Что такое пвсо фсс

Как работать с извещениями ПВСО в «Онлайн-Спринтере»

Все регионы России полностью перешли на упрощенную систему выплат пособий «Прямые выплаты». Деньги перечисляются сотрудникам напрямую на расчетный счет в банке или по Почте России. Работодатель (страхователь) должен только предоставить в ФСС форму «Реестр сведений для расчета пособий».

Помимо самого реестра, работодатель также должен отправить в ФСС документы, подтверждающие, что сотрудник имеет право на выплаты. Это может быть листок нетрудоспособности или справка о рождении ребенка. Если ФСС обнаружит в отчете ошибку или недостающие документы, то Фонд пришлет работодателю извещение о представлении недостающих сведений.

Что такое «Прямые выплаты страхового обеспечения» (ПВСО)

Это и есть извещения в электронном виде, отправляя которые, ФСС запрашивает недостающие документы или сведения. Автоматическое направление извещений ПВСО позволит работодателю уменьшить расходы на отправку заказных писем через Почту России, а также сократить время доставки документов.

В решениях компании Такском для отчётности работодатель сможет получать извещения по ПВСО, отправлять подтверждения, следить за их статусами. Разберем, как работать с этим в «Онлайн-Спринтере».

Получение извещений ПВСО

Для получения извещений ПВСО нужно войти в «Онлайн-Спринтер» по ключу электронной подписи.

На формирование и отправку подтверждения прочтения извещения ПВСО отводится один рабочий день. Если в этот срок подтверждение прочтения не отправить, то ФСС направит это извещение страхователю в бумажной форме. В этом случае через 6 рабочих дней считается, что извещение получено.

У работодателя есть 5 рабочих дней с момента подтверждения, чтобы отправить реестр с дополненными сведениями. Если направить реестр позже, то возможен административный штраф в размере 300-500 рублей (часть 4 ст.15.33 КоАП РФ).

Отправка уведомления о прочтении извещения ПВСО

Для формирования и отправки уведомления о прочтении извещения ПВСО нужно нажать «Уведомить о получении документов».

Полученный документ и весь документооборот можно скачать, распечатать или отправить электронной почтой при помощи специальных ссылок.

Ответ на извещение ПВСО

Подготовку ответа на извещение ПВСО удобно начинать из экранной формы просмотра полученного извещения ПВСО, так как после отправки ответа на этой экранной форме будет сформирована ссылка на отправленный реестр ПВСО.

Для подготовки ответа нажмите «Ответить» (если для формирования ответа воспользоваться кнопкой «Создать» главного меню, то ссылка, связывающая извещение ПВСО и ответный реестр, не сформируется).

При этом откроется меню, в котором нужно выбрать наиболее удобный способ формирования ответа («Создать новый реестр», «Загрузить из файла» или «Создать на основе реестра из извещения. »).

После формирования и отправки ответа на извещение ПВСО сформируется ссылка на ответный реестр.

Теперь для формирования соответствующего статуса извещения ПВСО нужно нажать ссылку «Отметить как завершенное».

Только после этого извещение ПВСО получит статус «Ответы отправлены», который отобразится в графе «Статус» подраздела «ФСС» — «Извещения» — «Закрытые».

Источник

Работа с извещениями ПВСО по СЭДО

ФСС разработал социальный электронный документооборот (СЭДО) для взаимодействия со страхователями.

ФСС направляет извещение, если организация предоставила неполные или недостоверные сведения для начисления пособия (правила утверждены Постановлением Правительства РФ от 21.04.2011 № 294).
Раньше ФСС отправлял извещения заказным письмом или через личный кабинет страхователя, а теперь еще и по СЭДО с помощью систем сдачи электронной отчетности.

Организация должна подтвердить получение извещения и в течение 5 рабочих дней со дня подтверждения отправить корректирующий реестр сведений. Если направить реестр позже, то возможен административный штраф в размере 300-500 руб. (часть 4 ст. 15.33 КоАП).
Если ФСС не получит от страхователя электронное подтверждение получения в срок, то направит извещение заказным письмом, и после этого через 6 рабочих дней оно будет считаться полученным.

Получение извещений

В зависимости от формата извещение можно просмотреть или скачать на компьютер:

Что такое пвсо фсс. Смотреть фото Что такое пвсо фсс. Смотреть картинку Что такое пвсо фсс. Картинка про Что такое пвсо фсс. Фото Что такое пвсо фсс

Подтверждение получения извещения

Получение извещения необходимо подтвердить до указанной даты включительно.

Если ФСС не получит от страхователя подтверждение в срок, то направит извещение заказным письмом, и после этого через 6 рабочих дней оно будет считаться полученным.

Для того чтобы подтвердить получение, откройте вкладку «Подтверждение прочтения сообщения»:

Что такое пвсо фсс. Смотреть фото Что такое пвсо фсс. Смотреть картинку Что такое пвсо фсс. Картинка про Что такое пвсо фсс. Фото Что такое пвсо фсс

Для отправки квитанции воспользуйтесь Мастером связи:

Что такое пвсо фсс. Смотреть фото Что такое пвсо фсс. Смотреть картинку Что такое пвсо фсс. Картинка про Что такое пвсо фсс. Фото Что такое пвсо фсс

Что такое пвсо фсс. Смотреть фото Что такое пвсо фсс. Смотреть картинку Что такое пвсо фсс. Картинка про Что такое пвсо фсс. Фото Что такое пвсо фсс

Подтверждение будет направлено в ФСС, а статус извещения будет изменен на «Подтверждено». Когда ФСС получит подтверждение, будет сформирована квитанция:

Что такое пвсо фсс. Смотреть фото Что такое пвсо фсс. Смотреть картинку Что такое пвсо фсс. Картинка про Что такое пвсо фсс. Фото Что такое пвсо фсс

Подготовка реестра сведений и отправка в ФСС

В течение 5 рабочих дней со дня подтверждения получения извещения необходимо отправить реестр с недостающими сведениями (сам день подтверждения в эти 5 дней не входит).
Если направить реестр позже, то возможен штраф 300-500 руб. (часть 4 ст. 15.33 КоАП).

Подготовьте реестр сведений на основании полученного извещения. В системе Астрал Отчет 4.5 это можно сделать следующими способами:

Обязательно укажите дату и номер полученного извещения в реестре сведений.

Отправьте корректирующий реестр сведений в ФСС.

Источник

Прямые выплаты социального обеспечения (ПВСО или «пилотный проект ФСС») в программе Контур.Зарплата

В настоящий момент формируются только реестры для тех пособий, информация по которым может быть передана в электронном виде (по заболеванию самого работника и по уходу за заболевшим членом семьи, по беременности и родам, пособие по уходу за ребенком до 1.5 лет, единовременные пособии за постановку на учет в ранние сроки беременности и при рождении ребенка).

Изменения в настройке для организации

В «Справку о предприятии» добавлены следующие поля, которые используются при реализации ПВСО ФСС.

1. Районный коэффициент (общий и для ФСС) – это поле используется в тех случаях, когда в организации для всех работников установлен один и тот же районный коэффициент.

Районный коэффициент в программе теперь вычисляется по следующему алгоритму:

Если в базовом значении вида р/к стоит ноль, то программа смотрит на поле КЧ «Районный коэффициент» если там пусто (не ноль, а именно пусто), то смотрим на поле «Районный коэффициент» из справки предприятия (если в КЧ будет стоять 0, то районный коэффициент будет равен нулю).

Каждое из этих полей (кроме базового значения вида) позволяет задавать как общий районный коэффициент, так и районный коэффициент актуальный для расчета пособий по ФСС (это важно для северных регионов, когда р/к для расчета зарплаты и р/к для пособий ФСС различаются).

2. Дата начала пилотного проекта ФСС. Поле необходимо заполнять, чтобы программа понимала, что организация участвует в Пилотном проекте. Кроме того, на основании этой даты определяется какие больничные должны передаваться реестрами ПВСО в ФСС, а какие нет. С 01.01.2021 года все регионы переходят на ПВСО.

3. ФИО, телефон и электронная почта лица, оформляющего электронные реестры больничных листов

Что такое пвсо фсс. Смотреть фото Что такое пвсо фсс. Смотреть картинку Что такое пвсо фсс. Картинка про Что такое пвсо фсс. Фото Что такое пвсо фсс

Изменения в кадровой части ЛС

В кадровую часть для реализации пилотного проекта добавлены следующие новые поля КЧ:

1. При вводе страхового стажа можно указать нестраховые периоды:

Что такое пвсо фсс. Смотреть фото Что такое пвсо фсс. Смотреть картинку Что такое пвсо фсс. Картинка про Что такое пвсо фсс. Фото Что такое пвсо фсс

2. Банковские реквизиты для возмещения от ФСС:

Что такое пвсо фсс. Смотреть фото Что такое пвсо фсс. Смотреть картинку Что такое пвсо фсс. Картинка про Что такое пвсо фсс. Фото Что такое пвсо фсс

Обратите внимание, что это поле надо обязательно заполнить если сотрудник хочет получать выплаты банковским переводом или на карточку МИР. Для ПВСО не используются данные, которые указаны в поле кадровой части «Банковский счет».

3. Особые условия проживания/работы работника (зоны с правом отселения, с льготным соц.экономическим статусом и т.п.).

4. Причина радиационного воздействия:

Что такое пвсо фсс. Смотреть фото Что такое пвсо фсс. Смотреть картинку Что такое пвсо фсс. Картинка про Что такое пвсо фсс. Фото Что такое пвсо фсс

5. Районный коэффициент (общий и для ФСС).

Изменения в настройках

Отдельные режимы для пилотного проекта ФСС

1. В меню «Справочники» появился пункт «Справочники для ПВСО» (в старой версии этот пункт меню назывался «Справочники для пилотного проекта ФСС»). В нем находятся справочники мед.учреждений, врачей и занимаемых должностей врачей.

Обратите внимание! В текущей версии программы карантинные больничные для сотрудников 65+ не реализованы через новый режим работы с пособиями ПВСО. Для формирования реестров по карантинным больничным для сотрудников 65+ пока необходимо пользоваться старым режимом работы. В диалог подготовки старых реестров добавлена «галочка», позволяющая включать в реестры в старом режиме только такие больничные:

Что такое пвсо фсс. Смотреть фото Что такое пвсо фсс. Смотреть картинку Что такое пвсо фсс. Картинка про Что такое пвсо фсс. Фото Что такое пвсо фсс

Главное окно работы со списком пособий для ПВСО

Что такое пвсо фсс. Смотреть фото Что такое пвсо фсс. Смотреть картинку Что такое пвсо фсс. Картинка про Что такое пвсо фсс. Фото Что такое пвсо фсс

Интерфейсные элементы главного окна по работе с пособиями ФСС для ПВСО:

1. Выбор страхователя (организации) с пособиями которой вы работаете. Если в одной программе вы рассчитываете больничные для сотрудников несколькоих организаций, здесь можно выбирать с пособиями какой организации(страхователя) надо работать.

2. Кнопка добавления нового пособия. Через эту кнопку добавляем пособия, для которых в программе нет ЭЛН. Или если нам надо завести пособие, для которого не оформляется листок нетрудоспособности (пособие до 1.5 лет, единовременные пособия на детей и т.п.)

4. Фильтр списка пособий по типу пособия

5. Фильтр списка пособий по ФИО, СНИЛС, табельному номеру или номеру ЛН.

6. Создание (экспорт) реестра ПВСО по выбранным в списке пособиям.

7. Печать заявлений по выбранным в списке пособиям для подписи сотрудником

8. Удаление пособий. Рекомендуется удалять только пособия, которые были заведены по ошибке и не нужны. Если по пособию успешно передан реестр в ФСС и не планируется дальнейшая работа с ним, то пособие можно перенести в Архив.

9. Перенос выделенных пособий в Архив. Для того чтобы пособие вернуть из Архива, надо изменить информацию в пособии. Например, при пересчете больничного с изменением полагающейся суммы выплаты пособие автоматически будет возвращено из архива.

10. Фильтр списка пособия по пересечению с заданным периодом дат

11. Возможность увидеть в списке пособий пособия из Архива.

12. Отфильтрованный список пособий ФСС.

13. Сообщение о том, что для выбранной организации заполнена не вся информация в «Справке о предприятии» для работы с реестрами ПВСО.

Как добавить новое пособие для ПВСО

В программе есть 3 способа добавления пособий для формирования реестров ПВСО. Некоторые из них проще, некоторые сложнее (требуют больше ручного труда).

Способ 1 (основной). Через расчет больничного листа в лицевом счете сотрудника.

Это самый простой способ добавления пособий в реестр пособий для ПВСО. Рекомендуется пользоваться именно им. Остальными способами есть смысл пользоваться, только если пособие через расчет сформировать невозможно (например, сейчас через расчет не формируется пособие до 1.5 лет).
Для того, чтобы добавить пособие мы идем в лицевой счет сотрудника и запускаем обычный расчет больничного листа.

Что такое пвсо фсс. Смотреть фото Что такое пвсо фсс. Смотреть картинку Что такое пвсо фсс. Картинка про Что такое пвсо фсс. Фото Что такое пвсо фсс

Вводим все необходимые параметры включая номер ЛН. Если для данный ЛН оформлен в электронном виде (ЭЛН), то лучше расчет вести получив ЭЛН от ФСС (можно ввести номер ЛН и нажать «Найти ЭЛН).

Обратите внимание! Если дата больничного «до» даты подключения организации к ПВСО, то не забудьте для больничных, по которым надо сформировать реестр ПВСО поставить «галочку» ПВСО (в предыдущих версиях она называлась «пилотный проект»). Если же дата начала больничного листа будет не раньше даты подключения организации к ПВСО, то больничный программой автоматически будет отнесен к больничным, для которых надо формировать реестры ПВСО.

По окончании расчета больничного и выхода с сохранением из лицевого счета сотрудника в список пособий ФСС будет добавлено рассчитанное пособие и будет заполнена вся доступная программе информация (в частности все те данные, которые программа использовала для расчета).

В том случае если расчет шел по ЭЛН, то в пособие автоматически будет подтянута и вся информация из ЭЛН. Если же расчет шел по БЛН или если ЭЛН в программе нет, то в пособии будет недостаточно данных чтобы сформировать реестр ПВСО. Необходимо будет дозаполнить информацию на вкладке «ЛН. Заполнено мед.организацией» вручную.


Способ 2. По электронному листку нетрудоспособности (ЭЛН)

Чтобы добавить пособие по уже загруженному ЭЛН:

2. Нажимаем кнопку «Добавить по ЭЛН»

3. Находим и выбираем среди ЭЛН тот, по которому хотим создать пособие для ПВСО и нажимаем «Продолжить»

4. Создается пособие и открывается для редактирования:

Что такое пвсо фсс. Смотреть фото Что такое пвсо фсс. Смотреть картинку Что такое пвсо фсс. Картинка про Что такое пвсо фсс. Фото Что такое пвсо фсс

Вкладки «ЭЛН. Заполнено мед.организацией» и «ЭЛН. Заполняется работодателем», будут содержать те же самые данные, что и ЭЛН. При этом та часть, что заполняется мед.организацией доступна только для просмотра.
Вкладка застрахованное лицо будет заполнено данными из лицевого счета.
Вкладка «Расчет пособия» будет заполнена после расчета больничного.

Способ 3. Добавление пособия, когда нет ЭЛН

В том случае если в ФСС надо передать информацию по пособию, для которого не формируется листок нетрудоспособности (отпуск до 1.5 лет, единовременные пособия на детей и т.п.).

В окне списке пособий ПВСО надо:

1. Нажать кнопку «Добавить пособие»

2. В появившемся окне ввести тип пособия и лицевой счет сотрудника

Что такое пвсо фсс. Смотреть фото Что такое пвсо фсс. Смотреть картинку Что такое пвсо фсс. Картинка про Что такое пвсо фсс. Фото Что такое пвсо фсс

3. В появившемся после этого окне редактирования нового пособия можно заполнить недостающие данные.

Окно просмотра/редактирования пособия ПВСО

Пособия на базе ЛН

Что такое пвсо фсс. Смотреть фото Что такое пвсо фсс. Смотреть картинку Что такое пвсо фсс. Картинка про Что такое пвсо фсс. Фото Что такое пвсо фсс

В окне будет 4 вкладки:

1. Застрахованное лицо – содержит всю информацию о данных застрахованного лица (ФИО, СНИЛС, адреса, паспортные данные, банковские реквизиты и т.д.)

2. Вкладка «ЭЛН. Заполнено мед.организацией» (для ЭЛН) или «ЛН. Заполнено мед.организацией» (для бумажного ЛН) содержит информацию из той части больничного листа, что заполняется мед.организацией.

Если мы работаем с ЭЛН, то эта вкладка только для просмотра. Если какая-то информация здесь неверна, то она может быть исправлена мед.организацией путем выдачи дубликата больничного листа.

Если мы работаем с бумажным ЛН, то все поля доступны для ввода. В следующих версиях для бумажных ЛН на этой вкладке будут доступны для заполнения только те поля, которые нужны для формирования реестра ПВСО. Сейчас же внешний вид этой вкладки такой же как для ЭЛН.

3. Вкладка «ЭЛН. Заполняется работодателем» (для ЭЛН) или «ЛН. Заполняется работодателем» (для бумажного ЛН). На этой вкладке присутствуют все те поля, которые относятся к листку нетрудоспособности и должны заполняться работодателем.

В следующих версиях для бумажных ЛН на этой вкладке останутся для ввода только те поля, которые требуются для формирования реестра ПВСО.

4. Расчет пособия. На этой вкладке присутствуют все те данные, которые отвечают за расчет суммы пособия и нужные для формирования реестра ПВСО. Все эти поля заполняются программой при расчете больничного для лицевого счета. В самом же пособии можно посмотреть результат заполнения и при необходимости откорректировать.

Есть ряд полей, которые присутствуют одновременно на двух вкладках («Расчет пособия» «Заполняется работодателем»): суммарный заработок за два года, сумма пособия за счет ФСС и т.д. Значения эти поля дублируются на вкладках для удобства. Если редактировать значение такого поля на одной вкладке, то оно автоматически будет исправлено и на другой вкладке.

5. Если на вкладке «Застрахованное лицо» включить получение пособия через представителя, то для редактирования появится вкладка «Представитель» на которой надо будет заполнить информацию по представителю.

Остальные пособия

Для остальных пособий количество вкладок заметно меньше. В окне будут отсутствовать две вкладки, относящиеся к листку нетрудоспособности. Вкладка «Расчет пособия» будет содержать существенно меньше полей для заполнения (кроме пособия до 1.5 лет, где количество полей примерно то же, что и для больничных). Но при этом появляется вкладка «Документ» где необходимо заполнить информацию по документам на основании которых осуществляется выплата пособия (разного рода справки, свидетельство о рождении и т.п.)

Что такое пвсо фсс. Смотреть фото Что такое пвсо фсс. Смотреть картинку Что такое пвсо фсс. Картинка про Что такое пвсо фсс. Фото Что такое пвсо фсс

Передача файла реестра ПВСО в ФСС

В текущей версии программы можно только сформировать файл реестра ПВСО. Отправка файла напрямую в ФСС появится в следующих версиях.

Чтобы сформировать файл реестра необходимо в списке пособий выбрать те пособия, которые вы готовы передать в ФСС и экспортировать их в файл.

Далее этот файл можно импортировать в Контур-Экстерн и передать в ФСС через Контур-Экстерн.

Источник

Статусы электронного больничного листа: что они означают

Статус больничного листа в ФСС — это цифровое обозначение этапа обработки, на котором находится документ.

Где и для чего указывают статус ЭЛН

Документооборот электронных листков нетрудоспособности (ЭЛН) регулируется федеральным законом №86-ФЗ от 1 мая 2017 года. ЭЛН равносилен по значимости бумажному аналогу. Цифровой вариант выдается только по желанию и с письменного разрешения застрахованного и подписывается усиленной ЭЦП врача и медицинского учреждения. Правила взаимодействия всех пользователей системы оформления электронных листков нетрудоспособности описаны в постановлении правительства №1567 от 16.12.2017 в ред. от 20.11.2018.

Кто участвует в процессе оформления электронного ЛН:

После выписки застрахованный получает в поликлинике талон к цифровому листку нетрудоспособности, в талоне указан номер ЭЛН (состоит из 12 символов, как и у бумажного документа), СНИЛС физического лица и текущий цифровой код. Талон не имеет унифицированной формы.

Эту информацию сотрудник передает в бухгалтерию работодателя для дальнейший обработки и расчета компенсации. Бухгалтеры в организации знают, как проверить статус электронного больничного листа, это делается с помощью номера ЭЛН, полученного от работника. В личном кабинете на сайте ФСС страхователь, зная присвоенный номер, имеет возможность получить данные по листу нетрудоспособности. Чаще возникает вопрос, где пациенту посмотреть статус электронного больничного, это можно сделать на портале «Госуслуги» или на сайте Фонда социального страхования в личном кабинете.

Как заполнять больничные по новым правилам

С 14 декабря работать с больничными нужно по-новому! Правила изменил Приказ Минздрава №925н от 01.09.2020.

Эксперты КонсультантПлюс подготовили обзор поправок и новую инструкцию. Используйте ее бесплатно.

Какие бывают статусы и как они расшифровываются

Электронный лист нетрудоспособности с момента открытия в медицинском учреждении до возмещения компенсации проходит несколько стадий обработки. Каждому этапу соответствует цифровой код. Ниже приведена расшифровка кодов больничного листа в 2021 году:

Цифровые коды 000, 001 и 003 видны только медицинскому учреждению, в которое обратился пациент

ЭЛН со следующими статусами видны страхователю и лечебной организации:

Кроме этого, предусмотрены следующие статусы:

Источник

Как устроен ФСС

И для чего он нужен

В нашей стране три государственных внебюджетных страховых фонда — медицинский, пенсионный и социальный. У каждого из них свои задачи, и между собой эти фонды не пересекаются.

О пенсионном фонде мы уже рассказывали, теперь разберемся с тем, как устроен и какие функции выполняет фонд социального страхования.

Что такое фонд социального страхования

Социальное страхование — это система, по которой государство защищает людей, временно оставшихся без дохода по каким-то причинам — например, из-за болезни. Фонд социального страхования — ФСС — существует, чтобы государство могло контролировать расходы на социальное страхование граждан.

Действующий ФСС РФ создан в 1991 году. Суть фонда в том, что в нем копятся страховые взносы от работодателей за их работников и от всех, кто страхует себя добровольно. Эти деньги фонд тратит на возмещение заработка тем, кто попал в ситуацию временной нетрудоспособности, то есть не может работать из-за болезни, несчастного случая на производстве или беременности и родов. Поясним на примере.

Кирилл приходил на работу во все рабочие дни, исправно выполнял свои обязанности и получал зарплату. В один день он на работу не вышел — заболел гриппом, открыл больничный лист и остался лечиться дома.

Работодатель не будет платить Кириллу зарплату, ведь тот дома, лечится и свои трудовые функции не исполняет. Но Кирилл без денег не останется: его застраховали на такие случаи, поэтому он получит пособие, которое компенсирует отсутствие зарплаты из-за болезни. За первые 3 дня заплатит работодатель, за остальные дни болезни — ФСС.

На месте Кирилла может быть любой человек, работающий по трудовому договору или застраховавшийся добровольно — адвокат, ИП, глава крестьянского (фермерского) хозяйства.

Но ФСС занимается не только выдачей пособий по временной нетрудоспособности — расскажем подробнее о его функциях и задачах дальше.

Нормативная база. ФСС в своей работе руководствуется как общими нормативными актами о социальном страховании, так и специальными — об организации деятельности фонда. Например, фонд работает в соответствии с Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 12.02.1994 № 101. В этом положении расписано, какие органы входят в ФСС, какие задачи они решают и за какие средства они это делают.

Согласно ст. 2.2 закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ ФСС — это страховщик по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. А по закону от 24.07.1998 № 125-ФЗ — страховщик на случай производственной травмы или профессионального заболевания.

Тарифы страховых взносов на ОСС — обязательное социальное страхование — на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством указаны в ст. 425 НК РФ.

Вся деятельность по обязательному социальному страхованию в России регулируется только на федеральном уровне — регионы не принимают решений и не издают собственные нормативные акты.

Правовой статус

Фонд социального страхования — это государственный фонд, который работает согласно федеральным законам, указам президента и постановлениям правительства, а его бюджет и имущество принадлежат государству.

При этом фонд — внебюджетный, то есть его деньги не учитываются в федеральном бюджете. Это значит, что государство не может взять деньги из ФСС и направить, например, на реализацию программы поддержки малого бизнеса. Деньги фонда в любом случае уходят на пособия по временной нетрудоспособности, социальные расходы и отдельные виды социального обеспечения, например программы по уменьшению производственного травматизма, — дальше расскажем об этом подробнее.

И ФСС РФ, и его отделения в регионах — это некоммерческие юридические лица в форме учреждений. Учреждения всегда создаются для управленческих, социально-культурных или иных подобных функций, у них есть гербовая печать со своим наименованием, счета в банках. Это значит, что по многим вопросам фонд и его региональные отделения могут самостоятельно принимать решения. Например, сами решают текущие хозяйственные вопросы, взаимодействуют с местными жителями и организациями.

Структура

Система ФСС состоит из трех уровней — федерального, регионального и местного.

Как устроена система ФСС

УровеньЧто входит
ФедеральныйПредседатель, правление ФСС, центральный аппарат ФСС
РегиональныйРегиональные отделения
МестныйФилиалы региональных отделений

Председатель ФСС РФ выполняет управленческие функции — руководит фондом, вносит проект бюджета фонда на утверждение правительству, утверждает структуру и штатное расписание работников, принимает меры по результатам ревизий и т. д.

Председателя назначает Правительство РФ по предложению министра труда России. У председателя есть шесть заместителей.

Правление ФСС РФ — это коллегиальный орган, на заседаниях которого обсуждают проект бюджета фонда, его исполнение, отчеты о результатах деятельности региональных отделений, проекты нормативных актов по вопросам государственного социального страхования. Заседания проводят по мере необходимости.

В правлении 35 человек: председатель фонда и его первый заместитель, представители министерств, общероссийских объединений профсоюзов, работодателей, инвалидов, Госдумы, Совета Федераций и региональных отделений ФСС. Члены правления назначаются Правительством РФ, периодически происходит ротация — смена людей в составе правления ФСС.

Центральный аппарат ФСС РФ контролирует и обеспечивает деятельность фонда. В центральном аппарате несколько департаментов и управлений, каждое из которых выполняет свои функции. Например, часть департаментов отвечают за кадровое и финансовое обеспечение, другие — за страхование рисков, существующих на производстве, контроль поступления страховых взносов, контрольно-ревизионную работу, обеспечение клиентского обслуживания, деятельность центров реабилитации и т. д.

Региональные отделения организовывают и контролируют работу филиалов фонда, которые создают для работы со страхователями и застрахованными лицами.

В региональных отделениях ФСС создаются координационные советы — это собрания представителей фонда и других ведомств, объединений профсоюзов, работодателей. На таких собраниях обсуждаются различные важные для деятельности фонда вопросы. Например, как исполняется бюджет фонда, реализуются государственные программы, проходят проверки и население обеспечивается санаторно-курортным лечением.

Филиалы региональных отделений работают «на земле», они:

Филиалы — это обособленные подразделения региональных отделений, а не отдельные юридические лица. Это значит, что они могут действовать только в пределах полномочий, которыми их наделяют региональные отделения, выполняют все или часть их функций, представляют интересы и действуют от имени региональных отделений, а не от своего собственного.

Центральных отраслевых отделений фонда фактически сейчас нет, хотя они до сих пор фигурируют в Положении о ФСС. Раньше такие отделения нужны были для работы ФСС в отдельных отраслях, например атомной энергетике, промышленности, ракетно-космической отрасли и др. Но потом принцип управления изменился с территориально-отраслевого — это управление и на территориях, и в отраслях — на территориальный, и все отраслевые отделения ликвидировали.

Функции и задачи ФСС

Основная цель ФСС — обеспечить застрахованных лиц гарантированными пособиями, выплатами и некоторыми видами социальных услуг для их оздоровления, лечения или реабилитации. Чтобы достигать эту цель, фонд выполняет следующие задачи.

Собирает взносы от страхователей на ОСС по временной нетрудоспособности и материнству, от несчастных случаев на производстве и профессиональных травм, то есть наполняет фонд.

Выплачивает пособия, которые компенсируют временно утраченный доход людям, которые по каким-то причинам потеряли возможность трудиться и зарабатывать. Вот какие выплаты считаются основными:

Участвует в разработке программ охраны здоровья работников. Например, в 2018 году ФСС стал партнером программы по продвижению концепции «нулевого травматизма», разработанной Международной ассоциацией социального обеспечения. А в 2019 году при участии ФСС был разработан и утвержден комплекс мер по стимулированию работодателей и работников к улучшению условий труда и сохранению здоровья работников, а также по мотивированию граждан к ведению здорового образа жизни.

Готовит предложения о размерах тарифов страховых взносов. Эти тарифы затем утверждаются Госдумой и Советом Федерации РФ и фиксируются в федеральных законах, в том числе в налоговом кодексе.

Отвечает на вопросы по страхованию от населения и страхователей. Вопросы поступают через горячую линию и форму обращения на сайте, ответы на них публикуются там же на сайте, в информационных буклетах, оглашаются на вебинарах по разъяснению законодательства и т. д.

Контролирует страхователей. ФСС ведет учет работодателей и добровольно застраховавшихся лиц, проверяет отчетность, проводит камеральные и выездные проверки.

Работает со своими специалистами — готовит кадры и повышает их квалификацию.

Доходы ФСС

Под доходами фонда понимаются все деньги, которые поступают в него и могут быть потрачены на достижение его цели и выполнение задач.

Бюджет фонда социального страхования формируется за счет страховых взносов, перечисляемых работодателями и гражданами, вступившими в добровольное страхование. Кроме того, в доходы ФСС идут:

Деньги от взносов поступают на счета территориального казначейства, хранятся там, а при наступлении страхового случая оттуда перечисляются на счета работников.

Виды социального страхования

При этом страхование может быть обязательным и добровольным.

Обязательное социальное страхование касается всех лиц, занятых по трудовому договору. Страховые взносы за них платят страхователи — их работодатели.

Добровольное социальное страхование доступно для индивидуальных предпринимателей, нотариусов, адвокатов, членов крестьянских (фермерских) хозяйств и общин коренных малочисленных народов Севера — все они могут застраховаться, но только на случай временной нетрудоспособности или материнства.

Для добровольного страхования нужно встать на учет в ФСС — подать заявление в филиал регионального отделения — и ежегодно уплачивать взносы в ИФНС по месту жительства. Если за предыдущий год взнос был уплачен, то в текущем году при наступлении страхового случая можно будет получить пособие.

Кто подлежит обязательному социальному страхованию

По закону на случаи временной нетрудоспособности и в связи с материнством обязательно страхуют:

От несчастных случаев и профессиональных травм обязательно страхуют только тех, кто работает по трудовому договору, и осужденных к лишению свободы и привлекаемых к труду.

Работодатели страхуют не только работников — граждан России, но и иностранных граждан и лиц без гражданства.

Страховые взносы

Часть бюджета ФСС пополняется за счет страховых взносов.

Кто обязан платить. Все работодатели — организации и индивидуальные предприниматели, а также адвокаты, ИП, члены КФХ и другие лица, которые застраховали себя добровольно.

Виды взносов. Работодатели перечисляют два вида страховых взносов:

Предприниматели, адвокаты, нотариусы и другие лица, которые добровольно себя застраховали, уплачивают страховые взносы только на ОСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Страховые взносы ОСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством перечисляются по реквизитам налоговой инспекции. Собранные деньги налоговая потом передает ФСС для распоряжения.

При этом страховые взносы на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний работодатели перечисляют сразу в ФСС.

Тарифные ставки отчислений. Основной тариф взноса на ОСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством — 2,9%. То есть чтобы понять размер взноса за работника, его зарплату нужно умножить на 2,9%.

Чем менее опасная работа, тем меньше тариф, и наоборот. Например, к 1 классу относится деятельность агентов по оптовой торговле мебелью, значит, за работников, которые занимаются продажей мебели оптом, платят взносы по самому низкому тарифу — 0,2%.

Другой пример: добыча угля считается деятельностью с самым высоким классом профессионального риска, поэтому за шахтеров платят взносы по самому дорогому тарифу — 8,5%.

Тариф устанавливает ФСС на основании заявления и справки-подтверждения вида деятельности, что подает организация ежегодно до 15 апреля. Если организация не подаст эти документы, то ей установят самый высокий тариф исходя из кодов ОКВЭД, указанных в ЕГРЮЛ.

Сниженные тарифы на взносы на ОСС от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний установлены для работодателей, использующих труд инвалидов 1, 2 или 3 группы.

Предельная база для начисления страховых взносов — это сумма дохода работника, после достижения которой работодатель перестает платить за него страховые взносы. Она установлена только для страховых взносов на ОСС на случаи временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Для ОСС от несчастных случаев на производстве предельной базы нет — работодатель уплачивает взносы ежемесячно независимо от зарплаты.

Когда производится выплата. Страховые взносы за работников в ИФНС и ФСС работодатели перечисляют ежемесячно до 15 числа.

Те, кто страхуются добровольно, могут уплатить взносы в любое время в течение года.

Как и когда предоставляется отчетность. По страховым взносам на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством работодатель ежеквартально сдает в ИФНС расчет по форме КНД 1151111.

Если в организации больше 10 человек, то расчет отправляют электронно.

От тех, кто застраховался добровольно, никакая отчетность не требуется.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *