Что такое рампа в театре
Театральная шпаргалка. Часть 2
Продолжая путешествие по театральному миру, мы с вами сегодня попадем в мир закулисья и узнаем значение таких слов, как рампа, авансцена, декорации, а также познакомимся с их ролью в спектакле.
Итак, войдя в зал, каждый зритель сразу обращает свой взор на сцену.
Сцена – это: 1) место, где происходит театральное представление; 2) синоним слово «явление» – отдельная часть действия, акта театральной пьесы, когда состав действующих лиц на сцене остается неизменным.
Сцена – от греч. skene – балаган, подмостки. В эпоху зарождения греческого театра skene была клеткой или палаткой, пристроенной позади orchestra.
Skene, orchectra, theatron составляют три основополагающих сценографических элемента древнегреческого спектакля. Оркестр или игровая площадка связывали сцену и публику. Skene развивалась в высоту, включая theologeon или игровую площадку богов и героев, и на поверхности вместе с просцениумом, архитектурным фасадом, предшественником стенного декорума, который позднее создаст пространство авансцены. На протяжении истории смысл термина «сцена» постоянно расширялся: декорация, игровая площадка, место действия, временной отрезок в течение акта и, наконец, в метафорическом смысле – внезапное и яркое зрелищное событие («устроить кому-либо сцену»). Но не все из нас знают, что сцена делится на несколько частей. Принято различать: авансцену, арьерсцену, верхнюю и нижнюю сцену. Давайте попробуем разобраться с этими понятиями.
Авансцена – пространство сцены между занавесом и зрительным залом.
В качестве игровой площадки авансцена широко используется в оперных и балетных спектаклях. В драматических театрах авансцена служит основным местом действия для небольших сцен перед закрытым занавесом, которые связывают картины спектакля. Некоторые режиссеры выносят на авансцену основное действие, расширяя сценическую площадку.
Невысокий барьер, отделяющий авансцену от зрительного зала, называется рампа. Кроме того, рампа прикрывает со стороны зрительного зала приборы для освещения сцены. Часто этим словом называют и саму систему театральной осветительной аппаратуры, помещаемой за этим барьером и служащей для освещения пространства сцены спереди и снизу. Для освещения сцены спереди и сверху используют софиты – ряд ламп, расположенных по бокам от сцены.
Арьерсцена – пространство позади основной сценической площадки. Арьерсцена является продолжением основной сцены, используется для создания иллюзии большой глубины пространства, служит резервным помещением для установки декораций. На арьерсцене размещаются фурки или вращающийся накатный круг с заранее установленными декорациями. Верх арьерсцены оборудуется колосниками с декорационными подъемами и световой аппаратурой. Под полом арьерсцены размещают склады навесных декораций.
Верхняя сцена – часть сценической коробки, находящаяся выше зеркала сцены и ограниченная сверху колосниковой решеткой. Она оборудована рабочими галереями и переходными мостиками, служит для размещения навесных декораций, приборов верхнего освещения, различных сценических механизмов.
Нижняя сцена – часть сценической коробки ниже планшета, где расположены сценические механизмы, суфлерская и светорегуляторная будки, подъемно-опускные устройства, приспособления для сценических эффектов.
А еще у сцены, оказывается, есть карман! Боковой карман сцены – помещение для динамичной смены декораций с помощью специальных накатных площадок. Боковые карманы располагаются с двух сторон сцены. Их размеры позволяют полностью уместить на фурке декорацию, занимающую всю игровую площадку сцены. Обычно к боковым карманам примыкают декорационные склады.
Названная в предыдущем определении «фурка», наряду с «колосниками» и «штанкетами», входит в техническое оборудование сцены. Фурка – часть сценического оборудования; передвижная площадка на роликах, служащая для перемещения на сцене частей декорационного оформления. Передвижение фурки осуществляется электромотором, вручную или при помощи троса, один конец которого находится за кулисами, а другой крепится к боковой стенке фурке.
Колосники – решетчатый (деревянный) настил, расположенный над сценической площадкой. Он служит для установки блоков сценических механизмов, используется для работ, связанных с подвеской элементов оформления спектакля. Колосники сообщаются с рабочими галереями и сценой стационарными лестницами.
Штанкет – металлическая труба на тросах, в которой крепятся кулисы, детали декораций.
В академических театрах все технические элементы сцены скрыты от зрителей декоративным обрамлением, в которое входят занавес, кулисы, задник и падуга.
Входя в зал до начала спектакля, зритель видит занавес – полотнище ткани, подвешенное в зоне портала сцены и закрывающее сцену от зрительного зала. Его еще называют «антрактно-раздвижной» или «антрактный» занавес.
Антрактно-раздвижной (антрактный) занавес является постоянным оборудованием сцены, закрывающим ее зеркало. Раздвигается перед началом спектакля, закрывается и открывается между актами.
Занавесы шьются из плотной окрашенной ткани на плотной подкладке, украшаются эмблемой театра или широкой бахромой, подшитой к низу занавеса. Занавес позволяет сделать невидимым процесс перемены обстановки, создать ощущение промежутка во времени между действиями. Антрактно-раздвижной занавес может быть нескольких типов. Наиболее часто применяются вагнеровский и итальянский.
Вагнеровский занавес состоит из двух половин, закрепленных наверху с наложениями. Оба крыла данного занавеса открываются при помощи механизма, который тянет нижние внутренние углы к краям сцены, зачастую оставляя нижнюю часть занавеса видимой для зрителей.
Обе части итальянского занавеса раздвигаются синхронно с помощью тросов, прикрепленных к ним на высоте 2-3 метров и тянущих занавес к верхним углам просцениума. Сверху, над сценой, располагается падуга – горизонтальная полоса ткани (иногда выступающая в роли декораций), подвешенная на штанге и ограничивающая высоту сцены, скрывая верхние механизмы сцены, световые приборы, колосники и верхние пролеты над декорациями.
Когда занавес открывается, зритель видит боковое обрамление сцены, выполненное из полос ткани, расположенных вертикально – это кулисы.
Арьерсцену от зрителей закрывает задник – расписной или гладкий фон из мягкой ткани, подвешенный в глубине сцены.
На сцене располагаются декорации спектакля.
Декорация (лат. «украшение») – художественное оформление действия на театральной сцене. Создает зрительный образ действия средствами живописи и архитектуры.
Декорация должна быть полезной, эффективной, функциональной. Среди основных функций декорации – иллюстрация и изображение элементов, предположительно существующих в драматическом универсуме, свободное конструирование и изменение сцены, рассматриваемой как игровой механизм.
Создание декораций и декоративное оформление спектакля – целое искусство, которое называется сценография. В разные времена значения этого слова менялись.
Сценография у древних греков – искусство оформления театра и живописная декорация, проистекающая из этой техники. В эпоху Возрождения сценографией называлась техника разрисовки холста задника. В современном театральном искусстве это слово представляет науку и искусство организации сцены и театрального пространства. Собственно декорация – результат работы сценографа.
Этим термином все чаще заменяется слово «декорация», если существует необходимость выйти за рамки понятия оформления. Сценография знаменует собой стремление быть письмом в трехплоскостном пространстве (к которому следует добавить еще и временное измерение), а не просто искусством разукрашивания холста, чем довольствовался театр вплоть до натурализма.
В моменты расцвета современной сценографии художники-декораторы сумели вдохнуть жизнь в пространство, оживить время и игру актера в совокупном творческом акте, когда трудно вычленить режиссера, осветителя, актера или музыканта.
Изготовление бутафории представляет собой большую отрасль театральной технологии, включающую работы с бумажными массами, картоном, металлом, синтетическими материалами и полимерами, тканями, лаками, красками, мастиками и пр. Не менее разнообразна и номенклатура бутафорских изделий, требующих специальных знаний в области лепных, картонажных, отделочных и слесарных работ, росписи тканей, чеканки по металлу.
В следующий раз узнаем подробнее о некоторых театральных профессиях, представители которых не только создают непосредственно спектакль, но и обеспечивают его техническое сопровождение, работают со зрителями.
Определения представленных терминов взяты с сайтов:
Словари
1. Невысокий барьер, низкий бортик вдоль авансцены, скрывающий от зрителей осветительные приборы.
2. Театральная осветительная аппаратура, помещаемая за таким барьером и служащая для освещения передней части сцены снизу.
Театр, сцена (в речи актёров).
Устройство для сообщения между двумя уровнями с доступным для передвижения наклоном площади движения (при переходе поездов метро с поверхности земли в туннель).
РА́МПА, рампы, жен. (франц. rampe).
1. Длинный низкий барьер вдоль авансцены, прикрывающий со стороны зрительного зала лампы и др. приборы для освещения сцены (театр.). «Она сидела у самого края, положила руку на рампу.» Л.Толстой.
|| То же вместе с осветительными приспособлениями. При свете рампы. Огни рампы.
|| перен. Символическое обозначение театра, сцены (театр.). Его пьеса так и не увидела рампы.
2. Железобетонное сооружение, служащее для перехода поездов метрополитена с поверхности земли под землю (неол. тех.).
Часть сооружения (сцены), представляющая собой низкий барьер, расположенный вдоль передней части сцены, закрывающий от публики осветительные приборы, направленные на сцену.
На сцене певица… нагибаясь и улыбаясь, собирала с помощью тенора, державшего ее за руку, неловко перелетавшие через рампу букеты… (Л. Т.).
ра́мпа (от франц. rampe), 1) наклонная площадка для въезда погрузочно-разгрузочных машин в транспортные средства и склады и выезда из них.
2) Наклонная площадка для высушивания и остывания кокса после тушения.
3) Осветительная аппаратура на полу сцены по её переднему краю, скрытая от публики бортом.
4) (Перен.) сцена, театр.
1) наклонная площадка для въезда погрузочно-разгрузочных машин в транспортные средства и склады и выезда из них.
2) Наклонная площадка для высушивания и остывания кокса после тушения.
3) Осветительная аппаратура на полу сцены по ее переднему краю, скрытая от публики бортом.
Длинный низкий барьер вдоль авансцены, скрывающий от зрителей осветительные приборы, направленные на сцену.
Театральный зал был окружен мраком, и только несколько тусклых керосиновых ламп в рампе освещали авансцену. Скиталец, Огарки.
Он подставил табурет и влез через рампу на сцену. Вс. Иванов, Голубые пески.
Такой барьер вместе с осветительными приспособлениями.
Устройство для сообщения между поверхностями различного уровня с уклоном, доступным для транспорта.
1) наклонная площадка между двумя разными уровнями, служащая для перемещения транспортных средств (например, в складах, на железнодорожных платформах, в магазинах).
2) Осветительная аппаратура, установленная на полу сцены по ее переднему краю, скрытая от публики бортом.
строит. система осветительных приборов, расположенных на полу перед сценой для освещения снизу.
ра́мпа, ра́мпы, ра́мп, ра́мпе, ра́мпам, ра́мпу, ра́мпой, ра́мпою, ра́мпами, ра́мпах
сущ., кол-во синонимов: 4
барьер, коллектор, трубопровод, магистраль
РАМПА ы, м. rampe f. перила, скат.
— един. Покатость, склон <искусственного> холма. Чтобы придать драматическое движение этой сцене, она <княжна> вбежала на рампу, подошла к кусту цветов и с какого-то невинного цветка начала обрывать листья. Павлов 170.
4. Театральная осветительная аппаратура, помещенная за таким барьером и служащая для освещения передней части сцены снизу. БАС-1. В школе сколотили помост, размалевали холсты. Рампу устроили из сальных плошек. А. Н. Толстой Хмурое утро. ♦ Огни, свет рампы.
6. устар. Перила у лестницы. СИС 1907. Крепко держась за рампу, опустился в каюту. Соврем. 1859 75 3 224.
8. техн. Устройство для подключения баллонов при заполнении их сжатым (сжиженным) газом. Лессельрот.
9. Устройство для централизованной раздачи потребителям сжатого газа из баллонов. Лессельрот.
10. авиа. Створка люка грузовой кабины летательного аппарата.- Лекс. Даль: ра/мпа.
РАМПА (театр.) место перед авансценой, где устанавливается ряд ламп.
— «Окоп» для театральных прожекторов.
— Освитительница работы актёра.
— Осветительная аппаратура вдоль переднего края сцены.
— Полигон для скейтера.
— Бордюрчик вдоль авансцены.
— Конструкция на судах, самолётах, паромах для сообщения между различными уровнями.
Рампа (театр)
Театр «Рампа» | |
---|---|
Место нахождения | Дом культуры молодёжи |
Основан | 2005 год |
Главный режиссёр | Татьяна Тренькина |
Театр «Рампа» — любительский драматический театр в Находка. Образован энтузиастами города в 2005 году. Действует при дворце культуры; коллектив состоит из 25 артистов.
Содержание
История
Текущий репертуар
Репертуар театра насчитывает 6 постановок, среди которых:
Ссылки
Примечания
Полезное
Смотреть что такое «Рампа (театр)» в других словарях:
РАМПА — (театр.) место перед авансценой, где устанавливается ряд ламп. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Павленков Ф., 1907. РАМПА (фр., от ramper ползать, цепляться). 1) перила у лестницы. 2) ряд ламп у авансцены, которая… … Словарь иностранных слов русского языка
Театр и Лермонтов — ТЕАТР и Лермонтов. Театр. жизнь в России 20 30 х гг. 19 в. была весьма интенсивной. Любовь к театру укоренилась и в родственном окружении Л. Рассказы о театре и театр. впечатления вошли в его жизнь с детских лет. Предки поэта Арсеньевы и,… … Лермонтовская энциклопедия
РАМПА — РАМПА, рампы, жен. (франц. rampe). 1. Длинный низкий барьер вдоль авансцены, прикрывающий со стороны зрительного зала лампы и др. приборы для освещения сцены (театр.). «Она сидела у самого края, положила руку на рампу.» Л.Толстой. || То же вместе … Толковый словарь Ушакова
РАМПА — (французское rampe, от ramper подниматься отлого, быть покатым), 1) наклонная площадка между двумя разными уровнями, служащая для перемещения транспортных средств (например, в складах, на железнодорожных платформах, в магазинах). 2) Осветительная … Современная энциклопедия
РАМПА — (франц. rampe) 1) Наклонная площадка для въезда погрузочно разгрузочных машин в транспортные средства и склады и выезда из них.2) Наклонная площадка для высушивания и остывания кокса после тушения.3) Осветительная аппаратура на полу сцены по ее… … Большой Энциклопедический словарь
Рампа — (французское rampe, от ramper подниматься отлого, быть покатым), 1) наклонная площадка между двумя разными уровнями, служащая для перемещения транспортных средств (например, в складах, на железнодорожных платформах, в магазинах). 2) Осветительная … Иллюстрированный энциклопедический словарь
рампа — ы; ж. [франц. rampe] Театр. Осветительные приборы, установленные вдоль авансцены и скрытые от зрителей низким бортиком. Театральная р. Огни рампы. Репетировать при свете рампы (без верхнего освещения). // О сцене, театральных подмостках вообще.… … Энциклопедический словарь
ТЕАТР — (греч. theatron, место для зрелищ, зрелище), род искусства, а также здание, предназначенное для представления драматических произведений перед публикой. Традиционно включает в себя сцену площадку, где происходит действие, и зрительный зал. Сцена … Энциклопедия Кольера
Театр* — I. Театр у греков и римлян (θέατρον) как особое сооружение, приспособленное для драматических представлений, получил правильное устройство впервые у древних греков; в существенных чертах он послужил образцом для римского театра; многие… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Театр — I. Театр у греков и римлян (θέατρον) как особое сооружение, приспособленное для драматических представлений, получил правильное устройство впервые у древних греков; в существенных чертах он послужил образцом для римского театра; многие… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Рампа
Рампа — театральное осветительное устройство, предназначенное для нижнего фронтального освещения сцены и актёров.
Когда-то рампа была едва ли не главным источником света на сцене. Поэтому в переносном смысле словом рампа часто обозначают театр в целом, сцену вообще: «Увидеть свет рампы».
Рампа, как правило, является многоцветной системой, в ней используются асимметричные приборы рассеянного света и прожекторы. Все светильники, составляющие рампу, выстраиваются в одну линию вдоль авансцены. Чтобы рампа не мешала зрителям смотреть спектакль, её высота над уровнем авансцены не должна превышать 20-40 см. Часто рампа бывает переносной или подъёмно-опускной.
Свет от рампы призван смягчать контрастные тени, возникающие при верхнем освещении. Но работать с рампой нужно достаточно осторожно, так как свет, направленный снизу вверх, непривычен для наших глаз и может создавать странное, мистическое настроение у зрителей.
Макс Келлер советует соблюдать два простых правила:
- 1) Направлять свет от рампы под углом 45° и на небольшое расстояние, 2) Следить, чтобы свет от рампы не падал на задник сцены.
В Самарском Театре Оперы и Балета специалистами «Системы» установлена полностью автоматизированная встроенная в планшет рампа. Рампа состоит из девяти автономных секций, каждая из которых может подниматься и опускаться по сигналу с пульта помрежа. Между секциями проложены резиновые вкладки — они перекрывают световые зазоры между люками рампы. В закрытом положении рампа сливается с планшетом, причем при опускании рампы световое оборудование автоматически отключается.
Значение слова рампа
Словарь Ушакова
р а мпа, рампы, жен. (франц. rampe).
| То же вместе с осветительными приспособлениями. При свете рампы. Огни рампы.
| перен. Символическое обозначение театра, сцены (театр.). Его пьеса так и не увидела рампы.
2. Железобетонное сооружение, служащее для перехода поездов метрополитена с поверхности земли под землю (неол. тех.).
Толковый словарь русского языка ХХI века
Сооружение для катания на роликовой доске, роликовых коньках или на специальном спортивном велосипеде, имеющее U-образную форму.
* ► Абсолютным рекордсменом в скейтбординге по-прежнему считается Тони Хоук, который изобрел самое большое количество трюков в вертикальной рампе.. и в 1999 году во время соревнований X-Games в категории «Лучший трюк» выполнил в рампе вращение на 900°. (Ъ-Спорт 23.06.03). *
Є От англ. ramp букв. ‘наклонная плоскость, уклон, скат’.
Архитектурный словарь
1. Наклонная плоскость.
2. Балюстрада, перила.
(Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995)
Толковый словарь русского языка (Алабугина)
1. В театре: длинный низкий барьер, отделяющий авансцену от зрительного зала.
2. Осветительные приборы, устанавливаемые вдоль переднего края сцены.
Энциклопедический словарь
Словарь Ожегова
РАМПА, ы, ж. Низкий барьер вдоль авансцены, закрывающий от зрителей осветительные приборы, направленные на сцену. Пьеса увидела рампу (перен.: поставлена на сцене).
| прил. рамповый, ая, ое.
Словарь Ефремовой
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
— в театрах ряд ламп в уровень с полом, перед авансценой, для освещения последней.