Что такое рабочий персонал
На какие категории делится персонал
Персонал – это лица, которые включены в трудовые отношения в рамках конкретного юридического субъекта. Это личный состав предприятия, в который входят наемные сотрудники, собственники и совладельцы.
Основные признаки персонала
Перед квалификацией нужно понять, кто именно относится к персоналу. Персонал характеризуется этими признаками:
Управление персоналом отличается такими особенностями, как:
Сотрудники, никак не оформленные на предприятии, не будут являться персоналом.
Нарушение трудового законодательства заключается в действиях или бездействии должностных лиц организации, нарушающих нормы Трудового кодекса, других нормативных актов, что повлекло нарушение прав работников. При нарушениях трудового законодательства действуют все виды ответственности: дисциплинарная, материальная, гражданско-правовая, административная и уголовная.
Посмотреть характеристику видов ответственности
Нормативное обоснование
Категории персонала регулируются «Инструкцией численности рабочих на предприятиях» №17-10-0370, утвержденной Госкомстатом 17 сентября 1987 года. Ключевым документом также является Классификатор профессий №367, утвержденный Постановлением Госстандарта от 26 января 1994 года. Минздравсоцразвитием было издано несколько приказов, которые утверждают квалификационные категории:
В нормативных актах выделены эти группы персонала:
Необходимость в образовании определяется в зависимости от специфики деятельности. Сложная интеллектуальная работа предполагает наличие соответствующих знаний и навыков. Для исполнения простой работы достаточно начального образования.
Основные категории персонала
Персонал – это совокупность сотрудников различных специализаций, входящих в штатный состав. Подразделяется он на две основных категории: производственный и непроизводственный. Производственный персонал занимается трудом, результат которого выражен в материальной форме. К примеру, это могут быть лица, работающие над созданием автомобилей, строительством зданий. Рассмотрим составляющие первой категории:
Вторая категория – это непроизводственный персонал. Под ним понимаются сотрудники, занятые на непромышленных хозяйствах. То есть итогом их труда не является создание чего-то материального. Примером непроизводственного персонала являются работники ЖКХ, столовых, поликлиник.
Категории руководителей
Руководители производства подразделяются на эти категории:
Руководители подразделяются по уровням управления:
Руководители низового звена управляют небольшими отделами, среднего — укрупненными подразделениями, высшего – предприятием в целом.
Классификация персонала предприятия
Персонал подразделяется на категории в зависимости от конкретных признаков. Рассмотрим их подробнее:
Одни сотрудники отличаются от других по специфике своей деятельности, особенностям трудовых взаимоотношений с предприятиями.
Дополнительная классификация
Рассмотрим дополнительные категории для разделения персонала на группы:
Классификации также поддаются должности:
К СВЕДЕНИЮ! В России существует главный Классификатор профессий.
В зависимости от чего должность относится к той или иной категории
Существуют следующие характеристики, влияющие на отношение должности к той или иной категории:
Как правило, персонал поддается четкой квалификации. Структурный состав сотрудников определяется в зависимости от особенностей конкретного мероприятия.
Рабочий персонал: как не промахнуться при подборе
Телефонное собеседование
Чаще всего резюме производственного персонала не отличается информативностью или вовсе отсутствует. Поэтому на первый план выходит скрининг кандидатов во время телефонного разговора.
Телефонное интервью похоже на офлайн-собеседование, но имеет свои особенности. Нужный вам человек может быть занят или в любой момент положить трубку, а отсутствие визуального контакта усложняет оценку кандидата. Чтобы упростить процесс общения, составьте скрипт.
Мы попросили рекрутера HRspace Константина Масальского поделиться этапами телефонного интервью с производственным и строительным персоналом.
Проверка навыков офлайн
Чтобы организовать проверку навыков специалиста в реальных условиях, нужно выделить время, место, инструменты и мастера, который будет следить за процессом. Это довольно трудоемкая задача.
«Чаще всего компании ограничиваются формальной оценкой документов и собеседованием по базовым теоретическим знаниям, но есть специальности, в которых обязательна проверка. Например, на крупных объектах сварщики всегда выполняют сварку образцов установленного формата», — рассказывает Константин Масальский.
Еще один вариант — вывести сотрудника на короткую стажировку и посмотреть, как он справляется с разными видами задач и общается с коллегами и клиентами.
«Когда клиент сомневается, действительно ли кандидат обладает нужными знаниями и навыками, мы предлагаем вывести его на стажировку, — делится лайфхаком рекрутер HRspace Наталья Громова. — Срок стажировки 3–5 дней. Она обязательно должна быть оплачиваемой.
Дайте кандидату проявить себя в работе. Если у него получается — вы трудоустраиваете его. Если нет — понимаете, что на данном этапе развития вы не подходите друг другу. В 80% случаев люди себя проявляют хуже на собеседовании, чем в работе. Поэтому такой инструмент хорошо работает».
Главный тренд — онлайн-тестирование
Понять, действительно ли кандидат обладает нужными навыками, сложно, если ориентироваться только на результаты собеседований и резюме. Проверка мастерства специалиста офлайн полезна, но усложняет процесс подбора. Универсальное решение — онлайн-тестирование.
Автоматизированные тесты уже давно применяются при подборе белых воротничков и для управления талантами внутри компании. Они помогают «оцифровать» программистов, маркетологов, дизайнеров, менеджеров и представителей других специальностей. С помощью тестирования чаще всего измеряются профессиональные знания и умения специалистов, а также soft skills, нужные для этой профессии, например, лидерские качества, эмоциональный интеллект и обучаемость.
Раньше онлайн-методы оценки почти не применялись в работе с синими воротничками. Зато сейчас такие инструменты становятся одним из главных трендов. В прошлом году из-за пандемии большинство HR-процессов ушли в онлайн. Соискатели адаптировались к этим изменениям и с большей готовностью участвуют в онлайн-собеседованиях и проверке знаний.
На рынке появились универсальные тесты для представителей рабочих специальностей, основанные на научном подходе и верифицированные опытными мастерами. Это значит, что один из самых сложных этапов подбора рабочего персонала может быть изменен в лучшую сторону.
Онлайн-тестирование для синих воротничков обычно включает ситуационные кейсы и теоретические вопросы. За основу берется нормативная, техническая документация и инструкции для разных видов объектов, инструментов и средств защиты. После сбора информации весь объем данных структурируется, действия мастера по выполнению конкретных работ разбиваются по шагам с учетом рабочих инструментов и средств защиты.
Что такое рабочий персонал
5. Категории персонала
В отчетности по труду предприятий и организаций отдельных отраслей сферы материального производства (промышленности, строительства, транспорта, в совхозах и некоторых других производственных отраслях) численность работников распределяется на две группы: рабочие и служащие. Из группы служащих выделяются следующие категории: руководители, специалисты и другие работники, относящиеся к служащим.
Постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 N 367 с 1 января 1996 года введен в действие Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016-94.
При распределении работников по категориям персонала в статистической отчетности по труду следует руководствоваться Общесоюзным классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР), утвержденным Госстандартом СССР 27.08.86 N 016.
ОКПДТР состоит из двух разделов:
классификатора профессий рабочих;
классификатора должностей служащих, который содержит должности руководителей, специалистов и служащих.
33. К рабочим относятся лица, непосредственно занятые в процессе создания материальных ценностей, а также занятые ремонтом, перемещением грузов, перевозкой пассажиров, оказанием материальных услуг и др. В ОКПДТР профессии рабочих перечислены в разделе 1.
К рабочим, в частности, относятся лица, занятые:
33.1. управлением, регулированием и наблюдением за работой автоматов, автоматических линий, автоматических приспособлений, а также непосредственно управлением или обслуживанием машин, механизмов, агрегатов и установок, если труд этих работников оплачивается по тарифным ставкам или месячным окладам рабочих;
33.2. изготовлением материальных ценностей вручную, а также при помощи простейших механизмов, приспособлений, инструментов;
33.3. строительством и ремонтом зданий, сооружений, монтажом и ремонтом оборудования, ремонтом транспортных средств;
33.4. перемещением, погрузкой или выгрузкой сырья, материалов, готовой продукции;
33.5. на работах по приему, хранению и отправке грузов на складах, базах, в кладовых и других хранилищах;
33.6. уходом за машинами, оборудованием, обслуживанием производственных и непроизводственных помещений;
33.7. проходкой наземных и подземных горных выработок, бурением, испытанием, опробованием и освоением скважин, геологосъемочными, поисковыми и другими видами геолого-разведочных работ, если их труд оплачивается по тарифным ставкам или месячным окладам рабочих;
33.8. машинисты, водители, кочегары, дежурные стрелочных постов, обходчики путей и искусственных сооружений, грузчики, проводники, рабочие по ремонту и уходу за транспортными линиями, линиями связи, по ремонту и уходу за оборудованием и средствами передвижения, трактористы, механики, рабочие растениеводства и животноводства;
33.9. почтальоны, телефонисты, телеграфисты, радиооператоры, операторы связи;
33.10. операторы вычислительных и электронно-вычислительных машин;
33.11. дворники, уборщики, курьеры, гардеробщики, сторожа.
34. К руководителям относятся работники, занимающие должности руководителей предприятий и их структурных подразделений. Должность в ОКПДТР, имеющая код категории 1, относится к руководителям.
К руководителям, в частности, относятся:
директора (генеральные директора), начальники, управляющие, заведующие, председатели, командиры, комиссары, мастера, производители работ на предприятиях, в структурных единицах и подразделениях;
главные специалисты: главный бухгалтер, главный диспетчер, главный инженер, главный механик, главный металлург, главный сварщик, главный агроном, главный геолог, главный электрик, главный экономист, главный научный сотрудник, главный редактор;
К категории руководителей относятся также заместители по названным выше должностям.
35. К специалистам относятся работники, занятые инженерно-техническими, экономическими и другими работами, в частности, агрономы, администраторы, бухгалтеры, геологи, диспетчеры, инженеры, инспекторы, корректоры, математики, механики, нормировщики, редакторы, ревизоры, психологи, социологи, техники, товароведы, физиологи, художники, экономисты, энергетики, юрисконсульты.
К категории специалистов относятся также и ассистенты, помощники названных специалистов.
Основные категории персонала
Категории персонала представляет собой классификацию сотрудников, осуществляющих работу по найму в соответствии с выполняемыми ими функциями. Для характеристики совокупности сотрудников на предприятии в основном используются термины «персонал», «кадры» и «трудовой коллектив».
Основные категории персонала
Все наемные работники могут подразделять на такие группы: служащие и рабочие. К служащим относятся следующие категории сотрудников: специалисты, руководящий состав и прочие работники, которые могут быть отнесены к служащим. Категории персонала распределяются в соответствии с нормативным документом (Общероссийский классификатор профессий). Данный документ содержит два раздела перечней: должностей служащих и профессий рабочих. К первым относятся сотрудники, которые занимают руководящие должности на предприятиях и в их структурных подразделениях. К этой категории персонала могут причисляться директора, заведующие, управляющие и главные специалисты.
Факторы, оказывающие влияние на классификацию персонала
Люди – наиболее важный элемент производительных сил и основной источник развития всей экономики. Их образование, мастерство, подготовка и мотивация – главные инструменты любого производства. Специалистами доказано, что существует определенная зависимость благосостояния людей и конкурентоспособности экономики от качества категории персонала предприятия и организации.
На формирование персонала предприятия оказывают влияние как внутренние (продукция, технология и организация производства), так и внешние (демографический процесс, моральные и юридические нормы общества, а также характер рынка труда) факторы. При этом вторые должны конкретизировать категории персонала в части параметров макроэкономического характера: численность трудоспособного (активного) населения, его общеобразовательный уровень, уровень занятости и потенциальный резерв рабочей силы. Также данными характеристиками определены качественные и количественные параметры ресурсов трудового характера.
Трудовые ресурсы
К данной категории персонала может быть отнесено трудоспособное население, которое по физическим, возрастным и образовательным данным соответствует некоторой сфере деятельности. Необходимо различать реальные трудовые ресурсы (уже работающие люди) и потенциальные (по которым существует вероятность их привлечения к труду).
Другая классификация
В общей формулировке персонал предприятия представляет собой совокупность работников, получивших нужную профессиональную подготовку, а также у которых имеется определенный опыт.
Помимо постоянных работников к категории персонала предприятия могут быть отнесены сотрудники, которые работают по временному трудовому договору (контракту).
Основной и вспомогательный персонал
Много субъектов хозяйствования помимо основной своей деятельности выполняют и функции, которые не соответствуют их главному назначению. Поэтому существуют такие категории производственного персонала: основной и неосновной деятельности. Например, к первой группе в промышленности относятся работники всех видов производств (основных, обслуживающих и вспомогательных), а также сотрудники научно-исследовательских отделов, заводоуправления, охраны, складов. Другими словами, все те, которые заняты любым способом в производстве либо непосредственном его обслуживании. Во вторую группу относится персонал, числящийся в структурах, находящихся на балансе субъекта хозяйствования, но не связанных с производством напрямую. Например, детские сады, ясли, жилищно-коммунальное хозяйство, поликлиники и ведомственные учебные заведения.
Указанная классификация персонала на предприятии нужна для расчета зарплаты, согласования некоторых трудовых критериев с показателями результатов производственной деятельности. При этом взаимодействие предприятий с другими коммерческими субъектами и банковскими учреждениями позволяет сделать данную группировку условной.
Группировка персонала в зависимости от выполняемых функций
В зависимости от характера выполняемых функций существует более широкая классификация персонала на предприятии, чем указывалась выше: руководство, специалисты, рабочие и служащие.
К руководителям относятся работники, возглавляющие не только предприятия, но и их структурные подразделения. В их число входят директора, начальники, управляющие, заведующие, мастера, а также их заместители.
Категория персонала «специалисты» насчитывает работников, которыми выполняются специальные экономические и инженерно-технические работы. Сюда можно отнести инженеров, экономистов, бухгалтеров, нормировщиков, администраторов, юрисконсультов и социологов.
Служащие – это работники, которые осуществляют подготовку документации, учет, контроль и хозяйственное обслуживание хозяйственной деятельности. В их число входят учетчики, делопроизводители, агенты, чертежники, секретари и стенографисты.
Категория персонала «рабочие» подразумевает наличие сотрудников, которые непосредственно заняты в создании различных материальных ценностей, ремонте или перемещении грузов, перевозке пассажиров, предоставлении материальных услуг. Помимо указанного в данную категорию входят дворники, уборщицы, охранники, курьеры и гардеробщики.
Профессии и специальности
Такая классификация персонала особенно интересна. Профессия представлена видом трудовой деятельности, осуществление которой может потребовать специальных знаний и навыков.
Специальность – это достаточно узкий подвид трудовой деятельности в рамках профессии. Так, сама по себе профессия токаря может охватывать такие специальности, как токарь-карусельщик, токарь-расточник и т. д.
Профессионализм персонала всегда зависит как от специфики деятельности, продукции и услуг, так и от уровня технического состояния. Для каждой отрасли характерно наличие специальностей. При этом имеют место общие профессии служащих и рабочих. В качестве примера можно привести пищевую промышленность, которая насчитывает порядка 850 специальностей и профессий. Однако лишь некоторые из них являются специфическими для данной отрасли.
Группирование сотрудников по квалификационному признаку
Данная классификация основана на возможности выполнять работу определенной сложности. В данном случае речь может идти о квалификации, представленной совокупностью специальных знаний, практических навыков, которыми определяется уровень подготовленности сотрудников к выполнению тех или иных профессиональных обязанностей.
Квалификации руководящего состава характеризуются уровнем образования, опытом работы на конкретной должности. При этом принято выделять следующие уровни специалистов: наивысшая квалификация (сотрудники с учеными степенями и званиями); высшая квалификация (наличие у работников высшего образования и практического опыта); средняя квалификация (работники, у которых имеется среднее специальное образование и соответствующий опыт); специалисты-практики (наличие инженерных и экономических должностей у работников).
Уровень квалификации
По уровню квалификации сотрудники подразделяются на высококвалифицированных, квалифицированных, малоквалифицированных и неквалифицированных. Они могут выполнять работы различной сложности, и им свойственно наличие неодинаковой профессиональной подготовки.
Указанные квалификационные признаки у сотрудников, наряду с такими, как возраст, пол, стаж и степень механизации труда, послужат основой при расчетах различных видов структур. Для повышения эффективности деятельности предприятия немаловажное значение имеет не только констатация численности сотрудников, но и изучение определенного соотношения между ними.
Такой подход позволит не только выявить факторы и их влияние на результат деятельности предприятия, но и рассчитать соответствующие структурные изменения с их движущими силами и тенденциями. На такой основе формируется реальная стратегия развития трудовых ресурсов.
Персонал предприятия
Персонал – это личный состав работающих по найму постоянных и временных, квалифицированных и неквалифицированных работников.
Кадры предприятия – совокупность работников различных профессионально – квалификационных групп, занятых на предприятии и входящих в его списочный состав.
Состав и количественные соотношения отдельных категорий и групп работников предприятия характеризуют структуру кадров.
Все работники в зависимости от степени участия их в производственной деятельности делятся на промышленно – производственный (ппп) и непроизводственный (нпп) персонал.
К ппп относятся работники, занимающихся непосредственно производством продукции, выполнением работ и оказанием услуг, это все работники основных, вспомогательных, подсобных и обслуживающих цехов; научно – исследовательских, конструкторских, технологических организаций и лаборатории, находящихся на балансе предприятия; заводоуправления со всеми отделами и службами, а также служб, занятых капитальным и текущим ремонтом оборудования и транспортных средств своего предприятия.
К нпп относятся работники, обслуживающие непромышленные хозяйства и организации хозяйствующего субъекта (работники торговли и общественного хозяйства, жилищного хозяйства, медицинских и оздоровительных учреждений, учебных заведений и курсов, а также учреждений дошкольного воспитания и культуры, состоящих на балансе предприятия.
ППП в зависимости от характера выполняемых функций в процессе производства делится на рабочих (основных и вспомогательных), служащих и инженерно – технических работников (специалистов и руководителей)
Основные рабочие непосредственно заняты изготовлением продукции, оказанием услуг и выполнением работ.
Вспомогательные рабочие обслуживают технологические процессы основного и вспомогательного производства (наладчики, термисты).
Служащие – работники, осуществляющие подготовку и оформление документации, учет и контроль, хозяйственное обслуживание и делопроизводство (агенты, кассиры, делопроизводители, чертежники).
Инженерно – технические работники выполняют функции технического, организационного и экономического руководства и управления:
Руководители – лица наделенные полномочиями принимать решения и организовывать их выполнение.
Специалисты – работники занятые инженерно – техническими, экономическими, бухгалтерскими, юридическими и другими аналогичными видами деятельности.
Показатели оборота рабочей силы.
Оборот рабочей силы – это изменение численности работников связанное с приемом и увольнением их независимо от причин выбытия и источников пополнения.
Для анализа оборота рабочей силы применяют следующие показатели: