Что такое пятая графа в ссср

Еврей со знаком качества: как действовал знаменитый советский «пятый пункт»

Особенно цинично выглядели так называемые «еврейские квоты», из-за которых многие талантливые люди были лишены возможности в полную силу заниматься любимым делом, открыто проявлять свой талант.

Причем, что любопытно, «русская» фамилия в паспорте при «еврейском» пятом пункте была все же лучше, чем «еврейская», а еврей, у которого в пятой графе было написано «русский» (такое тоже случалось), назывался «евреем со знаком качества».

О том, что такое еврейские квоты можно вспомнить, читая публикацию, которую оставила в своем блоге журналист Ирина Иновели:

Жили мы тогда в Алма-Ате, работали в республиканской молодёжной газете «Ленинская смена». Помещение редакции было плохое и тесное, большинство работников ютились в большой длинной комнате, где впритык стояли столы корреспондентов, которых тогда именовали литработниками, и где постоянно стоял гвалт. Кто-то беседовал с коллегой, кто-то говорил по телефону, кто-то строчил на пишущей машинке.

И вот однажды раздаётся звонок мужу и он, отведя трубку в сторону, рявкает:

— Всем молчать! Звонят из ЦК партии!

Всеобщая оторопь. Такого никогда не было да и не могло быть. Если порой и звонили из ЦК, то не партии, а комсомола, и только лишь редактору или его заму.

. Вернулся он с потухшими глазами и унылым выражением физии. Все мы бросили работать, слушая его рассказ.

— А то мы не поняли по вашей говорящей фамилии! Но нам как раз спустили еврейскую квоту на этот пост.

Ну, дали мне тут же заполнить анкету, где тысяча всяких вопросов. Пыхтел, потел, справился. И вот он читает мои ответы и вдруг меняется в лице:

— Так я же не член партии, отвечаю. Тут он с досадой грохнул кулаком по столу и заорал, переходя на «ты»:

— Вот об этом тебе надо было сразу заявить, а не «я же еврей, я же еврей»!

А ещё до того, как мы встретились в Целинограде, муж жил и работал в Кишинёве., в редакции республиканской газеты Молдавии. И однажды рассказал мне это. Парторг всё время хвалил его публикации, и потом вдруг в присутствии нескольких коллег заявил: вот, кого следовало бы принять в КПСС, да жаль квоты на еврея нам опять не выделили.

В своих многочисленных откликах читатели блога приводили и примеры из собственной жизни:

— Да, тема эта неисчерпаема. Я выслушала однажды рассказ о приемных экзаменах в институты. Чтобы не превысить квоту, еврейским ребятам проверяющие письменные работы сами делали им ошибки. Помню, как сказал мне родитель одного ребенка, что смешивают чернила разного цвета, чтобы проверяльщики не могли сами нарисовать ошибки. Это было давно, когда еще чернилами писали.

— Я из-за пятого пункта сначала не попала на работу в Пушкинский Дом, а потом в Институт киноинженеров. Уж не говоря о том, что в ЛГУ поступить я даже не пыталась.

— Мне открытым текстом сказал начальник отдела кадров Интуриста, когда пришла устраиваться преподавателем английского языка, что еврейку нельзя допустить преподавать язык, пусть даже и советским гражданам. мало ли, что.

Источник

Пятая графа: зачем в советском паспорте указывали национальность?

Что такое пятая графа в ссср. Смотреть фото Что такое пятая графа в ссср. Смотреть картинку Что такое пятая графа в ссср. Картинка про Что такое пятая графа в ссср. Фото Что такое пятая графа в ссср

Одним из новшеств, привнесённых советским строем в российские реалии была система всеобщей паспортизации. При этом развивалась система паспортов в Стране Советов медленно и поэтапно. И в целом была мерой, скорее, вынужденной.

Но такая бюрократическая свобода до 1932 года создавала массу бытовых и криминальных проблем. Огромные массы людей свободно кочевали по просторам страны, а особенно активно этим пользовался криминальный элемент, который мог в те годы «гастролировать» практически без ограничений, пока не поймают.

Потому в советском паспорте появились графа о прописке. Которая позволяла, как и сам документ, фиксировать передвижения гражданина и определённым образом «привязывать» его к месту жительства.

Вопреки общему мнению, сельским жителям паспорта также выдавались, хотя их всеобщая паспортизация наступила гораздо позже, в семидесятые. Просто паспорта колхозники получали в случае поступления в ВУЗ или с началом военной карьеры, или переезжая в город на обговоренное уже рабочее место.

Графа о национальности

По поводу «прописки», которая сейчас обозначается, как «регистрация», до сих пор спорят специалисты. Но была в советском паспорте и так называемая «пятая графа», или же графа о национальности.

Критики графы «национальность», да и многие исследователи видят в ней не только механизм дополнительного контроля, но и возможность для ущемления отдельных граждан СССР по национальному признаку. Но самое интересное что изначально все обстояло с точностью до наоборот.

СССР был подчеркнуто многонациональной страной единого советского народа. Но именно «много»-национальной, а не «безнациональной». Поэтому графа «национальность» в теории и в рамках советской идеологии не только не была дискредитирующей, но, напротив, подчеркивала эту самую многонациональность, а через это и единство всего советского народа. Но это, как говорится, в теории. На практике же вышло не совсем так.

Изначально национальность человека определялась по национальности родителей. При этом, в СССР был список этих самых национальностей. Что характерно, он периодически ещё и менялся.

По национальности отца

В 1974 году паспортизация в Советском Союзе продолжалось. Теперь право на получение документа имели и колхозники, жители сельской местности. Одновременно с этим, изменился и подход к определению национальности.

Графа в паспорте была все такой же обязательной, но теперь гражданин мог по собственному выбору записать себя в ту или иную народность. Но вот самое интересное, что примерно в эти же годы начинается и варьирование списка «официальных» национальностей. В 1959 году было 126, в 1979 – 123, в 1989 – 128.

Гонения по национальному признаку

Что касается гонений по национальному признаку, то ряд учёных фиксируют в советской истории случаи депортации представителей десяти национальностей. К ним относят чеченцев, крымских татар, корейцев, карачаевцев, ингушей, немцев, балкарцев и ряд других.

Также, во времена сталинских чисток, нелегко пришлось советским евреям.

При этом, учёные указывают не только на факты депортации, но и на «мягкую дискредитацию» в позднем СССР по национальному признаку. Советские евреи по этому поводу придумали грустную шутку, где обозначали свою национальную принадлежность, как «инвалидность пятой группы».

Но стоит снова оговориться, что скорее Сталин и тогдашнее советское руководство увидело в графе «национальность» удобный практический механизм уже после его ввода. Изначально же, «пятая графа» была скорее идеологическим механизмом, и каких-то систематических практик не предполагала.

Что интересно, с крушением СССР советские паспорта не исчезли, и до сих пор считаются действительными на территории России, наряду с новыми паспортами граждан Российской Федерации, где графы «национальность» нет.

Периодически за её возвращение ратуют консерваторы, и общественная дискуссия по этому вопросу идет до сих пор. Однако, кажется, государство возвращать «пятую графу», как минимум в ближайшее время, не будет в силу особенностей нынешней российской национальной политики.
Источник

Думаю, сейчас их дружную семью вряд ли сильно беспокоит этот аспект. Разве что литовские пограничники, наверное, немного удивляются, когда они прилетают на Лёхину родину. Впрочем, это уже проблемы пограничников, я так думаю.

Источник

«Пятая графа»: зачем в паспортах СССР указывали национальность?

Что такое пятая графа в ссср. Смотреть фото Что такое пятая графа в ссср. Смотреть картинку Что такое пятая графа в ссср. Картинка про Что такое пятая графа в ссср. Фото Что такое пятая графа в ссср

Бюрократическая свобода

Но такая бюрократическая свобода до 1932 года создавала массу бытовых и криминальных проблем. Огромные массы людей свободно кочевали по просторам страны, а особенно активно этим пользовался криминальный элемент, который мог в те годы «гастролировать» практически без ограничений, пока не поймают.

Именно с целью пресечения подобных путешествий в советском паспорте появились графа о прописке. Которая позволяла, как и сам документ, фиксировать передвижения гражданина и определённым образом «привязывать» его к месту жительства.

Вопреки общему мнению, сельским жителям паспорта также выдавались, хотя их всеобщая паспортизация наступила гораздо позже, в семидесятые. Просто паспорта колхозники получали в случае поступления в ВУЗ или с началом военной карьеры, или переезжая в город на обговоренное уже рабочее место.

Графа о национальности

По поводу «прописки», которая сейчас именуется «регистрацией», до сих пор спорят специалисты.

Но была в советском паспорте и так называемая «пятая графа», или же графа о национальности.

Критики графы «национальность», да и многие исследователи видят в ней не только механизм дополнительного контроля, но и возможность для ущемления отдельных граждан СССР по национальному признаку. Но самое интересное что изначально все обстояло с точностью до наоборот.

СССР был подчеркнуто многонациональной страной единого советского народа. Но именно «много»-национальной, а не «безнациональной». Поэтому графа «национальность» в теории и в рамках советской идеологии не только не была дискредитирующей, но, напротив, подчеркивала эту самую многонациональность, а через это и единство всего советского народа. Но это, как говорится, в теории. На практике же вышло не совсем так.

Изначально национальность человека определялась по национальности родителей. При этом, в СССР был список этих самых национальностей. Что характерно, он периодически ещё и менялся.

По национальности отца

В 1974 году паспортизация в Советском Союзе продолжалась. Теперь право на получение документа имели и колхозники, жители сельской местности. Одновременно с этим изменился и подход к определению национальности.

Графа в паспорте была все такой же обязательной, но теперь гражданин мог по собственному выбору записать себя в ту или иную народность. Но вот самое интересное, что примерно в эти же годы начинается и варьирование списка «официальных» национальностей. В 1959 году их было 126, в 1979 – 123, в 1989 – 128.

Гонения по национальному признаку

Что касается гонений по национальному признаку, то ряд учёных фиксируют в советской истории случаи депортации представителей десяти национальностей. К ним относят чеченцев, крымских татар, корейцев, карачаевцев, ингушей, немцев, балкарцев и ряд других.

Также, во времена сталинских чисток, нелегко пришлось советским евреям.

При этом, учёные указывают не только на факты депортации, но и на «мягкую дискредитацию» в позднем СССР по национальному признаку. Советские евреи по этому поводу придумали грустную шутку, где обозначали свою национальную принадлежность как «инвалидность пятой группы».

Но стоит снова оговориться, что скорее Сталин и тогдашнее советское руководство увидело в графе «национальность» удобный практический механизм уже после его ввода. Изначально же, «пятая графа» была скорее идеологическим механизмом и каких-то систематических практик не предполагала.

Что интересно, с развалом СССР советские паспорта не исчезли и до сих пор считаются действительными на территории России, наряду с новыми паспортами граждан Российской Федерации, где графы «национальность» нет.

Периодически за её возвращение ратуют консерваторы и общественная дискуссия по этому вопросу идет до сих пор. Однако, кажется, государство возвращать «пятую графу», как минимум в ближайшее время, не будет в силу особенностей нынешней российской национальной политики.
источник

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник

Что такое пятая графа в ссср. Смотреть фото Что такое пятая графа в ссср. Смотреть картинку Что такое пятая графа в ссср. Картинка про Что такое пятая графа в ссср. Фото Что такое пятая графа в сссрmarafonec

Марафонец

Бег на месте к горизонту

Зачем в советском паспорте появилась пятая графа о национальности.

Но такая бюрократическая свобода до 1932 года создавала массу бытовых и криминальных проблем. Огромные массы людей свободно кочевали по просторам страны, а особенно активно этим пользовался криминальный элемент, который мог в те годы «гастролировать» практически без ограничений, пока не поймают.

Потому в советском паспорте появились графа о прописке. Которая позволяла, как и сам документ, фиксировать передвижения гражданина и определённым образом «привязывать» его к месту жительства.

Вопреки общему мнению, сельским жителям паспорта также выдавались, хотя их всеобщая паспортизация наступила гораздо позже, в семидесятые. Просто паспорта колхозники получали в случае поступления в ВУЗ или с началом военной карьеры, или переезжая в город на обговоренное уже рабочее место.

Графа о национальности

По поводу «прописки», которая сейчас обозначается, как «регистрация», до сих пор спорят специалисты. Но была в советском паспорте и так называемая «пятая графа», или же графа о национальности.

Критики графы «национальность», да и многие исследователи видят в ней не только механизм дополнительного контроля, но и возможность для ущемления отдельных граждан СССР по национальному признаку. Но самое интересное что изначально все обстояло с точностью до наоборот.

СССР был подчеркнуто многонациональной страной единого советского народа. Но именно «много»-национальной, а не «безнациональной». Поэтому графа «национальность» в теории и в рамках советской идеологии не только не была дискредитирующей, но, напротив, подчеркивала эту самую многонациональность, а через это и единство всего советского народа. Но это, как говорится, в теории. На практике же вышло не совсем так.

Изначально национальность человека определялась по национальности родителей. При этом, в СССР был список этих самых национальностей. Что характерно, он периодически ещё и менялся.

По национальности отца

В 1974 году паспортизация в Советском Союзе продолжалось. Теперь право на получение документа имели и колхозники, жители сельской местности. Одновременно с этим, изменился и подход к определению национальности.

Графа в паспорте была все такой же обязательной, но теперь гражданин мог по собственному выбору записать себя в ту или иную народность. Но вот самое интересное, что примерно в эти же годы начинается и варьирование списка «официальных» национальностей. В 1959 году было 126, в 1979 – 123, в 1989 – 128.

Что интересно, с крушением СССР советские паспорта не исчезли, и до сих пор считаются действительными на территории России, наряду с новыми паспортами граждан Российской Федерации, где графы «национальность» нет.

Периодически за её возвращение ратуют консерваторы, и общественная дискуссия по этому вопросу идет до сих пор. Однако, кажется, государство возвращать «пятую графу», как минимум в ближайшее время, не будет в силу особенностей нынешней российской национальной политики.

Источник

Что такое пятая графа в ссср

Что такое пятая графа в ссср. Смотреть фото Что такое пятая графа в ссср. Смотреть картинку Что такое пятая графа в ссср. Картинка про Что такое пятая графа в ссср. Фото Что такое пятая графа в ссср

По паспорту

Процесс паспортизации был начат в 30-х годах прошлого столетия. В документе прописывали социальный статус, место проживания, национальность. Последняя определялась по родителям. Работники милиции сопоставляли фамилии с декларируемой национальностью с целью выявления несовпадений. Был создан список, включавший 200 национальностей, среди которых выбирали для присвоения гражданину при выдаче паспорта. Эти паспортные данные служили поводом для массовых депортаций, проводившихся в 30-е и более поздние годы. Под самые жесткие санкции попали представители следующих национальностей: чеченцы, корейцы, турки-месхетинцы и крымские татары, финны-ингерманландцы и немцы, балкарцы, ингуши и калмыки. Право на национальную самоидентификацию возникло только в 1974 году. Однако, способ определения национальности по одному из родителей по-прежнему практиковался.

По родителям

Чаще всего национальность определяли по отцовской линии, так как патриархальные традиции в СССР были в большом почете. Существовали и исключения. Например, если отец был евреем, а мама – русской, ребенку предпочтительнее было дать русскую национальность, чтобы ему удалось избежать дискриминации, которую нередко вызывала «пятая графа». С 1968 года стала наблюдаться обратная тенденция, поскольку именно тогда евреи получили возможность выехать в Израиль. Даже в этот период «свободной самоидентификации» число национальностей на выбор было ограничено соответствующим списком признанных народов, который постоянно менялся (1959 г. – 126 национальностей, 1979г. – 123, 1989 г. – 128). Хотя некоторые народы в этот список включены не были, их представители (например, ассирийцы) проживали в СССР именно под этой национальностью.

По лицу

Представителей силовых ведомств СССР учили идентифицировать людей по внешним характеристикам, а именно – по лицу. Если отличить бурята от якута еще можно было, то русские, латыши и белорусы – все на одно лицо. Были составлены специальные таблицы, позволявшие сотрудникам милиции и КГБ идентифицировать национальности людей без паспорта. Для этого требовались хорошая память и наблюдательность, но кто говорил, что это будет простой задачей в государстве с более чем сотней национальностей?

По собственному велению

«Пятая графа» была упразднена в 1991 году. С тех пор в паспорте и прочих документах национальность указывают лишь по желанию. Соответственно, перечень признанных народов также исчез. В итоге возник весьма нетривиальный эффект: во время переписи 2010 года некоторые люди приписывали себя к несуществующим и даже мифическим национальностям, таким как «казаки», «скифы», «поморы» и даже «эльфы».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *