Что такое пунктуационные задачи

Что такое пунктуационные задачи

Автор: Семисотова Ирина Васильевна

Организация: МКОУ «Плотниковская СШ»

Населенный пункт: Волгоградская область, Михайловский район, х.Плотников 2-й

Пожалуй, каждого педагога волнует вопрос: «Как повысить грамотность обучающихся на уроках русского языка? Как их заинтересовать? Чем мотивировать?»

На уроках развития речи также закрепляются пунктуационные навыки. Для изложения подбираются тексты с изученными грамматическими конструкциями и связанными с ними знаками препинания. Этот вид работы дает возможность применить пунктуационные правила в процессе составления и воспроизведения текста.

I. «Пунктуационные пятиминутки»

1.Прочитайте текст и выполните задания.

а)Постройте схемы 1.2 и 3 предложений.

б)Выполните синтаксический разбор 2 предложения.

в)Найдите во 2 предложении причастие и измените предложение так, чтобы оно включало в себя причастный оборот.

1.Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. 2.Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котёнок..3 Он широко раскрывал рот и жалобно мяукал. 4.Неподалёку стояли два мальчика и ждали, что будет. 5.В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. 6.Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам:

— 7.Как вам не стыдно!

—8. А что стыдно? Мы ничего не делали! — удивились мальчики.

— 9.Вот это и плохо! — гневно ответила женщина.

2.Внимательно прочитайте текст. Объясните постановку знаков препинания. Выпишите номера предложений:

б) предложение с однородными членами

г) бессоюзное сложное

Постройте схемы предложений 6,16.17.18.

1.Мама высыпала на тарелку печенье.2. Бабушка весело зазвенела чашками. 3.Все уселись за стол. 4.Вова придвинул тарелку к себе.
—5. Дели по одному, — строго сказал Миша.
6.Мальчики высыпали все печенье на стол и разложили его на две кучки.
—7. Ровно? — спросил Вова.
8.Миша смерил глазами кучки:
— 9.Ровно… Бабушка, налей нам чаю!
10Бабушка подала обоим чай. 11.За столом было тихо.12. Кучки печенья быстро уменьшались.
—13. Рассыпчатые! Сладкие! — говорил Миша.
—14. Угу! — отзывался с набитым ртом Вова.
15.Мама и бабушка молчали.16. Когда все печенье было съедено, Вова глубоко вздохнул, похлопал себя по животу и вылез из-за стола. 17.Миша доел последний кусочек и посмотрел на маму — она мешала ложечкой неначатый чай. 18.Он посмотрел на бабушку — она жевала корочку черного хлеба…

3.Из данных слов составьте предложения, запишите их (задания для 5 класса)

4.Из данных слов составьте и запишите предложения, включая в них причастные и деепричастные обороты. (задания для 7 класса)

4.Прочитайте текст. Графически объясните расстановку знаков препинания в предложениях выделенных курсивом.

Кто-то играл на скрипке. девушка пела мягким контральто, слышался смех. Воздух был пропитан острым запахом моря и жирными испарениями земли, незадолго до вечера обильно смоченной дождем. Еще и теперь по небу бродили обрывки туч, пышные, странных очертаний и красок, тут — мягкие, как клубы дыма, сизые и пепельно-голубые, там — резкие, как обломки скал, матово-черные или коричневые. Между ними ласково блестели темно-голубые клочки неба, украшенные золотыми крапинками звезд. Все это — звуки и запахи, тучи и люди — было странно красиво и грустно, казалось началом чудной сказки. И все как бы остановилось в своем росте, умирало; шум голосов гас, удаляясь, перерождался в печальные вздохи.

Графически объясните расстановку пропущенных знаков препинания.

Море – огромное линиво вздыхающие у берега, – уснуло и неподвижно вдали облитой голубым сиянием луны. Мягкое и серебристое оно слелось там с синим южным небом и крепко спит отрожая в себе прозрачную ткань перистых облаков, неподвижных и нескрывающих собою золотых узоров звёзд. Кажется что небо всё ниже накланяется над морем, желая понять то, о чём шепчут неугомоные волны сонно всползая на берег.

Горы, поросшие деревьями уродливо изогнутыми норд-остом, резкими взмахами подняли свои виршины в синию пустыню над ними, суровые контуры их округлились, одетые тёплой и ласковай мглой южной ночи.

Источник

Рабочая программа элективного курса «Решение пунктуационных задач»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Что такое пунктуационные задачи. Смотреть фото Что такое пунктуационные задачи. Смотреть картинку Что такое пунктуационные задачи. Картинка про Что такое пунктуационные задачи. Фото Что такое пунктуационные задачи Что такое пунктуационные задачи. Смотреть фото Что такое пунктуационные задачи. Смотреть картинку Что такое пунктуационные задачи. Картинка про Что такое пунктуационные задачи. Фото Что такое пунктуационные задачиМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Ревенская средняя общеобразовательная школа»

Директор школы _______Василевская Л.И.

на заседании МО_______

Зам. директора по УВР

Учитель Соболева Т.И

Свободное владение родным русским языком – надежная основа каждого русского человека в его жизни, труде, в творческой деятельности. Для реализации этой цели необходимо поднять преподавание русского языка на новый качественный уровень, соответствующий условиям и потребностям современного общества, усилить практическую направленность обучения русскому языку, повысить эффективность каждого занятия.

Курс рассчитан на 35 часов,1 час в неделю. Предполагается попутное повторение важных пунктуационных правил при рассмотрении орфографической системы, а в процессе обучения пунктуации – совершенствование орфографических умений.

Программа базируется на межпредметных связях с литературой, историей, экологией, риторикой.

Изучение курса предполагается построить в форме уроков-практикумов, лекций, уроков-поисков. Содержание курса включает в себя самостоятельную (индивидуальную, коллективную) работу учащихся. Рекомендуется зачетная тестовая работа.

Таким образом, учёт опыта учащихся и опора на их познавательные способности, применение современных технологий и ИКТ становятся необходимым условием для эффективного формирования знаний, умений, навыков учащихся и делают процесс обучения полезным и увлекательным.

Цель курса : обобщение и закрепление полученных знаний по пунктуации за курс 5-9 классов, овладение учащимися практической грамотностью, языковой и речевой компетентностью; тренировка зрительной памяти, пунктуационной зоркости при детальном исследовании текстов; активизация пассивного словаря учащихся.

-систематизировать, закрепить и углубить знания учащихся по синтаксису, полученные на уроках русского языка в 5 – 9-х классах;

-обеспечить дальнейшее овладение основными нормами современного русского литературного языка в соответствии с «Требованиями к уровню подготовки выпускников средней школы по русскому языку»;

-обеспечить практическое использование знаний и умений по культуре речи на уроках по другим предметам;

-способствовать развитию мышления и коммуникативной культуры учащихся.

В результате изучения курса учащиеся должны уметь:

— извлекать информацию из различных источников, свободно пользоваться справочной литературой, лингвистическими словарями;

— осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения; осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

-анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

-использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

-извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

-создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

-применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

-соблюдать в практике письма пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

-использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста

По пунктуации. Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в соответствии с изученными пунктуационными правилами; находить и исправлять пунктуационные ошибки; производить пунктуационный разбор предложения.

Контроль за результатами обучения осуществляется по трем направлениям:

1.Учитывается умение обучающегося производить разбор звуков речи, слова, предложения, текста, используя лингвистические знания, системно излагать их в связи с производимым разбором или по заданию учителя.

2.Учитывается способность обучающегося выразить себя, свои знания, свое отношение к действительности в устной и письменной форме.

3.Учитываются речевые умения обучающегося, практическое владение нормами произношения, словообразования, сочетаемости слов, конструирования предложений и текста, владение лексической и фразеологией русского языка, его изобразительно- выразительными возможностями, нормами пунктуации

Текущий контроль осуществляется по результатам выполнения практических заданий, самостоятельных работ.

Виды самостоятельных работ :

Ведущие принципы и технологии, на которых базируется программа, роль и место программы в образовательном маршруте обучающегося.

Теоретической основой данной программы являются:

— система языковых понятий;

— различные виды упражнений и задания, стимулирующие активные мыслительные и речевые действия обучающихся

Принципы, на которых базируется программа:

— учёт индивидуальных особенностей и возможностей обучающихся;

— уважение к результатам их деятельности в сочетании с разумной требовательностью;

— комплексный подход при разработке занятий;

— вариативность содержания и форм проведения занятий;

— научность, связь теории и практики;

— систематичность и последовательность;

— прочность полученных знаний

— активность и сознательность обучения.

Элементы применяемых технологий:

— технология проблемного обучения.

— технология разноуровневого обучения

— технология поэтапного формирования умственных действий

Роль программы в образовательном маршруте обучающегося заключается в том, что в процессе обучения по данной программе ученик

— овладевает глубокими систематизированными знаниями;

— способен работать с разнообразной информацией;

— может корректно выразить своё мнение по различным проблемам;

— способен аргументировано доказать собственную точку зрения

— соблюдать в практике речевого общения основные лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

— соблюдать в практике письма основные правила пунктуации;

— развивать речевую культуру, сохранять чистоту русского языка как явления культуры;

— расширять круг используемых грамматических средств, увеличивать словарный запас;

— развивать способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

— использовать родной язык как средство получения знаний и продолжения образования.

Что такое пунктуация? Зачем нужна пунктуация. Принципы русской пунктуации. Знаки препинания.

Правила постановки точки.

Правила постановки точки с запятой

Запятая между независимыми предложениями, объединенными в одно сложное, и между придаточными, относящимися к одному главному.

Запятая между главными и придаточными предложениями

Запятая между однородными членами предложения

Запятая между повторяющимися словами

Запятая при сравнительных оборотах

Запятая при определительных оборотах.

Запятая при обстоятельственных оборотах

Запятые при словах и группах слов, ограничивающих или уточняющих другие слова в предложении

Запятые при вводных предложениях и вводных словах

Запятые при обращении.

Запятые при междометии

Запятые после утвердительных, отрицательных и вопросительных слов.

Правила постановки двоеточия.

Правила постановки тире

Правила постановки вопросительного знака.

Правила постановки восклицательного знака.

Правила постановки многоточия.

Правила постановки скобок.

Правила постановки кавычек.

Правила постановки знаков при косвенной речи. Цитаты и знаки препинания при них.

Авторские знаки препинания

О сочетаниях знаков препинания.

Повторение и обобщение изученного по теме «Решение пунктуационных задач»

Тематический план курса (35 часов)

Источник

Тема. Знаки препинания в сложном предложении. Решение пунктуационных задач.

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Русский язык в 9 классе.

Тема. Знаки препинания в сложном предложении.

Решение пунктуационных задач.

— формирование умения устанавливать смысловые отношения между частями

и на этой основе ставить правильно знаки препинания;

— развитие устной речи детей;

— воспитание уважительного и бережного отношения к русскому языку.

1. Орг. момент. Здравствуйте, садитесь. Урок русского языка.

2. Эпиграф урока. «Как человека можно распознать по его

обществу, так и он нем можно судить по

— Как вы понимаете высказывание?

-Обязательно надо следить за своей речью и пополнять свой словарный запас и, конечно, соблюдать заповеди речевого поведения.

Заповеди на слайде.

3. Чтение стихотворения.

Растаял снег, луга зазеленели,

Телеги вновь грохочут по мосту.

И воробьи от солнца опьянели,

И яблони качаются в цвету.

Раскрыты окна. Веет теплый ветер,

И легкий пар клубится у реки.

И шумно солнцу радуются дети,

И думают о жизни старики.

-найдите в стихотворении простые предложения; докажите.

-найдите в стихотворении сложные предложения; докажите.

-Чем простое предложение отличается от сложного?

— определите вид сложного предложения;

— Тема нашего урока «знаки препинания в сложных предложениях».Цель.

1 задание. Блиц – опрос. Вопросы на слайде. Ваша задача – ответить: да или нет.

Поставьте себе оценку за это задание.

2 задание. 2 предложения. Из 2 предложений составить 3 сложных предложения.

Над степью, заслонив солнце в зените, стояла густо- лиловая градовая туча.

Белые обочины ее клубились.

Вывод: чем ССП отличается от СПП? Оценки на листочках

3.Задание. Выборочно – распределительный диктант. Прочитайте текст. Поставьте знаки препинания.

Выпишите номера предложения в такой последовательности:

1) сложносочиненные предложения;

2) бессоюзные предложения;

3) сложносочиненные предложения, в которых два простых имеют общий второстепенный член.

1)Все время держалась настоящая весенняя погода. 2)По ночам подмораживало и звезды усеивали темное небо. 3)В ночном воздухе чувствовалась легкая весенняя свежесть. 4)А дни стояли солнечные, и лес весь день рисовался на голубом, безоблачном небе. 5)С утра ветерок развевал дым над трубами караулки.6) Заря ярко краснела из-за черного леса.7)В затишье сильно пригревало, и южная сторона избы и завалинки около нее оттаивали и темнели.

8)Потом около грязного порога образовалась лужа, корни деревьев окружились проталинами, прилетели жаворонки, снег в полях разрыхлел и начал таять. (По И.А. Бунину)

Поставьте отметку на листочке.

4. Задание. Работа с текстом.

Прочитайте текст и выполните задания.

5) Талантливых учителей не так уж много. 6) Талант – всегда редкость. 7) Но, кроме таланта, что, как говорится, от человека не зависит и не отпускается ему свыше, есть и другое – есть еще любимые учителя.

8) Может, наиболее важная составляющая нашего чувства возникла из нравственного облика учителя. 9) Вернее, не облика, а нравственного содержания учительства. 10) Наши учителя математики и литературы преподавали нам, кроме своих предметов, какие-то нравственные начала. 11) Самые простейшие – аккуратность, правдивость, точность, терпение – словом, то, что называлось прописями. 12) Это по- своему входило в математику и по-своему – в географию.

13) И впоследствии я замечал в школьной жизни моей дочери, что понятие любимого учителя всегда было связано с нравственным учительством, с теми людьми, которые учат, «как жить».

14) И наоборот: отсутствие этого нравственного начала характерно для

15) Я говорю об этом потому, что проблемы того же порядка возникают в нашей писательской работе. 16) Можно писать вещи занимательные, остросюжетные, описательные, и книги такого рода существуют, читаются и делают свое полезное дело. 17) Обеспечивают «информацией», которую ценит нынешний читатель.

18) Однако я уверен: такого рода книги не могут стать сколько-нибудь заметным явлением в духовной жизни общества. 19) Русская литература всегда была сильна своими нравственными исканиями. 20) В ней, если угодно, всегда звучала нота проповедничества. 21) И Толстой, и Чехов, и Горький каждый по-своему, но проповедовали. 22) И учитель для меня – это прежде всего воспитатель, а значит, и проповедник. (По Д.Гранину)

1. Какая мысль объединяет прочитанный и прослушанный тексты?

А) Любимые учителя надолго остаются в нашей памяти.

Б) Только любимые учителя учат, как жить.

В) Выбор дальнейшего жизненного пути может подсказать школьный учитель.

Г) Тот, кто полюбил в школе литературу, обязательно станет писателем.

2. Какое утверждение отражает позицию автора данного текста?

А) Талантливых учителей, как и талантливых учеников, не так уж мало.

Б) отношение к учителю зависит от его внешнего облика.

В) Учитель – это прежде воспитатель и проповедник.

Г) От учителя и от класса в человеке остается только хорошее.

3. К какому стилю относится текст?

А) Разговорный стиль, рассуждение с элементами повествования;

Б) публицистический стиль, рассуждение;

В) Художественный стиль, описание с элементами рассуждения;

Г) Научно – популярный стиль, повествование с элементами описания.

4. Какое из указанных предложений связано с предыдущим с помощью однокоренного слова?

5. Какое значение имеет слово проповедник в прочитанном тексте? (предложение 22)

6. В каком из слов букв меньше, чем звуков?

7. Какой способ образования слова остросюжетный (предложение 16)

9. Какое из предложений не осложнено вводным словом?

10. Какая характеристика предложения 18 является верной?

А) СПП; Б) ССП; В)Простое; Г) БСП.

Оцените свои знания.

5. Задание контрольного характера. Списать предложения. Поставить знаки препинания. В СПП определить виды придаточных предложений.

1. Кусты зашевелились выпорхнула полусо(нн,н)ая птичка.

2. Деревня где скучал Евгений была прелес…ный уголок.

3. Кое(где) при дороге попадается угрюмая ракита или молодая бере(с,з) ка

5.Задание контрольного характера. Списать предложения. Поставить знаки препинания. В СПП определить виды придаточных предложений.

2. Хотя казаков было мало Левинсон почу…ствовал вдруг сильное волнение.

3. Я (не) вижу ни голубого неба ни моря.

6. Подводим предварительные результаты.

-Что полезного вы взяли с нашего урока? Отметки.

Написать лингвистический текст, сказку о сложных предложениях.

5. Задание контрольного характера. Списать предложения. Поставить знаки препинания. В СПП определить виды придаточных предложений.

1. Кусты зашевелились выпорхнула полусо(нн,н)ая птичка.

2. Деревня где скучал Евгений была прелес…ный уголок.

3. Кое(где) при дороге попадается угрюмая ракита или молодая бере(с,з) ка

5.Задание контрольного характера. Списать предложения. Поставить знаки препинания. В СПП определить виды придаточных предложений.

2. Хотя казаков было мало Левинсон почу…ствовал вдруг сильное волнение.

3. Я (не) вижу ни голубого неба ни моря.

5. Задание контрольного характера. Списать предложения. Поставить знаки препинания. В СПП определить виды придаточных предложений.

1. Кусты зашевелились выпорхнула полусо(нн,н)ая птичка.

2. Деревня где скучал Евгений была прелес…ный уголок.

3. Кое(где) при дороге попадается угрюмая ракита или молодая бере(с,з) ка

5.Задание контрольного характера. Списать предложения. Поставить знаки препинания. В СПП определить виды придаточных предложений.

2. Хотя казаков было мало Левинсон почу…ствовал вдруг сильное волнение.

3. Я (не) вижу ни голубого неба ни моря.

5. Задание контрольного характера. Списать предложения. Поставить знаки препинания. В СПП определить виды придаточных предложений.

1. Кусты зашевелились выпорхнула полусо(нн,н)ая птичка.

2. Деревня где скучал Евгений была прелес…ный уголок.

3. Кое(где) при дороге попадается угрюмая ракита или молодая бере(с,з) ка

5.Задание контрольного характера. Списать предложения. Поставить знаки препинания. В СПП определить виды придаточных предложений.

2. Хотя казаков было мало Левинсон почу…ствовал вдруг сильное волнение.

3. Я (не) вижу ни голубого неба ни моря.

5. Задание контрольного характера. Списать предложения. Поставить знаки препинания. В СПП определить виды придаточных предложений.

1. Кусты зашевелились выпорхнула полусо(нн,н)ая птичка.

2. Деревня где скучал Евгений была прелес…ный уголок.

3. Кое(где) при дороге попадается угрюмая ракита или молодая бере(с,з) ка

5.Задание контрольного характера. Списать предложения. Поставить знаки препинания. В СПП определить виды придаточных предложений.

2. Хотя казаков было мало Левинсон почу…ствовал вдруг сильное волнение.

Источник

Знаете ли вы пунктуацию?

Задания с ключами

Выбор пунктуационного знака для пишущего не всегда прост и однозначен. Чтобы поставить необходимый знак препинания, оказывается, недостаточно выучить пунктуационные правила – необходимо знание синтаксиса, а именно: строения предложения, значения его частей, а также надо правильно интонировать предложение, то есть уметь правильно прочесть и так же правильно его услышать.

Предлагаемые задания имеют целью не только проверить, но и обобщить, закрепить знание пунктуации, они направлены и на развитие пунктуационного мышления учащихся. Они разные по степени сложности. Первые три задания – занимательного характера, это своеобразная «пунктуационная разминка». Остальные требуют более глубокой работы мысли.

Обращаем внимание на то, что комментарии к заданиям даются на основе пунктуационных правил, представленных в школьных учебниках.

Важно научить детей не только правильно выбирать знаки препинания, но уметь видеть возможность постановки различных, но соответствующих правилам знаков в одной и той же синтаксической конструкции, отличать вариативные знаки от ошибочных. Решению этой задачи способствуют упражнения, в которых допускается постановка вариативных знаков, а также задачи с дефектными в пунктуационном отношении текстами, работая с которыми ученик выступает в роли корректора, правит текст. Напомним, что нормативными называются знаки препинания, соответствующие синтаксическому и смысловому характеру предложения, они закреплены в правилах. Вариативные знаки также соответствуют норме, но у пишущего существует возможность выбора одного из нескольких для конкретного предложения. Так, между частями бессоюзного предложения Перемена кончилась, школьный двор опустел поставлена запятая, так как между частями устанавливается значение перечисления (ср.: Перемена кончилась, и школьный двор опустел). Вместе с тем это предложение допускает постановку тире, так как, будучи многозначным, оно имеет другое значение – следственное, ср.: Перемена кончилась, так что школьный двор опустел. И оба знака препинания правильные. Значит, и запятая, и тире (обратите внимание: и запятая, и тире, то есть оба знака, а не запятая и тире – сочетание знаков в одной позиции) здесь являются вариативными знаками.

Что такое пунктуационные задачи. Смотреть фото Что такое пунктуационные задачи. Смотреть картинку Что такое пунктуационные задачи. Картинка про Что такое пунктуационные задачи. Фото Что такое пунктуационные задачиНа развитие наблюдательности, пунктуационной зоркости ориентировано задание 10, в котором различное значение выделенных конструкций, образованных одними и теми же лексемами, определяет различное их пунктуационное оформление. Полезно дать понятие о пунктуации не только как о практике расстановки знаков препинания, но и как о теоретической науке. Этому способствует задание 11, где предлагается сформулировать принципы русской пунктуации.

Задание 1. Вспомните несколько фразеологизмов, содержащих названия знаков препинания.

Задание 2. Ответьте на вопрос, поставленный в заголовке приведенного в упражнении стихотворения Б.Заходера.

Где поставить запятую?

Очень-очень
Странный вид:
Речка за окном
Горит
Чей-то дом
Хвостом виляет
Песик
Из ружья стреляет
Мальчик
Чуть не слопал
Мышку
Кот в очках
Читает книжку
Старый дед
Влетел в окно
Воробей
Схватил зерно
Да как крикнет, улетая:
– Вот что значит запятая!

Задание 3. Как вы думаете, почему в старых грамматиках пунктуация называлась «препинанием», запятая – «отдохновением», а тире – «молчанкой»?

Задание 4. Расставьте знаки препинания в следующих предложениях. Объясните свой выбор.

1. У нас в коридоре напротив окна глядевшего на закат находился чулан. 2. Телевидение конечно же первым информирует о новостях. 3. Современная пунктуация таит в себе большие возможности она помогает тому кто пишет передать не только мысли но и эмоции. 4. Весна мое любимое время года.

Задание 5. Поставьте необходимые знаки препинания в этих предложениях. Единственный ли вариант постановки знаков препинания в каждом предложении? От чего это зависит? Ответы аргументируйте.

1. Этот дом творчества для школьников. 2. Мы встретили соседа товарища и его сестру. 3. Как он уехал? 4. Мы вымыли все окно дверь потолок стены.

Задание 6. Кто не слышал выражения Казнить нельзя помиловать (обратите внимание: знаки препинания здесь не поставлены)? И кто не слышал распространенный комментарий, что от того, где будет поставлена запятая, зависит судьба человека? С чем вы, знатоки русского языка, не можете согласиться? Почему?

Задание 7. Приведенные в задании предложения извлечены из газет и журналов. Если бы корректором были вы, внесли ли бы какие-либо исправления в постановке знаков препинания? Аргументируйте свое решение.

1. Было все – корабль, маршрут, море, решимость, цель. Не было одного – навыка к отвлеченности, к мечте. 2. Мы убедились – изменить что-либо можно, лишь проявив гражданское мужество. 3. Писатель морщился, ему не нравилось слово «уничтожение». 4. Непонятно: зачем было поднимать этот вопрос. 5. Никто не мог сказать: будет ли шторм. 6. Он ничего не знает, подумал я тогда.

Задание 8. Определите, какие знаки препинания являются вариативными, а какие – ошибочными.

1. Математик за короткий срок может сделать много, для полуэкспериментальных наук требуется время. (Из газеты) 2. Гипса на ноге не было – в условленный день женщина, орудуя ножницами, его удалила. 3. Гости уехали, праздник кончился. (Из газеты) 4. Одно могу сказать – ракетно-космическая техника у нас на высоте. 5. Я до сих пор помню: звук шагов по асфальту и ощущение хорошо выполненной работы.

Задание 9. Расставьте знаки препинания в приведенных ниже предложениях. Сочетание скольких и каких знаков препинания в каждом из них? Приведите аналогичные примеры.

1. Мне пора, Максим Максимыч был ответ. 2. Я с интересом прочла роман Н.Г.Чернышевского Что делать написанный в XIX веке.

Задание 10. Сравните пунктуацию в каждой паре приведенных ниже предложений. Чем обусловлено различие в выборе знаков препинания? Для ответа на вопрос сравните значения выделенных сочетаний.

1. Мамы, папы, бабушки беспокоятся о нас. – Мамы-папы-бабушки беспокоятся о нас. 2. Ты снова идешь плясать, танцевать? – Ты снова идешь плясать-танцевать? 3. Летом, по субботам, воскресеньям, найдете нас на даче. – Летом, по субботам-воскресеньям, найдете нас на даче. 4. Если зимой мерзнут руки, ноги и уши, нос, разотрем и отогреемся. – Если зимой мерзнут руки-ноги и уши-нос, разотрем и отогреемся. (Из газеты)

Задание 11. Русская пунктуация основана на трех принципах: структурном, смысловом и интонационном. Продемонстрируем их рядом примеров. Так, на основе структурного принципа ставится запятая между частями союзного сложного предложения. На основе смыслового выбираются знаки препинания, например, в предложении из задания 2. На основе интонационного избирается точка, вопросительный или восклицательный знак в конце предложения.

Определите сущность этих принципов.

1. У нас в коридоре, напротив окна, глядевшего на закат, находился чулан. 2. Телевидение, конечно же, первым информирует о новостях. 3. Современная пунктуация таит в себе большие возможности: она помогает тому, кто пишет, передать не только мысли, но и эмоции. 4. Весна – мое любимое время года.

Вариативность знаков препинания объясняется возможностью различного осмысления предложения.

1. Этот дом творчества для школьников. Этот дом творчества – для школьников. (Тире в безглагольном предложении для дифференциации состава подлежащего и сказуемого.) 2. Мы встретили соседа товарища и его сестру. Мы встретили соседа, товарища и его сестру. 3. Как он уехал? Как, он уехал? Как он, уехал? 4. Мы вымыли все: окно, дверь, потолок, стены. Мы вымыли все окно, дверь, пот олок, стены.

Бессоюзное сложное предложение Казнить нельзя помиловать имеет два значения, предполагающих два варианта постановки знаков препинания, причем в обоих случаях это не запятая. Можно поставить двоеточие: предложение имеет причинное значение, ср.: Казнить: нельзя помиловать. – Казнить, потому что нельзя помиловать. Можно поставить тире: предложение имеет и значение следствия, ср.: Казнить нельзя – помиловать. – Казнить нельзя, так что помиловать. Оба знака нормативные, правильные.

1. Было все: корабль, маршрут, море, решимость, цель. (Обобщающее слово при однородных членах в препозиции по отношению к ним.) Не было одного – навыка к отвлеченности, к мечте. 2. Мы убедились: изменить что-либо можно, лишь проявив гражданское мужество. (Двоеточие между частями бессоюзного сложного предложения, в котором вторая часть разъясняет содержание первой части.) 3. Писатель морщился: ему не нравилось слово «уничтожение». (Двоеточие между частями бессоюзного сложного предложения, в котором вторая часть сообщает о причине первой.) 4. Непонятно, зачем было поднимать этот вопрос. (Запятая между частями сложноподчиненного предложения, в котором придаточная часть соединяется с главной союзным словом зачем.) 5. Никто не мог сказать, будет ли шторм. (Запятая между частями сложноподчиненного предложения, придаточная часть которого связана с главной союзом-частицей ли.) 6. «Он ничего не знает», – подумал я тогда. (Знаки препинания в предложении с прямой речью, предшествующей словам автора.)

1. «Мне пора, Максим Максимыч», – был ответ. 2. Я с интересом прочла роман Н.Г.Чернышевского «Что делать?», написанный в XIX веке.

В каждом первом примере выделенные конструкции имеют значение перечисления предметов (грамматических), действий, между словами (а они употреблены в прямом значении) можно поставить союз и, ср.: мамы, и папы, и бабушки; плясать и танцевать и т.д.; это однородные члены. В каждом втором примере в выделенных конструкциях союз и неуместен, так как образующие их члены не являются однородными, эти ряды имеют значение не перечисления, а обобщения: мамы-папы-бабушки – это родственники, а плясать-танцевать – значит веселиться и т.д.

Структурный принцип заключается в том, что пунктуационный знак определяется структурой, строением предложения. Сущность смыслового принципа состоит в том, что тот или иной пунктуационный знак избирается в зависимости от осмысления предложения, это и определяет вариативность знаков препинания. Интонационный принцип предполагает выбор знака препинания в зависимости от интонации.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *