Что такое рангоут на судне

Рангоут и такелаж морского судна

Что такое рангоут на судне. Смотреть фото Что такое рангоут на судне. Смотреть картинку Что такое рангоут на судне. Картинка про Что такое рангоут на судне. Фото Что такое рангоут на судне Что такое рангоут на судне. Смотреть фото Что такое рангоут на судне. Смотреть картинку Что такое рангоут на судне. Картинка про Что такое рангоут на судне. Фото Что такое рангоут на судне

Грузовые мачты судов несут на себе грузовые стрелы или другие грузоподъемные устройства и одновременно могут выполнять все функции мачт.

Первая от нас называется фок-мачта

Вторая мачта от носа называется грот-мачтой.

В общем случае мачта представляет стальную трубчатую цилиндрическую или коническую конструкцию.

По конструкции грузовые мачты разделяются на одиночные, П-образные, Л-образные и трехногие.

Рей – металлическая или деревянная часть рангоута, которая крепятся к мачтам.

Гафель – располагается на грот-мачте ниже грот-рея под углом (если на мачте имеется грот-рей). Нижняя часть гафеля наз. пяткой, верхняя – ноком.

В нок гофрили врезан шкив для прохода фала.

Флагшток – металлический или деревянный шток, установленный на корме судна, который предназначен для деления государственного флага.

Такелаж судна – совокупность снастей, служащих для поддержания и крепление рангоута, а также подъема и спуска грузов, шлюпок, трапов, сигналов и др.

Также разделяются на стоячий и бегущий.

Стоячий такелаж служит для жесткого крепления рангоута.

Снасти стоящего такелажа крепят неподвижно и не приводят через блоки, к ним относятся:

Ванты – снасти стоящего такелажа, которыми укрепляют мачты и стенки с боков.

Штаги-тросы идущие от топа мачты или стеньги к носу судна в диаметральной плоскости и раскрепляющие мачты или стеньги в продольном направлении.

Штаги могут быть фока-штаги, фор-стень-штаги, грот-штаги, грот-стень-штаги.

Контр-штаги-тросы идущие от тола мачты или стеньги к корме судна (в ДП)

Контр-штаги могут быть: фоко-контарштагами, грот-контр-штаги, фор-стень-штаги, грот-стель-штаги.

Фордуны – снасти стоящего такелажа, раскрепляющие стеньги с боков и сзади.

Если эта снасть заводится между стеньгами, то она получает название стень-штаг-каркасс.

К бегущему такелажу относится:

фалы, лопорятолей, шкентеш горенью, бурундуки оттяжки.

Источник

Рангоут парусника – его гордость

Как и большинство терминов парусного флота, это слово ввел в русский язык Петр I. Он учился морскому делу в Голландии и там узнал, что тамошние моряки так называют все мачты и реи судна. В переводе с голландского языка Rondhout – просто «круглое дерево».

Большинство отечественных яхтсменов еще в детстве впервые узнали, что такое рангоут из прекрасной повести «История капитана Врунгеля».

Что такое рангоут на судне. Смотреть фото Что такое рангоут на судне. Смотреть картинку Что такое рангоут на судне. Картинка про Что такое рангоут на судне. Фото Что такое рангоут на судне

Книжка детская, но определение совершенно исчерпывающее, прямо из словаря морских терминов. Последние годы расширили его новыми материалами. Современный рангоут изготавливают еще из алюминиевых труб. А совсем недавно в обиход спортсменов вошли мачты из углепластика. Они существенно облегчают яхту, что позволяет ускорить ее ход и выиграть регату.

Из чего состоит рангоут парусного судна

Что такое рангоут на судне. Смотреть фото Что такое рангоут на судне. Смотреть картинку Что такое рангоут на судне. Картинка про Что такое рангоут на судне. Фото Что такое рангоут на судне

Основное предназначение рангоута – несение парусов. Они столетиями были единственным движителем судов, за это время парусное вооружение довели до совершенства, а вместе с ним и рангоут. Его основные части:

Познакомимся с ним поближе.

Мачты

Что такое рангоут на судне. Смотреть фото Что такое рангоут на судне. Смотреть картинку Что такое рангоут на судне. Картинка про Что такое рангоут на судне. Фото Что такое рангоут на судне

Это установленные вертикально главные элементы рангоута. К ним крепятся прочие его части. Нижний конец мачты, так называемый шпор, закреплен не на палубе, а проходит сквозь нее и вставлен в степс-гнездо на киле судна.

Мачты имеют собственные имена. Первая со стороны форштевня – фок-мачта, вторая, самая высокая, – грот-мачта, третья – бизань-мачта. Такова классическая схема рангоута, продержавшаяся несколько столетий. Только в середине 19 века построили грузовые парусники с большим числом мачт. Рекорд принадлежит семимачтовой шхуне «Томас У. Лоусон», спущенной на воду в 1902 году. Если мачт больше трех, то остальные называют «вторая грот-мачта», «третья грот-мачта» и так далее. Бизань сохраняет свое наименование.

Стеньги

Что такое рангоут на судне. Смотреть фото Что такое рангоут на судне. Смотреть картинку Что такое рангоут на судне. Картинка про Что такое рангоут на судне. Фото Что такое рангоут на судне

Мачты больших кораблей изготавливали из нескольких деревьев. Нижнее, самое мощное, назвали колонной или просто мачтой, а верхние – стеньгами. В переводе с голландского steng – это «штанга» или просто «шест». В единое целое их сочленяли эзельгофтами, то есть «ослиными головами». Эта деталь рангоута действительно ее напоминает. В местах соединения устанавливали салинги, площадки с креплениями для вант. Это тросы, крепящие мачты и стеньги к бортам судна. Нижний салинг называется марсом.

Что такое рангоут на судне. Смотреть фото Что такое рангоут на судне. Смотреть картинку Что такое рангоут на судне. Картинка про Что такое рангоут на судне. Фото Что такое рангоут на судне

В точках соединения стеньг к мачтам крепятся горизонтальные реи. Данный элемент рангоута служит для закрепления и растягивания верхней и нижней шкаторины парусов. В середине они соединяются к мачтам подвижным соединением. Благодаря этому реи можно поворачивать, поднимать и опускать ради самой выгодной постановки парусов.

В эпоху скоростных клиперов изобрели лисель-спирты, дополнительные реи. Их выдвигали с концов основных рей и крепили к ним дополнительные паруса – лиселя.

Гик и гафель

Что такое рангоут на судне. Смотреть фото Что такое рангоут на судне. Смотреть картинку Что такое рангоут на судне. Картинка про Что такое рангоут на судне. Фото Что такое рангоут на судне

Для постановки косых парусов служат реи особой конструкции – гик и гафель. Они закреплены на мачте одним концом посредством подвижного соединения. По гику растягивают нижнюю, а по гафелю – верхнюю шкаторину паруса. По ветру его устанавливают, подтягивая и ослабляя гика-шкот. На яхтах гафеля чаще всего нет, верхний угол треугольного паруса закреплен на топе мачты.

Бушприт

Что такое рангоут на судне. Смотреть фото Что такое рангоут на судне. Смотреть картинку Что такое рангоут на судне. Картинка про Что такое рангоут на судне. Фото Что такое рангоут на судне

Наклонная мачта, выступающая вперед над ахтерштевнем. Изначально он служил для постановки прямых парусов – блиндов. Но впоследствии бушприт удлинили, его продолжение называют утлегарем. Он нужен для установки носовых треугольных парусов: стакселей и кливеров. Их верхний угол крепится на фок-мачту.

Названия элементов рангоута

От наименований частей рангоута так и веет морским свежим ветром. Бом-бом-грот-стеньга – звучит как музыка. Но для матроса парусника эти слова несут точную информацию о местоположении каждого элемента рангоута. Что означают эти приставки?

Итак, что означает термин «бом-бом-брамс-грот-рея»? Четвертая снизу рея грот мачты. Все просто и понятно. Почему не называть их по-русски? Не стоит ломать традиции парусного флота, введенные Петром I.

До недавнего времени полноценный рангоут сегодня можно увидеть только на учебных парусниках. Там обязательно проходили морскую практику курсанты морских училищ. В России эту роль играют фрегат «Паллада», барки «Седов» и «Крузенштерн». В новом веке начался бум морских круизов на парусных судах. Путешествия на «Крузенштерне» пользуются огромной популярностью.

Что такое рангоут на судне. Смотреть фото Что такое рангоут на судне. Смотреть картинку Что такое рангоут на судне. Картинка про Что такое рангоут на судне. Фото Что такое рангоут на судне

Уже строятся специальные парусные суда для круизов. Самый яркий пример – Royal Clipper, единственный в мире пятимачтовый клипер, спущенный на воду в 2000 году. Пассажиры обеспечены полным комфортом, плюс необыкновенное ощущение плавания под парусами. Море зовет новых романтиков.

Источник

Тема №1. Рангоут и такелаж современного судна

Что такое рангоут на судне. Смотреть фото Что такое рангоут на судне. Смотреть картинку Что такое рангоут на судне. Картинка про Что такое рангоут на судне. Фото Что такое рангоут на судне Что такое рангоут на судне. Смотреть фото Что такое рангоут на судне. Смотреть картинку Что такое рангоут на судне. Картинка про Что такое рангоут на судне. Фото Что такое рангоут на судне Что такое рангоут на судне. Смотреть фото Что такое рангоут на судне. Смотреть картинку Что такое рангоут на судне. Картинка про Что такое рангоут на судне. Фото Что такое рангоут на судне Что такое рангоут на судне. Смотреть фото Что такое рангоут на судне. Смотреть картинку Что такое рангоут на судне. Картинка про Что такое рангоут на судне. Фото Что такое рангоут на судне

Что такое рангоут на судне. Смотреть фото Что такое рангоут на судне. Смотреть картинку Что такое рангоут на судне. Картинка про Что такое рангоут на судне. Фото Что такое рангоут на судне

Что такое рангоут на судне. Смотреть фото Что такое рангоут на судне. Смотреть картинку Что такое рангоут на судне. Картинка про Что такое рангоут на судне. Фото Что такое рангоут на судне

КОНСПЕКТ ПО «МОРСКОЙ ПРАКТИКЕ»

1-1.Терминология и назначение рангоута современного судна.

Рангоутом называется совокупность судовых конструкций из стальных труб или металлических балок, предназначенных для выполнения различных функций (несение огней, знаков, флагов, антенн, грузовых устройств). К рангоуту относятся: мачты и стрелы, носовой и кормовой флагштоки, рея и гафель. На парусных судах рангоут предназначен для несения парусов, огней и флагов. На транспортных судах мачты предназначены для огней, знаков, флагов, антенн и грузовых стрел. На носовом флагштоке поднимают якорные огни и знаки. На рее поднимают сигнальные флаги и флаг страны пребывания (посещения) судна. На кормовом флагштоке поднимают Государственный флаг на стоянке судна. На гафеле поднимают Государственный флаг на ходу судна. Рис.1.
Что такое рангоут на судне. Смотреть фото Что такое рангоут на судне. Смотреть картинку Что такое рангоут на судне. Картинка про Что такое рангоут на судне. Фото Что такое рангоут на судне

Рис.1 Рангоут и стоячий такелаж судна с механическим двигателем:

Неподвижный стоячий такелаж, предназначенный для раскрепления мачт и рангоута, называется вантами (раскрепляют с бортов судна) и штагами (раскрепляют мачты по диаметрали).

Такелаж – это совокупность снастей, предназначенных для управления подвижным рангоутом для постановки и уборки парусов, грузовых операций, подъема флагов и знаков.

Подвижный (бегучий) такелаж расположен на грузовом устройстве (топенант, грузовой шкентель, оттяжки) на шлюпках и трапах (шлюптали и траптали), и служит для подъема и спуска груза, а также поворота стрелы, для спуска и подъема шлюпок и трапов, а также для открытия и закрытия трюмов и твиндеков судна.

^ Бегучий такелаж содержат в хорошем техническом состоянии, производя его постоянную смазку и проверку на пригодность к работе. Смазка, производится смесью солидола и графитового порошка, называемая тировка. Тировку тросов производят после их очистки от ржавчины и старой смазки при помощи стальных щёток путем нанесения тонкого слоя смазки. Регулярно, перед началом грузовых работ, проводят проверку тросов и другого такелажного снаряжения (цепи, скобы, гаки, вертлюги, блоки) на предмет их пригодности к работе. Проверяют целостность металлических проволок, если на 8 диаметрах по длине троса имеется 10% побитых проволок, то трос подлежит замене на новый. Если на цепях гаках, блоках, скобах имеется износ, который составляет 10 и более процентов, то такое такелажное оборудование должно быть заменено. Обязательно проверяют работу конечных выключателей на поворот крана, подъём и опускания грузовой стрелы и грузового шкентеля.

Уход за стоячим такелажем заключается в следующем: регулярная покраска, если появилась ржавчина её удаляют и затем окрашивают рангоут, при потере 10% первоначального диаметра рангоута необходимо заменить этот участок на новый, вырезать повреждённый ржавчиной и вварить новый.

Стальные тросы применяют для бегучего и стоячего такелажа на современных судах. Это топенанты, шкентели, оттяжки, лопари талей, свистовы для открытия и закрытия трюмов. Растительные тросы применяют для второстепенных работ (оттяжки, фалини, стропы, леерное ограждение).

^ 1-3. Разрывная прочность троса. Разрывным усилием троса называется такое усилие на трос, при котором трос разрушается. Проверку разрывного усилия производят на заводе изготовителе и данные о разрывном усилии заносят в сертификат качества, который выдаётся на судно вместе с тросом и хранится на судне пока трос находится в работе. В сертификате также указывается завод изготовитель, материал изготовления, количество проволок в тросе, диаметр троса. Разрывное усилие троса необходимо для того, чтобы определить рабочую нагрузку троса.

Что такое рангоут на судне. Смотреть фото Что такое рангоут на судне. Смотреть картинку Что такое рангоут на судне. Картинка про Что такое рангоут на судне. Фото Что такое рангоут на судне

Что такое рангоут на судне. Смотреть фото Что такое рангоут на судне. Смотреть картинку Что такое рангоут на судне. Картинка про Что такое рангоут на судне. Фото Что такое рангоут на судне

Что такое рангоут на судне. Смотреть фото Что такое рангоут на судне. Смотреть картинку Что такое рангоут на судне. Картинка про Что такое рангоут на судне. Фото Что такое рангоут на судне

Что такое рангоут на судне. Смотреть фото Что такое рангоут на судне. Смотреть картинку Что такое рангоут на судне. Картинка про Что такое рангоут на судне. Фото Что такое рангоут на судне

Что такое рангоут на судне. Смотреть фото Что такое рангоут на судне. Смотреть картинку Что такое рангоут на судне. Картинка про Что такое рангоут на судне. Фото Что такое рангоут на судне

Тали – это грузоподъёмное устройство с ручным или механическим приводом, состоящее из двух блоков, через который проходит стальной или растительный трос, его ходовой конец называется лопарем. По назначению тали различают: шлюп-тали (для подъёма и опускания шлюпок), румнель-тали (управление рулём), хват-тали, (подъём небольших тяжестей). Рис.6.

Что такое рангоут на судне. Смотреть фото Что такое рангоут на судне. Смотреть картинку Что такое рангоут на судне. Картинка про Что такое рангоут на судне. Фото Что такое рангоут на судне

I — блок с приспособлениями для крепления коренного конца троса;

На рис.7 использование гиней на тяжеловесной стреле.

Что такое рангоут на судне. Смотреть фото Что такое рангоут на судне. Смотреть картинку Что такое рангоут на судне. Картинка про Что такое рангоут на судне. Фото Что такое рангоут на судне

Рис. 7.Тяжеловесное грузовое устройство с перекидной стрелой грузоподъемностью до 300 т (си­стема Штюлькена).

1-6.Техника безопасности при работе с такелажным оборудованием. Прежде всего инструмент для работы должен быть исправен и пригоден к работе. Нельзя использовать рымы для фиксации грузового гака, т.к. рым гораздо слабее обуха и при натяжении шкентеля грузовой стрелы или гака, рым разрушается и может травмировать работающих. При использовании талей необходимо убедиться, что обух, за который цепляют гордень или тали, должен быть надёжно закреплён, что предотвращает падение горденя вместе с грузом и травмирование работающих людей. Перед использованием скоб, цепей, блоков следует проверить степень износа работающих поверхностей и вертлюгов, износ не должна превышать 10% от первоначального диаметра. При изготовлении огона и использовании свайки нельзя стоять напротив работающего со свайкой т.к. очень часто свайка соскальзывает с троса и может нанести травму стоящему напротив. При обрубке прядей металлического троса зубило должно быть с приваренной ручкой или удлинённое, чтобы не травмировать руки держащего это зубило. Работать необходимо в очках и перчатках, безопасной является гидравлическая тросорезка.
Тема № 2. Техническая эксплуатация корпуса и помещений судна.

^ 1-7. Инструменты, используемые для ухода за судном.Для ухода за судном используют такие инструменты: кирки, шкрябки, металлические щётки, малярные кисти, катки (валики). А также механические инструменты: пневматические турбинки, пневматические молотки, пневматические зубила и т.п.

На больших площадях используют механические турбинки и механические щётки, а по углам, узкостям используют пневмомолотки и зубила, после этого поверхность хорошо зачищают металлическими щётками и, если надо, то обезжиривают растворителем. Только после этого поверхность готова для нанесения грунта, который, как правило, наносят 2-3 слоя, а затем 2 слоя эмалевой или эпоксидной краски. Для нанесения краски используют кисти (маховая, флейц, угловая кисть, маркировочная), а также валики разных размеров для нанесения краски. На больших заранее подготовленных поверхностях используют пневматические краско распылители.

Для удаления остатков цемента (белый налёт) используют жидкость «цемент ремувер», его разводят с водой в пропорции 1:4, наносят на поверхность, а затем смывают водой, эта жидкость токсична, поэтому надо защищать органы дыхания и глаза. Если на металле имеется налёт ржавчины, его можно удалять при помощи (раст ремувера), толстый слой ржавчины необходимо удалять механически. Для удаления потёков ржавчины на краске используют раствор щавельной кислоты с последующим смыванием водой.

^ Грунтовки и шпаклёвка.Грунты – это нижние слои лакокрасочных покрытий, т.е. слои наносимые непосредственно на окрашиваемую поверхность. Основное назначение грунта – предохранять поверхность металла от коррозии и обеспечивать хорошее соединение с последующими слоями краски. Грунты должны иметь низкую вязкость, чтобы проникать во все поры грунтуемой поверхности, высокую антикоррозийность и водонепроницаемость. Грунтовки различают для металлов и для лёгких сплавов, для цветных сплавов и для дерева. Масляные грунты используют для грунтовки поверхностей, окрашиваемых затем масляными красками. Для грунтовки металлических поверхностей выше ватерлинии применяют смешанный грунт, состоящий из свинцового и железного суриков. Для грунтовки деревянных поверхностей грунт разводится льняной олифой в соотношении 1:2. Для грунтовки оцинкованных поверхностей и конструкций из лёгких сплавов широко применяют цинковые белила. Протекторные грунты обладают защитными свойствами, которые основаны на том, что окрашиваемый металл становится катодом и не кородирует, а коррозии подвергается металлический пигмент (цинковая пыль).

^ 1-9 Подготовка поверхности к покраске и покраска различных поверхностей.Стальные поверхности перед возобновлением покраски очищают от непрочно держащейся краски и ржавчины. В зависимости от размеров кородирующей поверхности её оббивают кирками или пневматическими молотками. Для непрочно держащейся краски применяют шкрябки, стальные щётки механические щётки и турбинки. Оббивку металла надо производить так, чтобы после этого не оставалось зазубрин и заусениц, насечек, усиливающих коррозию. Особенно тщательно производят очистку стыков металла и сварных швов и различные углубления на металле. Очищенную поверхность необходимо протереть ветошью, а если имеются масляные пятна, то протереть растворителем.

Оцинкованные и алюминиевые поверхности следует очищать с особой осторожностью, не допуская повреждения цинкового покрытия и окисной плёнки, т.к. это приводит к быстрой коррозии металла. Поэтому их лучше очищать скрябками и щётками. Очистку алюминиевых поверхностей следует производить алюминиевыми шкрябками.

Деревянные поверхности перед окраской должны быть сухими, чистыми, ровными, без отёков клея, жирных, масляных пятен. Влажность дерева пред окраской не должна быть более 15%. Окрашенные ранее деревянные поверхности очищают от непрочно держащейся старой краски скребками или песочной шкуркой. После прошкуривания поверхность вскрывают 1-2 раза натуральной олифой, в которую добавляют сухой охры для создания шероховатости, что способствует лучшему наложению краски.

До начала покраски необходимо подготовить состав краски и нужный цвет. При смешивании красок необходимо помнить, что не все краски могут смешиваться между собой. Во избежание свёртывания нельзя в нитрокраски добавлять масляные и краски содержащие уайт-спирит. Эмульсионные краски не смешиваются с эпоксидными. В связи с тем, что многие краски ядовиты и пожароопасны, при их подготовке необходимо соблюдать меры предосторожности.

Ручная покраска заключается в следующем: кисть или валик макают в краску, затем снимают лишнюю краску, обтирая кисть о досточку или корпус ведёрка, и лишь потом наносят краску на поверхность, не разбрызгивая её по палубе. При покраске валиком делают следующие движения: макают валик в краску и затем, не вытаскивая с ведёрка, выкатывают лишнюю краску на досточке, которая размещена внутри ведёрка и только после этого начинают покраску поверхности.

Для работы краскопульта необходимо подготовить достаточное количество поверхности для покраски, а затем готовят к работе краскопульт и подготавливают человека (покрывают обильно лицо вазелином, одевают одежду, которая закрывает всё тело), При покраске следует избегать попадания краски на резиновые уплотнения, иллюминаторы, осветительные приборы, смазывая стёкла солидолом или наклеивают на них бумагу.

^ 1-11.Судовые уборки на судне.Порядок уборки определяет старший помощник капитана совместно с судовым врачом.

Ежедневные уборкипроизводятся лицами судового экипажа по своим заведованиям и по персональным каютам каждый день по утрам.

Санитарные авралыпроизводятся под руководством старшего помощника и судового врача. При санитарном аврале делают мокрую приборку всей каюты, включая переборки, подволоки. Постельные принадлежности выносят на палубу, где их чистят и проветривают. Шкафы, рундуки и ящики очищают от ненужных принадлежностей и моют. Судовые палубы также подвергают полной мойке сверху и донизу, при этом моют переборки и палубы. Перед началом мойки судна собирают все судовые коврики и готовят для мойки. По окончанию мойки судна иллюминаторы промывают пресной водой, а затем протирают специальным раствором. Все медные детали после мойки надраивают до блеска. Санитарные авралы производятся раз в месяц и приурочиваются к приходу судна в порт или после длительной стоянки судна в порту. Выбрасывать за борт мусор, ветошь или сильно мыльную воду запрещено. Слив мыльной воды в туалет запрещено, т.к. она убивает бактерии фекальной системы, воду можно сливать в умывальник. После выхода судна с порта на судне обычно накапливается много мусора, поэтому пластик и крупный мусор сжигают в судовом инсинераторе, а мелкий мусор и пищевые отходы выбрасывают за борт, согласно требований конвенции МАРПОЛ 73/78.

^ 1-12.Дезинфекция и дезинсекция судна.Дезинфекция производится ежедневно и в особых случаях по указанию судового врача или старшего помощника, ежедневная дезинфекция производится в местах общего пользования для обеззараживания туалетов, ванн, бань, бассейнов и т.д. Цель ежедневной дезинфекции – предупредить возникновение инфекционных заболеваний на судне. При появлении грибковых заболеваний или чесотки, а также при тяжёлых инфекционных заболеваниях больной изолируется, а его вещи и постельное бельё подвергается санитарной обработке.

Фумигация-это уничтожение вредителей груза, она производится на судне по окончанию погрузки судна пищевыми продуктами (зерно, жмыхи, тапиока и пр.). В нынешних условиях фумигацию делают в рейсе без выселения экипажа.

Источник

Рангоут и такелаж

Под рангоутом и такелажем судна понимают всю движущуюся или находящуюся в состоянии покоя оснастку — мачты, грузовые полумачты, реи, гафели, грузовые стрелы, ванты, штаги со всеми относящимися к ним деталями. Это название сохранилось со времен парусных судов, правда, его значение за это время существенно изменилось. Так, первоначально рангоут и такелаж парусного судна обеспечивали продвижение судна вперед, а в настоящее время их главной задачей на современных грузовых судах является размещение грузового устройства, а на пассажирских судах, ледоколах, буксирах и подобных им плавучих средствах — сигнального оборудования.

Что такое рангоут на судне. Смотреть фото Что такое рангоут на судне. Смотреть картинку Что такое рангоут на судне. Картинка про Что такое рангоут на судне. Фото Что такое рангоут на судне Что такое рангоут на судне. Смотреть фото Что такое рангоут на судне. Смотреть картинку Что такое рангоут на судне. Картинка про Что такое рангоут на судне. Фото Что такое рангоут на судне

Вооружение парусного судна

а — вооружение барка со вспомогательным двигателем; b — типы парусного вооружения; с — типы парусных судов.

1 — бизань-гик; 2 — бизань; 3 — бизань-мачта; 4 — бизань-гафель; 5 — крюйс-топсель; 6 — крюйс-стеньга; 7 — грот-брам-стеньга; 8 — грот-бом-брам-рей; 9 — грот-бом-брамсель; 10 — грот-брам-рей; 11 — грот-брамсель; 12 — крюйс-брам-стаксель; 13 — крюйс-стень-стаксель; 14 — апсель; 15 — верхний грот-марсель; 16 — нижний грот-марсель; 17 — грот; 18 — грот-стеньга; 19 — грот-мачта; 20 — верхний грот-марса-рей; 21 — нижний грот-марса-рей; 22 — грота-рей; 23 — грот-бом-брам-стаксель; 24 — грот-брам-стаксель; 25 — грот-стень-стаксель; 26 — фор-бом-брам-рей; 27 — фор-брам-стеньга; 28 — фор-бом-брамсель; 29 — фор-брам-рей; 30 — фор-брамсель; 31 — фор-бом-брам-штаг; 32 — бом-кливер-леер; 33 — верхний фор-марса-рей; 34 — верхний фор-марсель; 35— фор-стеньга; 36 — нижний фор-марса-рей; 37 — нижний фор-марсель; 38 — фоке-рей; 39 — фор-мачта; 40 — фок; 41 — фор-стеньга-стаксель; 42 — средний кливер; 43 — кливер; 44 — бом-кливер; 45 — бушприт; 46 — латинский парус; 47 — прямой рейковый парус; 48 — люгерный или рейковый парус третьяк; 49 — люгерный или рейковый парус четвертак; 50 — шпринтовый парус; 51 — гафельный парус; 52 — гуари; 53 — бермудский парус; 54 — эверс; 55 — логгер; 56 — кеч; 57 — деухмачтовая гафельная шхуна; 58 — двухмачтовая марсельная шхуна; 59 — бригантина (шхуна-бриг); 60 — бриг; 61 — трехмачтовая гафельная шхуна; 62 — трехмачтовая топсельная шхуна; 63 — трехмачтовая марсельная шхуна; 64 — баркентина (шхуна-барк); 65 — барк; 66 — корабль с полным вооружением.

Главной частью рангоута является мачта. В зависимости от цели применения различают сигнальные, грузовые и специальные мачты из дерева или из труб, изготовленных из стали или легкого металла. Для восприятия сил, возникающих вследствие бортовой и килевой качки при сильном волнении, мачты крепятся к бортам или в диаметральной плоскости при помощи вант и штагов, состоящих из стальных проволочных тросов. На сигнальных мачтах помещаются сигнальная и радиоантенная реи, а часто также и гафель для подъема флага страны. Кроме того, на них находятся флажные фалы и держатель для фонаря.

Что такое рангоут на судне. Смотреть фото Что такое рангоут на судне. Смотреть картинку Что такое рангоут на судне. Картинка про Что такое рангоут на судне. Фото Что такое рангоут на судне Что такое рангоут на судне. Смотреть фото Что такое рангоут на судне. Смотреть картинку Что такое рангоут на судне. Картинка про Что такое рангоут на судне. Фото Что такое рангоут на судне

Рангоут и такелаж грузовых судов

а — грузовое и сигнальное устройства грузового судна старой конструкции; b — грузовое судно с грузовыми стрелами и судовыми кранами.

Наиболее простую конструкцию имеют трубчатые мачты (рис. ниже а), у которых спереди и сзади имеется по одной грузовой стреле. Для размещения других грузовых стрел на топе мачты монтируется салинг, и в двух-трех метрах над палубой к мачте крепится траверса. Концы траверсы опираются на короткие вентиляционные стойки. Салинг и траверса часто состоят из одной коробчатой балки (рис. ниже b). У наиболее часто встречающихся двуногих мачт обычно отсутствует стоячий такелаж, за счет чего повышается обзорность открытой палубы. Иногда при работе с тяжеловесными грузовыми устройствами на противоположной стороне устанавливаются штаги (рис. ниже с).

Что такое рангоут на судне. Смотреть фото Что такое рангоут на судне. Смотреть картинку Что такое рангоут на судне. Картинка про Что такое рангоут на судне. Фото Что такое рангоут на судне

Грузовые мачты

а — трубчатая мачта; b — трубчатая мачта с салингом и траверсой грузовой стрелы; с — двуногая мачта. 1 — антенный рей; 2 — рей; 3 — прожекторный рей; 4 — пост наблюдения на мачте («воронье гнездо»); 5 — ванты; 6 — стеньга; 7 — салинг; 8 — вентиляционная колонна; 9 — фундамент грузовой стрелы.

Грузовые полумачты в отличие от мачт редко снабжаются стеньгами и устанавливаются парами вне диаметральной плоскости судна между люками или на люках. Как правило, они не имеют штагов, но часто соединяются между собой посредством связывающего штага или траверсы. Грузовые полумачты часто используются для вентиляции грузового трюма; в этом случае в них предусматриваются раструбы палубного вентилятора.

Что такое рангоут на судне. Смотреть фото Что такое рангоут на судне. Смотреть картинку Что такое рангоут на судне. Картинка про Что такое рангоут на судне. Фото Что такое рангоут на судне Что такое рангоут на судне. Смотреть фото Что такое рангоут на судне. Смотреть картинку Что такое рангоут на судне. Картинка про Что такое рангоут на судне. Фото Что такое рангоут на судне

Грузовые полумачты

а — расположение полумачт; b — полумачты с траверсой; с — полумачты с топриком и вантами; d — полумачты без штагов. 1 — стеньга; 2 — траверса; 3 — грузовая полумачта; 4 — топрик; 5 — ванты.

Мачты и полумачты крепятся при помощи вант и штагов, которые почти во всех случаях состоят из стальных тросов. Они прикрепляются одним концом к мачте (салингу) или к полумачте прочными обухами (вантовыми обухами), а другим концом — к основаниям вант (вант-путенсам) в непосредственной близости от фальшборта. Ванты или штаги обухами присоединяют к мачте или к вант-путенсам при помощи мочек; при наличии вильчатых канатных замков мочки не требуются. Между вантами или штагами и вант-путенсами расположены талрепы для подтягивания тросов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *