Что такое радиация для детей
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по экологическому воспитанию «Осторожно, радиация!» в старшей группе
Цель: познакомить детей с понятиями «излучение», «радиация», «радионуклиды»; дать представление об опасных и безопасных для человека видах излучений; рассказать о мерах безопасности при радиационных загрязнениях.
Образовательные области: Познание, Коммуникация, Безопасность, Здоровье.
Ход НОД:
Восп: Ребята, мы с вами живем в необычном мире. Нас окружает большое количество излучений. Как вы думаете, что такое излучение? (Ответы детей)
Восп: Излучения невидимы. Источниками излучения является солнышко, разные бытовые приборы,которыми мы пользуемся ежедневно: телевизор, телефон, микроволновая печь и т. д. А как вы думаете, излучения от них опасны для человека? Сейчас мы об этом узнаем.
Выходят дети в масках.
1 ребенок (солнышко):
Я лучом своим согрею,
Обласкаю всех теплом,
Я на свете всех милее,
Только помните о том:
Долго вы не загорайте,
Носите панамки, и тогда
Будет все у вас в порядке,
Будем мы дружить всегда!
2 ребенок (телевизор):
Папа с мамой на работе,
Скучно стало – не беда!
Покажу я вам тогда.
Только больше двух часов
В день меня смотреть нельзя,
И сидеть к экрану близко
Если вы сидите дома,
Вы не думайте грустить!
Можете по телефону
Хоть кому вы позвонить!
Только, дети, обещайте
Слишком долго не болтать!
Лучше встретиться с друзьями
Вместе с ними поиграть!
4 ребенок (компьютер):
Я – ваш друг-компьютер, дети,
Знаю больше всех на свете!
Только времени со мною
Вы немного проводите,
Берегите, дети, глазки,
Со здоровьем не шутите!
5 ребенок (микроволновая печь):
Обед для вас согреет ловко
Помощник ваш – микроволновка.
Но пользуйтесь вы мною правильно,
На столе была всегда!
Восп: Если пользоваться бытовыми приборами правильно, соблюдая правила безопасности, то они помогают человеку и не наносят вред его здоровью. Но есть такой вид излучения, который очень опасен для человека. Называется он «радиация». Сейчас я расскажу вам одну сказку.
«Сказка о Радиации» (с презентацией).
Вопросы воспитателя:
1. Как назывался замок в сказке?
2. В какой темнице спала злая колдунья Радиация?
3. Как зовут слуг Радиации?
5. Опасна ли радиация для здоровья человека?
6. Как можно понять, что на территории есть радиация?
7. Как люди боролись с радиацией?
Восп: К сожалению, ребята, то, что произошло в сказке, случается и в жизни. В мире произошло много радиационных катастроф и аварий. Одна из таких – авария на Чернобыльской Атомной электростанции, произошедшая 26 апреля 1986 года, когда погибло и было заражено много людей. В разных городах стоят памятники жертвам радиационных катастроф. Каждый год 26 апреля к ним приходят люди возложить цветы и вспомнить всех тех, кто столкнулся с радиацией. И мы с вами должны помнить и соблюдать правила безопасности и беречь свое здоровье.
Эстафета «Спасение животных».
Правила игры: дети делятся на две команды.Каждая команда проходит полосу препятствий: дети подлазят под дуги, поднимаются по наклонной, прыгают через обручи до участка, обозначенного знаком «Радиация», надевают противогаз, добегают до стульчика, где лежат игрушки (разные домашние и дикие животные, забирают одну игрушку и возвращаются обратно. У знака снимают противогаз и бегут к своей команде. Побеждает та команда, которая быстрее всех вынесет животных из опасной территории. Эстафета проводится под песню «Солнечному миру да,да,да!» в исп. И. Кобзона. Каждый член команды получает медаль «За спасение животных».
Дети и радиация
Радиоактивность и сопутствующее ей ионизирующее (радиоактивное) излучение существовали в космосе и на Земле задолго до зарождения на ней жизни. Ионизирующее излучение возникает в процессе естественного радиоактивного распада нестабильных ядер (радионуклидов) или искусственно генерируется в ядерных реакторах, рентгеновских аппаратах и других установках.
Природа не наделила человека органами чувств, реагирующими на радиацию. Ее можно обнаружить, только используя специальные приборы. Для контроля загрязнения радионуклидами используются радиометры и спектрометры, для контроля доз облучения — дозиметры.
В процессе жизнедеятельности человек может сталкиваться с дополнительным облучением. Так, использование современных ядерных технологий в медицине, промышленности и энергетике связано с риском дополнительного (техногенного) облучения. Основной вклад в дозу, получаемую обычным человеком от техногенного облучения, вносят медицинские процедуры, применяемые для диагностики и лечения ряда тяжелых заболеваний. Облучение в таких случаях допустимо, поскольку необходимо для исцеления от угрожающих жизни заболеваний. Так, благодаря применению рентгеновской и радиоизотопной диагностики и лучевой терапии миллионы людей, страдающих онкологическими заболеваниями, выздоровели или получили возможность прожить дольше.
26 апреля 1986 года произошла катастрофа на четвертом энергоблоке Чернобыльской АЭС, что привело к выбросу радиоактивных веществ в окружающую среду. В первые дни и недели после аварии основную опасность для здоровья представляли короткоживущие радиоактивные изотопы йода, попадавшие в организм с пищей (особенно молоком), водой и воздухом. Так как в продуктах питания населения, проживавшего на пораженных территориях, в силу природных причин содержание йода было низким, радиоактивный йод накапливался в щитовидной железе, особенно у детей и подростков. В результате этого в пострадавших при аварии на Чернобыльской АЭС регионах Беларуси, Украины и России несколько лет спустя резко возросла заболеваемость раком щитовидной железы, особенно среди тех, кто на момент аварии находился в детском и подростковом возрасте.
Со временем основным дозообразующим радионуклидом для населения «чернобыльских регионов» Украины и России стал долгоживущий радиоактивный изотоп цезий-137. До настоящего времени сохраняется риск потребления населением загрязненных цезием-137 продуктов питания, особенно дикорастущих грибов и ягод.
Сегодня на территориях, подвергшихся загрязнению радионуклидами в результате аварии НП Чернобыльской АЭС, дополнительные дозовые нагрузки не превышают уровней облучения от естественного радиационного фона. Но, несмотря на снижение дозы облучения, обеспокоенность населения последствиями этой аварии не уменьшается. Часто люди связывают свои болезни и недомогания с действием радиации, хотя курение или злоупотребление алкоголем представляют собой куда больший риск для здоровья, чем проживание на «чернобыльских территориях».
Не имея достоверной информации, люди иногда думают, что они «приговорены» к меньшей продолжительности жизни или к смерти от злокачественных новообразований. Однако статистика показывает, что основные причины смертности населения на контролируемых территориях после аварии те же, что и в целом по стране: это заболевания сердечно-сосудистой системы, травмы, отравления и несчастные случаи, а не заболевания, обусловленные облучением.
Важно понимать, что каждый человек несет ответственность за свое здоровье, а каждая семья — за здоровье своих детей. Добровольно внося в свою жизнь дополнительные факторы риска в виде курения, употребления спиртных напитков, неправильного питания, малоподвижного образа жизни, избыточного пребывания в закрытых помещениях, пренебрегая элементарными гигиеническими правилами, человек может серьезно подорвать свое здоровье и здоровье своих детей и без воздействия радиации.
Некоторые продукты питания в регионах, пострадавших после аварии на Чернобыльской АЭС, могут содержать опасные для здоровья радионуклиды (радиоактивный цезий-137). Следует употреблять в пищу только те продукты, которые проверены на содержание в них радионуклидов в пунктах радиационного контроля. В первую очередь это относится к молоку, мясу и овощам с личных приусадебных хозяйств.
Рекомендовано не употреблять «дары леса» (грибы, дикорастущие ягоды), а также рыбу из непроточных водоемов, особенно в тех случаях, если эти продукты нельзя проверить на содержание радионуклидов.
Для грудных детей идеальной пищей является материнское молоко. Детям более старшего возраста необходимы продукты, содержащие микроэлементы, витамины, растительную клетчатку: хлеб из муки грубого помола, овсяная и гречневая каши, овощи (свекла, морковь, капуста), фрукты, а также молоко и кисломолочные продукты, мясо, морепродукты, яйца. Вместо животных жиров рекомендуется использовать растительное масло.
При приготовлении блюд из овощей и фруктов нужно стараться снизить возможность поступления радионуклидов в организм. Для этого картофель и корнеплоды чистят, срезая кожуру потолще. Овощи моют дважды: перед очисткой от кожуры и после. С капусты снимают 2-3 наружных листа, затем готовят обычным способом. Фрукты и ягоды моют в проточной воде и ополаскивают кипяченой. У яблок срезают кожуру и удаляют сердцевину.
При приготовлении пищи следует использовать только йодированную соль, что снижает риск развития заболеваний щитовидной железы, в том числе и радиационной природы.
Все дети, проживающие в контролируемых после аварии на Чернобыльской АЭС регионах России, проходят ежегодные медицинские профилактические осмотры. Дети, посещающие детские дошкольные учреждения, проходят диспансеризацию в яслях и детских садах, школьников ежегодно осматривают в школе. Помимо традиционных обследований в диспансеризацию включены ультразвуковое исследование щитовидной железы, общий анализ крови, исследование накопления радионуклидов на специальном счетчике излучения человека.
Если по каким-либо причинам ребенок не прошел ежегодный профилактический осмотр, то родителям следует обратиться в детскую поликлинику по месту жительства, где его обследуют. Если ребенку назначили дополнительные исследования, не нужно пренебрегать ими. Лучше провести все назначенные процедуры, даже если для этого придется обратиться в районное, областное или федеральное учреждение здравоохранения, что потребует дополнительных усилий и затрат времени.
При обнаружении каких-либо отклонений в состоянии здоровья ребенка родителям будут даны рекомендации по изменению режима дня, режима и рациона питания либо рекомендованы лекарственные препараты. Долг родителей — обеспечить ребенку надлежащие условия для восстановления его здоровья. Ежегодный профилактический медицинский осмотр позволяет родителям не только узнать о состоянии здоровья ребенка, но и сохранить его.
Информация на сайте имеет справочный характер и не является рекомендацией для самостоятельной постановки диагноза и назначения лечения. По медицинским вопросам обязательно проконсультируйтесь с врачом.
Что такое радиация для детей
«Что ты знаешь о радиации?»
Цель: дать общее представление о радиации, основных её источниках, рассказать о вреде радиации для человека и всех живых организмов.
Материал: картины с изображением радиации, и её основных источников (солнце, телевизор, радиотелефон и др.)
— Ребята, вы когда-нибудь слышали такое слово «радиация»? Знаете ли вы, что это такое? (дети высказывают свои предположения)
Сегодня мы поговорим о радиации. Мы с вами живем в необычном мире – мире излучений. Вокруг нас огромное количество разных излучений. Они плохо воздействуют на человека в больших количествах.
Какие виды излучений вы знаете? (дети называют то, что им известно) Разные виды излучений окружают нас повсюду: они поступают из космоса и рождаются на Земле. К ним можно отнести и видимый свет Солнца и его невидимые лучи. Излучения исходят от земли, воды, различных объектов. У каждого в доме есть источники излучения. Назовите их (дети перечисляют).
Телевизоры, радиотелефоны, микроволновая печь также представляют собой источник излучения. Радиация – это тоже излучение. Предметы живой и не живой природы излучают радиацию. Сегодня мы узнаем, как радиация влияет на человека и откуда она поступает и как себя уберечь от её воздействия. ( Вешается рисунок человека, а затем к нему вывешиваются источники радиации).
Воспитатель предлагает рассмотреть на картинке знак, обозначающий радиацию. Уточняет, видели ли дети когда-либо этот знак? Он устанавливается в тех местах, где скопилось большое количество радиоактивных веществ, которые вредны для нашего здоровья. В лесу, около свалок, заводах и т.п.
Воздействие радиации на организм человека называют облучением. Во время этого процесса энергия радиация передается клеткам, разрушая их. Облучение может вызывать всевозможные заболевания: инфекционные осложнения, нарушения обмена веществ, злокачественные опухоли и лейкоз, бесплодие, катаракту и многое другое. Особенно остро радиация воздействует на делящиеся клетки, поэтому она особенно опасна для детей.
Организм реагирует на саму радиацию, а не на её источник. Радиоактивные вещества могут проникать в организм через кишечник (с пищей и водой), через лёгкие (при дыхании) и даже через кожу при медицинской диагностике радиоизотопами. В этом случае имеет место внутреннее облучение. Кроме того, значительное влияние радиации на организм человека оказывает внешнее облучение, т.е. источник радиации находится вне тела. Наиболее опасно, безусловно, внутреннее облучение.
Естественная радиоактивность. Естественная радиоактивность существует миллиарды лет, она присутствует буквально повсюду. Ионизирующие излучения существовали на Земле задолго до зарождения на ней жизни и присутствовали в космосе до возникновения самой Земли.
Далее воспитатель показывает следующую картинку с изображением солнца. Что это? (солнышко) Солнечный свет очень полезен, он поднимает настроение и укрепляет здоровье. Однако долго загорать на солнце нельзя. Что может произойти от перегрева? (ожог, головная боль, тошнота, обморок) Летом обязательно нужно носить головной убор и солнечные очки. А в то время, когда солнце сильно припекает и стоит жара (середина дня) лучше находиться в тени, в прохладном месте.
Естественной защитой от солнечной и космической радиации является атмосфера Земли.
Земное излучение. Природные ископаемые.
А что изображено на этой картинке? (телевизор). Любите вы смотреть телевизор? Почему? Какие передачи вы любите смотреть? Однако слишком долго смотреть телевизор нельзя. Могут устать ваши глаза, излучение от телевизора попадает в ваш организм и вы будете плохо себя чувствовать. Нельзя очень близко сидеть у телевизора, потому что вредные лучи, идущие от телевизора быстрее достигнут вашего организма. Нельзя смотреть телевизор перед сном. Необходимо чередовать просмотр телепередач и прогулки на свежем воздухе. Это же касается и компьютера.
— А что изображено на этой картинке? (телефон) Телефон очень выручает нас, когда нам срочно нужно сообщить информацию или уточнить что-либо. Но долго разговаривать по телефону, особенно мобильному или радиотелефону, не стоит. Если каждый день долго разговаривать по этим телефонам, то это плохо отразиться на вашем здоровье. Вредные лучики оказывают свое негативное, вредное влияние на организм человека, если постоянно пользоваться и микроволновой печью.
— А делали ли вы когда-либо рентгенологическое обследование в поликлинике? Как вы думаете, оно вредно для здоровья?
Конечно, от приборов тоже исходит вредное излучение. Врачи хорошо знают об этом и назначают нам эти процедуры не чаще одного раза в год.
Радионуклиды оказались глубоко в земле, и выбраться оттуда не могут. Остались они лишь в глухих лесах – прячутся в грибах, ягодах, которые растут в сырых лесах. С каждым годом радионуклидов становится все меньше и меньше, потому что люди не испугались радиации, а нашли способы борьбы с ней. Да и вам ребята не следует бояться радиации. Нужно только знать, как с ней бороться и тогда она будет для вас безопасна.
Давайте сейчас мы с вами составим для себя способы защиты от радиации и запомним их для себя.
Подведение итогов занятие.
Меры защиты от радиационного воздействия.
1. Разумно использовать бытовую технику, компьютер.
3. Проводить выходные дни в парке, на даче, больше бывать на свежем воздухе.
4. Поддерживайте организм в хорошей физической форме. Это повысит его сопротивляемость. Минимум два часа в неделю посвятите выполнению физических упражнений.
5. Знайте как и умейте правильно подготовить и переработать сельскохозяйственные продукты и дары леса перед употреблением в пищу.
6. Не ленитесь проверить уровень радиоактивного загрязнения пищевых продуктов, которые Вы едите, если не уверены в их чистоте. Измерить уровень радиации можно с помощью дозиметра.
7. Со блюдайте правила личной гигиены (мойте продукты, вытирайте и т.п.).
8. Употреблять продукты в пищу, которые способствуют выведению радионуклидов из организма (яблоки, виноград, гранат, бобо, горох и т.д.).
Методическая разработка занятия на тему «Осторожно, радиация!»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Конспект занятия по экологическому воспитанию «Осторожно, радиация!» в подготовительной группе
Цель: познакомить детей с понятиями «излучение», «радиация», «радионуклиды»; дать представление об опасных и безопасных для человека видах излучений; рассказать о мерах безопасности при радиационных загрязнениях.
Образовательные области : Познание, Коммуникация, Безопасность, Здоровье.
Восп: Ребята, мы с вами живем в необычном мире. Нас окружает большое количество излучений. Как вы думаете, что такое излучение? (Ответы детей)
Восп: Излучения невидимы. Источниками излучения является солнышко, разные бытовые приборы, которыми мы пользуемся ежедневно: телевизор, телефон, микроволновая печь и т. д. А как вы думаете, излучения от них опасны для человека? Сейчас мы об этом узнаем.
Выходят дети в масках.
1 ребенок (солнышко) :
Я лучом своим согрею,
Обласкаю всех теплом,
Я на свете всех милее,
Только помните о том:
Долго вы не загорайте,
Носите панамки, и тогда
Будет все у вас в порядке,
Будем мы дружить всегда!
2 ребенок (телевизор) :
Папа с мамой на работе,
Скучно стало – не беда!
Покажу я вам тогда.
Только больше двух часов
В день меня смотреть нельзя,
И сидеть к экрану близко
Если вы сидите дома,
Вы не думайте грустить!
Можете по телефону
Хоть кому вы позвонить!
Только, дети, обещайте
Слишком долго не болтать!
Лучше встретиться с друзьями
Вместе с ними поиграть!
4 ребенок (компьютер) :
Я – ваш друг-компьютер, дети,
Знаю больше всех на свете!
Только времени со мною
Вы немного проводите,
Берегите, дети, глазки,
Со здоровьем не шутите!
5 ребенок (микроволновая печь) :
Обед для вас согреет ловко
Помощник ваш – микроволновка.
Но пользуйтесь вы мною правильно,
На столе была всегда!
Восп : Если пользоваться бытовыми приборами правильно, соблюдая правила безопасности, то они помогают человеку и не наносят вред его здоровью. Но есть такой вид излучения, который очень опасен для человека. Называется он «радиация». Сейчас я расскажу вам одну сказку.
1. Как назывался замок в сказке?
2. В какой темнице спала злая колдунья Радиация?
3. Как зовут слуг Радиации?
5. Опасна ли радиация для здоровья человека?
6. Как можно понять, что на территории есть радиация?
7. Как люди боролись с радиацией?
Восп : К сожалению, ребята, то, что произошло в сказке, случается и в жизни. В мире произошло много радиационных катастроф и аварий. Одна из таких – авария на Чернобыльской Атомной электростанции, произошедшая 26 апреля 1986 года, когда погибло и было заражено много людей. В разных городах стоят памятники жертвам радиационных катастроф. Каждый год 26 апреля к ним приходят люди возложить цветы и вспомнить всех тех, кто столкнулся с радиацией. И мы с вами должны помнить и соблюдать правила безопасности и беречь свое здоровье.
Эстафета «Спасение животных».
Правила игры : дети делятся на две команды. Каждая команда проходит полосу препятствий: дети подлазят под дуги, поднимаются по наклонной, прыгают через обручи до участка, обозначенного знаком «Радиация», надевают противогаз, добегают до стульчика, где лежат игрушки (разные домашние и дикие животные, забирают одну игрушку и возвращаются обратно. У знака снимают противогаз и бегут к своей команде. Побеждает та команда, которая быстрее всех вынесет животных из опасной территории. Эстафета проводится под песню «Солнечному миру да, да, да! » в исп. И. Кобзона. Каждый член команды получает медаль «За спасение животных».
«ЧТО ТАКОЕ РАДИАЦИЯ» и «КАКАЯ ОНА БЫВАЕТ»
Краткая и понятная справка для самых маленьких.
В сети (и не только) иногда попадаются люди, которые не знают даже самых простых вещей про радиацию. Специально для них объясняем. Да, очень вкратце. Да, НЕ совсем научно, а, может быть, даже и НЕ совсем точно, и вообще наивно и по-детски. Но зато очень просто и ясно. А если кому-то нужно больше и правильнее – пожалуйте в Гугл.
Сначала на всякий случай напоминаем. Как известно, вещества состоят из атомов, а атомы состоят из трёх видов частиц: протонов (положительно заряженные частицы), нейтронов (нейтральные частицы), электронов (отрицательно заряженные частицы). Из протонов и нейтронов сделано ядро атома. И тех, и других называют ещё нуклонами. А электроны (которые намного меньше по массе) роятся вокруг этого ядра по специальным «орбитам» (орбиталям). Этот «рой» (облако) электронов нас сейчас не интересует. Все самые захватывающие процессы происходят в ядре.
Все эти нуклоны держатся (обычно) вместе и никуда на разлетаются. На это у них есть веские причины, называемые ядерными силами, из-за которых нуклоны притягиваются друг к другу. Строго говоря, само это явление рассматривается уже не в ядерной физике, а в физике элементарных частиц, в общем, просто поверьте, что оно есть. Помимо ядерных сил на нуклоны действуют некоторые другие силы, например, кулоновские силы отталкивания. У «обычных» стабильных изотопов притяжение нуклонов пересиливает всё остальное. И ничего интересного с такими ядрами не происходит. Однако, при некоторых условиях, например, если нейтронов получается «больше, чем нужно», или при некоторых других, могут начать происходить весьма любопытные явления. Именно это и отличает радиоактивные изотопы элементов от не радиоактивных.
Одним из таких любопытных явлений является альфа-распад. При альфа-распаде из ядра атома вылетают – кто бы мог подумать! – так называемые альфа-частицы. Они представляют собой два протона и два нейтрона (то, есть, по сути, это ядра гелия). Соответственно, в ядре остаётся меньшее число нуклонов, и данный атом становится уже атомом другого элемента. Альфа-частицы не могут улететь далеко от покинутого ядра, их пробег в воздухе составляет несколько сантиметров, а в какой-нибудь там алюминий они могут проникнуть только на доли миллиметра, не говоря уже о чём-то более плотном. Альфа-частицы притягивают к себе часть электронов из окружающей среды, чтобы стать «полноценными» атомами гелия. Соответственно, при контакте с ними соседние атомы вещества часть своих электронов теряют и становятся так называемыми ионами. Ввиду маленькой проникающей способности, альфа-излучение в подавляющем большинстве случаев не представляет опасности для человека и прочих зверюшек, так как эти частицы не способны преодолеть даже верхний омертвевший слой кожи (даже если смогут на неё попасть сквозь окружающий воздух). Однако, вещества, в которых происходит альфа-распад, могут быть чрезвычайно опасны при попадании внутрь организма. Кстати говоря, радиоактивные вещества, попав в организм, могут весьма и весьма надолго там задержаться (а некоторые прям очень надолго), то есть, воздействие получится не только гораздо более сильным, но ещё и долгим (и вот это уже относится к изотопам с любым видам распада, а не только с альфа). Именно поэтому при нахождении в некоторых опасных зонах следует пользоваться защитной одеждой и противогазом.
Второе интересное явление, касающееся предмета нашего рассмотрения – бета-распад. Здесь процесс немного более сложный. Существует такая вещь как слабое взаимодействие (тут опять физика элементарных частиц). И вот это взаимодействие при бета-распаде превращает один из нейтронов атома в протон (или наоборот). При этом, в соответствии с определёнными законами, в ядре также «образуются» две частицы. В зависимости от вида бета-распада (отрицательный или положительный), это могут быть либо электрон и антинейтрино, либо позитрон и нейтрино. «Нейтрины» оставим в покое, нам они сейчас не нужны. А вот такие вылетающие из ядер электроны/позитроны – это и есть бета-частицы. Они способны ионизировать чьи-либо атомы, вызывать химические реакции и вообще делать всякие разные вещи. Их проникающая способность – на порядок больше, чем у альфа-частиц. Пробег в воздухе может исчисляться метрами. Эти малыши вполне способны проникать в кожу человека. Вещества с бета-распадом так же очень опасны при попадании вовнутрь (хотя действие бета-частиц на организм всё-таки намного слабее, чем альфа).
Нейтронное излучение. Как несложно догадаться, это поток нейтронов. Фактически наблюдается не «само по себе», а только при ядерных реакциях (в реакторах или при тех самых ядерных взрывах). Вылетающие нейтроны различаются по своей энергии. В отличие от вышеперечисленных частиц, нейтроны взаимодействуют только с ядрами атомов и лучше поглощаются не тяжёлыми (плотными), а лёгкими атомами, скажем, бором. Так называемые «быстрые» нейтроны (с более высокой энергией) поглощаются вообще плохо, однако, могут быть «замедленны» с помощью, к примеру, водородосодержащих материалов (той же воды). Нейтроны могут «цепляться» к ядрам окружающих веществ, в результате чего эти ядра становятся радиоактивными и начинают сами испускать те или иные частицы (наведённая радиоактивность).
Существует также экзотическое протонное излучение и некоторые другие, но их рассмотрение уже выходит за рамки этого разговора.