Что такое пуантилизм в живописи
Пуантилизм как стиль в живописи
Пуантилизм рассматривается как часть движения постимпрессионизма. Стиль был основан художниками Джорджем Сера и Полем Синьяком. В отличие от импрессионизма, пуантилисты использовали для создания изображений только точки чистого цвета.
Скопление точек составляло цельное изображение. Пуантилизм – это не только направление искусства и живописи, это специфическая техника написания картин. Пиком развития направления считаются 1880 – 90-е годы.
Происхождение
Искусствоведы считают, что пуантилизм, как направление искусства, был порождением неоимпрессионизма. Годом рождения стиля является 1885, страна – Франция, где учились и развивались основатели направления.
Наиболее известное полотно, представляющее стиль – «Воскресный день на острове» Дж.Сера. это признанный шедевр: полотно имеет более 6 футов высоту и 10 футов в ширину. Сера работал над ней около двух лет – кропотливая работа требовала точного рисования маленьких точек разного цвета, которые составили пейзаж. Увидеть полотно сегодня можно в Художественном институте в Чикаго.
Представители направления
Основателем пуантилизма был Джорж Сера, получивший образование в Школе изящных искусств в Париже. Традиционный классический художник отверг импрессионизм, в пользу научного метода, который он разработал около 1884 года и назвал «хромолюминаризм». На основе научной теории цвета французского химика Шевреля а также американского физика Огдена Руда. Метод применялся ранее, но систематически применять его как основной способ рисования изображений на полотне начал именно Сера. Главным учеником Сера был бывший импрессионист Поль Синьяк. Пейзажиста Синьяка привлекли методы пуантилизма и дивизионизма, и после смерти Сера в 1891 году, он продолжил дело учителя. Кроме картин маслом и акварелью, он создал офорты, литографии, работы пером, чернилами. Интересно, что Синьяк был одним из первых покупателей полотна Анри Матисса.
Пуантилизм. Строгий расчет
Идея рисовать точками может прийти в голову человеку на скучном совещании. Или — если он один из художников-пуантилистов. Последним ее воплощение в жизнь принесло заслуженную славу.
В каждой строчке только точки
Пуантилизм, получивший название от французского point — «точка», предлагает создавать изображение на полотне маленькими раздельными мазками правильной формы, круглыми или прямоугольными, «как кисть ложится». И не случайно в этом названии слышится резкий быстрый перестук пуантов — балетных туфель. По ощущению принцип пуантилизма схож с техничным безжалостным воздушным танцем на пуантах — легкость, четкая композиция и прекрасная искусственность. Смысл живописи пуантилизма в отказе от смешения красок на палитре или холсте. Цвета, включая контрастные (дополнительные), должны сложиться в цельное изображение за счет оптического эффекта на сетчатке глаза зрителя, как это происходит в природе при восприятии солнечного света.
Первый шедевр пуантилизма
А началось все с увлечения импрессионистов недавно открытыми оптическими законами. Их младшие товарищи, среди которых был Жорж Сёра, также увлеклись теорией цвета. Результатом стала картина «Воскресный день на острове Гранд-Жатт», впервые экспонировавшаяся на последней выставке импрессионистов в 1886 г.
Целью экспериментов Сёра было создание живописного эффекта световоздушной среды. Художник уловил залитое солнцем пространство побережья, где плоские цветные силуэты, лишенные объема и тени, кажутся вплавленными в этот день, реку, деревья. Стоит изменить точку зрения, и одни фигуры проявляются, другие растворяются в жарком мареве полдня.
Картина произвела на зрителей сильное впечатление и указала импрессионизму дальнейший путь развития.
Заманчивый эксперимент
Художники Поль Синьяк, Анри Кросс, Люсьен Писсарро и несколько лет даже поэтичный Камиль Писсарро — этот «импрессионист импрессионистов» — отдали должное такому строгому и ответственному, научно обоснованному делу, как живопись в технике пуантилизма.
Очень дорого
Картины пуантилистов сегодня пользуются неплохим спросом на художественном рынке. Так, рисунок Жоржа Сёра «В Японском диване», написанный карандашом и гуашью, был продан на аукционе «Сотбис» за 4 миллиона 992 тысячи 750 евро, что впятеро превысило первоначально установленную цену. К тому же «В Японском диване» установил абсолютный рекорд повышения стоимости произведения искусства среди проданных во Франции рисунков за 2008 г. Такие «соревнования», разумеется, не влияют на художественную ценность произведений, но служат неплохим стимулом для изучения творчества вновь и вновь входящих в моду художников.
Тон задает Византия
Картины, состоящие из цветных точек, — изобретение не XIX в. Если вы сложите по рисунку те же самые точки, только изготовленные из другого материала, — обточенные кусочки поделочного камня, квадратики застывшей мастики или цветного стекла, то у вас получится один из вариантов традиционной средневековой византийской мозаики.
Олег Сёмин, »Первая женщина»
К сожалению, мне не удалось найти какой-то разносторонней информации о пуантилизме, его истории, художниках, которые творили и творят в этой манере. Когда заглянула в Википедию, вообще стало грустно, со временем накопилось немножко сведений, и я эту самую вики-статью дополнила, но все равно этого ужасно мало.
Жорж-Пьер Сёра, »Воскресный день на острове Гранд-Жатт» (1884)
Олег Сёмин, »Бессонница. ДАО»
В пуантилистической манере творили также Синьяк и Балла. По мнению многих критиков того времени, новый метод должен был свести на нет творческую индивидуальность художника, и превратить его работу в скучное механическое нанесение мазков. Однако, вопреки такому утверждению, пуантилистическая техника помогла создать яркие, контрастные по колориту пейзажи П. Синьяку и тонко передающие нюансы цвета полотна Ж. Сера, а также повысить декоративность картин многим их последователям, например итальянскому живописцу Дж. Балла.
Искусство аборигенов Австралии
Современные авторы так же обращаются к пуантилистической манере письма, хотя в большинстве случаев, это скорее уже несколько видоизмененная, авторская, техника. Если у Сёра и его последователей смешение цвета на палитре не использовалось, то современные пуантилисты чаще всего не столь принципиальны в этом вопросе. Нужно заметить, что работа, написанная с использованием красочных смесей, хорошо воспринимается глазом даже с относительно небольшого расстояния. Хотя основоположником научно обоснованного стиля пуантилизма является Жорж Сёра, метод нанесения красок точками или мелкими раздельными мазками встречался еще в древности, в частности в искусстве аборигенов Австралии. Картина, написанная в пуантилистической манере, воспринимается зрителем как декоративная, практически близкая к орнаментике. В ней есть что-то сродни вышивке и гобелену. Сложно придумать более гармоничную технику живописи для декоративного, абстрактного сюжета, подчёркивающую контрасты цвета и формы, и в то же время смягчающую контуры и пластику.
Пуантилизм
Рождением и популярностью пуантилизм обязан французскому художнику Жоржу Сёра. Молодой импрессионист-экспериментатор увлекся научными открытиями в области оптики, теорией, физикой и психологией цвета и влиянием цветовой гаммы на эмоциональное состояние человека. Результатом исследований стало создание технически новой манеры письма, где движение кисти художника легкие, и одномоментные прикосновения к холсту напоминают порхание бабочки. Последователями Сёра стали неоимпрессионисты Поль Синьяк, Анри Кросс и Камиль Писсарро.
Картины пуантилизма не содержат ограничений или строгих предпочтений в темах, сюжетах и объектах. Среди них есть и пейзажи, и портреты, и жанровые сцены. Главной целью художника является отражение динамики, движения объектов и света, которое создается посредством нанесения мазков на скрупулезно просчитанном расстоянии друг от друга. Поэтому пейзажи пуантилистов поражают воздушностью, объемом и атмосферностью. В работе живописцы используют три основных или аддитивных цвета: красный, зеленый и синий, которые наносят мелкими мазками правильной формы с редким применением крупных цветовых пятен. Живопись в стиле пуантилизма радует пластичностью и мягкими контурами изображения. Техника письма дает возможность создавать и яркие контрастные изображения, и мягкие приглушенные «туманные картины». По мере созерцания таких произведений глаза лучше воспринимают глубину композиции, удивительное движение световых лучей, рябь на воде, колебания листвы, дуновение ветра.
Картины в стиле пуантилизм:
«Воскресный день на острове Гранд-Жатт» 1886 Жоржа Сёра, шедевр и классика стиля; «Женщины у колодца» 1892, «Сосна в Сен-Тропе» 1909 Поля Синьяка; «Возвращение с крестин» 1917 Пабло Пикассо; «Интерьер ресторана», «Автопортрет» 1887 Винсента ван Гога.
Пуантилизм в живописи: история стиля и фото
В XIX веке Францию захлестнула волна художников-новаторов, отвергавших старую школу живописи и искавших новые пути творческого самовыражения. Прорывом в этой области стало формирование стиля импрессионизм, который в корне отличался от всех изобразительных техник, существовавших в то время. Все больше художников примыкало к новому течению и привносило в него свои идеи.
Значение термина
Возникновение стиля и теория цвета
Пуантилизм в живописи Жоржа Сера
Путем экспериментов Сера пришел к выводу, что самой удобной техникой для воплощения его задумок будет точечная. Он брал основные чистые цвета и аккуратными точками последовательно заполнял пространство полотна, создавая при этом вполне конкретные образы. Первый удачный опыт, который он представил на обозрение широкой публике, был «Воскресный день на острове Гранд-Жатт».
Картина произвела очень сильное впечатление на зрителей. На близком расстоянии они могли видеть только мозаичное полотно, сотканное из тысячи мелких точек. Но когда они отходили от картины на несколько шагов, перед ними представала живая и многоплановая сцена, в которой ясно можно было различить колыхание воздуха. Причем зрители даже не подозревали, что в картине использованы всего три основных цвета и два дополнительных, не смешанных друг с другом. Оптическое смешение цветов происходило уже непосредственно на сетчатке глаза при рассматривании картины на расстоянии.
Сера, в отличие от многих художников, работал не на пленэре (на открытом воздухе), а в мастерской, используя фотографии. Это давало ему множество преимуществ. Он мог не спешить, тщательно подбирать цвета и продумывать каждый мазок, а также, что немаловажно, мог не следить за меняющимся освещением, не ловить подходящий момент. Художник прожил очень короткую жизнь, не дожил и до 32 лет, но успел внедрить собственный стиль пуантилизм в живопись, найти единомышленников и последователей.
Последователи
Вместе с Жоржем Сера горячо заинтересовался пуантилизмом Поль Синьяк, еще один молодой французский художник. Он несколько видоизменил технику Сера, экспериментируя с мазками, с величиной и расстоянием между ними. Он стремился достигнуть большей динамики в своих картинах. Цветовая рябь у Синьяка более заметна чем у его предшественника, однако это ничуть не портит его работы, наоборот, создает эффект движущегося света. Поль Синьяк также написал трактат, обосновывая новое направление в живописи.
Помимо двух самых известных приверженцев, у пуантилизма в живописи было еще несколько последователей, в том числе и за пределами Франции, среди которых Камиль Писсарро, Жорж Леммен, Тео Ван Риссельберге, Ипполит Птижан, Анри Эдмон Кросс, Джованни Сегантини, Николай Мещеряков.
Камиль Писсарро, который был весьма значимой фигурой среди художников, отзывался о пуантилистах как о научных неоимпрессионистах. С течением времени пуантилизм изменился и трансформировался в футуризм. В своем первозданном виде он на долгое время перестал существовать.
Пуантилизм в наше время
В современном искусстве вновь стали возвращаться к пуантилизму в живописи. Художники стали широко использовать различные оптические эффекты в своих работах. Самым известным современным пуантилистом можно назвать Мэтью Дэвиса. Его картины ближе всего подходят к классической технике, хотя использует он не только точки, но и крупные цветовые пятна.
Еще два ярких представителя, работающих в этом направлении, Уильям Беттс и Мигель Эндара. Правда, что касается Мигеля, то его картины с пуантилизмом роднит только сам процесс рисования точками.
Пуантилизм в живописи для детей
Изучение цвета играет очень важную роль в обучении ребенка. Цветоведение развивает память, внимание, восприятие у детей. А точечное рисование способствует развитию усидчивости, мелкой моторики, к тому же такое занятие способно увлечь на несколько часов.
Материалы при этом можно использовать разные, фломастеры или краски, а вместо кистей краску наносить допускается прямо пальцами. Для этого есть специальные детские пальчиковые краски, совершенно нетоксичные. Рисовать точками детям гораздо проще, чем традиционным способом, это доставляет массу веселья. Даже самый простой предмет, нарисованный ребенком в этом стиле, будет выглядеть живописно.








