Что такое пул на гитаре
Урок 14. Хаммер и пулл (Hammer-On и Pull-Off)
Хаммер (Нammer-On)
Hammer переводится с английского «молоток». Исполняется следующим образом:
Делать Hammer-On нужно научиться всеми пальцами (указательным, средним, безымянным, мизинцем).
Поставьте руку так, чтобы указательный палец был над пятым ладом первой струны, средний над шестым ладом, безымянный над седьмым, мизинец над восьмым.
Дерните открытую струну, затем ударьте указательным пальцем по пятому ладу.
Вновь дерните открытую струну, затем исполните Хаммер средним пальцем по шестому ладу.
Аналогично с двумя другими пальцами на седьмом и восьмом ладах соответственно.
Для дальнейшей отработки Hammer-On сделайте вышеуказанное упражнение по очереди на всех струнах.
Пулл (Pull-Off)
Hammer-On и Pull-Off по очереди
Научившись играть хаммер и пулл по отдельности, сыграем их вместе, по очереди.
Поставьте указательный палец на первую струну пятый лад и сделайте средним пальцем по шестому ладу сначала хаммер, а затем пулл с шестого лада.
То же самое сделайте безымянным пальцем по седьмому ладу и мизинцем по восьмому.
Далее поиграйте хаммер и пулл по всем струнам.
Хаммер и пулл на аккорде D
Возьмите аккорд D и, не отпуская его, сделайте мизинцем Hammer-On по третьему ладу, а затем Pull-Off
Хаммеры и пуллы делают игру интереснее, разнообразнее, красивее и быстрее.
Так что выучите их хорошенько.
electruha.com
Приемы игры на гитаре. Hammer on. Pull off.
Ударные легато hammer on
Извлеките правой рукой звук третьей открытой струны. Теперь резко ударьте средним пальцем левой руки, скажем, по пятому ладу звучащей третьей струны. Оцените получившийся звук. Не убирайте палец раньше времени — дайте ноте прозвучать. Чем ярче и звонче получился звук — тем качественнее вы сыграли hammer on.
Еще раз отмечу, что качество техники легато заключается не в силе удара, а в резкости и точности.
В табулатуре этот прием обозначается дугой, над которой пишется буква Н (hammer).
Pull off
Другая разновидность легато — срывы левой рукой pull off. Если звукоизвлечение hammer on происходит за счет ударов по струнам пальцами левой руки, то pull off — это результат срывов струны пальцами. При умелом сочетании этих двух приемов получаются довольно интересные вещи (например, звукоизвлечение левой рукой без участия правой). Срывы и ударные легато имеют более широкую сферу применения, чем только скоростные пассажи. По сути, практически любое соло не обходится без легато.
Сделайте следующее: средним пальцем левой руки прижмите седьмой лад на первой струне. Извлеките ноту медиатором, а затем (пока она звучит) сдерните средним пальцем струну с лада так, чтобы прозвучала открытая струна. Это самый простой пример pull off, который дает представление о механизме приема.
В табулатуре срывы легато также обозначаются дугой, но сверху ставится буква Р (pull).
Гитарный строй бывает разным… 🙂
Еще один плюс гитар — их можно настраивать в различные строи. В разумных конечно, пределах. Вы можете прямо сейчас взять свою гитару и поднять/опустить любые струны наугад (только аккуратно, не перетяните струны — они могут просто порваться, а вы потом будете меня ругать..). Поиграйте. Попробуйте еще. Ну как? Кто знает… возможно сейчас вы создали отличный строй в котором вам будет приятно играть и дальше, и вы не заходите возвращаться к прежнему.
Рассмотрим несколько “стандартных” строев для гитары. Да-да, вы не ослышались, стандартных несколько штук, а не только один. Другое дело, что среди них есть самый стандартный.
Standard Tuning: eBGDAE
Является наиболее подходящим для любой гитары (кроме гитар-баритон и прочих экспериментов) неважно электро или акустическая, бас или обычная это гитара. Сама гитара в принципе заточена именно под этот строй. В нем играет абсолютное большинство музыкантов и играют при этом замечательно. Когда это дополнительно не указывается, то в любых нотах и табулатурах подразумевается именно этот строй.
Диапазон: от D 7ой октавы [если на гитаре 22 лада] до E 3ей октавы.
Drop-D: eBGDAD
Называется так, потому что мы “сбрасываем” 6ую струну на один тон, до D. Все остальные струны остаются без изменений. Если у вас гитара с обычным, то есть не Floyd Rose-образным, бриджем, то вы с легкостью сможете настроиться в этот строй без каких либо проблем.
В чем фишка? Расширятся на целый тон диапазон звучания гитары. Причем в нижнем спектре, что очень значимо. Теперь есть 2 новых ноты, которые можно извлечь из вашей гитары. Согласитесь, уже немало! Второе — игра квинт-аккордами становится намного легче и благозвучнее, особенно при высоком темпе. Взгляните:
Вот типичный мотив в Drop-D, ритм задайте сами (рис. 1.) В обычной настройке нам нужно 3 или 2 пальца, в то время как в Drop-D нам достаточно одного (рис. 2 и рис. 3). Легче брать и другие замысловатые аккорды (рис. 4).
Честно говоря, не могу припомнить ни одного музыканта, постоянно играющего в таком строе, обычно музыканты используют эту настройку для отдельных песен. Хотя, вспомнил одну группу, это Lost Prophets.
Half-step Down или down S step: [eb Bb Gb Db Ab Eb]
Все струны опускаются на пол-тона. Казалось бы ничего сложного, но поверьте — это одно из самых радикальных изменений какое можно придумать. По сути, играя то же что и обычно вы получаете совсем другое звучание, причем интервал в пол-тона делает обычные ноты промежуточными (бемоль и диез). Особенно это проявляется при использовании открытых аккордов. Да и в целом отдача от инструмента совсем другая, что объясняется серьезным ослаблением натяжения струн. Так что можно ставить струны потолще. Так делал крутейший гитарист Stevie Ray Vaughan игравший на 13-х струнах в этом строе. В этом строе играл Jimi Hendrix. Кроме того, подобный строй популярен в гранже и гаражном роке: Курт Кобейн опускал гитары на пол-тона, сейчас группа the Subways играет потрясающие песни в Half-step Down.
Open-A [eDbAEAE] и Open-G [dBGDGD]
Открытые настройки. Называются так, потому что сама открытые струны стоя образуют какой-то аккорд. Соответственно: open-A это Amaj, open G — Gmaj. Подобные настройки очень удобны при ритм-игре особенно если при этом петь. Можно, и даже нужно воспользоваться слайдом. Все это делает Jack White из the White Stripes. Также открытые настройки любит Keith Richards из the Rolling Stones.
Обязательно попробуйте их — необычные ощущения.
Отсечка через Push-Pull
Из прошлых статей о звукоснимателях, мы узнали что хамбакер представляет собой две катушки с обмотками, направленными в разные стороны. Благодаря этому, звук у датчиков такого типа, получается более плотным и громким. Но как же быть, если хочется получить тот самый стеклянный звук сингла, например, на партиях мелодичных соло? Гитара-то с хамбакерами. Задался я как-то вопросом: может быть есть способ как-то отключить одну из катушек, чтобы получился обычный сингл. И мои догадки были верны. Такое «обрезание» хамбакера возможно и называется оно отсечка.
Принцип работы Push-Pull потенциометра
Положение Down считается основным. В нем звукосниматель будет работать в режиме обычного хамбакера. К одной из ножек припаиваем землю и соединяем ее с основным контактом потенциометра. Средний, как обычно, пойдет на выход, а на другой крайний контакт будет приходить сигнал с начала северной обмотки (North Start). Помните 2 проводка из датчика, которые мы соединяли вместе? Теперь их нужно будет припаять на одну из центральных ножек. Таким образом, в нижнем положении потенциометра, концы обмоток не будут соединены ни с чем. А в верхнем положении будут замыкаться на землю, то есть исключаться из схемы. В общем для наглядности, смотрите рисунок:
В положении 1 схема не будет отличаться от стандартной. North Start подается на потенциометр, North и South Finish просто соединены вместе, а South Start соединена с землей. Сигнал проходит через обе катушки
В положении 2 North и South Finish соединяются с землей, а так как South Start тоже соединена с землей, то получается, что южная катушка совсем исключается их схемы, и сигнал проходит только через северную.
Как видите, схема до безобразия проста. Но эффект от такого мода очень интересный получается. Успехов!
Как читать табулатуры. GuitarPro
Табулатуры или просто коротко табы являются очень удобным средством записи партий струнных ладовых инструментов. Этакая альтернатива стандартной нотной записи. Вся прелесть табулатур в том, что ноты знать совсем необязательно. И даже полный новичок в музыке сможет достаточно просто разобраться в том, что и как играть. Чего конечно не скажешь о нотах с этими непонятными «закорючками и точками».
Как правило, табулатуры применяются для гитарной музыки и чаще всего ими пользуются начинающие гитаристы. Слух ведь не развит, а играть хочется. Гитара может быть настроена в любом строе и с любым количеством струн. Табулатура для гитары может быть записана просто обычным текстовым файлом, а может быть файлом для редактора. Их существует несколько, но самый популярный это GuitarPro, о котором мы здесь и поговорим.
Основные моменты
Иногда, слева от линий пишут обозначения струн. Если нет названий струн и не указан строй гитары, то считается, что таба записана для стандартного строя E (Ми).
Цифры на линиях обозначают номер лада, на котором надо зажать струну. Если указана цифра ноль, то звучит открытая струна. Если цифры записаны на нескольких горизонтальных линиях строго друг под другом, то их играть нужно одновременно. Так, например, записывают аккорды. Аккорд Em:
В Guitar Pro табулатурах можно показывать табы и с нотной записью. Это очень удобно, потому что в ней, сразу виден ритм произведения. В табах конечно тоже можно указать длительности нот, но это делается далеко не всегда.
Помимо этих основных вещей, в табулатуре можно записывать и различные приемы игры на гитаре. Рассмотрим самые часто используемые.
Запись приемов игры в табулатурах
Слайды
Hammer-on и Pull-off (хаммер и пул)
Обозначаются как легато в нотной записи.
В текстовом формате хаммер обозначается буквой h, а пул буквой p. Ставятся они между нотами, которые и играются легато.
Bend (подтяжка, бенд)
В текстовом формате бенд обозначается буквой b.
Bend-Release (Бенд-релиз)
Бенд релиз обозначается стрелкой к верху (бенд) и стрелкой к низу (релиз). Цифрами указывается число на сколько тонов тянуть.
В текстовом формате релиз обозначается буквой r.
Вибрато
Обозначается волной нарисованной над нотой, которая играется с вибрато.
В текстовом виде рисуют тильду (
Palm Muting (глушение правой рукой, палм-мьют)
Обозначается буквами PM над нотами, которые играются с глушением
Глушение левой рукой (мертвые ноты)
Обозначается крестиком или буквой x.
Флажолеты
Натуральные флажолеты обозначают Harm., а искусственные или медиаторные P.H.
Теппинг
Ноты, извлекаемые теппингом, обозначаются буквой T над ними.
Ритмические обозначения в табулатуре
Иногда, особо не ленивые люди, даже могут нарисовать в табе ритмическую составляющую песни. В табулатуре, также как и в нотной записи, можно указать размер такта, темп и номера тактов. Но как же быть с длительностями нот и пауз? Оказывается и для этого есть решение.
Тактовый размер, темп и номера тактов в табах обозначаются также как и в нотной записи.
Длительность нот и пауз
В нотной записи о длительности ноты можно судить по тому как она нарисована. Но как быть с табулатурой? Ведь у нас только цифры и линии? На самом деле все просто. Дорисовываем снизу линии и точки, соответственно длительностям нот и пауз. Для наглядности смотрите рисунок ниже:
Если вы отключите нотную запись в Guitar Pro, то к табам автоматически добавятся эти линии, обозначающие ритм.
Вот, в принципе, и основные обозначения самых популярных гитарных приемов в табах. Зная их вы с легкостью прочтете любую табулатуру и даже сделаете свою!