Что такое пунктуация в начальном курсе русского языка

Ознакомление младших школьников с пунктуацией на уроках русского языка

Слово пунктуация – многозначное : 1. Система знаков препинания. 2. Система норм употребления или неупотребления знаков. 3. Система пунктуационных правил (Абакумов).

Особое место в общей системе обучения младших школьников русскому языку занимает начальный курс пунктуации. Он является основой для последующего развития пунктуационных знаний и умений.

Важность раннего ознакомления учащихся с пунктуацией обусловлено тем, что целенаправленное внимание младших школьниковк знакам препинания поможет решить следующие задачи:

· Создать прочную основу для формирования у школьников пунктуационных знаний и умений;

· Сформировать умение видеть за знаком и правильно воспринимать и осознавать смысл высказывания, а затем верно интонационно его воспроизводить;

· Научить учащихся использовать знаки препинания при создании письменных работ для точного выражения своих мыслей и чувств.

В начальных классах предметом изучения является постановка четырех знаков препинания: точки, вопросительного знака, восклицательного знака, запятой. Но в своей практике школьники нуждаются в знании правил оформления прямой речи (кавычки, тире, нередко они пользуются многоточием, реже – скобками. Со всеми этими знаками они встречаются в процессе чтения книг, и, естественно, осознают ситуации их употребления. К числу пунктуационных знаков, кроме того, относят деление текста на абзацы и соответствующий отступ в начале строки. Близки по функции к пунктуации различные шрифтовые выделения, подчеркивания, приемы расположения текста на странице.

Лишь у части школьников постепенно формируется пунктуационное чутье, подобно чутью орфографическому.

Пунктуация имеет свои принципы,важные для построения методики обучения:

Структурно-синтаксический принцип утверждает, что знаки препинания участвуют в конструировании предложения и текста. Точка – это сигнал конца предложения, запятая разделяет однородные члены, выделяет обращение, отделяет придаточное предложение от главного. Свои структурно-синтаксические функции выполняют двоеточие, тире, кавычки, скобки, знак абзаца, шрифтовые различия и другие знаки.

Смысловой принцип предполагает оформление знаками препинания самой мысли пишущего, ее оттенков. Незаконченность и неопределенность мысли фиксирует многоточие; тире обозначает противопоставление или резкий переход от одного события к другому; кавычками выделяют речь действующих лиц в рассказе.

Интонационный принцип предполагает усвоение пунктуации как средства передавать оттенки голоса, основа такого обучения – выразительная речь. Точка отражает интонацию законченности мысли, конца предложения с последующей паузой. Своеобразны вопросительная, восклицательная интонации, а также передача голосом неопределенности. Известны интонации перечислительная, выделительная, противопоставительная, интонация незаконченности или, наоборот, законченности мысли. Чтобы понять интонационную основу пунктуации, следует больше уделять внимания декламации, драматизации, сценическим выступлениям детей. Интонация хорошо усваивается в процессе чтения вслух по книге.

Основное назначение пунктуации, как это отмечается в лингвистической литературе,— «указывать на смысловое членение речи». Кроме того, знаки препинания, наряду с другими языковыми средствами, передают смысловые оттенки, свойственные отдельным частям высказывания, раскрывают «взаимоотношение тех частей предложения, между которыми они стоят». Тем самым пунктуация способствует точной передаче и правильному восприятию мыслей. Например, постановка точки на конце предложения указывает на законченность предложения и его повествовательный тип по цели высказывания. Восклицательный знак в конце предложения также указывает на завершенность предложения и на отношение говорящего или пишущего к своему высказыванию.

При знакомстве младших школьников со знаками препинания учитель прежде всего показывает их роль, их назначение в письме иной речи. При этом обращается внимание на важность правильной постановки знаков препинания в целях общения, т. е. как для того, кто пишет, так и для того, кто читает написанное другим.

Практическое ознакомление первоклассников с постановкой точки, вопросительного и восклицательного знаков происходит в период обучения грамоте. Дети еще не читают страниц «Букваря», но они устно составляют предложения по картинкам. Учитель обращает внимание учащихся на то, что при произношении (в устной речи) одно предложение отделяется от другого паузой, голос в конце предложения понижается. Дети по заданию учителя делят небольшие тексты (в 3—4—5 предложений) на отдельные предложения и убеждаются, что пауза между ними помогает лучше понять содержание рассказа, так как отделяет одну мысль от другой. Учащиеся упражняются в правильном произношении предложений. Так создается смысловая и интонационная основа для ознакомления с постановкой в конце предложения точки.

Через несколько уроков первоклассники начинают читать предложения. Они воспринимают точку как знак конца предложения и сигнал понижения голоса и паузы. При составлении предложений из разрезной азбуки обязательно используется карточка с точкой. При записи предложений на уроках письма учитель тщательно следит за постановкой точки. Учащиеся объясняют, почему нужно ставить точку. Отсутствие точки в конце предложения считается ошибкой и подлежит исправлению. Такое внимание к постановке точки способствует формированию данного навыка.

Вопросительный и восклицательный знаки также вводятся в практику обучения в букварный период. Учащиеся читают предложения, которые по цели своего высказывания являются вопросительными (в них содержится вопрос и говорящий данным предложением хочет о чем-либо узнать). Учащиеся учатся правильно произносить такие предложения, повышая в конце предложения голос. Интонация и смысл предложения создают основу для постановки вопросительного знака,например: Нитки тонки. А канат? Он толст.

Постановку восклицательного знака учащиеся связывают с передачей чувства (удивления, радости, восторга и т. д.) и с особым интонированием предложений.

Более углубленная работа над постановкой точки, вопросительного и восклицательного знаков проводится в процессе изучения раздела «Предложение» во II классе. Именно в этот период происходит осознание синтаксической основы постановки знаков препинания в конце предложения. Изучение членов предложения, связи слов в предложении делает осознанным вычленение предложения из потока речи, а следовательно, и постановку знаков препинания в конце предложения. По интонации предложения бывают восклицательные и невосклицательны, по цели высказывания является повествовательным, а по интонации может быть восклицательным и невосклицательным в зависимости от чувства говорящего. Спокойный тон передачи мысли потребует постановки точки. Стремление подчеркнуть радость обусловит постановку в конце предложения восклицательного знака. Учитель постоянно воспитывает у учащихся внимание к произносительной стороне предложения, учит соблюдать логическое ударение, повышать или понижать голос в определенной части предложения, делать паузу между предложениями и т. д.

При изучении в III классе предложений с однородными членами учащиеся знакомятся с интонацией перечисления и с функцией запятой при перечислении.

Постановка запятой в отличие от точки не свидетельствует о конце предложения, а наоборот, указывает на его незавершенность. Учитель путем сравнения двух предложений показывает разницу произношения конца предложения, т. е. передачу интонации точки и интонации запятой.Например: Льдины плыли по реке. (Голос понижается. Делается пауза.) Льдины плыли по реке, сталкивались, натыкались на берега. (Во втором предложении после слов по реке, сталкивались голос понижается незначительно, чувствуется, что сообщение будет продолжено.)

В начальных классах при выполнении разного вида заданий учащиеся практически знакомятся с постановкой двоеточия, тире, точки с запятой, многоточия. Пропедевтическая работа над постановкой указанных знаков препинания чрезвычайно важна.

Уже в период обучения грамоте при чтении текстов, помещенных на страницах «Букваря», учитель обращает внимание на постановку тире, двоеточия, обучает чтению с учетом знаков препинания.

На уроках русского языка при выполнении упражнений, связанных с классификацией слов, учитель уже в I классе практически знакомит школьников с постановкой двоеточия или тире при перечислении, а также с постановкой запятой. При этом сообщается название указанных знаков препинания, и дети постепенно начинают пользоваться ими без напоминания учителя (безусловно, если на начальном этапе работы по учебнику «Русский язык» учитель неоднократно на конкретных примерах показывал, что перед перечислением ставится двоеточие, каждое слово отделяется запятой). Перед записью текста предупреждаются ошибки не только орфографические, но и пунктуационные. Это необходимо помнить учителю, и развивать у учащихся пунктуационную зоркость.

Программой не предусмотрено изучение в начальных классах сложных предложений, однако это не означает, что учитель должен обходить молчанием сложные предложения, употребленные учащимися в устной и особенно в письменной речи. Практически, он знакомит младших школьников с некоторыми особенностями сложных предложений,в частности наличием в таких предложениях двух частей: 1) две самостоятельные части объединены в одно предложение,например: Наступил сентябрь, а дни стояли по-летнему жаркие; 2) в предложении одна часть зависит от другой,например: В поле мы видели, как комбайн убирает подсолнечник на силос. Учащиеся находят в каждой части подлежащее и сказуемое и убеждаются в том, что два предложения объединены в одно. Элементарные наблюдения над сложными предложениями позволяют сообщить детям о постановке запятой в сложносочиненных и сложноподчиненных предложениях. Так, например, в процессе анализа письменных работ, выполненных учащимися (изложений, сочинений, а также при подготовке к написанию разного вида творческих работ сообщается о постановке запятой в сложном предложении,вторая часть которого начинается со слов: который, если, потому что, так как.

Одним из важных условий, обеспечивающих эффективность работы над элементами синтаксиса и пунктуации, является связь уроков чтения и русского языка. Школьники учатся выразительно читать, точно употреблять слова, грамматически правильно оформлять свои мысли, опираясь на знания из области синтаксиса как на уроках чтения, так и на уроках русского языка. И как бы ни были элементарны знания младших школьников о предложении, именно эти знания обеспечивают осознанное владение предложением в устной и письменной речи.

Таким образом, из вышесказанного можно сделать вывод, что пунктуация это важный раздел языкознания, главное назначение которого — указать на смысловое значение членения речи.

Список используемой литературы:

1. Е. В. Бунеева, М. А. Яковлева «Русский язык. 4 класс» Методические рекомендации для учителя. Москва. 2002г.

2. М. Львов, В. Г. Горецкий, О. В. Сосновская «Методика преподавания русского языка в начальных классах». Москва. 2002г.

3. Л. С. Трегубова «О готовности учителя начальных классов к обучению младших школьников пунктуации» «Начальная школа» № 2-2005г.

4. Рамзаева Т. Г., Львов М. Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения»— М. : Просвещение, 1979. — 431 с.

Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках Описание работы. Активизация познавательной деятельности учащихся – одна из основных задач в моей работе. Сознательное и прочное усвоение.

Игровые технологии на уроках русского языка как один из способов активизации познавательной деятельности обучающихся краевое государственное общеобразовательное учреждение «Шарыповская школа» Исследовательская работа «Игровые технологии на уроках.

Комплекс упражнений «Формирование грамматического строя речи детей на уроках русского языка» Фрагмент урока 1 Тема: Имя существительное. Цель: формировать правильное употребление в нужной грамматической форме слов в словосочетаниях.

Мастер-класс «Приёмы работы над словарными словами на уроках русского языка в начальных классах» Тема мастер- класса: «Приёмы работы над словарными словами на уроках русского языка в начальных классах». Цель: познакомить участников.

Что такое пунктуация в начальном курсе русского языка. Смотреть фото Что такое пунктуация в начальном курсе русского языка. Смотреть картинку Что такое пунктуация в начальном курсе русского языка. Картинка про Что такое пунктуация в начальном курсе русского языка. Фото Что такое пунктуация в начальном курсе русского языкаМини-проект «Тайны русского языка» в рамках Международного дня родного языка для детей подготовительной к школе группы Сегодня я предлагаю вам посмотреть конспект занятия «Тайны русского языка». Это занятие мы провели с детьми подготовительной к школе группы.

Источник

Что такое пунктуация в начальном курсе русского языка

Пунктуа́ция — это систе­ма зна­ков пре­пи­на­ния и пра­вил их употребления.

Что изучает пунктуация

Пунктуацией в язы­ко­зна­нии назы­ва­ет­ся его раз­дел, изу­ча­ю­щий, во-первых, зна­ки пре­пи­на­ния, а во-вторых, их рас­ста­нов­ку на письме.

Без зна­ков пре­пи­на­ния пись­мен­ная речь сольет­ся в еди­ный поток речи, в кото­ром будет непро­сто разо­брать­ся. А в неко­то­рых слу­ча­ях без зна­ков пре­пи­на­ния в тек­сте воз­ник­нет дву­смыс­лен­ность. Помните, пре­сло­ву­тую фра­зу «каз­нить нель­зя поми­ло­вать»?

Пунктуация при­зва­на сде­лать нашу пись­мен­ную речь упо­ря­до­чен­ной, чет­кой, понят­ной и ясной.

Слово «пунк­ту­а­ция», как и мно­же­ство слов, закан­чи­ва­ю­щих­ся на -ция, явля­ет­ся заим­ство­ван­ным из латин­ско­го язы­ка. Латинское сло­во punctum пере­ве­дем как «точ­ка».

Что такое пунктуация в начальном курсе русского языка. Смотреть фото Что такое пунктуация в начальном курсе русского языка. Смотреть картинку Что такое пунктуация в начальном курсе русского языка. Картинка про Что такое пунктуация в начальном курсе русского языка. Фото Что такое пунктуация в начальном курсе русского языка

Принципы пунктуации

Интонационный прин­цип — осно­ва пунк­ту­а­ции рус­ско­го языка.

Лингвисты Л. В. Щерба, А. М. Пешковский, Л. А. Булаховский счи­та­ли, что зна­ки пре­пи­на­ния явля­ют­ся фор­маль­ным пока­за­те­лем рит­ми­ки и мело­ди­ки речи. С дру­гой сто­ро­ны, рус­ская пунк­ту­а­ция отра­жа­ет отча­сти инто­на­цию: на месте точ­ки как завер­ша­ю­ще­го зна­ка пре­пи­на­ния голос пони­жа­ет­ся, на месте тире дела­ет­ся более дли­тель­ная пау­за, чем на месте поста­нов­ки запя­той и т. д.

Ученый Я. К. Грот ука­зы­вал син­так­си­че­ский прин­цип пунк­ту­а­ции. Он счи­тал, что зна­ки пре­пи­на­ния дела­ют более нагляд­ным син­так­си­че­ский строй пись­мен­ной речи, выде­ля­ют отдель­ные пред­ло­же­ния и их части в соста­ве слож­ных предложений.

Логический прин­цип пунк­ту­а­ции обес­пе­чи­ва­ет пони­ма­ние тек­ста, смыс­ло­вое деле­ние его на части и соот­вет­ствен­ную поста­нов­ку зна­ков пре­пи­на­ния. Смысловой прин­цип осо­бен­но заме­тен при осо­боб­ле­нии вто­ро­сте­пен­ных чле­нов пред­ло­же­ния, а так­же в при­со­еди­ни­тель­ных и уточ­ня­ю­щих конструкциях.

Очевидно, что все ука­зан­ные прин­ци­пы пунк­ту­а­ции сов­ме­ща­ют­ся в еди­ной систе­ме пунк­ту­а­ции рус­ско­го языка.

Знаки препинания

В рус­ском язы­ке основ­ных десять зна­ков пре­пи­на­ния. Перечислим их:

Знаки пре­пи­на­ния слу­жат для обо­зна­че­ния в пред­ло­же­нии и в тек­сте смыс­ло­вых гра­ниц, зна­че­ние кото­рых осо­бо под­чер­ки­ва­ет­ся пишу­щим. Знаки пре­пи­на­ния делят текст на части — пред­ло­же­ния, а внут­ри слож­ных пред­ло­же­ний отде­ля­ют, напри­мер, про­стые пред­ло­же­ния друг от дру­га или глав­ное пред­ло­же­ние от под­чи­нен­но­го и т.д.

Разделы русской пунктуации и основные группы правил

Что такое пунктуация в начальном курсе русского языка. Смотреть фото Что такое пунктуация в начальном курсе русского языка. Смотреть картинку Что такое пунктуация в начальном курсе русского языка. Картинка про Что такое пунктуация в начальном курсе русского языка. Фото Что такое пунктуация в начальном курсе русского языка

Видеоурок «Что такое синтаксис и пунктуация»

Источник

Обобщенный материал по изучению пунктуации в курсе русского языка начальной школы

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Речь выступления на методическом объединении

Уважаемые преподаватели!
Вашему вниманию представляется сообщение по дипломной работе на тему: «Методические приемы изучения пунктуации в курсе русского языка начальной школы».
2 слайд

Выбранная тема является в настоящее время особо актуальной, так как

формирование функциональной грамотности является одной из основных задач уроков русского языка в начальной школе. Программа обучения русскому языку предусматривает огромную работу над формированием грамотного письма учеников, над их связной речью. Чего нельзя сказать о пунктуации. Внимание учащихся начальной школы почти не акцентируют на этом разделе русского языка. Вместе с тем, учащимся начальных классов приходится постоянно иметь дело со знаками препинания, как в процессе чтения книг, так и при оформлении письменных работ. Кроме того, огромно значение знаков препинания при формировании навыка выразительного чтения младших школьников.

На этом слайде изображена Нина Сергеевна Валгина, которая стала автором книги «Современный русский язык», Татьяна Владимировна Базжина – автор учебника « Русская пунктуация», Дитмар Эльяшевич Розенталь- автор книги «Русский язык: орфография и пунктуация». Эти ученые методисты внесли очень большой вклад в изучение пунктуации и к их работам нужно прислушиваться.

Всего в русской пунктуации 10 знаков препинания, которые представлены на слайде

Все знаки препинания выполняют определенную функцию таких функций 3: 1. Знаки завершения (точка, вопросительный и восклицательный знаки, многоточие, сочетание знаков: вопросительного с восклицательным; вопросительного знака с многоточием; восклицательного знака с многоточием). помогают обозначить завершенность, законченность фразы, выражения;

2. Знаки разделения (запятая, двоеточие, точка с запятой, тире). помогают расставить смысловые акценты на слове или фразе в предложении.

3.Знаки выделения (запятая, кавычки, скобки, тире). Также помогают расставить смысловые акценты на слове или фразе в предложении.

Сегодня мы с вами пользуемся «Правилами орфографии и пунктуации», принятыми в 1956 году, то есть почти полвека назад. Правила представлены на слайде.( знаки препинания в конце предложения, внутри простого предложения, между частями сложного предложения, в предложениях с прямой речью)

Пунктуация в курсе русского языка — один из важнейших разделов, который изучается, как и орфография, на протяжении всех лет обучения в школе, начиная с начальных классов. Пунктуация, являясь средством членения предложения и текста на смысловые отрезки, тесно связана с синтаксисом, поэтому знакомству с пунктуационной нормой должно предшествовать изучение синтаксической категории. Таким образом, параллельно с синтаксисом ведется работа над пунктуационными правилами.

На слайде фотографии методистов по русскому языку, которые занимались изучением пунктуации ( Алексей Васильевич Текучев, Сергей Иванович Абакумов, Михаил Трофимович Баранов).

В начальных классах целью изучения является постановка четырех знаков препинания: точки, вопросительного знака, восклицательного знака, запятой.

Человека, владеющего навыком выразительной речи, приятно слушать, ему же самому легко выражать свои мысли и чувства. Умение грамотно расставлять знаки препинания облегчает письменное общение. Все эти умения можно объединить и назвать – пунктуационной компетентностью.

Существуют два уровня овладения пунктуационной грамотностью: абсолютная и относительная. Абсолютная пунктуационная грамотность предполагает безукоризненное владение всеми пунктуационными нормами и умение адекватное использование знаков препинания в авторских целях. Относительная пунктуационная грамотность отражает владение только частью пунктуационных правил.

Школа ставит цель — достижение относительной пунктуационной грамотности.

Анализ ФГОС НОО представлен на слайде

В анализе Основной образовательной программы мы видим, что нужно уметь писать текст под диктовку при этом соблюдать пунктуационные нормы

Также анализ основной образовательной программы представлен на слайде

По анализу различных программ мы понимаем, что в курсе русского языка начальной школы очень мало времени уделяется на изучение пунктуации

Часть 1 во Всероссийской проверочной работе по русскому языку направлено на проверку умения обучающихся записывать текст под диктовку, соблюдая при письме изученные орфографические и пунктуационные нормы.

На слайде представлена статистика того, как обучающиеся выполняют задания по пунктуации за 2016 и 2017 года.

На слайде представлены этапы изучения пунктуации в курсе русского языка.

1-4 класс- точка, вопросительны, восклицательный знаки и запятая(при однородных членах).

9-11 класс-простое, сложное предложение(обобщение всего изученного)

На слайде представлена таблица, в которой мы обобщили методические приемы изучения пунктуации в курсе русского языка начальной школы.

умение оформлять предложения и текст, умение обосновывать место и выбор знаков препинания, умение находить пунктуационные ошибки и исправлять их.

Таким образом, мы понимаем, что в курсе русского языка начальной школы нужно больше изучать такой раздел, как пунктуация.

Источник

Место пунктуации в школьном курсе русского языка. Цели преподавания пунктуации

Что такое пунктуация в начальном курсе русского языка. Смотреть фото Что такое пунктуация в начальном курсе русского языка. Смотреть картинку Что такое пунктуация в начальном курсе русского языка. Картинка про Что такое пунктуация в начальном курсе русского языка. Фото Что такое пунктуация в начальном курсе русского языка Что такое пунктуация в начальном курсе русского языка. Смотреть фото Что такое пунктуация в начальном курсе русского языка. Смотреть картинку Что такое пунктуация в начальном курсе русского языка. Картинка про Что такое пунктуация в начальном курсе русского языка. Фото Что такое пунктуация в начальном курсе русского языка Что такое пунктуация в начальном курсе русского языка. Смотреть фото Что такое пунктуация в начальном курсе русского языка. Смотреть картинку Что такое пунктуация в начальном курсе русского языка. Картинка про Что такое пунктуация в начальном курсе русского языка. Фото Что такое пунктуация в начальном курсе русского языка Что такое пунктуация в начальном курсе русского языка. Смотреть фото Что такое пунктуация в начальном курсе русского языка. Смотреть картинку Что такое пунктуация в начальном курсе русского языка. Картинка про Что такое пунктуация в начальном курсе русского языка. Фото Что такое пунктуация в начальном курсе русского языка

Что такое пунктуация в начальном курсе русского языка. Смотреть фото Что такое пунктуация в начальном курсе русского языка. Смотреть картинку Что такое пунктуация в начальном курсе русского языка. Картинка про Что такое пунктуация в начальном курсе русского языка. Фото Что такое пунктуация в начальном курсе русского языка

Пунктуация – это раздел языкознания, в котором изучаются знаки препинания и правила их использования на письме.

Владение пунктуационной грамотностью имеет большое общекультурное значение, является показателем уровня речевого развития человека. Для того чтобы научить детей пользоваться правилами пунктуации, учитель должен владеть методикой преподавания пунктуации.

Методика пунктуации – раздел методики преподавания русского языка, в котором описывается процесс формирования у учащихся пунктуационных умений и навыков. Научно-методические основы методики пунктуации были заложены ещё в ХIХ веке в работах Ф.И.Буслаева, Я.К.Грота. Известный вклад в методику пунктуации внесли известные лингвисты ХХ века А.М.Пешковский, Л.В.Щерба, А.Б.Шапиро и др. Методика пунктуации в современном её виде сформировалась в 40-70-е гг. в трудах С.И.Абакумова, Г.П.Фирсова, А.В.Дудникова, А.Ф.Ломизова, Г.И.Юлинова, Л.Т.Григорян и других методистов.

Конечная цель обучения детей пунктуации в школе – сформировать у них пунктуационную грамотность, под которой понимается умение пишущего правильно употреблять знаки препинания для членения предложений и текста на смысловые отрезки, а читающего – адекватно с пишущим понимать написанное.

Также как и в орфографии существует два уровня овладения пунктуационной грамотностью: абсолютная и относительная. Абсолютная – предполагает безукоризненное владение всеми пунктуационными нормами, а также умение адекватно использовать знаки препинания в авторских целях. Относительная – отражает владение только частью пунктуационных правил. Достичь в школе абсолютной пунктуационной грамотности невозможно. Не все пунктуационные нормы изучаются в школе, не все варианты норм сообщаются учащимся. Имеет значение и многофункциональность знаков препинания. Немаловажным фактором является недостаточная развитость учащихся, неумение выразить те или иные мысли, смысловые значения средствами языка.

Поэтому школа ставит цель – достижение относительной пунктуационной грамотности. В разные периоды развития школы требования к ней были разные. Так, в 30-40-е гг. Л.В.Щерба писал: «Кого считать грамотным в отношении знаков препинания? Тот, кто правильно ставит точку и знак вопросительный; кто ставит двоеточие перед перечислением и перед вводными словами и отделяет запятыми предложения, причастные и деепричастные обороты и вводные слова, а также однородные члены и, наконец, так или иначе отличает прямую речь. Более тонкие случаи употребления двоеточия, употребления точки с запятой и тире, а также разные каверзные случаи употребления и неупотребления запятых не входят в признак грамотного человека. Я не могу сказать, чтобы сочувствовал столь бедному идеалу; но таков факт жизни». В современной школе уровень пунктуационной грамотности определяется количеством изучаемых пунктуационных правил.

Среди частных пунктуационных целей выделяют познавательные и практические цели.

Познавательные цели основаны на знаниях пунктуации. Это:

-раскрытие назначения пунктуации и знаков препинания;

-знакомство с основной единицей пунктуации – пунктуационно-смысловыми отрезками и их типами;

-ознакомление с функциями знаков препинания, условиями их постановки и опознавательными признаками смысловых отрезков, требующих выделения их знаками препинания;

— усвоение пунктуационных правил, включённых в программу.

Практические цели – это цели, направленные на формирование пунктуационных умений, т.е. интеллектуальных действий по определению места для знака препинания, выбора необходимого знака на основе семантико-грамматического анализа коммуникативных единиц. Это:

-развить у учащихся пунктуационную зоркость;

-научить расставлять знаки препинания в соответствии с изученными пунктуационными правилами;

-развить умение обосновывать свой выбор знаков препинания;

научить детей находить пунктуационные ошибки и исправлять их.

Пунктуация, являясь средством членения предложения на отрезки, тесно связана с синтаксисом, так как вычленяемые части оформляются синтаксически. Для того чтобы правильно расставить знаки препинания, нужно знать многие синтаксические категории. Поэтому, как и при изучении орфографии, в школе действует рассредоточенное изучение пунктуации. Отдельно раздел «Пунктуация» не выделяется.

Что такое пунктуация в начальном курсе русского языка. Смотреть фото Что такое пунктуация в начальном курсе русского языка. Смотреть картинку Что такое пунктуация в начальном курсе русского языка. Картинка про Что такое пунктуация в начальном курсе русского языка. Фото Что такое пунктуация в начальном курсе русского языка

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *