Что такое радуга для детей дошкольного возраста
Что такое радуга? Конспект познавательного занятия для детей старшего дошкольного возраста
Анна Лифанова
Что такое радуга? Конспект познавательного занятия для детей старшего дошкольного возраста
Цель. Развитие аналитико-синтетических способностей ребенка.
• познакомить детей со свойством света превращаться в радужный спектр;
• расширять представления о смешении цветов, составляющих белый цвет.
Материал и оборудование: Презентация с репродукциями картин художников с изображением радуги, литровая миска с водой, бутылочка светлого лака для ногтей.
Ход занятия:
Воспитатель: Послушайте, ребята,стихотворение:
Радуга
Радуга в небе весеннем висела,
Весело с неба на землю смотрела.
Радостно мы улыбались в ответ:
— Радуга – радуга, цвет – пересвет.
Радуга в небе недолго висела,
С неба на землю недолго смотрела:
Что же на память она всем
Голубые … глаза. В. Степанов
Воспитатель: Ребята, посмотрите на репродукции знаменитых художников. Что вы видите на всех этих картинах?
Дети: радугу
Воспитатель: А кто-нибудь знает, что такое радуга и как она появляется?
Дети отвечают, что она появляется после дождя, когда светит солнышко.
Воспитатель: Радуга – одно из красивейших явлений природы.
А вы, ребята, видели когда-нибудь радугу?
Воспитатель выслушивает ответы детей: На коромысло, на дугу, на мост и др.
Воспитатель: Человек еще с древних времен задумывался над природой происхождения радуги и связывал появление на небе разноцветной дуги с множеством поверий и легенд. Одни считали, что радуга – это небесный мост, с которого на землю спускались боги или ангелы, другие говорили, что это дорога между небом и землёй или с ворота в другой потусторонний мир.
На самом же деле, радуга – это атмосферное явление, которое наблюдается при освещении Солнцем множества водяных капелек во время дождя или тумана, или после дождя. Когда солнечные лучики преломляются в каплях воды во время дождя, на небе появляется разноцветная дуга.
А давайте вспомним, сколько цветов имеет радуга и какие?
Дети: 7 цветов, перечисляем цвета,вспоминая известный стишок: «Каждый охотник желает знать, где сидит его фазан».
Воспитатель: Сейчас мы попробуем создать свою радугу
Опыт «Радужная пленка»
Поставить миску с водой на стол, чтобы на нее не падали прямые лучи света. Подержать над миской кисточку из пузырька с лаком, пока капля лака не упадет в воду. Наблюдать за поверхностью воды. Подвигать головой, чтобы посмотреть на воду с разных точек. Что мы увидели?
На разлившемся по воде тонком слое лака видны радужные переливы. Лак образует тонкую пленку на поверхности воды. Когда на поверхность этой пленки падает свет, каждый его луч частично отражается от нее. Другая часть луча достигает нижней поверхности пленки и тоже отражается от нее. Отражения лучей складываются друг с другом, и мы можем видеть переливы радужных тонов.
В небе радуга висит в воздухе «нарисовать» радугу
Детвору веселит. потянуться вверх и помахать кистями рук
С нее, как с горки, опустить руки вниз
Кот, свинья и я. загибать пальцы на руке
Воспитатель: Сейчас мы поиграем с красками. Будем смешивать краски, чтобы нарисовать радугу.
У нас с вами есть только 4 цвета: красный, желтый, синий, белый.
Как же нам нарисовать радугу?
Дети предлагают свои варианты смешения красок.
Я предлагаю каждому нарисовать свою радугу, только не перепутать расположение цветов.
И в конце занятия, мы опять поиграем с мыльными пузырями. Выпустив пузыри, внимательно посмотрите на них. У каждого пузыря есть радужная оболочка, которая также включает все цвета.
Прикреплённые файлы:
Проект «Маленькие исследователи» Педагогический проектТворческое название проекта:«Маленькие исследователи»Тип проекта:практико – ориентированный. Участники проекта:обучающиеся.
Познавательная беседа для детей старшего дошкольного возраста «Радуга»
Галина Сидельникова
Познавательная беседа для детей старшего дошкольного возраста «Радуга»
Образовательные области:
1. Познавательная — Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
формирование первичных представлений о природных явлениях окружающего мира, а именно о радуге.
2. Художественно-эстетическая – Становление эстетического отношения к окружающему миру, восприятие музыки, художественной литературы, фольклора.
Ребята! Радуга — очень красивое природное явление, вы ее наверняка видели.
Над рекою, над болотом
После летнего дождя
Кто-то выстроил ворота
Без единого гвоздя!
[i](Радуга)[/i]
Видели ли вы радугу? Расскажите, когда она появляется в небе, как выглядит.
Радуга играет на солнце после летнего дождя. Она похожа на разноцветную дугу. Недаром сложена такая загадка: «Разноцветная дуга соединила реки берега». Иногда радугу сравнивают с коромыслом. Коромысло — деревянная резная дуга, с помощью которой в старину на Руси женщины носили воду из колодца домой. Они надевали на коромысло ведра, наполненные водой, и помещали его на плечо.
«Разноцветное коромысло в небе повисло». Что это?
Верно! Радуга. Иногда ее сравнивают с цветным небесным мостом.
Задумывались ли вы о том, почему возникает радуга? Почему она такая яркая, разноцветная?
Потому что после дождя в воздухе висят мельчайшие частички воды. Солнечные лучи преломляются в каждой крошечной капельке, словно в прозрачной линзе. Белый солнечный свет расщепляется на семь цветов, его составляющих: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый. Один цвет плавно переходит в другой, образуя сказочной красоты небесные ворота!
Запомнить последовательность цветов нам поможет потешка: Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан.
Какие это цвета? Знаете?
Чаще всего радуга появляется над озером, рекой, заливными лугами, ведь там в воздухе много влаги.
Народы востока называют радугу небесным мостом, который соединяет сердца влюбленных.
Волшебный мост.
Жили-были парень Янек и девушка Анка. Оба молодые, красивые, но совсем бедные. Сирота Анка работала помощницей прачки. Помогала ей стирать белье богатых барынь, с кружевами, атласными бантами и оборками. А полоскать белье девушка бегала на речку. Ранним утром, едва рассвет брезжил и окрашивал лицо и руки девушки нежнейшим розовым цветом, подобным лепесткам роз, Анка брала большую корзину и шла к реке.
На другом берегу Янек забрасывал в реку удочки, чтобы поймать побольше рыбы и продать ее утром на базаре. Он исподтишка смотрел на Анку, любуясь ее чудесной красотой, тонкой фигуркой, длинными локонами, которые она откидывала назад, чтобы они не мешали ей полоскать белье.
Девушке Янек тоже нравился — высокий, синеглазый, улыбчивый. Молодым людям хотелось познакомиться, но как попасть на другой берег? Ведь их разделяла широкая река, а моста нигде не было!
Однажды на рассвете, едва солнце поднялось над рекой и озарило ее сверкающим золотом, вдруг посыпался мелкий-мелкий, теплый дождик. Анка подставила ему лицо, и струйки ласкали ее, как нежные поцелуи.
Вдруг над рекой поднялся разноцветный мост радуги! Такой красоты девушка еще не видела: бархатисто-зеленая трава, серебристая река и небесный мост над ней.
— Иди ко мне! — позвал Янек Анку. — Видишь, мост. Беги по нему, пока он не растаял!
Анка и вправду ступила ногой на чудесный мост и почувствовала, что он держит ее. Девушка побежала по мосту и поднялась высоко-высоко, на самую середину, посмотрела вниз и ахнула.
Далеко внизу она увидела реку, заливные луга и Янека, который махал ей рукой. Сердце ее забилось от радости!
Анка побежала дальше и скоро спрыгнула с моста прямо в объятия юноши. Они познакомились, полюбили друг друга, а волшебная радуга навсегда соединила их жизни и сердца.
Анка и Янек поженились, у них родились дети, и все в округе знали историю волшебного моста.
Чем занималась Анка?
Почему молодые люди не могли пожениться?
Что помогло им соединиться?
Как Анка добралась до Янека?
Ответьте на вопросы
1. Когда на небе появляется радуга? Как она образуется?
2. Как она выглядит?
3. Сколько цветов у радуги? Назовите их.
4. Где чаще всего возникает радуга?
5. Почему ее сравнивают с дугой?
6. Почему радугу называют небесным мостом?
Предложить детям нарисовать радугу.
Беседа «Музыка в сказке» для детей старшего дошкольного возраста Цель – создать у детей психологический комфорт от встречи со сказкой; Задачи – развивать самостоятельность мышления, эмоциональную отзывчивость;.
Дидактическая игра «Радуга» для детей среднего и старшего дошкольного возраста Дидактическая игра «Радуга» /для детей среднего и старшего дошкольного возраста/ Сорокина Анжела Цель: развитие сенсорных эталонов, мелкой.
Осенняя познавательная викторина для старшего дошкольного возраста Цель: Закрепить полученные знания детей о временах года, осенних явлениях природы. Развивать и поддерживать интерес к отгадыванию загадок.
Познавательная беседа для детей дошкольного возраста «Крот — землекоп» Вы видали Землекопа Среди лука и укропа? Черношубый и усатый Под землёю он живёт. Цель: расширять знания детей о кроте и его образе.
Познавательная беседа для детей дошкольного возраста о снегирях «Живой фонарик» с показом презентации Познавательная беседа для детей дошкольного возраста о снегирях «Живой фонарик» Красногрудый красавец в саду Кувыркался в пушистом снегу,.
Интегрированное занятие для детей раннего возраста «Радуга»
Джиргал Манджиева
Интегрированное занятие для детей раннего возраста «Радуга»
рограммное содержание: Продолжать учить детей сравнивать и группировать предметы по цвету, закрепить знания о красном, желтом, синем и зеленом цветах;
Закрепить величины: большой, маленький;
Развивать познавательную и двигательную активность, наблюдательность, способствовать формированию положительных эмоций, доброжелательных взаимоотношений;
Воспитывать интерес к музыке, желание слушать музыку, подпевать, выполнять простейшие танцевальные движения;
Способствовать развитию умения детей играть в игры, в ходе которых совершенствуются основные движения;
Вызвать у детей интерес к занятию, развитию речи, тренировке внимания, памяти.
Материал: Ежик (игрушка, иллюстрация «Радуга», облака и дождевые капли из картона, бумажные капельки, зонтик для игры, стаканы по количеству детей, разноцветные краски, кисточки, салфетки, солнышко, тучка, капли дождя, радуга.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Воспитатель: Дети, посмотрите, сколько сегодня к нам гостей пришло. Они будут смотреть, как мы с вами хорошо занимаемся. Давайте с ними поздороваемся.
2. Сюрпризный момент
Воспитатель: Ребятки, посмотрите, а среди гостей кто еще сидит?
Воспитатель: Правильно, Ежик! А хотите узнать? почему он к нам пришел?
3. Постановка цели и задачи.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, Ежик сидит грустный. Ежик рассказал мне, что в лесу произошло несчастье. Тучи заслонили солнышко, и на небе никак не может появиться радуга, а все лесные жители очень любят радугу, потому что она очень красивая и разноцветная. Давайте поможем Ежику, вернуть радугу на небо?
Воспитатель: Ежик предлагает поехать с ним на паровозе. Ребята, поедем с Ежиком?
Хорошо, тогда вставайте друг за другом паровозиком и поехали.
Подвижная игра: «Паровозик»
Воспитатель проводит детей, взявшихся задруг друга, вокруг ковра.
1Разговор на тему «Времена года»
Воспитатель: Приехали! Дети посмотрите, что это такое? (радуга)
Воспитатель: Да, правильно ребята, это радуга. А как вы думаете, когда появляется радуга?
Дети: После дождя, когда светит солнышко.
Воспитатель: Правильно, скажите, сколько здесь цветов на радуге?
Воспитатель: Верно ребята, потому что наша радуга разноцветная. А назовите мне цвета радуги и покажите.
(Предлагаю называть и показывать цвета радуги.
Красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый.)
Перед тем как приступить к работе, разомнём пальчики.
2. Пальчиковая гимнастика «Облако»
Облачко по небу летало, (Движения руками над головой влево-вправо.)
Ну и капли потеряло («Волнообразные» движения ладонями сверху вниз).
Все под зонтиком гуляем (Ладони соединить над головой в «зонтик»)
Дети проходят к столам и усаживаются на свои места
Воспитатель: Для того что бы помочь Ежику и лесным жителям, мы с вами нарисуем радугу. Перед вами лежит дуга (это часть радуги) и вам необходимо выбрать цвета и разукрасить. Готовы?
3. Художественно-эстетическое развитие. Рисование.
Воспитатель: Теперь возьмите правильно кисточки в руки, опустите в стаканчик, хорошо смочите, и наберите на кисточку краску.
Вероника, назовите, каким цветом у тебя будет радуга? (называет цвет).
Элина, ты какой цвет выбрала?
Воспитатель: Теперь давайте вернем радугу на небо, но для начала выполним задание.
4.Дидактическая игра: «Радуга»
Дети выкладывают картинки со словами текста
На небе светило яркое солнышко, (дети выкладывают солнце)
Плыли по небу облака и закрыли солнышко, (выкладывают облака и закрывают солнце)
И пошел сильный дождик, (выкладывают капли дождя)
Подул сильный ветер и прогнал большое облако (выкладывают картинку ветра)
Солнышко опять ярко засветило.
И появилась красивая радуга (дети выкладывают радугу).
5.Подвижная игра: «Солнышко и дождик»
Когда я говорю слово – «Солнышко! Идите гулять!» (Дети ходят и бегают по всей площадке.)
Когда я говорю слово – «Дождик! Скорее домой!» (Дети бегут к воспитателю под зонтик).
Воспитатель: Вам понравилось играть?
Воспитатель: Давайте скажем спасибо (рекулим, за такой чудесный подарок (дети говорят спасибо).
Воспитатель: Ребята, Ежику очень понравилось у нас, и они предлагают вместе пойти погулять. Но сначала давайте попрощаемся с гостями, скажем до свидания! (Дети прощаются).
Интегрированное итоговое занятие во второй группе раннего возраста «Новая сказка Колобка» Интегрированное итоговое занятие в первой младшей группе. Тема: «Новая сказка Колобка». Задачи: Учить создавать коллективные композиции;.
Интегрированное занятие для детей раннего возраста «Прогулка на лесную поляну» Интегрированное занятие для детей раннего возраста «Прогулка на лесную поляну» Цель: Развитие сенсорных способностей, познавательной активности;.
Интегрированное занятие с использованием здоровьесберегающих технологий в группе раннего возраста по теме «Домашние животные» Цель: Создать благоприятную атмосферу для активизации словарного запаса детей по теме «Домашние животные Задачи. Образовательные задачи:.
Интегрированное занятие в группе раннего возраста «Сказочное путешествие» Программные задачи: Воспитательные:1. Формировать интерес к художественному слову. Развивать желание играть вместе и самостоятельно. Воспитывать.
Лэпбук «Радуга» по сенсорному развитию для детей раннего возраста Уникальность пособия: Идеи игр может быть и не новы, но когда я объединила их вместе, получилось очень удобное и много функциональное.
Открытое интегрированное занятие по развитию речи в группе раннего возраста «Кошкин дом» Интегрированное занятие по развитию речи и использованию нетрадиционной техники аппликации (крашенные ватные диски). Цель: 1. Развитие.
Открытое интегрированное занятие в группе раннего возраста «В гостях у Мишутки» Открытое интегрированное занятие В группе раннего возраста «В гостях у Мишутки» Воспитатель : Пахомова Юлия Вячеславовна. Цель занятия:реализация.
Явление природы «Почему бывает радуга?»
Елена Чувилина
Явление природы «Почему бывает радуга?»
Почему бывает радуга?
Радуга в небе – это природное явление. Часто после маленького дождика на небе появляется семицветный полукруг. Красивую радугу в небе можно и после проливных дождей и сильных гроз. Сколько ярких чувств вызывает появление радуги! Дети с радостью выбегают на улицу посмотреть на это чудесное явление природы и, не отрываясь, глядят в небо, пока она не исчезнет совсем. Очень часто дети задают вопрос: «Почему бывает радуга?» Потому что в воздухе во время или после дождя очень много маленьких капелек воды. Солнечные лучи преломляются в капельках, как в мыльных пузырях и мы можем видеть семицветный радужный «мостик». Чтобы легко было запомнить цвета радуги, выучи фразу «Каждый (красный) Охотник (оранжевый) Желает (желтый) Знать (зеленый) (голубой) Сидит (синий) Фазан (фиолетовый)»
Стихи, загадки, физкультминутки, пальчиковые игры про радугу помогут детям запомнить названия цветов и то, как они выглядят.
Стихи.
1. Радуга
Над землёю коромысло
Льются вешние лучи,
В них купаются грачи.
Шепчут радостно луга:
«Здравствуй, радуга-дуга!» А. Бывшев
2. Радуга
В небе радуга стоит.
Прямо в небо прыжком.
По радуге, по радужке,
Вниз по радуге верхом
И на землю кувырком! С. Маршак
3. Радуга
Будто маленькой сестричке
Заплела ей две косички.
Стала радуга не та.
Не пойму, в каком порядке
У нее цветные прядки!
Чтобы радуге цвести
Нужно косы расплести. С. Пшеничных
4. Радуга
Желтая, зеленая, красная, синяя…
Мне сказали, будто это –
Все из солнечного света.
Если вместе их смешать,
Будет просто свет опять. И. Векшегонова
Загадки.
1. Крашенное коромысло
Через реку повисло. (Радуга)
2. Что за чудо – красота!
В них ни въехать, ни войти. (Радуга)
3. Приказало солнце: стой,
Семицветный мост крутой!
Тучка скрыла солнца свет –
Рухнул мост, и щепок нет. (Радуга)
4. Через поля, через луга
Встала нарядная дуга. (Радуга)
Физкультминутки.
1. Радуга
В небе гром, гроза. (Хлопки)
Закрывай глаза! (Закрыть глаза)
Трава блестит, (Сжимать, разжимать пальцы рук)
В небе радуга стоит. (Нарисовать в воздухе дугу)
Выбегай из дверей, (Зовущие движения)
По траве босиком, (Бег на месте)
Прямо в небо прыжком. (Прыжки)
По радуге, по радужке, (Хлопки)
На одной ноге. (Прыжки на одной ноге)
Вниз по радуге верхом,
И на землю кувырком! (Присесть) С. Маршак
2. Радуга
В небе радуга висит (в воздухе нарисовать радугу)
Детвору веселит. (потянуться вверх, помахать кистями рук)
С нее, как с горки, (опустить руки вниз)
Кот, свинья и я. (загибать пальцы на руке)
Пальчиковые игры.
1. Радуга
И туга, и высока! (поднять обе руки вверх, вытянуть и покрутить)
Не давай нам дождичка (делать движения кистями рук из стороны в сторону)
Подавай нам ведрышка, (ладони подставили как бы под дождь)
Чтоб ребятам погулять (шагаем на месте)
Чтоб телятам поскакать (прыгаем на месте)
Нужно солнышко – (поднять руки вверх)
Колоколнышко! (растопырив пальцы – изобразить солнышко)
2. Радуга
Гляньте: радуга над нами (нарисовать рукой над головой полукруг)
Над деревьями, (руки поднять вверх, пальцы разомкнуты)
Домами, (руки сложены над головой крышей)
И над морем, над волной, (нарисовать волну рукой)
И немножко надо мной. (дотронуться до головы)
Дидактическая игра как многоплановое, сложное педагогическое явление 1 слайд. Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление. Она является игровым методом обучения детей,.
Проект «Каким бывает шоколад» Аннотация Название технологии для организации совместной деятельности педагога с детьми с позиции системно – деятельностного подхода. Используемые.
Конспект занятия «Какой бывает транспорт?» План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме: «Какой бывает транспорт?» Программное содержание: 1. Учить классифицировать.
Конспект занятия кружка «Загадки природы» в старшей группе «Человек — часть природы» Задачи: • формировать у детей представление о неразрывной связи человека с природой (человек и природа – единое целое); • совершенствовать.
Фотоотчет «Кто говорит, что чудес не бывает?!» Хочу рассказать о новогоднем чуде, которое произошло со мной в последних числах декабря 2018 года. В детском саду полным ходом шли репетиции.
Конспект логопедического занятия «Что бывает осенью?» КОНСПЕКТ логопедического занятия по развитию речи для старшей группы Тема: Что бывает осенью? Подготовила: Учитель-логопед Мороз А. М..
Рождественская поделка «Явление ангелов пастухам» Рождественская поделка «Явление ангелов пастухам». Для работы понадобятся: коробка, краски (гуашь, вата, клей, распечатанные заготовки.
Консультация «Социальное явление — глухота, с точки зрения человеческого сострадания (из истории)» Социальное явление – глухота, с точки зрения человеческого сострадания (из истории). История не баловала глухих. Наши предки их не любили.
План-конспект открытого занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Радуга»
Ольга Казаринова
План-конспект открытого занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Радуга»
Форма НОД: опытно-экспериментальная деятельность.
Форма организации: групповая.
Цель: Расширить знания детей о таком природном явлении как радуга, дать представление о процессе её образования, совершенствовать знания детей о цветах спектра, их последовательном расположении; учить узнавать, называть, выделять из нескольких каждый цвет спектра, определять недостающий цвет в спектре по представлению.
Образовательные: закрепить знания детей о цветах радуги; учить наблюдать за таким явлением как радуга, получать его опытным путем. Научить воссоздавать увиденное явление на бумаге с помощью гуаши.
Развивающие: развивать у детей речевую активность, умение выдвигать гипотезы и делать выводы, развивать умение находить закономерность, что при смешивании гуаши разных цветов, получается другой цвет; развивать умение делать вывод, способствовать развитию познавательной активности детей в экспериментальной деятельности.
Воспитательные: воспитывать в детях любовь и бережное отношение к природе, учить видеть разнообразие цветов в окружающем мире; воспитывать волевые качества в умении находить выход из проблемной ситуации, содействовать развитию отзывчивости, умению действовать в коллективе.
Предварительная работа:Чтение художественной литературы: С. Маршак «Радуга – дуга», Н. Комовская «Радуга», Е. Благинина «Радуга», рассматривание картин и иллюстраций с изображением радуги. Разгадывание загадок о радуге;прослушивание детских песен: «Раз, два, радуга», «Радуга дождя», «От улыбки в небе радуга проснется»; дидактическая игра «Собери радугу»; подвижная игра «Радуга, появись! Радуга, покажись!».
Оборудование: мультимедийные презентация «Радуга», аудиозапись «шум дождя», аудиозапись песни «от улыбки станет всем светлей». Литровая миска с водой на каждый стол, бутылочка прозрачного лака для ногтей, компьютерный диск для каждого ребенка, гуашь трех цветов (желтая, красная, синяя, палитра, кисточки, стаканы с водой, бумага.
Психологический настрой: Упражнение «Друг» Здравствуйте, ребята, я рада вас всех видеть. Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались. Повторяйте за мной.
Собрались все дети в круг,
Я – твой друг и ты – мой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
(Взяться за руки и посмотреть друг на друга с улыбкой)
— Ребята, у нас сегодня необычное занятие. Мы отправляемся в лес, на зеленую полянку. Но, что это? (Шум дождя).
— Когда дождь бывает? (Летом, осенью, весной).
— Пока мы говорили дождь стих, идемте скорей на полянку. Видите как здесь чудесно! Как вы думаете, дождь прошел, а что бывает после дождя? (рассуждения детей)
— Отгадайте загадку: «Разноцветное коромысло через реку повисло?»
— Что это? (Радуга)
— Да, дети, мы сегодня с вами поговорим о радуге. Мы должны узнать, что такое радуга, как и когда она появляется. И даже сами попробуем сделать радугу.
Основной этап: Слайд №1 «Радуга»
— Ребята, посмотрите на картину, там изображена радуга. Как можно расшифровать слово «радуга»? Вот, например, солнечная дуга.
(Рассуждения детей, например, Дуга радости)
— Ребята, а кто из вас видел настоящую радугу и как это было? После чего можно наблюдать радугу?
— Да, сначала шёл дождик, а потом появилась радуга.
— На что похожа радуга? (ответы детей).
— В какое время года можно увидеть радугу? (весной, летом, осенью).
— Где еще можно увидеть радугу?
(рассуждения детей: возле фонтанов, над рекой или озером, в каплях мыльного пузыря).
— Какие чувства у вас вызывает радуга?
Усвоение новых знаний:
Радуга – одно из самых замечательных явлений, существующих в природе. Это атмосферное явление, которое наблюдается при освещении Солнцем множества водяных капелек во время дождя или тумана, или после дождя. Радуга появляется только тогда, когда одновременно идет дождь и светит солнце.
— Дуги радуги разноцветные, из каких цветов состоит радуга?
(ответы детей: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый)
— Чтобы запомнить последовательность цветов в радуге есть специальные
— Какую фразу вы знаете?
Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан.
— А вот еще волшебная фраза:
Как Однажды Жак Звонарь Головой Сломал Фонарь.
— Давайте повторим все вместе, чтобы запомнить.
(воспитатель с детьми повторяют волшебную фразу).
— Человечество с давних времён задумывалось над природой этого явления и почему, радуга и дождь так связаны друг с другом. Наши предки верили, что это удивительное явление служит волшебным мостом. По нему спускаются ангелы, набирают воду из рек, после чего выливают её в облака – после этого они орошают всё вокруг живительным дождём.
— Люди, ориентируясь на радугу, пытались предсказывать погоду. Например, если радуга
располагалась высоко и была более выгнутой – значит, погода будет хорошей, если же
разноцветная дуга находилась низко и оказывалась растянутой – можно готовиться к ненастью.
— Как вы думаете, радугу можно наблюдать только днем?
— Интересно будет узнать, что за этим удивительным явлением можно наблюдать не только днём, но и ночью, в облаках и даже во время тумана. При этом с земли она нам кажется в
форме арки. Но на самом деле она имеет круглую форму. Целиком мы можем увидеть
только тогда, когда мы будем во время её появления на воздушном транспорте или на
— Как вы думаете, какой бывает радуга?
— Радуга бывает разной: солнечная радуга наиболее яркая их всех и именно её мы видим наиболее часто.
— Бывает лунная радуга, ее можно увидеть повсюду. Но за ней наиболее часто наблюдают жители дождливой местности, или возле больших водопадов. Она не настолько ярка, как солнечная.
— Огненная радуга – очень редкое явление. Она горизонтальная и выглядывает из-под
перистых облаков, которые находятся на огромной высоте над уровнем моря.
— Перевёрнутая радуга тоже редкое явление. Для её появления также нужны перистые облака.
Такой разной бывает радуга.
— А теперь, давайте немного отдохнем на нашей полянке,встанем в круг и будем повторять за мной:
Здравствуй, радуга-дуга, (Дети выполняют наклон.)
Разноцветный мостик! (Широко разводят руки в стороны, «рисуя» в воздухе дугу.)
Здравствуй, радуга-дуга! (Вновь выполняют наклон.)
Принимай нас в гости. (Идут по кругу, взявшись за руки.)
Мы по радуге бегом (Бегут по кругу друг за другом, высоко поднимая колени.)
Через радугу-дугу (Встают лицом в круг, делают четыре прыжка на носках.)
Перепрыгнем на бегу (Делают еще четыре прыжка на носках.)
И опять бегом, бегом (Бегут по кругу друг за другом, высоко поднимая колени.)
— Ребята, как вы думаете, можно получить радугу в домашних условиях, в нашей группе, например, здесь и сейчас?
— Как вы думаете, у нас получится?
— Давайте каждый из вас сейчас попробует создать собственную радугу.
Перед вами блюдца с водой и прозрачный лак для ногтей. Вам необходимо поставить миску с водой на стол, чтобы на нее не падали солнечные лучи. Подержать над миской кисточку из пузырька с лаком, пока капля лака не упадет в воду. А потом, внимательно смотрите, что у вас получится?
(дети выполняют эксперимент)
(наблюдают за поверхностью воды)
Итак, какие выводы мы можем сделать?
(наблюдая за поверхностью воды, видим, что лак образует тонкую пленку на поверхности воды. Поворачивая миску к свету, когда луч падает на поверхность, видим переливы радужных тонов, получается радужная пленка).
— Как вы думаете, можно ли другими способами ещё получить радугу?
— Как вы думаете, получится ли у нас создать радугу при помощи компакт диска?
— Давайте каждый из вас попробует сейчас создать свою радугу с помощью компакт диска.
Перед каждым из вас лежат компакт диски. Вам необходимо взять диск, попытаться поймать им солнечный луч, направив его на потолок или на стены. А потом внимательно смотрите, что у вас получится.
(дети выполняют эксперимент, направляют на диск солнечный свет и видят все цвета радуги)
— Какая красивая и яркая у вас получилась радуга!
— Итак, ребята, мы с вами доказали, что радугу можно получить и в домашних условиях?
— Мы много нового узнали о радуге,одним из самых красивейших явлений природы: откуда берётся радуга и как её получить своими собственными руками.
А сейчас я предлагаю каждому из вас нарисовать свою собственную красивую радугу.
— Я приглашаю вас себе выбрать листочек, на котором вы будете рисовать свою радугу.
(дети выбирают принадлежности, садятся за стол, рассматривают и задаются вопросом)
— У радуги цветов много, а красок на столе мало.
— Красок не хватает! (на столе гуашь трех цветов: желтая, синяя, красная)
(Дети предлагают свои варианты)
— Ребята, как вы думаете, можно нарисовать радугу тремя цветами?
— Как вы думаете, у нас получится?
(Дети определяют, какие цвета есть, каких не хватает)
1. Выяснить каких цветов не хватает.
2. Нужно решить, где их взять? Если дети затрудняются, подсказать им, что палитры им о чем-то подскажут.
3. Каким образом будем смешивать цвета? Проговорить правила смешивания.
4. Может кто-то знает, при смешивании каких цветов, получается тот или иной цвет?
5.Важно: смешивать краску только в палитре, каждый раз при смене цвета промывать кисточку, пользоваться салфетками для промокания кисточки и влажными салфетками в конце работы.
6. Определить, как только все цвета будут готовы, можно будет приступить к рисованию радуги.
Практическая часть (Музыкальное сопровождение «От улыбки станет всем светлей»)
Дети пытаются создать недостающие цвета, путем смешивания красок, каждый в своей палитре.
— Ребятам сможете рассказать, как получился такой цвет?
(Цвета с детьми смешиваем и проговариваем)
— Я вижу спектр всех цветов радуги готов.
Можно приступать к рисованию чудесной радуги?
(дети рисуют радугу)
— Ребята, у вас у каждого получилась своя радуга.
— Кто-то из вас сомневался, что радугу можно нарисовать тремя основными цветами, кто-то предложил, что это возможно.
— Вот сейчас, разве не произошло чудо? Ведь вы все оказались волшебниками и смогли нарисовать чудесную, единственную в мире такую радугу, какая есть только у вас.
(воспитатель устраивает выставку детских работ)
— Кто-то удивился? Что нового узнал?
— Как вам удалось, имея три цвета, нарисовать радугу?
— Кому ты хочешь рассказать о том, что сегодня узнал?
— Краски сегодня ужасно устали:
Радугу в небе они рисовали.
Долго трудились над радугой краски,
Радуга вышла красивой, как в сказке.
Вся разноцветная – вот красота!
Ты полюбуйся,какие цвета:
Красный, оранжевый, желтый, зеленый,
голубой, синий, фиолетовый.
Семь цветов, всех радуя,
Красный — это солнышко
А ещё у радуги фиалок цвет,
Маме фиолетовый подари букет.
Конспект открытого интегрированного занятия по ФЭМП и развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста «Поможем Машеньке» Цель: формировать у детей элементарные математические представления с помощью заданий по математике и развитию речи. Приоритетная образовательная.
Конспект открытого занятия педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста Конспект открытого занятия педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста Цель: Развитие эмоциональной сферы ребенка. Задачи:.
План-конспект мастер-класса с детьми старшего дошкольного возраста «Театрализованная мастерская» План- конспект мастер-класса с детьми старшего дошкольного возраста «Театрализованная мастерская». Автор: Солянкина Светлана Анатольевна,.
План-конспект образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Самарская Лука» Задачи: Познавательное развитие: • развивать умение наблюдать, анализировать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений;.
План-конспект опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста Опытно-экспериментальная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста Образовательная область «Познавательное развитие» Тема: «Звуки.
План-конспект опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста Конспект опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по образовательной области «Познавательное развитие».
План-конспект опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста Тема: «Чудо-фрукт» Образовательная область «Познавательное развитие» Цель: выявить специфические свойства цитрусовых на примере лимона (плотность внешней.
План-конспект ООД с детьми старшего дошкольного возраста. Составление рассказа по картине «Кошка с котятами» Образовательная область «Речевое развитие» Тема: составление рассказа по картине «Кошка с котятами». Цель: закрепить представления о повадках.
План-конспект ООД с детьми старшего дошкольного возраста. Составление рассказа по картине «Снегири на ветке» Образовательная область «Речевое развитие» Тема: составление рассказа по картине «Снегири на ветке» Цель: закрепить представления воспитанников.
План-конспект продуктивной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Дождливая пора» Аппликация Тема: «Дождливая пора» Цель: • Упражнять детей в использовании художественных средств выразительности. Задачи Образовательные:.