Что такое псп в пожарной охране
Введение в курс Пожарно-строевая и тактико специальная подготовка (ПСП). Тема 1
Принципы пожарно-строевой и тактико-специальной подготовки, её место в системе профессиональной подготовки.
Пожарно-строевая подготовка является основным предметом обучения личного состава подразделений пожарной охраны приемам и способам работы с пожарной техникой. Она направлена на достижение высокого профессионального уровня подготовки личного состава и готовности (слаженности) отделений, дежурных смен и караулов, максимального развития физических, волевых и специальных качеств, обеспечивающих успешное выполнение задач в условиях ведения действий по тушению пожаров.
Пожарно-строевая подготовка личного состава осуществляется на протяжении всего года. Пожарно-строевая подготовка включает в себя: организацию и планирование процесса обучения (составление тематического плана, расписания занятий, перечня отрабатываемых нормативов, плана проведения учебного занятия); проведение учебных и инструкторско-методических занятий; контроль успеваемости и оценку знаний, умений и навыков; повышение педагогической и профессиональной компетентности руководителей занятий; контроль процесса обучения. Специальные прикладные упражнения — основное средство пожарно-строевой подготовки. Они представляют собой различные приемы и действия с пожарной техникой, используемые для формирования и совершенствования специальных навыков и физического развития личного состава. Перечень упражнений, которые применяются в обучении личного состава, определяется программами подготовки, переподготовки и повышения квалификации и описаны в настоящих Рекомендациях.
Задачи и содержание обучения личного состава определяются руководящими документами МЧС России, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также ведомственными нормативными актами и формулируются в учебных, тематических планах и программах.
Руководителям органов управления и подразделений пожарной охраны, образовательных учреждений пожарно-технического профиля, необходимо:
Формы и методы обучения личного состава
К формам пожарно-строевой подготовки относятся теоретические занятия, практические занятия, различные виды внеурочной работы.
Теоретические занятия – форма изучения главным образом теоретических положений темы и принципов работы пожарной техники, психофизиологических особенностей личного состава.
В группу практических занятий входят: учебно-тренировочные, контрольно-проверочные, показные, занятия в теплодымокамере, на огневой полосе психологической подготовки, в спортивном манеже, на полигоне (объекте). Они проводятся с целью поддержания и совершенствования общих и специальных навыков, слаженности отделений, дежурных смен, решения общих и специальных задач физической и психологической подготовки.
В группу внеурочных занятий входят разные состязательные формы совершенствования профессиональных навыков, физических и психологических качеств (конкурсы, соревнования, отработка нормативов, сдача зачетов). Для этих форм обучения используются преимущественно часы спортивно-массовой и культурно-досуговой работы, спортивных мероприятий и самостоятельной подготовки.
В практике пожарно-строевой подготовки наиболее часто используются следующие методы практического обучения:
Последовательность обучения упражнению (приему, действию) условно можно разделить на три тесно связанные между собой этапа:
Для создания предварительного представления об упражнении руководитель занятия применяет следующие приемы:
Разучивание упражнения производится с целью овладения личным составом техникой выполнения упражнения и формирования у него новых двигательных навыков. Приемы и способы выполнения упражнений разучивают в условиях практических занятий. В зависимости от подготовленности личного состава и сложности упражнения разучивание проводится в целом или по частям.
При разучивании приемов в целом двигательная задача решается целостным способом, основные части и элементы приема воспринимаются в общем виде.
Целостный метод применяется, как правило, для разучивания простых упражнений или когда сложное действие трудно или нецелесообразно разделять на части.
Разучивание упражнений по частям обладает большим методическим преимуществом. Этот способ применяется в том случае, если упражнение состоит из разнородных по характеру частей и элементов, объединенных только общей тактико-технической задачей, а структура позволяет расчленить его на отдельные части. После освоения по частям упражнение выполняется в целом – слитно.
Задача третьего этапа обучения – добиться стабилизации приемов и способов выполнения упражнения, сделать их доступными для личного состава в условиях ведения действий по тушению пожара.
Под стабилизацией приемов и способов понимается умение выполнять упражнение каждый раз или совершенно одинаково, или в рамках допустимых отклонений.
После того как освоенное упражнение будет закреплено в стандартных условиях, постепенно переходят к совершенствованию упражнения, для чего выполняют его в условиях тренировки или с применением ряда методических приемов, например, многократного повторения, включения различных комбинаций двигательных действий, выполнения в непривычных условиях или на снарядах и учебных объектах различного качества, оценки качества и учета времени выполнения и др.
Контроль и исправление ошибок – один из важных методических приемов обучения, которому руководитель занятия должен уделять постоянное и предметное внимание. В случае обнаружения ошибок вначале исправляются главные, исходные, а затем второстепенные, незначительные ошибки с помощью объяснения, показа, наглядных пособий, подводящих упражнений и др.
Применение мер, предупреждающих травмы и обеспечивающих безопасные условия выполнения упражнений, является обязательным для руководителя занятий и обучаемых.
Тщательная разминка, подбор упражнений, соответствующих возможностям обучаемых, правильная методика обучения, соблюдение нормального физиологического и гигиенического режима занятий – важнейшие условия пожарно-строевой подготовки.
При обучении упражнению (приему, действию) место построения обучаемых и установки (укладки) пожарной техники определяется руководителем занятий. При выполнении индивидуальных и групповых упражнений, связанных со снятием и (или) установкой пожарной техники, исходным положением для обучаемых является построение их с правой (левой) стороны пожарного автомобиля, спиной к нему, в порядке номеров пожарного расчета, водитель – на левом фланге. Подготовка учебных занятий представляет собой изучение ряда правил, вытекающих из принципов и логики процесса обучения. Она предусматривает: личную подготовку руководителя занятия; выбор места проведения занятия; подготовку учебной материально-технической базы; определение состава помощников руководителя занятия, инструкторов, показчиков, а также состава расчетов, обеспечивающих занятие и страховку обучаемых.
В личную подготовку руководителя входят следующие этапы:
Все перечисленные мероприятия отражаются в разрабатываемом руководителем занятия учебно-методическом документе, который представляет собой оформленный и утвержденный план проведения занятия.
При проведении занятия руководителю необходимо:
В первой части плана проведения занятия излагаются тема, учебные цели и задачи учебно-тренировочного занятия, дается перечень учебных вопросов, указываются время и место проведения, состав подразделения (обучаемых) и форма одежды, дается перечень руководств и пособий, приводится расчет материального обеспечения (материальные средства каждый раз определяются потребностями того или иного занятия).
Во второй части плана раскрывается ход занятия с обозначением его этапов:
вводная, подготовительная, основная и заключительная части.
Во вводной части раскрываются методы и методические приемы:
Структура подготовительной части плана проведения занятия предусматривает упорядоченное описание общеразвивающих физических и специальных упражнений, обеспечивающих повышение работоспособности обучаемых, подготовку их двигательного аппарата к работе в основной части занятия, развитие и усовершенствование таких качеств, как быстрота, ловкость, сила, гибкость, решительность и др. Специальные упражнения выполняются после физических.
Основы пожарно-строевой подготовки
Пожарно-строевая подготовка (ПСП) — неотъемлемая часть обучения и поддержания навыков, а также физического и психологического состояния сотрудников пожарной охраны. Она проводится в виде различного рода занятий и осуществляется круглый год.
Цели и задачи
Пожарно-строевая подготовка является эффективным инструментом для улучшения работоспособности и сплоченности коллектива. Она направлена на повышение квалификации личного состава и снижение временных затрат при выполнении прямых обязанностей. По мере совершенствования техники и средств, поступающих в распоряжение гарнизонов, в программу подготовки включают принципы работы с ними.
Важный момент в подготовке — объединение коллектива. Командная работа подразумевает четкое распределение обязанностей, знание организационной структуры и взаимопонимание между коллегами.
В ходе обучения также рассматривают, тренируют и закрепляют профессионально-прикладные навыки.
Еще пожарно-строевая подготовка подразумевает организационную работу в учебном процессе, контролирование успеваемости с последующей оценкой знаний, профессиональную подготовку руководителей занятий.
Процесс и виды подготовки
Методическими рекомендациями предусмотрен комплексный подход к подготовке. Он содержит как профильную информацию, так и из смежных областей. Например, немало внимания уделяется охране труда.
Теоретические занятия представляют собой ознакомительные лекции на тему работы с техникой, приборами и агрегатами. Практические занятия представлены в виде пожарно-тактических учений, которые делятся на несколько подвидов и проводятся для закрепления полученных знаний.
Могут проходить на объектах, подготовленных полигонах и площадках с воссозданием условий, возникающих при пожаре или чрезвычайных ситуациях. Внеклассные занятия нужны для проверки бойцов. Нередко руководители обучения организовывают сдачу нормативов, состязания и спортивные мероприятия.
Для реализации любой программы применяется общий систематический принцип обучения. Он предполагает поэтапное освоение навыков с помощью нескольких методов. Лицо, проводящее обучение, доносит информацию до учащихся, объясняет ее с помощью демонстраций и упражнений, проводит тренировки с целью прочности усвоения материала вместе с навыками.
Другие методы — контроль знаний и разъяснительные беседы с подведением итогов. Любой урок должен иметь определенную структуру, включающую все методы. Однако большую часть занятия занимают упражнения.
Создание плана тренировок и ведение журнала
Перед занятиями руководитель обучения обязан составить методический план. Для этого он должен знать объективную ситуацию уровня подготовки подчиненных, чтобы результат тренировок был положительным. Занятия могут проводиться в индивидуальной и коллективной форме.
Рекомендуемая форма плана есть в методических рекомендациях по пожарно-строевой подготовке. При его составлении необходимо учесть время, отведенное для различных методов и форм обучения.
Вышеуказанная основная часть занятия, как правило, делится на две части, но их тематика и вид тренировок не должны сильно отличаться.
В плане указывают цель, время, вид и место проведения занятия. Отдельную графу выделяют для темы и используемой литературы. После «шапки» идет развернутый план занятий с описанием вопросов и методом отработки. Документ утверждается уполномоченным лицом.
В журнал по учету противоаварийных, противопожарных тренировок вносят сведения о дате, месте и теме проведенных мероприятий.
Также в журнале указывается фамилия с должностью участника тренировки. В отдельных графах тренирующиеся ставят свою подпись, после выставления оценок и указания замечаний, если таковые имеются.
Пожарно-строевая подготовка: нормативы, выполнение и методические рекомендации
В этой статье пойдет речь об основном предмете для изучения составом подразделений пожарной охраны. Это пожарно-строевая подготовка. Рассмотрим ее цели, содержание, разберем методические рекомендации по проведению обучения.
Что это?
Пожарно-строевая подготовка, как мы уже отметили, это главный предмет обучения, разработанный для личного состава подразделений и соединений пожарной охраны. Это обучение способам и приемам работы со всей пожарной техникой.
Программа обучения направлена на следующее:
Вам будет интересно: Класс Жгутиковые: общая характеристика
Цели и задачи пожарно-строевой и тактико-строевой подготовки определяются целым рядом документов:
Все вышесказанное формулируется в тематических и учебных программах и планах.
Методическое пособие
Вам будет интересно: Испано-американская война 1898 года: причины, ход событий, командующие, итоги и последствия
Данные рекомендации разработаны для следующих адресатов:
Обязанности руководителей
Руководители подразделений пожарной охраны, их органов управления, пожарно-технических образовательных организаций наделяются рядом обязанностей по пожарно-строевой и тактико-строевой подготовке. Это следующее:
Формы обучения
Учебные пособия по пожарно-строевой подготовке предполагают наличие трех главных ее форм:
Основные методы подготовки
Вам будет интересно: Момент инерции диска. Явление инерции
Последовательность обучения
Каждый из этапов мы далее разберем подробно.
При выполнении нормативов по пожарно-строевой подготовке личным составом руководитель занятий должен обращать особое внимание на следующее:
Первый этап обучения
Занятия по пожарно-строевой подготовке начинаются с создания предварительного представления о новом приеме, методике действий. Для этого руководитель занятий предпринимает следующее:
Второй этап обучения
Третий этап обучения
Вам будет интересно: Особенности и отличия австралийского английского языка от британского
Разработка нормативов по пожарно-строевой подготовке обязательно включает в себя разработку занятий по стабилизации способов и приемов выполнения упражнения. Важно тут добиться его доступности при выполнении личным составом конкретных действий по тушению пожара.
Здесь под стабилизацией способов и приемов выступает выработанное умение выполнять упражнение каждый раз или одинаково, или в границах допустимых отклонений.
Первым делом выполнение двигательной задачи должно быть освоено при стандартных условиях. Затем важно перейти уже к совершенствованию навыков. Упражнение повторяют при проведении тренировок, включают в него дополнительные комбинации навыков. Задача выполняется уже в необычных, непривычных условиях, на снарядах, учебных объектах с различными характеристиками. При этом оценивается качество исполнения упражнения, временные затраты на действие.
План занятия
Руководитель занятий всегда системного подготавливается к каждому новому уроку. Существенное место в этом занимает составление развернутого плана:
Структура отдельного занятия
Разобрав систему освоения нового навыка, техники действий, двигательной задачи, перейдем теперь к построению структуры каждого занятия по пожарно-строевой подготовке. По своей сути это урок, учебное занятие, которое носит тренировочный характер. Выступает основным средством организации обучения личного состава, в рамках которого реализуются все вышеописанные формы, методы и средства обучения.
Каждое учебное занятие по пожарно-строевой подготовке состоит из четырех составляющих:
Цель, принципы и задачи ПСП. Её место в системе профессиональной подготовки. ТБ при организации и проведении занятий.
Создан: 2016-06-27 06:27:32
1. Цель, принципы и задачи ПСП.
Основными задачами пожарно-строевой подготовки являются:
Воспитание у личного состава высоких морально-волевых качеств, дисциплинированности и взаимопомощи.
Обучение приёмам и способам действий с пожарной техникой и оборудованием
Выработка навыков слаженной работы и умелого применения пожарной техники, и оборудования при спасении людей и тушении пожаров.
Принципы пожарно-строевой подготовки:
Сознательность обучения достигается разъяснением пожарным значения пожарно-строевой подготовки для повышения их боевого мастерства и физической подготовки.
Активность участников занятия достигается четкой организацией каждого урока, живым и интересным их проведением с использованием разнообразных средств и методов.
Наглядность достигается показом изучаемых упражнений и доходчивым объяснением.
Систематичность обучения обеспечивается правильным распределением учебного материала в течение месяца (года) и регулярным проведением занятий по ПСП.
Последовательность обучения обеспечивается соблюдением принципа постепенного перехода от легких и простых к более сложным и трудным упражнениям.
Прочность приобретенных знаний и навыков обеспечивается многократным повторением упражнений в различных сочетаниях и разнообразных условиях.
2. Ее место в системе профессиональной подготовки
Обучение и тренировка личного состава приемам работы с пожарной техникой и оборудованием проводятся на учебных занятиях по ПСП, при решении пожарно-тактических задач и проведении учений.
Разучивание упражнений по спасанию людей, самоспасанию и работе с ПТВ проводится на учебных и спортивных площадках. Тренировка в четкости и быстроте выполнения упражнений по установке пожарных автомобилей на водоисточники и боевому развертыванию, как правило, должна проводиться на зданиях и сооружениях в районе выезда части и на охраняемых объектах.
3. ТБ при организации и проведении занятий
Основным руководящим документом по обеспечению ТБ при выполнении упражнений являются «Правила по охране труда в подразделениях ГПС МЧС РФ».
С учетом этих правил, а также предписаний настоящего наставления руководитель занятия обязан изложить в плане-конспекте мероприятия по обеспечению безопасности обучающихся при отработке упражнений.
Для создания условий безопасной работы личного состава подразделений ГПС при несении караульной службы, проведении занятий и учений, тушении пожаров и проведении связанных с ними первоочередных аварийно-спасательных работ должностные лица органов управления и подразделений ГПС обязаны:
Проводить в установленном порядке инструктаж по выполнению правил по охране труда.
Принимать меры к максимальному облегчению условий труда и механизации трудоемких процессов.
Не допускать к несению караульной службы лиц, не прошедших специальное первоначальное обучение и не сдавших зачеты по знанию Правил, а также больных и лиц, находящихся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.
Страховка при выполнении упражнений предусматривает готовность руководителя занятия и страхующих оказать в нужный момент помощь обучающемуся и тем самым исключить возможные травмы.
До проведения занятия, особенно в тех случаях, когда будут отрабатываться упражнения на высотах, следует тщательно инструктировать страховщиков и предусматривать расстановку их в наиболее опасных местах. Необходимо производить также внешний осмотр страхующих приспособлений, взрыхлять предохранительную подушку у учебной башни, проверять исправность вооружения и снаряжения.
Основные нормативы по пожарно-строевой подготовке
Нормативы по пожарно-строевой подготовке необходимо сдавать всем, кто решил посвятить жизнь спасению людей от огня. Такой вид тренировок помогает освоить навыки использования специальных инструментов для ликвидации возгорания. С помощью занятий сотрудники повышают профессионализм, отлаживают совместные действия.
Разберемся в этом подробнее.
Что такое ПСП и ТСП
Данные аббревиатуры означают пожарно-строевую и тактико-специальную подготовки. Нормативы по ним подразумевают выполнение поставленных задач за время нужное количество раз. Их сдают действующие сотрудники пожарной части, слушатели курсов МЧС РФ.
Основные задачи
Главные цели программы занятий пожарно-спасательных подразделений следующие:
Сотрудникам нужно досконально овладеть оборудованием для тушения пожара и приобрести много навыков. Задачи определя-ются руководящей документацией МЧС, нормативными актами субъектов и ведомств РФ.
Виды подготовки
Их условно разделяют на 3 формы:
Методы проверены годами обучения, доказали актуальность на практике. Это можно уверенно утверждать.
Способы проведения
Изначально составляется план. После идет инструктаж по технике безопасности. Дальнейший способ проведения занятий – принцип систематического обучения.
Личный состав осваивает необходимые навыки, используя такие методы:
Нормативы ПСП
В документе есть общие положения. Также здесь прописано, за какой период личному составу требуется выполнить определенное действие. Он получает оценки.
Сдача норм происходит на время. Приведем стандарты.
Условия выполнения следующие:
Индивидуальное выполнение: отлично – 21 секунд, хорошо – 24, удовлетворительно – 27. Совместно с отделом: 23, 26, 29 с.
Одевание теплоотражательного костюма: 70, 75, 80 с. ТК-800 нужно экипировать правильно. Время не ограничено.
Сбор и выезд по тревоге
Здесь также нормативы учитывают в секундах с посадкой в отъехавшую за ворота спецтехнику.
Караул: 34, 38, 42 соответственно.
Такой перечень нормативов по пожарно-строевой подготовке, касаясь сбора и отправки охраны по тревоге, после получения приказа.
Действия со средствами спасения и тушения
Условия и время в секундах:
Ещё нужно выполнить нормативы по самоспасанию с 4-го этажа с помощью специальных комплектов. Привести в работу прыжковое устройство – 3 минуты, развернуть полотно за 30 секунд.
Преодоление полосы с препятствиями 100 м
Здесь требуется стартовать со стволом и пересечь финишную линию. Это происходит по правилам соревнований. Преодоление препятствий на отлично – 27 секунд, хорошо – 30 с, удовлетворительно – 34 с.
Развертывание
Эти упражнения проводят на заасфальтированном участке с задействованием спецтранспорта и других инструментов. Здесь большое количество дисциплин.
Нормативы боевого развертывания пожарников связаны с использованием насосно-рукавных систем, аварийно-спасательного оборудования. Условия выполнения разные, но требуется уложиться в отведенное время. Это не может подлежать пересмотру.
Оказание первой помощи
Для обучающихся есть много нормативов. Им требуется уметь обращаться с резиновыми жгутами, надевать маски противогазов. Например, при травме плеча необходимо сделать перевязку из подручного материала за 2 минуты 20 секунд на отлично, 2.30 – хорошо 2.40 – удовлетворительно.
Специалисты не должны допускать ошибок. Времени на спасение жизней очень мало. Особенно если проезд скорой помощи к месту заблокирован.
Другие нормативы
Действующим пожарникам и обучающимся требуется уметь обращаться с лестницами и установками. Это нужно реализовывать в сложных условиях. Нормативы по противопожарной подготовке также есть по радиационной, хим- и биозащите. Варианты их сдачи бывают в одиночном и групповом исполнении.
Порядок определения оценки
Нормативами по противопожарной подготовке определяется, насколько компетентны сотрудники. Их сдача обязательна для подразделений МЧС.
Выводы
Перед занятиями руководитель составляет методический план. Чтобы это сделать, требуется выяснить, насколько подготовлены подчиненные. Тогда при сдаче нормативов они получат нужные оценки и продвинутся по службе.