Что такое пуп земли

⛳ Где находится пуп Земли?

Каждый раз, когда я слышу фразу, ты что пуп земли, невольно задаю себе этот вопрос, а существует ли такое место на самом деле? В каждом государстве, городе, даже небольшом населённом пункте существует центральная точка. А вот есть такое место на земле…

Что такое пуп земли. Смотреть фото Что такое пуп земли. Смотреть картинку Что такое пуп земли. Картинка про Что такое пуп земли. Фото Что такое пуп земли

Версии возникновения пупа Земли

Существует несколько гипотез, что именно можно называть пупом земли. По одной из версий, понятие восходит к Древней Греции, где буквально это значение имел камень, получивший название Омфал (с древне Греческого «пуп земли»). Находится эта реликвия в Дельфах.

Что такое пуп земли. Смотреть фото Что такое пуп земли. Смотреть картинку Что такое пуп земли. Картинка про Что такое пуп земли. Фото Что такое пуп земли

Пуп Земли в Греции

Считается, что этот камень по преданию хранился в Храме Апполона, что символизировало его величие и силу. Камень находился на подставке, в лапах его зажимали два орла, выполненных из чистого золота.

По другой из версий, краеугольный камень Храмовой Горы или «Камень основания», лёг в основу главного Иерусалимского храма, на месте которого сейчас стоит Мусульманский купол скалы. Этот камень считается краеугольным камнем мироздания, так как по преданию именно с него началось создание нашего мира.

Информация о возникновении Пупа Земли в разных точках

Интересно, что в самом же Иерусалиме практически со времен царствования царицы Елены, центром Земли стали считать место напротив входа в пещеру Гроба Господня. Чтобы отметить его точное местоположение, внутри ставят символическую невысокую мраморную чашу с шаром внутри, на котором начертан крест. Это и есть так называемый пуп земли.

Что такое пуп земли. Смотреть фото Что такое пуп земли. Смотреть картинку Что такое пуп земли. Картинка про Что такое пуп земли. Фото Что такое пуп земли

Пуп Земли в Иерусалиме

Многие географические названия в той или иной мере прямо или косвенно указывают на другие зоны, которые по праву могу считаться Пупом Земли.

Что такое пуп земли. Смотреть фото Что такое пуп земли. Смотреть картинку Что такое пуп земли. Картинка про Что такое пуп земли. Фото Что такое пуп земли

В 2007 году в Кунгуре открыт памятник «Пуп Земли»

К примеру, Куско – официальное название древней столицы инков также переводится как Пуп Земли. Этим же термином называют специальную площадку для жертвоприношений рапануйцы на острове Пасхи (их вариант произношения «те-Пито-те-хенуа»). У Китайцев центром мира считается гора Суншань. Правда чуть позже таким же термином нарекли еще одну скалу Тайшань.

Если Вам понравилось наше повествование или Вы хотите связаться с автором статьи, оставляйте комментарии к публикации, и он Вам обязательно ответит. Возможно, Вы сами хотите рассказать о своих туристических открытиях, читателям нашего он-лайн путеводителя будет очень интересно узнать о том, что Вы увидели, и что Вам показалось интересным! Оставляйте комментарии, вопросы, рассказывайте о впечатлениях о путешествиях, предлагайте темы для новых обзоров и статей!

Для оформления статьи использованы фотографии из открытых интернет-источников и фото-банков, не требующие указания авторства и разрешенные для коммерческого использования согласно лицензии CC0 Creative Commons.

Если Вам понравилось наше повествование или Вы хотите связаться с автором статьи, оставляйте комментарии к публикации, и он Вам обязательно ответит. Возможно, Вы сами хотите рассказать о своих туристических открытиях, читателям нашего он-лайн путеводителя будет очень интересно узнать о том, что Вы увидели, и что Вам показалось интересным! Оставляйте комментарии, вопросы, рассказывайте о впечатлениях о путешествиях, предлагайте темы для новых обзоров и статей!

Екатерина Дорошенко

Источник

Пуп земли

Что такое пуп земли. Смотреть фото Что такое пуп земли. Смотреть картинку Что такое пуп земли. Картинка про Что такое пуп земли. Фото Что такое пуп земли

Пу́п Земли́ — центр сосредоточения наиболее главного, важного, географическое понятие «центра Земли». Переносное выражение «Пуп Земли» употребляется иронически, как характеристика кого-нибудь, кто неосновательно считает себя центром, основной силой чего-либо.

Еще язычники определяли его в зависимости от того, где по их понятиям располагалось главнейшее жилище верховного божества.

С древности христиане стали называть так Иерусалим, основываясь на словах псалма: «Боже, Царь мой от века, устрояющий спасение посреди земли!» (Пс.73:12), а также на словах пророка Иезекииля: «Так говорит Господь Бог: это Иерусалим! Я поставил его среди народов, и вокруг него — земли.» (Иез.5:5). В самом же Иерусалиме, чуть ли не со времен святой царицы Елены, стали указывать Пуп Земли прямо напротив входа в пещеру Гроба Господня. Тогда же это место сделалось символическим христианским центром Земли, местом спасения всего человеческого рода. По православной традиции оно и сейчас находится внутри Храма Гроба Господня, на середине прямой линии, соединяющей алтарь православного кафоликона и Кувуклию, часовню, построенную над Гробом Господним. Чтобы обозначить его точное местоположение, здесь ставят символическую невысокую мраморную чашу с шаром внутри на котором начертан крест.

В Талмуде евреи определяют как Пуп Земли Камень Основания или Краеугольный камень горы Мориа, на которой располагался храм царя Соломона, а сейчас стоит Купол над Скалой. Считается, что с него Господь начал Сотворение мира.

Интересно

В других религиях и мифологиях

Те-Пито-те-хенуа (рап. Te-Pito-te-henua — Пуп Земли) — на острове Пасхи рапануйцы называют ритуальную площадку с большим круглым камнем в центре и четырьмя меньшего размера по сторонам света, а также это одно из названий самого острова.

Мачу-Пикчу — «потерянный город инков», индейцы кечуа называют это место «Пуп Земли».

Ссылки

Полезное

Смотреть что такое «Пуп земли» в других словарях:

Пуп Земли — в православном кафоликоне Хра … Википедия

ПУП ЗЕМЛИ — мифопоэтический символ центра. Как таковой П. з. служит опорой других символов центра (например, мировой оси) или их вершиной (он обозначает вершину мировой горы или место, к которому пристал ковчег, когда стали спадать воды мирового потопа). В… … Энциклопедия мифологии

Пуп земли — В талмудическом фольклоре в центре мира находится Палестина, в центре Палестины – Иерусалим, в центре Иерусалима – храм, в центре храма – святое святых (алтарь), а в центре его – камень перед ковчегом завета. С этого камня, который бог бросил в… … Словарь крылатых слов и выражений

пуп земли — центр, главный, на певом месте, номер один Словарь русских синонимов. пуп земли сущ., кол во синонимов: 4 • главный (75) • … Словарь синонимов

Пуп земли — ПУП, а, м. (разг.). То же, что пупок (в 1 знач.). Пупом торчит (о чём н. выпуклом, выпирающем; прост.). Созерцать собственный п. (перен.: быть поглощённым только собой, своими мелкими интересами; ирон.). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю … Толковый словарь Ожегова

пуп земли — Ср. Так трактир Македония вам неизвестен. Это пуп земли фараонской. Каждый день, чем свет, все хоры здесь выручку делят. П. Боборыкин. Из новых. 1, 14. Ср. Царьград, тетенька, это пуп земли. Островский. Праздничный сон до обеда. 3. Юша. Ср.… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

пуп земли — ироническая характеристика самоуверенного человека, необоснованно считающего себя основой, центром в каком либо деле или свое существование – очень важным для всех окружающих. Пуп земли в представлении древних – место, откуда началось мироздание; … Справочник по фразеологии

Пуп земли — Пупъ земли. Ср. Такъ трактиръ «Македонія» вамъ неизвѣстенъ. Это пупъ земли фараонской. Каждый день, чѣмъ свѣтъ, всѣ хоры здѣсь выручку дѣлятъ. П. Боборыкинъ. Изъ новыхъ. 1, 14. Ср. Царьградъ, тетенька, это пупъ земли. Островскій. Праздничный… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

Пуп земли — крыл. сл. В талмудическом фольклоре в центре мира находится Палестина, в центре Палестины Иерусалим, в центре Иерусалима храм, в центре храма святое святых (алтарь), а в центре его камень перед ковчегом завета. С этого камня, который бог бросил в … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

Пуп Земли — Олицетворяет космический центр, из которого питается вселенная, убежище. Символ катарсиса и способности отвращать несчастье. Место, где сообщаются три мира. Каждое священное место это пуп. Точка, из которой разворачивается не развернувшееся еще… … Словарь символов

Источник

Пуп земли

Выражение «пуп земли» не нуждается в пояснениях. Одаривая кого-то этим эпитетом, мы имеем в виду, что человек считает себя центром Вселенной и требует к себе соответствующего внимания и отношения. В психологии для такого человека существует не менее «говорящее» понятие — эгоцентрик.

Что такое пуп земли. Смотреть фото Что такое пуп земли. Смотреть картинку Что такое пуп земли. Картинка про Что такое пуп земли. Фото Что такое пуп земли

С целью исследования эгоцентризма на практике зову в комнату старшую дочь одиннадцати лет:

— Сашуня, скажи, у тебя есть сестра или брат? — задаю ей вопрос.

— Конечно, есть, — удивляется она.

— А у твоей сестры есть брат или сестра? — следующий мой вопрос.

Взгляд моей дочери был красноречивее любого ответа. Она вышла из комнаты в изумлении — с чего это ей задают такие бестолковые вопросы, когда ответ очевиден.

Продолжая исследование, зову младшую, восьмилетнюю дочь. Вопросы те же.

— Да, мама, у меня есть сестра Саша.

— А у твоей сестры есть сестра?

— Нет, — отвечает Маша на ходу, уже выбегая из комнаты по своим важным делам.

Вот так по-разному выглядит ситуация для двух девочек. Конечно, пройдет ещё год — и Маша так же ответит на вопросы, как сейчас её старшая сестра.

Подобные ситуации создавал известный французский учёный, исследователь возрастной психологии и педагогики Жан Пиаже. Именно его труды во многом позволяют нам сейчас понимать детскую психологию, возрастные кризисы и многое другое. И именно Жану Пиаже мы обязаны наиболее ёмкими исследованиями явления детского эгоцентризма.

Одна из самых ярких иллюстраций на данную тему — пример «ребёнок с куклой». Ребёнка усаживали за детский столик, а напротив него сажали за стол куклу. Затем просили ребёнка рассказать, что он видит со своего места. После того как малыш справлялся с этим заданием, его просили описать, что, по его мнению, видит кукла. Малыш снова начинал описывать всё то, что он сам видит со своего ракурса.

Эгоцентризм — это неспособность встать на место другого, увидеть ситуацию глазами другого человека, с его позиции. Но в исследованиях Пиаже речь шла о детском эгоцентризме. В чём же мы видим необходимость поднимать эту тему здесь?

«Он с ума сошёл, как он так живёт?»; «Будь я на его месте, я бы никогда так не поступил»; «Мне бы твои проблемы!»; «Ну что ты постоянно жалуешься, неужели нельзя просто жить нормально?»; «Его поступки невозможно объяснить, им нет оправдания». Если подобные фразы периодически всплывают в вашей повседневной жизни — значит, не стоит думать, что эгоцентризм — не ваша тема. Именно эгоцентризму мы нередко обязаны такими въедливыми грехами, как осуждение, ревность, зависть, злопамятство. Как видно из приведённых выше высказываний, человек, говорящий или думающий так, убеждён в своей правоте и объективности.

Эгоцентризм в детском возрасте закономерен. С момента, когда малыш узнаёт себя в зеркале, радуясь своему отражению, он, в команде с родителями, учится осознавать себя, своё «я». Кризис трёх лет и неожиданно дерзкое «я сам (сама)!» шокирует психологически непросвещённого родителя, хотя в действительности является абсолютной нормой развития. В этом возрасте ребёнок впервые говорит миру «я есть», и это важнейший этап становления личности. Именно это осознание «я есть» заставляет ребёнка верить в то, что он — центр, причина всего вокруг существующего и происходящего. Этот период многие психологи считают точкой отсчёта в развитии сознания человека. Но если мы говорим о развитии, на смену этому важнейшему периоду должен прийти другой. Наступает возраст, когда ребёнок понимает, что кроме «я есть», другие есть тоже, хотя и находятся в его сознании на периферии мироздания. Ещё позже он будет учиться понимать, что эти «другие» тоже важны. А затем, уже не ребёнком, сделает открытие: я — один из миллионов других людей. Это будет период глубокого личностного переживания абсурдности и бессмысленности жизни, но одновременно новое рождение личности.

Венцом же личностного роста будет момент переживания опыта «я один из всех, но я один такой, как есть». Это время, когда, несмотря на кажущуюся абсурдность существования, человек обретает свой уникальный и неповторимый смысл. Подобный опыт дано пережить не каждому, поскольку за этим стоит серьёзная душевная работа и череда болезненных открытий. Необходимо иметь смелость принимать вызовы жизни и идти к смыслу сквозь тревоги и сомнения. Неважны в этом вопросе и временны`е рамки. Личностный рост, хотя и привязан к определённым годам жизни, всё же больше зависит от внутренней работы. Как свидетельствуют истории жизни великих людей, кризис этот возможно преодолеть лишь через духовный опыт. Об этом мы нередко читаем у святых отцов, у которых, наряду с глубочайшим смирением, присутствует чувство глубокой благодарности Богу за право жить и быть чадом Божиим, душой, вызванной из небытия.

Примеры эгоцентризма мы видим ежедневно. Нередко он может выглядеть как забота о ближнем. В одном из моих любимых житейских анекдотов на эту тему мама зовёт сына с улицы домой:

— Мам, а что, я уже замёрз?

— Нет, ты проголодался!

Заботливая мама будет настойчиво «кутать» всю семью, полагаясь на свои представления. Ей и в голову не придёт, что ощущения других могут отличаться, и она сумеет убедить всех, что им холодно или пора есть. Подобная родительская забота в действительности не позволяет ребёнку пережить тот самый нужный и важный период «я сам», и бывает так, что уже взрослый человек никогда не может точно понять, чего он хочет или не хочет.

Как ещё может проявляться эгоцентризм у взрослого? Как было сказано выше — осуждение другого человека — уже существенный признак. Всем известна шутка: «Есть только два мнения — моё и неправильное». Как часто нам кажется, что, кроме нашей собственной правды по тому или иному поводу, иной правды нет и быть не может.

Взгляд из чужого окна

В борьбе с собственным «пупизмом» может помочь упорная работа над собой и наше желание. Преодолеть эгоцентризм можно с помощью психологии, поскольку само это качество относят к разряду психологических, душевных проблем. Специалисты значительную роль отводят здесь формированию у человека такого качества, как эмпатия. Известный американский психолог Карл Роджерс пишет: «Быть в состоянии эмпатии означает воспринимать внутренний мир другого точно, с сохранением эмоциональных и смысловых оттенков. Как будто становишься этим другим, но без потери ощущения „как будто“».

Замечательную иллюстрацию того, насколько эмпатия необходима, я нашла однажды в книге современного психотерапевта Ирвина Ялома, который имеет большой опыт помощи людям, больным смертельными заболеваниями, и их родным и близким. Вот что он пишет:

«Десятилетия назад я принимал пациентку с раком груди. Во времена своей молодости она находилась в долгой, мучительной борьбе со своим отцом. Стремясь к примирению, к новому свежему началу в их отношениях, она с нетерпением ждала, когда отец повезёт её в колледж на машине — тогда она могла бы побыть с ним наедине в течение нескольких часов. Но столь долго ожидаемая поездка обернулась катастрофой: её отец был в своём репертуаре, долго ворча по поводу отвратительной, заваленной мусором речушки в стороне от дороги. Она же, с другой стороны, не видела никакого мусора в этом прекрасном чистом сельском потоке. Она не нашлась, что ответить, и в конце концов, погрузившись в молчание, они провели остаток пути, не глядя друг на друга.

Позже она ехала той же самой дорогой одна и была поражена, заметив, что там было две реки — по одной на каждой стороне дороги. „На этот раз я вела машину, — сказала она печально, — и река, которую я видела из окна со стороны водителя, была именно такой безобразной и загрязнённой, какой её описал мой отец“. Но к этому времени, когда она научилась видеть мир из окна своего отца, было слишком поздно — он уже скончался».

Эгоист или эгоцентрик?

Нередко эгоизм путают с эгоцентризмом. Точнее, даже не путают, а принимают одно за другое, или же считают, что эгоцентризм является некой стадией развития эгоизма. В действительности это различные вещи, и общий у них лишь корень «эго». Эгоцентрик в силу зацикленности на своей персоне попросту не способен встать на место другого, сочувствовать и сопереживать. Слишком большая концентрация сил и внимания на самом себе не даёт возможности расширить своё сознание и увидеть другого. Если же он и смотрит на другого, то только ради своей выгоды, а не потому, что этот другой его искренне интересует. Эгоист же вполне может быть сочувствующим и склонным к эмпатии. Просто в предпочтениях эгоиста всегда остаётся он сам, его желания, потребности. Работать с клиентом-эгоцентриком, обиженным на весь мир и не способным замечать ничего, кроме своих проблем, бывает непросто. Он склонен во всём винить других, не принимая ответственности на себя. Он осуждает действия других, но оправдывает те же самые поступки, если их совершил он сам. Если указать человеку на такое явное противоречие, возможны две реакции. Или же он искренне удивится и это открытие послужит толчком к тому, чтобы иначе взглянуть на себя и других, или же он уйдёт навсегда, обиженный на психолога, как раньше был обижен на весь мир.

«Всякий пред всеми виноват»

Известные слова Ф. М. Достоевского имеют непосредственное отношение и к нашей теме. На первый взгляд может показаться, что так может думать только эгоцентрик. Не он ли считает себя первопричиной всего происходящего? В действительности эти слова показывают прямо противоположную картину. Как мы видим из примера, приведённого выше, эгоцентрик осуждает другого за то, в чём легко оправдывает себя. Действия, направленные по отношению к нам, мы склонны судить своим частным судом, по своим меркам справедливости, своим законам и принципам. Когда же речь идёт о наших собственных поступках — нам свойственно самооправдание. В этом есть логика. Совершая тот или иной поступок, мы руководствуемся огромным количеством факторов и можем легко и просто объяснить, почему поступили именно так. Имеет значение всё: наше воспитание, образование, наш опыт побед и поражений, опыт наших родителей, наши верования, здоровье, физические и материальные возможности — словом, всё, что составляет нас самих. Когда же мы судим другого человека, то делаем это, имея узкий сегмент знаний о нём (даже если нам кажется, что мы знаем его как самих себя).

Избавление от эгоцентризма невозможно без попытки понять, почувствовать, оправдать другого. Достигнуть этого можно, отказавшись от шанса на самооправдание. Требования к себе станут жёстче, а требования к другим способны постепенно превращаться в помилование, милость.

Однажды на встречу психологической группы пришла одна участница. Она всё время жаловалась на мужа, его отношение к ней, дурной характер и привычки. Нередко жалобы казались совершенно оправданными, и кто-то из участников вторил ей вздохами: «Ну и не повезло же с мужем».

Тогда ей была предложена самостоятельная работа в течение получаса. Ей нужно было написать биографию мужа от его лица, с учётом всех событий из его жизни: где родился, кто родители, как жил в детстве, кто воспитывал, когда пошёл учиться, кто помогал ему в жизни, и так далее до последнего, настоящего дня. Уже через пятнадцать минут женщина стала плакать. По окончании работы она сказала, что прокурор нужен не мужу, а ей самой, и именно её нужно судить. Так, на короткое время отказавшись от своих позиций и вспомнив все обстоятельства жизни мужа, она совершенно иначе посмотрела и на его поступки, и на их отношения. Вместо того чтобы оправдывать его немощи и бороться со своими страстями, она делала всё наоборот — судила его немощи и оправдывала свои страсти.

Искоренение эгоцентризма, как любой страсти, исходящей от гордыни, требует искреннего желания победить её. Одного того, что мы её обнаружим, — мало, важно найти силы восстать на себя. Радует одно: хотя это труд, которому нет конца, но это и труд, в котором каждая маленькая победа больше любой из побед.

Источник

Локализация пупа Земли в христианском Иерусалиме

Фото: Так называемый «Пуп Земли» в Иерусалиме. Фото Холодюк А.Г.

Паломническим группам в святом граде Иерусалиме непременно показывают так называемый «пуп Земли» (или «центр Земли»). Он находится в храме Гроба Господня, на середине прямой линии, соединяющей алтарь Кафедрального храма Иерусалимского Патриархата и Кувуклию. Ныне «Пуп Земли» как символизирующий центр христианского мира представляет собою небольшую каменную чашу в форме цветочной вазы (высота 53 см), внутри которой находится шар с начертанным на нем крестом [1 и 16].

Доподлинно не известно, когда и кем поставлена здесь эта чаша-ваза. Рядом с этим «пупом Земли», называемом греческими монахами «Омфалом», установлен такой же невысокий светильник со множеством свечей и ящик-сейф для пожертвований. К последнему греки приковали «пуп земли» на всякий случай толстой цепью, чтобы паломники и туристы без надобности не смещали «пуп» или, не дай Бог, не унесли из его храма, как это, говорят, уже здесь случалось. Посетители Храма Гроба Господня, по неизвестно кем придуманному обычаю, стараются коснуться «на счастье» этой вазы-чаши и, конечно, сфотографироваться возле нее.

Так уж сложилось, что ненадолго сдвигать со своего места «Пуп Земли», а вместе с нею, получается, смещать и сам «центр Земли» могут только греческие монахи да помогающие им сестры, моющие пол в храме. Однако временно смещая его, уборщики тут же возвращают его на старое место – туда, где ему положено находиться в храме.

Бытует мнение, что греки-христиане решили символически отметить в Иерусалиме христианский центр Земли в противовес находившемуся в Дельфах, в храме Аполлона, омфалу – камню, символизировавшему центр языческого мироздания.

Сохранились устные предания, что еще со времен земной жизни равноапостольной царицы Елены († 330), предпринявшей раскопки на Голгофе и отыскавшей пещеру, где был погребен Спаситель, а также обретшей Животворящий Крест Господень, четыре гвоздя и титло «INRI», греки стали указывать «пуп Земли» прямо напротив самого входа в пещеру Гроба Господня.

«Пуп Земли» не всегда обозначался таким же образом, как сегодня, – каменной чашей-вазой. Так, в западных исторических хрониках сообщается, что «пуп Земли» некогда имел форму колонны или столба. И не всегда он отмечался в святом для каждого христианина месте – у Гроба Господня. Так некий епископ Аргулф примерно в 700 году (то есть уже после того, как Иерусалим и его главная святыня были отвоеваны войсками византийского императора Ираклия) оставил письменное свидетельство о «пупе Земли», обозначенном «высокой колонной к северу от церкви Голгофы, посреди города» Иерусалима[2].

В «Голубиной книге» – древнем памятнике русской народной духовной литературы – Иерусалим упоминается как «город городам отец», потому что «во граде во Иерусалиме тут у нас среда земли». При описании церкви Воскресения Христова о «пупе Земли» упоминает в своем «Хожении» игумен Даниил, посетивший Палестину в 1104–1107 годах: «И есть от дверей Гроба Господня до стены великого алтаря 12 сажень; и ту есть вне стены за олтарем пуп земленый…»[3].

В 1102 году «пуп Земли» в виде колонны описал и епископ Севулф[4]. Через три столетия, в 1322 году, это место с колонной упоминается уже «в середине церкви» [5]. Позже этот любопытный памятник упоминается и другими хронистами и паломниками, но степень его древности никто не знает: у греков в храме Гроба Господня имелась «круглая колонна около двух футов в высоту, выдающаяся из мраморной мостовой, но ничего не поддерживающая»[6]. Назначение этой колонны связывали с указанием в Иерусалиме «истинного центра», или «пупа, Земли». В 1646 году Бернард Сириус из Брюсселя сообщал, что греки называли эту колонну «центром Земли». Через два столетия, в октябре 1884 года, хронисты называли этот «центр» «столбом», хотя на его месте была уже «ваза, по форме напоминающая сосуд для фруктов», называемая арабами и местными сирийскими христианами «центром Земли». Причем отмечалось, что в конце XIX века почти в каждой греческой церкви в Сирии имелось подобное сооружение в центре храма, называемое по-арабски «амуд», и представляло оно собою тоже вазу или нечто вроде вазы.

В конце XIX века «пупом Земли» считалось также и некое «круглое отверстие на хорах (возможно, «Латинских хорах». – А.Х.) церкви Святого Гроба»[7]. Некоторые иерусалимские историки считают, что «центр Земли» – висящая в поперечном нефе греческого кафоликона «люстра с крестовиной, пересеченение которой и означает для христиан пуп Земли»[8].

Со времен средневековья в старых библиотеках Западной Европы сохранились редкие экземпляры так называемой «Карты Земли», датированной XIII веком, где в самом центре ее обозначен четырехугольником священный город Иерусалим с изображением восставшего из Гроба Иисуса Христа[10]. Существуют и другие карты-раритеты, где в соответствии с представлениями древних картографов, Иерусалим является «центром Земли». В немецкой энциклопедической литературе отмечается, что на Западе вплоть до ХVIII века на всех картах Земли святой Иерусалим обозначался как центр мира.

Само понятие «пуп Земли» является своего рода «мифопоэтическим символом центра»[11]. В сознании людей он обозначает центр сосредоточения чего-то наиболее главного и важного, в том числе географического понятия «центра Земли». Еще в языческие времена он определялся в зависимости от того, где располагалось главнейшее средоточие или жилище верховного божества. Однако таких культовых мест на земле множество. «Пуп Земли» как таковой является и символом всякого рождения. Он – «предельно отвлечен, геометричен и метафоричен»[12], поэтому часто описывается как священная гора или поднимающийся из вод хаоса остров.
В мифах народов мира «пуп Земли» ассоциируется с местом встречи неба с землей, обиталищем богов, например Меру, Гелиополис, Олимп, Синай, Химинбьорг и другие. Распространенный образ «пупа Земли» встречается и в других местах: «umbilicus urbis» в Риме, город Куско (Cusco) в Перу, «Piccadilly Circus» в Лондоне, а также гора Мориа в том же Иерусалиме.

Локализация «пупа Земли» на Святой Земле определяется не только христианской традицией. Так, согласно иудейской традиции, «пупом Земли» являются и сама гора Мориа, традиционно отождествляемая с Храмовой горой (Хар а-Баит) в юго-восточной части Старого города в Иерусалиме, и находящийся на этой горе так называемый «краеугольный камень». Последний неоднократно упоминается в Священном Писании: «Посему так говорит Господь Бог: вот, Я полагаю в основание на Сионе камень, камень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утвержденный: верующий в него не постыдится» (Ис. 28: 16).

Многие паломники, к сожалению, не придают особого значения Храмовой горе, полагая, что она считается священным местом только для сторонников иудаизма и ислама. Однако Храмовая гора освятилась пребыванием здесь Спасителя. Во времена земной жизни Иисуса Христа в дни больших праздников здесь собиралось все население Иерусалима и пришедшие со всей страны для принесения жертв. «Каждый год родители Его ходили в Иерусалим на праздник Пасхи» (Лк. 2: 41). Здесь, в Храме, состоялись беседа 12-летнего Иисуса с учителями (см.: Лк. 2: 46–49), изгнание торгующих из Храма, известное как очищение Храма, рассказ о котором приводят все четыре евангелиста (см.: Мф. 21: 12–13; Мк. 11: 15–18; Лк. 19: 45–46; Ин. 2: 14–17).

Упоминаемая в Ветхом Завете Храмовая гора известна и тем, что именно здесь находится «краеугольный камень», или «камень Основания» (Эвен а-Штия – на иврите; эх-Сахра – на арабском). В иерусалимских энциклопедических справочниках отмечается, что этот камень и есть тот самый, на который Бог взгромоздил мир в третий день творения[13].

Храмовая гора указывается и как место, где совершалось принесение в жертву Авраамом своего единственного сына Исаака (см.: Быт. 22: 2–14). Здесь же находилось гумно Орны Иевусеянина (см.: 2 Цар. 24: 18–25), выкупленное царем Давидом, поставившим на этом месте жертвенник, а затем его сыном Соломоном в Х веке до Р.Х. здесь было возведено святилище Первого Иерусалимского храма. В самой сокровенной части Храма, именуемой Святая Святых, возведенной вокруг краеугольного камня, был установлен Ковчег Завета. Да и сам Иерусалим был основан царем Давидом именно здесь, благодаря близости к святому месту.
Ныне на месте Первого и Второго Иерусалимских храмов возвышается построенная в 688–691 году Абд аль-Маликом мусульманская святыня Купол Скалы, или Золотой Купол (Куббат ас-Сахра), называемая часто «мечетью Омара». Это – третье по значению святое место ислама после городов пророка Мухаммеда – Мекки и Медины. Грандиозное сооружение призвано, по замыслу архитекторов, провозгласить превосходство ислама и создать центр исламской культуры в святом граде. Его восьмиугольная аркада украшена оригинальной мозаикой (692) и надписями, призывающими христиан признать истинность ислама. В середине этого культового сооружения возвышается окруженная позолоченной решеткой высотой в 1,25–2 м монолит-скала длиной 17,2 и шириной 13,5 м. Она считается мусульманами священной, поэтому к ней никому нельзя прикасаться, ее запрещено фотографировать, около нее можно стоять только без обуви.

Считается, что это и есть «краеугольный камень», который помещался в Святая Святых Иерусалимского храма[14]. С незапамятных времен в Израиле бытует мнение, что именно эта «торчащая пупом» монолит-скала – выпирающий на относительно ровном месте Храмовой горы монолитный камень – и является «пупом Земли». Это утверждает и древнееврейский фольклор, в тексте которого центром мира определяется Палестина, а в ее центре – Иерусалиме – находится его «сердце», то есть Храм со Святая Святых и Ковчегом Завета, установленные на «камне Основания» мироздания. В память об этом у древних евреев священный круглый щит имел форму пупа, и выступ в его центре тоже назывался «пупом»[15].

Мусульманами этот «краеугольный камень» признается как вершина той горы, с которой, согласно Корану, вознесся в небо пророк Мухаммед: речь идет о его «ночном путешествии», во время которого Мухаммед был перенесен из Мекки в Иерусалим, откуда он совершил «мирадж» – вознесение сквозь небеса к Господу, утром же вернулся в Мекку. С южной стороны этого камня отпечатан будто бы след его ноги. А рядом находится нечто похожее на башенку-реликварий, где, по мусульманской традиции, хранятся три волоска из бороды Мухаммеда, выставляемые для обозрения только раз в году – в день вознесения пророка на небо. Под скалой-монолитом можно видеть вырубленные со времен крестоносцев несколько ступеней, ведущих, по мусульманской легенде, в небольшую пещеру – так называемый «колодец душ» (по другим данным – «источник душ») – место «страшного суда». Считается, что здесь дважды в месяц собираются для молитвы умершие. Однако у ряда иерусалимских ученых-историков имеются и другие мнения относительно локализации на Храмовой горе «краеугольного камня», но они не получили в верующем народе широкого распространения.

В Западной Европе сохранились письменные источники, повествующие о том, как в 1099 году в руках крестоносцев оказался осажденный ими Иерусалим. 15 июля отряду Готфрида Буйонского удалось перебраться через городскую стену, открыть ворота и захватить на Храмовой горе священную мечеть Купол Скалы, добравшись до заветного «краеугольного камня». Мусульманская святыня над «пупом Земли» была обращена крестоносцами в христианскую церковь, названную ими «Templum Domini» (храмом Господним). Золотой крест, сменивший сорванный с купола полумесяц, воссиял в «центре Земли» – Иерусалиме. Крест сняли в 1187 году, после того как город был отвоеван султаном Саладином, а потом враги под смех толпы таскали его по улицам. По словам очевидца, даже статуи на иерусалимских зданиях плакали, глядя на такое святотатство.

Древним зодчим, строившим из камня, особенно трудно давалась пригонка углов зданий. Укладывавшиеся тут камни назывались «краеугольными» и подгонялись мастерами особенно тщательно. Краеугольные камни отсекались от скалы для того, чтобы соединить и поддержать стены постройки. Вcпоминаются библейские слова о том, как один камень при постройке показался зодчим никуда не годным. А когда пришлось возводить угол здания, то именно он-то и подошел здесь строителям и «сделался главою угла». «Поставить во главу угла» теперь означает: признать что-либо самым существенным, основой построения, положить в основание. А само выражение «краеугольный камень» в значениях «основа, суть и базис чего-либо» люди мало-помалу перенесли на все самое важное не только в строительстве, но в любом роде работ. Краеугольным камнем – основанием Церкви – назван и Иисус Христос (см: Еф. 2: 20).

Популярным фразеологическим выражением стало сегодня словосочетание «пуп Земли», употребляемое, как правило, чаще в ироническом смысле по отношению к тем, кто необоснованно считает себя основной, силой или центром. «Пуп Земли», «краеугольный камень» вошли в активный словарь русского литературного языка, а происхождение их напрямую связано с символическими центрами Земли в Иерусалиме.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *