Что такое работа с высокой степенью риска
Как провести оценку профессиональных рисков: рекомендации практикам
эксперт по технологиям оценки профессиональных рисков, систем мотивации и обучения персонала, аудитор систем менеджмента качества
Интервью с экспертом по технологиям оценки профессиональных рисков
В Школу охраны труда поступают вопросы о значимых для сферы охраны труда изменениях. Больше всего волнует тема оценки профессиональных рисков. Руководитель направления Охрана труда в Контур.Школе Наталья Герасименко поговорила с Андреем Любимовым, экспертом по технологиям оценки профессиональных рисков, о том, как работодателям выбрать методы и провести оценку.
Что ждать работодателям и специалистам по охране труда в ближайшее время?
Важное изменение — ввели два основных принципа охраны труда. Первый принцип базируется на предупреждении в виде управления рисками. Второй — принцип минимизации тех последствий, которые мы не смогли предотвратить. Управление такими последствиями позволит уменьшить травмы, которые могут получить работники на рабочих местах.
У работодателя появятся новые обязанности, которые связаны со ст. 209 Трудового кодекса, где прописано, что работодатель должен создавать безопасные условия труда. Действующая редакция Трудового кодекса РФ не отвечает на вопрос, как создавать такие условия.
В редакции проекта 10-го раздела Трудового кодекса будет ответ: работодатель должен создавать безопасные условия труда исходя из технологического состояния рабочих мест, тех технологических процессов, которые на рабочих местах осуществляются. И это первая предпосылка для работодателя — надо выстраивать систему управления профессиональными рисками.
Оценка профессиональных рисков — обязательная или рекомендательная процедура?
У нас есть подзаконные акты, которые позволяют работодателю уже сейчас проводить процедуру оценки профессиональных рисков. Эти документы дают понимание, что процедура будет обязательной, и те изменения, которые планируются в 10-м разделе Трудового кодекса РФ, подтвердят это.
Работодателям следует проводить оценку профессиональных рисков, чтобы не попасть на штраф до 80 000 руб. в соответствии с ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ.
Как выбрать методы оценки профессиональных рисков пока нет утвержденной методики?
Методику проведения оценки профессиональных рисков еще не утвердили. Но работодателю не стоит ждать, когда примут этот документ. Проводить оценку рисков можно и нужно уже сейчас. Есть, например:
К выбору методики проведения оценки профессиональных рисков стоит подойти с учетом тех задач, которые вы перед собой ставите. Есть простые, среднесложные, очень сложные методы анализа.
Можно использовать, к примеру, метод Международной организации труда, дополнив его методами Элмери и Файна и Кинни. Дальше, уже начав работать с рисками, будете выбирать более сложные методы.
Какие локальные документы нужно утвердить в организации по результатам оценки профрисков?
Несмотря на то что нет нормативного документа, который определял бы, что у работодателя должна быть, к примеру, карта оценки рисков на рабочем месте или необходимость сформировать в организации реестр опасностей, у нас действует Приказ Роструда от 21.03.2019 № 77 «Об утверждении Методических рекомендаций по проверке создания и обеспечения функционирования системы управления охраной труда».
При внеплановых проверках госинспектор будет пользоваться методологией, определенной этим Приказом, — из нее мы можем почерпнуть те документы, которые по логике должны появиться в организации.
Образцы этих документов вы найдете в нашей шпаргалке.
В конце статьи есть шпаргалка
Следуя методическим рекомендациям по проверке создания и обеспечения функционирования системы управления охраной труда, мы понимаем, что это основные документы, которые должны быть в организации.
Остальные документы никак не регламентированы на законодательном уровне, но, возможно, в процессе работы с теми рисками, которые есть на ваших рабочих местах, у вас появятся и другие локальные документы.
Посоветуйте нашим читателям, как проводить оценку рисков: силами своей организации или отдать предпочтение внешним экспертам?
Работодатель не обязан выстраивать процедуру оценки профессиональных рисков так, как он проводил специальную оценку условий труда. Чтобы провести спецоценку условий труда, необходимо обратиться в аккредитованную организацию, которая соответствует определенным требованиям закона.
С оценкой профессиональных рисков такого нет — работодатель может провести ее своими силами, привлечь организацию или экспертов, которые ему в этом помогут.
Как показывает практика, провести полноценную оценку профессиональных рисков силами штатного специалиста по охране труда сложно. Работодателю необходимо сформировать комиссию или оценочную команду из специалистов по охране труда, пожарной безопасности, промышленной безопасности, специалистов по отдельным технологическим процессам, а также специалистов, которые знакомы с методологией оценки рисков.
Я бы рекомендовал привлекать внешних экспертов или направлять членов внутренней комиссии на специальное обучение.
Шпаргалка
В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:
Оценка профессиональных рисков: новые правила в 2021 году
В начале 2021 года начали действовать 40 новых правил охраны труда, а также другие нормы, которые заменили собой около сотни предшествующих им нормативных документов, в том числе типовых инструкций по охране труда. При этом требования по безопасности к сотрудникам и руководству стали несколько жестче, а также акцентировалась ответственность за нарушение требований охраны труда. Особое внимание в новых правилах по охране труда уделено оценке профессиональных рисков.
Правила оценки профессиональных рисков, введенные в 2021 году
Основная цель новых правил охраны труда – снизить вероятность травматизма и несчастных случаев во время трудовой деятельности, уменьшить долю работников, трудящихся на вредных производствах, а также число организаций с неудовлетворительными условиями труда.
Для этого помимо обязательной СОУТ к документации по охране труда добавляется оценка профессиональных рисков (как коллективных, так и индивидуальных), по результатам которой должен быть разработан комплекс мер по снижению каждой опасности с высокой до приемлемой.
Что такое профессиональный риск
Профессиональные риски – вероятность негативных событий в процессе трудовой деятельности работника, которые представляют реальную опасность для его здоровья и даже жизни. Они связаны с воздействием различных вредных и опасных факторов на людей в ходе выполнения производственных задач.
Не существует абсолютно безопасных процессов на производстве и мест работы, поэтому обязанность руководителя – не только инициировать своевременную оценку уровней рисков и проинформировать работников о результатах, но также провести мероприятия по уменьшению высоковероятных профрисков до приемлемого уровня.
Общий алгоритм для оценки профессиональных рисков
В предыдущие годы руководство в обязательном порядке проводило специальную оценку условий труда (СОУТ) для разных категорий сотрудников и рабочих мест, результаты которой сохраняли актуальность в течение пяти лет. На основании экспертной оценки при наличии негативных факторов рабочей среды сотруднику полагались определенные льготы: доплаты, дополнительные дни отпуска, ранняя пенсия и т. д. В трудовой книжке делались соответствующие записи.
С 2021 года руководство, законодатель ввел обязательство не только выявить все вредные и опасные факторы, но и оценить вероятность того, что они повлияют на здоровье человека. Работник должен быть проинформирован, что устраивается на должность с высокой степенью профессионального риска, чтобы иметь возможность не подвергать себя опасности и подыскать какое-то другое место работы. Важным моментом является, что законодатель не разъяснил как правильно проводить оценку рисков, хотя это требование закреплено в статье 209 ТК РФ. Поэтому разберем общий практический алгоритм оценки рисков.
1. Идентифицировать профессиональные риски
С этой целью часто проводят анкетирование сотрудников. В анкетах перечисляют всевозможные опасные ситуации, а люди должны по определенной шкале (вариантов ответов) оценить их вероятность и то, как часто они возникают в процессе работы, а также какие травмы могут принести подобные опасные ситуации.
Другими источниками информации для оценки рисков служат:
Важно оценивать не только индивидуальные, но и коллективные профессиональные риски, степень вероятности несчастных случаев с участием нескольких лиц, даже если она минимальна.
2. Оценить вероятность и частоту негативных событий
Когда составлен реестр потенциальных рисков, каждый из них нужно оценить по шкале вероятности наступления события:
Деление вероятностей условное. Вероятности могут дробиться еще детальнее, в зависимости от выбранного метода оценки рисков.
Оценку профессиональных рисков можно проводить как силами предприятия, так и с привлечением сторонних экспертных организаций. Как правило, создается специальная комиссия, в которую могут входить: специалист, отвечающий за охрану труда, представитель профсоюза, ведущие специалисты разных отделов, представитель работодателя. Важно, чтобы состав комиссии утверждается приказом, а ее деятельность была прописана в локальном акте (положении по оценке профессиональных рисков).
3. Оценить уровни профрисков
В настоящее время нет единых требований, по которым проходит оценка вероятности рисков. Обычно применяют методы из ГОСТов или разрабатывают собственную методику.
Да-да, все верно, вы сами можете определить как и каким образом проводить оценку рисков.
Один из вариантов расчета:
Пример 1: Работник ЖЭУ, чистящий снег с крыши пятиэтажного дома
Тяжесть вероятного ущерба
Травма при работе с инструментом
Заболевания, связанные с тяжелым физическим трудом
Суммарный риск: 18,2. Очень высокий.
Пример 2: Программист, работающий в офисе ЖЭУ
Тяжесть вероятного ущерба
Работа за компьютером дольше шести часов подряд
Заболевания, связанные с сидячей работой
Суммарный риск: 5. Низкий.
4. Разработать план мероприятий по снижению выявленных рисков
Когда выявлены самые высокие профриски, разрабатывают мероприятия по их снижению:
5. Отчитаться о проделанной работе
Руководство должно ознакомить коллектив с результатами оценки профессиональных рисков, причем сроки ознакомления необходимо прописать в локальном акте. Требования в этом вопросе как в спецоценке отсутствуют. Но все равно желательно на официальном сайте организации опубликовать сводный отчет по оценке рабочих мест,, чтобы все сотрудники понимали с какими опасностями могут столкнуться в процессе работы и какой ущерб для здоровья получить.
6. Управлять рисками
Главная цель оценки профессиональных рисков – создание более безопасной производственной среды для всех сотрудников предприятия. Поэтому важно регулярно оценивать как сами риски, так и эффективность предпринятых мер по их снижению. Рекомендуемая частота оценки – раз в год. Напомним, что законодательно эта норма не установлена, поэтому следует зафиксировать это в локальном акте.
Обязанности специалистов по охране труда
С вводом новых правил специалистам, отвечающих за охрану труда в организации, в кратчайшие сроки предстоит:
Штрафы за отсутствие оценки рисков
Если на юридическое лицо или ИП официально работает хотя бы один человек, работодатель обязан своевременно провести оценку рисков. Даже если в штате отсутствует специалист по охране труда, это не считается оправданием для невыполнения таких работ. Штрафы на текущий момент составляют:
Важно отметить, что штрафуют не за отсутствие оценки рисков как таковой, так как прямо этот штраф не предусмотрен в КоАПе. Штрафуют за нарушение трудового законодательства. Хотя и здесь есть исключения, например, Дело N 7-1416/19 от 03.09.2019.
Вам также может понравится:
Самое важное о “регуляторной гильотине” 2021-2022 гг.
Основные важные положения ФЗ №248 “О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации” от 31.01.20 г. и как в связи с этим действовать предприятиям
Встречи клуба профессионалов охраны труда в ноябре.
Алгоритм оказания первой помощи пострадавшим работникам с использованием аптечки
Сэкономьте ресурсы
Благодаря нашим услугам, вы сможете сосредоточиться на развитии бизнеса вашей компании, а охраной труда займутся сотрудники «Центра обеспечения охраны труда».
Адреса
Отделение в Санкт-Петербурге:
Улица Маршала Говорова, 35, корп. 4, офисы 608 и 615
Поиск по сайту
1. Вводные положения
Частное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Центр обеспечения охраны труда» (ОГРН: 1134700000247, ИНН:4705470524) – частная компания, обеспечивающая передачу значительных массивов информации между своими ресурсами и пользователями. Часть этой информации относится к личной или конфиденциальной информации (далее – конфиденциальная информация), т.е. не предполагает ее раскрытие третьим лицам без особых на то причин. Компания «Центр обеспечения охраны труда» будет прилагать все разумные усилия для того, чтобы:
1) Конфиденциальная информация о пользователях собиралась Компанией «Центр обеспечения охраны труда» только в минимально необходимом объеме;
2) Конфиденциальная информация использовалась исключительно в тех целях, которые были заявлены при ее сборе;
3) конфиденциальная информация не попадала в третьи руки, кроме случаев, оговоренных в данном Соглашении или явно оговоренных законодательством РФ. Действующая версия Соглашения размещена в открытом доступе сети Интернет по адресу: Соглашение о конфиденциальности.
2. Предмет соглашения
Соглашение конфиденциальности распространяется на всю ту информацию, которую Компания «Центр обеспечения охраны труда» может получить о пользователе во время его пребывания на сайтах и отдельных рекламных страницах, созданных Компания «Центр обеспечения охраны труда» для рекламных, информационных, учебных и других целей и которая, в принципе, может быть однозначно соотнесена с данным конкретным пользователем.
3. Получение, использование и раскрытие конфиденциальной информации
Компания «Центр обеспечения охраны труда» также автоматически собирает ряд технических данных, включая IP адрес, cookie, историю посещений браузера и др.
Адреса электронной почты, полученные Компанией «Центр обеспечения охраны труда» могут использоваться Компанией «Центр обеспечения охраны труда» для отправки пользователям сообщений, в т.ч. и рассылок. Пользователи Компании «Центр обеспечения охраны труда» всегда могут отписаться от получения таких рассылок в будущем.
Компания «Центр обеспечения охраны труда» никому не продает и не передает конфиденциальную информацию о пользователях. Компания «Центр обеспечения охраны труда» может передать конфиденциальную информацию третьим лицам только в случаях, когда это необходимо для оказания услуг клиенту.
4. Безопасность личных данных
Доступ к конфиденциальной информации, представленной пользователем Компанией «Центр обеспечения охраны труда» или персональным настройкам пользователя на сайте Компанией «Центр обеспечения охраны труда» защищен паролем.
5. Изменения в Соглашении о конфиденциальности информации
Компания «Центр обеспечения охраны труда» может вносить изменения в Соглашение о конфиденциальности в одностороннем порядке, в т.ч. и без предварительного уведомления пользователей.
Как узнать категорию риска компании для трудовой проверки
Риск — это экономическая категория, отражающая вероятность возникновения неблагоприятных последствий с учетом влияния обстоятельств, которые можно или нельзя контролировать. Например, наниматели рискуют быть наказанными, если они игнорируют нормы ТК РФ. С 2018 года при проверке работодателей на предмет соблюдения трудового законодательства используется риск-ориентированный подход, а все организации и ИП делятся по категориям риска.
Закон требует публиковать категории рисков предприятия на официальном сайте Роструд РФ, чтобы у бизнеса была информация. И ведомство регулярно публикует эти данные, ежегодно обновляя сведения. Но общественности доступен только перечень работодателей по категориям риска «высокий» и «значительный». Их в первую очередь проверяют, т. к. Роспотребнадзор и иные органы считают предприятия этого уровня самыми неблагополучными (нарушения регистрируются вновь и вновь).
Способа, как узнать категорию риска организации по ИНН на сайте Роструда, пока не придумали. Единственное — вы по ИНН проверяете себя в списках работодателей с высоким и значительным уровнем опасности.
Если в этих двух списках вас нет, как узнать, какую категорию риска присвоил компании или предпринимателю Роструд? Самое простое — подать запрос в ГИТ. Ответ на запрос, по закону, присылают в течение 15 рабочих дней.
В чем суть риск-ориентированного подхода
Использование риск-ориентированного подхода (РОП) предусмотрено:
РОП — это способ организации надзора, в рамках которого суровость проведения проверок контролирующими органами зависит от присвоенной категории риска по охране труда компаниям и ИП. При присвоении класса опасности во внимание принимается тяжесть результатов несоблюдения ТК РФ.
При проведении проверок используется подход, при котором пристальное внимание проверяющих органов уделяется потенциально неблагополучным предприятиям. Благодаря этому, число проверок в отношении добросовестных работодателей уменьшается.
Как оценивают степень опасности причинения вреда
На государственном уровне утвержден специальный приказ о присвоении объектам категорий риска — это Постановление Правительства РФ от 17.08.2016 № 806. В нем описан общий порядок отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и используемых ими производственных объектов к определенной категории или классу опасности. Но для каждого отдельного вида проверок контролирующие органы вправе утвердить собственные правила, как определить категорию риска предприятия, и собственные критерии.
В сфере контроля соблюдения трудового законодательства Роструд решил использовать общие правила. Чтобы узнать категорию риска деятельности юридического лица, следует обратиться к приложению к Постановлению Правительства РФ от 01.09.2012 № 875, где представлены критерии отнесения к определенному классу или категории. Один из них — потенциальная опасность. В зависимости от этого показателя работодателей делят на следующие классы:
Показатель потенциального риска
Но для отнесения работодателя к конкретному классу одного критерия недостаточно, есть и другие. А еще утверждена особая форма, позволяющая рассчитать показатель потенциального риска причинения вреда:
А Ку рассчитывается для каждого работодателя на основании следующих показателей:
Чтобы понять, за какие нарушения организации присвоена та или иная степень риска, ГИТ разработал специальную памятку для работодателей.
Также Роструд опубликовал перечни актов, содержащих требования, соблюдение которых оценивается при проведении проверок. Полный список размещен на сайте ведомства.
Кто присваивает классы опасности и как их изменить
Из Постановления № 875 понятно, кто вправе присваивать работодателям категорию высокого риска. К наивысшему классу опасности компанию или ИП вправе отнести только главный государственный инспектор труда РФ и его заместители. Об отнесении к иным категориям (умеренного, среднего и значительного риска) выносят решения главные государственные инспекторы труда субъектов РФ.
Чтоб изменить класс опасности, юрлицо или ИП вправе обратиться с заявлением. Но пересмотреть решение о категории риска сможет только то должностное лицо, которое его вынесло.
Класс опасности меняется и автоматически:
Проверки Роструда по регламенту
С 22 октября Роструд обязан проводить проверки работодателей по административному регламенту, утв. Приказом от 13.06.2019 № 160. В документе описана последовательность действий инспекторов, их полномочия, обязанности и права компаний и ИП. Поскольку регламент написан по нормам международных конвенций, Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ о защите прав предпринимателей при проверках, Постановления Правительства от 01.09.2012 № 875, никаких новых правил в нем нет. Но ознакомиться с ним все же следует, чтобы в случае превышения полномочий указать на это проверяющим или обжаловать их решения.
По общим правилам, продолжительность проверки Роструда — не более 20 рабочих дней. Малое предприятие инспектируют не более 50 часов в год, а плановая выездная проверка микропредприятия должна длиться не более 15 часов в год. Помимо этого, инспекторы при создании графика визитов к работодателям обязаны следовать риск-ориентированному подходу.
Как категория риска влияет на периодичность проверки
Зная, где посмотреть категорию риска организации, в дальнейшем легко определить, с какой периодичностью проводятся плановые проверки в отношении конкретного работодателя. В Письме Минтруда РФ от 12.04.2017 № ТЗ/1330-11-2 описаны следующие правила:
Оценка профессиональных рисков: новые правила в 2021 году
Специалист по техносферной безопасности, эксперт по независимой оценке квалификации в области охраны труда
Начало 2021 года было шоком для каждого специалиста по охране труда. В силу вступили 40 новых правил по охране труда, которые заменили собой более сотен действовавших ранее нормативных актов. При этом уменьшение правил ОТ не смягчило требований к работнику и работодателю. Практически в каждых правилах прописана обязательность применения дополнительных мер безопасности в соответствии с результатами оценки профессиональных рисков.
Скачайте образцы:
Оценка профессиональных рисков в 2021 году: что изменилось в нормативной базе
Мы являемся свидетелями сдвига парадигмы в сторону риск-ориентированного подхода в охране труда. 95% новых правил содержат указание на необходимость не только проведения оценки профессиональных рисков, но и требования по применению их результатов.
Оценка профессиональных рисков в 2021 году перешла из области теории в практическое действие. Теперь при выполнении требований новых правил по охране труда, работодатель не только должен провести оценку профессиональных рисков (это даже не обсуждается), а принять конкретные действия по применению ее результатов.
Таблица. Требования к оценке профрисков в правилах по охране труда в 2021 году
Подробнее об изменениях законодательной базы по охране труда прочитайте в нашей статье: Новые правила по охране труда на 2021 год: обзор НПА
Еще до начала выполнения работ с повышенной опасностью необходимо учесть результаты оценки рисков. Поэтому результаты оценки рисков обязательно оформите в виде карты оценки рисков и доведите не только для работников, но и для разработчиков планов производства работ (ППР) и выдающих наряд.
Пример
Монтажнику выдают одежду согласно типовым нормам. Но в правилах по охране труда при работе на высоте указано, что работодатель в зависимости от результатов оценки рисков должен принять меры по минимизации рисков. В компании необходимо разработать карту оценки рисков и передать ее в техническую службу работодателя для принятия дополнительных мер.
Образец карты проведения оценки профессиональных рисков
Если работников в подразделении много, сделайте сводную карту по всем рабочим местам. В карте оценки рисков нужно указать меры по снижению воздействия опасностей. В зависимости от того, какие меры перечислены в карте оценки рисков, нужно разрабатывать улучшенные нормы выдачи спецодежды, приобретение дополнительных средств индивидуальной или коллективной защиты.
Работодатель в зависимости от специфики своей деятельности и исходя из оценки уровня профессионального риска вправе:
Если по результатам СОУТ на рабочих местах установили наличие вредных (опасных) условий, работодатель обязан провести мероприятия, чтобы улучшить условия труда работников, снизить уровень профессионального риска и воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов. В случае, если сделать это невозможно из-за характера или условий деятельности предприятия, то проводить работы без обеспечения работников соответствующими средствами коллективной и индивидуальной защиты запрещается.
Работы, связанные с риском для жизни и здоровья работников, можно поручать только наиболее квалифицированным, опытным работникам, прошедшим специальную профессиональную подготовку. В статье 196 ТК РФ указано, что работодатель сам определяет, кому из сотрудников нужно повышать квалификацию. Поэтому сам работодатель принимает решение в пользу подготовки работников на наиболее опасные рабочие места.
Оценка уровней профессиональных рисков силами работодателя
Требования к проведению оценки профессиональных рисков установлены статьей 212 ТК РФ. Работников и кандидатов необходимо ознакомить с рисками по их должности. Если риски являются неприемлемыми с точки зрения соискателей, они вправе найти другое, более безопасное место работы.
Работодатель обязан провести оценку рисков на предприятии:
Многие специалисты по охране труда могут спросить, зачем же проводить оценку рисков, если уже проведена спецоценка. Всё очень просто. Во время спецоценки идентифицируют факторы, но не проводят оценку вероятности того, что фактор может привести к травме, острому или хроническому заболеванию, или к гибели. Если при приеме на работу человек узнает, что его рабочее место имеет высокую степень риска, у него есть выбор — принять этот риск, или искать другое место работы.
Одна из важнейших задач работодателя на этапе перехода к новой законодательной базе по охране труда — просмотреть и применить результаты уже проведенной оценки рисков. Для новых организаций и ИП-работодателей нужно срочно организовать оценку профрисков.
В соответствии с абзацами 7, 21-23 статьи 212 Трудового Кодекса Российской Федерации и в связи с вступлением в силу с 1 января 2021 года новых правил по охране труда, специалисты по ОТ должны:
Методы оценки профессиональных рисков
Для оценки профессиональных рисков применяют любую методику, указанную в ГОСТ, в международных стандартах, а также авторские методики российских и зарубежных специалистов по техносферным рискам.
Пример методик, которые может применять компания для оценки профрисков:
➤ Национальный стандарт РФ ГОСТ Р ИСО/МЭК 31010–2011
Официально он действовал до 1 марта 2020 года и описывал 31 метод для идентификации и оценки профрисков. Отмена этого документа не является основанием для того, чтобы не применять действующие методики, указанные в нем, а также не является основанием почерпнуть из этого документа полезные рекомендации.
Совет эксперта: ГОСТ является документом для добровольного применения. Указывать отмененный ГОСТ в разделе «Порядок оценки рисков» Положения о СУОТ будет некорректным, поэтому просмотрите методики в нем, которые актуальны для вашей организации и являются действующими.
➤ ГОСТ Р 12.0.010-2009 «Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Системы управления охраной труда. Определение опасностей и оценка рисков».
Этот госстандарт определяет порядок оценки рисков вне зависимости от выбранной методики. Методик проведения оценки рисков много, но принцип оценки один и тот же: на входе — объективная информация о фактических условиях труда, а на выходе — план экстренных действий по исключению рисков (отказа от опасных работ) или по минимизации (компенсирующие меры). Этот ГОСТ также является добровольным документов, пока его не закрепят в локальном нормативном акте.
Совет эксперта: рекомендуем передать разработку раздела о проведении оценки рисков в организацию, которая будет проводить у вас оценку рисков. Если будете проводить оценку рисков сами, руководствуйтесь этим ГОСТ и выбирайте методику, которая решит ваши задачи.
Главные условия, которые обязан соблюдать работодатель при оценке уровней профессиональных рисков:
Как оценить уровни профессиональных рисков на предприятии: пошаговый алгоритм
1 этап. Идентификация рисков
Источниками информации для выявления опасностей служат:
Кроме анкет, источниками информации для идентификации рисков могут быть данные статистической информации по травматизму и профзаболеваемости, данные производственного контроля, анализ должностных инструкций и стандартных операционных процедур (проекты производства работ, технологические карты и технические регламенты).
Рекомендация эксперта: все работники организации заполняют анкеты, в которых отмечают частоту и вероятность того, что опасность возникает редко, часто, или постоянно. На основе анализа источников информации нужно сформировать реестр идентифицированных опасностей, подлежащий регулярной и своевременной актуализации.
2 этап. Определение вероятности и частоты наступления ущерба
На втором этапе Реестр обрабатывают чтобы выяснить, какой ущерб может быть причинен, если опасность произойдет. Для этого экспертная группа, состоящая из членов комиссии по проведению рисков может самостоятельно или с привлечением внешнего эксперта установить напротив каждой опасности степень тяжести полученного повреждения здоровью.
Для правильной оценки рисков нужно установить качественные значения вероятностей наступления ущербов: низкая, средняя и высокая. При этом вероятность исхода, не связанного с наступлением ущерба, оценивают как среднюю.
Низкая — в должностных инструкциях отсутствует необходимость проведения операций, манипуляций, при которых характерна конкретная опасность. Поэтому опасность не должна возникнуть вообще.
Например, в реестре опасностей указана опасность укуса животного. При этом на рабочем месте и в рабочем пространстве (в том числе территории) данными с пульта видеонаблюдения не зафиксировано ни одного случая появления животного.
Средняя — наступление риска возможно при грубом нарушении работником требований охраны труда, стандартных операционных процедур, технологических карт и регламентов, или выполнение трудовых обязанностей, не включенных в должностную инструкцию, по которым работник не обучен, не имеет необходимую квалификацию и допуск.
Высокая — наступление риска возникновения опасности характерно для указанной должности и обусловлено технологией выполнения работ.
Например, во время СОУТ установили, что на работника воздействует такой фактор, как шум, и определили на рабочем месте вредные условия труда подкласса 3.1. А в ходе оценки профрисков установили, какова вероятность того, что работник потеряет слух.
3 этап. Оценка расчет рисков
На третьем этапе оценки рисков полученные данные по вероятности наступления угрозы и тяжести ее последствий рассчитывают для того, чтобы установить уровень риска по каждой опасности, а также интегрированный риск. Затем производят ранжирование — от опасности с высоким риском к низкому риску.
Для определения степени риска необходимо провести расчет. Для этого последовательно выполняют следующие операции:
Путем сложения рисков для каждой идентифицированной опасности на рабочем месте определяют общий риск.
4 этап. Разработка плана мероприятий по снижению уровня риска и контроля его исполнения
На этом этапе заканчивается процесс непосредственно оценки, и наступает завершающий этап — этап принятия решения о снижении риска или отказа от него (исключение из технологической цепочки) и замену на приемлемый уровень риска. Это этап разработки плана мероприятий по снижению рисков.
По завершению работ по оценке профессиональных рисков, разрабатывают, утверждают и доводят до работников следующие локальные нормативные акты:
Все выявленные (идентифицированные) опасности должны быть учтены при проведении инструктажей на рабочем месте и стажировке.
Все средства индивидуальной защиты нужно выдавать, а средства коллективной защиты устанавливать с учетом выявленных опасностей.
5 этап. Управление оцененными рисками
Поскольку оценка рисков не является самоцелью, основным этапом является именно управление оцененными рисками. Принятие мер по снижению уровней профессиональных рисков или их исключению — вот такая задача стоит перед работодателем.
После вступления в силу приказа о применении результатов оценки профессиональных рисков, комиссия проводит работу по информированию работников о риске повреждения здоровья. Для этого нужно внести изменения в программу инструктажа на рабочем месте, программу вводного инструктажа, а также разместить материалы оценки профессиональных рисков в разделе «Охрана труда» — «Оценка профессиональных рисков на рабочих местах» на официальном сайте.
Какое наказание грозит, если не провести оценку профрисков
Статус оценки рисков существенно повысился после того, как процедуру указали в правилах по охране труда, являющихся нормативным правовым актом, прошедшим регистрацию в Минюсте России. Часть 1 статьи 5.27.1 КоАП трактует непроведение и неприменение результатов оценки рисков как нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в иных НПА Российской Федерации.
Штраф для компании составит до 80000 рублей, а для ИП или должностного лица организации — до 5000 рублей.
Проведение оценки профессиональных рисков у специалистов
Не каждый даже самый опытный специалист по охране труда способен лично провести оценку рисков. Да, он может организовать работу, но для проведения оценки нужна командная работа. Особенно это касается производственных предприятий и крупного бизнеса. Советуем к такой сложной задаче, как оценка профрисков, привлекать внешних экспертов или направлять членов своей внутренней комиссии на обучение. Грамотно провести оценку профрисков в вашей компании вы можете здесь >>>
Помните, что у сторонней организации по проведению оценки рисков есть очевидное преимущество — свежий, независимый взгляд на проблемы предприятия. Профессионалы из специализированной организации по охране труда «заточены» на оценку, владеют различными методиками, постоянно повышают квалификацию, участвуют в круглых столах, в конференциях.
Чтобы избежать претензий инспектора ГИТ, доверьте проведение рисков опытным профессионалам. Прочитайте нашу статью Оценка профессиональных рисков: какую компанию привлечь.