Что такое работы по сохранению объекта культурного наследия
Что такое работы по сохранению объекта культурного наследия
Статья 45. Порядок проведения работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия
(в ред. Федерального закона от 22.10.2014 N 315-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Перспективы и риски споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 45
1. Работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного контроля (надзора) в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.
(в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
В случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта, указанные работы проводятся также при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, предоставляемого в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации, и при условии осуществления государственного строительного надзора за указанными работами и государственного контроля (надзора) в области охраны объектов культурного наследия.
(в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Прием документов, необходимых для получения задания и разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, и выдача задания и разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия могут осуществляться через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.
Работы по реставрации выявленного объекта культурного наследия проводятся по инициативе собственника или иного законного владельца выявленного объекта культурного наследия в порядке, установленном настоящей статьей.
2. Выдача задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласование проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия осуществляются:
3. Задание на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия составляется с учетом мнения собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия.
4. Форма выдачи задания, разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, порядок выдачи указанных документов, подготовки и согласования проектной документации, необходимой для проведения работ по сохранению данного объекта, устанавливаются федеральным органом охраны объектов культурного наследия.
Порядок подготовки и согласования проектной документации на работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, при которых затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта культурного наследия, порядок утверждения формы разрешения и выдачи разрешения на проведение работ, при которых затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта культурного наследия, определяются Градостроительным кодексом Российской Федерации.
5. Лицо, осуществляющее разработку проектной документации, необходимой для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, осуществляет научное руководство проведением этих работ и авторский надзор за их проведением.
6. К проведению работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия допускаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности.
(в ред. Федерального закона от 29.12.2015 N 408-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, при которых затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта, осуществляется в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Работы по консервации и реставрации объектов культурного наследия, включенных в реестр, или выявленных объектов культурного наследия проводятся физическими лицами, аттестованными федеральным органом охраны объектов культурного наследия в установленном им порядке, состоящими в трудовых отношениях с юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также физическими лицами, аттестованными федеральным органом охраны объектов культурного наследия в установленном им порядке, являющимися индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
В проведении отдельных видов работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия могут участвовать добровольцы (волонтеры). Особенности участия добровольцев (волонтеров) в работах по сохранению объектов культурного наследия, включенных в реестр, или выявленных объектов культурного наследия, а также виды работ по сохранению объектов культурного наследия, в которых указанные лица могут участвовать, определяются Правительством Российской Федерации.
(абзац введен Федеральным законом от 18.12.2018 N 469-ФЗ)
7. После выполнения работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия лицо, осуществлявшее научное руководство проведением этих работ и авторский надзор за их проведением, в течение девяноста рабочих дней со дня выполнения указанных работ представляет в соответствующий орган охраны объектов культурного наследия, выдавший разрешение на проведение указанных работ, отчетную документацию, включая научный отчет о выполненных работах. Указанный орган утверждает представленную ему отчетную документацию в течение тридцати рабочих дней со дня ее представления в случае, если работы по сохранению объекта культурного наследия выполнены в соответствии с требованиями, установленными настоящей статьей. Состав и порядок утверждения отчетной документации о выполнении работ по сохранению объекта культурного наследия устанавливаются федеральным органом охраны объектов культурного наследия.
Работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся в соответствии с правилами проведения работ по сохранению объектов культурного наследия, в том числе правилами проведения работ, при которых затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта, утверждаемыми в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
8. Приемка работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия осуществляется собственником или иным законным владельцем указанного объекта культурного наследия либо лицом, выступающим заказчиком работ по сохранению данного объекта культурного наследия, при участии соответствующего органа охраны объектов культурного наследия, выдавшего разрешение на проведение указанных работ.
Обязательными условиями приемки работ являются утверждение соответствующим органом охраны объектов культурного наследия отчетной документации, предусмотренной пунктом 7 настоящей статьи, и выдача им акта приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия.
9. Акт приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия выдается лицам, указанным в пункте 8 настоящей статьи, соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, выдавшим разрешение на проведение указанных работ, в течение пятнадцати рабочих дней после дня утверждения отчетной документации в порядке, установленном настоящей статьей.
10. При проведении работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, в результате которых изменились площадь и (или) количество помещений объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, его частей и качество инженерно-технического обеспечения, акт приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия является одним из документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на ввод такого объекта в эксплуатацию в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации.
11. Порядок подготовки акта приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия и его форма утверждаются федеральным органом охраны объектов культурного наследия.
12. Порядок проведения работ по сохранению объектов археологического наследия, выдачи разрешений на проведение указанных работ устанавливается статьей 45.1 настоящего Федерального закона.
ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ РАБОТ ПО СОХРАНЕНИЮ ОБЪЕКТА КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ
ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ РАБОТ ПО СОХРАНЕНИЮ ОБЪЕКТА КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ
информация для собственников (пользователей)
Организация и проведение ремонта объекта капитального строительства проводится с соблюдением процедур, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации. В соответствии с п. 3. ст. 4 Градостроительного кодекса к градостроительным отношениям применяется земельное, лесное, водное законодательство, законодательство об особо охраняемых природных территориях, об охране окружающей среды, об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, иное законодательство Российской Федерации, если данные отношения не урегулированы законодательством о градостроительной деятельности. Проведение ремонта объекта капитального строительства являющегося объектом культурного наследия (памятником истории и культуры), включенным в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, либо выявленным объектом культурного наследия, подлежит особому детальному регулированию соответствующим законодательством. Основными нормативными правовыми документами, регулирующими деятельность по сохранению объектов культурного наследия являются Закон Российской Федерации от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», а также закон Республики Башкортостан от 07.11.2005 г. №224-з «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Республики Башкортостан».
Учитывая особый статус объектов капитального строительства, являющихся объектами культурного наследия, наличие вызванных этим статусом обременений, проведение работ по ремонту зданий-памятников требует от собственников и пользователей данных объектов, заказчиков и подрядных организаций, проводящих ремонтные работы, выполнения целого ряда обязательных условий, направленных на максимальное сохранение предметов охраны, послуживших основанием для включения объектов культурного наследия в реестр, предотвращение разрушения памятников и причинения им вреда.
Градостроительный кодекс Российской Федерации регулирует градостроительные отношения, в число которых входит строительство объектов капитального строительства, их реконструкция, а также их капитальный ремонт, при проведении которого затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов (ст. 4).
Наличие у объекта недвижимого имущества статуса объекта культурного наследия вводит данный объект в сферу действия отношений по сохранению объектов культурного наследия и сужает возможность непосредственного применения норм градостроительных отношений. Так невозможным оказывается строительство на территории памятника, запрещена реконструкция объектов культурного наследия, поскольку невозможно изменение параметров здания-памятника, составляющих его предмет охраны (одним из предметов охраны практически всегда выступает объемно-пространственная композиция здания).
В сфере действия отношений по сохранению объектов культурного наследия непосредственно под сохранением объекта культурного наследия, согласно статьям 40-44 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» понимаются меры направленные на обеспечение физической сохранности памятника, ремонтнореставрационные работы, в том числе:
Следует обратить внимание, что законодательство об охране объектов культурного наследия не предполагает дифференциацию понятия «ремонт памятника» на текущий и капитальный, поскольку и в том и другом случае, процедура проведения работ остается единой.
В практике организации работ по сохранению объектов культурного наследия, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, а также в собственности поселений и городских округов, наиболее часто проводится ремонт (капитальный ремонт), либо ремонт с приспособлением объекта для современного использования.
ТРЕБОВАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ РАБОТ ПО СОХРАНЕНИЮ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ
Проведение ремонтных работ на объектах культурного наследия, в отличие от других объектов капитального строительства, связано необходимостью выполнения следующих основных требований, изложенных в ст. 45 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» :
1. Для производства любых ремонтных работ, вне зависимости от их объема и степени вмешательства в конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности необходима разработка проектной документации. Данное положение закреплено уже в самом определении понятия «ремонт памятника», включающего кроме, собственно, производственных работ, научно- исследовательские и проектные работы и представляющего собой единый и неразрывный процесс. Требования к составу проектной документации определяются как органами охраны объектов культурного наследия в задании на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, так и нормами действующего федерального законодательства.
2. Проведение научно-исследовательских, изыскательских, проектных и производственных работ по сохранению памятника возможно только юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензии на осуществление деятельности по реставрации объектов культурного наследия
3. Любые работы по сохранению объекта культурного наследия, включая ремонт памятника, проходят на основании письменного разрешения и задания на проведение указанных работ, выданных органом государственной власти, уполномоченным в сфере государственной охраны объектов культурного наследия.
МЕХАНИЗМ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ РАБОТ ПО СОХРАНЕНИЮ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ
Организация проведения работ по сохранению объектов культурного наследия и их проведение состоит из следующих обязательных этапов:
1. Собственник (пользователь) объекта культурного наследия обращается в Управление по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан с заявлением, установленного образца, о выдаче задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия.
В задании с учетом мнения заявителя указывается содержание работ, а также требования к составу проектной документации.
Порядок выдачи задания утвержден приказом Министерства культуры Российской Федерации от 08.06.2016г. №1278 «Об утверждении порядка выдачи задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия»
2. Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель имеющий лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия обращается в Управление по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан с заявлением, установленного образца, о выдаче разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия (научно-исследовательские, изыскательские и проектные работы).
Порядок выдачи разрешения утвержден приказом Министерства культуры Российской Федерации от 21.10.2015 г. №2625 «Об утверждении порядка выдачи разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, влаченного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия».
3. Разработанная проектная документация по объекту культурного наследия должна пройти государственную историко-культурную экспертизу (ст. 28 Федерального закона) на предмет определения соответствия проектной документации на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия требованиям государственной охраны объектов культурного наследия.
4. Акт государственной историко-культурной экспертизы и проект документации подлежат согласованию в Управлении по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан.
5. Согласованная проектная документация, в случаях, предусмотренных в ст. 49 Градостроительного кодекса, направляется на государственную экспертизу проектной документации.
6. После проведения всех предусмотренных законодательством согласований и экспертиз один экземпляр проектной документации направляется в Управление по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан для постоянного хранения.
7. Собственник (пользователь) объекта культурного наследия обращается в Управление по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан с заявлением о выдаче задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия (производственные работы).
Обязательные условия выдачи разрешения:
наличие лицензии на осуществление деятельности по реставрации объектов культурного наследия с соответствующими разрешенными видами выполняемых работ (производственные работы);
наличие проектной документации, согласованной органами государственной охраны объектов культурного наследия;
наличие договора авторского (технического надзора).
9. Управление по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан осуществляет контроль за ходом производства работ. При выявлении нарушений установленного порядка проведения работ по сохранению объекта культурного наследия контролирующим органом может быть выдано предписание заказчику и исполнителю работ об их приостановлении. Возобновление работ возможно только после устранения выявленных нарушений и ликвидации опасности разрушения памятника на основании письменного разрешения контролирующего органа.
10. После выполнения работ по сохранению объекта культурного наследия физические или юридические лица, осуществлявшие научно-методическое руководство работами, сдают в трехмесячный срок отчетную документацию, включая отчет о выполненных работах.
11. Управление по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан производит приемку выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия.
ОСОБЕННОСТИ РАЗМЕЩЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ЗАКАЗА НА ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ ПО СОХРАНЕНИЮ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ
Учитывая, что объекты культурного наследия являются особым видом недвижимого имущества, существует ряд особенностей, которые необходимо учитывать при формировании планов и программ проведения ремонтов объектов капитального строительства, находящихся в государственной собственности и в собственности поселений и городских округов, а также учитывать при проведении процедуры размещения государственного или муниципального заказа:
1. В титуле объекта, на который в бюджете предусматривается целевое финансирование, необходимо обязательно отражать его особый статус, т.е. давать указание «объект культурного наследия» либо «памятник истории и культуры». Аналогичное указание необходимо давать и в документации по размещению заказа в пункте «предмет контракта».
2. В документации по проведению торгов необходимо указывать на соответствие участников размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работ, являющихся предметом торгов, а именно, наличие лицензии на осуществление деятельности по реставрации объектов культурного наследия.
При выполнении указанных выше условий при проведении процедуры рассмотрения заявок на участие в торгах комиссия должна отказать в доступе к участию в торгах организации, не имеющей лицензии на осуществление деятельности по реставрации объектов культурного наследия.
Статья 40. Сохранение объекта культурного наследия
Статья 40. Сохранение объекта культурного наследия
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 40 настоящего Федерального закона
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 22 октября 2014 г. N 315-ФЗ пункт 1 статьи 40 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции, вступающей в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 245-ФЗ пункт 2 статьи 40 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции, вступающей в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
2. В случае невозможности обеспечить физическую сохранность объекта археологического наследия под сохранением этого объекта археологического наследия понимаются спасательные археологические полевые работы, проводимые в порядке, определенном статьей 45.1 настоящего Федерального закона, с полным или частичным изъятием археологических предметов из раскопов.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 22 октября 2014 г. N 315-ФЗ статья 40 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 3, вступающим в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
3. Изменение площади и (или) количества помещений объекта культурного наследия или его частей возможно исключительно путем проведения предусмотренных настоящим Федеральным законом работ по сохранению объекта культурного наследия.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 22 октября 2014 г. N 315-ФЗ статья 40 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 4, вступающим в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
4. Работы по сохранению объекта культурного наследия, которые затрагивают конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности данного объекта культурного наследия, проводятся в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона и Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Сохранение объектов культурного наследия
Практически во всех городах России сотни тысяч исторических зданий, скульптур, объектов культуры нуждаются в восстановительных работах. Многие из них могут быть адаптированы для эксплуатации в современных реалиях. Для решения поставленных задач государство обеспечивает реализацию производственных операций, направленных на сохранение целостности и достойного внешнего образа объектов культурного наследия. Это работы, которые призваны обеспечить целостность художественного и структурного образа памятника.
Базовые виды работ на исторических памятниках, особенности деятельности по сохранению объектов культурного наследия
Для защиты ценных культурно-исторических зданий, скульптур и сооружений от разрушения специалисты выполняют комплекс разнонаправленных мероприятий – от визуального осмотра до воссоздания утерянных элементов. Целесообразность конкретной операции и стратегия действий зависит от текущего состояния объекта.
Виды работ по сохранению исторических памятников отличаются содержанием производственных операций, но все они направлены на поддержание целостности и первоначальных художественных образов объектов культурного наследия. Четыре основополагающих направления деятельности:
На одном историко-культурном памятнике может проводиться несколько категорий работ. Например, перед реставрацией специалисты обязаны провести консервацию.
Как должно быть организовано проведение работ по сохранению объектов культурного наследия
Все реализуемые мероприятия направлены на решение единственной задачи – замедлить процессы ухудшения эксплуатационных свойств строительных конструкций, восстановить художественный образ и сберечь ценность памятника. Проведение работ по сохранению объектов культурного наследия должно полностью соответствовать законодательным требованиям.
Реставрационно-ремонтные мероприятия: принципы проведения, этапы и особенности
При реставрации любого объекта исторического и культурного наследия следует руководствоваться важным правилом: необходимо использовать материалы и технологии, которые не искажают первоначальную задумку автора произведения, его художественны й и структурный образ. Выбранные методы не должны создавать препятствий для последующих восстановительных и ремонтных работ.
Пять базовых стадий проведения реставрационных мероприятий:
Второй этап необходим, если объект находится в аварийном состоянии, когда памятнику грозит полное или частичное физическое разрушение: обильная осыпь краски, деструкция основы, опадение грунта. В остальных случаях данную стадию пропускают.
Правила создания проектной документации
Перед началом реставрационных мероприятий необходимо разработать проектно-научную документацию согласно техническому заданию. В нее разрешено вносить корректировки в процессе реализации производственных операций, если это положительно отразиться на итоговом результате.
Особенности и принципы оформления проектно-научной документации:
К общим правилам разработки проекта можно отнести требование по соблюдению санитарных правил и техники безопасности. Содержание готового документа может меняться в зависимости от условий, указанных в договоре и техническом задании.
На этапе оформления документации важно согласовать проект приспособления. Это поможет избежать утраты подлинных элементов памятника. Если запланированы мероприятия по воссозданию объекта культурного наследия, необходимо согласовать все разделы, описывающие проведение работ.
Принципы предварительного исследования
Обследование и предварительная оценка свойств объекта – это анализ всех проблем, которые со временем ухудшают состояние исторического памятника. Задача специалистов – подобрать такие методы, технологии и материалы для реставрации, которые замедлят данный процесс, позволят защитить строительные конструкции от разрушения и не создадут препятствия для последующих ремонтных операций.
Предварительные исследования могут включать следующие виды работ:
Важная предварительная стадия – натурные исследования, необходимые для фиксации повреждений, определения их параметров и причин появления. Для этого выполняют визуальный осмотр и пробные раскрытия согласно методике. Порядок осуществления мероприятий зависит от свойств объекта историко-культурного наследия.
Процедуре реставрационно-ремонтных операций иногда предшествует исследование материала оптико-аналитическими методами неразрушающего контроля и лабораторными испытаниями. Для взятия проб специалисты выбирают участки, которые в минимальной степени отразятся на целостности памятника культурного наследия.
Среди других важных подготовительных мероприятий, необходимых для детального исследования исторического объекта, следует отметить:
Главный результат предварительного обследования – оформление отчета, в котором описаны рекомендуемые принципы проведения консервации и реставрации, обеспечения комфортных условий эксплуатации, поддержания оптимальных микроклиматических параметров, устранения разрушающих факторов.
Правила выполнения консервационных и реставрационных мероприятий
После разработки документации и окончания исследований специалисты приступают к непосредственной реализации консервационно-реставрационных операций. Главное правило работы – обоснованность и целесообразность любого вмешательства в текущее состояние памятника историко-культурного наследия.
Задача консервации – сохранить материальную структуру памятника и укрепить его ключевые элементы. Например, при работе с картиной или иным произведением живописи акцент делают на повышение прочностных характеристик основания, восстановление краски, грунта, защитного слоя.
Порядок и особенности осуществления реставрационных работ определяются утвержденной методикой и во много зависят от вида объекта, материала его изготовления. Перечислим несколько принципов:
Методика проведения реставрационно-ремонтных мероприятий для произведений живописи, скульптур из сплава и различных металлов сильно отличается. Обязанность специалистов – полностью следовать государственным стандартам, нормам закона и выбирать технологии, обеспечивающие максимальную сохранность ценного исторического сооружения.
Лицензирование деятельности: как получить разрешение в Минкультуры на оказание услуг по сохранению объектов культурного наследия?
К реставрационно-ремонтным операциям и предварительным научным изысканиям привлекают только высококвалифицированных сотрудников. На объектах трудятся реставраторы, художники, биологи, химики и специалисты из других областей.
Деятельность по сохранению исторических зданий, скульптур, произведений искусства относится к лицензируемой, а мероприятия по защите объектов культурного наследия от разрушения контролируются государственными структурами. К предпринимательской деятельности не могут быть допущены организации, которые не прошли проверку в Минкультуры РФ. Это ведомство, которое отвечает за выдачу лицензии и контроль деятельности компаний.
Лицензирование деятельности по сохранению особо ценных исторических памятников направлено на защиту объектов культурного наследия от действий неопытных специалистов. Строгие требования к квалификации сотрудников организации, претендующей на получение лицензии, связаны со сложностью реставрационно-ремонтных мероприятий. Им зачастую требуется искать такие методы сохранения зданий и памятников, которые не нарушат художественный образ, но помогут восстановить прочность и устойчивость элементов. Специалистам часто приходится воссоздавать мозаики, лепнину, вспоминать старинные технологии и выполнять иные тонкие операции. С подобной работой способны справиться только специалисты с высокой квалификацией и опытом. Если допустить к реставрации компанию с недостаточным уровнем знаний, умений и навыков, объект культурного и исторического наследия может быть безвозвратно потерян и навсегда испорчен.
Лицензия Минкультуры выдается на бессрочный период. Но если во время плановой или внеплановой проверки сотрудник Минкультуры обнаружит нарушения в проведении реставрационно-ремонтных операций, он имеет право выписать предписание или штраф, приостановить действие лицензии или аннулировать ее. Сведения о юридических лицах и ИП, допущенных к работам, размещаются в едином государственном реестре.
Для самостоятельного оформления лицензии Минкультуры предпринимателю необходимо обеспечить выполнение необходимых требований законодательства и обратиться с пакетом документов в территориальное отделение ведомства. В течение 45 рабочих дней специалист рассмотрит заявление и проведет проверку сведений, после чего вынесет решение об отказе или выдаче лицензии.
Компания «КАСЛ» предлагает помощь в оформлении лицензии Министерства культуры «под ключ». Специалисты помогут разработать и собрать все необходимые документы, обеспечат выполнение нормативных требований относительно квалификации персонала и по всем остальным вопросам. Для оформления лицензии потребуется 2-2,5 месяца.
Для бизнесменов, которые не готовы ждать несколько месяцев, компания «КАСЛ» предлагает приобрести фирму с готовой лицензией Министерства культуры. Уже через несколько дней вы сможете приступить к оказанию услуг. Уточнить стоимость и детали сотрудничества можно у менеджера по телефону.