Что такое радикальный феминизм простыми словами кратко
Что такое феминизм — в пяти терминах
Феминизм
Это политическое движение, цель которого — борьба женщин за равные с мужчинами права.
Термин возник в начале XIX века. Изначально под ним понимали совокупность традиционно женских, феминных черт и противопоставляли мужественности. Ближе к концу XIX столетия появилось слово «феминистка» — так начали называть активисток суфражистского движения, а слово «феминизм» постепенно приобрело привычное нам значение.
В истории феминизма выделяют несколько периодов:
Гендер
Важно различать понятия «пола» и «гендера». Пол — набор врожденных биологических характеристик, которые отличают мужчин от женщин. Биологический пол определяют по первичным и вторичным половым признакам — в основном к ним относятся видимые отличия в гениталиях.
Гендер же — это набор социальных норм, которые не являются врожденными и существуют только в рамках культуры. Например, женщина — «хранительница очага», а мужчина — «добытчик», которому к тому же нельзя плакать. Вокруг гендера сформировалось множество стереотипов. Некоторые считают, что женщины хуже мужчин справляются с решением логических задач, а мужчины с рождения интересуются техникой. На самом деле это не так, и нейробиологи давно опровергли популярные гендерные стереотипы.
Если биологический пол совпадает с внутренним самоощущением и человек принимает предписываемую гендерную роль, его называют цисгендером (то есть, «по эту сторону» гендера). Но это не единственный вариант. Например, есть интерсекс-люди — те, чьи первичные или вторичные половые признаки не вписываются в стандартные представления о мужском или женском теле. Например, форма гениталий может быть мужской, а репродуктивная система — женской. Кроме того набор хромосом у интерсекс-человека может отличаться от типичных XY для мужчин и ХХ для женщин. В норме возможны вариации XХY, XХYY и другие. Из-за этого «генитальный пол», который определяют акушеры по внешним признакам, может отличаться от хромосомного или гормонального.
Интерсекциональный феминизм
Это направление феминизма, в основе которого лежит интерсекциональность. Эта социологическая теория предполагает, что человек может подвергаться дискриминации по нескольким критериям одновременно и такая дискриминация будет более сильной. Например, белую цисгендерную женщину будут угнетать только на основе пола. А чернокожая транс-персона вдобавок столкнется с расизмом и трансфобией. Поэтому невозможно добиться равноправия, если отстаивать только права женщин. Необходимо также бороться с другими проявлениями дискриминации — гомофобией, расизмом, экономической дискриминацией.
Создательницей интерсекциональной теории считают Кимберли Креншоу — юристку, защитницу гражданских прав, философа. Хотя интерсекциональные идеи обсуждались еще с конца XIX века, именно Креншоу первой занялась научным обоснованием концепции и дала ей название в 1989 году.
Радикальный феминизм
Радикальный феминизм (часто используют сокращенный вариант — радфем) рассматривает общество как патриархальную систему, где мужчины систематически угнетают женщин.
По мнению радфем, в патриархате мужчинам по умолчанию принадлежат власть и экономические привилегии. С помощью социальных институтов мужчины держат женщин в подчиненном положении и контролируют их сексуальность.
Поскольку патриархат основан на общности мужчин, радфем видит женское единство наиболее эффективным способом борьбы с угнетением. Некоторые радикальные представительницы движения считают, что освобождение возможно только в изоляции от мужчин.
Также в отличие от интерсекциональных, радикальные феминистки считают, что поскольку ребенок неизбежно проходит гендерную социализацию, то в одной культуре все люди одного пола сталкиваются с похожими проблемами в процессе взросления. Девочек одевают в розовое, хвалят за послушание и ругают за излишнюю агрессию. Поэтому, пока существует сексизм как наиболее фундаментальная форма угнетения, радфем концентрируются только на женщинах, оставляя прочие проблемы с равенством другим активистам — например ЛГБТ+ или Black Lives Matter.
Стеклянный потолок
Радикальный феминизм
Вы будете перенаправлены на Автор24
Понятие радикального феминизма
Радикальный феминизм является типом феминизма, который в первую очередь связан со второй волной феминизма 80-х годов двадцатого века. Радикальный феминизм сосредоточен на теории патриархата как властной системы, организующей общественные отношения, основанные на утверждении превосходства мужчин и угнетении женщин.
Радикальный феминизм бросает вызов патриархату и стремится свергнуть его, выступает против стандартных гендерных ролей и женской дискриминации, и призывает к радикальным изменениям общественного устройства.
Ранний радикальный феминизм, который возник в границах второй волны феминизма в 1960-х, рассматривает обычно патриархат в образе «трансисторического явления», выступающего не только в образе старейшей и наиболее универсальной формы господства, но и являющейся первоисточником всех остальных форм угнетения.
Сущность радикального феминизма
С момента принятия 19-ой поправки к Конституции США радикальный феминизм становился основной опорой женских движений и остался ей по настоящий момент, продолжив внутренне разделение по множестве вопросов.
Девятнадцатая поправка, принятая в США в 1920 году, признается главной точкой подразделения между радикальными и либеральными разветвлениями американского феминизма. Существуют некоторые критерии, помогающие выделять радикальный феминизм, а кроме этого, необходимо понимать, какие уроки он смог извлечь из марксистского концепта. Существуют две базовые формы радикального феминизма, и, вероятным является, что большая часть феминисток, относящих себя к радикальным, относятся к одной из них. Радикальный феминизм можно рассмотреть в форме разновидности феминизма, которая нацелена на действия активного характера, последовательницы которого выходят из бездействующих либеральных феминистских групп для того, чтобы спуститься в окопы радикальной направленности.
Готовые работы на аналогичную тему
Движение радикального феминизма
Чтобы понимать сущность движения, необходимо понимать его базовые положения, а они в этом случае таковы:
Разновидности радикального феминизма
Радикальные феминистки являются известными, благодаря своей неуемной активности.. Некоторые из активистских практик радикальных феминисток:
По сути существуют следующие две формы радикального феминизма:
Убеждения радикально-либертарных феминисток вытекают из мысли о том, что гендер представляется социальным аспектом, отделённым от пола, и что общества при доминанте мужского пола учреждают жестокие гендерные правила для реализации контроля над женским полом. Главным угнетателем является система патриархата, а не индивидуальные мужские особи по отдельности. Деконструкция нуклеарной семьи в коммунальную семью и контрактное материнство также обязана разрушать стереотипные цепи, связанные с материнским трудом. Радикально-либертарные феминистки убеждены, что женщины должны являться свободными от всякого принуждения в области сексуальных установок, речь идет о том, что ничто не должно быть табу.
С иной стороны, радикально-культурные феминистки формируют выводы, что идея гетеросексуальности отражает доминант мужского пола над женским полом и подготавливает поле для громадного количества зла, такого как: сексуальные домогательства; изнасилования; проституция.
С точки зрения двух этим форм радикального феминизма, мужчин необходимо многому обучать о женском бытии и демонстрировать, что их обычные подходы несут женщинам крупный ущерб. Только после этого женщины и мужчины смогли бы соединяться для того, чтобы вместе упразднить патриархат.
Главнейшая заслуга радикального движения перед женщинами в США состоит в высвечивании основных проблем и привнесении художественного драйва. Радикальные феминистки добивались множества прав для женщин, хорошо известных и привычных на сегодняшний день, таких как:
Что такое радикальный феминизм простыми словами кратко
Как мы до такого дожили? Положение женщин в патриархальном мире: история и современность.
Итак, мы разобрались, что в нашем мире существует система патриархата. Но как такое стало возможным? Когда это началось? В первую очередь стоит договориться, что речь идёт не о теории заговора, а об исправно работающей и отполированной временем системе. Для лучшего понимания можно провести аналогию с биологической системой: ваш организм работает. Но не потому что ваше тело было спланировано высшей силой, а потому все ваши предки выжили и дали потомство. Но в 21 веке мы понимаем, что наше тело далеко не совершенно, и исправляем положение как с помощью техники, так и лекарств и протезов.
Историки расходятся во мнениях, но наиболее распространена версия, что возник патриархат примерно в эпоху неолита (поздний каменный век) с появлением огня и переходом от охоты и собирательства, когда собирательство которым занимались женщины, приносило больше ресурсов, чем «мужская» охота, к животноводству и земледелию, когда мужчины получили возможность захватить власть за счет повышения своей видимой роли в хозяйстве. Позже происходит переход от племен к родам и наконец к моногамным семьям, что окончательно закрепляет власть мужчин в своих кровных ячейках.
Также есть теория о том, что мужчины смогли захватить власть, воспользовавшись уязвимым положением женщин во время беременности и родов.
Однако как бы там не было у первобытных людей и в чем бы не была причина появления патриархата, это недоказуемо. Археологам доступны только бытовые орудия и предметы, на основе которых довольно трудно сделать вывод о социальном устройстве того общества.
Да и даже выяснение изначальной причины на сегодняшнем этапе не даст нам никакого результата, потому что он уже давно укоренен чисто социальными средствами, о чем свидетельствует то, что условия жизни людей давно изменились, но патриархат никуда не делся. Сответственно, решать проблему нужно тоже чисто социальными и политическими методами.
Кстати, важный момент в дополнение к первому посту: политический характер движения также имеет и прямой смысл: феминизм направлен на работу с властью, а точнее с балансом власти.
Все общества и государства, возникающие по ходу истории с тех пор и до наших дней, такие же, разве что постепенно кое-где становится немного (!) легче, но и то появляются новые проблемы. Аргументы за угнетение женщин совершенствуются и становятся все более тонкими, как и способы держать женщин в подчинении. Из-за того, что женщины стали осознавать свое положение и бороться за свои права, что вынуждает мужчин идти на манипуляции и выставление удовлетворения мужских желаний как собственной цели женщины и даже эмпауэрмента. Но об этом в отдельной статье.
Как это влияет на мою жизнь? Угнетение, привилегии и модель айсберга.
Угнетение женщин составляет ОСНОВУ патриархального строя; он базируется на этом угнетении, дискриминации женщин, эксплуатации женщин, их труда, их тел. Оно пронизывает всю жизнь общества, т.е. ИНСТИТУЦИАЛИЗИРОВАНО: превращено в социальный институт и не просто осуществляется на уровне межличностных и общественных отношений, но и определяет сами эти отношения. А государствами и различными учреждениями утверждено на ОФИЦИАЛЬНОМ уровне, явно или косвенно. Женщины задействованы в огромном пласте неоплачиваемого труда: обслуживающий домашний труд, и, что особенно важно, репродукция — поддержание численности населения, увеличение количества солдат и покупателей.
Мужчины — адресаты выгоды в данной системе, участвуют в эксплуатации и угнетении женщин как социальной группы. В таких условиях не может быть обратного угнетения (угнетение системно, не стоит путать его с несистематическим вредом женщин мужчинам). Важно понимать, что ИСКЛЮЧЕНИЯ не отменяют СИСТЕМЫ. Что, если один мужчина поможет женщине/нескольким женщинам? Это не отменяет его привилегий, не защищает эту женщину от остальных мужчин и даже самого благодетеля
II
Пассивное угнетение
— трудовая дискриминация: стеклянный потолок, разрыв в зарплатах между мужчинами и женщинами;
— принудительная красота: убеждение и принуждение к практикам украшательства, калечащий дресс-код;
— гетеронормативность (женщина по умолчанию замужем/с парнем);
— репродуктивное насилие: ограничение права на аборт, проблемы с лечением для нерожавших женщин.
— социальная изоляция как участь нонконформных;
IV
Полная обесчеловечивание
— рабство, похищение и другие формы ограничения свободы;
— убийство.
Почему она просто не уйдёт? Роль и воздействие насилия. Стокгольмский синдром.
В прошлом параграфе мы разобрали понятие угнетения и его уровни. Внимательные читательницы уже задались вопросом: как же такая система угнетения существует так долго и так успешно? Почему женщины, угнетенные и дискриминируемые, не восстают против угнетателей-мужчин, или для начала хотя бы не разведутся с мужьями-тиранами?
Несмотря на то, что левые систематически пытаются перетянуть феминизм и движение чернокожих под знамя марксизма, положение женщин принципиально отличается от положения рабочих до революции и положения чернокожих в Америке:
1) Теснейшая связь между угнетёнными и угнетателями. По историческим меркам, женщины перестали полностью зависеть от мужчин совсем недавно а бороться против тех, от кого полностью зависишь, практически нереально. Во-вторых, ситуация с чернокожими и крепостными крестьянами была однозначна — никто из них не питал горячей любви к хозяевам, как и дети дореволюционных рабочих не мечтали поскорее устроиться на фабрику;
2) Вплетением угнетения в женскую телесность — патриархат определяет не только то, как мы думаем, но и наши тела: то, как они функционируют, как выглядят, для чего существуют. Способы и цели угнетения рано или поздно упираются в телесность: возможности рожать, ублажать, обслуживать, поддерживать.
Постепенно в стрессовой ситуации зависимости жертва:
— Учится смотреть на себя глазами агрессора, чтобы вести себя аккуратнее и избегать агрессии;
— Перенимает взгляды хозяина в целом, начинает занимать его позицию;
— Идентифицирует себя с агрессором. Через некоторое время женщина начинает воспринимать интересы мужчины как свои собственные, поскольку ей важна благосклонность мужчины.
К тому же, стоит учесть, что мужчины не заняты мыслью «как бы посильнее навредить женщине?», и иногда доставляют женщинам позитивные эмоции. И вот, на фоне постоянного стресса и угрозы насилия со стороны мужчиН, редкие (реальные или надуманные) эпизоды хорошего отношения создают известные в психологии «эмоциональные качели». У женщины создаётся впечатление, что плюсы перевешивают минусы, а от такого доброго и любящего ведь можно и потерпеть, в особенности, если сравнить его с бывшим. А еще муж защищает тебя от других эксплуататоров и насильников.
И всё, психологический капкан захлопнулся. Не важно, может ли женщина убежать, если она этого не хочет, не видит в этом смысла и не понимает, зачем. Жертва поймана, самооценка убита, собственные цели и интересы заменены чужими, личность растворяется — осталась зависимая машина, готовая терпеть что угодно, исполняющая что скажет хозяин, идентифиированная с ним и даже искренне и глубоко привязанная к нему.
По аналогии с классическим Стокгольмским синдромом такое масштабное явление называют Социальным Стокгольмским Синдромом женщин (сокращенно СССЖ).
К счастью, иногда система на конкретного человека по определенным причинам все-таки не действует или действует недостаточно. Тогда появляются бунтарки, более или менее успешные — и это еще один показатель того, что система гендера не заложена природой. К тому же такая система разрушает не только угнетенных, то есть половину человечества, но и сама себя, разделяемая изнутри и прогнившая. Мужчины также разрушают сами себя — чрезмерным потреблением, борьбой с другими мужчинами, и т.д. Именно поэтому, как уже говорилось в предыдущем уроке, мужчины отчаянно пытаются сохранить власть, работая на два фронта. Первый — консерваторский, старые добрые установки про женское предназначение, веды, омолаживающие роды и счастье материнства. Второй фронт состоит из либералов и марксистов. Сексуальная свобода? Сделаем из нее обязанность удовлетворить мужчин каким угодно способом. Право на труд? Обязанность работать в три смены: на работе, по дому и с детьми и по поддержанию красоты. И так далее: мизогинная транс-идеология также подрывает феминизм изнутри.
И хотя система имеет власть и ресурсы для подавления бунтов, важно помнить, что система тоже не всесильна. А мы НЕ БЕССИЛЬНЫ.
Мы МОЖЕМ побороть свой стокгольмский синдром. Мы можем вернуть свою личность. МЫ МОЖЕМ БОРОТЬСЯ. Но это уже совсем другая история.
Как это повлияло на меня? Женская гендерная социализация
Для начала вспомним, что такое социализация.
«Процесс получения человеческим индивидом навыков, необходимых для полноценной жизни в обществе». «Процесс интеграции личности в социальную систему, вхождение в социальную среду через овладение её социальными нормами». Социализация начинается с первых месяцев жизни: без неё невозможно научиться говорить, играть, взаимодействовать со взрослыми и т.д. Пример несоциализированных людей — дети-Маугли.
Итак, базовая социализация сама по себе — это процесс, необходимый чтобы отдельная личность вписалась в общество. Как вы уже узнали из предыдущих параграфов, современное общество не равноправно, мужчины в нём считаются людьми по умолчанию. Поэтому мальчики и девочки социализируются по-разному, и эта привязаная к полу часть социализации отражает и воспроизводит установки патриархата.
Установки и действия женской гендерной социализации (ЖГС):
— Ты не человек по умолчанию, а приложение к нему;
— Ты не человек по умолчанию, а воспроизводительница людей;
— следовательно, твоя личность, твои интересы не важны и второстепенны перед интересами людей по умолчанию и твоих [будущих] детей;
— Ты должна жить интересами и потребностями людей по умолчанию, замещать свои желания мужскими (см. параграф о стокгольмском синдроме)
— Ты не можешь защищать свои интересы и границы. Не достойна добиваться, просить и тем более требовать.Люди по умолчанию имеют приоритетный доступ к твоим ресурсам и вниманию.
— Запомни, что ты не личность, а тело и только тело, предназначенное для мужской выгоды. Отсюда:
— Ты должна быть милой и глупой, не можешь познавать мир, учиться, развиваться умственно и психологически выше уровня, чем нужно для нормального обслуживания мужчин (мозги бабе чтобы из ведра для мытья полов не пила), ведь тогда тебя будет труднее использовать, а мужчине будет «неприятно быть рядом с более умной женщиной». Но и если будешь милой и глупой, тебя сочтут невыгодным приложением к мужчине (бабы-дуры, блондинки, тп);
— Мужчины имеют право использовать тебя сексуально. В этом отношении есть два противоречащих подхода. Консервативный: ты либо предназначаешься одному мужчине и хранишь целомудрие, либо — падшая женщина и отбросок. Прогрессивный распространён среди марксистов и либералов: либо ты общественно доступная «сексуально свободная женщина», либо — ханжа, монашка и отбросок.
— Эстетика твоего тела чрезвычайно важна, поэтому тебе нужно украшать его всевозможными способами, и бежать от внешнего старения, игнорируя здоровье и изнашивание организма. Красота требует жертв: во имя украшательства нужно терпеть боль, тратить свои время и деньги. В то же время за увлечение макияжем, одеждой и фитнессом тебя назовут «тп и пустышкой»
— Ты не можешь постоять за себя и тебе необходимо найти «вторую половинку» — мужчину, который в обмен на пользование тобой будет защищать от враждебного мира. Способность дать сдачи, боевитость неженственны и отпугивают мужчин.
— Остальные женщины также не являются людьми по умолчанию, а потому ненадёжны, не заслуживают доверия и того, чтобы ты тратила на них свои ресурсы и внимание.
Вы уже обратили внимание, что выполнение многих требований не обещает душевного спокойствия: унижать будут и за требуемые слабость, тупость и озабоченность внешностью. Это известное в психологии «двойное посланиe», или двойной узел (англ. double bind): ты никогда не будешь хороша, что бы не делала, просто потому что ты женщина.
Однако, что самое важное, — мы МОЖЕМ преодолевать ЖГС, иначе бы не было женщин, наглядно показывающих это, да и феминизма вообще. Наш мозг пластичен, и сознательно избавиться от старых установок возможно.
Радикальный феминизм
|
Радикальный феминизм (также радфем) — название формы феминизма, зародившейся в Европе и США в XX веке и направленное не просто на достижение равноправия полов во всех сферах, но на радикальное изменение устройства общества, ликвидацию стандартных гендерных ролей и свержение патриархата. [1]
Наиболее радикальной формой феминизма является феминацизм, направленный на дискриминацию и угнетение мужчин по половому признаку. Необходимость дискриминации обосновывается стремлением скомпенсировать дискриминацию женщин в прошлом, либо стремлением убрать мужчин из политики (якобы все беды в мире происходят из-за мужчин), либо просто мужененавистничеством. Большинство феминистских и радикально феминистских движений дистанцируются от феминацизма. Некоторые группы радикальных феминисток признают, что поддерживают не равенство, а отделение женщин от мужчин (сепаратный феминизм) или вообще доминирование над мужчинами (феминизм доминирования).
В целом радикальный феминизм имеет характерные черты тоталитарной идеологии, провозглашающей свои догмы в качестве единственно верных, нетерпимой к другим точкам зрения и исключающей возможность каких-либо дискуссий и компромиссов.
Ещё одной характерной чертой этой идеологии является её многоуровневость, роднящая радикальный феминизм с тоталитарными сектами: для новичков и внешнего мира предназначены одни положения (например, о многообразии форм феминизма, о том, что феминизм не против мужчин, а за равноправие), а для уже вовлечённых предназначены гораздо более радикальные взгляды (радикальный феминизм является единственным подлинным феминизмом, мужчины являются агрессивными и тупыми существами, не заслуживающими ничего, кроме презрения, а сущность феминизма — борьба не за равноправие, а только за права женщин).
Содержание
История
Движение за женское равноправие, начавшееся в XIX веке, было абсолютно оправданным. В плане юридических прав женщина в то время напоминала не то раба, не то ребёнка. Ей нельзя было участвовать в выборах. Ей не разрешалось получать высшее образование — соответственно, у неё не было ни малейшего шанса найти квалифицированную работу и занять высокую должность. Если же она и работала, то ей платили вдвое, а то и втрое меньше, чем мужчинам. С этим бесправием и стали бороться суфражистки — бабушки сегодняшних феминисток.[1]
К сегодняшнему дню почти все мечты суфражисток сбылись. Женщины занимают ведущие должности, неплохо зарабатывают, командуют армиями, летают в космос и руководят целыми странами. Равенство мужчин и женщин не только юридически было узаконено в конституциях СССР и РФ, но и фактически имеет место.
Но в наше время набирает силы так называемый феминизм третьей волны (так называемый радикальный феминизм). Это движение борется не за равноправие полов, а за предоставление женщинам привилегий, изъятие прав у мужчин в пользу женщин и за навязывание им обязанностей и чувства вины, а иногда и за полное исключение мужчин из процесса общественной жизни (в том числе и путём массового истребления).
Основные идеи
Испания — страна победившего радикального феминизма
Шведская модель
После принятия закона масштабы уличной проституции в Швеции и правда сократились, однако, по-видимому, связано это с тем, что шведское правительство выделило полиции значительную сумму — около 7 миллионов крон — на борьбу с проституцией. В результате проституция ушла в онлайн-пространство. По этому поводу университет Мальмё в Швеции заявил, что у них нет никаких доказательств, что обороты торговли людьми в стране уменьшились.
В России
Действует ячейка КД-16, не раскрывающая свой состав и источники финансирования.[5][6]
Работает группа Accion positiva, пропагандируюшая несанкционированные уличные акции протеста.[7]
В 2018 году незадолго до выборов Президента России группа либеральных журналисток бездоказательно обвинила депутата Госдумы, председателя комитета Думы по международным делам Леонида Слуцкого в «сексуальных домогательствах», якобы имевших место несколько лет назад. Комиссия по этике Госдумы не нашла нарушений в поведении Слуцкого. По мнению политолога Олега Матвейчева, «дело Слуцкого» было провокацией, организованной с использованием американских методов и имевшей целью дискредитировать одну из ключевых фигур в реализации внешнеполитического курса России и оказать давление на российские власти.[8]
В 2019 году радфем-организации, в том числе и не скрывающие иностранного финансирования, начали продвигать так называемый Закон о профилактике домашнего насилия.