Что такое радиометрический досмотр автомобилей
«Рентген» для автомобилей и поездов
Фото: Александр Уткин
Современные технологии позволяют отказаться от «контактных» проверок грузов на пунктах пропуска через госграницу, сократив время досмотра большой фуры до считанных минут. Новейшие инспекционно-досмотровые комплексы (ИДК) в буквальном смысле «видят» груз сквозь стены и способны обнаружить запрещенные товары любого размера. Такие устройства сканируют грузовые и легковые автомобили, и даже огромные вагоны. Как помогают нести службу таможенникам эти «умные системы» – в нашем материале.
Сделать тайное явным
Посылки, контейнеры, багаж – любой груз, пересекающий государственную границу, проходит таможенный контроль. В наши дни с помощью современной техники содержимое груза можно проверить, даже не вскрыв его упаковку. Вспомните, как наша ручная кладь в аэропорту проходит «рентген» на ленте. Содержимое сумок и чемоданов действительно сканируют при помощи рентгеновского излучения. На экране отображается не совсем понятная нам цветная картинка. Специалисту же все легко расшифровать: оранжевый цвет – это органические материалы, синий – неорганические, зеленый – смешанные. Но что делать, если груз измеряется тоннами и перевозится не в чемоданах, а в фурах или вагонах? В таком случае на помощь таможенникам приходят инспекционно-досмотровые комплексы (ИДК).
Разработчиком и производителем первых российских ИДК стала «Росэлектроника». В соответствии с распоряжением правительства этот холдинг Ростеха определен единственным исполнителем госконтракта с ФГКУ Росгранстрой на оборудование железнодорожными ИДК пунктов пропуска «Пограничный» и «Нижнеленинское» через российско-китайскую границу. «Росэлектроника» совместно с Росгранстроем занимается активной модернизацией пунктов пропуска и оснащает их самыми современными средствами контроля. Инспекционно-досмотровые комплексы «Росэлектроники» уже установлены на границе с Литвой, Киргизии с Узбекистаном, Таджикистана с Китаем.
Фото: Александр Уткин
Как проверить вагоны на ходу
«Росэлектроника» установила ИДК СТ-2630Т для досмотра поездов в Забайкальске – крупнейшем железнодорожном пункте пропуска на границе с Китаем. На его долю приходится более половины всех перевозок из России в Китай и обратно. Отсюда грузы поступают не только в Россию, но и направляются в страны Евросоюза, в том числе, в рамках реализации международного проекта «Экономический пояс Великого шелкового пути».
Внешне ИДК для железнодорожных вагонов представляет собой бетонный периметр со встроенными отсеками для источника излучения и системы детектирования.
Фото: РЭК Ростеха
Высокую проникающую способность излучения обеспечивает линейный ускоритель электронов, «сердцем» которого является мощный СВЧ-клистрон производства НПП «Торий» (входит в «Росэлектронику»).
«Рентген» на колесах
Принцип работы стационарного инспекционно-досмотрового комплекса СТ-6035 для автотранспорта такой же, только размеры поскромнее. Машина въезжает в одни ворота досмотрового туннеля, а выезжает через другие. Внутри туннеля находятся рельсы для перемещения передвижной рамы высотой почти 5 метров. Именно она выступает в роли сканера с рентгеновым излучением. Комплекс способен точно распознавать материалы с проникающей способностью по стали до 40 см. Досмотр одного грузовика может занять примерно три минуты. При этом проектная пропускная способность ИДК составляет не менее 20 транспортных средств в час.
Большое внимание при разработке ИДК уделяется радиационной безопасности. Во-первых, обеспечивается защита операторов на уровне требований для населения, то есть допускается дополнительная годовая доза не более 1 мЗв. Кроме того, система мониторинга дает разрешение на включение генератора только при соблюдении мер безопасности. Например, невозможно включение генерации излучения при открытой двери входа в досмотровый туннель. Конечно, водители грузовиков в этот момент ни в коем случае не должны находиться внутри туннеля – они ожидают окончания проверки в специальном помещении.
Фото: РЭК Ростеха
Таким образом, добросовестным и законопослушным водителям бояться точно нечего. А вот тем, кто везет контрабанду, нужно быть готовым быть обнаруженным и ответить по закону. Однако мошенники продолжают придумывать все более изощренные схемы, как «провести» сотрудников таможенной службы и средства досмотра. «Росэлектроника» следит за развитием технологий в средствах таможенного контроля и отвечает новыми разработками.
Фото: Александр Уткин
Преимущество мобильного ИДК – его подвижность, отличная проходимость, возможность оперативно развернуть работу в любом месте. Алгоритм комплекса способен автоматически «вычитать» стенки контейнера, чтобы исключить возможность «закладок» в металлическом корпусе.
Производство ИДК такого уровня смогли освоить всего несколько стран в мире. При этом «Росэлектроника» не приостанавливает работу по наращиванию технических возможностей собственных комплексов. Например, сейчас создается система автоматического анализа рентгеноскопических изображений с технологиями искусственного интеллекта, где человеческий фактор при досмотре будет сведен к нулю.
Организация по транспортной безопасности 100% досмотра автотранспорта и грузов на автомагистралях с помощью радиометрических инспекционно-досмотровых комплексов.
Досмотр с применением радиометрических ИДК автотранспорта и грузов на автомагистралях в целях обеспечения безопасности населения на транспорте является в настоящее время актуальной задачей. Однако используемые при таможенном досмотре ИДК имеют производительность, которая не может обеспечить поточный досмотр автотранспорта и грузов на автомагистралях. Производительность досмотра может быть увеличена, если досматривать автотранспорт, управляемый водителем, при движении через неподвижный портал ИДК. Такой режим досмотра допускается в соответствии с
СанПиН 2.6.1.3488-17.
На основе опубликованных данных статистических исследований потоков грузовых контейнеров показано, что для ИДК по досмотру автотранспортных средств и грузов достаточна проникающая способность равная 300 мм по эквивалентной толщине стали, которую обеспечивают ИДК на базе бетатронов. Цена этих ИДК и стоимость владения ими значительно ниже, чем у ИДК с линейными ускорителями электронов.
Досмотровые мероприятия в отношении различных грузовых автотранспортных средств и перевозимых грузов в рамках обеспечения безопасности населения на транспорте проводятся в целях своевременного обнаружения опасных и запрещенных к провозу веществ и предметов. В качестве основных досмотровых технических средств для проведения досмотра рассматриваются радиометрические инспекционно-досмотровые комплексы (ИДК), которые используются в настоящее время при таможенном контроле перевозимых грузов.
Эти ИДК представляют собой не дешевые аппаратно-программные комплексы и имеют производительность 6-10 автомобилей в час [1].
Для организации поточного контроля грузового автомобильного транспорта на оживленных автомобильных магистралях применяемые ИДК должны иметь производительность достаточную для того, чтобы не создавать помех для движения.
Пропускная способность дорог на одну полосу рассчитывается по ОДМ 218.2.020-2012 «Методические рекомендации по оценке пропускной способности автомобильных дорог». Для грузового автотранспорта, предназначенного для перевозки грузов максимальной массой свыше 12 т, она составляет 35 автомобилей в час. Для грузового автотранспорта, предназначенного для перевозки грузов максимальной массой до 12 т, этот параметр равен 75 автомобилей в час. Таким образом, только по грузовому автотранспорту с грузом свыше 12 т загрузка ИДК может составлять 70 автомобилей в час по двум разрешенным полосам.
По действующим в настоящее время СанПиН 2.6.1.3488-17 «Гигиенические требования по обеспечению радиационной безопасности при обращении с лучевыми досмотровыми установками» для контроля грузового автотранспорта могут применяться ИДК двух типов: 1-го типа с неподвижным источником излучения и 2-го типа с перемещающимся источником излучения.
В настоящее время в основном используются ИДК 2-го типа с линейным ускорителем электронов (ЛУЭ) в качестве источника излучения. Их максимальная производительность оценивается в 25 автомашин в час, а практически, как уже отмечалось, не превышает 10 автомобилей в час [1].
Таким образом, каждый пункт досмотра должен быть оборудован, исходя из максимальной его загрузки, тремя ИДК 2-го типа. Исходя из публикуемых конкурсных цен на стационарные ИДК (560 млн. рублей) и мобильные ИДК (170 млн. рублей) с ЛУЭ, оборудование каждого досмотрового пункта будет обходиться от 510 млн рублей до 1680 млн рублей.
ИДК 1-го типа имеют гораздо более высокую производительность: до 100 автомобилей в час. В России они до настоящего времени не используются. Причиной такого положения является то, что до ввода СанПиН 2.6.1.3488-17 сканировать управляемый водителем автомобиль вместе с кабиной не разрешалось.
Кроме необходимой производительности ИДК должен отвечать определенным требованиям по таким дефектоскопическим характеристикам, как проникающая способность и чувствительность. Проникающая способность ИДК определяет максимальную объемную плотность объекта, который может быть досмотрен данным ИДК. Этот параметр задается в виде эквивалентной толщины стали, которая может быть просвечена ИДК.
Для оценки достаточной для досмотра автотранспорта проникающей способности ИДК воспользуемся результатами исследований потоков 20 и 40 футовых грузовых контейнеров, которые были проведены в США [2].
Рис.1 Статистика распределения грузовых контейнеров по средней объемной плотности: красная кривая-распределение контейнеров по объемной плотности, черная кривая-их интегральное распределение.
Таким образом, ИДК с проникающей способностью по эквивалентной толщине стали порядка 300 мм обеспечат эффективный досмотр 100% автотранспорта и грузов.
Проникающую способность по эквивалентной толщине стали в 300 мм и более обеспечивают ИДК с бетатроном в качестве источника излучения. По цене ИДК с бетатроном в два с половиной раза дешевле ИДК с ЛУЭ. Стоимость владения ИДК с бетатроном также значительно ниже, чем ИДК с ЛУЭ.
Сравнительные расчеты, основанные на результатах эксплуатации МИДК «Шток-МНК», показывают экономию по дизельному топливу более, чем двукратную. При этом МИДК «Шток-МНК» в отличие от ИДК с ЛУЭ может работать от стационарной электросети, не потребляя топливо.
Комплектующие ЛУЭ, подлежащие периодической замене, также не сопоставимы по стоимости с периодически заменяемыми комплектующими бетатрона: клистрон ЛУЭ стоит около 5 млн. рублей, а ускорительная камера с инжектором бетатрона-240 тыс. рублей. При этом ремонт бетатронов, как показала практика, может осуществляться прямо на досмотровой площадке.
На основании изложенного следует:
— в системах транспортной безопасности целесообразно применять ИДК 1-го типа, которые допущены СанПиН 2.6.1.3488-17 для досмотра автотранспортных средств, включая кабины, и имеют производительность до 100 автомобилей в час;
— ИДК 1-го типа с бетатроном в качестве источника излучения отвечают требованиям по производительности, обеспечивают необходимую проникающую способность 300 мм по эквивалентной толщине стали и эффективность досмотра, имеют низкую цену и стоимость владения;
Литература:
1. Ю.В. Малышенко, Г.А. Штанов. Оценка загрузки инспекционно-досмотровых комплексов. Вестник российской таможенной академии, № 3, 2014.
2. UCRL-TR-225708. Analysis of Recent Manifests for Goods Imported Through US Ports, Lawrence Livermore National Laboratory (LLNL), Livermore, CA, Technical Report.
Авторы:
Усачев Евгений Юрьевич, к.т.н., директор ИНПЦ «СНК» РТУ МИРЭА.
Штейн Михаил Михайлович, к.т.н., лауреат премии Правительства РФ в области науки и техники, директор ООО «Фотон»
Что нужно знать о досмотре и почему его не стоит бояться
Усилившийся контроль на границах уже давно стал привычным — государства охраняют покой своих граждан, стремятся предотвратить любую попытку теракта, смотрят на каждую въезжающую машину, как на потенциальную угрозу безопасности страны. Наиболее простым методом контроля границ является использование современных технологий совместно с усилением проверок. Рентгеновские установки уже давно помогают работникам досмотра выявить среди грузов запрещенные к провозу предметы.
Грузы, наиболее часто провозимых с нарушением законодательства
Наиболее эффективно такое оборудование при выявлении следующих видов запрещенных грузов:
Кроме этого, рентгеновские установки прекрасно себя зарекомендовали при обнаружении контрабандных товаров, провоз которых наносит вред экономике страны.
Наиболее сложными для контроля до сих пор остаются крупногабаритные грузы и сам транспорт, который может быть снабжен специальными тайниками. Такой осмотр требует не только дополнительных рабочих мест и оборудования для погрузки и разгрузки, но и больших площадей, нужных для проведения процедуры проверки. Поэтому большегрузные машины и крупные партии грузов зачастую осматриваются выборочно.
По статистическим наблюдениям проверяется примерно 5% всех грузов, из которых около 30% полностью соответствует задекларированной информации. Естественно, для таких случаев использование рентгеновских лучей крайне эффективно, особенно при осмотре крупногабаритных грузов и большегрузного транспорта. С этой целью современные таможенные пункты оснащаются аппаратами на основе ускорителей.
Типы оборудования и способы досмотра грузов
Большинство стран осуществляет досмотр на пунктах таможенного контроля с помощью специального радиометрического оборудования, которое просвечивает объект проверки рентгеновским излучением. Современная техника может совмещать функции дозиметра и рентгена, осуществлять спектрометрический контроль состава объекта и зондирование быстрыми нейтронами. Полученная информация представляет собой цифровой файл, содержащий информацию о проверке, которую оператор видит на экране монитора как изображение содержимого грузовика или контейнера.
Современные методы контроля позволяют в минимальные сроки досмотреть любой транспорт на наличие в нем тайников, дополнительных вложений, проверить груз на соответствие заявленным характеристиками. Получив информацию, оператор имеет возможность проанализировать изображения, сопоставить силуэты грузов, находящихся в транспортном средстве с заявленным для перевозки перечнем на предмет соответствия. Если возникают подозрения в попытке обмана органов контроля, то транспортное средство может быть отправлено на дополнительный осмотр.
Значимым преимуществом использования высокотехнического оборудования при мониторинге грузов является возможность точечного осмотра подозрительной части грузовика, что экономит время на разгрузку транспортного средства и помогает водителям избежать задержек в пути.
Наиболее распространенные виды радиометрического оборудования, предназначенного для досмотра большегрузных автомобилей и крупногабаритных грузов:
Методы повышения эффективности контроля грузов
Для повышения эффективности проверки транспортных средств используется многоступенчатый досмотр на суперчувствительном рентгеновском оборудовании. Комплексные системы контроля установлены в портах, на пунктах досмотра железнодорожного транспорта и большегрузных автомобилей. Очень удобен метод многоступенчатой проверки при досмотре контейнеров.
Плюсы современных комплексов досмотра
Современные методы и техническое оборудование позволяют заметно повысить контроль благодаря нескольким факторам:
Эти факторы позволяют не только повысить охват проверяемых грузов, но и снизить время простоя транспорта на пунктах досмотра.
Где используются рентгеновские комплексы
Наиболее сложной частью любой таможенной проверки является досмотр непосредственно транспортного средства. Конструкция грузового автомобиля, благодаря своей сложности позволяет создать множество тайников, найти которые затруднительно даже пользуясь специальным оборудованием. Кроме поиска тайников, важнейшей целью досмотра является выявление несоответствия груза описанию в таможенной декларации.
Рентгеновские комплексы разных конструкций располагают на пунктах таможенного досмотра, различных контрольно-пропускных пунктах, в любых местах, где нет возможности непосредственного досмотра груза и необходимо осуществить проверку быстро.
Что досматривают при помощи рентгеновских комплексов
Детальному осмотру подвергаются следующие виды транспорта:
Проверка транспортных средств и грузов направлена на выявление следующих опасных и незаконно провозимых грузов:
Современные технологии дают возможность обследовать груз быстро, проверить его количество и вес, что помогает проконтролировать правильно ли были уплачены таможенные сборы и соответствует ли размер партии описанию. Комплексы контроля снабжены системой контроля радиационного фона, который дает достоверную информацию о грузе и помогает создать максимально безопасные условия для сотрудников службы контроля и предотвратить возможность облучения персонала.
Досмотр с помощью рентгеновских комплексов: эффективность и безопасность
Среди всех способов проверок грузов, досмотр с помощью рентгеновских установок является наиболее совершенным, благодаря высокой эффективности метода. Проверка начинается при проезде транспортного средства через портал комплекса. Досмотр совмещает полную безопасность для водителя и персонала пункта проверки с возможностью на значительном расстоянии распознавать предметы маленького размера. Кроме этого, установки способны с высокой точностью определить химический состав проверяемых грузов.
Повсеместное введение рентгеновских комплексов в пунктах проверки позволяет заметно повысить эффективность досмотра, увеличить проходимость пропускного пункта, уменьшить количество персонала, избежать простоя транспорта на пунктах проверки.
Важным фактором является отсутствие вредного влияния на продукты пищевого назначения и лекарства, после такого облучения их состав и свойства не меняются, а использование по прямому назначению будет безвредным для людей и животных. Также рентгеновское излучение безопасно для различных носителей информации, не меняет свойств полупроводниковых устройств.
В ближайшем будущем планируется обеспечить все пункты таможенного досмотра современными комплексами, что позволит заметно увеличить пропускную способность и повысить качество проверки транспорта.
2005-2021 © Транспортная компания «СигмаТранс»
Чем нас досматривают?
В связи с повсеместным введением досмотровых систем, многие задаются таким вопросом. В этом посте автор хочет начать цикл статей о разнообразных системах досмотра, о применяемых принципах обнаружения опасных объектов и конструкции аппаратуры досмотра вплоть до «железа».
Для начала рассмотрим рентгеновские инспекционные системы
Чаще всего в рентгеновских инспекционных системах, или по памяти о телевизионных системах, типа «Поиск», — РТУ (рентгенотелевизионная установка) применяется рентгеновская трубка. Да, та самая которую придумал Кондрад Рентген и чаще всего без охлаждаемого вращением анода.
Схема получения изображения, изначально была проста – путем проекции на люминесцирующую под рентгеновскими лучами пластину.
История развития досмотровых систем для просвечивания багажа.
Расскажем историю развития рентгеновских досмотровых систем.
Для начала несколько поясняющих рисунков.
Базовая геометрия рентген излучения при флюорографии
На этом изображении видно как поток рентгеновских лучей проецируется на флуоресцентный экран. Изначально ренгено-инспекционные системы не во многом отличались от техники для флюорографии. Принцип действия был прост.
Рентгеновское излучение от источника проходит через контролируемый (просвечиваемый), предмет, преобразуется на специальном флуоресцентном экране в световой рельеф, соответствующий рентгеновскому изображению объекта (т.н. «теневое изображение») и через защитное стекло визуально воспринимается оператором.
Флюороскопия с прямым отображением:
Позже, для защиты от излучения додумались закрывать излучение в освинцованном ящике, наблюдая полученное изображение, через зеркала и оптические системы с возможностью увеличения.
Усиление изображения с ТВ камерой
Дальнейшее развитие шло по пути усиления получаемого изображения, при помощи фотоэлектронных усилителей и преобразования в телевизионный сигнал, просматриваемый на мониторе.
Но вскоре пришла «цифровая революция», коренным образом изменившая принципы сканирования.
Современные рентгеновские инспекционные установки, чаще используют другие принципы, уменьшившие побочное изучение и сильно улучшившие:
Качество изображения улучшилось благодаря применению высокочувствительных полупроводниковых детекторов (фотодиодов), с нанесенным на них слоем люминесцентного вещества (обычно йодид цезия) а, также цифровой обработке на компьютере.
Рентгеновский луч проецируется в виде полосы, точно на линейку детекторов, мимо которых перемещается сканируемый объект (багаж), по транспортерной ленте. Окна тоннеля, в котором происходит сканирование, закрыто на входе и выходе освинцованными шторками. Это делается для защиты от рассеянного излучения.
Далее полученный сигнал считывается и преобразуется аналого-цифровым преобразователем — АЦП, выравнивается и передается в компьютер для обработки и сложения » последовательных срезов» объекта в единое изображение.
Схема щелевой коллимации
Микродозовое цифровое рентгеновское сканирование
Преимущества Г-образной матрицы детекторов.
Современные рентгено-инспекционные комплексы различают материалы используя эффект Комптона и определяют две энергии рентгеновских лучей – высокую и низкую.
В 1923г. А. Комптон, исследуя рассеяние рентгеновских лучей (фотонов большой энергии) различными веществами (в основном легкими: графитом, парафином и др.), содержащими свободные или слабо связанные электроны, обнаружил, что в рассеянных лучах, наряду с излучением первоначальной длины волны l содержатся также лучи с длиной волны l¢ большей l (l¢>l). Причем разность Dl=l¢-l оказалась независящей от l и от природы рассеивающего вещества, а целиком определялась углом рассеяния. Экспериментально была установлена следующая закономерность:
где q — угол, образуемый направлением рассеянного излучения с направлением первичного пучка; l0 – постоянная для всех веществ величина, равная l0=0,0242 =2,42×10-12м.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ: рассеяние электромагнитного излучения на свободных или слабо связанных электрона, при котором отдельный фотон в результате упругого соударения с электроном передает ему часть своего импульса (часть энергии), называется эффектом или явлением Комптона.
Простым языком, происходит следующее:
При соударении кванта рентгеновского излучения, происходит передача энергии электрону. Возбужденный электрон сбрасывает полученную от кванта энергию в виде фотона рентгеновского излучения, более низкой энергии.
Важно понимать:
При рассеянии излучения веществами с малыми атомными номерами практически все рассеянное излучение имеет смещенную длину волны. Таким образом, в спектре рентгеновского излучения появляются две энергии: низкая и исходная – высокая.
Первоначальный спектр рентгеновского излучения — высокой энергии.
Спектр рентгеновского излучения, после происхождения через органическое вещество.
Рентгеновские досмотровые комплексы выпускаются разными фирмами. В России в основном присутствует техника фирм Nuctech, Smits Detection, Rapiscan, L3 Communication, Astrophysics, Медрентех, Berg и многих других. Эти компании из разных стран: Россия, Китай, Америка, Великобритания, Германия.
Рассмотрим обычную конструкцию рентгено-инспекционной системы для досмотра ручного багажа.
Схема рентгено-инспекционной системы.
На рис отчетливо виден генератор рентгеновского излучения (X-ray Sourсe), Г-образная матрица детекторов Folded Detector Array и компьютер.
Принципы работы рентгено-инспекционной системы:
Когда инспектируемый объект входит в туннель и перекрывает фотоэлектрический датчик, сигнал с датчика поступает на блок управления, который запускает генератор рентгеновского излучения.
Рентгеновское излучение выходит из коллиматора, проникает через досматриваемый объект и попадает на детектор.
В системе используются детекторы двух энергий. Число модулей детекторов в два раза больше, чем в одно энергетической системе. Два блока детекторов с чувствительностью соответственно, к рентгеновским лучам низкой и высокой энергии размещены вместе для приема рентгеновского излучения.
В зависимости от сигналов, принятых с обоих детекторов, система обработки изображения может распознать типы материалов (в основном органику, неорганику и смеси) инспектируемого объекта.
Модули детекторов системы собраны в защищенных панелях расположенных в форме Г и установлены по диагонали от генератора рентгеновского излучения, для сканирования рентгеновскими лучами всего сечения туннеля.
В этой компоновке исключены «слепые» зоны и допускается досмотр любой части объектов проходящих по туннелю.
Дополнительное изображение рентгено-инспекционной системы
Высокоэффективный детектор преобразует рентгеновское излучение в слабые токовые сигналы, которые усиливаются и поступают на АЦП.
Эти аналоговые сигналы преобразуются в 16-битовые цифровые сигналы, которые передаются в компьютер.
Компьютер сначала корректирует несоответствие и смещение цифрового сигнала от каждого пикселя, затем по сигналам скорректированной высокой и низкой энергии классифицирует органические и неорганические материалы и выполняет базовые функции обработки изображения, например, улучшение краев изображений, коррекцию 16-битовых сигналов высокой и низкой энергии.
Сигнал каждого рентгено-графического среза объекта превращается в «линию» изображения на экране дисплея.
Уровень серого изображения указывает степень поглощения рентгеновского излучения в инспектируемом объекте.
Так как объект транспортируется по туннелю конвейером с постоянной скоростью, система сканирует его последовательными » ренгено-графическими срезами». Обработанные рентгеновские изображения объекта последовательно выводятся на дисплей для просмотра.
Все рентгено-графические срезы изображений досматриваемого объекта объединяются и образуют полное рентгеновское изображение.
Чтобы инспекторы могли лучше понять детали изображения и принять правильное решение, система предоставляет им ряд функций для анализа и оценки изображения.
Применение этих функций не меняет самих данных изображения. Отключение таких функций восстанавливает исходное изображение.
Отсканированный рентгено-инспекционной установкой тестовый багаж выглядит следующим образом:
Различным материалам соответствуют разные цвета окраски объектов в соответствии с таблицей:
Эффективное атомное число Z эфф
Соединения легких элементов, например, водород, углерод, азот и кислород, включая большинство взрывчаток (например, нитроглицерин), пластмасс (например, полипропилен), бумагу, ткань, пищу, дерево и воду
Металлические элементы средней массы (например, алюминий) и соли.
Тяжелые металлические элементы (например, титан, хром, серебро, никель, железо, медь, цинк и свинец).
Zэфф – это атомный вес материалов которые просвечены в заданной области изображения. Этот параметр определяется благодаря эффекту Комптона и детекторам рентгеновского излучения низкой и высокой энергии.
Есть разные функции обработки изображения досматриваемого объекта. Любимый инспекторами черно-белый режим используется для обнаружения тонких, металлических объектов.
Черно-белое (Ч/Б) изображение
Для обнаружения металлических объектов используется режим устранения органических материалов. В результате, на изображении синим цветом, отмечены металлические объекты. Немного забегая вперед, могу рассказать, что зеленым цветом окрашены легкие металлы – например, алюминий или соли металлов.
Устранение органики
Отображение только органических веществ при исключении неорганических материалов
Также при досмотре применяется возможность определения материалов по атомным номерам – Z эфф.
Вода и пластиковая взрывчатка
Наркотики с примесью или взрывчатые вещества
Применение функции Z9
Также используется режим «авто» — автоматического обнаружения. В этом режиме опасные вещества обводятся цветными, прямоугольными контурами.
Реальное изображение багажа на мониторе рентгеновской инспекционно-досмотровой установки.
Следовательно, за этим предметом может располагаться что-либо не видимое инспектору. И если скрыта значительная часть багажа, то инспектор обязан его досмотреть.
Важно понимать что, эти рамки предупреждение для инспектора. Не так часто рамки указывают на реальную угрозу.
В следующей статье будут рассмотрены методы тренировки операторов, возможности и функции программного обеспечения и конструкция рентгеновских инспекционных комплексов.