научной периодики по психологии религии.

Религия тесно связана с культурой и определить причинно-следственную связь между ними не всегда представляется возможным.

Макс Мюллер, один из родоначальников современного религиоведения сказал: «В наши дни почти невозможно говорить о религии, не обидев кого-нибудь. Некоторым религия кажется слишком священным предметом для научного изучения; другие ставят ее в один ряд с алхимией и астрологией, считая, что она сплетена из ошибок и галлюцинаций, недостойных внимания ученого. В некотором смысле я согласен с этими двумя мнениями. Религия есть священный предмет, и в ее самой совершенной или самой несовершенной форме она заслуживает наивысшего уважения».

Эти слова произнесены во второй половине XIX века, но звучат они сегодня как никогда современно.

Почему же так важно исследование религии и ее влияния на людей?

Специалисты прекрасно понимают, что религия выполняет несколько существенных функций в нашей жизни, три из которых приведены ниже. Религия:

1).Удовлетворяет естественную человеческую любознательность – дает свое объяснение происхождения и развития мира;

2).Значительно снижает страх перед неожиданностями и превратностями жизни, давая уверенность в благоприятном исходе тех или иных событий, утешает человека в тяжелые периоды;

3).Дает авторитетные предписания, включающие дозволения, запреты, ограничения, правила и советы для повседневной жизни своих приверженцев.

Разные религии и даже различные течения одного и того же вероисповедания вмещают как свои специфические особенности, так и общие принципы.

И как бы психолог ни стремился объективно исследовать психологические основы религии, он все равно будет находиться в рамках своего собственного религиозного (или атеистического) мировоззрения. Ни для кого не секрет, что человек является существом религиозным: кто-то верит в существование Бога, кто-то истово исповедует материалистические взгляды. Людей, безразлично относящихся к вопросам духовности и мироустройства, нет. И психологи здесь не исключение.

Поскольку религиозный опыт связан с активной деятельностью души (или, выражаясь научно, психики), исследования в области психологии религии представляют определенный интерес, как для самой психологии, так и для общества в целом.

Большое влияние на развитие психологии религии оказали взгляды И.Канта, Ф.Шлеермахера, исследования таких европейских ученых, как В.Вундт, Э.Старбук, Т.Фехнер, Г.Тиррел, Ф. фон Хьюгель, У.Джеймс, А.Маслоу, Дж.Фаулер, Э.Эриксон, Э.Фромм, В.Франкл и др.

Проблемы психологии религии рассматривались с позиций глубиной психологии и гуманистической психологии.

Заметим, что до XVII столетия европейская наука относила понятие религия по большей части к христианству. Считалось, что религиозность проявлялась в набожности, благоговейном отношении к христианскому Богу. А уже с середины XVII века значение этих терминов было изменено. Религия стала расцениваться в качестве различных систем верований и обрядов. Религиозность же теперь имела отношение к любому виду Высших Сил в анимизме, буддизме, христианстве, исламе и т.д. Таким образом, религиозность определяет личностное приспособление конкретного человека к определенным правилам религиозной жизни, являясь тем самым субъективным звеном в религии.

Здесь имеет смысл привести следующую цитату: «Религиозность в психологическом плане может рассматриваться как обратная связь между человеком и сверхъестественной действительностью. Психология религии принципиально занимается только человеком как партнером этой связи и исследует отображения, образы, понятия сверхъестественной действительности, которые созданы людьми. В наше время эта наука занимается проблемами структуры и типологии религиозного опыта и его обусловленностью, изучает роль религиозных состояний и актов в поведении личности, поднимает проблему обращения совести, исследует религиозные позиции, опыт, развитие, а также чувство вины и сожаления».

Специалисты в области психологии религии утверждают, что существует три типа страхов, в которых проявляется религиозность:

-личное беспокойство, возникающее из-за недостаточной интеграции личности;

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ВЕРУЮЩИХ ПАЦИЕНТОВ.

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ СПЕЦИАЛИСТА В ОБЛАСТИ ПСИХОЛОГИИ РЕЛИГИИ

В чем же отличие работы священнослужителя от работы психолога (психотерапевта)?

Европейские специалисты выделяют три отдельных направления пастырского консультирования: религиозное консультирование, пастырское окормление в области психического здоровья и пастырскую психотерапию.

И здесь важное место занимает тезис о разграничении функций врача-психиатра и священника.

Вот, например, мнение Папы Римского Пия XII по этому важному вопросу:

Особое место в современных психологических исследованиях занимают описания разнообразных искажений духовного опыта. Эти патопсихологические феномены возникают как внутри традиционных конфессий, так и (по большей части) являются характерными для псевдорелигиозных культов нового времени.

«Руководство по оказанию помощи жертвам духовных насилий» (под редакцией M.Langone) указывает на критерии, соответственно которым культ противостоит религии:

1).Религия уважает автономию индивидуума / Культ форсирует уступчивость личности;

2).Религия толерантно относится и даже поощряет вопросы и независимые мнения / Культ отвергает возможность критического мышления;

3).Религия способствует психо-спиритуальной (духовно-психологической. – прим. Сергея Саратовского) интеграции / Культ различает в своих участниках «хорошее новое «Я» и «старое плохое «Я»;

4).Религия старается напитать духовные нужды / Культ эксплуатирует духовные нужды;

5).Религиозная конверсия предрасполагает к раскрытию внутренних ресурсов для достижения личностной идентичности / Культовая конверсия воздействует на внешние паттерны поведения, не заботясь о внутренней идентификации;

6).Религия поощряет брак / Культ зачастую заставляет относиться к членам семьи как к врагам;

7).Религия уважительно относится к сексу между мужем и женой / Культ либо допускает сексуальную разнузданность, либо призывает к полному «умерщвлению плоти».

Источник

Куда делся Зевс: психология религии, или как люди становятся верующими

Lena Kochetkova

Что такое психология религии. Смотреть фото Что такое психология религии. Смотреть картинку Что такое психология религии. Картинка про Что такое психология религии. Фото Что такое психология религии

Психология религии занимается сознанием религиозных людей: изучает, как оно формируется и какие факторы на него влияют; самими людьми: их мышлением и поведением; а также религиозными сектами. Очень важный момент — исключение принципа трансцендентного. Этот постулат в психологии религии говорит о том, что мы не даем оценку: есть высший разум или его нет. Мы ставим себя перед фактом: есть люди, которые верят, и мы их изучаем. Чтобы начать изучать верующего человека, нужно понять, как он становится верующим. Теолог Джеймс Фаулер описал семь соответствующих стадий.

Первая — это ребенок до 3 лет, у которого воспитывается либо доверие, либо недоверие к окружающему. То есть его вера ограничена доверием или недоверием.

Следующая стадия — интуитивно-проекционная вера, основанная на интуиции (4–7 лет). Это наше любимое «Я перескочу через эти две ступенечки, и хорошее случится». На этой стадии ребенок интуитивен в своей вере: у него есть какие-то представления о том, что хорошо, что плохо, и это не оформленная доктрина, а его сказочные мышления о вере.

Следующая стадия — буквально-мифическая (7–11 лет), на ней человек начинает изучать сказки или мифы и воспринимать их чертовски буквально. На этих буквальных мифах основывается его вера в этот момент.

Потом случается синтетически-конвенциональная вера (11–13 лет). Это вера конформистская: в этом возрасте мы встраиваемся в группу, принимаем веру, которая в ней есть, и боимся из этой веры и группы уйти. Самое важное, что на этой стадии некоторые люди остаются. Дальше уже не будет возрастных ограничений, и ничего страшного не будет: мы будем принимать веру, которая есть в нашей группе.

Следующая стадия — индивидуально-рефлективная вера. На этой стадии человек задумывается: «А все ли так хорошо в вере, которую я принял? Может, в ней есть какие-то ошибки?» Он пытается вернуть веру в себе: вера группы была чужой, теперь он ее возвращает.

Дальше случается объединяющая вера, на которой попытки разрешить парадоксы веры и нестыковки сходят на нет, и мы принимаем ее такой, какая она есть. Если это случается, то это случается лет в 30. Человек заново открывает для себя мифы и легенды, но уже с двойным смыслом: если ребенок открывал все это буквально, то теперь мы видим двойные смыслы.

Ну и наконец, всеохватывающая вера. Это то, чего не достигает никто (ну или гуру и наставники). Получается, тут уже не вера есть у человека, а человек есть у веры.

Что такое психология религии. Смотреть фото Что такое психология религии. Смотреть картинку Что такое психология религии. Картинка про Что такое психология религии. Фото Что такое психология религии

Уильям Джеймс

Как знаменитые психологи рассуждали о вере? Расскажу об этом в хронологическом порядке. Первым появляется Уильям Джеймс. Мы ему обязаны тем, что он вообще первый начал говорить о связи религии и человека, но делал он это скорее философски, нежели научно. Для Джеймса религиозность была отношением человека к миру с очень важным компонентом — мистическим опытом и уверенностью в существовании высших сил. Что такое мистический опыт по Джеймсу? Если вы не можете объяснить, что именно испытали, если вы ощутили внутреннее просветление, если это ощущение было кратковременным, а потом исчезло, и в этот момент у вас отключилась воля — у вас был мистический опыт по Джеймсу. При этом бездеятельность воли присутствует только в момент опыта, но чтобы в него попасть, нужно быть очень волевым и делать усилия. Джеймс написал про все это огромную книгу — «Многообразие религиозного опыта». Она про то, что видимая часть — только часть существующего мира, еще есть духовная. Истинная цель человека — гармония с этим миром, которая достигается с помощью молитвы. Религия придает жизни новую ценность, побуждает к геройству, дает уверенность в спасении и влияет на чувство любви. Это очень романтичная точка зрения и скорее философская, чем научная.

Что такое психология религии. Смотреть фото Что такое психология религии. Смотреть картинку Что такое психология религии. Картинка про Что такое психология религии. Фото Что такое психология религии

Зигмунд Фрейд

Самый рьяный ругатель религии — Фрейд. Он считал, что религия опасна, потому что религия не позволяет мыслить критически, а если человек не мыслит критически, он интеллектуально стопорится. Опасность еще в том, что если религия берет на себя ответственность за нравственность и мораль, то как только пошатнется она сама, за ней пошатнется и мораль, а этого допустить нельзя. Фрейд называл религию массовым неврозом. Но невроз не получается на пустом месте. Чтобы он возник, нужен конфликт и комплекс, по Фрейду. Это будет Эдипов комплекс, объясню почему. Представьте себя древним человеком. Вы живете в Африке, все хорошо, и тут неожиданно на вашего друга падает дерево. Вы понимаете, что, черт возьми, вы тоже беззащитны, можете в любую секунду умереть. Жить с таким страхом чудовищно, он деструктивен для психики. Нужно договариваться с безжалостной природой. И так как договариваться мы можем только с теми, с кем можем разговаривать, мы очеловечим силы природы. На очеловеченные грозные и страшные силы природы тут же проецируется образ отца, а вместе с ним и Эдипов комплекс. Теперь мы можем устраивать обряды, чтобы задобрить этого бога, потому что можем с ним договориться: ведь он по сути человек. На базе этого комплекса формируется невроз, причем не обычный, а колоссальный — массовый. Фрейд говорил, что такой массовый невроз полезен, потому что он защищает от неврозов помельче. Массовый невроз — это иллюзия спокойствия, иллюзия спасения. От него нужно избавляться. Почему? Потому что религия, как я уже рассказала раньше, опасна.

Что такое психология религии. Смотреть фото Что такое психология религии. Смотреть картинку Что такое психология религии. Картинка про Что такое психология религии. Фото Что такое психология религии

Густав Юнг

Прямиком от Фрейда — к его ученику Юнгу. Самая известная теория Юнга, теория коллективного бессознательного, прекрасно подходит под объяснение религиозности. Если личное бессознательное — это оазис наших желаний, страхов, инстинктов, то коллективное бессознательное — это островок архетипов, которые в нас встроены с рождения. Если Джон Локк считал, что мы рождаемся как доска, как tabula rasa, то Юнг говорил, что мы рождаемся уже с набором архетипов в головах и именно на них будет строиться наша физическая жизнь, мифология, сказки, легенды и все прочее. Юнг просто проследил, что в разных сказках, верованиях и легендах неожиданно появляются одинаковые персонажи, которые и действуют одинаково, и сюжеты более-менее похожи. И тогда появилась эта концепция архетипа, с которой мы рождаемся, которая обладает одинаковым содержанием, где бы вы ни находились. Поэтому Юнг называл религию бессознательным, но не обычным бессознательным, а коллективным. Чтобы религия получилась, должно соединиться несколько архетипов. Архетип бога — это проекция всего возвышенного, хорошего, что есть в человеке, обратное — архетип дьявола. Как только бог и дьявол начинают бороться, получается религия.

Что такое психология религии. Смотреть фото Что такое психология религии. Смотреть картинку Что такое психология религии. Картинка про Что такое психология религии. Фото Что такое психология религии

Фредерик Скиннер

Что такое психология религии. Смотреть фото Что такое психология религии. Смотреть картинку Что такое психология религии. Картинка про Что такое психология религии. Фото Что такое психология религии

Эрих Фромм

Двигаясь дальше по хронологической спирали и курсу общей психологии, мы переходим к Эриху Фромму. Он первый наплевал на то, как религия получилась: ему было интересно, что из этого вышло. Он также первый после Джеймса сказал, что, вообще-то, это кому-то нужно, потому что, дорогие психологи, вашу функцию много лет выполняли священники. Фромм назвал религию психотерапией, но не все конфессии, а некоторые. Но также у Фромма есть и некая провокационная идея: невроз = религия. Где-то мы это уже видели. У Фрейда религия = невроз, а у Фромма невроз = религия. Дело в том, что Фромм расширил понятие религии до любой вещи, которой мы живем, которая движет нашей жизнью. Айфоны — вполне себе религия, по Фромму. Или культ личности — Ким Чен Ын: бога нет, но религия есть. Фромм считал психотерапией не все религии, а только некоторые из них, потому что он поделил их на авторитарные и гуманистические. Авторитарным религиям свойственны послушание, подчинение доктрине, утрата независимости и, как говорил Фромм, величайшее бессилие. Человек бессилен перед религией, он полностью ей подвластен и действует только для того, чтобы эту религию накормить. Также есть гуманистические религии. Им свойственны самостоятельность, культ самоактуализации и реализации потенциала, право на счастье и свободу, которое ничем не регламентируется, и, в противовес величайшему бессилию, величайшая сила. Как вы, наверное, догадались, Фромм был поклонником дзен-буддизма. У него есть книжка «Дзен-буддизм и психоанализ».

Что такое психология религии. Смотреть фото Что такое психология религии. Смотреть картинку Что такое психология религии. Картинка про Что такое психология религии. Фото Что такое психология религии

Вилейанур Рамачандран

Что такое психология религии. Смотреть фото Что такое психология религии. Смотреть картинку Что такое психология религии. Картинка про Что такое психология религии. Фото Что такое психология религии

Майкл Персингер

Дальше появился Майкл Персингер, который придумал «шлем бога», на областях висков там встроены магниты. Включая это потрясающее устройство, Персингер воздействовал на височные доли людей. Сейчас мы посмотрим, что происходит с человеком, когда он надевает эту штуковину, — это редактор журнала Skeptic Magazine и один из главных атеистов мира. Шермер почувствовал некое присутствие, он вышел из тела. Таким образом, мы можем с большой уверенностью сказать, что височные доли в некоторой степени несут ответственность за гиперрелигиозное чувство.

Когнитивная психология религии

Мы добрались до когнитивной психологии религии — самого современного направления в ее исследованиях. Когнитивные психологи решили, что на эволюционном этапе религиозное мышление почему-то оказалось самым выгодным для познания. Тут вечный спор о науке и религии приходит к странной точке, потому что на этапе религия была нужна для познания, этот постулат они и сделали главным: «Религиозное мышление, возможно, путь наименьшего сопротивления для наших познавательных систем» (Стюарт Гарти). Очень многие из современных исследований направлены на то, чтобы понять, как в сознании закрепляется образ божества, как это работает. Был выведен принцип, который называется принципом закрепления минимума контринтуитивных идей. Смысл очень прост: мы запоминаем то, что, с одной стороны, интуитивно и понятно нам на бытовом уровне, но, с другой стороны, вырывается за рамки нашей повседневной жизни. То есть запоминающийся персонаж должен быть, с одной стороны, обычным, а с другой стороны — очень необычным. Тут встает вопрос, который называется проблемой Микки Мауса: почему Микки Маус не бог? Потому что это вполне себе бытовая вещь — мышь в штанах, но которая разговаривает. Над этим все ломали голову, пока экспериментально не вывели свойства сверхъестественного агента. Сверхъестественный агент — это не Джеймс Бонд, а как раз наше божество. Оно должно быть непонятным на бытовом уровне, оно должно обладать стратегической информацией, то есть знать все обо всех, оно должно уметь действовать и мотивировать к действию самих людей (это обряды, ритуалы и прочее). Дальше встает еще один вопрос: а куда делись старые боги? Они подходили на эту должность агента, но испарились. Куда делся Зевс? Дело в том, что есть один очень важный момент — момент контекста. Некоторые боги из него выпадают. Зевс уже не в нашем контексте, и теперь мы смотрим на него как на историю. Может быть, когда-нибудь наши конфессии тоже выпадут из контекста, но придет им на смену.

Продолжая изучать то, как воспринимается высшее божество, когнитивные психологи решили посмотреть, в каком возрасте это случается и как это происходит: когда ребенок начинает быть зависимым от бестелесного. Был построен эксперимент, в котором исследователь просил детей кидать мячик с липучками, но через спину. Естественно, у детей не получалось. Они оставались в комнате одни, должны были кидать этот мячик, но у них плохо получалось, и они начинали жульничать. Но однажды ситуация изменилась: в эту комнату поставили стул и посадили на него невидимую принцессу Алису. Пустой стул оказался очень важным. Самое забавное, что детей спрашивали: «А вы верите в то, что тут сидит принцесса Алиса?» Они такие: «Нет!» — а потом прекращали жульничать. Это исследование показывает, в каком возрасте формируется некоторая зависимость от бестелесного наблюдающего существа.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *