Что такое пунктуационный разбор предложения 5 класс по русскому языку ладыженская
Пунктуационный разбор простого предложения
Работаем по учебнику «Русский язык. 5-й класс». Авторы Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов и др.
Уважаемая редакция газеты «Русский язык»!
Каждый раз с нетерпением жду газету. Интересно знать, как работают учителя русского языка из разных уголков нашей страны. Как приятно, что так много людей, которые по-настоящему любят русское слово, которые своим воспитанникам прививают любовь к русскому языку.
Мне бы тоже хотелось поделиться с читателями газеты своим опытом проведения уроков.
Один из них – «Пунктуационный разбор простого предложения». Этот урок был проведен в форме игры-путешествия, поэтому в работу были вовлечены все ученики.
Цель урока: дать понятие о пунктуационном разборе предложения; формировать умение применять полученные знания на практике; прививать детям бережное отношение к слову, вырабатывать умение следить за правильностью речи.
Наглядность: информационные таблички, сигнальные карточки, иллюстрации.
I. Слово учителя
Сегодня мы приглашены в Пунктуационное королевство. Отправимся мы туда для того, чтобы проверить, умеете ли вы дружить со знаками препинания, правильно ставить их в тексте. Мы научимся выполнять пунктуационный разбор предложения.
Сначала проверим, готовы ли вы к путешествию. Посмотрим, как вы понимаете грамматические термины.
II. Терминологический диктант
Учитель читает определение, учащиеся записывают термины.
1) Раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетания и предложения (синтаксис);
2) сочетание двух или нескольких слов, объединенных грамматически и по смыслу (словосочетание);
3) знак препинания, обозначающий членение внутри предложения, а также выделяющий некоторые синтаксические группы (запятая);
4) главный член предложения, который отвечает на вопросы именительного падежа (подлежащее);
5) предложение, которое состоит только из главных членов (нераспространенное);
6) второстепенный член предложения, который обозначает место, время, способ действия (обстоятельство);
7) слово (или сочетание слов), называющее того, к кому обращаются с речью (обращение);
8) предложение, в конце которого стоит восклицательный знак (восклицательное).
Учитель. Я вижу, что вы хорошо усвоили грамматические термины. Но войти в Пунктуационное королевство можно только по билетам. В нашем билете есть несколько вопросов, на которые вам предстоит ответить.
III. Совместная работа
1. Что изучает пунктуация?
2. Из какого языка пришло к нам слово пунктуация? (Оно образовалось от латинского слова punctum – точка.)
3. Назовите известные вам знаки препинания.
Задание. Выполните синтаксический разбор предложения: Знаки препинания служат нотами при чтении. (А.П. Чехов)
Как вы понимаете эти слова А.П. Чехова? (Ответы учеников.)
Учитель. Молодцы, ребята! Вы справились с работой. Ворота королевства открыты. Но что это?! Впереди какая-то суматоха. Давайте попробуем навести порядок, правильно расставив запятые в тексте.
(На доске запись текста и рисунок «Корова в конуре».)
В реке там рыба на бугре,
Мычит корова в конуре,
Собака лает на заборе,
Поет синичка в коридоре,
Играют дети на стене,
Висит картина на окне,
Узоры инея в печурке,
Горят дрова в руках девчурки,
Нарядная там кукла в клетке,
Ручной щегол поет салфетки,
Там на столе лежат коньки,
К зиме готовят там очки,
Лежат для бабушки тетрадки,
Всегда содержатся в порядке.
(Из книги Г.Р. Граник, С.М. Бондаренко «Секреты пунктуации»)
Наша следующая остановка в Пунктограмм-городке. Здесь нас встречает бабушка Пунктограммушка. (На доске закрепляется рисунок.) Мы должны ответить на ее вопросы.
1. Какие функции выполняют знаки препинания? (В конце предложения – это знаки завершения. Внутри предложения они могут разделять слова – знаки разделения или выделять их – знаки выделения.)
2. Какие пунктограммы вы изучили в 5-м классе? (Тире между подлежащим и сказуемым. Знаки препинания при однородных членах предложения. Знаки препинания при обращениях.)
Бабушка Пунктограммушка предлагает нам объяснить знаки препинания в предложениях.
1. Ребята, вы любите спорт?
2. Клевер – один из самых надежных барометров. (Ю.Дмитриев)
3. Месяц светит, но не греет.
Впереди у нас – Город вежливых слов. Живут там волшебные слова и их верные слуги – знаки препинания.
– Ребята, какие слова помогают быть вежливыми?
– С каким знаком препинания дружит слово пожалуйста?
(На доске иллюстрация к басне И.А. Крылова «Стрекоза и муравей».)
У нас еще одна встреча в Городе вежливых слов. Герои басни И.А. Крылова «Стрекоза и муравей» тоже пришли туда и просят рассудить их.
Стрекоза: Никак не пойму, почему не пустил меня муравей. Я пела, танцевала. Я же не виновата в том, что люблю веселиться. Почему же муравей не пожалел меня?
Муравей: Я работал все лето. Готовился к зиме. А стрекоза живет одним днем, ни о чем не заботясь.
Ребята, как бы вы рассудили героев басни? Выберите один из вариантов ответов и поднимите сигнальную карточку.
(Варианты ответов заранее записаны на доске.)
Стрекоза должна была подумать о том, что ждет ее зимой. Зря она обижается на Муравья.
(Красная карточка)
Муравей, ты должен был проявить сострадание.5 Ведь Стрекоза оказалась в беде. А в трудную для другого минуту нужно протянуть руку помощи.
(Зеленая карточка)
По-моему, вы оба не правы. Пусть вас рассудит кто-нибудь другой.
(Синяя карточка)
Учитель. Расскажите, почему вы выбрали такой ответ.
– Ребята, а что означает цифра «5» в конце предложения? Вспомните условные обозначения, помещенные в начале учебника. (Ответы учащихся.)
Давайте попробуем выполнить пунктуационный разбор предложения:
Муравей, ты должен проявить сострадание. 5
Учащиеся знакомятся с материалом учебника и с помощью учителя выполняют пунктуационный разбор предложения.
IV. Работа с учебником. Упражнение 220
Сначала выясняется значение слова предтеча.
– Ребята, обстоятельства сложились так, что вам придется провести урок русского языка в школе, в которой учится известный литературный герой Незнайка.
(Изображение Незнайки на доске.)
Наша задача: найти пунктуационные ошибки, допущенные Незнайкой, и исправить их.
(Дети записывают предложения в исправленном виде.)
1. Охотник отправился в лес, и взял с собой собаку.
2. Под глубоким снегом спят реки, озера пруды.
3. Молодцы ребята хорошо работаете.
Задание. Выполните пунктуационный разбор 1-го предложения.
Игра «Подскажи ответ». Учитель читает начало фразы, а учащиеся должны ее закончить.
1. Научиться правильно употреблять знаки препинания помогает. (пунктуационный разбор).
2. Предложения для пунктуационного разбора будут выделяться в учебнике цифрой. (5).
3. Выполнить пунктуационный разбор – значит объяснить. (какие знаки препинания нужно поставить в предложении).
Задание. Выполните устно пунктуационный разбор предложения: Язык мой, давай с тобой дружить!
Задание. Как вы понимаете высказывания поэта А.Блока и ученого А.Шапиро?
Изымите все произведение, если вам в этом предложении не нравится запятая, но не вычеркивайте запятой: она имеет свой смысл.
Бывают, конечно, и такие орфографические ошибки, которые приводят к неверному пониманию текста, тогда как в пунктуации всякая ошибка приводит в той или иной мере к искажению смысла.
V. Подведение итогов урока
Задание. Прочитайте текст. Расскажите, что случилось с человеком, который потерял знаки препинания.
Человек потерял запятую, стал бояться сложных предложений, искать фразу попроще.
За несложными фразами пришли несложные мысли.
Потом он потерял знак восклицательный и начал говорить тихо, с одной интонацией. Его уже ничто не радовало и не возмущало, он ко всему относился без эмоций.
Затем он потерял знак вопросительный и перестал задавать вопросы.
К концу жизни у него остались только кавычки. Он не высказывал ни одной собственной идеи, он все время кого-нибудь цитировал – так он совсем разучился мыслить и дошел до точки.
Берегите знаки препинания!
VI. Домашнее задание
На прощание знаки препинания дают вам наказ: не забывать их. А также просят поработать дома над упражнением 221 и выучить § 44.
Конспект урока русского языка в 5 классе «Пунктуационный разбор простого предложения»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Конспект урока в 5 классе
Пунктуационный разбор простого предложения
Планируемые образовательные результаты:
· обобщение и систематизация теоретических сведений, изученных в разделе «Синтаксис и Пунктуация»;
· знакомство с порядком устного и письменного синтаксического и пунктуационного разбора предложения;
· формирование умения выполнять синтаксический и пунктуационный разбор простого предложения;
· наблюдение над особенностями синтаксического и пунктуационного разбора простого предложения;
· развитие навыков самостоятельной работы с текстом, тестами.
· формирование регулятивных универсальных учебных действий: целеполагания учебной деятельности, самооценки, осуществлять самоконтроль и рефлексию;
· формирование коммуникативных универсальных учебных действий, формулирования и аргументации собственного мнения, создания высказывания на определенную тему, использования адекватных языковых средств, умения вести учебный диалог с учителем и со сверстниками;
· формирование познавательных универсальных учебных действий: смыслового чтения, осуществление операций анализа, классификации, определение понятия, умения делать выводы на основе языкового анализа.
· формирование духовно-нравственных качеств личности;
· поддержание устойчивого познавательного интереса к предмету, воспитание любви к родному языку, эстетического отношения к слову.
Самоконтроль готовности к уроку (учебники, тетради, письменные принадлежности), мобилизация внимания.
2. Актуализация знаний. Синтаксический разбор предложения у доски(1 учащийся) и в тетрадях.
Кот увидел Каштанку, вскочил, вытянул спину, задрал хвост и взъерошил шерсть.
3.Работа по теме урока. Включение нового знания в систему знаний. Работа с учебником.
-Чтение и обсуждение параграфа 45.
-Работа с презентацией.
— Узкая дорожка привела нас к речке. (Предложение побудительное, невосклицательное, распространённое, неосложненное)
что?
— На столе лежат помидоры, огурцы и капуста.
В конце предложения ставится знак завершения – точка. Внутри предложения ставится выделительная запятая между однородными дополнениями.
Обсуждение, сверка с правильным вариантом на слайде. (Слайд 11)
что?
— На столе лежат помидоры, огурцы и капуста.
5. Рефлексия и оценивание.
Наш урок завершается. Ребята, ответьте мне некоторые вопросы:
— Чему научились на уроке?
— Понятен ли вам алгоритм выполнения синтаксического разбора?
— Что показалось самым трудным?
Письма бывают разные деловые дружеские поздравительные
Синтаксический разбор предложения
Пунктуация – это раздел науки о языке, в котором изучаются система знаков препинания и правила их постановки.
1.
Вид предложения по цели высказывания:
2. Вид предложения по интонации:
3. Вид предложения по количеству грамматических основ:
4. Вид предложения по наличию второстепенных членов:
5. Осложнено предложение или нет. Если да, то чем:
6. Схема предложения.
ОБРАЗЕЦ: На сухую, твёрдую, мёрзлую землю упал ранний снег. (Повеств., невоскл., простое, распростр., осложнено однородными определениями)
Найдите и исправьте ошибки
— Узкая дорожка привела нас к речке. (Предложение побудительное, невосклицательное, распространённое, неосложненное)
что?
— На столе лежат помидоры, огурцы и капуста.
Найдите и исправьте ошибки
— Узкая дорожка привела нас к речке. (Предложение побудительное, невосклицательное, распространённое, неосложненное)
что?
— На столе лежат помидоры, огурцы и капуста.
Найдите и исправьте ошибки
— Узкая дорожка привела нас к речке. (Предложение побудительное, невосклицательное, распространённое, неосложненное)
что?
— На столе лежат помидоры, огурцы и капуста.
Найдите и исправьте ошибки
— Узкая дорожка привела нас к речке. (Предложение побудительное, невосклицательное, распространённое, неосложненное)
что?
— На столе лежат помидоры, огурцы и капуста .
Найдите и исправьте ошибки
— Узкая дорожка привела нас к речке. (Предложение побудительное, невосклицательное, распространённое, неосложненное)
что?
— На столе лежат помидоры, огурцы и капуста .
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Презентация к уроку русского языка в 5 классе по теме «Пунктуационный разбор простого предложения»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Подготовила Шевчук А.П., учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №1» г. Братска Иркутской обл. Урок русского языка в 5 классе по теме «Пунктуационный разбор предложения»
Сегодня с нами вновь Незнайка. Он принес приглашение в королевство. Только по пути затерял его. А куда мы пойдем, тоже забыл. Только помнит, что, чтобы попасть в это королевство, надо выполнить ряд заданий. Посмотрите на доску. Чего не хватает в записи? Точка запятая двоеточие тире знаки препинания
Наша цель Подружиться Знать, Научиться со знаками препинания какой это знак правильно расставлять знаки препинания. Познакомиться с порядком устного и письменного пунктуационного разбора простого предложения
1. Что изучает пунктуация? 2. Из какого языка пришло к нам слово пунктуация? Оно образовалось от латинского слова punctum – точка.
П. 45, стр. 105 Учебник
Ребята вы любите спорт Клевер один из самых надежных барометров. Месяц светит но не греет. 4. Ветер ветер ты могуч Наша задача: найти пунктуационные ошибки, допущенные Незнайкой, и исправить их. Найди ошибки
В реке там рыба на бугре, Мычит корова в конуре, Собака лает на заборе, Поет синичка в коридоре, Играют дети на стене, Висит картина на окне, Узоры инея в печурке, Горят дрова в руках девчурки, Нарядная там кукла в клетке, Ручной щегол поет салфетки, Там на столе лежат коньки, К зиме готовят там очки, Лежат для бабушки тетрадки, Всегда содержатся в порядке. Работа в парах
В реке там рыба, на бугре Мычит корова, в конуре Собака лает, на заборе Поет синичка, в коридоре Играют дети, на стене Висит картина, на окне Узоры инея, в печурке Горят дрова, в руках девчурки Нарядная кукла, там в клетке Ручной щегол поет, салфетки Там на столе лежат, коньки К зиме готовят, там очки Лежат для бабушки, тетрадки Всегда содержатся в порядке. Проверяем
Мы почти у цели. УРА.
Впереди у нас – Остановка вежливых слов. Живут там волшебные слова и их верные слуги – знаки препинания. – Ребята, какие слова помогают быть вежливыми? С каким знаком препинания дружит слово пожалуйста? Где оно чаще всего стоит в предложении? Составить диалог из 3-4 реплик на тему «В библиотеке», включив волшебное слово в одну из реплик.
7. Корабельщики дивятся, На кораблике толпятся, На знакомом острову Чудо видят наяву. 5. Чем вы, гости, торг ведете? 8. Здравствуй, князь ты мой прекрасный! 6. Снова князь у моря ходит, С синя моря глаз не сводит;
1. Не все понимаю, испытываю серьезные затруднения при выполнении практических заданий. 2. В целом понимаю, но испытываю отдельные трудности при выполнении практических заданий. 3. Все хорошо понимаю, не испытываю затруднений при выполнении практических заданий. 4. Мне все понятно. Я готов(а) к такому виду работы. Выберите уровень оценивания своих знаний и умений.
П.45 упр.231 Домашнее задание
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-952874
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Госдума приняла закон об использовании онлайн-ресурсов в школах
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения намерено расширить программу ускоренного обучения рабочим профессиям
Время чтения: 2 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
В России планируют создавать пространства для подростков
Время чтения: 2 минуты
Учителям истории предлагают предоставить право бесплатно посещать музеи
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.