Что такое публицистический стиль в русском языке 7 класс

Характерные особенности, черты и основные жанры публицистического стиля речи

09.07.2020 No Comments Posted in

Что такое публицистический стиль в русском языке 7 класс. Смотреть фото Что такое публицистический стиль в русском языке 7 класс. Смотреть картинку Что такое публицистический стиль в русском языке 7 класс. Картинка про Что такое публицистический стиль в русском языке 7 класс. Фото Что такое публицистический стиль в русском языке 7 класс

В статье вы узнаете о том, что такое публицистический стиль и его основные функции, какие существуют характерные особенности и черты публицистического стиля речи, ознакомитесь с тремя жанрами публицистического стиля и в конце статьи найдете интересную информацию о том, по каким критериям отбирают новости СМИ.

Не так давно люди могли узнать новости лишь из местных газет, радио и телевидения. Сейчас же мы имеем доступ к любой информации в любом формате 24/7 (спасибо тебе, Интернет!).

Способы получения информации изменялись, а принципы и особенности публицистики остались прежними.

Что такое публицистический стиль и его основные функции

Публицистический стиль — это стиль речи, который используется СМИ для передачи новостных сообщений массовому адресату (газеты, телевидение, радио, интернет).

Публицистический стиль выполняет 2 основные функции, при этом они в какой-то степени противоречат друг другу:

Для оформления презентаций, печатных материалов, публикаций, для создания логотипов, визиток или инфографики рекомендую воспользоваться программой Canva. Это очень простой и удобный визуальный редактор «все в одном». Тысячи профессиональных шаблонов, изображений и других качественных элементов станут отличной отправной точкой в воплощении ваших лучших идей.

Характерные черты публицистического стиля речи

Публицистический стиль речи имеет ряд специфических признаков, по которым его легко определить:

Особенности публицистического стиля

В качестве особенностей публицистического стиля речи можно выделить 3 ключевые составляющие, на основании которых строится любой журналистский текст:

Это первый, главный или ведущий абзац текста, «шапка» или аннотация статьи, в которой изложена главная мысль текста. Часто лид выделен другим шрифтом или цветом, занимает обычно от 3 до 5 строк текста.

Пренебрегать лидом нельзя. Он может быть сенсационным или драматичным, может раскрывать подробности события или кратко описывать новость, может веселить читателя или же бросить ему вызов.

Лид новостной статьи выглядит так:

«Власти Британии официально признали, что готовятся с 10 июля отменить обязательный двухнедельный карантин для прибывающих из нескольких десятков стран, в первую очередь европейских.»

90% всех журналистских расследований построены на интервью или работе с другими первоисточниками. Поэтому неудивительно, что цитаты занимают особое место в новостных сообщениях.

3. Краткость и читабельность. Предложения и абзацы короткие и простые. Это вовсе не означает, что вы не встретите в тексте длинных составных предложений, но в большинстве случаев — «краткость — сестра таланта».

Кроме того, важно не переусердствовать с терминами. Все-таки тексты публицистического стиля должны быть понятны массовой аудитории: использовал понятие «правовой нигилизм» — будь добр и объясни тогда, что это обозначает (p.s.: правовой нигилизм — это отрицание законов и правил/норм поведения).

Жанры публицистического стиля речи

Выделяют 3 жанра публицистического стиля:

Рассмотрим подробнее каждый жанр.

Публицистический стиль речи: информационный жанр

Заметка — краткое сообщение о новом событии или факте. Главные черты: достоверность факта, новизна, краткость.

«Поправки в Конституцию РФ, которые одобрили более трех четвертей проголосовавших граждан, в субботу, 4 июля, вступили в силу. Обновленный текст основного закона страны уже опубликовала «Российская газета». В Конституцию внесено 206 поправок. В связи с этим потребуется изменить 98 действующих законов.»(Аргументы и Факты AIF.ru )

Репортаж — сообщение с места события. Черты: оперативность, объективное освещение событий, репортер является очевидцем или участником происходящего.

Пример: телевизионный репортаж (прямая трансляция с места событий), репортаж в печатных СМИ после сбора и обработки информации.

Интервью — получение информации в ходе разговора интервьюера (журналиста) с собеседником.

Примеры: информационное интервью для сбора актуальных данных о произошедшей авиакатастрофе ( например, опрос очевидцев); интервью-расследование; персональное интервью или интервью-портрет.

Отчет — хронологически последовательное, детализированное сообщение о событии.
Пример: отчет о военных действиях, отчет о результатах собрания, о конференции, о правительственном или судебном заседании.

Публицистический стиль речи: аналитический жанр

Беседа (диалог) — разновидность интервью, когда журналист выступает не просто в роли посредника между героем и зрителем, а общается с собеседником на равных благодаря своим достижениям, опыту и профессионализму.

Пример: телевизионное шоу с приглашенными артистами — «Наедине со всеми» с Юлией Меньшовой.

Рецензия — критический отзыв, который содержит в себе оценку и краткий анализ произведения художественной литературы, науки, искусства, журналистики и др.

Статья — жанр журналистики, в котором выражается аргументированная точка зрения автора на общественные процессы, на различные актуальные события или явления. Прочитав аналитическую статью, читатель получает нужную ему информацию и далее самостоятельно размышляет над интересующими его вопросами.

Предметом статьи является не само событие, процессы или явления, а последствия, которые они вызывают.

Пример: общеисследовательская статья о политическом развитии страны, практико-аналитическая статья о росте цен на продукты, полемическая статья (спор) о преподавании основ православной культуры.

Аналитическая корреспонденция — это сообщение, которое дает информацию о событии или явлении (обычно это один какой-то значительный факт). Аналитическая корреспонденция может включать фрагменты «живого» репортажа или пересказ происходящего, но обязательно в таком сообщении присутствует выяснение причин события/явления, определение его ценности и значимости для общества, прогнозирование его дальнейшего развития. Первоисточником такого сообщения всегда является сам автор публикации (корреспондент).

Пример: Описание достаточно необычного события – спасения человека, пораженного ударом молнии. Именно этому событию посвящена основная часть публикации. Описывая его, журналист использует информацию, полученную от самой пострадавшей, ее родителей, ее спасителей, других людей. Описанием самого события дело не ограничивается. Автор осуществляет причинно-следственный анализ случившегося, ищет ответ на вопросы, которые мучают Далю Ралене, ее родителей, их знакомых: почему молния угодила именно в эту женщину? Почему она все-таки оказалась живой?.

Публицистический стиль речи: художественно-публицистический жанр

Очерк — журналист не просто описывает проблему, событие или портрет человека, основываясь на фактических данных, но и применяет художественные методы выразительности.

Пример: портретный очерк о жизни знаменитой личности; описание происшествий, встреч с людьми во время путешествия автора ( очерк А. С. Пушкина «Путешествие в Арзрум во время похода 1829 года»).

Эссе — очерк, сочинение небольшого объема (обычно 300-500 слов), написанное в свободной манере повествования. Это литературный жанр, в котором автор выражает личный взгляд на определенную проблему, свои переживания или точку зрения по какому-то вопросу.

Эссе пишется в свободной манере с ярко выраженной позицией автора, поэтому текст получается живым и эмоциональным. Автор может написать эссе от 1-го или 3-го лица (чаще).

Эссе свойственны образность, разговорный стиль повествования, откровенность и нацеленность на массовую аудиторию.

Пример: к эссеистам 19 века относятся Оскар Уайльд, Артур Шопенгауэр, Фридрих Вильгельм Ницше и многие другие.

Фельетон — короткая заметка, очерк, статья сатирического характера, главной задачей которой является высмеивание «зла».

Пример: к фельетонистам относят таких писателей-сатириков, как М.Е. Салтыков-Щедрин, И.А. Ильф и Е.П. Петров.

Памфлет — сатирическое произведение или статья, нацеленная на осмеяние определенных человеческих пороков, обличение и уничижение героя или героев, которые представляется автору носителем опасного общественного зла. При написании памфлет автор использует гротеск, гиперболу, иронию, сарказм.

Пример: «Письма к провинциалу» французского ученого, философа Блеза Паскаля, «Возроптавший улей, или Мошенники, ставшие честными» английского писателя Бернарда Мандевиля, отечественные памфлетисты Д.И. Писарев с памфлетом «Пчелы», А.М. Горький «Город желтого дьявола», Л.М. Леонов «Тень Барбароссы».

Критерии отбора новостей

В первую очередь публицистический стиль ассоциируется с журналистикой и СМИ. Особое место в масс-медиа занимают новостные заметки: они пользуются спросом и привлекают основной процент трафика. Поэтому предлагаю уделить внимание одному очень интересному моменту: каким образом создается новостное сообщение и по каким критериям «отбирают» новости?

Далее вы узнаете о 10 критериях отбора новостей:

P. S.: Понравилась статья? Поделитесь ссылкой в социальных сетях! Большое человеческое Вам спасибо и хорошего дня.

Источник

Технологическая карта урока русского языка в 7 классе «Публицистический стиль»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Урок 19. Публицистический стиль

Цели деятельности педагога

Дать представление о публицистическом стиле, его признаках, способствовать формированию умения определить текст публицистического стиля, его признаки

Урок развития речи

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные: знать особенности публицистического стиля, его жанры; языковые средства публицистического стиля; виды публичных общественно-политических выступлений и их структуру; уметь находить тексты, написанные в публицистическом стиле; определять признаки публицистического стиля в указанных текстах; доказывать принадлежность текста к публицистическому стилю; уметь составлять устное выступление-обращение в публицистическом стиле.

Метапредметные: способность осознания целей учебной деятельности и умение их пояснить; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного
решения коммуникативных задач.

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; стремление к речевому самосовершенствованию

м етоды и формы
обучения

Наблюдение над языком; проблемный метод; лингвистическая игра; индивидуальная, групповая, фронтальная

http://www.uroki.net http://www.zavuch.info http://www.intergu.ru

http://akademius.narod.ru/vibor-rus.html http://festival.1september.ru/subjects http://som.fsio.ru/subject.asp?id=10000192

Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор

Мультимедийный ряд : презентация по теме урока, выполненная учителем или группой подготовленных учащихся

Организационная структура урока

Обучающие
и развивающие компоненты,
задания
и упражнения

Формы организации
совзаимо-
действия
на уроке

Универсальные
учебные действия

1. Актуализация и пробное учебное действие.

Выявление места и причины затруднения

Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний

и применение их в новых ситуациях. Создание проблемной ситуации, эвристическая беседа, обучающая игра

– Вспомним таблицу, которую мы с вами составили по материалам урока, посвященного стилям русского языка. Какие стили вам известны? Все ли они встречаются в бытовом общении? В книжной речи?

Выслушивает ответы, подводит учащихся к выводу о том, что разделение функциональных стилей лишено единого основания, так как оно базируется не только на формальных признаках, но и на дополнительных (по отношению к основным), специфичных для каждого стиля факторах.

СТИЛИ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА

о бщение людей в быту

о бщение граждан в учреждении

а гитационно-массовая деятельность
(стиль газет, журналов, листовок и др.)

н аучная деятельность (научные статьи, работы)

с ловесно-художественное творчество
(стиль художественной литературы)

Обдумывают ответы на вопросы, принимают участие в обуча-

ющей игре, участвуют в диалоге с учителем, осознают,

что знаний у них недостаточно для полных ответов

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации.

Регулятивные: принимают и со-храняют учебную задачу, осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации

Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!

Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.

Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова.

Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка

Выполняют элементарные физические

2. Целеполагание и построение выхода из затруднения

Работа с информационным текстом (распечатанный раздаточный материал на партах). Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной

и умственной деятельности учащихся. Беседа по вопросам

– Сегодня мы подробно поговорим об особенностях публицистического стиля. Что мы уже о нем знаем?

Цель любого текста, относящегося к публицистическому стилю, – донести общественно значимую информацию с одновременным воздействием на читателя, автору важно внушить определенную идею, повлиять на мировоззрение окружающих, побудить к определенным поступкам. Этой целью продиктовано своеобразие языка публицистического стиля. Среди главных языковых особенностей публицистического стиля следует назвать принципиальную неоднородность стилистических средств, использование специальной терминологии и эмоционально окрашенной лексики, сочетание стандартных и экспрессивных средств языка. Особенностью публицистического стиля является широкий охват лексики литературного языка: от научных и технических терминов до слов обыденной разговорной речи. Иногда публицист выходит за рамки литературного языка, используя в своей речи жаргонные слова, этого, однако, следует избегать. Публицистические произведения отличаются необыкновенной широтой тематики, они могут касаться любой темы, попавшей в центр общественного внимания. Это, несомненно, сказывается на языковых особенностях данного стиля: возникает необходимость включать специальную лексику, требующую пояснений, а иногда и развернутых комментариев. С другой стороны, целый ряд тем постоянно находится в центре общественного внимания, и лексика, относящаяся к этим темам, приобретает публицистическую окраску. Таким образом, в составе словаря языка формируется круг лексических единиц, характерных для публицистического стиля. Для публицистического стиля также характерно использование оценочной лексики, обладающей сильной эмоциональной окраской

Формулируют цель учебной деятельности

в диалоге с учителем. Слушают учителя, участвуют в диалоге с ним,

определяют цель урока

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успе-ха или неуспеха

в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания.

Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действуют по плану.

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную

деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач

Вопросы для уточнения

3. Творческая практическая дея-

по реализации построенного проекта

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Обсуждение результатов исследовательского проекта, подготовленного учащимися. Проверка работы по ключу на слайде.

Материалы для анализа текста
(см. Приложение к уроку)

– Ребята, я предлагаю вам, пользуясь материалами информационного текста и учебника, заполнить таблицу, которая поможет нам в дальнейшей работе на уроке.

Средства языка,
характерные
для стиля, примеры

1. Воздействие на слушателя, читателя.

2. Передача общественно значимой информации.

3. Побуждение к определенным поступкам, действиям

1. Выступления
политических и
об-щественных
деятелей.

2. Статьи, рецензии, заметки, очерки в газетах и журналах

Использование эмоционально окрашенной лексики, оценочной лексики,

сочетание стандартных и экспрессивных средств языка; включение в текст специальной лексики

– Обратите внимание на тексты, предложенные для анализа. Все эти тексты относятся к публицистическому стилю, хоть и написаны в разное время. Пользуясь таблицей, докажите это

Принимают участие в работе, докладывают о результатах работы группы

по заданию исследовательского проекта. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Личностные: желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в материалах учебников.

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля

и успешно используют его в решении задачи.

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач

ответы на вопросы, вопросы для уточнения

4. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Обобщение и систематизация знаний и формирование рациональных способов применения их на практике. Составление связных рассказов об изученных нормах, подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления, письменная работа

Подводит к выводу о том, что в публицистическом стиле могут быть написаны тексты, преследующие разные цели: от размышлений на важные общественно-политические темы до попытки передать личные чувства.

Работа с текстом В. Пескова.

1. Какова цель автора данного текста?

2. Что значит любить Родину, по мнению В. Пескова?

3. Какие языковые средства использует автор этого текста?

4. Какое сравнение составляет основу текста?

5. Для чего журналист приводит такое сравнение?

6. К чему он призывает нас, читателей?

7. Прочитайте вслух ту часть текста, в которой параллельная связь предложений усилена одинаковым началом их.

– Напишите изложение-миниатюру по данному тексту

Строят понятные для партнера высказывания, выполняют

задания под руководством учителя и самостоятельно

Личностные: имеют желание осваивать новые виды деятельности.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме.

Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности

Задают вопросы для уточнения

Приложение к уроку

«…Писал ты, что я растлен разумом, как не встретишь и у неверных. Я же ставлю тебя самого судьею между мной и тобой: вы ли растленны разумом или я, который хотел над вами господствовать, а вы не хотели быть под моею властью, и я за то разгневался на вас? Или растленны вы, которые не только не захотели повиноваться мне и слушаться меня, но сами мною владели, захватили мою власть и правили, как хотели, а меня устранили от власти: на словах я был государь, а на деле ничем не владел. Сколько напастей я от вас перенес, сколько оскорблений, сколько обид и упреков! И за что? В чем была моя вина перед вами с самого начала? Кого и чем я оскорбил? Это ли моя вина, что полтораста детей Прозоровского вам были дороже моего сына Федора? Вспомни и рассуди: как оскорбительно для меня вы разбирали дело Сицкого с Прозоровским и допрашивали, словно злодея! Неужели эта земля вам была дороже наших жизней? И что такое сами Прозоровские рядом с нами. Божиим милосердием, милостью Пречистой Богородицы, и молитвой великих чудотворцев, и милостью святого Сергия у моего батюшки и с батюшкиного благословения у меня была не одна сотня таких, как Прозоровский. А чем лучше меня был Курлятев? Его дочерям покупают всякие украшения, это благословенно и хорошо, а моим дочерям – проклято и за упокой. Много такого было. Сколько мне было от вас бед – не исписать».

(Послание Ивана IV Грозного А. М. Курбскому.)

«Слово “прогресс” естественно должно было встретить особенную неприязнь к нему со стороны пуристов русского языка, которые возмущаются всяким иностранным словом, как ересью или расколом в ортодоксии родного языка. Подобный пуризм имеет свое законное и дельное основание; но тем не менее он – односторонность, доведенная до последней крайности… Нет сомнения, что охота пестрить русскую речь иностранными словами без нужды, без достаточного основания противна здравому смыслу и здравому вкусу; но она вредит не русскому языку и не русской литературе, а только тем, кто одержим ею. Но противоположная крайность, то есть неумеренный пуризм, производит те же следствия, потому что крайности сходятся. Судьба языка не может зависеть от произвола того или другого лица… Вот почему из множества вводимых иностранных слов удерживаются только немногие, а остальные сами собою исчезают. Говорят, для слова “прогресс” не нужно и выдумывать нового слова, потому что оно удовлетворительно выражается словами “успех”, “поступательное движение” и т. д. С этим нельзя согласиться. Слово “прогресс” отличается всею определенностию и точностию научного термина, а в последнее время оно сделалось ходячим словом, его употребляют все – даже те, которые нападают на его употребление. И потому, пока не явится русского слова, которое бы вполне заменило его собою, мы будем употреблять слово “прогресс”».

(В. Г. Белинский, «Взгляд на русскую литературу 1847 года».)

«Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. И все, что мы делаем доброго, прибавляет сил ему. Но всякое дерево имеет корни. Без корней его повалил бы даже несильный ветер. Корни питают дерево, связывают его с землей. Корни – это то, чем мы жили вчера, год назад, сто, тысячу лет назад. Это наша история. Это наши деды и прадеды. Это их дела, молчаливо живущие рядом с нами, в степных каменных бабах, резных наличниках, в деревянных игрушках и диковинных храмах, в удивительных песнях и сказках. Это славные имена полководцев, поэтов и борцов за народное дело… Человеку важно знать свои корни – отдельному человеку, семье, народу – тогда и воздух, которым мы дышим, буден целебен и вкусен, дороже будет взрастившая нас земля и легче будет почувствовать назначение и смысл человеческой жизни. Давайте же будем помнить об этих корнях!».

Источник

Урок по русскому языку на тему «Публицистический стиль речи.Основные признаки и особенности функционирования»(7 класс)

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Конспект урока по развитию речи в 7 классе

Тема урока: Публицистический стиль речи. Основные признаки и особенности функционирования.

Тип урока: комбинированный

1. углубление и развитие представлений о публицистическом стиле; знать общие призники публицистического и художественного стилей, уметь их отличать по характерным особенностям;

2. совершенствовать навыки анализа текста;

3. строить предложения и связные тексты в данном стиле.

Средства обучения: «Толковый словарь» Ожегова, портрет Д.С.Лихачева, портрет А.С.Пушкина, сборник статей «Земля родная» Лихачева.

— Прочитайте текст про себя.

Он одет в сюртук из гладкой темной ткани, кипенно-белую рубашку, от которой виден лишь фрагмент воротника. На шее повязан широкий шелковый галстук. Лицо поэта кажется очень светлым, живым и выразительным. При всей его «африканской» некрасивости его внешность необычайно притягательна: у него очень ясные, чистые глаза, выразительный взгляд, обращенный в сторону от зрителя. Скрупулезно изображены и буйная шевелюра, и объемные вьющиеся бакенбарды.

Перед вами описание внешности известного русского поэта. Назовите его имя. По каким деталям описания внешности вам удалось его опознать? (ответы уч-ся)

Именно таким предстает перед нами Пушкин на портрете О.А.Кипренского.

К какому стилю речи относится текст, предложенный для работы?

Что такое публицистический стиль в русском языке 7 класс. Смотреть фото Что такое публицистический стиль в русском языке 7 класс. Смотреть картинку Что такое публицистический стиль в русском языке 7 класс. Картинка про Что такое публицистический стиль в русском языке 7 класс. Фото Что такое публицистический стиль в русском языке 7 класс

Что такое публицистический стиль в русском языке 7 класс. Смотреть фото Что такое публицистический стиль в русском языке 7 класс. Смотреть картинку Что такое публицистический стиль в русском языке 7 класс. Картинка про Что такое публицистический стиль в русском языке 7 класс. Фото Что такое публицистический стиль в русском языке 7 класс

Что такое публицистический стиль в русском языке 7 класс. Смотреть фото Что такое публицистический стиль в русском языке 7 класс. Смотреть картинку Что такое публицистический стиль в русском языке 7 класс. Картинка про Что такое публицистический стиль в русском языке 7 класс. Фото Что такое публицистический стиль в русском языке 7 класс

Что такое публицистический стиль в русском языке 7 класс. Смотреть фото Что такое публицистический стиль в русском языке 7 класс. Смотреть картинку Что такое публицистический стиль в русском языке 7 класс. Картинка про Что такое публицистический стиль в русском языке 7 класс. Фото Что такое публицистический стиль в русском языке 7 классЧто такое публицистический стиль в русском языке 7 класс. Смотреть фото Что такое публицистический стиль в русском языке 7 класс. Смотреть картинку Что такое публицистический стиль в русском языке 7 класс. Картинка про Что такое публицистический стиль в русском языке 7 класс. Фото Что такое публицистический стиль в русском языке 7 класс
Что такое публицистический стиль в русском языке 7 класс. Смотреть фото Что такое публицистический стиль в русском языке 7 класс. Смотреть картинку Что такое публицистический стиль в русском языке 7 класс. Картинка про Что такое публицистический стиль в русском языке 7 класс. Фото Что такое публицистический стиль в русском языке 7 классЧто такое публицистический стиль в русском языке 7 класс. Смотреть фото Что такое публицистический стиль в русском языке 7 класс. Смотреть картинку Что такое публицистический стиль в русском языке 7 класс. Картинка про Что такое публицистический стиль в русском языке 7 класс. Фото Что такое публицистический стиль в русском языке 7 класс

Стили речи: художественный, книжный, научный, официально-деловой, разговорный.

Задание. Списать, вставить пропущенные буквы, объяснить орфограммы, определить к какой части речи относятся записанные слова. Составить словосочетания со словом публицистика.

— Внесем в схему название стиля и запишем тему урока.

— Начнём со словарно-орфографической работы: публика, публицист, опубликовать, публицистика, публицистический.

— Какой общий корень имеют слова?

-Вернемся к словарному диктанту. Как вы думаете, к какому стилю речи можно отнести данную группу слов?

-Что сближает публицистический стиль с художественным?

Учитесь говорить и писать

Учиться говорить и писать нужно все время. Язык – самое выразительное, чем обладает человек. За своим языком надо следить постоянно. Самая большая ценность народа – его язык, язык, на котором он пишет, говорит, думает. Думает! Это значит, что вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык.

Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит… А ведь бывает и так, что человек не говорит, а «плюется словами». Для каждого понятия у него не обычные слова, а жаргонные выражения. Такой человек хочет показать, что ему все нипочем, что он выше, сильнее всех обстоятельств, умнее всех окружающих. А на самом деле он трус и робок, неуверен в себе.

И если вы хотите быть по-настоящему интеллигентным, образованным и культурным человеком, то обращайте внимание на свой язык. Говорите правильно, точно и экономно.

Если вам приходится часто публично выступать – на собраниях, заседаниях, просто в обществе своих знакомых, то, прежде всего, следите, чтобы ваши выступления не были длинными. Это важно, чтобы вас поняли.

Второе правило. Чтобы выступление было интересным, все, вы говорите, должно быть интересным и для вас. Постарайтесь, чтобы в вашем выступлении была одна, главная мысль, которой должны быть подчинены все остальные.

Но как научиться писать? Чтобы научиться писать, надо писать, писать письма, дневники. Одним словом: «Чтобы научиться ездить на велосипеде, надо ездить на велосипеде».

— Какие функции характерны для данного текста?

— К чему призывает автор прочитанного нами текста? (Постоянно учиться говорить и писать.)

— Что сближает публицистический стиль с научным?

— Найдите в тексте, какие синтаксические средства языка, характерны для публицистической речи?

— побудительные и восклицательные предложения;

— Как вы думаете, к кому обращается автор?

— Найдите в тексте антонимы;

— слова книжной речи;

-слова с переносным значением

— С каким еще стилем речи они сближают наш текст? (С художественным стилем.)

— Есть ли они в тексте примеры «газетной строки»? А какие есть стандартные сочетания? (Моральный облик, сознательная жизнь, умственное развитие.)

Итак, мы рассмотрели стилевые и языковые черты публицистического стиля.

— Публицистике свойственен непосредственный контакт с аудиторией. Где реализуется публицистический стиль в устной и письменной речи? Давайте, запишем стилевые и языковые черты публицистического стиля в тетрадь.

— Обратимся снова к «Поучению» и попытаемся увидеть черты публицистического стиля в этом тексте, написанном ещё в 1117 году.

— Основные стилевые черты и языковые особенности наиболее конкретно выражаются в разных жанрах, свойственных публицистическому стилю.

— Запишем их и дадим толкование:

Фельетон газетная или журнальная статья на злободневную тему с использованием сатирических и юмористических приемов изложения.

— Какие жанры публицистического стиля вам знакомы, вы с ними работали с 5 класса.

— Попытайтесь определить незнакомые жанры по их толкованию, которое мы записали.

(Работа с текстами разных жанров)

— А к какому жанру относится проанализированный нами текст Д.С.Лихачева «Учитесь говорить и писать»? (Статья)

III . Подведение итогов.

-Назовите характерные признаки публицистического стиля.

— Расскажите, что общего у публицистического стиля с художественным, научным.

IV .Задание на дом. 1. Подготовить сообщение о публицистическом стиле.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *