Что такое рабовладельческое государство

Что такое рабовладельческое государство

Рабовладельческое государство является исторически первым типом государственной организации возникшей на развалинах первобытнообщинного строя в силу разложения обществ на классы и возникновения первых противостоящих друг другу социальных сил в виде рабовладельцев и рабов Наиболее древними рабовладельческими государствами были государства, образовавшиеся в конце IV — начале III тыс. до н э. в Древнем Египте — Египетское царство, в долинах азиатских рек Тигра и Евфрата — Шумерийские государства, а также Ассирийское государство (III тыс. до н. э.), государства Индии и Китая (II 7 тыс. до н. э.) и Хеттское государство (конец II тыс. до н. э). Более поздними рабовладельческими государствами были государства Древней Греции и Древнего Рима, возникшие в бассейне Средиземного моря.

В своем развитии рабовладельческий строй, а вместе с ним государство и право проходят две основных стадии. Первая стадия ассоциируется с древневосточным землевладением. Среди ее наиболее характерных черт и особенностей отечественными и зарубежными учеными выделяются следующие. Наличие значительных остатков первобытнообщинного строя. Существование примитивных форм патриархального рабства и ведения хозяйства, при которых рабу разрешается иметь свое имущество и даже семью. Сохранение в течение длительного времени наряду с частной собственностью на рабов коллективного рабовладения (рабы, принадлежащие отдельным храмам, государству). Существование сельскохозяйственных общин, обусловленное суровыми климатическими условиями Востока и, как следствие этого, необходимость применения коллективного труда на строительстве ирригационных сооружений, при эксплуатации оросительных систем, разведении животноводства, возделывании сельскохозяйственных культур, при обработке земли. Будучи коллективным собственником земли, сельская община осуществляла ее куплю-продажу. В соответствии с установленными правилами она распределяла и перераспределяла ее между своими членами, решала основные вопросы более рационального использования земли.

Наряду с сельской общиной в странах Древнего Востока коллективными собственниками земли были государство и отдельные храмы. Частная собственность на землю, также как и на другие средства производства в этих странах не получила такого широкого развития как в других рабовладельческих государствах. По мере развития рабовладельческого строя в странах Древнего Востока право коллективной собственности общины на землю постепенно вытесняется правом коллективного землепользования.

Вторая стадия развития рабовладельческого строя — период греческого рабовладения. Эта стадия отличается более высоким уровнем развития рабовладельческого способа производства, полным отсутствием каких бы то ни было остатков первобытнообщинного строя, наиболее высокой степенью рабовладельческой государственной машины и права, более развитыми формами эксплуатации рабов и неимущих граждан, «образцами» беспощадного насилия и подавления масс.

Экономическую основу рабовладельческого государства составляла частная собственность рабовладельцев на средства производства и рабов. В условиях рабовладельческого строя впервые в истории развития человечества в наиболее резкой и обнаженной форме проявляется экономическое, политическое и социальное неравенство различных классов и слоев общества, полное, практически ничем не ограниченное господство одного класса — рабовладельцев и полное бесправие другого класса — рабов. На всех стадиях развития рабовладельческого государства рабы постоянно оставались на положении вещей, «говорящих орудий» и рассматривались не иначе, как производители материальных и иных благ. Раб, по общему признанию, не продавал свой труд рабовладельцу, также как вол не продавал своей работы крестьянину. Он раз и навсегда, вместе со своим трудом был продан своему господину.

В официальных документах и неофициальных повествованиях того времени о рабе и его судьбе говорилось так же, как и о любой вещи, продуктах, животных. «Хозяин осмотрит скот, — читаем в одном из таких текстов, — устроит распродажу: продаст масло, если оно в цене; продаст вино, лишек хлеба, старых волов, порченую скотину. старого или болезненного раба; и если есть что лишнее, то продаст». И далее хозяйская забота о рабе, как о скоте: «Рабам не должно житься плохо. Пусть не мерзнут и не голодают. Пусть хорошенько заставляют их работать. » [1]

Основными способами установления рабства являлись такие, как захват мирных жителей чужих территорий и военнопленных с целью превращения их в рабов, продажа свободных людей или граждан в рабство за долги (в Древней Индии, в Риме — долговое рабство), обращение в рабов за совершение государственных или иных тяжких преступлений, и др.

Рабовладельцы и рабы составляли основу рабовладельческого общества, являлись основными, но отнюдь не исчерпывающими элементами социальной структуры данного общества, классами. Наряду с ними на протяжении всей истории существования рабовладельческого строя встречались различные, так называемые неосновные классы и социальные группы (слои свободных и полусвободных людей). В их числе можно назвать, например, крестьян-общинников и ремесленников в странах Древнего Востока (Вавилон, Индия, Китай), торговых людей, вольноотпущенников и метеков — чужеземцев в Риме и Афинах, перегринов и колонов в Римской империи и других.

Свободные и полусвободные слои рабовладельческого общества, в частности, ремесленники и мелкие землевладельцы постоянно разорялись и закабалялись крупными землевладельцами и ростовщиками. Их относительно дорогостоящий труд зачастую вытеснялся гораздо более дешевым и более распространенным трудом рабов. Будучи оторванными от земли и своих традиционных средств производства они, как правило, пополняли фактически бесправные и весьма многочисленные, особенно в рабовладельческом Риме и Афинах, ряды люмпен-пролетариата. Несмотря на то, что положение свободных и полусвободных слоев рабовладельческого общества в значительной мере отличалось от положения рабов, они наряду с рабами подвергались жестокой эксплуатации со стороны рабовладельцев и подавлялись рабовладельческим государством. Наиболее ярко это проявлялось, например, по отношению к такой категории свободных людей Римской империи, как перегрины, в состав которых входили жители провинций Рима, не получивших римского гражданства, и римские граждане, подвергшиеся высылке за совершение преступлений, а также по отношению к колонам, состоявшим в большинстве своем из формально полусвободных, но фактически накрепко привязанных к арендуемым ими земельным участкам (парцеллам), закабаленные крестьян. Ни на первую, ни на вторую социальные группы в полной мере не распространялось исконное римское право. Они постоянно находились в зависимом положении и подавлялись Особенно тяжелым было положение колонов, которые были прикреплены к земле и могли быть проданы вместе со своей парцеллой. Они не были рабами, но и не считались свободными.

Рабовладельческое государство при этом, будучи по своей социально-классовой сущности организацией класса рабовладельцев, одним из важнейших звеньев механизма власти данного класса использовало все находящиеся в его распоряжении средства для оформления и укрепления экономического базиса рабовладельческого общества, для обеспечения устойчивости и защиты рабовладельческого общественно-политического строя, для удержания господства рабовладельцев над рабами, для обуздания и подавления свободной бедноты и рабов.

Каковы же были основные функции и механизм рабовладельческого государства?

Рабовладельческое государство в процессе своего существования осуществляло ряд свойственных ему внутренних и внешних функций. Каждая из них представляла собой одно из основных направлений деятельности данной организации, обусловленное его сущностью, социальным содержанием ч назначением, а также стоящими перед ним ближайшими и конечными целями и задачами.

В числе внутренних функций следует назвать прежде всего функцию создания и поддержания оптимальных условий для эксплуатации разоренных свободных масс и рабов. В данной функции наиболее отчетливо проявляется эксплуататорский характер рабовладельческого государства и его отношение к экономическим интересам господствующего класса. Государство при этом, будучи собственником больших земельных угодий, копий, рудников и огромного количества рабов, не только создавало условия для эксплуатации масс со стороны господствующего класса, но и само выступало как эксплуататор. Наиболее ярко это проявлялось в Древнем Египте, где рабовладельческое государство на протяжении всей истории своего существования неизменно выступало, с одной стороны, как верховный собственник всей земли, обладающий правом в лице царя или фараона сбора налогов и привлечения к выполнению публичных работ, а с другой стороны, как прямой собственник значительного количества земли, недр, оросительных каналов, рабов.

Рабовладельческое государство Древнего Египта, наряду с другими древневосточными государствами, в целях поддержания экономики страны в условиях сурового, неблагоприятного для ведения сельского хозяйства климата, было вынуждено уделять значительное внимание организации общественных работ (организации эксплуатации) по строительству и постоянному использованию плотин, оросительных каналов, крупных ирригационных систем.

Важными внутренними функциями рабовладельческого государства были также функция охраны рабовладельческой частной собственности, функция подавления сопротивления рабов и Других угнетенных масс Необходимость осуществления данных функций вызывалась массовыми выступлениями рабов, многочисленными восстаниями свободных, но разоренных социальных групп и слоев, теми непримиримыми противоречиями и борьбой, которая непрерывно велась на протяжении всей истории существования рабовладельческого строя между рабами и рабовладельцами, бедными и богатыми, угнетенными и угнетателями. Наглядными примерами такой борьбы могут служить крупные восстания рабов и неимущих общинников в Египте (середина XVIII века до н. э.), восстание рабов и вольноотпущенников в Малой Азии (II в. до н. э.), крупнейшее восстание рабов под руководством Спартака в Риме (74—71 гг. до н. э) и др.

Осуществляя функцию охраны рабовладельческой собственности и подавления сопротивления рабов и неимущих слоев, рабовладельческое государство широко использовало свойственные ему принудительные органы (армию, суды, полицию, тюрьмы), систему репрессивных по своему характеру правовых актов, а также различные, узаконенные формы устрашения и террора по отношению к рабам. В Спарте, например, с целью устрашения и удержания в подчинении угнетенных представителями господствующего класса время от времени устраивались массовые убийства (криптии) наиболее сильных и непокорных илотов — государственных рабов. В Риме, согласно многократно применявшемуся закону, в случае убийства рабом господина подвергались казни все жившие или находившиеся в момент убийства под одной крышей с убийцей рабы. Исключение составляли лишь те рабы, которые приводили убедительные доказательства того, что оказывали своему господину помощь и защищали его с риском для собственной жизни. Жестоко и беспощадно расправлялись рабовладельцы с массами, оказывавшими неповиновение, с побежденными участниками восстаний — крестьянами-общинниками, вольноотпущенниками и рабами.

Широко и методически применялись господствующим классом в процессе повседневного угнетение и подавления масс, наряду с методами устранения, террора и физического уничтожения непокорных, и разнообразные средства их духовного закабаления. Особую роль при этом играла религия, освящавшая общественное неравенство, «узаконивавшая» рабство и насаждавшая взгляды, согласно которым физический труд является лишь уделом вольноотпущенников и рабов.

История развития рабовладельческого строя знала немало весьма разнообразных и значительно отличавшихся друг от друга религий. Однако все они, несмотря на свои особенности, неизменно проводили одну и ту же ярко выряженную в социальном плане линию, идеологически обосновывала и защищали эксплуатацию, отстаивали рабовладельческий экономический и социально-политический строй, призывали свободных граждан, вольноотпущенников и рабов к смирению перед рабовладельцами.

К внешним функциям рабовладельческого государства относятся такие направления его деятельности, которые связаны с завоеванием, порабощением и ограблением других народов; обороной страны от внешних противников; управлением захваченных в результате ведений войн территорий; с установлением и поддержанием с другими государствами дипломатических, торговых и иного рода мирных связей. Внешние функции рабовладельческого государства находились в неразрывной связи с внутренними функциями, ими дополнялись и подкреплялись. В зависимости от конкретно-исторических условий развития рабовладельческого общества, а также общественно-политической значимости событий (восстания рабов, войны и т. п.), имевших место в той или иной стране, внутренние и внешние функции рабовладельческого государства попеременно выдвигались на первый или последний план. Во время внутренних социальных потрясений более значимую роль, естественно, приобретали внутренние функции, в то время как при ведении захватнических или оборонительных войн на первый план выступали его внешние функции.

Внутренние и внешние функции осуществлялись с помощью специально созданных для этого органов, составляющих государственный аппарат или механизм рабовладельческого государства. Составными частями этого механизма являлись: армия, полиция, судебные органы, органы государственной власти, административный и управленческий аппарат. Вся рабовладельческая государственная машина была призвана обеспечить безраздельное господство и эксплуатацию одной частью общества — классом рабовладельцев другой — свободных неимущих и рабов, закрепить и обеспечить охрану существующего общественно-политического и экономического строя, частной собственности на важнейшие средства производства и рабов, служить средством вытеснения и отстранения свободных и полусвободных слоев населения от участия в политической жизни общества, в решении государственных и общественных дел.

Главную роль в процессе решения наиболее важных задач, стоящих перед рабовладельческим государством, играли армия, полиция, флот и другие вооруженные формирования господствующего класса. Они составляли основу рабовладельческого государственного механизма и выступали в качестве важнейших средств захвата и покорения других народов, защиты своей территории от нападения извне, а также в качестве орудий подавления и угнетения свободных неимущих и рабов.

Рабовладельческий государственный аппарат формировался строго по классовому принципу. Высшие посты в военно-бюрократическом механизме рабовладельческого государства занимали представители господствующего класса, знать. На низшие ступени государственного механизма допускались также представители других классов и социальных слоев общества Например, полицейские наряды в древних Афинах формировались исключительно из рабов. Огромную роль в деятельности государственного механизма многих рабовладельческих государств (Вавилон, Египет, Рим и др.) играли жрецы. Обладая несравнимой по тому времени силой воздействия на умы и поведение людей, они нередко обожествляли царей, императоров и фараонов, создавали религиозный культ главы государства и тем самым значительно о укрепляли рабовладельческий государственный строй. Наряду с военачальниками, государственными чиновниками и другими представителями господствующего класса жрецы занимали привилегированное положение в обществе и считались весьма почитаемыми людьми. Неприкосновенность их личности и имущества, святость сохраняемых ими религиозных обычаев и ритуалов зачастую закреплялись в законах и строго охранялись государством.

[1] Цит. по: Сергеенко М. Е. Земледельцы древней Италии. Л., 1970. С. 29—30.

[2] Всеобщая история государства и права. Под. Ред. З.С. Черниловского. М. 1999. С. 149

Источник

РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКОЕ ГОСУДАРСТВО

Р. г. возникло в результате разложения первобытно-общинного строя, что было вызвано объективными законами его развития. Первобытно-общинный строй характеризуется крайне низкой, неразвитой производительностью труда. Люди сообща с огромным трудом добывали себе средства, необходимые для первобытного существования. В то время не было частной собственности, классов и классовой борьбы. При таких условиях не было и необходимости в существовании особой группы людей, специально выделенных для управления и господствующих над всем обществом. По мере роста производительных сил, разделения труда и, как естественное следствие этого, – появления частной собственности на орудия и средства производства первобытное равенство было разрушено, появилось разделение общества на классы. Первым разделением общества на классы было разделение на рабовладельцев и рабов; позднее классы образовались и в среде свободных людей.

Для того чтобы эксплуататорское меньшинство общества – рабовладельцы – могли удерживать в повиновении эксплуатируемое большинство общества– рабов (а позднее и значительную часть свободного трудящегося населения), – понадобилась особая машина – машина угнетения, подавления и эксплуатации чужого труда.

Р. г. и было такой первой в истории машиной подавления, эксплуатации и угнетения, машиной в руках господствующего класса рабовладельцев для удержания в узде эксплуатируемых рабов.

Сущность Р. г., его функции, механизм и формы определялись в конечном счёте экономическим строем рабовладельческого общества, при котором основой производственных отношений являлась собственность рабовладельца на средства производства, а также на работника производства – раба, с которым рабовладелец поступал как с вещью.

Р. г., как и всякому другому государству эксплуататорского типа, известны две функции: внутренняя (главная) и внешняя (неглавная). Обе эти функции вытекают непосредственно из задач, стоящих перед Р. г.

Главная (внутренняя) функция Р. г. состояла в том, чтобы держать в узде эксплуатируемое большинство – рабов и пресекать всякие попытки с их стороны сопротивляться эксплуатации, попытки сбросить с себя иго и господство рабовладельцев. Рабовладельцы прибегали к внеэкономическому принуждению в виде неприкрытого грубого физического насилия, как главного средства, с помощью которого раба заставляли работать на рабовладельца. Рабы были лишены собственности, не имели семьи и совершенно не были заинтересованы в труде. Эксплуатация рабов не имела никаких пределов. Границы этой эксплуатации устанавливались только в тех случаях, когда этого требовали интересы самих рабовладельцев (в случаях небольшого притока рабов; в эксплуатации рабов на особо квалифицированных работах, требовавших относительно бережного отношения к их исполнителям).

Безграничная эксплуатация рабов вызывала со стороны последних различные виды сопротивления эксплуататорам вплоть до восстаний, которые, по характеристике Ленина, сразу обнаруживали сущность Р. г. как диктатуры рабовладельцев. При малейшем изъявлении недовольства со стороны рабов рабовладельцы прибегали к средствам жесточайшего террора, к самой беспощадной расправе над ними. В случаях восстаний рабов Р. г. осуществляло массовое физическое уничтожение восставших. Так, напр., после подавления восстания Спартака в древнем Риме в 71 г. до н. э. около 6000 рабов было распято на крестах по дороге от Рима до Капуи.

В Р. г. было резко выражено неравенство и среди свободных людей. Господствующая верхушка в Р. г. в лице крупных и средних землевладельцев, ростовщиков и торговцев всеми мерами подавляла недовольство разорявшихся ремесленников и крестьян, а также население покорённых народов.

Внешняя функция Р. г. была направлена на расширение территории своего государства за счёт территории других государств или защиту территории своего государства от нападений со стороны других государств. Внешняя функция Р. г. была тесно связана с внутренней. Главная цель, которую преследовала агрессивная политика Р. г., состояла в том, чтобы обеспечить господствующий класс наряду с другими средствами производства и рабами. Этим объясняются и такие законы и обычаи войны рабовладельческих государств, как превращение военнопленных, а в ряде случаев и покорённого населения в рабов. Осуществляя внешнюю функцию, Р. г. на протяжении всего периода своего существования вели между собой продолжительные войны, приводившие к покорению одних государств другими, к превращению в рабов целых народов.

Для осуществления этих двух функций Р. г. обладало соответствующим механизмом. Этот механизм не был таким сложным и совершенным, каким является, напр., механизм буржуазного государства, но он вполне соответствовал задачам Р. г. и был обусловлен в конечном итоге экономическим уровнем развития рабовладельческого общества. Важнейшими составными частями механизма Р. г. были армия, полиция и жандармерия, судебный и административный аппарат, разведка, жреческие и другие корпорации. Рабы не допускались в этот аппарат. Их использовали только для низших видов полицейской службы.

Формы рабовладельческого государства были разнообразны, но суть их всех была одна: при любой внешней форме Р. г. оставалось аппаратом угнетения в руках рабовладельцев, диктатурой рабовладельцев для удержания своего господства над эксплуатируемым большинством общества – рабами.

Рабовладельческое общество в своём развитии прошло в основном два этапа. Особенности рабовладельческого общества на первом и втором этапах определялись состоянием развития экономики.

На первой, низшей стадии развития рабовладельческого общества, в котором длительное время сохранялись следы и пережитки первобытно-общинного родового строя, Р. г. в своих функциях и формах отражает эти особенности, открыто обнаруживая в то же время свою классовую сущность. Таково Р. г. в странах древнего Востока (Египет, Вавилония, Ассирия, Персия, Индия, Китай и др.).

Р. г. в этих странах обычно принимало форму патриархальной деспотии. Этот деспотизм государственной власти обусловлен тем, что ещё не создалась частная собственность на землю и сохранилось прежнее общинное пользование. В таких государствах обнаруживалась тенденция к созданию сильной и юридически- неограниченной власти главы государства, к централизации главнейших отраслей управления, вследствие чего образовался довольно сложный и разветвлённый бюрократический аппарат. Особенно характерны эти черты для тех государств (Египет, Вавилон, Индия, Китай), где система искусственного орошения при помощи каналов и водных сооружений была основой земледелия. В этих государствах организация публичных работ, исполняемых рабами и неимущими свободными, требовала создания деспотической власти и централизации управления. При значительном удельном весе натурального хозяйства и незначительном развитии товарно-денежных отношений в этих странах не было прочной экономической базы для устойчивого существования централизованного государства. Центробежные силы не могли быть полностью преодолены, вследствие чего эти государства распадались.

Особенность главной, внутренней функции этих государств состояла в том, что эксплуатация рабов в них не достигла таких грандиозных, беспредельных масштабов, как это было впоследствии в древней Греции и древнем Риме. Рабы не были лишены ещё некоторых прав (собственности и семьи).

Рабовладельческая общественно-экономическая формация достигла более высокой ступени развития в древней Греции и древнем Риме. Систему общественных отношений, сложившуюся в этих странах, принято в советской исторической науке называть античным обществом (от латинского слова antiquus – древний).

В отличие от рабовладельческого общества в странах древнего Востока, в античном обществе происходило более ускоренными темпами разложение первобытно-общинного строя, форсированное развитие частной собственности и, что особенно важно, расширение эксплуатации рабского труда.

На данном этапе развития рабовладельческого общества товарно-денежное хозяйство всё более вытесняет натуральные формы экономики, в связи с чем эксплуатация рабов происходит не только в предприятиях, принадлежащих государству, и домашнем хозяйстве частных лиц, но и в крупных частных земельных владениях и мастерских, выпускающих свою продукцию на рынок.

По мере развития рабовладельческого способа производства всё более обнаруживались присущие ему непримиримые противоречия, которые вели к гибели рабовладельческий строй.

Основные противоречия рабовладельческого общества состоят в том, что «там, где рабство является господствующей формой производства, там труд становится рабской деятельностью, т. е. чем-то бесчестящим свободных людей. Благодаря этому закрывается выход из подобного способа производства, в то время как, с другой стороны, требуется устранение его, ибо для развития производства рабство является помехой» (К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. XIV, стр. 450).

Развитие рабовладельческой системы вызывало в античных государствах разорение крестьян и ремесленников, не выдерживавших конкуренции с крупными предприятиями, эксплуатировавшими труд рабов, и вело к превращению их в античный пролетариат, т. е. лишённую определённых занятий свободную бедноту. Античный пролетариат характеризовался тем, что он не мог найти себе работу в условиях рабовладельческой экономики. Рабовладельческое государство древней Греции и древнего Рима было вынуждено кормить и даже увеселять свободную бедноту («хлеба и зрелищ»); представители господствующего класса путём обмана и подкупа развращали эту массу пролетариев и использовали её как опору в своих интересах. Это ещё больше обостряло противоречия рабовладельческого общества. Наконец, следует добавить к этому постоянные противоречия между господствовавшими и побеждён^ ными (покорёнными) народами, которые наибольшей своей остроты достигли в древнем Риме.

Главная, внутренняя функция Р. г. на данной стадии развития рабовладельческого общества попреж-нему состоит в том, чтобы держать в узде рабов и неимущих свободных, с той только разницей, что для последних делаются некоторые ничтожные уступки. Внешняя функция имела своей задачей проведение агрессивной политики для того, чтобы обеспечить бесперебойный ход рабовладельческого производства.

Различный уровень развития античного рабовладельческого общества обусловливал различные формы государства. Пока ещё не были ликвидированы пережитки первобытно-общинного строя и сохранялось господствующее положение родо-племенной аристократии, Р. г. приобретало формы монархии или аристократической республики (Спарта, Афины до реформ Солона, древний Рим до 4 в. до н. э.). Ликвидация пережитков первобытно-общинного строя, развитие рабовладельческой системы и товарно-денежных отношений вызвали установление либо рабовладельческой демократии (Афины), либо плутократии (господства знатных купеческих фамилий – Карфаген), либо своеобразного сочетания аристократии и демократии (Рим с 4 в. до н. э. до 1 в. н. э.). Следует иметь в виду, что наиболее демократическое среди рабовладельческих государств – Афины – было построено на принципах урезанной демократии. Рабы в Афинах были со-иершенно бесправны, а политическими правами пользовались только афинские граждане мужского пола.

По мере обострения классовой борьбы, кризиса и разложения рабовладельческого общества происходит и смена форм Р. г., а именно – замена республиканских форм монархическими. Так, в конце 4 в. до н. э. вся Греция была покорена Македонией, и образовалась обширная Македонская монархия, которая оказалась наиболее удобной для господствующего класса формой правления в целях обуздания рабов и разорённой, обнищавшей массы свободной бедноты.

3 Древнем Риме в конце 1 в. до н. э. также образовалась монархия, переход к которой был вызван обострением классовой борьбы (восстания рабов, усиление крестьянского движения и восстания в завоёванных странах). Первоначально эта монархия маскировалась республиканской внешностью, но в 3 в. н. э. с неё были сброшены все эти внешние республиканские покровы и она была превращена в открытую военно-бюрократическую монархию. Установление военно-бюрократической монархии было вызвано судорожными усилиями класса рабовладельцев спасти Римское государство от революции рабов и напора варварских народов, вторгшихся в пределы Римской империи.

Рабовладельческое государство пало вместе с изжившей себя рабовладельческой социально-экономической формацией, так как несоответствие производственных отношений характеру производительных сил требовало замены рабовладения феодальной системой эксплуатации. Этот переход был осуществлён в результате революции рабов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *