Что такое публичные обязательства
Что такое публичные обязательства? Публичные нормативные обязательства
В данной статье мы рассмотрим публичные обязательства как форму права, обусловленного законодательством РФ. Внимание будет уделено понятию данного права, его свойствам, особенностям, законному обоснованию и т. д.
Ознакомление с понятием
Публичные нормативные обязательства – это набор правил, которые принуждаются к обязательству посредством закона или нормативного акта. Относится к расходному обязательству, где субъекты несут ответственность перед физическими или юридическими лицами. А также другими типами публично-правовых образований, которые подлежат исполнению в соответствии с установленными законами или иными типами нормативно-правовых актов, что имеют установку, указанную в законе.
На территории РФ с 01.01.2012 г. было внесено изменение в публичные обязательства муниципальных образований, а также учреждений, работающих на бюджетной основе. С момента выхода корректив такие структуры не имеют статуса, подтверждающего данный вид права.
Введение особого порядка
Особенности устройства порядка, осуществляемого «новыми» бюджетными средствами, на основе полномочий фрагментов структуры гос. властей, имеющих исполнительные возможности в публичном обязательстве, определяются соответствующими органами. Данное изменение можно найти в ФЗ от 12 января 1996 г., в статье 9.2, части пятой.
Исполнение порядка публичных обязательств для учреждений, работающих на бюджетной основе, установленной органами гос. власти, теперь определяется ПП РФ от 02 августа 2010 г., номер – 590. Структуры властей, отвечающих за применение на практике данного постановления, способны принимать решение по предоставлению субсидий учреждениям, относящимся к федеральным и бюджетным.
Финансовая поддержка
Публично-нормативные обязательства – это многосоставная ветвь закона, которая широко применяется государством для создания условий, которые позволяют удерживать ей экономическое равновесие.
Орган гос. власти предоставляет набор своих полномочий в пользование учреждению бюджетного типа. Информация о таком переходе прав на эксплуатацию денежных средств передается в Минфин РФ, где согласуется и утверждается в течение тридцати дней.
Обеспечение финансами осуществляется бюджетными учреждениями, имеющими федеральный статус. Передача полномочий может осуществляться только в пределе бюджетного ассигнования, которые было предусмотрено органом гос. власти и предназначалось для конкретно указанных целей. Субсидии подобным учреждениям за нормативные затраты восполняются и не фиксируют общий объем выплат, проведенных в течение передачи полномочий.
Публичные обязательства обуславливают выплату основанных на капитале средств. Это явление реализуется от имени федеральных органов гос. власти, передавших полномочия, основываясь при этом на платежном ряде документов, которые были представлены бюджетной организацией, принявшей данные полномочия.
Порядок проведения кассовых выплат
Процесс санкционирования кассовой выплаты, входящей в обязательства федерального бюджетного учреждения, осуществляется от имени органов, имеющих федеральный статус. Общий порядок и его исполнение предусмотрены в приказе Минфина России от первого сентября 2008 г. Конкретно указывается в 87 номере.
Главными обязательствами ФБУ (федерального бюджетного учреждения) являются следующие положения:
Аналогии порядка
Исполнение публично-нормативных обязательств можно наблюдать и при передаче полномочий по распоряжению бюджетом автономным организациям. Главная информация об этом явлении была закреплена постановлением Минфина РФ и опубликована в законопроекте о внесении ряда корректив в конкретные акты законодательства РФ, что связанно с «эволюцией» положения о правах автономной группы учреждений. Данные обязательства присваиваются и физическим лицам, что влечет за собой создание и ведение учета, в котором будет указан перечень операций, исполненных в рамках имеющегося бюджета.
Расход и обязательство
Расходные обязательства публично-правового образования входят в состав важного аспекта, который обуславливает возможность по снижению финансового риска и вероятных последствий, ведущих к нежелательным последствиям. Здесь расходы средств приобретают интерес науки, представляя правовую регламентацию по исполнению обязательств в форме контекста, обеспечивающего эффективность таких расходов.
Взаимосвязь между публичными расходами и публичным правом
Публичное расходное обязательство тесно взаимосвязано с бюджетным. Это основано на том, что данные правовые нормы перетекают из одной в другую. Это происходит с момента подтверждения ФЗ о бюджетном плане на будущие 12 финансовых месяцев. Именно в нем происходит соответствующее закрепление растрат. Иначе говоря, обязательство бюджетного типа является актом, закрепленным в законе.
Рамки такого положения включают в себя пункты о публичном и публично-нормативном обязательстве.
В перечень публичных обязательств входят нормы, возникшие на законной основе других актов о норме права подобного типа. А также это могут быть другие виды правовых документов по расходным обязательствам, основанные на публичном образовании перед лицом физических или юридических субъектов.
Ответственный перед физическим лицом
Публично-правовые обязательства нормативного характера представляют собой форму несения ответственности перед физическими лицами.
Данная форма права характеризуется тем, что в состав публично-нормативных обязательств не входят услуги, предусматривающие выплату физлицу, обуславливаемую наличием статуса госслужащего РФ. Субъекты, занимающие должности муниципального, военного, бюджетного и призывного типа, также не обладают возможностью использовать этот вид правовых преимуществ.
Для совершения качественного и должного контроля за учетом различных обязательств расходного типа, которыми пользуются органы муниципальных и государственных властей, создаются особые структуры, на которые возлагается большая ответственность. Ведутся особые реестры, обусловленные конкретными установками, которые предполагают собой предоставление всей информации учета в вышестоящие органы исполнительных властей.
Обязательства и расходы
Понятие публичных обязательств фигурирует в кругу деятельности муниципальных образований. Такие организации составляют ряд обязательств, которые исполняются благодаря собственным доходам и источнику покрытия дефицита бюджетных средств.
Возникновение подобных обязательств взаимосвязано со следующими обстоятельствами:
Публичные обязательства в расходной форме предусматривают в себе установление органами локального самоуправления самостоятельного учета оборота расходов. Осуществление финансирования происходит посредством наличия собственного капитала и источников дефицитного типа, которые пополняют местный бюджет. Исключение составляют расходные виды обязательств, которые принимаются и исполняются в процессе реализации гос. полномочий, переданных от органов свыше. В таком случае исполнение происходит путем субвенции (не выходя за ее пределы) из бюджетных средств субъекта РФ.
В случае, когда у муниципальных образований превышаются нормативы, которые используются в методике расчета соответствующей субвенции, обеспечение финансами по оплате дополнительных затрат, необходимых для полноценного приведения в исполнение указанных обязательств расходного типа муниципальных образований, осуществляется благодаря собственным доходам и источникам дефицита местного бюджетного потенциала. Данное явление характерно и для субъектов РФ.
Посредством бюджетного послания Президент РФ отметил, что новое расходное обязательство должно приниматься, лишь основываясь на тщательных оценках их работоспособности. А также важно, чтобы имелись ресурсы, которые могут гарантировать исполнение обязательства в пределах приятного бюджетного ограничения.
Недостаток внимания
Как мы уже поняли, в перечень публично-нормативных обязательств входит понятие «расходного обязательства». Стоит обратить внимание на то, что данной ветви закона уделяется недостаточно сил и времени, что можно считать вполне незаслуженным отношением.
Шестая статья БК РФ закрепляет в себе общую форму понятия бюджетного обязательства. По факту это публично-правовая обязанность, обусловленная законом, а также рядом других нормативно-правовых актов, договоров, соглашений и т. д. Обязательным условием является предоставление отчетности от имени казенного учреждения физическому или юридическому типу лиц, а также другим видам образований, например субъектам с наличием международного права, на расход средств из определенного бюджета.
Основываясь на анализе законодательства федерального и регионального типа, а также ряда актов, попадающих в раздел нормативно-правовых, можно определить признаки расходных обязательств для муниципальных образований:
Учреждения из списка бюджетных и автономных
Существуют учреждения, входящие в состав так называемых новых. Такие организации называют автономными, и они не располагают возможностью влиять на бюджетный процесс. Однако они могут выступать «соучастниками» по приведению в действие полномочий бюджетного характера.
Заключение
Из содержимого статьи можно заключить, что публично-правовые обязательства – это перечень правил и норм, которые обуславливают образование обязательств, имеющих законное основание и утверждаемых в специальных актах или договорах. Ответственность несется перед лицом юридического или физического типа, а также любым публично-правовым образованием, подвергающимся исполнению в соответствии с установкой закона.
Что такое публичные обязательства
(см. текст в предыдущей редакции)
В целях настоящего Кодекса применяются следующие понятия и термины:
(в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 278-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 278-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 278-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 278-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федеральных законов от 08.05.2010 N 83-ФЗ, от 27.11.2017 N 345-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 18.07.2017 N 172-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федеральных законов от 29.11.2014 N 383-ФЗ, от 01.10.2020 N 311-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
(абзац введен Федеральным законом от 27.12.2019 N 479-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 27.12.2019 N 479-ФЗ)
(в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 479-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(абзац введен Федеральным законом от 27.12.2019 N 479-ФЗ)
(в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 310-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(абзац введен Федеральным законом от 25.12.2018 N 494-ФЗ)
(в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
С 01.01.2022 ст. 6 дополняется абз. 47 (ФЗ от 01.07.2021 N 244-ФЗ). См. будущую редакцию.
(в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 07.05.2013 N 104-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Ст. 6 (в ред. ФЗ от 01.07.2021 N 251-ФЗ) применяется к правоотношениям, возникающим при составлении и исполнении бюджетов бюджетной системы РФ начиная с бюджетов на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов (на 2022 год).
(в ред. Федерального закона от 01.07.2021 N 251-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 01.07.2021 N 251-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 479-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(абзац введен Федеральным законом от 02.08.2019 N 278-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 02.08.2019 N 278-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 27.12.2019 N 479-ФЗ)
Энциклопедия решений. Публичные нормативные обязательства, исполняемые бюджетными и автономными учреждениями
Публичные нормативные обязательства, исполняемые бюджетными (автономными) учреждениями
Бюджетное (автономное) учреждение может осуществлять полномочия органа государственной власти (местного самоуправления) по исполнению публичных обязательств перед физическими лицами, подлежащих исполнению в денежной форме, то есть по исполнению публичных нормативных обязательств (п. 5 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», ч. 3.12 ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях»). Порядок осуществления таких полномочий определяется:
— высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ;
Например, федеральные бюджетные и автономные учреждения руководствуются Порядком, утвержденным постановлением Правительства РФ от 02.08.2010 N 590.
Исключение составляют выплаты физическому лицу, предусмотренные статусом:
— государственных (муниципальных) служащих, а также лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов РФ, муниципальные должности;
— работников казенных учреждений;
— военнослужащих, проходящих военную службу по призыву (обладающих статусом военнослужащих, проходящих военную службу по призыву);
— лиц, обучающихся (воспитанников) в государственных (муниципальных) образовательных учреждениях.
Чтобы определить, являются ли исполняемые бюджетным (автономным) учреждением обязательства публичными нормативными обязательствами, необходимо ответить соответствующим образом на 3 вопроса:
Кто будет отвечать по обязательствам, в том числе судебным искам в случае неисполнения обязательств?
Публичное правовое образование
Установлен ли размер обязательства в денежном выражении в законодательном акте?
Возможно ли включение обязательства в расчет нормативных затрат без искажения себестоимости услуг?
Публичные нормативные обязательства подразделяются на выплаты:
К выплатам социального характера относятся, например, пенсии, выплачиваемые по пенсионному страхованию населения, а также пенсии, выплачиваемые организациями сектора государственного управления, пособия и компенсации, меры социальной поддержки.
К выплатам несоциального характера, в частности, относятся (на примере федерального бюджета):
— стипендии Президента РФ для молодых ученых и аспирантов, осуществляющих перспективные научные исследования и разработки по приоритетным направлениям модернизации российской экономики, учрежденные Указом Президента РФ от 13.02.2012 N 181;
— стипендии Президента РФ спортсменам, тренерам и иным специалистам спортивных сборных команд Российской Федерации по видам спорта, включенным в программы Олимпийских игр, Паралимпийских игр и Сурдлимпийских игр, чемпионам Олимпийских игр, Паралимпийских игр и Сурдлимпийских игр, учрежденные Указом Президента РФ от 31.03.2011 N 368;
— стипендии работникам организаций оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации, установленные Указом Президента РФ от 14.10.2012 N 1380;
— государственные научные стипендии для выдающихся ученых России и для талантливых молодых ученых России, учрежденные Указом Президента РФ от 16.09.1993 N 1372;
— премии Правительства РФ в области науки и техники, учрежденные постановлением Правительства РФ от 24.10.2013 N 954;
— премии Правительства РФ в области науки и техники для молодых ученых, учрежденные постановлением Правительства РФ от 15.12.2004 N 793;
— премии Правительства РФ в области культуры, учрежденные постановлением Правительства РФ от 19.01.2005 N 29;
— премии Правительства РФ в области образования, учрежденные постановлением Правительства РФ от 28.08.2013 N 744.
Определение принадлежности расходов к публичным нормативным обязательствам на основании критериев, определенных БК РФ, относится к компетенции соответствующего финоргана (письмо Минфина России от 23.12.2016 N 02-05-11/77819).
Перечень публичных нормативных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств соответствующего бюджета, ведется в целях формирования Реестра расходных обязательств в соответствии с требованиями ст. 87 БК РФ. Как правило, ведет такой перечень финансовый орган. Например, примерный перечень публичных нормативных обязательствах Российской Федерации, подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, приведен в Приложении N 2 к Методическим рекомендациям по заполнению Сведений о расходных обязательствах Российской Федерации, подлежащих исполнению главными распорядителями средств федерального бюджета в 2013 году и плановом периоде 2014 и 2015 годов (письмо Минфина России от 12.07.2012 N 16-01-08/55).
Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Материал приводится по состоянию на май 2021 г.
См. содержание Энциклопедии решений
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Перечень сокращений, используемых в Энциклопедии решений и других аналитических материалах :
С. Бычков, заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
А. Семенюк, заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России), государственный советник РФ 3 класса
В. Пименов, руководитель объединенной редакции «Бюджетная сфера» и Департамента бюджетной методологии компании «Гарант», эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова
Ю. Крохина, заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита (факультет МГУ им. М.В. Ломоносова), доктор юридических наук, профессор
А. Кулаков, начальник отдела учета и отчетности ФГБУ «Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко» Минобороны России, профессиональный бухгалтер
Д. Жуковский, начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы «1С» в организациях бюджетной сферы
Cотрудники объединенной редакции «Бюджетная сфера» компании «Гарант»:
А. Шершнева, заместитель руководителя редакции, советник государственной гражданской службы РФ 2 класса, методолог
Т. Разрезова, шеф-редактор, государственный советник 1 класса, методолог
Н. Андреева, редактор-эксперт, профессиональный бухгалтер, член ИПБ России
О. Левина, редактор-эксперт, советник государственной гражданской службы 1 класса
О. Монако, редактор-эксперт по вопросам налогообложения, аудитор
А. Кузьмина, редактор-эксперт по юридическим вопросам, кандидат юридических наук
Н. Верхова, редактор-эксперт по юридическим вопросам
Сотрудники Департамента бюджетной методологии службы Правового консалтинга ГАРАНТ:
А. Суховерхова, заместитель руководителя департамента, член Союза развития государственных финансов
Ю. Железнева, консультант-эксперт, профессиональный бухгалтер
Что такое публичный договор и можно ли от него отказаться
Публичный договор — это документ, в котором одна сторона, осуществляющая предпринимательскую деятельность, предлагает неограниченному кругу лиц заключение сделки на равных для всех условиях.
Признаки
Правоотношения из публичного договора регулируются ст. 426 Гражданского кодекса РФ. Законодательство не содержит определения, что такое публичный договор на оказание услуг, а раскрывает понятие таких соглашений в общем. Кроме общих норм права, применяются специальные, регулирующие конкретные правоотношения, например: в сфере гостиничных услуг — постановление Правительства РФ от 09.10.2015 № 1085; поставка газа — постановление Правительства РФ от 25.11.2016 № 1245; телевизионное вещание — постановление Правительства РФ от 22.12.2006 № 785; теплоснабжение — постановление Правительства РФ от 08.08.2012 № 808; ЖКХ — постановление Правительства РФ от 14.02.2012 № 124. Они устанавливают требования к публичному договору с одним предметом сделки. Отличительные особенности соглашений этого вида:
Если в предложении о заключении сделки содержатся преимущества для отдельных групп потребителей, то, в силу п. 5 ст. 426 ГК РФ, она признается ничтожной. Не противоречат закону соглашения, условия которых меняются в зависимости от группы потребителей, если такая информация общедоступна для всех. Например, использование программы лояльности с предоставлением скидки студентам и размещение таких условий на официальном сайте. Соответствующая позиция закреплена в п. 17 постановления пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 49. Из анализа норм ГК РФ приходим к выводу, что к публичным договорам относится:
Обстоятельства, из-за которых исполнитель не исполняет обязательства, становятся причиной для отказа другой стороне. Например, отсутствие мест в гостинице вызвало отказ коммерческой организации от заключения публичного договора, то же самое с занесением пассажира самолета в «черный список». В этом случае отказ в заключении сделки правомерен.
Порядок заключения
Соглашение заключается в форме присоединения или публичной оферты. По сделкам в виде присоединения одна сторона излагает условия в стандартном для всех виде, вторая рассматривает их и в случае согласия подписывает. Публичная оферта — это предложение к заключению сделки неограниченному числу лиц. Оно выражается, например, в виде буклета с указанием цены, наименования и основных характеристик товара. По порядку заключения определяют, какой из договоров является публичным и на кого распространяются отношения. Если рассматривать в совокупности все правила, то они устанавливают, какую информацию обязан передать исполнитель покупателю и какими действиями или документами это подтверждается. От покупателя требуется принятие сделки (акцепт). Ввиду разных предметов сделки заключение публичного договора имеет особенности. На основании п. 2 информационного письма президиума ВАС РФ от 05.05.1997 № 14, акцептом является фактическое пользование предоставляемыми услугами, даже если соглашение в письменном виде не оформлено, например, при использовании электроэнергии.
При продаже товаров дистанционным образом сделка признается заключенной с момента выдачи документа, подтверждающего оплату (п. 20 постановления Правительства РФ от 27.09.2007 № 612). Конклюдентными действиями (с момента соединения с сетью передачи данных) заключается срочное соглашение по оказанию услуг передачи данных в коллективном доступе (п. 24 постановления Правительства РФ от 23.01.2006 № 32).
Если продавец или исполнитель отказали в заключении сделки, вы можете использовать меры защиты для восстановления своего нарушенного права. Это производится с помощью обращения в суд. В результате рассмотрения дела суд определит условия соглашения, которые надлежит исполнить продавцу или исполнителю. Еще одним из вариантов воздействия является обращение в Федеральную антимонопольную службу или Роспотребнадзор (в случае обращения физического лица). В результате рассмотрения государственный орган выдает предписание об устранении нарушений с возможным наложением штрафа. В качестве основания для обращения в ФАС ссылайтесь на п. 5 ч. 1 ст. 10, п. 2 ч. 2 ст. 39 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ. Если отказ в оказании услуги или продажи товара имел не единичный случай и связан с состоянием здоровья или ограничением жизнедеятельности, то административная ответственность устанавливается за каждый случай отказа. Для обращения от физических лиц, помимо письменных обращений, используются электронные, например официальные сайты ФАС России и Роспотребнадзора. Обращение производится через заполнение соответствующей формы.
Можно ли расторгнуть
Лицо, оказывающее услугу или продающее товар, не имеет права отказать в заключении публичной сделки, если есть реальная возможность исполнить обязательства. Если такой отказ совершен, другая сторона обращается в суд с понуждением о заключении сделки. Регулирование порядка расторжения отличается в зависимости от правил, которые регулируют предмет сделки. Расторжение со стороны продавца возможно в одностороннем порядке, если покупателем были нарушены условия соглашения, например при неоплате стоимости услуг хранения хранитель требует забрать вещь. Возможность одностороннего отказа устанавливается в тексте соглашения для стороны, которой предоставлена свобода выбора. В этом отличие публичного договора от договора простого. В качестве сторон, которые заявляют о таком отказе, выступают покупатель или заказчик услуги.
Если соглашение заключалось давно и за период его действия произошли изменения, которые значительно повлияли на обстоятельства и возможность исполнения продавцом (исполнителем) своих обязательств, возможно расторжение соглашения. Такая позиция подтверждается определением Конституционного суда РФ от 14.10.2004 № 391-О.