Что такое путешествие в литературе определение

Путешествие (литература)

Путешествие — одна из форм изложения географических и этнографических сведений в литературном произведении.

Путешествие стало основой для литературного жанра путевой очерк, а также нашло широкое применение в приключенческой и научно-фантастической литературе. Путевые заметки обычно включают в себя повествования о дорожных происшествиях, впечатлениях и наблюдениях. До середины XIX века форма путевых заметок активно использовалась в научных произведениях.

См. также

Ссылки

Что такое путешествие в литературе определение. Смотреть фото Что такое путешествие в литературе определение. Смотреть картинку Что такое путешествие в литературе определение. Картинка про Что такое путешествие в литературе определение. Фото Что такое путешествие в литературе определение

Полезное

Смотреть что такое «Путешествие (литература)» в других словарях:

Путешествие Пилигрима в Небесную Страну — Путешествие Пилигрима The Pilgrim s Progress from This World to That Which Is to Come … Википедия

Путешествие — наравне с хроникой (см.) одна из форм изложения научной литературы (гл. обр. до сер. XIX в.), именно форма изложения географич. и этнографич. сведений. В этом понимании П. выходит за пределы изучения художественной литературы и привлекается к… … Литературная энциклопедия

Путешествие Екатерины II в Крым — Путешествие Екатерины II в Крым … Википедия

Путешествие из Петербурга в Москву — Путешествие из Петербурга в Москву … Википедия

Путешествие в Икстлан — Journey to Ixtlan … Википедия

Путешествие Алисы — Алиса и три Капитана, Тайна третьей планеты … Википедия

Путешествие по Гарцу — Путешествие по Гарцу Die Harzreise Жанр: Путевые заметки Автор: Гейне, Генрих Язык оригинала: немецкий Год написания … Википедия

Путешествие на «Ослепительном» — «Путешествие на „Ослепительном“» (англ. The Cruise of the Dazzler) повесть американского писателя Джека Лондона, вышедшая в 1902 году. Повествует о путешествии сбежавшего из дома парня на корабле устричных пиратов «Ослепительный». Кроме этой … Википедия

Литература Аргентины — Литература Аргентины одна из наиболее плодовитых, заметных и влиятельных в Латинской Америке. Её самыми известными представителями являются Луис Борхес, Хулио Кортасар, Леопольдо Лугонес и Эрнесто Сабато. Содержание 1 Зарождение 1.1… … Википедия

ПУТЕШЕСТВИЕ — ПУТЕШЕСТВИЕ, путешествия, ср. 1. Поездка (реже передвижение пешком), обычно куда нибудь далеко за пределы родной местности, постоянного местопребывания. Путешествие на Памир. Отправляться в путешествие для научных наблюдений. «Занялся… … Толковый словарь Ушакова

Источник

ПУТЕШЕСТВИЕ

ПУТЕШЕ́СТВИЕ, литературный жанр, в основе которого описание путешественником (очевидцем) достоверных сведений о каких-либо, в первую очередь незнакомых читателю или малоизвестных, странах, землях, народах в форме заметок, записок, дневников (журналов), очерков, мемуаров. Помимо собственно познавательных, П. может ставить дополнительные — эстетические, политические, публицистические, философские и другие задачи; особый вид литературного П. — повествования о вымышленных, воображаемых странствиях (см. Утопия, Фантастика, Научная фантастика), с доминирующим идейно-художественным элементом, в той или иной степени следующие описательным принципам построения документального П. Формирование и развитие жанра отличает сложное взаимодействие документальной, художественной и фольклорной форм, объединенных образом путешествующего героя (рассказчика), что характерно уже для древнейших П. (древнеегипетская «Сказка потерпевшего кораблекрушение», XX—XVII вв. до н. э.; поэма о Гильгамеше, известна в записях XIX—XVIII вв. до н. э.). Определяющая позиция такого героя — позиция наблюдателя чужого мира; противостояние «своего» (мира, пространства) «чужому» — формообразующий фактор жанра П. Масштаб для оценки явлений чужого мира дает «свой» мир путешественника — его родина, по отношению к ней как внутреннему центру ориентировано все повествование. Как правило, герой-путешественник, в отличие от «чисто» литературного персонажа, существенно не меняется на протяжении странствий: в чужом мире П. он выступает как в определённом отношении обобщенное лицо — как носитель своей национально-культурной традиции, что не может не оттеснять на периферию его индивидуальное самосознание и психологию.

Литература П., особенно древняя, тесно связана с представлением путешествующего героя (целого народа) о пространстве — реальном и мифологическом. Примером широкого использования как достоверных, так и легендарных географических сведений может служить т. н. «эпос поисков»: «Одиссея», «Рамаяна» и др.

В эпоху античности литература П. берет начало от описаний ионийских логографов и «периклов» VI в. до н. э. и получает дальнейшее развитие в историко-географических сочинениях Геродота, «Географии» Страбона, «Германии» Тацита, в мемуарных «Записках о Галльской войне» Юлия Цезаря. Странствующий герой, активно перемещающийся в реальном и фантастическом пространствах, широко представлен в римской литературе («Энеида» Вергилия, Овидий, Апулей и др.), в особенности в греческом романе, в котором принципы сюжетно-композиционного построения П. получают художественную разработку. Мотив реальных странствий определяет сферу взаимодействия П. с народным эпосом и различными жанрами художественной литературы в эпохи средних веков и Возрождения (исландские и ирландские саги, рыцарские и плутовские романы, «Божественная комедия» Данте и др.). В средние века разделение пространства на «свои» и «чужие», «праведные» и «грешные» земли носило ярко выраженный религиозно-этический характер, что обусловило неизменную особенность древнерусской литературы. П. XII—XV вв. — паломнический маршрут и замкнутость, обособленность сакрального пространства в художественном мире хождений («Хождение Даниила русския земли игумена», XII в., и др.).

Перестройка средневековой картины мира, становление представления о географической протяженности в духе нового времени привели к расширению «карты» маршрутов хождений и формированию нового, дневникового типа повествования, включающего в себя рассказ о пути к цели странствия, о возвращении на родину («Хожение за три моря» А. Никитина, XV в., и др.). Именно этот, возрожденческий в своей основе, тип становится определяющим при дальнейшем развитии литературы П.

В западноевропейской литературе он складывается несколько ранее, в XIII в. («Книга» Марко Поло, отчеты о миссиях на Восток Плано да Карпини, Виллема Рубрука и др.), и особенно интенсивно развивается в эпоху Великих географических открытий XV—XVI вв.: сочинения Б. де Лас Касаса, бортовой журнал Х. Колумба, письма Америго Веспуччи, дневник А. Пигафетты, спутника Магеллана, «Описание путешествия в Московию » Адама Олеария (XVII в.) и др. Во многом аналогично складывается история жанра в литературах стран древнего и средневекового Востока: сочинения Чжан Цяня (II в. до н. э.), Сулеймана из Басры (IX в.), сочинения Ибн Маджида — лоцмана Васко да Гамы (XVI в.), и др. В арабской литературе памятники этого жанра — «Развлечение истомленного в странствии по областям» (аль-Идриси, XII в.), «Подарок созерцающим о диковинках городов и чудесах путешествий» Ибн Баттуты (XIV в.). Разнообразны описания морских и сухопутных экспедиций XVII—XVIII вв. (Р. Ла Саля, Дж. Кука, Л. А. де Бугенвиля, Ж. Ф. Лаперуза, В. И. Беринга и др.), пользуются читательским успехом П. с авантюрным сюжетом — сочинения о пиратских плаваниях (записи голландца Эксквемелина, английского пирата У. Дампира).

Популярность реальных П. (записки путешественников начинают систематически печататься с середины XVI в.) расширяет обращение художественной литературы к их содержанию и сюжетно-композиционным приемам: плавание Васко да Гамы в Индию стало сюжетом поэмы Л. Камоэнса «Лузиады», тема П. и географических открытий служит основой произведений Ф. Рабле. Философский и социально-утопический роман XVI—XVII вв. строится в виде путевых записок или воспоминаний об удивительных странах (Томас Мор, Фрэнсис Бэкон, Сирано де Бержерак). В XVIII в. сложился просветительский роман-П., вобравший в себя черты авантюрного, философского, психологического, нравоописательного романов на жанровой основе путевых записок («Робинзон Крузо» Д. Дефо, «Путешествие Гулливера» Дж. Свифта, «Приключения» и «Странствия» Т. Смоллетта, Л. Хольберга).

В рамках литературных направлений и школ XVIII—XIX вв. формируется жанр писательского «путевого очерка». Наряду с автобиографическим или литературным героем-путешественником, помещенным в реальные географические координаты, когда повествование подчинено, в сущности, той же эпической закономерности, что и течение человеческой жизни, в литературе П. возникает субъективная игра с пространством, пародийное переосмысление мотива реального странствия: «Сентиментальное путешествие» Л. Стерна, т. н. «путешествия воображения» (Ксавье де Местр, А. Ф. Вельтман и др.). Путешествие по родной стране, знакомому, привычному миру открывает возможность для решения масштабных публицистических задач («Путешествие из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева, в XIX в. эту линию продолжат путевые очерки Г. Гейне). Сильное и длительное влияние на развитие жанра оказали «Итальянское путешествие» И. В. Гёте, «Письма русского путешественника» Н. М. Карамзина. Расцвет литературы П. в России (конец XVIII — 1‑я половина XIX вв.), когда П. из периферийной области литературы превращается в полноправный литературный жанр («Путешествие в Арзрум» А. С. Пушкина, «Тарантас» В. А. Соллогуба, «Фрегат “Паллада”» И. А. Гончарова и др.; формой П. воспользовался и Н. В. Гоголь в своей поэме «Мертвые души» и, отчасти, М. Ю. Лермонтов в «Герое нашего времени»), был вызван общими задачами, стоящими перед молодой русской прозой, в частности проблемой создания большой повествовательной формы.

Путевой очерк романтиков культивирует интерес к экзотическим, «окраинным» темам, что нашло отражение в «Паломничестве Чайльд Гарольда» Дж. Байрона, «Моби Дике» Г. Мелвилла, в сочинениях неоромантиков Р. Стивенсона, Г. Р. Хаггарда и др. (см. Неоромантизм). Разнообразны формы путевого очерка в литературе XIX—XX вв. (напр., «Письма об Испании» В. П. Боткина, «Остров Сахалин» А. П. Чехова, «Простаки за границей» М. Твена, «Ирландский дневник» Г. Бёлля, «Ледовая книга» Ю. Смуула). В XX в. популярностью пользуются документально-очерковые П., написанные географами, этнографами и другими учеными: «Аку-Аку» и «Путешествие на “Кон-Тики”» Т. Хейердала, «За бортом по своей воле» Б. А. Зенковича, «Себя преодолеть» Ф. Чичестера и др. Широко используются формы и приемы литературы П. в научной фантастике и приключенческой литературе.

Литература:
Путешествия и географич. открытия в XV—XIX вв., М.-Л., 1965;
Бахтин М. М., Вопросы литературы и эстетики, М., 1975, с. 254— 271;
Елистратова А., Англ. роман эпохи Просвещения, М., 1966, гл. 2, 7, 8;
Прокофьев Н. И., «Хождения» как жанр древнерусской литературы, «Уч. зап. МГПИ им. В. И. Ленина», 1968, № 288;
Котрелев Н. В., Восток в записках европейского путешественника («Миллион»), в кн.: Типология и взаимосвязи средневековых литератур Востока и Запада, М., 1974;
Гуминский В. М., К вопросу о жанре «путешествий», «Филология», в. 5 (изд. МГУ), 1977;
Калугин В. И., Залог возрождения, М., 1983, с. 159—251;
Martino P., L’Orient dans la littérature française au XVII et au XVIII siècle, P., 1906;
Gove R. В., The imaginary voyage in prose fiction, L., 1961;
See-mann K. p., Die altrussische Wallfahrtsliteratur. Theorie und Geschichte eines literarischen Genres, Münch., 1976.

Источник

ПУТЕШЕСТВИЕ

Литература П., особенно древняя, тесно связана с представлением путешествующего героя (целого народа) о пространстве — реальном и мифологическом. Примером широкого использования как достоверных, так и легендарных географических сведений может служить т. н. «эпос поисков»: «Одиссея», «Рамаяна» и др.

В эпоху античности литература П. берет начало от описаний ионийских логографов и «периклов» VI в. до н. э. и получает дальнейшее развитие в историко-географических сочинениях Геродота, «Географии» Страбона, «Германии» Тацита, в мемуарных «Записках о Галльской войне» Юлия Цезаря. Странствующий герой, активно перемещающийся в реальном и фантастическом пространствах, широко представлен в римской литературе («Энеида» Вергилия, Овидий, Апулей и др.), в особенности в греческом романе, в котором принципы сюжетно-композиционного построения П. получают художественную разработку. Мотив реальных странствий определяет сферу взаимодействия П. с народным эпосом и различными жанрами художественной литературы в эпохи средних веков и Возрождения (исландские и ирландские саги, рыцарские и плутовские романы, «Божественная комедия» Данте и др.). В средние века разделение пространства на «свои» и «чужие», «праведные» и «грешные» земли носило ярко выраженный религиозно-этический характер, что обусловило неизменную особенность древнерусской литературы. П. XII—XV вв. — паломнический маршрут и замкнутость, обособленность сакрального пространства в художественном мире хождений («Хождение Даниила русския земли игумена», XII в., и др.).

Перестройка средневековой картины мира, становление представления о географической протяженности в духе нового времени привели к расширению «карты» маршрутов хождений и формированию нового, дневникового типа повествования, включающего в себя рассказ о пути к цели странствия, о возвращении на родину («Хожение за три моря» А. Никитина, XV в., и др.). Именно этот, возрожденческий в своей основе, тип становится определяющим при дальнейшем развитии литературы П.

В западноевропейской литературе он складывается несколько ранее, в XIII в. («Книга» Марко Поло, отчеты о миссиях на Восток Плано да Карпини, Виллема Рубрука и др.), и особенно интенсивно развивается в эпоху Великих географических открытий XV—XVI вв.: сочинения Б. де Лас Касаса, бортовой журнал Х. Колумба, письма Америго Веспуччи, дневник А. Пигафетты, спутника Магеллана, «Описание путешествия в Московию » Адама Олеария (XVII в.) и др. Во многом аналогично складывается история жанра в литературах стран древнего и средневекового Востока: сочинения Чжан Цяня (II в. до н. э.), Сулеймана из Басры (IX в.), сочинения Ибн Маджида — лоцмана Васко да Гамы (XVI в.), и др. В арабской литературе памятники этого жанра — «Развлечение истомленного в странствии по областям» (аль-Идриси, XII в.), «Подарок созерцающим о диковинках городов и чудесах путешествий» Ибн Баттуты (XIV в.). Разнообразны описания морских и сухопутных экспедиций XVII—XVIII вв. (Р. Ла Саля, Дж. Кука, Л. А. де Бугенвиля, Ж. Ф. Лаперуза, В. И. Беринга и др.), пользуются читательским успехом П. с авантюрным сюжетом — сочинения о пиратских плаваниях (записи голландца Эксквемелина, английского пирата У. Дампира).

Популярность реальных П. (записки путешественников начинают систематически печататься с середины XVI в.) расширяет обращение художественной литературы к их содержанию и сюжетно-композиционным приемам: плавание Васко да Гамы в Индию стало сюжетом поэмы Л. Камоэнса «Лузиады», тема П. и географических открытий служит основой произведений Ф. Рабле. Философский и социально-утопический роман XVI—XVII вв. строится в виде путевых записок или воспоминаний об удивительных странах (Томас Мор, Фрэнсис Бэкон, Сирано де Бержерак). В XVIII в. сложился просветительский роман-П., вобравший в себя черты авантюрного, философского, психологического, нравоописательного романов на жанровой основе путевых записок («Робинзон Крузо» Д. Дефо, «Путешествие Гулливера» Дж. Свифта, «Приключения» и «Странствия» Т. Смоллетта, Л. Хольберга).

В рамках литературных направлений и школ XVIII—XIX вв. формируется жанр писательского «путевого очерка». Наряду с автобиографическим или литературным героем-путешественником, помещенным в реальные географические координаты, когда повествование подчинено, в сущности, той же эпической закономерности, что и течение человеческой жизни, в литературе П. возникает субъективная игра с пространством, пародийное переосмысление мотива реального странствия: «Сентиментальное путешествие» Л. Стерна, т. н. «путешествия воображения» (Ксавье де Местр, А. Ф. Вельтман и др.). Путешествие по родной стране, знакомому, привычному миру открывает возможность для решения масштабных публицистических задач («Путешествие из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева, в XIX в. эту линию продолжат путевые очерки Г. Гейне). Сильное и длительное влияние на развитие жанра оказали «Итальянское путешествие» И. В. Гёте, «Письма русского путешественника» Н. М. Карамзина. Расцвет литературы П. в России (конец XVIII — 1‑я половина XIX вв.), когда П. из периферийной области литературы превращается в полноправный литературный жанр («Путешествие в Арзрум» А. С. Пушкина, «Тарантас» В. А. Соллогуба, «Фрегат “Паллада”» И. А. Гончарова и др.; формой П. воспользовался и Н. В. Гоголь в своей поэме «Мертвые души» и, отчасти, М. Ю. Лермонтов в «Герое нашего времени»), был вызван общими задачами, стоящими перед молодой русской прозой, в частности проблемой создания большой повествовательной формы.

Путевой очерк романтиков культивирует интерес к экзотическим, «окраинным» темам, что нашло отражение в «Паломничестве Чайльд Гарольда» Дж. Байрона, «Моби Дике» Г. Мелвилла, в сочинениях неоромантиков Р. Стивенсона, Г. Р. Хаггарда и др. (см. Неоромантизм). Разнообразны формы путевого очерка в литературе XIX—XX вв. (напр., «Письма об Испании» В. П. Боткина, «Остров Сахалин» А. П. Чехова, «Простаки за границей» М. Твена, «Ирландский дневник» Г. Бёлля, «Ледовая книга» Ю. Смуула). В XX в. популярностью пользуются документально-очерковые П., написанные географами, этнографами и другими учеными: «Аку-Аку» и «Путешествие на “Кон-Тики”» Т. Хейердала, «За бортом по своей воле» Б. А. Зенковича, «Себя преодолеть» Ф. Чичестера и др. Широко используются формы и приемы литературы П. в научной фантастике и приключенческой литературе.

Путешествия и географич. открытия в XV—XIX вв., М.-Л., 1965;

Бахтин М. М., Вопросы литературы и эстетики, М., 1975, с. 254— 271;

Елистратова А., Англ. роман эпохи Просвещения, М., 1966, гл. 2, 7, 8;

Прокофьев Н. И., «Хождения» как жанр древнерусской литературы, «Уч. зап. МГПИ им. В. И. Ленина», 1968, № 288;

Котрелев Н. В., Восток в записках европейского путешественника («Миллион»), в кн.: Типология и взаимосвязи средневековых литератур Востока и Запада, М., 1974;

Гуминский В. М., К вопросу о жанре «путешествий», «Филология», в. 5 (изд. МГУ), 1977;

Калугин В. И., Залог возрождения, М., 1983, с. 159—251;

Martino P., L’Orient dans la littérature française au XVII et au XVIII siècle, P., 1906;

Gove R. В., The imaginary voyage in prose fiction, L., 1961;

See-mann K. p., Die altrussische Wallfahrtsliteratur. Theorie und Geschichte eines literarischen Genres, Münch., 1976.

Источник

Путешествие

Путешествие это литературный жанр, в основе которого описание путешественником (очевидцем) достоверных сведений о каких-либо, в первую очередь незнакомых читателю или малоизвестных, странах, землях, народах в форме заметок, записок, дневников (журналов), очерков, мемуаров. Помимо собственно познавательных, путешествие может ставить дополнительные — эстетические, политические, публицистические, философские и другие задачи; особый вид литературного путешествия — повествования о вымышленных, воображаемых странствиях (см. Утопия, Научная фантастика), в той или иной степени следующие описательным принципам построения документального путешествия, в котором доминирует идейно-художественный элемент. Формирование и развитие жанра отличает сложное взаимодействие документальной, художественной и фольклорной форм, объединенных образом путешествующего героя (рассказчика), что характерно уже для древнейших путешествий (древнеегипетская «Сказка потерпевшего кораблекрушение», 20-17 века до н.э.; поэма о Гильгамеше, известна в записях 19-18 века до н.э.). Определяющая Позиция такого героя—наблюдатель чужого мира; противостояние «своего» (мира, пространства) «чужому»—формообразующий фактор жанра путешествий. Масштаб для оценки явлений чужого мира дает «свой» мир путешественника — его родина; по отношению к ней как внутреннему центру ориентировано все повествование. Как правило, герой-путешественник, в отличие от «чисто» литературного персонажа, существенно не меняется на протяжении повествования: в чужом мире путешествия он выступает как в определенном отношении обобщенное лицо — носитель своей национально-культурной традиции, что не может не оттеснять на периферию его индивидуальное самосознание и психологию. Литература путешествия, особенно древняя, тесно связана с представлением путешествующего героя (целого народа) о пространстве — реальном и мифологическом. Примером широкого использования как достоверных, так и легендарных географических сведений может служить так называемый «эпос поисков»: «Одиссея», «Рамаяна» и др.

В эпоху античности литература путешествия берет начало от ионийских описаний 6-5 века до н.э. и получает дальнейшее развитие в историко-географических сочинениях Геродота, «Географии» (1 век) Страбона, «Германии» (1 век) Тацита, в мемуарных «Записках о Галльской войне» (1 век до н.э.) Юлия Цезаря. Странствующий герой, активно перемещающийся в реальном и фантастическом пространствах, широко представлен в римской литературе («Энеида», 1 век до н.э., Вергилия, Овидий, Апулей и др.), в особенности в греческом романе, в котором принципы сюжетно-композиционного построения путешествий получают художественную разработку. Мотив реальных странствий определяет сферу взаимодействия путешествия с народным эпосом и различными жанрами художественной литературы в эпохи средних веков и Возрождения (исландская и ирландская саги, рыцарские и плутовские романы, «Божественная комедия», 1307-21, Данте). В средние века разделение пространства на «свои» и «чужие», «праведные» и «грешные» земли носило ярко выраженный религиозно-этический характер, что обусловило неизменную особенность древнерусской литературы. Путешествия 12-15 веков — паломнический маршрут и замкнутость, обособленность сакрального пространства в художественном мире хождений («Хожение Даниила, Русскыя земли игумена», 12 век). Перестройка средневековой картины мира, становление представления о географической протяженности в духе Нового времени привели к расширению «карты» маршрутов хождений и к формированию нового, дневникового типа повествования, включающего в себя рассказ о пути к цели странствия, о возвращении на родину («Хожение за три моря» Афанасия Никитина, 15 век). Именно этот, возрожденческий в своей основе, тип становится определяющим при дальнейшем развитии литературы путешествий. В западноевропейской литературе он складывается несколько ранее, в 13 веке («Книга» Марко Поло, отчеты о миссиях на Восток Плано да Карпини, Виллема Рубрука и др.), и особенно интенсивно развивается в эпоху Великих географических открытий 15-16 века: сочинения Б. де Лас Касаса, бортовой журнал Х.Колумба, письма Америго Веспуччи, дневник А.Пигафетты, спутника Магеллана, «Описание путешествия в Московию…» Адама Олеария (17 век) и др.

Во многом аналогично складывается история жанра в литературах стран древнего и средневекового Востока: сочинения Чжан Цяня (2 век до н.э.), Сулеймана из Басры (9 век), Ибн Маджида — лоцмана Васко да Гамы (16 век). В арабской литературе памятники этого жанра — «Развлечение истомленного в странствии по областям» (аль-Идриси, 12 век), «Подарок созерцающим о диковинках городов и чудесах путешествий» Ибн Баттуты (14 век). Разнообразны описания морских и сухопутных экспедиций 17-18 века (Р.Ла Саля, Дж.Кука, Л.де Бугенвиля, Ж.Ф.Лаперуза, В.И.Беринга и др.); пользуются читательским успехом путешествия с авантюрным сюжетом — сочинения о пиратских плаваниях (записи голландца Эксквемелина, английского пирата У. Дампира). Популярность реальных путешествий (записки путешественников начинают систематически печататься с середины 16 века) расширяет обращение художественной литературы к их содержанию и сюжетно-композиционным приемам: плавание Васко да Гамы в Индию стало сюжетом поэмы Л.Камоэнса «Лузиады» (1572), тема путешествий и географических открытий служит основой произведения Ф.Рабле. Философский и социально-утопический роман 16-17 веков строится в виде путевых записок или воспоминаний об удивительных странах (Томас Мор, Фрэнсис Бэкон, Сирано де Бержерак).

Источник

Что такое путешествие в литературе определение

Литературный жанр путешествие имеет две разновидности.

1. Это различные описания очевидцем-путешественником географического, этнографического и социального облика увиденных им стран и народов, т. е. документальные путешествия. Они имеют, как правило, познавательную и эстетическую ценность, особенно написанные в эпохи, когда проза еще не расчленилась на художественную и научную, например «Хождение за три моря» А. Никитина, созданное в средние века.

2. Путешествие — это также и жанр произведений, сюжет и композиция которых излагаются и строятся как документальные путешествия.

Художественный жанр путешествие формировался под влиянием путевых рассказов и записей самих путешественников. Значительную роль в его развитии сыграли легенды, возникшие на основе этих рассказов и записей.

В мировой и русской литературе широко используются приемы описания документального путешествия в виде путевого дневника и очерка. Мотив странствий всегда был распространен во многих жанрах художественной поэзии и прозы.

Увлекательные путевые описания эпохи Великих географических открытий XV—XVI веков, экспедиции XVII—XVIII веков сделали путешествие наиболее популярным в художественной литературе. В это время создаются пиратские и социально-утопические романы в виде путевых дневников, заметок или воспоминаний об удивительных странах. Сложился жанр просветительского романа-путешествия. Такой роман позволял широко вводить в изображение современного общества его противоречия («Путешествие из Петербурга в Москву» Н. А. Радищева).

Жанр путешествие привлекал многие литературные направления. Сентименталисты использовали в основном форму дневника, наиболее полно передающего настроения и переживания «сентиментального» путешественника, например «Письма русского путешественника» Н. М. Карамзина.

Часто обращались к теме путешествия писатели-романтики. Они разработали жанр лирического путевого очерка, в котором романтический герой, разочарованный в современном ему обществе, отправляется в дальние страны.

В путешествии находят отражение разнообразные стороны материальной и духовной жизни людей, лирические размышления автора об истории, культуре страны, зарисовки нравов и обычаев, типичные бытовые сцены.

Все это привлекает и писателей-реалистов, в творчестве которых используются все разновидности этого жанра. В XIX веке созданы многочисленные приключенческие романы-путешествия. В них включается и научная информация. В XX веке она прочно входит в содержание произведений, возникают новые варианты жанра путевого очерка: путевой репортаж, путеводитель, усиливается социальная тематика.

Образцами путевого жанра в русской литературе является «Путешествие в Арзрум» А. С. Пушкина, «Фрегат «Паллада» И. А. Гончарова, «Из кругосветного плавания» К. М. Станюковича, зарубежные очерки Ф. М. Достоевского, «Остров Сахалин» А. П. Чехова, «В краю непуганых птиц», «За волшебным колобком» М. М. Пришвина, «Мое открытие Америки» В. Маяковского, «Уроки Армении» А. Битова, «Ветка сакуры» В. Овчинникова, «Дерсу Узала» В. Арсеньева и др.

Из документальных научно-географических путешествий XIX века особого внимания заслуживают путешествия Н. Пржевальского, Н. Миклухо-Маклая.

Школьное сочинение можно написать в жанрах путевого очерка или путевых заметок. Тема может быть публицистической или связанной с литературным краеведением.

Примерная памятка для пишущего сочинение в жанре путешествие:

— формулируется тема сочинения;

— определяется цель (дать читателю информацию, вызвать у него определенные чувства: радости, гордости за родину; сформировать высокие нравственные качества, стремление преодолеть негативные явления и др.);

— описывается увиденное, излагаются факты и события;

— высказывается свое отношение к изложенному, можно представить и другие точки зрения;

— выбирается стиль изложения (публицистический, художественный или их сочетание в зависимости от содержания).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *