Что такое рабство классического типа
Классическое рабство что это такое?
Классическое и античное рабство имею поразительно сходство.Большинство ученых относят античное рабство, к разновидности классического. Но между классическим и античными рабством есть весьма существенное различие. Античное рабство – невероятно жестокое.
Хозяева рабов, ещё не знали как в то время заставить рабов, работать. Рабовладельцы частенько использовали их для развлечений, так могли выпустить собаку, заставить их драться друг с другом и т.д. В общем рабовладельцы, ещё не имели должных навыков, как распоряжаться рабом, арабы в свою очередь не знали, почему именно они становились рабами.
В классическом рабовладельческом строе всё предельно чётко. Учёные называют общество того времени рабовладельческим по скольку оно разделилось на рабов и владельцев. Производство классической рабской системе настроено на создание прибавочной стоимости. Во II-I вв. до н.э. рабовладельцы пытаются не только увеличить масштабы и объёмы производства, а успешно это всё монетизировать. Их стремление к получению больших объёмов, приводило к намного большей эксплуатации рабов, а так же усложнению структуры хозяйства.
Сильно возрастала численность самих рабов. Рабы становились большинством римско-италийского общества. Рабовладение сильно распространилось в основных отраслях промышленности тех времён — горнодобывающем деле, в сельском хозяйстве, строительстве, металлургии,.
Так же ухудшения условий рабов, усиление их эксплуатации, и увеличение их численности привело к обострению отношений между рабами и их владельцами. Множество рабов, помимо того что начали копить обиды, начали совершать побеги, поломки орудий, и прочие методы на зло рабовладельцам. А так же рабы начали поднимать огромное количество восстаний против своих рабовладельцев, и режима в целом.
Тирания 1) в древнегреческих полисах форма государственной власти, была установлена насильственным путем, а так же основанная на единоличном, безоговорочном правлении. Возникла в 7-6 вв. до н. э. в процессе борьбы между демосом и родовой знатью. Реформы созданы тиранами были для улучшения положения демоса, развитие торговли и ремесла…2) Синьория, или тирания, — было формой политических устройств ряда средневековых городов-государств Сев. и Ср. Италии…3) (Перен.) Основанное, на деспотизме правление.
Копирование информации с сайта greednews.su разрешено только при использовании активной гипер ссылки на новость, спасибо за то что цените наши авторские права!
Поделиться ссылкой:
Ещё интересные статьи:
Автор сайта Малов Евгений 1982 г.р.
Закончил КСК КБГУ и СГА Нальчик в 2004
Работал в газете Северный Кавказ визуальным редактором
Занимаюсь разработкой сайтов и пишу тексты
Классическое рабство что это такое? : 1 комментарий
Существует много различных видов рабства, но в основном эта практика подразумевает владение кем-то другим тем или иным способом. Эти принадлежащие индивиды называются рабами и они обычно имеют ограниченный выбор относительно того, какие действия они могут предпринять и обычно вынуждены выполнять какую-то задачу для другого человека без какой-либо разумной компенсации. В общем, раб становится собственностью другого человека, и он может быть использован этим человеком для финансовой или личной выгоды. Рабство сейчас запрещено во многих частях мира, включая США, но есть определенные формы рабства, которые все еще широко практикуются.
Рабство часто относится к тому периоду в истории, когда африканцев насильно привозили в Америку на заработки.
Рабство часто относится к тому периоду в истории, когда африканцев насильно привозили в Америку на заработки.
В древних обществах большая часть рабства была основана на использовании захваченных солдат во время войны в качестве принудительных рабочих. В некоторых случаях эти заключенные содержались в качестве рабов до конца своей жизни, а в других ситуациях им разрешалось выйти на свободу после определенного момента. Иногда с рабами действительно обращались довольно хорошо в таких условиях, но это сильно варьировалось от одного общества к другому. Содержание солдат в качестве рабов все еще практикуется в некоторых культурах, причем военнопленных заставляют выполнять различные виды физического труда, но в древние времена это было гораздо более распространено.
Африканские рабы обменивались в Америке на сырье, которое использовалось для производства европейских товаров, продававшихся в Африке.
Африканские рабы обменивались в Америке на сырье, которое использовалось для производства европейских товаров, продававшихся в Африке.
Рабство движимого имущества, как правило, является наиболее известной формой, практикуемой исторически. С рабами обращаются как с собственностью, и их можно продать или купить. В большинстве случаев рабов-скотомогильников обычно выбирают на основе расовых или географических различий. Отчасти это объясняется требованием полной дегуманизации другой популяции, которое, как правило, легче оправдать в отношении индивидов, считающихся физически или культурно отличными друг от друга. Это тот вид рабства, который ранее практиковался в США до Гражданской войны.
Долговая кабала — это еще одна форма рабства, которая до сих пор практикуется во всем мире. Это происходит, когда человек берет кредит и отказывается от своей свободы как от формы залога. Иногда родители даже продают своих детей в такого рода рабство. В теории долговая кабала заканчивается, когда кредит погашен, но на практике сделка почти никогда не бывает такой простой, и люди часто оказываются с невыполнимыми долгами.
Сексуальное рабство-это еще одна форма, которая до сих пор широко практикуется. Часто женщин похищают или обманом заставляют заниматься проституцией. В некоторых частях мира женщины имеют так мало прав, что их мужья или родители могут подтолкнуть их к такой жизни. Сексуальное рабство незаконно в большинстве стран, но оно происходит под радаром на криминальном черном рынке. Некоторые люди считают принудительный брак формой сексуального рабства, и в некоторых обществах исторически было принято, чтобы женщины обращались со своими мужьями как с рабынями.
Что такое рабство классического типа
Переход от патриархального рабства к классическому был глубоким социально-экономическим переворотом в жизни общества, который привел к большим переменам во всех областях.
Его основными особенностями были следующие:
— производство направленно на получение прибавочного продукта в том количестве, чтобы его можно было продать. Это было вызвано переходом от натурального хозяйства к товарно-денежным отношениям, и привело к усилению эксплуатации рабов
— увеличилось количество рабов и сфера их применения
— усиление эксплуатации рабов привело к ухудшению их общественных и юридических прав. Теперь раб был полностью бесправен и полностью зависел от своего хозяина
При развитой системе рабства происходит переход от мелкого производства в земледелии и ремесле к более крупному, централизованному хозяйству. Отказ от мелкого хозяйства, переход к более крупному производству означали скачок в развитии производительных сил, привели к расцвету римское сельское хозяйство, ремесло и строительство.
Главной единицей производства становится не мелкий производитель, а хозяйство средних размеров (25-60 га), которое имело больше преимуществ.
О положении рабов в сельском хозяйстве, о рабовладельческих поместьях среднего типа подробно сообщают римские писатели – Катон ( II в. до н. э.) и Варрон ( I в. до н. э.), создавшие специальные труды о сельском хозяйстве. В этой сфере рабы применялись наиболее активно и с наибольшей степенью эксплуатации.
Трактат Катона: Катон – старается вернуть старый римский строй, опорой которого были средние и мелкие хозяйства, недоверительно относится к торговле, сторонник интенсивного сельского хозяйства. Весь его трактат представляет собой сборник практических советов, исполнение которых гарантирует успех сельскому хозяину.
По мнению Катона, самое лучшее имение должно обладать следующими угодьями: виноградником, поливным огородом, ивняком, масличным садом, лугом, хлебной нивой, лесом и т.д. Автор трактата как бы нащупывал, исходя из натурально-хозяйственных принципов, те отрасли земледелия, которые потенциально могли стать коммерческими.
Катон давал рекомендации и по организации подневольного труда. Каждый раб получал в поместье работу определенного вида и ее объем. Рабы должны были работать в дождь и даже по праздникам. Катон советовал подыскивать среди рабов надзирателя (вилика) и ключницу. Вилик должен вести расчетработ, разбирать тяжбы рабов и наказывать виновных. У хорошего вилика рабы всегда в работе. Вилик должен отчитываться перед хозяином. Катон устанавливал даже сезонные нормы натурального довольствия рабам, рассчитывал норму соли, определял образцы одежды. Автор трактата говорит и о том, что рабы не должны мерзнуть и голодать, хотя общее их содержание оставляло желать лучшего.
Катон первым в экономической мысли Древнего Рима поставил проблему эффективности рабовладельческого хозяйства, связав ее с организацией производства и обмена.
Трактат Варрона: Три книги трактата представляют соответственно пособие по земледелию, животноводству и приусадебному хозяйству (птицеводство, рыболовство и пчеловодство). К садоводству и виноградарству автор трактата обращается редко.
Касаясь средств, «которыми возделывают землю», Варрон выделял «орудия говорящие, бессловесные и немые». «Говорящие орудия» — это рабы, «бессловесные» — рабочий скот, а «немые» — орудия труда и т.д. Поэтому Варрон считал, что «рабы не должны быть ни робки, ни дерзки». Он отговаривал рабовладельцев использовать бич, если желаемого можно добиться словом. Варрон рекомендовал применять более гибкие методы принуждения к труду. По его мнению, «не следует покупать много рабов одной и той же народности». Варрон советовал даже совещаться с прилежными рабами. Рабы лучше работают, если «хозяин щедрее оделяет их пищей, не скупится на одежду, позволяет отдохнуть и дает некоторые льготы, например, разрешает в имении пасти свою скотину и т. д.», наделение рабов пикулиями. Перед нами уже не катоновский образ раба с относительно скудными нормами довольствия, а раб сытый, экипированный и обладающий некоторым имуществом.
Варрон советовал помимо вилика найти среди рабов грамотного и сведущего в хозяйстве распорядителя, которого следовало «наградить» рабыней. Как рачительный хозяин, Варрон задумывался и над проблемой естественного воспроизводства рабов. В трактате он намекал на возможность появления у рабов семей, потомство которых будет привязано к поместью.
Таким образом, по данным трактатам можно судить, что в Риме II — I вв. до н. э. господствовали рабовладельческие хозяйства полунатурального-полутоварного типа.
Этому способствовал ряд факторов:
Экономический (развитие товарно-денежных отношений)
Внешнеполитический (завоевания римлян приносили новых рабов и земли)
Агро-технический (возможность интенсивного хозяйствования)
Однако это привело к полному разорению мелких хозяйств, и появлению крупных – латифундий, что впоследствии приведет к социальной напряженности.
Рабство классического типа
Социально-политическая основа классического периода
Полисная структура
Классический период в истории Древней Греции, согласно принятой периодизации, охватывает время с рубежа VI-V вв. до 338 г. до н.э. Это время наивысшего подъема Греции, полного расцвета всех тех явлений, которые сформировались вархаическую эпоху
, время господства такой своеобразной формы социально-экономической и политической организации общества, как полис. По мнению многих исследователей, именно полисной формой организации общества объясняются основные особенности развития древнегреческого общества, в том числе характер культуры и искусства.
Афина Промахос. Бронза. 450 г. до н.э.
Обычно полис определяют как гражданскую общину, тем самым подчеркивая два его элемента: общинный характер данного социального организма и своеобразие этой общины, отличающейся от других типов общин (родовой, семейной, территориальной и т. д.). Главная особенность античной гражданской общины заключалась в том, что в основе ее лежала античная форма собственности. Ее отличает от других форм собственности: двуединый характер, диалектическое единство государственного и частного принципов собственности. Этой особенностью античной формы собственности объясняются основные черты древнегреческого полиса. Прежде всего совпадение в принципе политического коллектива (коллектива полноправных граждан) и коллектива земельных собственников, взаимообусловленность гражданского статуса и права собственности на землю. Все группы населения, не имеющие гражданских прав, отстраняются от права собственности на землю. Существует и обратная зависимость, хотя она и не столь ярко выражена: во многих полисах утрата участка земли означала и потерю политических прав. Полис как коллектив граждан обладал правом верховной собственности на землю. Взаимообусловленность права собственности на землю и гражданского статуса, совпадение в принципе социальной и политической структур приводили к тому, что граждане обладали, в идеале, равными политическими правами. В полисе действовали различные органы управления (совет, магистратуры), но верховным органом (даже в полисах с явно олигархическими тенденциями) всегда было народное собрание, которому принадлежало право окончательного решения всех важнейших вопросов. Этим определяется демократическая тенденция в развитии древнегреческого общества. Еще одной важнейшей особенностью полиса было совпадение политической и военной организаций. Вооруженные силы гражданской общины — ополчение граждан. Гражданин-собственник одновременно являлся и воином, обеспечивавшим неприкосновенность полиса и тем самым своей личной собственности.
Умирающий воин. Деталь западного храма Афины на Эгине. Около 500-480 гг. до н.э.
Экономика полиса базировалась прежде всего на сельском хозяйстве, представлявшем основную сферу занятий гражданина. Даже в наиболее экономически развитых полисах, таких, как Афины, подавляющая масса граждан занималась сельским хозяйством. Основной экономический принцип полиса — идея автаркии, т. е. самообеспеченности. Автаркия выступала в качестве экономической основы свободы. Ни отдельно взятый индивид, ни полис в целом не чувствовали себя полностью свободными, если средства их существования зависели от кого-то другого. В соответствии с этими принципами вырабатывалась и полисная система ценностей, продолжавшая существовать и оказывать влияние даже тогда, когда менялись условия жизни. Важнейший элемент этой системы ценностей составляла твердая уверенность в том, что полис — высшее благо, что существование человека вне его рамок невозможно, что благополучие отдельного лица зависит от благополучия полиса. Сюда же относились идея превосходства земледельческого труда над всеми иными видами деятельности, осуждение стремления к прибыли, желание сохранить неизменными и экономическую основу, и все остальные условия жизни, приоритет традиций. В целом полис предстает перед нами как своеобразная «крестьянская республика» со всеми свойственными такому социальному организму чертами.
Рабство классического типа
Для данной эпохи характерно еще одно важное явление: начало широкого распространения в Греции рабства классического типа. Существовали две основные формы рабства:
· рабство типа илотии, засвидетельствованное не только в Спарте, но и в ряде других земледельческих областей,
· и рабство классического типа, наиболее распространенное в экономически развитых центрах.
При классическом рабстве (лучше всего известном на примере Афин) раб не только лишен собственности на орудия и средства производства, но и сам представляет «говорящее орудие» и как таковое полностью принадлежит своему хозяину. Право собственности рабовладельца на раба ничем не ограничено. Дети рабынь назывались приплодом и также становились рабами. Рабы классического типа в Греции, как правило, не являлись ее уроженцами, их захватывали в других странах во время военных действий и пиратских набегов. Затем они поступали на невольничьи рынки, становясь живым товаром. Полис превращается в «машину», обеспечивающую господство рабовладельцев над рабами. Сформировавшийся в силу ряда особенностей природных условий Эллады и своеобразия ее социально-экономического и политического развития полис был явлением, практически неизвестным в мире древних цивилизаций Переднего Востока, резко отличным от существовавших там форм организации общества. Формирование и развитие полиса было явлением всемирно-исторического значения, поскольку полисный мир создавал принципиально новую цивилизацию, новый вариант развития рабовладельческого строя.
Борьба с Персией
Голова божества. Римская копия с оригинала V в. до н.э.
Уже в самом начале полисной цивилизации пришлось отстаивать свою самобытность и право на свое существование в борьбе с «мировой» Ахеменидской державой, осуществлявшей свою экспансию на Запад. Поводом для войны послужило восстание греческих городов Малой Азии против власти персов в 500 г. до н.э. Продолжавшаяся пять лет неравная борьба закончилась поражением греков. Использовав в качестве предлога помощь восставшим со стороны некоторых полисов Балканского полуострова, персы усилили свое давление на Запад. В 490 г. до н.э. персидская армия высадилась в Аттике, у Марафона, но в происшедшей здесь битве была разбита. В 480 г. до н.э. огромная персидская армия и флот под водительством царя Ксеркса вновь вторглись в Грецию. Часть греков признала персидскую власть, другие остались нейтральны, и только небольшое число полисов во главе со Спартой и Афинами твердо решили бороться до конца за свою свободу. Несмотря на героическое сопротивление отряда спартанцев во главе с царем Леонидом в Фермопильском ущелье, персы прорвались в Центральную Грецию. Население Афин бежало, завоеватели захватили город и разграбили его. Но дальнейшее продвижение персов было остановлено благодаря победе греческого флота у острова Саламин. Решающую роль в этом сражении сыграл афинский флот, построенный между 490 и 480 гг. до н.э. по инициативе выдающегося афинского политического деятеля Фемистокла. Главные события произошли в 479 г. до н.э., когда персы понесли два поражения — и на суше и на море. Персидские войска оставили Грецию, были освобождены греческие города Малой Азии. Военные действия продолжались еще 30 лет, но ход войны коренным образом изменился. Греция смогла отстоять свою независимость, мир полисов доказал свою жизнеспособность.
Классическое рабство и его особенности во II-I вв. до н.э.
Вы будете перенаправлены на Автор24
Классическое рабство
В социально-экономической жизни Римской республики позднего периода происходят глубокие структурные изменения, которые ознаменовались временем наивысшего расцвета системы классического рабовладения. Стадию патриархального рабства проходило большинство народов земного шара. Однако, некоторые из них, в процессе исторического развития миновали стадию зрелости рабовладельческих отношений и переходили сразу к более высокой ступени развития. Рассматриваемый нами средиземноморский регион – территория проживания греков и италийцев, прошел полный путь развития рабовладельческой формации от ее зарождения и расцвета, до полного разложения.
Таким образом, изучение структуры римского общества как эталона классического рабства имеет большое значение для историков и правоведов, так как позволяет проследить его эволюцию, всесторонне изучить сущность рабовладельческо-античного способа производства и его основные движущие силы.
Причины появления системы классического рабовладения и его особенности
Переход к системе классического рабства сопровождался коренным социально-экономическим и культурным переворотом в обществе. Каковы же его причины?
Готовые работы на аналогичную тему
Невозможно говорить о системе классического рабства не выделяя его особенностей:
Возрастание эксплуатации приводило к росту недовольства и выливалось, как в пассивное (порча имущества, бегство), так и в активное (грандиозные рабские восстания) сопротивление. Созданная напряженность перерастала в открытую классовую борьбу, которая приводила в движение весь сложный механизм римского общества.
Основным производителем в этой системе был раб, поэтому существовала потребность в постоянном притоке новых масс невольников.
Данная потребность удовлетворялась благодаря следующим источникам:
Категории рабского населения
Фамилия делилась на городскую (familia urbana) и сельскую(familia rustica).
В городскую фамилию входили: ремесленники, прислуга, интеллигенция (ученые, поэты, врачи, актеры, учителя), государственные служащие (палачи, тюремщики).
Сельскую фамилию составляли рабы, занятые в сельскохозяйственном производстве. Сельские рабы, включенные в работу основной отрасли древнеримской экономики, подвергались самой жестокой эксплуатации. По сравнению с ними, городские рабы оказались в более привилегированном положении, и нередко с презрением относились к деревенским собратьям, считая их людьми второго сорта с ограниченными умственными способностями. В римском обществе рабство воспринималось не как умственная или физическая ущербность, а как особое юридическое состояние, в котором оказываются разные люди, в том числе и весьма одаренные, иногда, в случае пленения, и сами римляне.
Поэтому именно римское право как никакое другое углубленно занималось проблемой свободной личности как субъекта права, совокупностью гражданских прав и свобод и их охраны. С другой стороны, рассматривая раба как говорящую вещь (то есть, наделенную голосом, а значит разумом и волей) с одной стороны и полностью подчиненное господину орудие – с другой. Господин был полноправным хозяином невольника, и мог распоряжаться имуществом по своему усмотрению, вплоть до убийства. Раб не имел права на собственное имущество, семью, имя, родину. Он полностью был отождествлен с господином. Таким образом, признавая раба орудием, наделенным разумом, закон позволял использовать рабский труд не только на тяжелых работах в поле, каменоломнях, мастерских, но и, в том числе, в библиотеках, театрах, управлении кораблями или поместьями.
Таким образом, в римском праве сложилась двойственная ситуация: с одной стороны юриспруденция признавала полное бесправие подневольного населения, с другой – возможности его участия в деловых контактах хозяина, что требовало определенной самостоятельности.
Что такое рабство классического типа
АНТИЧНОЕ КЛАССИЧЕСКОЕ РАБСТВО КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
Зародившись на стадии разложения первобытнообщинного строя, рабство получило широкое распространение при рабовладельческом строе. Как одна из форм эксплуатации и форм социальных отношений рабство существовало во многих странах в период феодализма и даже капитализма. Социально-экономические предпосылки рабства сложились в процессе разложения первобытнообщинного строя, связанном с ростом производительности труда в земледелии, животноводстве, ремесле и т.п., появлением прибавочного продукта, с возникновением частной собственности и имущественного неравенства.
Оформление классического рабства в Италии имело всемирно-историческое значение, так как позднее это рабство в его италийско-римской форме распространилось по всему Средиземноморью и сыграло важную роль в исторических судьбах населявших его народов. Однако сам по себе переход к классическому рабству знаменовал не смену одной исторической формации другой, а лишь трансформацию двух стадий развития одной и той же рабовладельческо-античной формации. Переход к классическому рабству был глубоким социально-экономическим и культурным переворотом в обществе, производстве, образе жизни. Каковы причины этого переворота?
Многие ученые (У. Уестерманн, М. Финди, К. Хопкинс) главной причиной перехода к развитым формам рабства считают удачный исход войн римлян. По их мнению, успешные военные действия привели к наплыву рабов в Италию и проникновению рабства в разные области жизни. Подобное объяснение нельзя признать полностью правильными, так как оно исходило не из наблюдения процесса внутреннего развития римского общества, а из чисто внешнего фактора. Основные же причины коренятся не в войнах, а в характере социально-экономических, политических и культурных изменений в римско-италийском обществе. В греческих колониях и в некоторых этрусских городах зрелые рабовладельческие отношения сложились в IV-III вв. до н.э. как закономерный результат внутреннего развития; это повлияло на становление классического рабства в других областях Аппенинского полуострова, в частности в Лации и Риме /3/.
Основными особенностями классического рабства были следующие /2/.
В отличие от патриархальной системы при классическом рабстве производство направлено на создание прибавочной стоимости. В рабовладельческом хозяйстве (поместье или ремесленной мастерской) организуется товарное производство, которое колеблет устои натурально-хозяйственных отношений. Ранее изолированные хозяйства устанавливают более или менее тесные связи с рынком. Во II-I вв. до н.э. владельцы вил и мастерских стремятся не только к получению большего прибавочного продукта, но и к денежной его реализации. Стремление к получению большего прибавочного продукта приводило к усилению эксплуатации рабов, усложнению внутренней структуры хозяйства, росту предпринимательского начала в обществе.
При развитой системе рабства происходил переход от мелкого производства (в земледелии и ремесле) к более крупному, централизованному хозяйству, где получила применение простая и отчасти сложная кооперация труда. Если при патриархальной системе господствующим типом хозяйства были мелкие участок или мастерская, где работали 2-3-5 человек, то во II-I вв. до н.э. они сменяются имениями в 100-250 югеров земли с рабочим персоналом в 13-20 единиц. Отказ от мелкого хозяйства, переход к более крупному производству означали общую интенсификацию экономики, привели к расцвету римское сельское хозяйство, ремесло и строительство.
Античное рабство с его сравнительно высокой интенсификацией труда рабов способствовало росту производства, созданию больших материальных ценностей. Переложение тягот физического труда на плечи рабов облегчило выделение групп людей, занятых политикой, наукой и искусством, и привело к большим успехам в этих областях, достигнутым в античном мире. Постепенно, однако, рабство изживало себя экономически, превращаясь в тормоз дальнейшего развития производства. Новые орудия труда и технические нововведения (усовершенствованный плуг, молотилка, водяная мельница и др.) требовали от работников более высокой квалификации и нового отношения к труду. Рабы небыли заинтересованы в росте производительности труда. В первые века н.э. рабовладельческое хозяйство клонится к упадку. Число рабов сокращается в связи с уменьшением притока их извне, с ростом числа вольноотпущенников (сохранявшим по отношению к прежнему господину ряд обязанностей) ; многие рабы прикрепляются к земле и постепенно сливаются с колонами; возникновение системы колоната знаменовало кризис рабовладельческого способа производства /1/.
В отличие от рабовладельческих обществ предшествующего времени, в которых рабовладение развивалось сравнительно медленно и в большинстве случаев не вышло за рамки патриархального рабства, выдвигаются такие общества, в рамках которых рабовладельческий способ производства достиг своей высшей ступени, а раб превратился в основного производителя материальных благ.
Однако происходило разорение городского демоса, и политика раздач становилась искупительной жертвой сохранения господства над рабами.
Существенную роль в нарастании социально-имущественного неравенства сыграло развитие товарного производства. С обособлением отдельных видов производственной деятельности на основе общественного развития труда товарное производство быстро растет во всех передовых общинах Греции. Ярким свидетельством этого роста служит широкое развитие греческой торговли в V-IV вв. В этом отношении особенно показательна морская торговля Афин. К середине V в. афинская гавань Пирей превращается в крупнейший в античном мире центр торговли. В Пирей ввозилось зерно из Северного Причерноморья, шерсть из Милета, карфагенские и персидские ковры, разного рода пряности, благовонные масла и другие предметы роскоши из стран Востока, слоновая кость из Африки, льняные ткани для одежды и парусов из Египта, обувь и бронзовые изделия из Этрутии, корабельный лес, смола и пенька из Македонии и Фракии, медь из Кипра и ряд других товаров. Из различных областей в Пирей ввозились рабы.
Развитие торговли закономерно сопровождалось ростом денежного обращения и различных кредитных, ростовщических и валютных операций.
Постепенно трапезиты превращаются виз менял в торговых посредников, начинают принимать деньги на хранение и выдавать ссуды под проценты, ведут различные счета своих клиентов. Крупными денежными операциями занимались также популярные в Греции храмы в Финах, Дельфах и др.
Сухопутная торговля в Греции была развита слабо. Изрезанная горными кряжами местность, отсутствие хороших дорог, постоянные войны между полисами делали ее невыгодной по сравнению с морской торговлей.
Все же и в удаленных от моря греческих городах возникали местные рынки, на которых торговали главным образом съестными припасами, мелкой домашней утварью и ремесленными изделиями. Во время общегреческих праздников при наиболее популярных святилищах происходили ярмарки.
Начался период гегемонии Спарты в Греции.
После Пелопонненсской войны греческие государства вступили в период хронических потрясений социально-политических и военных. Эти события знаменовали собой кризис полиса, как особой, типичной для древней Греции формы рабовладельческого государства. Важнейшей экономической предпосылкой кризиса был интенсивный процесс концентрации земли, оборотной стороной которого являлось растущее разорение и обезземеливание крестьянства. Необычайно усиливается имущественное расслоение общества, обостряется политическая борьба; коллектив граждан, составлявший основу полиса, теряет былое единство и сплоченность.
В связи с разорением значительной части граждан снизилась численность и боеспособность гражданского ополчения основы военного могущества полиса. Поэтому теперь возникла потребность в наемных войсках, вербовавшихся из тех же разорившихся граждан. Не имея возможности обеспечить себе средства существования, бедняки, политические изгнанники охотно шли в наемные войска соседних полисов или даже Персии.
Это возрождение экономической мощи Карфагена вызвало сильное недовольство в Риме, особенно среди всадничества и той части нобилитета, которая была связана с внешней торговлей. Возникла сильная и влиятельная партия, требовавшая полного уничтожения Карфагена, даже если это угрожало новой войной.
Повод к войне найти было не трудно. Нумидийский царь Масинисса, чувствуя поддержку римлян, держался крайне агрессивно и пытался присоединить к своим владениям часть карфагенской территории. Произошло вооруженное столкновение, и, хотя карфагеняне были разбиты, римский сенат расценил их действия как нарушение условий договора 201 г. до н.э.
Завоевательные войны, которые велись римлянами почти 120 лет в бассейне Западного, а затем и Восточного Средиземноморья, сопровождались притоком в Италию огромных масс рабов. Еще во время первой Пунической войны взятие Агригента (Акраганта) дало римлянам 25 тыс. пленных, которые были проданы в рабство. Шесть лет спустя консул Регул, одержав победу над карфагенянами при мысе Экноме, отправил в Рим 20 тыс. рабов. В дальнейшем эти цифры неуклонно растут. Фабий Максим при взятии Тарента в 209 г. до н.э. продал в рабство 30 тыс. жителей. В 167 г. до н.э. при разгроме городов Эпира консулом Эмилем Павлом было продано в рабство 150 тыс. человек /3/. Окончание третьей Пунической войны ознаменовалось продажей в рабство всех жителей разрушенного Карфагена.
Огромный рост числа рабов привел и к качественным изменениям в социально-экономической структуре римского общества: к преобладающему значению рабского труда в производстве, к превращению раба в основного производителя римского общества. Это и знаменовало собой полную победу рабовладельческого способа производства в Риме.
Проблема товарности хозяйства во времена Катона выдвигается на первый план. Не случайно, разбирая вопрос о покупке имения, Катон прежде всего советует обращать внимание не только на плодородие почвы, но и на то, чтобы «поблизости был значительный город, море, судоходная река или хорошая дорога», имея в виду перевозку и продажу продукции.
Катон описывает в своем труде поместье средних размеров, типичное для Центральной Италии. На юге Италии, а также в Сицилии и Африке были распространены преимущественно огромные рабовладельческие латифундии, насчитывавшие сотни и тысячи югеров. В этих имениях работало огромное количество рабов, причем положение их было крайне тяжелым.
— 14 Оборотной стороной процесса развития латифундий, как уже упоминалось, было обезземеление и разорение крестьянства. Мелкие и средние крестьянские хозяйства гибли, главным образом вследствие захватов земель крупными рабовладельцами. Разрушительное действие на крестьянские хозяйства оказывали и беспрерывные войны III и IIвв. до н.э., на многие годы отрывавшие крестьян от их труда или, как это было во время войны с Ганнибалом, непосредственно разорявшие их хозяйства.
Обезземеленные крестьяне частично превращались в арендаторов или поденщиков. Но так как к найму последних прибегали только в страдную пору, то поденщики не могли рассчитывать на сколь-нибудь обеспеченный и постоянный заработок.
Огромные массы разоренных крестьян хлынули в город. Меньшая часть из них занялась производительным трудом: превратилась в ремесленников, строительных рабочих и т.п. Они объединялись в специальные ремесленные коллегии, куда в дальнейшем наряду со свободными стали входить и рабы.
В это время наблюдается определенная специализация ремесла по городам.
Превращение Рима в крупнейшую морскую державу содействовало широкому развитию внешней торговли.
Торговали обычно излишками продукции. Наибольшее значение получила торговля металлами, предметами роскоши, а также продуктами сельского хозяйства. Массовая торговля готовой ремесленной продукцией велась, как правило, только соседней округи. Широкому внедрению торговли препятствовало несовершенство транспорта и путей сообщения. Перевозки грузов на значительные расстояния были рискованным предприятием. Порой было выгоднее перевести на новое место всю ремесленную мастерскую, чем ее продукцию. Широкое распространение ремесла в провинциях и латифундиях не могло не привести к некоторому экономическому самодавлению провинций, хотя и способствовало торговле, например сельскохозяйственными продуктами и сырьем. Иначе говоря, средиземноморская торговля эпохи Антонинов была далека от подлинно мировой торговли и не оказывала на производство столь решающего воздействия, как в современном мире. Тем не менее средиземноморская торговля П в. н.э., видимо достигла высшего пика своего развития в древности. Купцы и торговцы объединялись в коллегии, которые располагали значительными денежными средствами, кораблями, имели доверенных агентов в различных провинциях. Общему размаху торговли не могло не способствовать совершенствование меняльного дела и кредитных операций: вместо того, чтобы везти массу наличных денег с собой, торговец оставлял их у менялы своего города, получая от него соответствующее свидетельство, по которому ему выдавали необходимую сумму в другом месте.
Расцвет некоторых римских городов был связан как раз с такой торговлей.
Индийские и восточно-азиатские товары оплачивались большей частью звонкой монетой, что приводило к утечке валюты за пределы Империи; частично восточный экспорт оплачивался и изделиями имперского ремесла.
Из африканских провинций римские купцы проникали на территории соседних с Империей Эфиопии, Сахары, Мавритании и даже Центральной Африки. Из этих стран вывозились рабы-негры, экзотические животные, слоновая кость.
С П И С О К Л И Т Е Р А Т У Р Ы
5. Черковец В. Н. Всемирная история экономической мысли. М., 1987.
На главную | Каталог статей | Карта сайта
При любом использовании материалов установите обратную ссылку на своем сайте.
Рефераты, шпаргалки