Что такое рабочая тетрадь на печатной основе
Рабочие тетради для начальной школы – всё, что необходимо знать родителям
Какая польза от рабочих тетрадей на печатной основе для вашего ребёнка? Зачем рекомендуют использовать в начальной школе дополнительные учебные пособия и учебные материалы и по какой причине сейчас тетрадь входит в рекомендованный набор ученика? Давайте разберёмся в этих вопросах.
Что такое рабочая тетрадь?
Для начала стоит выяснить, для чего тетрадь предназначена и какие бывают виды рабочих тетрадей.
Рабочая тетрадь – учебное пособие, в котором ребёнок работает непосредственно в сочетании с заданиями из учебника, входящего в единый комплект – учебно-методический комплекс. Такие пособия обязательно соответствуют Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС) и образовательным программам школы.
Например, система учебников «Начальная школа XXI века» включает в себя рабочие тетради по каждому предмету. Система помогает обеспечить комфортную адаптацию к учебному процессу, поощряет детское любопытство и тягу к знаниям и помогает находить индивидуальный подход к каждому ребёнку. Рабочая тетрадь является её частью, дополняет учебный процесс и расширяет образовательное пространство урока. Логика представления учебной информации в тетради такая же, как и в учебнике, входящем в учебно-методический комплекс.
Какие рабочие тетради бывают?
Различают несколько видов рабочих тетрадей.
Информационная. Такая тетрадь содержит только информацию, без заданий. Используется довольно редко на базовых предметах курса начальной школы, так как основная её цель – задать правильный ориентир изучения основной темы учебника. Более широко информационная тетрадь используется в профильных классах средней и старшей школы.
Контролирующая. Содержит задания для проверки знаний ребёнка во время занятия или после него. Проверяя эти тетради, преподаватель может определить, в какой момент обучения ученики совершают ошибки, и корректирует акценты преподавания с учётом допущенных ошибок, например, если какая-то тема вызвала затруднения, к ней стоит вернуться.
Смешанная. Самый распространённый вид рабочих тетрадей. В такой тетради два блока – общий информационный и контролирующий. В информационный блок включаются новые учебные материалы, а в контролирующем можно найти задания и тесты, которые позволят проконтролировать полученные знания и умения. Также во втором блоке можно найти задания для самостоятельной работы вне школы.
Какие навыки развивают рабочие тетради в начальной школе?
Первый и самый главный навык – это концентрация внимания. К моменту поступления в школу ребёнок, как правило, способен удерживать своё внимание на выполнении задания 10–15 минут, затем нужна передышка и переключение на другой вид деятельности. Такая особенность обязательно учитывается распорядком внутри самого урока, желательно следовать ему и при выполнении заданий дома.
Тетради помогут, если ребёнок не проявляет инициативу на уроках, делает всё спустя рукава. Поскольку рабочие тетради содержат дополнительный материал, не представленный в учебниках, они позволяют сохранить мотивацию и заинтересованность школьника. Ученик следует по траектории заданий в рабочей тетради и закрепляет изучаемую на уроке тему. В рабочей тетради содержатся задания на развитие необходимых навыков и умений: умение ставить перед собой цели и достигать их, мыслить критически. Тетради учат самостоятельности и развивают творческое мышление.
Согласно недавним опросам ВЦИОМ, всё больше родителей учащихся начальных классов положительно отзываются об опыте использования рабочих тетрадей.
Рабочая тетрадь для начальной школы: значимость и необходимость
Успешное обучение – это прежде всего отличное усвоение материала, интерес к новым знаниям, мотивация, обретение новых навыков. Хорошо, когда всё это присутствует в учебном процессе ученика младших классов. Рабочие тетради помогают решать сразу несколько важных задач образовательного процесса.
ТЕТРАДЬ С ПЕЧАТНОЙ ОСНОВОЙ
Смотреть что такое «ТЕТРАДЬ С ПЕЧАТНОЙ ОСНОВОЙ» в других словарях:
Карасёв, Сергей Анатольевич — У этого термина существуют и другие значения, см. Карасёв. Сергей Карасёв … Википедия
Карасев Сергей Анатольевич — Сергей Карасёв учитель географии Дата рождения: 12 сентября 1971 Место рождения: Э … Википедия
Карасёв Сергей Анатольевич — Сергей Карасёв учитель географии Дата рождения: 12 сентября 1971 Место рождения: Э … Википедия
Сергей Анатольевич Карасев — Сергей Карасёв учитель географии Дата рождения: 12 сентября 1971 Место рождения: Э … Википедия
Сергей Анатольевич Карасёв — Сергей Карасёв учитель географии Дата рождения: 12 сентября 1971 Место рождения: Э … Википедия
МАТЕМАТИКА — уч. предмет в школе, в содержание к рого входят элементы арифметики, алгебры, начал анализа, евклидовой геометрии плоскости и пространства, аналитич. геометрии, тригонометрии. Преподавание М. направлено на овладение учащимися системой матем.… … Российская педагогическая энциклопедия
Средства обучения — авмо, авсо, автоматизация, автоматизация обучения, автоматизированная обучающая система (аос), автоматическая обработка текста, автоматический перевод, авторские компьютерные системы, адаптивная обучающая машина, адаптивная обучающая программа,… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика — РСФСР. I. Общие сведения РСФСР образована 25 октября (7 ноября) 1917. Граничит на С. З. с Норвегией и Финляндией, на З. с Польшей, на Ю. В. с Китаем, МНР и КНДР, а также с союзными республиками, входящими в состав СССР: на З. с… … Большая советская энциклопедия
Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика, РСФСР (народное образование и культурно-просветительные учреждения) — VIII. Народное образование и культурно просветительные учреждения = История народного образования на территории РСФСР уходит в глубокую древность. В Киевской Руси элементарная грамотность была распространена среди разных слоев населения, о чём… … Большая советская энциклопедия
КАТЕХИЗИС — [греч. κατήχησις; лат. catechismus, catechesis], жанр христ. вероучительной лит ры. Как пособие для первоначального усвоения наиболее важных понятий и положений вероучения и церковной жизни К. предполагает краткость, ясность и однозначность… … Православная энциклопедия
Зачем нужны рабочие тетради
Рабочие тетради, или тетради на печатной основе, используются в нашей стране уже достаточно долгий период, но все еще вызывают множество вопросов и различных эмоций у родителей обучающихся и учителей. Может ли учитель рекомендовать ту или иную тетрадь на печатной основе? Кто должен покупать рабочие тетради? Зачем нужны рабочие тетради?
Долгое время между родителями учеников и школами возникали споры о том, должна ли школа обеспечивать обучающихся рабочими тетрадями, ведь Конституция РФ в части 2 статье 43 гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования. В ФЗ №273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» прописано, что учебники и учебные пособия, а также учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания бесплатно предоставляются в пользование на время получения образования.
Так что же такое рабочая тетрадь? Должна ли школа обеспечивать учеников рабочими тетрадями?
В ГОСТ 7.60-2003 «СИБИД. Издания. Основные виды. Термины и определения» приводится определение рабочей тетради как учебного пособия, имеющего особый дидактический аппарат, способствующий самостоятельной работе учащегося над освоением учебного предмета. Рабочая тетрадь относится к учебным изданиям нового поколения и должна рассматриваться как отдельная категория учебных пособий. Тем более что невозможно временно использовать тетрадь, которая подразумевает индивидуальное выполнение обучающимся заданий непосредственно на страницах пособия. Бесплатно предоставляются учебники, входящие в федеральный перечень учебников (ФПУ). ФПУ — перечень допущенных государством учебников для наполнения школьных библиотек за счет государственного бюджета. Рабочие тетради по своей сути не могут заменить учебники, не входят в федеральный перечень, а используются для отработки практических навыков при усвоении материала.
15 мая 2019 года на медиафоруме Общероссийского народного фронта в Сочи президент РФ окончательно разрешил этот спор и призвал не путать учебники с рабочими тетрадями. Учебники должны предоставляться бесплатно на время обучения в школе. Так было всегда и остается на сегодняшний день. В то время как рабочая тетрадь — это расходный материал. На этой же встрече президент отметил, что каждый учитель для своей работы может самостоятельно выбирать учебники и другие методические материалы.
Для чего нужны рабочие тетради и чем они хороши?
Рабочие тетради содержат различные задания и, как правило, составлены исходя из программы учебной дисциплины и уровня подготовленности обучающихся. Задания в таких тетрадях содержат различные формы контроля (тесты, самостоятельные работы, карточки заданий, и т.п.), помогая обучающимся всесторонне подготовиться по каждому предмету.
Для учителей тетрадь на печатной основе с уже подобранными заданиями, разработанная с учетом требований ФГОС, сможет стать незаменимым помощником и сэкономить время на подготовку к занятиям. На уроке сокращается время выполнения заданий, что позволяет дополнительно проработать материал с учениками.
Полезными могут стать тетради, в которых перед заданиями приведены примеры их выполнения. Так обучающийся сможет восстановить в памяти алгоритм выполнения и оформление подобного рода заданий.
Для младших школьников тетради на печатной основе хорошо иллюстрированы, подобраны задания, позволяющие не только отработать основные навыки по предметам, но и вызвать интерес к дальнейшему обучению. Тетради, позволяющие стимулировать познавательную деятельность обучающихся, вполне могут быть применимы для проведения занятий как в традиционной форме, так и с использованием активных методов обучения. Например, в пособиях для учащихся начальных классов «Математика. Карточки заданий» и «Русский язык. Карточки заданий» предложен готовый разрезной материал, который может быть использован педагогом для быстрой проверки знаний и как элемент активной формы проведения занятия.
Как активизировать речевое развитие, творческую и познавательную деятельность обучающихся? В этом тоже помогут тетради на печатной основе! Возьмем тетрадь «Русский язык. Развитие речи». Разнообразные упражнения могут быть использованы на уроке во фронтальной, групповой, индивидуальной работе с учащимися, а также в качестве домашних заданий.
Повысить интерес современного школьника к чтению, научить работать с текстами различных типов, анализировать художественное своеобразие текста, развить внимание к языковой стороне текста? Помочь лучше запомнить и понять художественное произведение? Помочь сделать выводы из прочитанного? Все это под силу тетрадям на печатной основе. Выполняя задания в тетради «Мой читательский дневник. Иду в 4 класс», ребенок без особых усилий научится восстанавливать последовательность событий, представленных в произведениях, запомнит новые для себя слова и устойчивые выражения. Такие рабочие тетради, составленные в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта, позволят ученикам с интересом проработать художественные произведения, при этом воспринимая задания как увлекательное занятие.
Сложно переоценить значение тетрадей на печатной основе и для старших школьников. Задания в старшей школе значительно сложнее и требуют больше времени для записи исходного материала. Это приводит к сокращению количества выполненных заданий. Используя рабочие тетради, в которых исходные данные уже прописаны, старшие школьники смогут больше времени уделить отработке заданной темы.
Для подготовки к испытаниям ВПР, ОГЭ и ЕГЭ такие тетради (например, «Русский язык. ЕГЭ. Тренировочные работы» или «ВПР. Математика. Тренировочные работы») дают возможность потренироваться на заданиях, которые составлены в соответствии со всеми требованиями федерального стандарта и имеют структуру (форму и количество заданий, уровень сложности), аналогичную предстоящему испытанию.
По опыту многих учителей, использование рабочих тетрадей благотворно влияет на усвоение материала и подготовку к итоговым испытаниям. Проводя с родителями разъяснительные беседы о том, что такое рабочая тетрадь и для чего она нужна, о том, что использование таких тетрадей возможно только на добровольной основе за счет средств родителей, учителя смогут избежать споров на родительских собраниях и добиться, используя тетради на печатной основе, более высоких показателей успеваемости учеников.
Рабочая тетрадь на печатной основе — кто же платит?
Главная > Консультации > Правовое обеспечение > Рабочая тетрадь на печатной основе — кто же платит?
Причиной написания данной публикации послужило огромное количество вопросов, которое поступает от родителей (законных представителей) обучающихся в рубрику «Консультации» на центральном портале нашему специалисту-омбудсмену, а также (хотя и реже) в раздел «Нормативно-правое обеспечение». Автор постарался подготовить публикацию, содержание которой позволило бы однозначно поставить точку в данном вопросе.
На практике мы очень часто сталкиваемся с ситуацией, когда родители в поисках «своей правды», которая рождается от неверного толкования некоторых статей Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации», задают во всевозможные инстанции вопросы (жалуются), связанные с обязанностью покупать за счёт личных средств тетради на печатной основе, хотя в ст. 35 вышеупомянутого закона сказано, что «бесплатно предоставляются в пользование на время получения образования учебники и учебные пособия, а также учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания». Давайте разберёмся во всём по порядку.
Начнём с того, что в ч.1 ст. 34 (пункт 20) «Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования» закреплено право обучающихся «на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами, учебной, производственной, научной базой образовательной организации». Важность и значимость данного вопроса подчеркивается и тем, что он рассмотрен в отдельной статье 35 «Пользование учебниками, учебными пособиями, средствами обучения и воспитания»:
1. Обучающимся, осваивающим основные образовательные программы за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, образовательных стандартов, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, бесплатно предоставляются в пользование на время получения образования учебники и учебные пособия, а также учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания.
2. Обеспечение учебниками и учебными пособиями, а также учебно-методическими материалами, средствами обучения и воспитания организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным образовательным программам, в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, образовательных стандартов осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
3. Пользование учебниками и учебными пособиями обучающимися, осваивающими учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) за пределами федеральных государственных образовательных стандартов, образовательных стандартов и (или) получающими платные образовательные услуги, осуществляется в порядке, установленном организацией, осуществляющей образовательную деятельность.
К огромному сожалению, но Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» не даёт определения таким понятиям как «учебник», «учебное пособие», «учебно-методические материалы», но при этом в статье 2 «Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе» есть определение понятий «средства обучения и воспитания», которые определены как «приборы, оборудование, включая спортивное оборудование и инвентарь, инструменты (в том числе музыкальные), учебно-наглядные пособия, компьютеры, информационно-телекоммуникационные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы и иные материальные объекты, необходимые для организации образовательной деятельности». В связи с тем, что федеральным законодательством в области образования не дано определений таким понятиям как «учебник», «учебное пособие», «учебно-методические материалы», это и порождает ситуацию, когда родители отказываются приобретать тетради на печатной основе на личные средства, указывая на то рабочая тетрадь является учебным пособием, без применения которой невозможно усвоить материал по учебнику или относят рабочую тетрадь к учебно-методическим материалам, что весьма затруднительно.
Если законодательство в сфере образования не вводит понятий «учебник» и «учебное пособие», то наверняка есть толкование данных определений в других нормативно-правовых актах РФ? Да, существуют документы, в которых зафиксированы такие понятия. Рассмотрим самый важный из них — Государственный стандарт «ГОСТ 7.60–2003. Межгосударственный стандарт. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Издания. Основные виды. Термины и определения», (введён Постановлением Госстандарта России от 25.11.2003 № 331-ст). В данном документе даются следующие определения:
«Учебный комплект — набор учебных изданий, предназначенный для определённой ступени обучения и включающий учебник, учебное пособие, рабочую тетрадь, справочное издание».
«Учебник — учебное издание, содержащее систематическое изложение учебной дисциплины, её раздела, части, соответствующее учебной программе, и официально утверждённое в качестве данного вида издания».
«Учебное пособие — это учебное издание, дополняющее или заменяющее частично или полностью учебник, официально утверждённое в качестве данного вида издания».
«Рабочая тетрадь — учебное пособие, имеющее особый дидактический аппарат, способствующий самостоятельной работе учащегося над освоением учебного предмета».
Рассмотрев данные определения, становится очевидным, что рабочая тетрадь на печатной основе (мы даже не рассматриваем вопрос «обычной» школьной рабочей тетради обучающегося) рассматривается как отдельная категория учебных пособий и выделяется как самостоятельный компонент учебного комплекта.
Теперь вернёмся к формулировке части 1 статьи 35 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и внимательно прочитаем — «бесплатно предоставляются в пользование на время получения образования учебники и учебные пособия». Итак, на законодательном уровне никто не гарантировал предоставление учебных комплектов, отдельным компонентом которого является рабочая тетрадь. На что ещё стоит обратить внимание — «в пользование на время»! С трудом представляется пользование рабочей тетрадью «на время».
До декабря 2014 года на основании СанПиН 2.4.7.1166–02 в зависимости от функционального назначения в процессе обучения издания подразделялись на: учебник; учебное пособие; практикум. Учебные издания нового поколения — учебник-тетрадь, индивидуальная рабочая тетрадь, книга для самостоятельной работы учащихся, альбом-задачник, тетрадь для творческих заданий и т. п. — следует относить к практикумам. На сегодняшний день пункт 2.2 СанПиН 2.4.7.1166–02 утратил свою силу на основании Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 02.12.2014 № 78. Но и в этом документе, рабочая тетрадь не относилась к учебному пособию, а рассматривалась как отдельная категория.
Теперь вернёмся к определению «учебник» и «учебное пособие». И то, и другое определение заканчивается фразой «официально утверждённое в качестве данного вида издания». На федеральном уровне установлен порядок формирования перечня учебников и иных учебных пособий (приказ Министерства образования и науки РФ от 18.07.2016 г. № 870 «Об утверждении Порядка формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования»). Таким образом, не каждую изданную учебную книгу можно считать учебником, и тем более, использовать в учебном процессе. Очень часто на практике встречаются ситуации, когда учитель-предметник предлагает родителям (законным представителям) учащихся купить пособие, которое, по его мнению, позволит лучше подготовить ребят к государственной итоговой аттестации, глубже раскрыть содержание предмета на углублённом уровне изучения предмета (профильное обучение, углублённое изучение отдельных предметов). Именно такие ситуации и начинают порождать всевозможные жалобы в органы исполнительной власти различных уровней. Давайте разберёмся и с этой ситуацией. За счёт средств бюджета гарантировано только то, что разрешено (рекомендовано!) Приказом Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 г. № 253 (в ред. от 21.04.2016 г.) «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования» утверждён такой список учебников и учебных пособий, которые закупаются за счёт средств бюджета и выдаются обучающимся бесплатно в пользование на время. В данном перечне мы никогда не найдём пособий, которые могут быть рекомендованы учителем для использования в учебной деятельности (например, «ЕГЭ на 100 баллов» и пр.), тем более рабочих тетрадей.
Это абсолютно не означает, что такие пособия использовать нельзя или то, что они не соответствуют каким-то требованиям, просто они не входят в федеральный перечень учебников и учебных пособий, а, следовательно, не могут закупаться за бюджетные средства. Требовать от образовательной организации выдавать такие пособия бесплатно во временное пользование — абсурд!
Отдельного внимания заслуживает гарантия бесплатности пользования учебниками, учебными пособиями, средствами обучения и воспитания. Данная гарантия установлена исключительно для обучающихся, осваивающих основные образовательные программы, реализуемые в пределах федеральных государственных образовательных стандартов.
В части 3 статьи 35 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» сказано, что «пользование учебниками и учебными пособиями обучающимися, осваивающими учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) за пределами федеральных государственных образовательных стандартов, образовательных стандартов и (или) получающими платные образовательные услуги, осуществляется в порядке, установленном организацией, осуществляющей образовательную деятельность». Из этого следует, федеральный закон даёт право образовательной организации самостоятельно установить такой Порядок и что самое главное — не регламентирует вопросы платы за пользование учебниками и учебными пособиями. Анализ подобного регулирования позволяет сделать вывод о том, что оно может осуществляться как платно, так и бесплатно по усмотрению организации, осуществляющей образовательную деятельность. В связи с этим, рекомендуем образовательной организации разработать и утвердить локальный акт, который регулировал бы Порядок пользования библиотечным фондом. Напомним, что такой локальный акт должен быть согласован со всеми сторонами участников образовательных отношений, чьи интересы он затрагивает.
Как же избежать ситуации, когда учитель рекомендует (порой настаивает) на необходимости купить то или иное пособие, а родители отказываются и жалуются на учителя, образовательную организацию во всевозможные органы исполнительной власти. Во-первых, такие жалобы — показатель низкого уровня разъяснительной работы образовательной организации с родителями (начиная от рядового учителя, заканчивая директором школы), во-вторых, это показатель низкого уровня юридической грамотности самих педагогических работников, которые, выступая с такими инициативами и просьбами на родительских собраниях, не разъясняют родителям, что никто не обязан закупать за счёт средств бюджета такие рабочие тетради, пособия, а также и то, что это только может быть организовано на добровольной основе (не будем в этой публикации рассматривать вопросы незаконного сбора денежных средств). Чаще всего учителем фактически диктуется необходимость покупки тех или иных тетрадей, пособий, а родители только успевают подсчитывать объём необходимых «вложений». Вот такой стиль работы только способствует тому, что школа «тонет» в разборках по письмам недовольных родителей.
Понятно, что самое важное в решении таких конфликтных ситуаций — их профилактика, т. е. разъяснительная работа, которую необходимо грамотно организовать в образовательной организации: администрации с учителями, а последним в свою очередь с родительской общественностью. Администрация школы имеет в арсенале своих средств общедоступный информационный ресурс — официальный сайт образовательной организации, на котором необходимо разместить требуемые в соответствии с законодательством документы, в том числе и образовательную программу ОО, рабочие программы по предметам. Надеюсь, всем становится понятным, что в данных документах должны быть чётко обозначены все пособия, которые используются при реализации образовательной программы, рабочей программы по предмету. И если возникает конфликтная ситуация, которую порождает сам учитель, то его за такие действия можно привлечь к ответственности. Другое дело, когда в документах образовательной организации указаны все учебные пособиях (сейчас даже не рассматриваем вопрос «почему» учитель их указал в рабочей программе), а директор школы всё утвердил…. Если образовательная организация для реализации стандарта указала в перечне обязательных иные учебные пособия (именно для учащихся), то здесь уже родители вправе задавать другие вопросы! Последняя рекомендация — разработать локальный акт образовательной организации, который регулировал вопрос пользования библиотечным фондом, тем более, что частью 1 статьи 30 указано на необходимость иметь в наличии такой документ, так как он регулирует образовательные отношения.
Итак, в «сухом остатке» — рабочая тетрадь на печатной основе не относится к перечню учебных пособий, которые предоставляются обучающемуся бесплатно. Использование таких пособий в учебном процессе может быть только на добровольной основе, при этом не может создавать ситуаций ограничения права обучающихся на получение бесплатного образования. Рабочая тетрадь на печатной основе оплачивается родителями (законными представителями).