Что такое радиация простыми словами для детей

Что такое радиация простыми словами для детей

«Что ты знаешь о радиации?»

Цель: дать общее представление о радиации, основных её источниках, рассказать о вреде радиации для человека и всех живых организмов.

Материал: картины с изображением радиации, и её основных источников (солнце, телевизор, радиотелефон и др.)

— Ребята, вы когда-нибудь слышали такое слово «радиация»? Знаете ли вы, что это такое? (дети высказывают свои предположения)

Сегодня мы поговорим о радиации. Мы с вами живем в необычном мире – мире излучений. Вокруг нас огромное количество разных излучений. Они плохо воздействуют на человека в больших количествах.

Какие виды излучений вы знаете? (дети называют то, что им известно) Разные виды излучений окружают нас повсюду: они поступают из космоса и рождаются на Земле. К ним можно отнести и видимый свет Солнца и его невидимые лучи. Излучения исходят от земли, воды, различных объектов. У каждого в доме есть источники излучения. Назовите их (дети перечисляют).

Телевизоры, радиотелефоны, микроволновая печь также представляют собой источник излучения. Радиация – это тоже излучение. Предметы живой и не живой природы излучают радиацию. Сегодня мы узнаем, как радиация влияет на человека и откуда она поступает и как себя уберечь от её воздействия. ( Вешается рисунок человека, а затем к нему вывешиваются источники радиации).

Воспитатель предлагает рассмотреть на картинке знак, обозначающий радиацию. Уточняет, видели ли дети когда-либо этот знак? Он устанавливается в тех местах, где скопилось большое количество радиоактивных веществ, которые вредны для нашего здоровья. В лесу, около свалок, заводах и т.п.

Воздействие радиации на организм человека называют облучением. Во время этого процесса энергия радиация передается клеткам, разрушая их. Облучение может вызывать всевозможные заболевания: инфекционные осложнения, нарушения обмена веществ, злокачественные опухоли и лейкоз, бесплодие, катаракту и многое другое. Особенно остро радиация воздействует на делящиеся клетки, поэтому она особенно опасна для детей.

Организм реагирует на саму радиацию, а не на её источник. Радиоактивные вещества могут проникать в организм через кишечник (с пищей и водой), через лёгкие (при дыхании) и даже через кожу при медицинской диагностике радиоизотопами. В этом случае имеет место внутреннее облучение. Кроме того, значительное влияние радиации на организм человека оказывает внешнее облучение, т.е. источник радиации находится вне тела. Наиболее опасно, безусловно, внутреннее облучение.

Естественная радиоактивность. Естественная радиоактивность существует миллиарды лет, она присутствует буквально повсюду. Ионизирующие излучения существовали на Земле задолго до зарождения на ней жизни и присутствовали в космосе до возникновения самой Земли.

Далее воспитатель показывает следующую картинку с изображением солнца. Что это? (солнышко) Солнечный свет очень полезен, он поднимает настроение и укрепляет здоровье. Однако долго загорать на солнце нельзя. Что может произойти от перегрева? (ожог, головная боль, тошнота, обморок) Летом обязательно нужно носить головной убор и солнечные очки. А в то время, когда солнце сильно припекает и стоит жара (середина дня) лучше находиться в тени, в прохладном месте.

Естественной защитой от солнечной и космической радиации является атмосфера Земли.

Земное излучение. Природные ископаемые.

А что изображено на этой картинке? (телевизор). Любите вы смотреть телевизор? Почему? Какие передачи вы любите смотреть? Однако слишком долго смотреть телевизор нельзя. Могут устать ваши глаза, излучение от телевизора попадает в ваш организм и вы будете плохо себя чувствовать. Нельзя очень близко сидеть у телевизора, потому что вредные лучи, идущие от телевизора быстрее достигнут вашего организма. Нельзя смотреть телевизор перед сном. Необходимо чередовать просмотр телепередач и прогулки на свежем воздухе. Это же касается и компьютера.

— А что изображено на этой картинке? (телефон) Телефон очень выручает нас, когда нам срочно нужно сообщить информацию или уточнить что-либо. Но долго разговаривать по телефону, особенно мобильному или радиотелефону, не стоит. Если каждый день долго разговаривать по этим телефонам, то это плохо отразиться на вашем здоровье. Вредные лучики оказывают свое негативное, вредное влияние на организм человека, если постоянно пользоваться и микроволновой печью.

— А делали ли вы когда-либо рентгенологическое обследование в поликлинике? Как вы думаете, оно вредно для здоровья?

Конечно, от приборов тоже исходит вредное излучение. Врачи хорошо знают об этом и назначают нам эти процедуры не чаще одного раза в год.

Радионуклиды оказались глубоко в земле, и выбраться оттуда не могут. Остались они лишь в глухих лесах – прячутся в грибах, ягодах, которые растут в сырых лесах. С каждым годом радионуклидов становится все меньше и меньше, потому что люди не испугались радиации, а нашли способы борьбы с ней. Да и вам ребята не следует бояться радиации. Нужно только знать, как с ней бороться и тогда она будет для вас безопасна.

Давайте сейчас мы с вами составим для себя способы защиты от радиации и запомним их для себя.

Подведение итогов занятие.

Меры защиты от радиационного воздействия.

1. Разумно использовать бытовую технику, компьютер.

3. Проводить выходные дни в парке, на даче, больше бывать на свежем воздухе.

4. Поддерживайте организм в хорошей физической форме. Это повысит его сопротивляемость. Минимум два часа в неделю посвятите выполнению физических упражнений.

5. Знайте как и умейте правильно подготовить и переработать сельскохозяйственные продукты и дары леса перед употреблением в пищу.

6. Не ленитесь проверить уровень радиоактивного загрязнения пищевых продуктов, которые Вы едите, если не уверены в их чистоте. Измерить уровень радиации можно с помощью дозиметра.

7. Со блюдайте правила личной гигиены (мойте продукты, вытирайте и т.п.).

8. Употреблять продукты в пищу, которые способствуют выведению радионуклидов из организма (яблоки, виноград, гранат, бобо, горох и т.д.).

Источник

Что такое радиация простыми словами для детей

Специалисты Управления по САО в рамках месячника безопасности провели занятия в школах Северного округа. Проведение открытых уроков безопасности — одно из важных направлений работы Управления по САО Департамента ГОЧСиПБ. Чем раньше школьники узнают о том, как вести себя в экстремальных ситуациях, тем меньше несчастных случаев будет происходить.

Поэтому специалисты Управления по САО не просто рассказывают школьникам, как вести себя при пожаре и почему нельзя выходить на неокрепший лед. Каждому уроку предшествует тщательная подготовка.

«Есть разработанный план урока, методические материалы, — рассказывает заместитель начальника Управления по САО Департамента ГОЧСиПБ Екатерина Шапошникова. — Мы готовим памятки, буклеты, где в доступной для детей форме рассказываем о том, как обезопасить себя».

Знакомство с новым классом начинается с рассказа о том, что же это за организация — Департамент ГОЧСиПБ? Для того, чтобы охватить всю деятельность, 45 минут точно не хватит. Поэтому дети узнают о подразделениях в том числе из красочного видеоролика, где работа пожарных и спасателей показана в реальных условиях — на местах ДТП, пожарах, авариях и других происшествиях. Видеоматериал смонтирован и озвучен таким образом, что его можно показывать и старшеклассникам, и учащимся среднего звена.

Кстати, о слушателях. В аудитории, где ведутся подобные открытые уроки, могут быть учащиеся и третьих-четвертых классов, и семи-восьмиклассники. От этого зависит многое: форма занятия, формат повествования, последовательность подачи материалов.

«Мы заранее знаем, к кому идем на урок, — говорит Александра Шарикова, ведущий специалист Службы ГО и ЧС по САО Департамента ГОЧСиПБ. — Поэтому стараемся максимально адаптироваться под аудиторию. Детям интереснее, когда мы с ними играем, поэтому для них у нас есть викторина. Занятия со старшеклассниками напоминают диалог, так как многие из них уже знают об элементарных правилах безопасности».

Александра рассказывает, что, к примеру, рассказ об одной из самых тяжелых техногенных катастроф, аварии на Чернобыльской АЭС, для каждого класса разный. Дети физику еще не проходили, потому необходимо рассказывать простыми словами, что такое радиация и как она влияет на окружающую среду и человека. Старшеклассники уже изучали эти явления, поэтому урок может пойти в иное русло — зачастую это беседа о гипотезах, причинах катастрофы, о процессе ликвидации.

Важно, чтобы уроки безопасности велись на доступном языке. Никто здесь не читает по бумажке, хотя сотрудники, безусловно, отталкиваются от плана. На занятиях звучит живая речь, которая воспринимается гораздо лучше.

Наглядные пособия тоже играют немаловажную роль. Противогаз интереснее потрогать, повертеть в руках и даже примерить. Также в школах раздают красочные буклеты, где запечатлена самая разная информация: что делать, если провалился под лед, как избежать обморожения, куда звонить и как себя вести, если видишь огонь, как не потеряться в лесу и как помочь себе, если ты заблудился.

Вся информация, которая дается на уроках безопасности, интересная, а главное, полезная. В СМИ не раз рассказывали о детях и подростках, которые в экстремальной ситуации не растерялись, спаслись сами и помогли окружающим. Не исключено, что знания, которые им пригодились, они получили на занятиях по ОБЖ или подобных уроках безопасности.

Источник

«Отношение людей к той или иной опасности определяется тем, насколько хорошо она им знакома».

Настоящий материал – обобщённый ответ на многочисленные вопросы, возникающие пользователей приборов для обнаружения и измерения радиации в бытовых условиях.
Минимальное использование специфической терминологии ядерной физики при изложении материала поможет вам свободно ориентироваться этой в экологической проблеме, не поддаваясь радиофобии, но и без излишнего благодушия.

Опасность РАДИАЦИИ реальная и мнимая

«Один из первых открытых природных радиоактивных элементов был назван «радием»
— в переводе с латинского-испускающий лучи, излучающий».

Каждого человека в окружающей среде подстерегают различные явления, оказывающие на него влияние. К ним можно отнести жару, холод, магнитные и обычные бури, проливные дожди, обильные снегопады, сильные ветры, звуки, взрывы и др.

Благодаря наличию органов чувств, отведенных ему природой, он может оперативно реагировать на эти явления с помощью, например, навеса от солнца, одежды, жилья, лекарств, экранов, убежищ и т.д.

Ионизирующее излучение

Протоны частицы имеющие положительный заряд, равный по абсолютной величине заряду электронов.

Нейтроны нейтральные, не обладающие зарядом, частицы. Число электронов в атоме в точности равно числу протонов в ядре, поэтому каждый атом в целом нейтрален. Масса протона почти в 2000 раз больше массы электрона.

Что такое радиация простыми словами для детей. Смотреть фото Что такое радиация простыми словами для детей. Смотреть картинку Что такое радиация простыми словами для детей. Картинка про Что такое радиация простыми словами для детей. Фото Что такое радиация простыми словами для детей

Источники радиации

Источники радиации бывают естественными, присутствующими в природе, и не зависящими от человека.

Еще один, как правило менее важный, источник поступления радона в помещения представляет собой вода и природный газ, используемый для приготовления пищи и обогрева жилья.

Концентрация радона в обычно используемой воде чрезвычайно мала, но вода из глубоких колодцев или артезианских скважин содержит очень много радона. Однако основная опасность исходит вовсе не от питья воды, даже при высоком содержании в ней радона. Обычно люди потребляют большую часть воды в составе пищи и в виде горячих напитков, а при кипячении воды или приготовлении горячих блюд радон практически полностью улетучивается. Гораздо большую опасность представляет попадание паров воды с высоким содержанием радона в легкие вместе с вдыхаемым воздухом, что чаще всего происходит в ванной комнате или парилке (парной).

ВОЗДЕЙСТВИЕ ИОНИЗИРУЮЩЕГО ИЗЛУЧЕНИЯ НА ТКАНИ ОРГАНИЗМА

Повреждений, вызванных в живом организме ионизирующим излучением, будет тем больше, чем больше энергии оно передаст тканям; количество этой энергии называется дозой, по аналогии с любым веществом поступающим в организм и полностью им усвоенным. Дозу излучения организм может получить независимо от того, находится ли радионуклид вне организма или внутри него.

Количество энергии излучения, поглощенное облучаемыми тканями организма, в пересчете на единицу массы называется поглощенной дозой и измеряется в Греях. Но эта величина не учитывает того, что при одинаковой поглощенной дозе альфа-излучение гораздо опаснее (в двадцать раз) бета или гамма-излучений. Пересчитанную таким образом дозу называют эквивалентной дозой; ее измеряют в единицах называемых Зивертами.

Что такое радиация простыми словами для детей. Смотреть фото Что такое радиация простыми словами для детей. Смотреть картинку Что такое радиация простыми словами для детей. Картинка про Что такое радиация простыми словами для детей. Фото Что такое радиация простыми словами для детейСледует учитывать также, что одни части тела более чувствительны, чем другие: например, при одинаковой эквивалентной дозе облучения, возникновение рака в легких более вероятно, чем в щитовидной железе, а облучение половых желез особенно опасно из-за риска генетических повреждений. Поэтому дозы облучения человека следует учитывать с различными коэффициентами. Умножив эквивалентные дозы на соответствующие коэффициенты и просуммировав по всем органам и тканям, получим эффективную эквивалентную дозу, отражающую суммарный эффект облучения для организма; она также измеряется в Зивертах.

Заряженные частицы.

Проникающие в ткани организма альфа- и бета-частицы теряют энергию вследствие электрических взаимодействий с электронами тех атомов, близ которых они проходят. (Гамма-излучение и рентгеновские лучи передают свою энергию веществу несколькими способами, которые в конечном счете также приводят к электрическим взаимодействиям).

Электрические взаимодействия.

За время порядка десяти триллионных секунды после того, как проникающее излучение достигнет соответствующего атома в ткани организма, от этого атома отрывается электрон. Последний заряжен отрицательно, поэтому остальная часть исходно нейтрального атома становится положительно заряженной. Этот процесс называется ионизацией. Оторвавшийся электрон может далее ионизировать другие атомы.

Физико-химические изменения.

И свободный электрон, и ионизированный атом обычно не могут долго пребывать в таком состоянии и в течение следующих десяти миллиардных долей секунды участвуют в сложной цепи реакций, в результате которых образуются новые молекулы, включая и такие чрезвычайно реакционно способные, как «свободные радикалы».

Химические изменения.

В течение следующих миллионных долей секунды образовавшиеся свободные радикалы реагируют как друг с другом, так и с другими молекулами и через цепочку реакций, еще не изученных до конца, могут вызвать химическую модификацию важных в биологическом отношении молекул, необходимых для нормального функционирования клетки.

Биологические эффекты.

Биохимические изменения могут произойти как через несколько секунд, так и через десятилетия после облучения и явиться причиной немедленной гибели клеток или изменений в них.

ЕДИНИЦЫ ИЗМЕРЕНИЯ РАДИОАКТИВНОСТИ

Единицы активности радионуклида.
Представляют собой число распадов в единицу времени.Единицы поглощённой дозы.
Представляют собой количество энергии ионизирующего излучения, поглощенное единицей массы какого-либо физического тела, например тканями организма.1 Зв = 1 Гр = 1 Дж/кг (для бета и гамма)
1 мкЗв = 1/1000000 Зв
1 бер = 0.01 Зв = 10 мЗв Единицы эквивалентной дозы.Единицы эквивалентной дозы.
Представляют собой единицу поглощенной дозы, умноженную на коэффициент, учитывающий неодинаковую опасность разных видов ионизирующего излучения.Единицы мощности дозы.
Представляют собой дозу полученную организмом за единицу времени.

Поскольку в кирпиче и бетоне в небольших дозах присутствуют радиоактивные элементы, доза возрастает еще на 1,5 мЗв/год. Наконец, из-за выбросов современных тепловых электростанций, работающих на угле, и при полетах на самолете человек получает до 4 мЗв/год. Итого существующий фон может достигать 10 мЗв/год, но в среднем не превышает 5 мЗв/год (0,5 бэр/год).

Такие дозы совершенно безвредны для человека. Предел дозы в добавление к существующему фону для ограниченной части населения в зонах повышенной радиации установлен 5 мЗв/год (0,5 бэр/год), т.е. с 300-кратным запасом. Для персонала, работающего с источниками ионизирующих излучений, установлена предельно допустимая доза 50 мЗв/ год (5 бэр/год), т.е. 28 мкЗв/ч при 36-часовой рабочей неделе.

ЧЕМ ИЗМЕРЯЮТ РАДИАЦИЮ

Доктор физико-математических наук, Профессор МИФИ Н.М. Гаврилов
статья написана для компании «Кварта-Рад»

Источник

Дети и радиация

Радиоактивность и сопутствующее ей ионизирующее (радиоактивное) излучение существовали в космосе и на Земле задолго до зарождения на ней жизни. Ионизирующее излучение возникает в процессе естественного радиоактивного распада нестабильных ядер (радионуклидов) или искусственно генерируется в ядерных реакторах, рентгеновских аппаратах и других установках.

Природа не наделила человека органами чувств, реагирующими на радиацию. Ее можно обнаружить, только используя специальные приборы. Для контроля загрязнения радионуклидами используются радиометры и спектрометры, для контроля доз облучения — дозиметры.

В процессе жизнедеятельности человек может сталкиваться с дополнительным облучением. Так, использование современных ядерных технологий в медицине, промышленности и энергетике связано с риском дополнительного (техногенного) облучения. Основной вклад в дозу, получаемую обычным человеком от техногенного облучения, вносят медицинские процедуры, применяемые для диагностики и лечения ряда тяжелых заболеваний. Облучение в таких случаях допустимо, поскольку необходимо для исцеления от угрожающих жизни заболеваний. Так, благодаря применению рентгеновской и радиоизотопной диагностики и лучевой терапии миллионы людей, страдающих онкологическими заболеваниями, выздоровели или получили возможность прожить дольше.

26 апреля 1986 года произошла катастрофа на четвертом энергоблоке Чернобыльской АЭС, что привело к выбросу радиоактивных веществ в окружающую среду. В первые дни и недели после аварии основную опасность для здоровья представляли короткоживущие радиоактивные изотопы йода, попадавшие в организм с пищей (особенно молоком), водой и воздухом. Так как в продуктах питания населения, проживавшего на пораженных территориях, в силу природных причин содержание йода было низким, радиоактивный йод накапливался в щитовидной железе, особенно у детей и подростков. В результате этого в пострадавших при аварии на Чернобыльской АЭС регионах Беларуси, Украины и России несколько лет спустя резко возросла заболеваемость раком щитовидной железы, особенно среди тех, кто на момент аварии находился в детском и подростковом возрасте.

Со временем основным дозообразующим радионуклидом для населения «чернобыльских регионов» Украины и России стал долгоживущий радиоактивный изотоп цезий-137. До настоящего времени сохраняется риск потребления населением загрязненных цезием-137 продуктов питания, особенно дикорастущих грибов и ягод.

Сегодня на территориях, подвергшихся загрязнению радионуклидами в результате аварии НП Чернобыльской АЭС, дополнительные дозовые нагрузки не превышают уровней облучения от естественного радиационного фона. Но, несмотря на снижение дозы облучения, обеспокоенность населения последствиями этой аварии не уменьшается. Часто люди связывают свои болезни и недомогания с действием радиации, хотя курение или злоупотребление алкоголем представляют собой куда больший риск для здоровья, чем проживание на «чернобыльских территориях».

Не имея достоверной информации, люди иногда думают, что они «приговорены» к меньшей продолжительности жизни или к смерти от злокачественных новообразований. Однако статистика показывает, что основные причины смертности населения на контролируемых территориях после аварии те же, что и в целом по стране: это заболевания сердечно-сосудистой системы, травмы, отравления и несчастные случаи, а не заболевания, обусловленные облучением.

Важно понимать, что каждый человек несет ответственность за свое здоровье, а каждая семья — за здоровье своих детей. Добровольно внося в свою жизнь дополнительные факторы риска в виде курения, употребления спиртных напитков, неправильного питания, малоподвижного образа жизни, избыточного пребывания в закрытых помещениях, пренебрегая элементарными гигиеническими правилами, человек может серьезно подорвать свое здоровье и здоровье своих детей и без воздействия радиации.

Некоторые продукты питания в регионах, пострадавших после аварии на Чернобыльской АЭС, могут содержать опасные для здоровья радионуклиды (радиоактивный цезий-137). Следует употреблять в пищу только те продукты, которые проверены на содержание в них радионуклидов в пунктах радиационного контроля. В первую очередь это относится к молоку, мясу и овощам с личных приусадебных хозяйств.

Рекомендовано не употреблять «дары леса» (грибы, дикорастущие ягоды), а также рыбу из непроточных водоемов, особенно в тех случаях, если эти продукты нельзя проверить на содержание радионуклидов.

Для грудных детей идеальной пищей является материнское молоко. Детям более старшего возраста необходимы продукты, содержащие микроэлементы, витамины, растительную клетчатку: хлеб из муки грубого помола, овсяная и гречневая каши, овощи (свекла, морковь, капуста), фрукты, а также молоко и кисломолочные продукты, мясо, морепродукты, яйца. Вместо животных жиров рекомендуется использовать растительное масло.

При приготовлении блюд из овощей и фруктов нужно стараться снизить возможность поступления радионуклидов в организм. Для этого картофель и корнеплоды чистят, срезая кожуру потолще. Овощи моют дважды: перед очисткой от кожуры и после. С капусты снимают 2-3 наружных листа, затем готовят обычным способом. Фрукты и ягоды моют в проточной воде и ополаскивают кипяченой. У яблок срезают кожуру и удаляют сердцевину.

При приготовлении пищи следует использовать только йодированную соль, что снижает риск развития заболеваний щитовидной железы, в том числе и радиационной природы.

Все дети, проживающие в контролируемых после аварии на Чернобыльской АЭС регионах России, проходят ежегодные медицинские профилактические осмотры. Дети, посещающие детские дошкольные учреждения, проходят диспансеризацию в яслях и детских садах, школьников ежегодно осматривают в школе. Помимо традиционных обследований в диспансеризацию включены ультразвуковое исследование щитовидной железы, общий анализ крови, исследование накопления радионуклидов на специальном счетчике излучения человека.

Если по каким-либо причинам ребенок не прошел ежегодный профилактический осмотр, то родителям следует обратиться в детскую поликлинику по месту жительства, где его обследуют. Если ребенку назначили дополнительные исследования, не нужно пренебрегать ими. Лучше провести все назначенные процедуры, даже если для этого придется обратиться в районное, областное или федеральное учреждение здравоохранения, что потребует дополнительных усилий и затрат времени.

При обнаружении каких-либо отклонений в состоянии здоровья ребенка родителям будут даны рекомендации по изменению режима дня, режима и рациона питания либо рекомендованы лекарственные препараты. Долг родителей — обеспечить ребенку надлежащие условия для восстановления его здоровья. Ежегодный профилактический медицинский осмотр позволяет родителям не только узнать о состоянии здоровья ребенка, но и сохранить его.

Информация на сайте имеет справочный характер и не является рекомендацией для самостоятельной постановки диагноза и назначения лечения. По медицинским вопросам обязательно проконсультируйтесь с врачом.

Источник

«ЧТО ТАКОЕ РАДИАЦИЯ» и «КАКАЯ ОНА БЫВАЕТ»

Краткая и понятная справка для самых маленьких.

В сети (и не только) иногда попадаются люди, которые не знают даже самых простых вещей про радиацию. Специально для них объясняем. Да, очень вкратце. Да, НЕ совсем научно, а, может быть, даже и НЕ совсем точно, и вообще наивно и по-детски. Но зато очень просто и ясно. А если кому-то нужно больше и правильнее – пожалуйте в Гугл.

Сначала на всякий случай напоминаем. Как известно, вещества состоят из атомов, а атомы состоят из трёх видов частиц: протонов (положительно заряженные частицы), нейтронов (нейтральные частицы), электронов (отрицательно заряженные частицы). Из протонов и нейтронов сделано ядро атома. И тех, и других называют ещё нуклонами. А электроны (которые намного меньше по массе) роятся вокруг этого ядра по специальным «орбитам» (орбиталям). Этот «рой» (облако) электронов нас сейчас не интересует. Все самые захватывающие процессы происходят в ядре.

Все эти нуклоны держатся (обычно) вместе и никуда на разлетаются. На это у них есть веские причины, называемые ядерными силами, из-за которых нуклоны притягиваются друг к другу. Строго говоря, само это явление рассматривается уже не в ядерной физике, а в физике элементарных частиц, в общем, просто поверьте, что оно есть. Помимо ядерных сил на нуклоны действуют некоторые другие силы, например, кулоновские силы отталкивания. У «обычных» стабильных изотопов притяжение нуклонов пересиливает всё остальное. И ничего интересного с такими ядрами не происходит. Однако, при некоторых условиях, например, если нейтронов получается «больше, чем нужно», или при некоторых других, могут начать происходить весьма любопытные явления. Именно это и отличает радиоактивные изотопы элементов от не радиоактивных.

Одним из таких любопытных явлений является альфа-распад. При альфа-распаде из ядра атома вылетают – кто бы мог подумать! – так называемые альфа-частицы. Они представляют собой два протона и два нейтрона (то, есть, по сути, это ядра гелия). Соответственно, в ядре остаётся меньшее число нуклонов, и данный атом становится уже атомом другого элемента. Альфа-частицы не могут улететь далеко от покинутого ядра, их пробег в воздухе составляет несколько сантиметров, а в какой-нибудь там алюминий они могут проникнуть только на доли миллиметра, не говоря уже о чём-то более плотном. Альфа-частицы притягивают к себе часть электронов из окружающей среды, чтобы стать «полноценными» атомами гелия. Соответственно, при контакте с ними соседние атомы вещества часть своих электронов теряют и становятся так называемыми ионами. Ввиду маленькой проникающей способности, альфа-излучение в подавляющем большинстве случаев не представляет опасности для человека и прочих зверюшек, так как эти частицы не способны преодолеть даже верхний омертвевший слой кожи (даже если смогут на неё попасть сквозь окружающий воздух). Однако, вещества, в которых происходит альфа-распад, могут быть чрезвычайно опасны при попадании внутрь организма. Кстати говоря, радиоактивные вещества, попав в организм, могут весьма и весьма надолго там задержаться (а некоторые прям очень надолго), то есть, воздействие получится не только гораздо более сильным, но ещё и долгим (и вот это уже относится к изотопам с любым видам распада, а не только с альфа). Именно поэтому при нахождении в некоторых опасных зонах следует пользоваться защитной одеждой и противогазом.

Второе интересное явление, касающееся предмета нашего рассмотрения – бета-распад. Здесь процесс немного более сложный. Существует такая вещь как слабое взаимодействие (тут опять физика элементарных частиц). И вот это взаимодействие при бета-распаде превращает один из нейтронов атома в протон (или наоборот). При этом, в соответствии с определёнными законами, в ядре также «образуются» две частицы. В зависимости от вида бета-распада (отрицательный или положительный), это могут быть либо электрон и антинейтрино, либо позитрон и нейтрино. «Нейтрины» оставим в покое, нам они сейчас не нужны. А вот такие вылетающие из ядер электроны/позитроны – это и есть бета-частицы. Они способны ионизировать чьи-либо атомы, вызывать химические реакции и вообще делать всякие разные вещи. Их проникающая способность – на порядок больше, чем у альфа-частиц. Пробег в воздухе может исчисляться метрами. Эти малыши вполне способны проникать в кожу человека. Вещества с бета-распадом так же очень опасны при попадании вовнутрь (хотя действие бета-частиц на организм всё-таки намного слабее, чем альфа).

Нейтронное излучение. Как несложно догадаться, это поток нейтронов. Фактически наблюдается не «само по себе», а только при ядерных реакциях (в реакторах или при тех самых ядерных взрывах). Вылетающие нейтроны различаются по своей энергии. В отличие от вышеперечисленных частиц, нейтроны взаимодействуют только с ядрами атомов и лучше поглощаются не тяжёлыми (плотными), а лёгкими атомами, скажем, бором. Так называемые «быстрые» нейтроны (с более высокой энергией) поглощаются вообще плохо, однако, могут быть «замедленны» с помощью, к примеру, водородосодержащих материалов (той же воды). Нейтроны могут «цепляться» к ядрам окружающих веществ, в результате чего эти ядра становятся радиоактивными и начинают сами испускать те или иные частицы (наведённая радиоактивность).

Существует также экзотическое протонное излучение и некоторые другие, но их рассмотрение уже выходит за рамки этого разговора.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *