Что такое радиационная безопасность
Радиационная безопасность. Термины и определения
В материалах представлен обзор терминов и определений. Публикация предназначена для широкого круга специалистов, связанных с радиационной безопасностью.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Радиационная безопасность. Термины и определения предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
1. Радиационная опасность и обеспечение
радиационной безопасности. Меры противорадиационной защиты
БЕЗОПАСНОСТЬ РОУ — способность радиационно-опасного устройства и взаимодействующих с ним на этапах жизненного цикла систем противостоять воздействиям факторов, которые могут привести к угрозе или реализации присущей этому устройству радиационной опасности.
БЕЗОПАСНОСТЬ ЭКСПЛУАТАЦИИ РОУ — способность радиационно-опасного устройства и взаимодействующих с ним в процессе эксплуатации систем противостоять воздействиям факторов, которые могут привести к угрозе или реализации присущей этому устройству радиационной опасности.
БИОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА — радиационный барьер в виде физической преграды из защитных материалов (бетона, свинца, стали, воды и др.), который устанавливается между зоной, где находятся люди, и источником ИИ с целью снижения интенсивности излучения до безопасного для человека уровня. Например, на АЭС биологическая защита создается вокруг активной зоны реактора и системы его охлаждения, обеспечивая ограничение выхода ИИ и РВ во внешнее пространство до допустимой величины. Для реакторов большой мощности толщина бетонной защиты достигает нескольких метров.
ВРЕДНЫЙ РАДИАЦИОННЫЙ ФАКТОР — проявление способности ИИ в определенных условиях оказывать вредное радиационное воздействие на организм человека, обычно проявляющееся во временном ухудшении состояния здоровья и самочувствия, развитии хронических заболеваний, неврозов, недомоганий, повышенной утомляемости и снижении работоспособности. Обычно вредное радиационное воздействие проявляется при облучении в дозах, превышающих основной дозовый предел, однако не выходящих за 200 мЗв в год.
ДОЗИМЕТРИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ (ДМК) — контроль облучения персонала, работающего с источниками ИИ, а также в ряде случаев (например, при РА) персонала аварийно-спасательных формирований и населения. Включает измерение и оценку доз внешнего и внутреннего облучения с использованием дозиметров индивидуального и группового контроля, других технических средств в целях проверки соответствия полученных данных нормам РБ.
ЗАЩИТНЫЙ КОНТЕЙНЕР — устройство для временного хранения или транспортирования РВ, обеспечивающее защиту людей от внешнего излучения размещаемых в контейнере источников ИИ.
Выполняется из определенных материалов необходимой толщины. Для защиты от гамма-излучения используются материалы с высокой плотностью (свинец, сталь). Для защиты от нейтронного излучения высоких энергий используются органические водородосодержащие вещества, для защиты от медленных и тепловых нейтронов — кадмий и бор. Чаще всего контейнер имеет цилиндрическую или шаровую форму с внутренней полостью для размещения источника и каналом для его извлечения, который закрывается пробкой из защитного материала.
ЗОНА РАДИАЦИОННОГО РИСКА — территория (акватория или область воздушного пространства), сопряженная с радиационно-опасным объектом, на которой проявляется опасность облучения людей в дозах, выше ОПД, и (или) подвергшаяся радиоактивному загрязнению с уровнем, превышающем допустимое значение. В зоне радиационного риска вероятность стохастического лучевого поражения людей превышает допустимый уровень.
ЗОНА РАДИОАКТИВНОГО ЗАГРЯЗНЕНИЯ — территория (акватория или область воздушного пространства), подвергшаяся вредному для человека радиоактивному загрязнению с уровнем, превышающим допустимое, регламентированное НРБ, значение. На пребывание и жизнедеятельность человека в этой зоне вводятся определенные ограничения вплоть до запрещения.
Характеризуются размерами, временем создания, степенью радиоактивной загрязненности определенными радионуклидами, скоростью изменения степени загрязненности со временем. Существуют различные критерии, по которым устанавливаются границы таких зон. Практически чаще всего они определяются по данным радиационной разведки с использованием радиационных приборов. Границы радиационных аварий, как правило, устанавливаются по удельной поверхностной альфа-активности загрязненности местности, измеряемой в Бк/м 2 или в расп./ (см 2 хмин).
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ДОЗИМЕТРИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ (ИДК) — контроль эффективной и эквивалентной доз внешнего и внутреннего облучения отдельного человека на основании результатов оценки индивидуальных систематических измерений соответствующих операционных величин (дозиметрических — при определении доз внешнего облучения, радиометрических — при определении доз внутреннего облучения) с их математической обработкой в целях проверки соответствия общей дозовой нагрузки на организм нормам РБ.
— контроль за дозой внешнего бета-излучения, нейтронов, рентгеновского, гамма-излучения, а также смешанного излучения с использованием дозиметров индивидуального контроля высокой чувствительности;
— контроль за поступлением и содержанием РВ в организме (или в отдельных его органах и тканях) с использованием индивидуальных пробоотборников, измерением радиоактивности экскрементов, выдыхаемого воздуха или с помощью специальных спектрометров типа СИЧ;
— контроль за возможной дозой аварийного облучения при работах с делящимися материалами в количествах, при которых возможно возникновение самопроизвольной ЦЯРД; осуществляется с использованием аварийных широкодиапазонных дозиметров.
Полагают, что в случаях, когда доза облучения систематически не превышает одной третьей части ОПД, проведение ИДК не обязательно. Оценка доз облучения в данной ситуации может производиться с помощью дозиметров группового контроля.
ИНСТРУКЦИЯ ПО РБ — разрабатываемый в организациях (в учреждениях, организациях, на предприятиях), имеющих лицензию на право проведения работ с источниками ИИ, документ внутреннего пользования, в котором излагается правила РБ при выполнении радиационно-опасных работ на конкретных рабочих местах в условиях нормальной эксплуатации источников ИИ, а также порядок действий в аварийных ситуациях. Особое внимание в инструкциях уделяется вопросам обеспечения радиационного контроля, содержания рабочих мест и помещений, строгого выполнения временного регламента работ, норм РБ. При изменении условий работ, которые затрагивают их безопасность, в инстукции немедленно должны вноситься необходимые коррективы.
ИСТОЧНИК РАДИАЦИОННОЙ ОПАСНОСТИ — источник ИИ, который при определенных условиях (при радиационных авариях, нарушении правил и норм РБ, нарушении регламентированных условий эксплуатации и в других подобных ситуациях) может приводить к облучению людей, других биологических организмов в дозах, превышающих допустимые значения, или создавать опасное радиоактивное загрязнение ОС. К источникам радиационной опасности относят любой источник ИИ, создающий индивидуальную годовую эффективную дозу 10 мкЗв и более или коллективную дозу более 1 чел.-Зв в год.
КАТЕГОРИИ ОПАСНОСТИ РАДИАЦИОННЫХ ОБЪЕКТОВ — характеристики радиационных объектов по степени их потенциальной опасности для населения и персонала при возможной радиационной аварии объекта с учетом размеров места (площади) радиационного воздействия на людей. Различают четыре категории радиационных объектов (по степени уменьшения их опасности). К первой категории относятся радиационные объекты, при аварии на которых возможно радиационное воздействие на население и могут потребоваться меры по его противорадиационной защите. Ко второй категории опасности относят объекты, радиационное воздействие при аварии которых ограничивается территорией санитарно-защитной зоны. Радиационными объектами третьей категории опасности являются объекты, радиационное воздействие на людей при аварии на которых ограничивается территорией этих объектов. К четвертой категоии относят объекты, радиационное воздействие при аварии которых ограничивается помещениями, где производятся работы с источниками излучения.
КОНСТРУКТИВНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОУ — свойство, специально придаваемое конструкции радиационно-опасного устройства и характеризующее его способность предотвращать проявление радиационной опасности, присущей этому устройству, при воздействии внешних и внутренних факторов.
КОНЦЕПЦИЯ РБ — принятая (обычно в масштабах страны) и закрепленная в законах и других нормативных документах система взглядов на проблему обеспечения РБ. Она определяет основные требования по защите людей от опасного и вредного радиационного воздействия. Концепция РБ исходит из гарантированного законом права каждого гражданина страны на РБ, обеспечиваемого государством. Она базируется на современных научных данных в области радиобиологии, позволяющих регламентировать такие нормы облучения, которые обеспечивают отсутствие каких-либо вредных последствий на протяжении всего периода работы с источниками ИИ (для персонала) или всей жизни (для населения). Современная концепция РБ синтезирует два подхода к оценке возможных лучевых поражений — пороговую и беспороговую точки зрения на радиобиологическое действие радиации и возникающие при этом детерминированные и стохастические эффекты. По детерминированным эффектам регламентируется пороговая эквивалентная доза, по стохастическим эффектам и приемлемому уровню радиационного риска — пороговая эффективная доза.
Концепция РБ строится на основе базовых принципов, требующих исключения любых случаев всякого необоснованного и не вызванного необходимостью облучения людей; оптимального сочетания требований минимизации доз облучения и мер противорадиационной защиты с учетом социально — экономических издержек на их реализацию; принципа, требующего жесткого нормирования доз облучения.
Концепция предусматривает необходимость использования комплексной системы конструктивно-технических, организационно-административных, правовых, санитарно-гигиенических, медико-профилактических и ряда других мер РБ. Она распространяется на все случаи практического использования РВ, других источников ИИ, включая их разработку, производство, эксплуатацию, в том числе хранение и транспортировку, а также ликвидацию этих источников и радиоактивных отходов. Система РБ должна действовать как в условиях нормальной обстановки, так и в аварийных ситуациях с источниками ИИ.
Концепция РБ учитывает перспективы все расширяющегося применения источников ИИ в различных сферах деятельности человека.
КОНЦЕПЦИЯ «СРКН» — концепция системы радиационного контроля, осуществляемого населением. Исходным положением этой концепции является признание целесообразности предоставления возможности населению самостоятельно производить оценку радиационной обстановки в местах проживания или временного пребывания, включая проверку радиоактивного загрязнения продуктов питания и кормов.
— измерение индивидуальной дозы внешнего гамма-излучения;
— оценку мощности дозы внешнего гамма-излучения;
— контроль радиоактивного загрязнения продуктов питания и кормов по внешнему гамма-излучению.
Она предполагает необходимость обеспечения населения комплектом радиационных приборов, основу которого составляют дозиметры индивидуального контроля и портативные сигнализаторы-индикаторы гамма-излучения. Поскольку измерение загрязненности продуктов питания по бета-излучению представляет еще достаточно сложную задачу, пока ее реализация по данной концепции не рекомендуется.
Система СРКН рассматривается как дополнение к централизованной системе радиационного контроля, повышающее оперативность информирования населения о радиационной обстановке и защищенность его в опасных радиационных ситуациях.
КУЛЬТУРА РБ — уровень и степень совершенства в обеспечении РБ в войсковых частях, учреждениях и организациях, в которых используются источники ИИ; является общим качественным показателем состояния РБ.
Высокая культура РБ, помимо использования необходимого современного комплекса мер и средств безопасности, предполагает высокую квалификационную и психологическую подготовленность персонала, его хорошую профессиональную грамотность и обученность в области РБ.
Отличительной психологической стороной культуры РБ является внутренняя убежденность в необходимости приоритетного решения задач по обеспечению безопасности, переходящая в привычку и приводящая к самоосознанию ответственности, к самоконтролю при выполнении всех работ, влияющих на безопасность, в том числе связанных с использоваанием РВ и других источников ИИ.
НОРМЫ РБ (НРБ) — система дозовых пределов и принципов их применения. Принято НРБ оформлять в виде официального государственного документа, требования и нормативы которого являются обязательными для всех юридических лиц (независимо от их подчиненности и формы собственности), в результате деятельности которых возможно облучение людей. НРБ являются обязательными также для администраций субъектов Российской Федерации, местных органов власти, всех граждан страны, иностранных граждан и лиц без гражданства, проживающих на территории страны.
Министерства и ведомства должны осуществлять контроль за выполнением требований НРБ в подведомственных им учреждениях. Государственный надзор за выполнением НРБ возлагается на органы и учреждения госсанэпиднадзора.
Нарушение НРБ влечет за собой дисциплинарную или административную ответственность, а за наиболее грубые нарушения виновные привлекаются к уголовной ответственности.
НРБ периодически пересматриваются по мере накопления новых данных биологической радиологии, в других случаях (например, в результате анализа уроков радиационных аварий и ситуаций) с неизменной тенденцией в сторону их ужесточения.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ РБ — реализация системы принципов, гигиенических нормативов и санитарных правил РБ, проведение в соответствии с ними комплекса научно обоснованных мероприятий социально-правового, организационно-административного, конструктивно-технического, санитарно-гигиенического, лечебно-профилактического, информационного и образовательного характера, направленных на исключение или снижение до допустимых значений облучения персонала, обслуживающего радиационно-опасные объекты, личного состава войск и населения, а также радиоактивного загрязнения окружающей среды при штатной эксплуатации и при радиационных авариях этих объектов.
ОПАСНОСТЬ РОУ — свойство, характеризующее способность радиационно-опасного устройства вызывать лучевое поражение персонала и населения, приводить к радиоактивному загрязнению ОС и наносить ущерб в виде военно-политических, экономических, социальных и экологических последствий (потерь) в результате радиационных инцидентов с этими устройствами.
ОПАСНЫЙ РАДИАЦИОННЫЙ ФАКТОР — проявление способности ИИ в определенных условиях оказывать опасное радиационное воздействие на организм человека, результатом чего являются серьезные лучевые заболевания острого характера, в том числе травматического вида. с летальным исходом.
Обычно опасное радиационное воздействие проявляется при облучении в дозах, превышающих в 5 — 10 раз ОПД (по НРБ-99 при эффективных дозах более 200 мЗв в год).
ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО НАДЗОРА ЗА РБ — органы, которые уполномочены Правительством Российской Федерации или ее субъектов осуществлять надзор за состоянием РБ на объектах.
ОЦЕНКА РАДИАЦИОННОЙ ОБСТАНОВКИ — процесс измерения, изучения и анализа характеристик радиационных полей на рабочем месте при эксплуатации источников ИИ и (или) выявления, исследования и анализа радиоактивного загрязнения при радиационных авариях в целях определения степени их радиационной опасности для личного состава (персонала), населения и ОС.
ПЛАНИРОВАНИЕ ПОВЫШЕННОГО ОБЛУЧЕНИЯ — расчет предполагаемого облучения персонала в повышенных дозах (превышающих основные пределы доз), которое допускается в исключительных случаях по разрешению органов санэпиднадзора и при соблюдении ряда определенных ограничений.
Использование норм повышенного облучения разрешается лишь тогда, когда нет возможности принять меры, исключающие превышение основных пределов доз, и оправдывается лишь в случаях спасения людей, предотвращения опасного развития аварий и облучения большого числа людей. Оно допускается только для мужчин старше 30 лет с их добровольного письменного согласия с предупреждением о возможных дозах облучения и риске для здоровья.
Что такое радиационная безопасность
О радиационной безопасности населения
(с изменениями на 11 июня 2021 года)
Документ с изменениями, внесенными:
Федеральным законом от 23 июля 2008 года N 160-ФЗ (Российская газета, N 158, 25.07.2008) (вступил в силу с 1 января 2009 года);
Федеральным законом от 8 декабря 2020 года N 429-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 08.12.2020, N 0001202012080096);
Федеральным законом от 11 июня 2021 года N 170-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 11.06.2021, N 0001202106110081) (о порядке вступления в силу см. статью 138 Федерального закона от 11 июня 2021 года N 170-ФЗ).
Принят
Государственной Думой
5 декабря 1995 года
Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы обеспечения радиационной безопасности населения в целях охраны его здоровья.
ГЛАВА I.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные понятия
В целях настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:
Статья 2. Правовое регулирование в области обеспечения радиационной безопасности
1. Правовое регулирование в области обеспечения радиационной безопасности осуществляется настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
2. Федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут устанавливать нормы, снижающие требования к радиационной безопасности и гарантиям их обеспечения, установленные настоящим Федеральным законом.
3. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации в области обеспечения радиационной безопасности являются в соответствии с Конституцией Российской Федерации составной частью правовой системы Российской Федерации.
Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации в области радиационной безопасности, применяются правила международного договора.
4. Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом.
Статья 3. Принципы обеспечения радиационной безопасности
1. Основными принципами обеспечения радиационной безопасности являются:
2. При радиационной аварии система радиационной безопасности населения основывается на следующих принципах:
предполагаемые мероприятия по ликвидации последствий радиационной аварии должны приносить больше пользы, чем вреда;
виды и масштаб деятельности по ликвидации последствий радиационной аварии должны быть реализованы таким образом, чтобы польза от снижения дозы ионизирующего излучения, за исключением вреда, причиненного указанной деятельностью, была максимальной.
Статья 4. Мероприятия по обеспечению радиационной безопасности
Радиационная безопасность обеспечивается:
проведением комплекса мер правового, организационного, инженерно-технического, санитарно-гигиенического, медико-профилактического, воспитательного и образовательного характера;
информированием населения о радиационной обстановке и мерах по обеспечению радиационной безопасности;
обучением населения в области обеспечения радиационной безопасности.
ГЛАВА II.
ПОЛНОМОЧИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Статья 5. Полномочия Российской Федерации в области обеспечения радиационной безопасности
К полномочиям Российской Федерации в области обеспечения радиационной безопасности относятся:
определение государственной политики в области обеспечения радиационной безопасности и ее реализация;
разработка и принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области обеспечения радиационной безопасности, контроль за их соблюдением;
разработка, утверждение и реализация федеральных программ в области обеспечения радиационной безопасности;
контроль за радиационной обстановкой на территории Российской Федерации и учет доз облучения населения;
введение особых режимов проживания населения в зонах радиоактивного загрязнения;
реализация мероприятий по ликвидации последствий радиационных аварий;
организация и проведение оперативных мероприятий в случае угрозы возникновения радиационной аварии;
информирование населения о радиационной обстановке;
установление порядка определения социальных гарантий за повышенный риск причинения вреда здоровью граждан и нанесения убытков их имуществу, обусловленных радиационным воздействием;
установление порядка возмещения причиненных вреда здоровью граждан и убытков их имуществу в результате радиационной аварии;
создание и обеспечение функционирования единой системы государственного управления в области обеспечения радиационной безопасности, в том числе контроля и учета доз облучения населения;
регламентация условий жизнедеятельности и особых режимов проживания на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате радиационных аварий;
контроль за оказанием помощи населению, подвергшемуся облучению в результате радиационных аварий;
регулирование экспорта и импорта ядерных материалов, радиоактивных веществ и иных источников ионизирующего излучения, а также контроль за осуществлением их экспорта и импорта;
осуществление международного сотрудничества Российской Федерации в области обеспечения радиационной безопасности и выполнение обязательств Российской Федерации по международным договорам Российской Федерации;
другие полномочия в области обеспечения радиационной безопасности, отнесенные к полномочиям Российской Федерации Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.
Статья 6. Полномочия субъектов Российской Федерации в области обеспечения радиационной безопасности
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения радиационной безопасности:
разрабатывают в соответствии с положениями настоящего Федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации;
разрабатывают и реализуют региональные (территориальные) программы в области обеспечения радиационной безопасности;
организуют контроль за радиационной обстановкой на соответствующей территории в пределах своих полномочий;
участвуют в организации и проведении оперативных мероприятий в случае угрозы возникновения радиационной аварии;
обеспечивают условия для реализации и защиты прав граждан и соблюдения интересов государства в области обеспечения радиационной безопасности в пределах своих полномочий;
участвуют в реализации мероприятий по ликвидации последствий радиационных аварий на соответствующей территории;
реализуют другие полномочия в области обеспечения радиационной безопасности в соответствии с полномочиями, отнесенными к ведению субъектов Российской Федерации, не отнесенные к полномочиям Российской Федерации.
ГЛАВА III.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ. ОЦЕНКА СОБЛЮДЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ И ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ОБЕСПЕЧЕНИЕМ РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Статья 7. Система органов исполнительной власти в области обеспечения радиационной безопасности
Статья 8. Государственные программы в области обеспечения радиационной безопасности
Статья 9. Государственное нормирование в области обеспечения радиационной безопасности
Радиационная безопасность
Радиационная безопасность — состояние защищенности настоящего и будущего поколений людей от вредного для их здоровья воздействия ионизирующего излучения.
Содержание
Основные принципы обеспечения радиационной безопасности
Радиационная безопасность персонала, населения и окружающей природной среды считается обеспеченной, если соблюдаются основные принципы радиационной безопасности (обоснование, оптимизация, нормирование) и требования радиационной защиты, установленные Федеральными законами РФ, действующими нормами радиационной безопасности и санитарными правилами.
В условиях радиационной аварии принцип обоснования относится не к источникам излучения и условиям облучения, а к защитному мероприятию. При этом в качестве величины пользы следует оценивать предотвращенную данным мероприятием дозу. Однако мероприятия, направленные на восстановление контроля над источниками излучения, должны проводиться в обязательном порядке.
Пути обеспечения радиационной безопасности
Радиационная безопасность на объекте и вокруг него обеспечивается за счет:
Радиационная безопасность персонала обеспечивается:
Радиационная безопасность населения обеспечивается:
Организационные мероприятия, обеспечивающие радиационную безопасность работ
Согласно действующим в РФ нормам РБ организационными мероприятиями, обеспечивающими радиационную безопасность работ, являются:
Санкции за нарушение требований норм и правил по радиационной безопасности в РФ.
За нарушение санитарного законодательства устанавливается дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии со статьей 55 Федерального закона “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения”. Административная ответственность устанавливается за следующие нарушения санитарного законодательства:
Административные взыскания за нарушение санитарного законодательства налагаются постановлениями должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в соответствии с полномочиями, предусмотренными статьей 51 Федерального закона “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения”. Дисциплинарная и уголовная ответственность за нарушение санитарного законодательства устанавливается законодательством Российской Федерации.