Что такое психолого педагогическая коррекция
Что такое психолого педагогическая коррекция
Ожидайте
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Маргарита
Ответственная и отзывчивая! 😊
Аннотация: Психокоррекционная работа с детьми основывается на следующих основных принципах.
Статья:
Психокоррекционная работа с детьми – это сложнейший вид деятельности. Залог успеха данной деятельности заключен в профессиональном взаимодействии различных специалистов. Не случайно большинство программ коррекции и развития обычно включает в себя психологическую и педагогическую части.
Психологическая часть развития и коррекции планируется и осуществляется практическим психологом.
Педагогическая часть составляется на основе психологического анализа и рекомендаций совместно с психологом и педагогом и родителями – в зависимости от того, кто будет работать с ребёнком.
Психокоррекционная работа с детьми основывается на следующих основных принципах:
Основные этапы психокоррекции при работе с детьми:
Психокоррекция эмоциональной сферы
Строить работу с детьми, нуждающимися в коррекции эмоциональной сферы, можно следующим образом: нужно постараться с помощью индивидуально подобранных методик выявить возможную причину эмоциональной дисгармонии, поскольку проявления нарушений в эмоциональной сфере ребёнка – это следствия психологических проблем.
К факторам, влияющим на эмоциональные нарушения, относятся:
Стоит отметить, что не всегда целесообразно начинать исследование детей с тестов. Иногда ребёнку нужно просто человеческое общение, понимание, хотя надо сказать, что не всегда дети идут на контакт, они уже научились не доверять. В таких случаях лучше оставить ребёнка в покое, а через некоторое время постараться заинтересовать его какой-нибудь деятельностью, может быть подключить, например, к работе в группе, с которой занимается психолог.
Для работы с детьми подходят такие методы, как различные формы игровой терапии, эмаготерапии (терапии образами), арт-терапии. Они помогают ребёнку пережить свои подавленные чувства. Так, например, сказкотерапия даёт возможность детям идентифицировать себя с героями сказок и вместе с ними пережить тяжёлые эмоции, внутриличностные конфликты и успешно разрешить их.
В соответствии с возрастом дети получают в доступной форме психологические знания, позволяющие справиться с чувством одиночества, неполноценности, неуверенности в себе, с переживанием вины, стыда. Дальнейшее прорисовывание сказок также даёт возможность выразить свои чувства с помощью образов, символов, то есть освободиться, «очиститься» от гнетущих эмоций.
Доброжелательное и понимающее общение, игры, рисование, прослушивание и обсуждение сказок, подвижные упражнения, музыка, а самое главное – внимание к ребёнку помогают ему принять себя и мир, который его окружает.
Также, эффективными могут быть детско – родительские группы, где взрослые учатся психологически грамотно взаимодействовать со своим ребёнком.
В процессе психокоррекционных занятий дети:
Психолого-педагогическая коррекция
Наталья Байко
Психолого-педагогическая коррекция
В связи с наблюдаемым ростом нервно-психических заболеваний и функциональных расстройств среди населения задачи развития и укрепления психического здоровья сегодня чрезвычайно актуальны, что требует соответствующих профилактических и психокоррекционных мер. Время диктует новые требования к использованию психокоррекционных методов, направленных на укрепление здоровья человека, раскрытие его творческого потенциала, обучение навыкам самостоятельного разрешения сложных жизненных ситуаций. Обогащение практической психологии таким методом, как игротерапия, является перспективным направлением психологической коррекции.
Игровая терапия является относительно молодой отраслью современной психологии, которая ориентируется преимущественно на работу с детьми. Появившись в первой половине XX века в недрах психоанализа, игровая терапия постепенно распространилась по широкому спектру направлений современной психологии, находя теоретическое обоснование разнообразию своих методов.
Так, З. Фрейд, описывая игры детей (случай Ганса, случай игры с катушкой и др., указывал, что ребенок превращает в активность игры то, что он пережил ранее пассивно. М. Кляйн в 20-х годах прошлого века впервые начала использовать игрушки в психоанализе детей. Она считала игровую активность ребенка аналогом свободных ассоциаций, которая открывала доступ к бессознательному материалу. Она интерпретировала ребенку его игру в терминах эдипальной проблематики.
Игротерапия, как метод был озвучен и воплощен в 1992 году на спецкурсе по психологии в частном Университете для будущих преподавателей-искусствоведов. А в 1997 году с методом игротерапии были теоретически и практически ознакомлены врачи на курсах повышения квалификации на кафедре гомеопатии при Академии последипломного образования врачей Минздрава РФ.
Игра как средство развития и психологической коррекции
Психокоррекция – это система мероприятий, направленных на исправление недостатков психологии или поведения человека с помощью специальных средств психологического воздействия. Это вид профессиональной деятельности психолога по исправлению (корректировке) тех особенностей психического развития, которые по принятой системе критериев не соответствуют «оптимальной» модели. Психокоррекции подлежат недостатки, не имеющие органической основы и не представляющие собой такие устойчивые качества, которые формируются довольно рано и в дальнейшем практически не изменяются. Человека, обратившегося к психологу, называют клиентом. Клиент – это нормальный, физически и психически здоровый человек, у которого в жизни возникли проблемы психологического или поведенческого характера. Он не способен разрешить их и нуждается в посторонней помощи. Объектом коррекции могут выступать личность, семья или группа.
Основными направлениями психокоррекционных целей являются оп-тимизация социальной ситуации развития; развитие различных видов дея-тельности; формирование возрастно-психологических новообразований; исправление неадаптивных форм поведения.
Основные задачи игровой терапии:
— облегчение психологического страдания ребенка;
— укрепление собственного Я ребенка, развитие чувства самоценности;
— развитие способности эмоциональной саморегуляции;
— коррекция и предупреждение деформаций в формировании Я-концепции;
— коррекция и профилактика поведенческих отклонений.
Основные виды и формы игротерапии
родительская терапия (Б. Гуэрни, Л. Гуэрни, представляющая собой структурированную программу, в рамках которой родителей обучают навыкам, необходимых для проведения сеансов игровой терапии в домашних условиях;
игровая терапия со взрослыми; приемы игровой терапии в семейной терапии (вовлечение в игру всех членов игры способствует их активному взаимодействию и оказывает терапевтическое воздействие);
групповая игровая терапия, представляющая собой психологический и социальный прогресс, в котором дети, естественным образом взаимодействуя друг с другом, приобретают знания, как о других детях, так и о себе;
игровая терапия в больничных условиях.
А. А. Осипова выделяет следующие основные виды и формы игротерапии.
1)По теоретическим подходам:
— игротерапию в психоанализе, где коррекционные возможности игры связывают с ее символическим характером (М. Кляйн, А. Фрейд, Г. Гут-Гельмут).Возможности такого использования игры связаны с двумя ее характеристиками:
. Игра ребенка представляет собой символическую деятельность, в которой находят свободное выражение подавленные и ограниченные социальным контролем бессознательные импульсы и влечения. В ролях, принимаемых на себя ребенком, в игровых действиях с игрушками кроется определенный символический смысл.
. Игра является единственным видом деятельности, где ребенок оказывается свободным от принуждения и давления со стороны враждебной к нему среды. А значит, перед ним раскрываются широкие возможности выражения бессознательных влечений, чувств и переживаний, которые не могут быть приняты и поняты в реальных отношениях ребенка с миром.
М. Кляйн считала, что практически любое игровое действие ребенка имеет определенный символический смысл, выражает конфликты и подавленные влечения ребенка. Этот символический смысл должен быть проинтерпретирован терапевтом и доведен до сознания ребенка.Основные цели:
. Установление аналитической связи, эмоционально позитивного контакта между ребенком и взрослым, позволяющего игротерапевту осуществлять функции интерпретаций и трансляций ребенку символического значения детской игры; принимать участие в игре ребенка и организовывать в игре актуализацию и проигрывание значимых для ребенка конфликтов.
. Игра предоставляет две возможности для катарсиса, свободное выражение чувств и эмоций ребенка и вербализация чувств.
2)по функция взрослого в игре:
Примером директивной терапии можно считать облегчающую психотерапию Леви, для которой характерны заранее разработанные планы игры, четкое распределение ролей, выяснение всех конфликтных ситуаций. Ребенку предлагается в готовом виде несколько возможных вариантов решения проблемы. В результате игры происходит осознание ребенком себя и своих конфликтов.
В ненаправленной игротерапии на передний план выходят идеи коррекции личности ребенка путем формирования адекватной системы отношений между ребенком и взрослым, ребенком и сверстником, системы конгруэнтной коммуникации. Психотерапевт не вмешивается в спонтанную игру детей, не интерпретирует ее, а создает самой игрой атмосферу тепла, безопасности, безусловного принятия мыслей и чувств клиента. Игровая терапия применяется для воздействия на детей с невротическими расстройствами, эмоционально напряженных, подавляющих свои чувства.
3)по форме организации:
— индивидуальная игротерапия. Если социальная потребность у ребенка отсутствует, встает особая задача формирования потребности в социальном общении, которая может быть оптимально решена в форме индивидуальной игротерапии.
групповая игротерапия. В случае, если социальная потребность уже сформирована, то наилучшей формой коррекции личностных нарушений общения будет групповая игротерапия.
Причем в отечественной психологической практике предпочтение отдается групповой форме работы,при которой в игре есть два центра: взрослый и «идеальная форма» развития, в первую очередь здесь имеется в виду роль взрослого и общение детей друг с другом, их реальная связь (Д. Б. Эльконин).
Групповая игротерапия призвана: помочь ребенку осознать свое реальное «Я», повысить его самооценку и развить потенциальные возможности, отреагировать внутренние конфликты, страхи, агрессивные тенденции, уменьшить беспокойство и чувство вины.
Цели групповой терапии следует определять как терапевтические в широком смысле, а не индивидуализированные перспективные цели для каждого ребенка в целом. В противном случае игротерапевт неизбежно незаметно или открыто подталкивает ребенка в направлении цели, связанной с определенной проблемой, ограничивая, таким образом, возможности ребенка по управлению собственной деятельностью.
В этом смысле цели и задачи могут быть обозначены следующим образом. Групповая игротерапия призвана помочь ребенку развить более позитивную «Я-концепцию»; стать более ответственным в своих действиях и поступках; стать более самоуправляемым; в большей степени полагаться на самого себя и овладеть чувством контроля; выработать большую способность к самопринятию и самостоятельному принятию решений; развить внутренний источник оценки и обрести веру в самого себя.
4)по структуре используемого материала:
с неструктурированным (группа игр, принадлежащих к арттерапии (рисование пальцами, кистью, пастелью, цветными карандашами); двигательные игры и упражнения (прыганье, лазание, игры с водой, песком, глиной.
К неструктурированному материалу относятся вода, песок, глина, пластилин, с его помощью ребенок может косвенно выражать свои желания. Этот материал способствует также развитию сублимации. В частности, занятия с неструктурированным материалом особенно важны на ранних фазах игротерапии, когда чувства ребенка еще не выделены и не осознаны им. В частности, игры с водой, красками, глиной дают возможность выразить свои чувства в ненаправленной форме и испытать чувство достижения. Дальнейшая динамика смены игр в процессе игротерапии подводит ребенка к структурированным играм, открывающим пути для выражения чувств и переживаний ребенка, в том числе агрессивных, в прямой директивной форме социально приемлемыми способами.
Таким образом, формы и виды игровой терапии определяются особенностями конкретного ребенка или группы детей, специфическими задачами работы и ее продолжительностью. При выборе форм игротерапии следует исходить из конкретных задач коррекции психического развития, которые могут быть решены именно этими средствами, а также из того, насколько стабильны показатели эффективного воздействия на ребенка, игротерапии.
Поэтому игротерапия широко применяется не только в целях коррекции, но и в профилактических и психогигиенических целях.
Основные функции психолога, ведущего игровые занятия
1. Создание атмосферы принятия ребенка.
2. Эмоциональное сопереживание ребенку.
3. Отражение и вербализация его чувств и переживаний в максимально точной и понятной ребенку форме.
4. Обеспечение в процессе игровых занятий условии, актуализирующих переживания ребенком чувства достижения собственного достоинства и самоуважения.
Процесс и этапы психокоррекции.
Развитие любой групповой деятельности проходит через ряд стадий, или фаз (А. С. Спива-ковская). Для детской группы характерна своя внутренняя динамика. Групповой процесс, возникающий в ходе занятий игровой психокоррекции,проходит три отчетливо выявляемых этапа: ори-ентировочный, реконструктивный и закрепляющий. На первом этапе детям предоставляется возможность для спонтанной игры. Тактика психолога наименее директивна.На этом этапе решаются следующие задачи:
диагностическая — выявляются особенности эмоционально-поведенческой сферы, требующие коррекции;
создание у ребенка положительного эмоционального настроения и атмосферы «безопасности» в группе.
На данном этапе широко используются невербальные средства коммуникации, игры, облегчающие вступление в контакт. Постепенно скованность и напряженность исчезают. Дети становятся более активными.
Тактика психолога на втором этапе принимает целенаправленный характер, используются специальные приемы. Задача психолога — продемонстрировать ребенку неадекватность, нецелесообразность некоторых способов реагирования и сформировать у него потребность в изменении своего поведения. Здесь происходит эмоциональное отреагирование внутреннего напряжения, неприят-
На этом этапе дети закрепляют способность самостоятельно находить нужные способы поведения. Задача психолога — обучить их новым формам эмоционального реагирования, поведения, развить навыки общения, обогатить игровую деятельность. Целью этого периода является закрепление всего того позитивного и нового, что возникло в личностном мире ребенка. Необходимо добиться того, чтобы ребенок окончательно поверил в свои силы и смог вынести приобретенную веру за пределы игровой комнаты в реальную жизнь. Тактика психолога подчинена внутренней динамике игрового процесса, ее изменения соответствуют этапам психо-коррекционного процесса.
! этап. Тактика наименее директивна. Психолог наблюдает за игрой детей, старается создать теплую эмоциональную атмосферу в группе, ненавязчиво помогает ребенку освоиться в новой обстановке. Он может предложить детям поиграть в те или иные игры, но не настаивает на этом. Охотно поддерживает инициативу детей, никак не направляет игру, не высказывает никаких мнений по поводу игры, не оценивает детей.Используются следующие приемы:
невербальные средства общения;
поощрение спонтанной активности ребенка.
II этап. На реконструктивном этапе тактика изменяется, позиция психолога становится более активной.Приемы:
демонстрация более адекватных способов поведения; внушение;
создание ситуаций выбора, требующих от ребенка определенного способа действия;
использование специальных игр.
III этап. Это этап опробования нового опыта. Ребенок уже научился справляться с возникающими у него проблемами. Психолог во всем поддерживает ребенка, демонстрирует ему свое уважение.
Структура психокоррекционного занятия. Каждое занятие состоит из ряда этюдов и игр. Они коротки, разнообразны, доступны детям по содержанию. Основная цель занятий — сохранение психи-
ческого здоровья и предупреждение эмоциональных расстройств у детей. Главный акцент в занятиях сделан на обучение элементам техники выразительных движений, на использование выразительных движений п воспитании эмоций и высших чувств и на приобретение навыков в саморасслаблении. Занятия строятся по определенной схеме и состоят из этапов. Каждый этап может решать не одну, а несколько совершенно самостоятельных задач, по-своему важных для развития детской психики. Временные характеристики зависят от возможностей психолога и заинтересованности детей.
Занятие начинается с общей разминки. Ее задачи — сбросить инертность физического и психического самочувствия, поднять мышечный тонус, внимание и интерес ребенка к совместному занятию, настроить детей на активную работу и контакт друг с другом. Для решения этих задач выполняется несколько упражнений-игр на внимание или подвижная игра.
II этап. Мимические и пантомимические этюды.
Задача — выразительное изображение отдельных эмоциональных состояний (радость, удивление, интерес, гнев и др., связанных с переживанием телесного и психического довольства и недовольства.Дети знакомятся с элементами выразительных движений: мимикой, жестом, позой, походкой.
/ III этап. Игры и этюды на выражение отдельных качеств характера и эмоций.
Задача — выразительное изображение чувств, порождаемых социальной средой (жадность, доброта, честность и т. п., их моральная оценка. Модели поведения персонажей с теми или иными чертами характера. Закрепление и расширение уже полученных детьми ранее сведений, относящихся к их социальной компетентности. При изображении эмоций внимание детей привлекается ко всем компонентам выразительных движений одновременно.
IV этап. Игры и этюды, имеющие психотерапевтическую направленность на определенного ребенка или на группу.
Используются мимические и пантомимические способности детей для предельно естественного воплощения заданного образа. Задачи — коррекция настроения и отдельных черт характера ребенка, тренинг моделирования стандартных ситуаций.
V этап. Окончание занятия, психомышечная тренировка.
Задачи — снятие психоэмоционального напряжения, внушение желательного настроения, закрепление положительного эффекта, стимулирующего и упорядочивающего психическую и физическую активность детей, приведение в равновесие их эмоционального состояния, улучшение самочувствия и настроения
Игровые методы в психокоррекции детей занимают очень важную роль, так как, игра это основной вид деятельности ребенка начиная с первого года жизни. Через игру ребенок исследует и осваивает мир, познает себя и учится общаться.
Отсутствие у детей вербальных или понятийных навыков в необходимой мере не позволяет эффективно использовать по отношению к ним психокоррекционные методы, почти полностью основанные на проговаривании, как это имеет место в психокоррекции взрослых. Дети не могут свободно описывать свои чувства, они способны иначе выражать свои переживания, трудности, потребности и мечты.
Игра является той универсальной формой деятельности, внутри которой, по определению Д. Б. Эльконина, происходят основные прогрессивные изменения в психике и личности ребенка-дошкольника; игра определяет его отношения с окружающими людьми, готовит к переходу на следующий возрастной этап, к новым видам деятельности.
1. Осипова А. А. «Общая психокоррекция» Учебное пособие,М: СФЕРА, 2002 г, 510 с.
2. Костина Л. М. «Игровая терапия с тревожными детьми»СПб: РЕЧЬ, 2003 г, 160 с.
Важнейшее направление в реабилитации детей занимает
Детям с различными проблемами в обучении (дошкольникам и младшего школьного возраста) показаны занятия с дефектологом.
Дефектолог – специалист, который занимается обучением и развитием ребенка. К дефектологу на консультацию направляет врач – обучение на фоне лечения обычно дает хороший результат. Внимательные родители часто сами видят, что ребенок отстает от сверстников, и приходят за помощью к специалисту.
Опытные специалисты определяют уровень развития ребенка, соответствие возрасту, уровень эмоциональной сферы, несовпадение по темпу деятельности, оценивают поведение.
Любая коррекционная методика подбирается индивидуально. Занятия могут быть индивидуальными и групповыми.
Какую помощь может оказать дефектолог и с какими детьми работает?
Диагноз задержка психического развития или психо-речевого развития ставится детям после 3-х лет. Ребенок отстает в развитии от сверстников, плохо говорит, пользуется лепетными словами и жестами, неловкий, неуклюжий, невнимательный, не запоминает детские стихи… Дефектолог проводит диагностику для того, чтобы определить, на какой возраст реально развит ребенок, определяет основные задачи развития и намечает план коррекционных занятий.
ВЫРАЖЕННАЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ НЕДОСТАТОЧНОСТЬ
Дети с выраженной интеллектуальной недостаточностью имеют нарушения всех сторон психической деятельности и нуждаются в обучающей, направляющей, стимулирующей помощи со стороны педагога и родителей. Дефектолог знает методики обучения таких детей, владеет специальными коррекционными приемами и методами и дает детям знания, умения и навыки, необходимые для социальной адаптации.
Дети, обучающиеся в инклюзивном классе, нуждаются в адаптации общеобразовательной программы в соответствии со своими возможностями и уровнем развития. Дефектолог может оказать помощь в адаптации программы как родителям, так и педагогам.
ДЕТИ С расстройством аутистического спектра
Дети с рассстройством аутистического спектра имеют специфику в развитии эмоционально-волевой сферы и социальной коммуникации, интеллектуально ребенок может даже опережать свой возраст, но часто проявления аутизма сопровождаются интеллектуальной недостаточностью. Степень выраженности аутистических черт, навыков коммуникации, интеллектуального развития определяют формы и содержание коррекционных занятий.
Если ребенок проявляет стойкий негативизм, не привлекается к совместной деятельности, не реагирует на обращенную речь, склонен к аффективным вспышкам, агрессивен, рекомендуются занятия с психологом, АВА-терапевтом. По окончании курса, при положительных результатах, ребенок может посещать дефектологические коррекционно-развивающие занятия.
ДЕТИ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ (ДЦП)
Дети с ДЦП имеют двигательные нарушения, нарушения в развитии речи и интеллекта. Степень выраженности отклонений может быть различной, при этом степень выраженности двигательных нарушений не является показателем степени отставания в психическом развитии или отсутствие речи у ребенка с ДЦП не указывает на умственную отсталость. Дефектолог проводит диагностическое обследование с учетом двигательных и речевых возможностей ребенка, определяет уровень сформированности навыков, объем знаний и представлений, уровень развития психических функций. По результатам обследования определяется программа обучения, учебный материал адаптируется для конкретного ребенка. Таким образом, обучение и развитие становится доступным. Кроме индивидуальных особенностей развития дети с ДЦП имеют и ряд характерных общих проблем, с которыми работает дефектолог:
— развитие пространственных представлений и пространственного восприятия;
— развитие произносительной и коммуникативной стороны речи, обогащение словаря;
— развитие графических навыков;
— развитие устойчивости зрительного внимания и зрительно-моторной координации;
ДЕТИ С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТИ (СДВГ)
Дети с СДВГ – трудные дети, которых воспитатели в детском саду называют невоспитанными, а учителя ругают за плохое поведение и сажают на последнюю парту. Важно понимать, что дети этой категории – это дети с низким психическим тонусом, быстро утомляемые, быстро пресыщающиеся одним видом деятельности. Дефицит внимания – это неспособность произвольно удерживать внимание определенное время, гиперактивность – двигательная расторможенность, которая возникает, как следствие утомления и низкого тонуса.
Дети с СДВГ, даже при хорошем интеллекте, часто не усваивают дошкольную и школьную общеобразовательную программу. Они нуждаются в специальном форме подачи учебного материала, распределенного по времени с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Дефектолог оказывает помощь в обучении, а также может разработать рекомендации для родителей и педагогов.
Педагоги и родители хорошо знают психо-эмоциональные и особенности детей с эпилепсией: трудности включения в работу, переключения на другой вид деятельности, «застревание» на предыдущем задании, недостаточная работоспособность и низкий темп деятельности, сниженное настроение, негативизм, недостаточная мотивация. Дефектолог разрабатывает индивидуальный план коррекционных занятий, дает рекомендации родителям по организации учебной и вне учебной деятельности с учетом возможностей и особенностей ребенка.
ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ
ЗАНЯТИЯ С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ, ИМЕЮЩИМИ ТРУДНОСТИ В УСВОЕНИИ ОСНОВНЫХ ПРЕДМЕТОВ.
Трудности в усвоении программы по чтению, обучению грамоте, письму, русскому языку, математике практически всегда являются следствием тех проблем, которые не были решены до школы. В начальной школе, формируются основные учебные навыки, закладывается база для дальнейшего успешного обучения. Успешность ребенка, его способность усваивать учебный материал зависит от того, насколько сформирована пространственная ориентация, фонематическое восприятие, звукобуквенный анализ и синтез, пространственный анализ и синтез, графические навыки, способность к планированию и программированию своей деятельности, самоконтроль. Дефектолог проводит диагностическое обследование и определяет причины школьной неуспешности. На занятиях формируется алгоритм орфографических и математических действий, развиваются учебные навыки и мотивация, что позволяет усваивать учебную программу в достаточном объеме.