Что такое психолого педагогическая характеристика
Составление психолого-педагогической характеристики ребенка
Анастасия Лескова
Составление психолого-педагогической характеристики ребенка
1. Что такое характеристика?
Характеристика — официальный документ, содержащий оценку деловых и личных качеств человека.
2. Цель создания характеристики в ДОУ
Составление характеристики на ребенка входит в обязанности работников ДОУ. Сведения, указываемые в характеристике, должны быть исчерпывающими и объективными. Характеристика — это письменный документ, необходимый для выделения и подчеркивания социальных и личностных особенностей конкретного ребенка. Указанный документ оформляется в произвольную форму в ДОУ, где данный ребенок осуществляет, либо осуществлял игровую (познавательную, социальную и т. п.) деятельность.
3. Виды характеристик:
Пример заполнения характеристики на ребенка
1. ФИ Дата рождения Проживает по адресу:
Посещает подготовительную группу, обучается по программе «Детство». В семье уделяется достаточное внимание воспитанию и развитию ребенка.
Маша может самостоятельно пользоваться туалетными принадлежностями, умываться, мыть руки, может самостоятельно одеться, раздеться, обуться, пользоваться ложкой, вилкой, умеет убирать свои вещи и постель.
В игровой деятельности проявляет интерес к сюжетно-ролевым играм, понимает правила игры, выполняет их, может внести изменение в содержание игры, в коллективной игре бывает активной, в игре отражает свой опыт.
Маша способна контролировать свою деятельность, доводит дело до конца, внимание устойчивое, может быстро переключаться. В затруднительной ситуации старается найти выход самостоятельно, но при необходимости принимает словесную и практическую помощь педагога.
Девочка эмоциональна, активна в различных видах деятельности, в процессе общения со сверстниками и взрослыми проявляет уступчивость, не капризна, преобладающее настроение спокойное, адекватное ситуации, старается прийти на помощь,не обижать других, умеет подчиняться требованиям взрослых, аккуратна. Маша умеет и любит рисовать, лепить, танцевать, но недостаточно хорошо вырезает ножницами. Ребенок может понять главную мысль сказки, картинки, объединить несколько картинок на основе общего признака, разложить картинки на группы по существенному признаку, достаточно хорошо ориентируется в пространстве и времени.
Пример №2
Общее физическое развитие _в норме_
Состояние здоровья _в норме_
Состав семьи _полная_
Детский сад посещает с августа 2014 года. К детскому саду адаптировался быстро.
Ребенок из полной семьи. Взаимоотношения с родителями строятся на теплой, доброжелательной основе. В семье больше всего ребенок общается с мамой. Дома предпочитает рисовать, играть в шашки, рисует, собирает конструктор-лего. Охотно откликается на предложения мамы помочь в уборке по дому. Самостоятельно складывает игрушки по местам.
Соматическое здоровье. Болеет редко, аппетит хороший, засыпает быстро, сон спокойный.
Социально-бытовые навыки соответствуют возрасту. Ребенок может самостоятельно пользоваться туалетными принадлежностями, умываться, мыть руки, расчесывать волосы, может самостоятельно одеться, раздеться, обуться, пользоваться ложкой. Мальчик осознает свои физические возможности. Осознает себя во времени и пространстве.
Особенности игровой деятельности: ребенок предпочитает предметно-процессуальные и подвижные игры, участвует в ролевых играх, выполняя в них разные роли. Очень любит играть в подвижные игры и машинки с другими детьми. С удовольствием играет в лего, любит слушать сказки.
Основные трудности, отмечаемые в общении: У ребенка сформировано доброжелательное отношение к детям, развито желание сотрудничать с ними. Среди ребят в группе есть постоянный круг друзей с общими интересами. На контакт со взрослыми идет охотно.
Особенности отдельных познавательных процессов: Ребенок отличается высоким уровнем развития внимания, слуховой и зрительной памяти, воображения. Достаточно хорошо развито наглядно-образное и элементы логического мышления.
Речевое развитие: Ребенок отличается хорошим развитием речи. Произносит все фонемы, умеет выделять фонемы в слове. Ребенок отличается большим словарным запасом. Правильно строит предложения. Преобладает монологическая речь: правильно строит устные сообщения, рассуждения по поводу способов выполнения действий.
Основные трудности, отмеченные в обучении: Ребенок с легкостью усваивает программу, на занятиях темп работы равномерный. К занятиям проявляет интерес. С удовольствием занимается трудовой деятельностью и чувствует себя там уверенно. На критику реагирует негативно, может обидеться и перестать выполнять задание. Любит похвалу и одобрение, которое старается заслужить. У ребенка уровень нравственного развития в норме. Мальчик знает, что хорошо и что плохо.
Любит бывать в детском саду. Преобладает познавательный вид общения с педагогом. Понимает, что в детском саду его учат читать, рисовать, английскому языку, танцевать. Именно за это любит своего воспитателя.
Особенности характера. Мальчик общительный, ласковый, доброжелательный, обидчив.
Образец характеристики на студента-практиканта педагогического ВУЗа. Практика в ДОУ Представляю образец характеристики на студента-практиканта педагогического ВУЗа, проходившего практику в детском саду. Характеристика на.
Проект «Дружная семья» с целью психолого-педагогической поддержки и сопровождения молодых семей, имеющих детей-инвалидов Проект «Дружная семья» с целью психолого-педагогической поддержки и сопровождения молодых семей, имеющих детей-инвалидов Проект разработан:.
Психолого-педагогическая характеристика ребенка дошкольного возраста Фамилия, имя ребенка *** Возраст ребенка 3 г. 3 м. Дата рождения: *** Адрес проживания:. ***, посещает, воспитанник младшей.
Роль психолого-педагогической службы в развитии физиологической и психологической стрессоустойчивости учащихся и педагогов Узденская районная гимназия, педагог-психолог В. В. Пиликевич В современном обществе, в том числе и в системе образования, достаточно.
Содержание психолого-педагогической работы с сенсорным оборудованием с дошкольниками Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,.
Создание условий для психолого-педагогической поддержки позитивной социализации детей Создание условий для психолого-педагогической поддержки позитивной социализации детей Отечественный и мировой опыт показал, что воспитательная.
Универсальный план психолого-педагогического анализа занятия ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЗАНЯТИЯ. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ. Дата___ Педагоги___ Номер группы__ Тема:___ ОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ ДА недостаточно.
Психолого-педагогическая характеристика ребёнка-дошкольника
Елена Монич
Психолого-педагогическая характеристика ребёнка-дошкольника
«Психолого-педагогическая характеристика ребёнка-дошкольника»
Выполнила:___Монич Е. О___
I. Общие сведения о ребёнке
Имя и первая буква фамилии Дарья Л.
Дата рождения 09.11.2014
Возраст 5 лет 10 месяцев
Общее физическое развитие Физически развита. Антропологические измерения соответствуют среднему уровню для данного возраста.
Состав и особенности семьи:
Мама: Ольга Ивановна, 29 лет.
Образование: Новосибирский Государственный Педагогический Университет, специальность логопед. Домохозяйка.
Папа: Олег Петрович, 32 года.
Образование: Новосибирский автотранспортный техникум, специ-альность техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта.
Место работы: ООО «Автоэмали-Сибирь», Наборщик-комплектовщик
Сестра: Анна Олеговна, 1 год
Бабушка: Валентина Михайловна, 61 год
Образование: Новосибирский Государственный Медицинский Уни-верситет, специальность педиатр. Пенсионерка.
Семья среднего достатка.
II. Особенности жизни ребёнка в семье.
1. Воспитывается в полной семье родными родителями, первый ребенок. Воспитанием ребенка занимается мама и папа, ребенок одинаково общается как с мамой так и с папой. Взаимоотношения в семье ровные, спокойные, доброжелательные. Ребенок так же доброжелательно относится к родителям.
2. Дома ребенок предпочитает играть в куклы, рисовать, собирать конструктор.Родители играют вместе с ребенком: принимают участие в играх, папа катает на спине, с мамой рисуют, гуляют, читают книги, играют в лего, разнообразные настольные игры.
У ребенка дома своя комната, в которой присутствует детский уголок с игрушками. Охотно откликается на предложения мамы помочь в уборке по дому. Самостоятельно складывает игрушки по местам.
III. Игра – основной вид деятельности ребёнка.
Ребенок предпочитает предметно-процессуальные и подвижные игры, участвует в ролевых играх, выполняя в них разные роли.
Вступая в ролевой диалог, отвечает на вопросы и задает их соответственно принятой роли. Хорошо взаимодействует в подгруппе детей, подчиняется игровым правилам. Девочка проявляет стойкий интерес к новой игрушке или игре, адекватно использует игрушку. Умеет использовать предметы – заместители.
3. По желанию выступает инициатором новых игр, идей. В играх занимает как главную роль, так и второстепенную.
4. Игровые действия по продолжительности совпадают с другими участниками игры.
IV. Другие виды деятельности
Проявляет интерес к конструированной деятельности. правильно собирать матрешку, пирамидку, складывать простые фигуры по образцу из счетных палочек, выполнять постройки из кубиков.
Проявляет инициативу к труду, к поручениям относится ответствен-но, доводит начатое дело до конца.
Новым материалом овладевает постепенно и устойчиво, может работать продолжительное время, не отвлекаясь.
Преодолевает затруднения, возникающие в процессе деятельности; стремится их преодолеть.
2)Работает в едином темпе с другими детьми в группе. Контролирует себя, свою деятельность, удерживает цель, доводит дело до конца, проявляет самостоятельность. Оценивает себя, сравнивает свои результаты с образцом. Не мешает педагогу, детям. Принимает помощь (словесную, практическую, стимулирующую, направляющую, организующую, обучающую).
V. Особенности отдельных познавательных процессов.
1)Развитие познавательных психических процессов ребёнка.
Соответствует возрасту. Восприятие величины, формы, цвета не нарушено. Хорошо знает все основные цвета, может объяснить отличие геометрических фигур, группировать предметы в зависимости от их формы, делить изображения предметов на заданные части.
Развитие действий при ознакомлении с новым предметом. Стремится более планомерно и последовательно обследовать и описать вертит предмет в руках, ощупывает его. Разрезные картинки собирает самостоятельно, легко, закономерность понимает.
Пространственное восприятие не нарушено, имеет четкое представление о левой, правой руке, ориентируется в понятиях «впереди», «сзади».
Восприятие времени нарушены незначительно, ориентация недостаточная, последовательность времен года знает четко, понятия «время дня», «части суток» ей знакомы, но путается; путается в днях неделях (понедельник со средой, пятницу с воскресеньем).
Непроизвольная память развита хорошо, легко запоминает интересующую информацию. Произвольное запоминание развито хорошо, достаточно легко заучивает. Может запоминать 7-8 предметов изображенных на картинках, преобладает зрительное запоминание. За-поминание носит краткосрочный и механический характер (предлагаемый материал не осмысливает, а запоминает в том виде, в кото-ром он предлагается).
Преобладает репродуктивное воображение, носит произвольный характер. Может дорисовать начатое воспитателем изображение, до-полнив его деталями. Способен самостоятельно сочинить небольшую сказку или историю на заданную тему, которая часто представляет собой вариацию знакомой сказки.
Внимание носит произвольный характер
Может действовать в соответствии с заданным правилом: отбирать нужные картинки, заштриховывать необходимые фигурки
2) Развитие речи ребёнка:
Понимает обращенную к ней речь.
Словарный запас соответствует возрастной норме (достаточный). Ребенок отличается большим словарным запасом.
Пользуется обобщающими словами, группируя предметы по родовым признакам, обозначающие эмоциональное состояние (сердитый, печальный,этические качества (хитрый добрый).
Хорошо развита смысловая сторона речи, ребенок может подобрать синонимы, антонимы.
Предложения строит развернуто, слова употребляет точно в соответствии с их значениями.
Грамматический строй речи соответствует норме (сформирован). Насыщает свою речь словами, обозначающими все части речи.
Умеет согласовывать прилагательное с существительным в роде, числе, правильно использовать существительное единственного и множественного числа, употребляет сложноподчиненные предложения.
Достаточно активен в словотворчестве, словоизменении и словообразовании, задает много поисковых вопросов.
Способна устанавливать и отражать в речи причинно-следственные связи, обобщать, анализировать и систематизировать.
Умеет образовывать названия детенышей животных, соотносит название действия с предметом.
— звуковая сторона речи:
Ребенок отличается хорошим развитием речи. Произносит все фонемы, умеет выделять фонемы в слове.
Использует средства интонационной выразительности: грустно, ве-село, торжественно читает стихи, регулирует громкость голоса и темп речи при разных обстоятельствах, пользуется повествователь-ной, вопросительной и восклицательной интонациями.
Четко произносить все звуки в составе слов и предложений.
Может не только определять позиции звука в слове (начало, середина, конец слова, но и устанавливать точное место звука в слове, называя звуки по порядку их следования в слове.
Произносит трудные звуки, речь отчетливая. Может обнаружить в речи сверстников и взрослых ошибки в произношении.
На занятиях различает слова с разным количеством слогов, находит слова, сходные и разные по звучанию.
Может выделить части в рассказе.
Предложения в рассказе имеют общий смысл.
Понимает тему рассказа и может озаглавить его.
Ребенок имеет достаточно развитую активную речь, пользуется в хо-де общения развернутыми фразами, точно и понятно отвечает на во-просы, способен рассказать о событиях, свидетелем которых он был.
Может составить описательный рассказ по картинке, рассказать о событиях и порассуждать на заданную тему.
Хорошо понимает прочитанное, отвечает на
вопросы по содержанию и способен пересказать сказку, короткие рассказы.
Использует синонимические выражения, способен участвовать в коллективном пересказе.
Может рассказывать по картинке (по серии картин, об игрушке (о нескольких игрушках) и о чем-то из личного опыта, передавая завяз-ку, кульминацию и развязку. Способен выходить за рамки реально-го, вообразив предшествовавшие и последующие события.
Может подметить в рассказе не только существенное, но и детали, частности.
VI. Особенности личности
Оценивает себя адекватно, дифференцирует свои положительные качества, умеет правильно оценить свои действия и поступки.
Уровень притязаний адекватный, цели ставит реальные, но при этом нуждается в эмоциональной поддержке, тогда повышается продуктивность деятельности.
При неудачах переживает, реакции адекватные ситуации.
2. Эмоциональная возбудимость или не возбудимость,
У девочки средний уровень тревожности. В различных ситуациях может проявлять плаксивость, неагрессивна, на замечания, одобрение реагирует адекватно. Аккуратно относится к себе, личным вещам. Навыки самообслуживания сформированы
Переживания глубокие, эмоциональное состояние изменяется под воздействием окружающих факторов.
Беспокойство проявляются в ситуациях фрустрации основных потребностей.
Моральные чувства сформированы достаточно хорошо и актуализируются в ситуациях взаимодействия с окружающими людьми.
Ребенок очень хорошо выражает эстетические чувства, хорошо различает и понимает трагическое и комическое, видит красивое, подмечает изменения в природе.
Проявляет познавательный интерес, радуется при удачном выполнении заданий.
3. Доминирующие мотивы поведения.
Преобладающая мотивация поведения ребенка: интерес к миру взрослых, мотив установления положительных взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, мотивы самоутверждения, познавательные мотивы.
4. Волевые качества.
Характер деятельности целеустремленный, проявляет инициативу при эмоциональном одобрении.
5. Темперамент ребёнка.
Активна в деятельности, темп деятельности средний.
Эмоционально чувствительна, отзывчива.
6. Положительные и отрицательные черты характера: общительная, ласковая, доброжелательная, обидчива, проявляет упрямство, иногда склонна скрывать свои чувства.
7. Интересы и склонности.
Девочке нравится музыка, слушает и танцует под нее; очень любит рисовать, с удовольствием рисует маму, папу, себя и маленькую сестренку. С интересом слушает сказки, когда читают взрослые, как рассказывают другие дети, слушает их! Пытается сама рассказывать сказки, обсуждать главных героев.
VII. Общая характеристика поведения.
Преобладает спокойное поведение
2. Выполнение режима.
Соблюдает режим, старается все успеть и уложиться в отведенное время.
3. Подчинение требованиям взрослых.
Подчиняется требованиям воспитателя и взрослых. Иногда лениться собирать вещи и игрушки. Дисциплину старается не нарушать, слушает и реагирует на все замечания преподавателей и взрослых.
VIII. Взаимоотношения с детьми группы.
1. Отношение ребёнка к товарищам по группе.
У ребенка сформировано доброжелательное отношение к детям, раз-вито желание сотрудничать с ними. Среди ребят в группе есть постоянный круг друзей с общими интересами. На контакт со взрослыми идет охотно.
2. Отношение детей группы к ребёнку.
Отношение детей в группе к ребенку положительное, дружелюбное, любят ее, принимают, играют.
IX. Отношение к детскому саду и воспитателю.
1. Любит бывать в детском саду. Нравится, что в детском саду ее учат рисовать, танцевать, лепить, играть, у нее много друзей в саду.
2. Взаимоотношения с воспитателями.
Отношение воспитателя к ребенку: положительное эмоциональное отношение ярко выражено. Оно проявляется в постоянной заботе, внимании к ребенку, в тактической помощи при затруднениях. Воспитатель с помощью вербальных и невербальных средств общения дает ребенку понять, что он для него небезразличен.
Отношение ребенка к воспитателю положительное. преобладает личностный вид отношений.
Общение ребенка с воспитателем носит познавательный характер, сформирована способность к сопереживанию и желанию помочь воспитателю.
3. Приёмы (взаимодействия воспитателя с ребёнком и результаты этого взаимодействия.
Ребенок хорошо реагирует на словесные инструкции и замечания и действует в соответствии с ними
X. Внесение изменений в воспитание и обучение данного ребёнка.
Создать «ситуацию успеха», подчеркивать достижения ребенка, оказывать эмоциональную поддержку, создать условия для развития художественных и хореографических способностей.
«Мир особого ребёнка». Опыт работы по сопровождению ребёнка со сложной структурой дефекта В нашей группе 2 года воспитывалась особенная девочка. Предлагаю Вам познакомиться с нашей работой. Использовала программу дошкольных.
О влиянии занятий лыжным спортом на развитие ребёнка-дошкольника. О влиянии занятий лыжным спортом на развитие ребёнка-дошкольника. Автор: старший методист ГБОУ СОШ № 1159 Ависова Надежда Петровна. В.
Опыт работы «Педагогическая коррекция моторики руки ребёнка» Актуальность: Понимание педагогами и родителями значимости своевременной диагностики кистевой моторики и педагогической коррекции помогут.
Педагогическая характеристика на ребенка дошкольного возраста на ПМПК (образец) Описание: Данный материал будет полезен, для воспитателей дошкольных учреждений. Педагогическая характеристика на ребенка дошкольного возраста.
Презентация «Портфолио дошкольника — это копилка личных достижений ребёнка» Проблему использования технологии портфолио дошкольника изучают современные педагоги: Л. И. Адаменко, Н. А. Кочкина, О. И. Сенько, А. Н. Чернышева.
Психолого-педагогическая коррекция конфликтного поведения младших подростков в условиях общеобразовательной школы ПРОГРАММА Психолого-педагогическая коррекция конфликтного поведения младших подростков в условиях общеобразовательной школы Программа рассчитана.
Психолого-педагогическая характеристика ребенка дошкольного возраста Фамилия, имя ребенка *** Возраст ребенка 3 г. 3 м. Дата рождения: *** Адрес проживания:. ***, посещает, воспитанник младшей.
Психолого-педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника Начало школьного обучения-закономерный этап на жизненном пути: каждый дошкольник, достигнув определенного возраста, идет в школу. Однако.
Развитие мышления у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема Развитие мышления у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема. (Автор Левченков В. В.) Предметы и явления в окружении.
Психолого-педагогическая характеристика школьника: структура и содержание
Психолого-педагогическая характеристика школьника:
структура и содержание
В психолого-педагогической литературе существует множество различных рекомендаций и схем составления характеристик ученика. У каждой из них есть свои плюсы и минусы.
Проанализировав существующие на сегодняшний день критерии составления характеристик, мы выделили несколько основных требований, которым эти характеристики должны соответствовать.
1. Характеристика ученика должна максимально полно отражать индивидуально-психологические особенности конкретного ребенка, проявляющиеся в его общении, поведении, обучении.
2. Характеристика ученика должна быть легко «читаемой» и понятной для других специалистов, не знакомых с характеризуемым ребенком.
3. Характеристика ученика должна составляться по стандартной схеме, этот процесс не должен быть трудоемким.
4. Структура характеристики должна включать 5 основных блоков:
1) общие сведения о ребенке;
2) особенности познавательной деятельности ребенка;
3) особенности личности ребенка;
4) особенности поведения ребенка;
5) выводы и рекомендации.
Грамотно составленная психолого-педагогическая характеристика ученика помогает воспитателю и педагогу получить представление о личностных качествах ребенка, наладить с ним контакт, выстроить план дальнейшей педагогической и воспитательной работы, создать оптимальные условия для развития школьника.
Шаблон составления характеристики ученика и подробное содержание отдельных разделов, вызывающих наибольшие трудности в описании представлены ниже (см. табл. 1). Дополнительно мы приводим шаблон характеристики класса в целом (ее цели и задачи связаны с определением направлений развивающей профилактической работы с классом).
ученика (ученицы) ___ класса
Ф.И.О. ребенка __________ дата рождения_______________
РАЗДЕЛ 1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О РЕБЕНКЕ
Дата поступления в учреждение.
Родственные связи ребенка (родители, братья, сестры, ближайшие родственники).
Сведения о состоянии здоровья (наличие хронических заболеваний, группа здоровья).
РАЗДЕЛ 2. ОСОБЕННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЕНКА
Успеваемость (отличная, хорошая, удовлетворительная).
Школьная мотивация (отношение к школе, наличие интереса и желания учится).
Особенности усвоения отдельных учебных предметов (уровень усвоения программы, трудности в усвоении материала, любимые предметы).
Особенности внимания (концентрация, переключение, устойчивость внимания).
Особенности восприятия и осмысления информации (понимание инструкций к заданиям, понимание содержания картин, рассказов выделение главного в тексте).
Особенности мышления (умение сравнивать предметы, обобщать материал, делать выводы).
Особенности памяти (быстрота и точность запоминания, вид памяти: слуховая, зрительная, моторная).
Особенности речи (словарный запас, полнота и связность речи, дефекты произношения).
Темп деятельности (скорость выполнения заданий, переключения, утомляемость).
Поведение на уроках (понимание и соблюдение школьных норм и правил поведения).
РАЗДЕЛ 3. ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА
Направленность интересов ребенка (учебная, художественно-эстетическая, спортивная или др. виды деятельности).
Отношение к делам, поручениям (нравится ли ученику учиться, что побуждает его к учению, отношение к различным учебным предметам, отношение к успехам и неудачам):
— стремление к успеху, лидерству;
Отношение к людям (взаимоотношения с классным коллективом, учителями, отношение класса к ученику):
— положение ребенка в классе (авторитет в классе, отношение учеников в классе).
— особенности отношений со взрослыми (вежливость, чувство дистанции, открытость, отношение к критике и похвале – самокритичность).
— особенности отношений со сверстниками (общительность, коллективизм, бескорыстие, честность, правдивость, справедливость).
Отношение к себе (самооценка и самоконтроль):
— скромность или, наоборот, рассказывает, хвастается о своих достижениях, достоинствах
— уверенность в себе, т. е. выполняет ли задания, поручения без помощи других или нуждается в одобрении и помощи других
— самоконтроль, эмоциональная уравновешенность.
В заполнении второго и третьего раздела характеристики может помочь таблица 1 «Содержание отдельных разделов психолого-педагогической характеристики ученика», представленная ниже.
РАЗДЕЛ 4. ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ РЕБЕНКА
Соблюдение социальных норм и правил поведения.
Реакция на неудачи и промахи.
Поведение в конфликтных ситуациях.
Склонность к асоциальным формам поведения (обман, воровство, бродяжничество и др.)
РАЗДЕЛ 5. ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ
Общее впечатление о ребенке.
Выводы (сильные стороны ученика, которые следует развивать и слабые стороны, которые необходимо корректировать).
Рекомендации (направления воспитательной работы с ребенком).
Общие сведения о классе (количество детей, возраст, состав класса, состояние здоровья детей).
Формальная структура класса (актив класса).
Цели и задачи класса как коллектива (основные направления воспитательной работы с классом).
Успеваемость и отношение к учебной деятельности (количество отличников, ударников, троечников, любимые предметы и т.п.).
Внеурочная деятельность (интересы детей, вовлеченность в кружковую деятельность, участие в мероприятиях, конкурсах).
Состояние дисциплины в классе (понимание и соблюдение социальных норм и правил поведения).
Взаимоотношения класса с классным руководителем, другими учителями.
Межличностные отношения в классе (неформальная структура класса, роль положительных и отрицательных лидеров класса, психологический климат в классе).
Сплоченность класса (умение коллективно трудиться, ценности учеников класса).
Достижения класса (учебные, спортивные, литературные и т.п.).
Выводы и рекомендации (общее впечатление от класса: сильные, и слабые стороны, направления развивающей и профилактической работы).
Содержание отдельных разделов психолого-педагогической характеристики ученика
Параметры оценки ребенка
Возможные варианты развития изучаемых параметров ребенка
РАЗДЕЛ 2. ОСОБЕННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЕНКА
Всегда легко и быстро сосредотачивает свое внимание на объяснении учителя. Никогда не отвлекается на уроке, ошибок по невнимательности на уроке не делает
Не всегда внимательно слушает объяснение учителя. Периодически отвлекается, часто делает ошибки из-за невнимательности, но при проверке исправляет их
Слушает достаточно внимательно только в том случае, когда ему интересно. Часто отвлекается. Постоянно делает ошибки из-за невнимательности, при проверке не всегда исправляет их
Как правило, медленно и с трудом сосредоточивает свое внимание на уроке, мало что усваивает из объяснений учителя из-за постоянных отвлечений. Делает много ошибок по невнимательности и не замечает их при проверке
При заучивании всегда разбирается в структуре и смысле материала. Но и материал, требующий механического заучивания, запоминается им легко
При заучивании может запомнить лишь то, в чем предварительно разобрался, понял. Материал, требующий механического заучивания, дается с трудом
Материал, требующий механического заучивания, усваивается очень легко, достаточно 1-2 раза посмотреть его
Для запоминания материала многократно механически повторяет его, без разбора и осмысления, делает смысловые ошибки
Быстро схватывает суть материала, всегда в числе первых решает задачи, часто предлагает собственные оригинальные решения.
Удовлетворительно понимает материал после объяснения учителя, решает задачи в среднем темпе, обычно собственных оригинальных решений не предлагает
В числе последних улавливает суть объяснений преподавателя, отличается медлительным темпом обдумывания и решения задач
Понимает материал только после дополнительных занятий, крайне медленно решает задачи, при решении задач слепо использует известные «шаблоны».
РАЗДЕЛ 3. ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА
Отношение к делам, поручениям
Активно участвует во всех общественных делах.
Не проявляет активности в общественной жизни, но поручения выполняет.
Редко принимает участие в общественных делах.
Любое поручение ребенок выполняет охотно, ищет работу сам и старается сделать ее хорошо.
Дела по дому и поручения взрослых выполняет.
Часто уклоняется от дел и поручений, выполняет их недобросовестно.
Всегда хорошо и в назначенные сроки выполняет любое порученное ему дело.
Часто выполняет в срок порученное ему дело.
Редко доводит до конца порученные ему дела.
Умеет правильно распределить и в срок выполняет свою работу.
Правильно распределяет и в срок выполняет свою работу только под контролем взрослого.
Не умеет распределять свою работу во времени, тратит время зря.
Содержит в надлежащем порядке собственные и одолженные ему вещи (книги, конспекты). Помогает приводить в порядок общественное имущество (парты, инвентарь и т.п.) скорее по обязанности.
Не проявляет большого стремления к поддержанию порядка вокруг себя. Не заботится о своем внешнем виде. Не бережет общественное имущество.
Стремление к успеху, первенству
Всегда и во всем стремится быть первым (в учебе, спорте и т. п.), настойчиво этого добивается.
Стремится в чем-то одном, особенно его интересующем, добиться признания, успеха.
Очень редко стремится к успеху в какой-либо деятельности, легко довольствуется положением «середняка».
Всегда самостоятельно, без колебаний принимает ответственное решение.
Иногда колеблется перед ответственным решением.
Редко решается принять какое-либо ответственное решение
Не в состоянии самостоятельно принять какое-либо ответственное решение
Всегда добивается выполнения намеченного, даже если требуются длительные усилия, не отступает перед трудностями.
Доводит до конца задуманное, лишь, если трудности его выполнения незначительны или требуют кратковременных усилий.
Редко доводит до конца задуманное, даже если сталкивается с незначительными трудностями.
Столкнувшись с трудностями, сразу же отказывается от попыток выполнить намеченное.
Положение ребенка в классе
Авторитет в классе
Пользуется безусловным авторитетом практически среди всех одноклассников: его уважают, считаются с его мнением, доверяют ответственные дела
Пользуется авторитетом только у части одноклассников, у какой-то группировки, только среди мальчиков, или среди девочек и т.п.
В классе авторитетом не пользуется.
Является любимцем класса, ему прощаются отдельные недостатки.
Пользуется симпатией только у части одноклассников.
В классе его не любят.
Отношения со взрослыми
Всегда проявляет должное уважение к другим людям.
Иногда бывает невежлив и нетактичен.
Часто бывает слишком резок, затевает ссоры, оскорбляет других, грубит.
Адекватно воспринимает критику, прислушивается к советам, старается исправить свои недостатки.
Часто прислушивается к справедливым замечаниям, старается их учитывать.
Отвергает любую критику. Отказывается признавать свои очевидные промахи, ничего не делает для их исправления
Отношения со сверстниками
Всегда охотно и с удовольствием вступает в контакт с людьми, любит работать и отдыхать с другими.
Общается с ограниченным кругом людей.
Предпочитает индивидуальные формы работы и отдыха. Замкнут, необщителен.
Всегда помогает товарищам в трудной работе и в тяжелые минуты жизни.
Как правило, помогает товарищам, когда его просят.
Очень редко помогает товарищам: если его попросят, может отказать в помощи.
В своих поступках всегда руководствуется соображениями пользы дела или других людей, а не собственной выгодой.
Почти всегда руководствуется соображениями пользы дела или других людей.
В своих поступках руководствуется собственной выгодой, а пользой дела.
Всегда правдив по отношению к учителям и воспитателям, товарищам. Говорит правду даже тогда, когда это ему «невыгодно».
Редко обманывает, почти всегда правдив по отношению к другим людям
Часто говорит неправду ради собственной выгоды
Активно борется с тем, что считает несправедливым.
Редко выступает против того, что считает несправедливым.
Совершенно равнодушен к проявлениям несправедливости.
Никогда не выставляет напоказ своих достоинств, заслуг.
Иногда, рассказывает о своих действительных достижениях и достоинствах.
Часто хвастается даже незначительными достижениями, преувеличенными достоинствами или еще не сделанными делами
Уверенность в себе
Очень уверен в себе. Редко советуется с другими, не ищет помощи даже тогда, когда это следовало бы сделать.
Уверен в себе. Все задания выполняет без помощи других. Обращается за помощью только в случае необходимости.
Часто при выполнении заданий, поручений просит помощи, поддержки других, даже если сам может справиться.
Всегда умеет подавить нежелательные эмоциональные проявления.
Как правило, умеет справиться со своими эмоциями. Случаи противоположного характера единичны.
Часто не может подавить нежелательные эмоции. Плохо владеет своими чувствами, легко выходит из себя.