Что такое пунктуация 7 класс русский язык ладыженская

§ 84. Пунктуация

Пунктуация — это раздел науки о языке, в котором изучается система знаков препинания и правила их постановки.

Что такое пунктуация 7 класс русский язык ладыженская. Смотреть фото Что такое пунктуация 7 класс русский язык ладыженская. Смотреть картинку Что такое пунктуация 7 класс русский язык ладыженская. Картинка про Что такое пунктуация 7 класс русский язык ладыженская. Фото Что такое пунктуация 7 класс русский язык ладыженская

Какие знаки препинания вы знаете? Для чего они используются на письме? Когда ставятся в конце предложения точка, вопросительный и восклицательный знаки?

При каких условиях ставятся знаки препинания:

а) между однородными членами;
б) между частями сложного предложения;
в) при обращениях;
г) при междометиях;
д) при прямой речи и диалоге?

511. Прочитайте выразительно стихотворение М. Дудина. К чему призывает автор? Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Какие пунктуационные правила вы применяли, чтобы обосновать их постановку?

Пусть жизнь лику..т на земле,
Пока земля ж..вая.
Земля — твой мир
твой отчий дом
Твои любовь и дети.
Хр..ни её своим трудом,
И песней на рассвете.

512. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания и обозначая основы предложений. В каких сложных предложениях от одного простого к другому можно поставить вопрос?

1. Мелколесье. Степь и дали. Свет луны во все конц.. вот опять вдруг зарыдали разл..вные бубенцы. 2. (Не)приглядная дорога да любимая (на)век, по которой ездил много всякий русский человек. 3. Эх вы сани! Что за сани! 4. Тот кто вид..л хоть однажды этот край и эту гла(д, т)ь, тот почти берёзке каждой но..ку рад поц..ловать. 5. Полюбил я седых журавлей с их курлыканьем в тощие дали, (по)тому что в просторах полей они сытных хлебов (не)в..дали. 6. До сегодня ещ.. мне снит(?)ся наше поле луга и лес пр..накрытые сереньким ситц..м этих северных бедных небес.

513. Проанализируйте текст. Спишите, разбивая его на два абзаца. Расставьте пропущенные знаки препинания.

За усыпанной красным песком площадкой, с маленькими следками ног, за длинными клумбами закрывшегося на день табака и белых левкоев дремал в полном солнце вишняк вспугиваемый вороватым вспархиванием воробьиной силы. Кто-то невидимый встряхивал вдруг неприметную в солнечной синеве бечеву и уснувшие в воздухе сухие дощечки начинали сыпать тревожным щёлканьем. Покачивались и замирали, как усталые крылья. На площадке играли Лиля и Мара но играли неслышно и в наступившем затишье стоял только неопределённый шорох.

514. Прочитайте выразительно. Спишите. Устно объясните употребление известных вам знаков препинания.

Язык, великолепный наш язык,
Реч(?)ное и степное в нём раздолье.
В нём воркованье голубя весной,
Взлёт жаворонка к со(?)нцу — выше, выше.
Берёзовая роща. Свет сквозной.
Небесный дождь, просыпа(н, нн)ый по крыш.

Источник

ГДЗ учебник по русскому языку 7 класс Ладыженская. §2. Пунктуация. Пунктационный разбор. Упражнение №*

Что изучается в пунктуации?
Какие знаки препинания завершают предложения?
В каком случае в конце предложения могут стоять одновременно вопросительный и восклицательный знаки?
Какие знаки препинания отделяют друг от друга простые предложения в сложных?
Когда не ставится запятая между однородными членами?
Какие знаки препинания выделяют в предложениях обращения? Расскажите о знаках препинания при прямой речи и при диалоге. Приведите примеры.

Решение

В пунктуации изучаются знаки препинания и правила их постановки.
Предложение завершают точка, вопросительный и восклицательный знаки, многоточие.
Если в предложении передается вопрос и возмущение, то в конце одновременно ставятся вопросительный и восклицательный знаки.
Запятая и точка с запятой отделяют друг от друга простые предложения в сложных.
Если между двумя однородными членами стоит союз «и», то запятая не ставится.
Обращение в предложениях выделяются запятыми.
Предложения с прямой речью состоят из слов автора и прямой речи. Если слова автора стоят вначале предложения, то после них ставится двоеточие, прямая речь заключается в кавычки и пишется с большой буквы. Саша сказала: «Я послезавтра поеду в Москву». Если слова автора стоят после прямой речи, то они отделяются запятой и тире. «Я многим обязан своим родителям», − сказал Василий.
Если предложение в прямой речи вопросительное или восклицательное, то слова автора после прямой речи отделяются только тире. «Не заходите сюда!» − строго крикнул сторож. Диалог состоит из реплик. На письме реплики разных лиц даются с новой строки и в кавычки не заключаются. Перед каждой репликой ставится тире. Например:
− Кто там?
− Это я, твой друг Саша.

Источник

Пунктуация 7 класс Русский язык Баранов

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Разработка урока «Пунктуация»

Что такое пунктуация 7 класс русский язык ладыженская. Смотреть фото Что такое пунктуация 7 класс русский язык ладыженская. Смотреть картинку Что такое пунктуация 7 класс русский язык ладыженская. Картинка про Что такое пунктуация 7 класс русский язык ладыженская. Фото Что такое пунктуация 7 класс русский язык ладыженская

— организовать исследовательскую работу учащихся, в ходе которой ребята узнают о причинах появлении знаков препинания в языке, их связь с синтаксисом;

— закрепить навыки грамотного применения знаков препинания; показать значение пунктуационной грамотности не только в лингвистических дисциплинах, но и в социальных, экономических и юридических сферах человеческой деятельности;

— систематизировать сведения о различных случаях употребления знаков препинания;

— совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности.

— Развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык.

— Развитие умения аргументировать, доказывать.

— Расширение кругозора, познавательного интереса.

— Развитие умения выделять главное, сравнивать, обобщать.

воспитывать интерес к родному языку, культуре, истории.

Формирование навыков контроля и самоконтроля.

Формирование познавательной деятельности в коллективе и сотрудничества в решении поисковых задач.

Оборудование: учебники, словари, доска.

Словарная работа: пунктуация, пиктограмма (рисуночное письмо), эмотикон, смайлик, эмодзи.

Творческая работа: придумать или нарисовать новые знаки препинания.

Учащимся заранее даётся задание по группам представить знаки препинания. Можно работать в паре, каждая готовит материалы по «своему» знаку: вопросы, примеры, исторические справки о появлении в языке различных знаков препинания.

Знаки препинания служат нотами при чтении. А.П. Чехов

Пунктуацию нельзя выучить, надо научиться её применять. И.С. Валгина

I . Организационный момент. Приветствие.

Добрые слова не лень

Повторять мне трижды в день.

Только выйду за ворота,

Кузнецу, ткачу, врачу,

Всем идущим на обед.

Всех, домой спешащих к чаю.

Назовите самый продвинутый иероглиф XXI века. Что общего?

Что такое пунктуация 7 класс русский язык ладыженская. Смотреть фото Что такое пунктуация 7 класс русский язык ладыженская. Смотреть картинку Что такое пунктуация 7 класс русский язык ладыженская. Картинка про Что такое пунктуация 7 класс русский язык ладыженская. Фото Что такое пунктуация 7 класс русский язык ладыженская

Изображение эмоций. Какие способы передачи эмоций вы знаете?

А как называется традиционная система знаков для передачи эмоций, мыслей? Знаки препинания. Молодцы.

О чём мы будем сегодня говорить? О знаках препинания. А.П. Чехов писал, что «знаки препинания служат нотами при чтении». Запишем тему урока и продолжим. Давайте проведём небольшой исторический экскурс и узнаем, как всё начиналось…

Выражение «знак препинания» образовано от древнего глагола «препинать» – «остановить, задержать в движении».

Как называется совокупность правил о постановке знаков препинания? Синтаксис? Орфография? Графика? Пунктуация.

2. Пунктуацией называется собрание правил о постановке в письменном тексте знаков препинания.

Теоретик логического, или смыслового направления, Ф.И. Буслаев, сформулировал назначение пунктуации следующим образом: «Так как посредством языка одно лицо передает свои мысли и чувствования другому, то и знаки препинания имеют двоякое назначение: 1) способствуют ясности в изложении мыслей, отделяя одно предложение от другого или одну часть его от другой, и 2) выражают ощущения лица говорящего и его отношение к слушающему».

III . Этап восприятия и первичного осмысления новых знаний.

1.Существующие на Земле языки могут подчас значительно отличаться друг от друга. Но у всех есть нечто общее, объединяющее их между собой — пунктуация. Ведь знаки препинания существуют в любом современном языке. Но как давно они появились, кто первый стал их использовать?

2. К началу 19-го века все основные знаки препинания уже были изобретены и внедрены. Но процесс создания новых символов не завершился и по сей день. Например, столь популярные сегодня смайлы — это не что иное, как специфические знаки препинания, способные передавать эмоции.

Сколько знаков препинания в русском языке?

В русском языке десять знаков препинания.

(Каждая пара рассказывает о выбранном знаке, остальные отгадывают, затем демонстрируют красочное изображение знака).

Потеряла хвост запятая, И теперь она кто такая? (Точка)

Я маковой крупинкой

Остановила вас – Закончила рассказ. (Точка)

Я всему всегда венец:

Кто я? Быстро отгадай

И рассказ свой продолжай.

Загораживает Путь, Предлагает Отдохнуть. (Точка)

Не обходится без нас

Ни диктовка, ни рассказ».

В древнерусском языке глагол «запяти» означал «зацепиться» или «задеть», т.е. разбивать слова в русских предложениях начали примерно с 1520 года.

Знак препинания очень нам нужный,

С точкой он схож и вообще с нею дружен.

Точки сестру с завитушкой смешною

Мы называем всегда… (Запятою)

На крохотное ушко Похожа завитушка.

Я – минус в математике, Но знак другой в грамматике.

Знаком я детворе, Меня зовут … (Тире)

Впервые в нормах грамматики он упоминается в начале XIX века. Сегодня многоточие может выражать недосказанность или некую неуверенность автора в написанном. Также с многоточия, по задумке автора, может и начинаться предложение, если нужно указать на то, что действие уже началось. Знак пресекательный», как назвал многоточие в своей «Грамматике» 1831 года русский филолог А.Х. Востоков, в английском и русском варианте изображаются тремя точками, а в китайском языке так целыми шестью. Как и букву «ё», многоточие популяризировал Карамзин.

Можно много излагать Разного и прочего,

Если ж нечего сказать – Ставим …!

Если текст вдруг незаконченный, Вместо точки стоит… (многоточие)

«Многоточие изображает, должно быть, следы на цыпочках ушедших слов…» (В. Набоков)

Знак восклицания пришел к нам из латинского языка. Сейчас восклицание в тексте может отображать не только радость, но и испуг, удивление, тревогу, гнев, а также много других эмоций.

Бурным чувствам Нет конца:

Пылкий нрав У молодца. (Восклицательный знак)

Узнать меня пустяк: Я самый восхитительный, Веселый, добрый знак! Обычно в предложении Стою я для того, Чтоб выделить волнение, Тревогу, восхищение, Победу, Торжество: Мне право от рождения

Где я, То предложение

Произнестись должно! (Восклицательный знак)

Активно использовать вопросительный знак стали в XVII-XVIII веках.

Вечно думая над смыслом,

Разные вопросы задаю я всем: Как? Откуда? Сколько? Почему? Зачем? Где? Куда и почему? Это вам или кому? Отчего? О ком? О чем? Что же это и по чём? Что? Каким? Который? Чья? – Вот вся логика моя. Рассуждать везде мастак Скажите, какой знак? (Вопросительный).

Они служат для обособления прямой речи, цитирования, придания слову иронического подтекста, для вставки в текст названий или редких слов, объяснение которых впоследствии дается. Знак препинания нужен цитатам. А вот какой – мне подскажут ребята. (Кавычки)

“ английские” кавычки, двойные или одинарные;

Сейчас французские «елочки» и немецкие «лапки» употребляют, как известно, для выделения прямой речи, цитат, названий, если они не географические, а также для обозначения иронии. Ирония, кстати, шагнула с бумаги в жизнь: жест «кавычки», то есть две «козы» из согнутых пальцев означают слово «якобы».

«Наш первый университет» Михайла Ломоносов назвал скобки в своей «Российской грамматике» удивительно образно: вместительный знак. И пояснил: «слово или целый разум в речь вмещает без союза и порядочного сочинения». Этот парный знак препинания впервые появился в русском языке на сто с лишним лет раньше, чем жил Ломоносов. Круглые скобки наличествуют уже в «Грамматике» Мелетия Смотрицкого: эту книгу вместе с «Арифметикой» Магницкого, Ломоносов назвал «вратами своей учености». Скобки, как правильно говорил Михайла Васильевич, указывают на относительную независимость содержащегося в них текста, от смысла всего предложения. Русская пунктуация разрешает и квадратные скобки – в них обычно помещается номер сноски.

IV . Этап обобщения изученного.

— А знаете ли вы, что у пунктуации есть День рождения?

Ежегодно 24 сентября в США празднуется Национальный День пунктуации — National Punctuation Day. Он был учреждён в 2004 году с целью повышения грамотности обычных людей в деле правильной расстановки знаков препинания.

Начало научному изучению русской письменности положено «Российской грамматикой» М. В. Ломоносова (1757 г.). Пунктуации уделяли внимание многие языковеды: Я. К. Грот, Л. В. Щерба, А. М. Пешковский, К. Ф. Беккер, Б. С. Шварцкопф, В. И. Классовский, А. Б. Шапиро, В. Ф. Иванова, Д. Э. Розенталь и др.

Далее индивидуальные выступления учеников.

Какой дефис был назван самым дорогим дефисом в истории?

Что такое пунктуация 7 класс русский язык ладыженская. Смотреть фото Что такое пунктуация 7 класс русский язык ладыженская. Смотреть картинку Что такое пунктуация 7 класс русский язык ладыженская. Картинка про Что такое пунктуация 7 класс русский язык ладыженская. Фото Что такое пунктуация 7 класс русский язык ладыженская

В каких странах знаком «галочка» обозначают неправильный ответ?

Что такое пунктуация 7 класс русский язык ладыженская. Смотреть фото Что такое пунктуация 7 класс русский язык ладыженская. Смотреть картинку Что такое пунктуация 7 класс русский язык ладыженская. Картинка про Что такое пунктуация 7 класс русский язык ладыженская. Фото Что такое пунктуация 7 класс русский язык ладыженская

Пунктуационный знак ✓ («галочка»), которым мы привыкли обозначать правильный ответ и передавать согласие, имеет противоположное значение в Швеции, Норвегии и Финляндии. Например, в шведских школах галочкой маркируют именно неправильные ответы, а корректные отмечают буквой R.

В каком языке вопросительное предложение обрамляется двумя вопросительными знаками?

Что такое пунктуация 7 класс русский язык ладыженская. Смотреть фото Что такое пунктуация 7 класс русский язык ладыженская. Смотреть картинку Что такое пунктуация 7 класс русский язык ладыженская. Картинка про Что такое пунктуация 7 класс русский язык ладыженская. Фото Что такое пунктуация 7 класс русский язык ладыженская

В каком языке точка выполняет функции привычного нам двоеточия, а двоеточие — точки?

Что такое пунктуация 7 класс русский язык ладыженская. Смотреть фото Что такое пунктуация 7 класс русский язык ладыженская. Смотреть картинку Что такое пунктуация 7 класс русский язык ладыженская. Картинка про Что такое пунктуация 7 класс русский язык ладыженская. Фото Что такое пунктуация 7 класс русский язык ладыженская

В армянской письменности не только особый алфавит, но и своя, во многом отличная от других европейских систем письменности, пунктуация, в которой с привычными нам знаками совпадают только запятая и кавычки. В конце предложения армяне ставят двоеточие, причём как вместо точки, так и вместо вопросительного и восклицательного знаков. А вместо привычного нам двоеточия, наоборот, используют точку. Армянский вопросительный знак ՞ ставится после последней гласной вопросительного слова, а восклицательный ՜ — над последней гласной слова, которое интонационно является восклицанием.

Что общего между нашей собакой и зарубежными обезьяной и улиткой?

Что такое пунктуация 7 класс русский язык ладыженская. Смотреть фото Что такое пунктуация 7 класс русский язык ладыженская. Смотреть картинку Что такое пунктуация 7 класс русский язык ладыженская. Картинка про Что такое пунктуация 7 класс русский язык ладыженская. Фото Что такое пунктуация 7 класс русский язык ладыженская

Только в русском языке и некоторых языках бывших советских республик знак @ называют собачкой. В других языках чаще всего @ называют обезьянкой или улиткой, встречаются и такие экзотические варианты как штрудель (на иврите), сельдь под маринадом (в чешском и словацком), лунное ухо (в казахском).

Какой легендарный американский президент использовал в своих записях смайлики?

Что такое пунктуация 7 класс русский язык ладыженская. Смотреть фото Что такое пунктуация 7 класс русский язык ладыженская. Смотреть картинку Что такое пунктуация 7 класс русский язык ладыженская. Картинка про Что такое пунктуация 7 класс русский язык ладыженская. Фото Что такое пунктуация 7 класс русский язык ладыженская

В 2004 году сотрудники компании, занимающейся сканированием старых текстов, обнаружили смайлик вида 😉 в конспекте речи Авраама Линкольна 1862 года после слова laughter (в переводе «смех»). Было ли это опечаткой или примером устаревшей пунктуации, эксперты во мнении не сошлись.

Какой писатель предлагал читателям расставлять знаки препинания самостоятельно?

Что такое пунктуация 7 класс русский язык ладыженская. Смотреть фото Что такое пунктуация 7 класс русский язык ладыженская. Смотреть картинку Что такое пунктуация 7 класс русский язык ладыженская. Картинка про Что такое пунктуация 7 класс русский язык ладыженская. Фото Что такое пунктуация 7 класс русский язык ладыженская

Американский экстравагантный писатель Тимоти Декстер написал в 1802 году книгу с очень своеобразным языком и отсутствием всякой пунктуации. В ответ на возмущения читателей во втором издании книги он добавил специальную страницу со знаками препинания, попросив читателей расставить их в тексте по своему вкусу.

«Весна. Лето. Осень…Зима?»

Фрагмент рассказа Татьяны Толстой «Милая Шура» демонстрирует исчерпывающий набор знаков препинания, возможных в позиции конца предложения: «На четыре времени года раскладывается человеческая жизнь. Весна. Лето. Осень…Зима?»

Виктор Гюго в 1862 году, находясь в отпуске, захотел узнать о реакции читателей на только что изданный роман «Отверженные» и послал своему издателю телеграмму из одного символа «?». Тот прислал в ответ телеграмму тоже из одного знака — «!». Вероятно, это была самая короткая переписка в истории.

Когда знак пропущен или поставлен неправильно, это может привести к серьезным искажениям смысла. Один «пунктуационный» анекдот повествует о путешественнике, который в момент опасности пообещал «поставить статую золотую, пику держащую». Но, когда опасность миновала, ему не захотелось раскошеливаться на статую из золота, и он дал распоряжение: «Поставьте статую, золотую пику держащую». Так он, ни одним словом не нарушив своего обещания, переносом запятой сильно сократил свои расходы.

Пунктуационная грамотность необходима не только как показатель знания русского языка, общей культуры человека, она играет важную роль в общечеловеческом плане. От пунктуации может зависеть выполнение государственных актов, оформление экономических документов, а в юриспруденции одним знаком препинания можно решить судьбу человека. Например, всем известно изречение: «Казнить, нельзя помиловать» и «Казнить нельзя, помиловать». От позиции запятой зависит сама жизнь.

VI . Проверка и коррекция знаний, полученных на уроке. Самостоятельная работа в группе (упражнения в учебниках, карточки). Расставьте знаки препинания, кто сможет схемы:

• Служить бы рад — прислуживаться тошно.

• Блажен, кто верует, тепло ему на свете!

• Свежо предание, а верится с трудом.

• Дома новы, а предрассудки стары.

• Чуть свет — уж на ногах! И я у ваших ног.

• И все-таки я вас без памяти люблю.

Наблюдая за постановкой знаков у разных авторов, исследователи приходят к выводу, что каждый автор тяготеет к какому-то определенному знаку, который чаще других появляется в его текстах. Так, о Тургеневе говорят, что он часто пользуется точкой с запятой, имя Цветаевой сразу же ассоциируется с тире, а при упоминании Достоевского всплывают в памяти многочисленные точки с запятой и тире.

1. От других мне хвала – что зола,

От тебя и хула – похвала.

Авторские знаки нужны автору для задания вполне определенного членения текста; они могут выбираться среди «маркированных» вариантов допустимых знаков, а могут выходить за пределы нормы.

Память, не ершись! Срастись со мной! Уверуй

И уверь меня, что я с тобой — одно.

(Здесь тире отделяет группу подлежащего от группы сказуемого; ср.: я – с тобой одно.)

В отличие от тире, которое является общепризнанным авторским знаком, двоеточие реже вторгается на чужую территорию. И тем ярче авторская окраска соответствующих примеров.

Поэзия, не поступайся ширью.

Храни живую точность: точность тайн.

Никто на это не обижался: по дружбе.

Мне Брамса сыграют, — тоской изойду.

Мы не умеем прощаться,—

Все бродим плечом к плечу.

2. Где поставить запятую или другие знаки препинания?

Поставьте статую золотую пику держащую.

Казнить нельзя помиловать

Мириться нельзя воевать.

Да как крикнет, улетая:

– Вот что значит запятая!

3. Как вы думаете, почему в старых грамматиках пунктуация называлась «препинанием», запятая – «отдохновением», а тире – «молчанкой»?

4.Назовите фразеологизмы, в которых употребляются названия знаков препинания или нарисуйте их:

VI . Подведение итогов урока, выставление оценок.

Учитель: Берегите знаки препинания!

Человек потерял запятую, стал бояться сложных предложений, искал фразы попроще. За несложными фразами пришли несложные мысли.

Потом он потерял знак восклицательный и начал говорить тихо, с одной интонацией. Его уже ничто не радовало и не возмущало, он ко всему относился без эмоций.

Ещё через пару лет он потерял двоеточие и перестал объяснять людям свои поступки.

К концу жизни остались у него одни кавычки. Он не высказывал ни одной собственной идеи, он всё время кого-нибудь цитировал – так он разучился мыслить и дошёл до точки. Известный языковед И.С. Валгина предупреждает: «Помни: Пунктуацию нельзя выучить, надо научиться её применять».

Берегите знаки препинания ! Любите, цените и знайте свой родной язык!

Источник

§ 2. Пунктуация. Пунктуационный разбор

Что такое пунктуация 7 класс русский язык ладыженская. Смотреть фото Что такое пунктуация 7 класс русский язык ладыженская. Смотреть картинку Что такое пунктуация 7 класс русский язык ладыженская. Картинка про Что такое пунктуация 7 класс русский язык ладыженская. Фото Что такое пунктуация 7 класс русский язык ладыженская

Что изучается в пунктуации?

Какие знаки препинания завершают предложения?

В каком случае в конце предложения могут стоять одновременно вопросительный и восклицательный знаки?

Какие знаки препинания отделяют друг от друга простые предложения в сложных?

Когда не ставится запятая между однородными членами?

Какие знаки препинания выделяют в предложениях обращения? Расскажите о знаках препинания при прямой речи и при диалоге. Приведите примеры.

Что такое пунктуация 7 класс русский язык ладыженская. Смотреть фото Что такое пунктуация 7 класс русский язык ладыженская. Смотреть картинку Что такое пунктуация 7 класс русский язык ладыженская. Картинка про Что такое пунктуация 7 класс русский язык ладыженская. Фото Что такое пунктуация 7 класс русский язык ладыженская10. Составьте из простых предложений, заключённых в скобки, сложные, употребляя подходящие по смыслу союзы и, а, но, что, чтобы, когда. Поставьте запятые. В составленных вами сложных предложениях подчеркните основы. • Объясните написание выделенных букв.

11. Спишите, правильно оформляя предложения с прямой речью. Назовите обращения. • Назовите в четвёртом и пятом предложениях устаревшие слова.

12. Диктант. Подчеркните однородные члены как члены предложения. Устно объясните постановку знаков препинания между ними.

1. Перед глазами ехавших ра..ст..лалась широкая, б..сконечная равнина. 2. Кузнечики, сверчки, скрипачи и медведки затянули в траве свою скр..пучую, монотонную музыку. 3. Но прошло немного времени, роса и..парилась, а воздух застыл, и обманутая степь приняла свой унылый июльский вид. 4. Бричка бежит, а Егорушка вид..т всё одно и то же: небо, равнину, холмы.

Источник

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Урок, разработка которого предлагается, проводится в 7 классе в системе занятий по учебному комплексу В.В.Бабайцевой, предусматривающих наряду с изучением нового материала по морфологии, повторение сведений по орфографии и пунктуации. В учебнике «Практика» данный материал обозначен следующим образом: «Повторим орфографию» и «Повторим пунктуацию». Чтобы разнообразить эти учебные занятия, сделать их увлекательными и познавательными, стимулирующими творческую активность учащихся-семиклассников, мы предложили урок по теме «Повторим пунктуацию» в том виде, который отражает сценарий урока, предлагаемый на конкурс в одноимённой номинации.

Сценарий урока русского языка

в 7 классе на тему «Пунктуация – это…».

Цель урока: помочь учащимся, осмысливая практический материал урока, понять важность правильной расстановки знаков препинания

У. А знаете, давайте немного изменим нашу тему и сделаем это вместе. Пока напишем следующее: «Пунктуация – это…» Запись мы не завершим и вернёмся к ней немного позже.

Теперь прошу вас, опираясь на записи, которые были сделаны при выполнении домашнего задания, рассказать о происхождении слова «пунктуация».

О. Слово «пунктуация» произошло от лат. слова « punktum » («точка»).

У. Каким словарём вы воспользовались, чтобы узнать это?

О. Этимологическим, т.е. словарём, объясняющим историю слова, его происхождение.

У. А что же такое пунктуация?

О. Это раздел науки о языке, который изучает нормы употребления знаков препинания.

У. Прошу вас обратиться к упражнению 280. Подготовьтесь прочитать его выразительно. Почему прочитать написанное и понять не так уж и просто?

О. Для того, чтобы прочитать и понять написанное, нужно определить границы предложений и поставить знаки препинания.

У. Вот эту работу вы и выполните и через 2-3 минуты прочитаете текст выразительно.

После чтения текста упражнения учитель предлагает найти в нём предложения, которые соответствуют схемам, зачерченным на доске.

Учащиеся находят данные соответствия, дают синтаксическую характеристику предложениям, объясняют поставленные знаки препинания.

У. Итак, завершая нашу работу с этим текстом, ответим на вопрос, зачем же нужны знаки препинания.

После ответов учащиеся завершают незаконченное ранее предложение:

Пунктуация – это… важно, необходимо, значимо!»

3.Перед началом урока на партах учеников разложены листы с напечатанными на них текстами и заданиями.

У. Прочитайте стихотворение Б.Заходера.

Речка за окном горит.

Воробей схватил зерно

«Вот что значит запятая!»

*Почему мы смеёмся, читая это стихотворение?

*Запишите финальные строчки, расставив знаки препинания и объяснив их (в распечатках знаки препинания пропущены).

*Как вы поняли слова воробья: «Вот что значит запятая!»

О. Без запятых, расставленных правильно, смысл высказывания искажается, получается путаница. Поэтому так важно поставить запятые там, где это необходимо.

У. И снова возвратимся к вашему домашнему заданию. Каково происхождение слова «запятая»?

О. Запятая – исконно русское по происхождению слово, оно является страдательным причастием от глагола запять – «задержать». Значит, запятая – это то, что позволяет передать задержку, запинку в речи.

У. Прочитаем ещё 4 строчки, которые есть у вас в распечатках.

Нравится ли вам это стихотворение?

О. Стихотворение не получилось. Его, вероятно, написал не очень хороший поэт.

У. Вот теперь я предлагаю вам выступить в роли хороших поэтов и написать настоящее стихотворение, правильно расставив знаки препинания. Время работы 5-6 минут.

После выполнения самостоятельной работы проверяются написанные тексты, анализируются варианты расставленных знаков препинания. Затем предлагается записанный на доске текст для самопроверки.

Семейство Слонов перепугано насмерть-

Слонёнок простужен: и кашель, и насморк.

Лекарства достали, компрессы готовы,

Но где продаётся платок хоботовый?

У. Что бы вы сказали о теме нашего урока теперь? Пунктуация – это важно. Но только ли?

О. Пунктуация – это ещё и интересно, увлекательно.

У. Конечно, знаки препинания – это совсем не скучно. Давайте попробуем решить ещё одну занимательную задачку, связанную с пунктуацией. Сравните три предложения:

Всего лишь знаки препинания!

Всего лишь знаки препинания?

Всего лишь знаки препинания…

Что меняется в предложении при замене знака на его конце?

О. Предложения становятся иными по цели высказывания, меняется эмоциональная окрашенность и смысловая наполненность предложений.

У. А как бы вы объяснили смысл последнего предложения? Как оно должно прозвучать?

Учащиеся читают предложение с той интонацией, которая кажется им наиболее правильной, точной, обосновывают свой выбор.

У. Вы обратили внимание на то, какой интересный знак препинания многоточие. Мы сейчас запишем предложение, расставим в нём знаки препинания и объясним их.

Многоточие – это следы слов, ушедших на цыпочках.

У. Эти слова принадлежат писателю Владимиру Набокову. Как вы их понимаете? Интересным ли кажется вам такое определение, данное знаку препинания?

О. Предложение Набокова красивое. Оно действительно говорит о многоточии очень образно. Вероятно, так можно сказать только о любимом знаке препинания.

У. Действительно, знаки препинания можно любить. Так, Марина Цветаева любила тире. В её стихотворениях этот употребляется очень часто. А у вас есть знаки препинания, которые вы очень любите? Дома вы должны были выполнить творческое задание: приготовить устное высказывание на тему «Мой любимый знак препинания» или сочинить сказку о знаках препинания. Теперь мы вас послушаем.

4. Звучат творческие задания учащихся. Они обсуждаются и оцениваются.

5. Подведение итогов урока.

Завершая наш урок, предлагаю вам послушать четверостишье. При чтении я буду пропускать слово или не завершать строку. Ваша задача – угадать, о каком знаке препинания идёт речь.

она по первому приказу,

не зная страха, в одиночку,

как гильотина, рубит фразу!

Прекрасна жизнь, но непроста;

мы лепим глупости, ликуя,

и часто мысли пустота

не замечает ( Запятую)

Простой и скромный ( Знак Вопроса),

он видел много горемык;

не одного оставил с носом,

не одного загнал в тупик!

Каждый Фома убедится воочию:

сколько три точки, что в тексте повисли

если по-русски сказать –( многоточие),

прячут в себе недосказанной мысли.

Чуждый унылости и релаксации,

гордый, чувствительный, смелый, мечтательный,

знак восхищения, (Знак Восклицательный)!

Вот этим восклицательным знаком мы завершаем наше занятие. Сформулируйте основные выводы, которые можно сделать по его итогам.

Пунктуация – это очень важно. Без знаков препинания мы не смогли бы полноценно общаться, не понимали бы друг друга или понимали бы неверно.

Пунктуация – это интересно. У каждого знака есть своя история. Все знаки препинания выполняют свою, только им присущую функцию.

Знаки препинания – наши друзья. Они делают нашу речь разнообразной интонационно.

Домашнее задание ( по выбору) :

Выполнить небольшую компьютерную презентацию для учеников младших классов, с помощью которой можно было бы рассказать об одном из знаков препинания.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *