Что такое раннее развитие ребенка в вашем понимании
Что дает раннее развитие ребенка
Каждая мама мечтает, чтобы ее малыш рос самым умным и стал успешным человеком. Вот только успех все понимают по-разному. Для одних — это хорошее образование и большая должность, а для других – самостоятельная самодостаточная личность с интересами в жизни. Задаваясь вопросом, что дает раннее развитие ребенка, родители дают ответ в зависимости от собственного целеполагания. В связи с этим возникает ряд вопросов, связанных с занятиями малыша с самого раннего возраста.
Что включает понятие?
Под этим термином понимается отнюдь не обучение чтению и счету с года. Развитие – это гармоничное поэтапное формирование таких качеств как:
Звучит «по-взрослому», но на самом деле это не так. Развитый малыш не только смотрит вокруг – он стремится потрогать вещь, которая его заинтересовала, задать вопрос. Помните вечные жалобы на «почемучек» и «он везде лезет»? Не отвечайте, не пускайте, запрещайте – и через пару лет ваше чадо станет послушным и равнодушным. Развитие остановится.
К этому же термину относится и спорт. Гимнастика, массаж, подвижные игры необходимы растущему организму как воздух. Без физической активности не будет развиваться и интеллект, испортится осанка, мышцы станут слабыми, а дитя вялым.
Итак, раннее развитие – это комплекс, включающий направляющее к жажде познаний влияние взрослого и гармоничное спортивное воспитание.
Польза или вред?
Зависит от поведения родителей. Амбициозные мамочки, чьи действия направлены исключительно на создание образа «самого-самого-самого», несомненно «перегнут палку» и достигнут обратного эффекта. Заставляя и принуждая, вы ничего не достигнете. У ребенка появится отвращение к процессу обучения, инертность и отторжение самого процесса получения знаний. Дети растут играя, поэтому обучение должно быть непринужденным. То есть превратиться в развитие.
Известно, что если родители не обращают внимания на малыша, не читают и не разговаривают с ним, то процесс интеллектуального роста останавливается в самом раннем возрасте. Это пагубно влияет на формирование нейронных связей в мозгу – для них просто нет питательной среды в виде новой информации. Ведь мозг еще не способен самостоятельно осознать полученные образы.
Где же золотая середина? В общении. Коммуникации в семье, на детской площадке, с друзьями – все это является частью естественного развития. Если вы хотите идти дальше – занимайтесь. Главное, расширить познавательный круг. Мы живем в статичной однообразной среде – одна и та же квартира/дом, площадка, дорога до магазина, редкие путешествия. Как раз на этот случай и были разработаны лучшие методики и развивающие игры. Разноцветные карточки, яркие книжки, настольные игры для самых маленьких – все это раздвигает рамки и рождает познавательный интерес. В том, чтобы учить читать с младенчества нет ничего плохого. Просто нужно знать меру и не упираться, если буквы никак не складываются в слова. Помните, что рождается личность со своими индивидуальными способностями. У одних и тех же родителей старший сын склонен к иностранным языкам и уже в три года знает наизусть массу английских песен и способен сочинить целую повесть, а младшая дочка никак не научится читать, зато с легкостью считает, а закон всемирного притяжения для нее является чем-то естественным, как зеленые листья и синее небо.
Находите в детях то, что дается им легче и развивайте это направление. Не забывайте понемногу внедрять и то, что дается с трудом. Но без агрессии и принуждения.
Как реализовать?
Пока младенец совсем маленький, мама постоянно с ним разговаривает. Можно читать книжки, показывать игрушки. Важен тактильный контакт. По мере роста ребенок вырастает из круга семьи и стремится выбраться во вне. Наступает момент, когда родители затрудняются дать ответы на все многочисленные «почему». Это значит, что пора выводить малыша в большой мир – в детские развивающие центры. Что в них хорошего?
Заключение
Чем раньше вы начинаете развивать своего ребенка, тем лучше. После 6-ти лет сформировать стремление к познанию уже сложно. А именно оно лежит в основе желания учиться. Получать пятерки и быть отличником – это неправильные установки для современного мира. Здесь выше ценится тот, кто способен искать информацию, моментально ее воспринимать, анализировать и использовать. Для этого нужны не пятерки, а гибкость мышления и желание «напрягаться».
Современная система образования с ОГЭ и ЕГЭ не рассчитана на зубрил. В основе успеха лежит умение учиться. Ведь подготовиться к этим экзаменам за три дня, как 30 лет назад, нельзя. Это занимает годы. Поэтому если в базе мировоззрения вашего ребенка лежит установка «учиться – естественно, как дышать», то проблем в средней и старшей школе у него не будет. А формируется это именно в раннем возрасте.
Что такое раннее развитие ребенка в вашем понимании
Ожидайте
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Маргарита
Ответственная и отзывчивая! 😊
Аннотация: В теме раннего развития детей, как и в любом другом принципиальном вопросе, есть две крайности.
Статья:
В теме раннего развития детей, как и в любом другом принципиальном вопросе, есть две крайности. Одни родители буквально с рождения вовлекаются в процесс развития малыша: посещают занятия для мам и деток, используют новомодные методики, водят на тысячу кружков, даже если преподаватели скромно намекают, что пока еще рановато. Другие самоустраняются от развития ребенка, возлагая эту функцию на воспитателей в детском саду, а позже — на учителей. Мол, зачем лишать ребенка детства, придет время — всему научится.
Что такое ранее развитие ребенка, как найти золотую середину в этом вопросе, и стоят ли результаты потраченных ресурсов и сил? Ранее развитие — добро или зло?
Плюсы и минусы раннего развития для детей
Рассмотрим положительные и отрицательные последствия раннего развития ребенка.
Положительные стороны
✓ Развивающие игры и занятия способствуют более плотному общению родителей с ребенком.
✓ Чем больше новых знаний малыш получает в раннем возрасте, тем выше уровень его любознательности — хороший задел для учебы в будущем.
✓ Интеллектуальные нагрузки тренируют мозг, помогают ему более быстро воспринимать, запоминать и обрабатывать информацию.
✓ Развивающие игры воздействуют на ребенка комплексно: на его интеллект, мелкую моторику, когнитивную функцию мозга и пр.
✓ Раннее развитие тренирует усидчивость, внимательность, стойкий интерес к теме занятия.
✓ Успехи и достижения в процессе развивающей деятельности повышают самооценку ребенка, мотивирует к дальнейшему обучению.
✓ Пробуя разные виды продуктивной игровой деятельности, ребенок раскрывает свои способности и таланты. К школе родители уже знают круг его интересов, а также направлений, с которыми еще стоит поработать.
✓ Ранее развитее ребенка можно практиковать дома.
Отрицательные стороны
✓ Родители часто не видят меры в количестве и продолжительности развивающих занятий, а также не умеют выбирать деятельность по возрасту, хотят охватить как можно больше направлений.
✓ Регулярные занятия требуют сил. Иногда банальную усталость родители трактуют, как нежелание заниматься. А это уже первый шаг к навязыванию и принуждению делать то, чего ребенок не хочет.
✓ Иногда родители выбирают направления для развития по совету знакомых или в соответствии с личными предпочтениями. Это далеко не всегда находит отклик у малыша. Максимум — он будет подчиняться воле родных, но не испытывать настоящего удовольствия от занятий.
✓ Желание родителей иметь ребенка-вундеркинда выражается в выборе направлений для раннего развития, которые малыш еще не способен освоить.
✓ Перегибы с ранним началом развивающей деятельности и интенсивностью занятий могут отбить у ребенка охоту учиться. Из умненького малыша он рискует превратиться в школьника-лоботряса.
Опасность раннего старта
Самый большой риск в теме раннего развития ребенка связан с тщеславием родителей. Как только вы заметите за собой желание разглядеть в малыше задатки гениальности — остановитесь! Согласно данным исследований генетика В. П. Эфроимсона, умственные способности выше среднего демонстрирует лишь 1 человек из 1 000. А выдающиеся способности — один из 1 000 000. Гениев же еще меньше — максимум 1 на 10 000 000 человек. Поэтому вероятность того, что именно ваш ребенок встанет в ряд с Сократом, Достоевским, Гюго и пр. — минимальна.
А вот неизбежное разочарование от нереализованных родительских амбиций весьма вероятно.
Но даже если вы не планируете вырастить ребенка-гения, корреляция раннего развития с успешностью в будущем не доказана.
Еще французский писатель Дидро говорил: «Гении падают с неба. И на один раз, когда он встречает ворота дворца, приходится сто тысяч случаев, когда он падает мимо». То есть далеко на каждый одаренный ребенок найдет применение своим талантам в будущем — это нужно понимать и трезво оценивать необходимость пути, по которому вы будете вести своё дитя.
Еще одна опасность — демотивация. Активное развитие в младшем возрасте может привести к тому, что ребенок будет значительно превосходить своих сверстников в интеллектуальном плане. Отсюда могут появиться проблемы в общении, социализации. Он может стать белой вороной в коллективе, появится апатия, замкнутость. И, как следствие, снижение интереса к обучению.
Может страдать самооценка ребенка. Он ведь привык с младенчества быть первым, лучшим, победителем. И даже самую мелкую неудачу переживает крайне болезненно.
Поэтому родителям очень важно ставить перед собой правильные цели:
✓ Активный, любознательный ребенок.
✓ Занятия в удовольствие.
✓ Выбор деятельности по интересам малыша.
✓ Соответствие нагрузки возрасту и способностям.
✓ Смена видов деятельности при необходимости или по желанию ребенка.
✓ Умственные или физические перегрузки.
✓ Занятия из-под палки, принуждение.
✓ Развитие навыков, которые нехарактерны темпераменту и предпочтениям ребенка.
✓ Интенсивное обучение с опережением физиологических и умственных возможностей малыша.
✓ Безальтернативный выбор видов занятий.
Советы по раннему развитию ребенка
Если вы, взвесив все «за» и «против», приняли решение в пользу раннего развития, воспользуйтесь нашим перечнем методик для обучения детей от рождения и до младшего школьного возраста. Любую из них можно адаптировать под интересы вашего малыша, применять несколько методик в комплексе.
Монтессори
Согласно системе обучения, разработанной итальянским педагогом-дефектологом Марией Монтессори, начинать развитие малыша стоит с изучения предметов с разной фактурой. Именно тактильное восприятие способно познакомить ребенка с такими понятиями, как размер, фактура, твердое-мягкое, приятное-неприятное на ощупь.
Занятия по Монтессори нацелены на развитие мелкой моторики — целенаправленных, точных движений пальцами рук. Поощряется инициатива, фантазия, самостоятельность малыша в процессе обучения.
Вальдорфская педагогика
Ее основателем стал философ и педагог Рудольф Штайнер. Его детский сад, открытый на фабрике «Вальдорф-Астория», стал пионером в сфере раннего развития детей. Акцент в этой педагогической методике делается на природных задатках малыша. А именно: интеллект, эмоции и индивидуальность детей заложены с рождения, и задача родителей не мешать естественному развитию личности.
Вальдорфская система образования основана на занятиях творчеством, танцах, пальчиковых играх. Важное место отводится знакомству детей с фольклором, развитию креативного мышления. Методику можно использовать с рождения.
Доман
Система обучения чтению от американского физиотерапевта Глена Домана подходит для детей от 3-6 месяцев. В ее основе — ассоциативное восприятие изображений на карточках. Помимо рисунка предмета, на карточке есть подпись большими яркими буквами. Родители показывают ее ребенку, называют предмет, описывают его свойства. А малыш запоминает слово, которое изображено на карточке.
Дети, с которыми активно занимались по карточкам Домана, демонстрируют высокий уровень энциклопедических знаний, хорошую память, логическое мышление и устойчивое внимание.
Есть также усовершенствованная версия методики Домана. Ее разработал российский педагог и психолог Андрей Маниченко. Он разбил тематические карточки по возрастным группам, адаптировал их для обучения на русском языке, создал тематические наборы с элементами игры.
Кубики Зайцева
Созданная педагогом из Санкт-Петербурга Николаем Зайцевым методика раннего обучения чтению (подходит детям от 2 лет) основана на идее раскладывания слов не на буквы/звуки, а на слоги. Соответственно, дети учатся составлять слова сразу из слогов. Им в помощь — обычные кубики, на гранях которых нанесены самые популярные слоги.
Для детей 2-3 лет устраивают игры с кубиками, пропевают слоги, прихлопывают в ладоши и пр. Также Зайцев разработал арифметические таблицы, по которым дети могут научиться считать уже через 3-5 занятий.
Масару Ибука
Популярная в Японии методика описана в книге «После трех уже поздно». Из ее содержания следует, что стремительное развитие малыша происходит до 3-летнего возраста. И в этот период нужно нагружать его мозг как можно сильнее.
Автор системы обучения — один из основателей компании Sony — советует обучать ребенка в игре, использовать методику поощрений и наказаний, а после года дать малышу полную свободу действий и выбора. По его мнению, дети в игре способны усвоить гораздо больше знаний, чем взрослые, даже приложив немало труда для запоминания. Так почему бы не использовать этот потенциал на полную?
Никитины
Супруги Никитины разработали свою систему развития и обучения в 60-80 годах прошлого века. Ее концепция строится на стимуляции у детей природных рефлексов саморазвития. Для этого в рамках одного занятия сочетаются разные виды деятельности. К примеру, спорт и рисование. Это помогает переключить внимание ребенка, если он устал.
Согласно Никитиным, без физической культуры нельзя рассчитывать на интеллектуальное развитие. Поэтому их методические рекомендации включают множество подвижных игр, закаливание и пр.
Что такое раннее развитие?
Что такое раннее развитие? Что это? Зачем и почему оно раннее? А надо ли? А стоит ли лишать ребенка детства? И так далее. Возникает очень много вопросов, споров и возражений. Давайте попробуем разобраться, что же это такое и зачем это нужно.
Каждый ребенок индивидуален. Он развивается в своем темпе, осваивает собственные возможности постепенно, шаг за шагом. У каждого малыша та или иная функция развивается по-своему. Это никому не надо доказывать. Но, несомненно, есть и возрастные нормы: как и когда ребенок должен начать сидеть, стоять, ходить, бегать, рисовать, читать, писать. Все эти рамки показывают педагогам и родителям, не позже, какого срока та или иная функция должна развиться, до каких пор это еще будет нормой. Если та или иная функция не формируется к нужному возрасту, принято говорить о задержке развития. Такое, как правило, случается, когда малыш серьезно болен или когда он недополучает внимания взрослых, когда с малышом никто ничем не занимается. Ну, а если не просто играть и читать, а применять какие-либо из известных методик раннего развития, учить ребенка чему-либо (естественно, через игру, а, не посадив за парту), то малыш начинает развиваться еще быстрее, интенсивнее. Его речь разительно отличается от речи сверстников (и от речи его самого совсем недавно). Он начинает поражать родителей своим умом, памятью, изобретательность, творческой жилкой.
Многие авторы (Доман, Сузуки, Лупан, Зайцев, Никитины, Тропп) настаивают на том, что такое развитие – не раннее, а как раз своевременное, что традиционная педагогическая наука, основанная на опыте прошлых веков, отстает от современных методик. Что человеческий потенциал гораздо богаче, чем было принято считать до сих пор Все дело только в том, что педагоги-классики отстают от новаторов в сроках начала обучения и дети начинают учиться как раз в тот период, когда рост мозга уже закончен (около 7 лет). В этом случае ребенку действительно не по силам та нагрузка, какую ему предлагают в школе. Он с трудом научается считать, читать, ему тяжело дается освоение письма. В дальнейшем это влечет к трудностям во всех школьных дисциплинах.
Исходя из этого, можно дать второе определение термину «раннее развитие» – интенсивное развитие способностей ребенка в раннем возрасте (от 0 до 2-3 лет). Естественно, что в таком возрасте это совершенно несовместимо с традиционными, «садовско-школьными» способами обучения.
Это нечто совсем другое. Это специально созданная среда, в которой малыш живет, наполненная интересными и необычными объектами для разглядывания и изучения всеми остальными органами чувств.Это разнообразнейшие игрушки (из простейших подручных материалов), дающие массу тактильных, зрительных, звуковых, обонятельных ощущений. Это неограниченная физическая активность, «подкрепляемая» оборудованными специально для этого уголками в комнате малыша, дающая ему возможность лучше и раньше овладеть своим телом, хорошо изучить его, быть ловчее, сильнее, крепче, чувствовать себя безопаснее. Это игры, сделанные именно для него родителями, исходя из его интересов и возрастных возможностей (что в продаже встретить довольно сложно).Это книги, написанные для него крупными понятными буквами по складам, с большими картинками, со страницами, которые не сможет испортить даже самый маленький карапуз.Это кубики с буквами (или, еще лучше, со складами), в которые малыш просто играет вместе с мамой.Это постоянные прогулки, экскурсии, беседы, чтение книг и многое-многое другое. Раннее развитие – это активная позиция матери по отношению к ребенку в первые годы жизни. Это непрерывный процесс, это кропотливый труд, требующий постоянной «включенности» в жизнь ребенка, постоянного творческого напряжения.
Самое главное, не ставить себе цели воспитать вундеркинда, гения. Гонясь за результатами, можно перегрузить ребенка. А, демонстрируя эти результаты окружающим можно испортить характер малыша. Второе – не нужно метаться от одного модного увлечения к другому. Маленькие дети консерваторы, они быстро привыкают к тому или иному образу жизни. И смена его всегда небольшая травма. А если Вы станете часто менять свои взгляды на развитие и воспитание малыша, то можете даже нанести урон его психике.Выбирая тот или иной способ обучения, будьте критичны. Не берите все слепо и без оглядки. В любой методике может что-то, что подойдет Вам и Вашему малышу, а что-то и не вполне подходящее. Не бойтесь своего непрофессионализма. Только Вы можете точно знать, что хорошо для Вашего ребенка, а что нет.
Итак, Вы выбрали, какое из направлений или методик Вам больше всего нравится. Это может быть что-то одно или сочетание двух-трех близких по духу методов. После этого старайтесь не менять свои педагогические взгляды.Занимаясь с малышом, старайтесь использовать ограниченный круг учебных пособий. Не покупайте все новые и новые развивающие игры и материалы. Лучше максимально полно использовать что-то одно (или несколько), со всех сторон, чем развивать ребенка нескольким десятком игр и пособий. Он не сможет толком освоить ни одной игры, а только запутается.
Проявите творчество, придумывайте новые задания к знакомым играм.Все игры и занятия вводите по принципу «от очень простого к простому, от простого к сложному, а потом и к очень сложному». Если малыш с чем-то не справляется, упростите задание до максимума, даже если это не соответствует инструкции. Делайте сначала все задания вместе, а потом пусть попробует сам. Не стоит волноваться, если у Вас что-то не получается совсем, отложите то или иное занятие или игру. Через некоторое время попробуете снова. Ведь Вы не гонитесь за рекордом, а общаетесь с ребенком, помогаете ему понять премудрости взрослой жизни, овладеть собственным умом и телом.
Не ставьте себе никаких норм по времени и количеству занятий в день. Во-первых, такие нормы трудно выполнять (по разным бытовым и семейным обстоятельствам). Не выполнив то или иное запланированное упражнение или, не проведя игру, занятие, Вы станете себя винить, что не можете обеспечить малышу полноценное развитие. А это не так. Потому что, даже небольшое количество занятий это лучше, чем ничего. Занимайтесь столько, сколько Вам позволяет время. Во-вторых, Вашего малыша может очень-очень увлечь то или иное дело. Не нужно его останавливать, чтобы провести следующее по списку «мероприятие». Пусть лучше проявит себя наиболее полно в том, что его заинтересовало.Никогда не привлекайте ребенка к занятиям, если он болен или даже просто неважно себя чувствует или у него плохое настроение. Это принесет ему не пользу, а вред.
Если Вы хотите дать ребенку знания о чем бы то ни было, предоставьте ему как можно больше путей получения информации, не ограничивайтесь карточками или ещё каким-нибудь модным увлечением. Давайте её с разных сторон, с разных точек зрения, освещайте одну тему в играх, плакатах, других пособиях, книгах, фильмах.Старайтесь больше разговаривать с ребёнком, говорите с ним обо всём на свете дома, в транспорте, на прогулке – речь взрослого важнее любого методического пособия.Информация, которую вы даёте маленькому ребёнку, должна быть построена на основе принципа «Ребёнок и его окружение» и границы её должны постепенно расширяться в зависимости от возраста ребёнка. Не нужно хвататься сразу за многое или сразу за очень сложное. Не давайте малышу те знания, которые не пригодятся ему в ближайшее время. Потому что, пока они ему понадобятся, он может их просто забыть. А драгоценное время можно потратить на изучение и освоение того, что нужно сейчас в первую очередь. Не делайте «запасы знаний», живите сегодняшним днем.
Малыша, который чем-то занимается в течение дня, не стоит перегружать просмотром телевизора. Это излишняя для него информация и сильная нагрузка на мозг. Ему нужно время и спокойная обстановка, чтобы впитать и усвоить полученные знания и умения.Помогите ребёнку самому научиться добывать знания. Предоставьте ему свободу творчества в этом процессе.Радуйтесь каждому успеху вашего ребёнка, даже малейшей попытке проявить себя, особенно если это впервые.Не углубляйтесь в каком-то одном направлении, например, чтении, математике, музыке или физическом воспитании, забывая остальные. Всестороннее развитие гораздо важнее для малыша, чем рекорд в одном из направлений.Надеюсь, что эти советы помогут Вам сделать общение с малышом интересным, насыщенным, полезным для Вас обоих.А главное, совершенствуйтесь сами. Пусть малыш видит, что учиться и познавать – интересно, необходимо каждому.
Что такое раннее развитие ребенка в вашем понимании
Есть простые слова и даже выражения, к которым совершенно нетрудно сформулировать определение. А есть слова и выражения, смысл которых всем хорошо ясен, но точного определения к которым нет и дать его довольно трудно. Так же обстоит дело с понятием «раннее развитие». Много людей, занимающихся этим самым ранним развитием не могут четко сформулировать, чем же они, собственно говоря, занимаются, спорят между собой и не могут прийти к единому мнению.
Что такое развитие, знают все. Что такое раннее, тоже объяснять не надо. А вот «раннее развитие»? Что это? Зачем и почему оно раннее? А надо ли? А стоит ли лишать ребенка детства? И так далее. Возникает очень много вопросов, споров и возражений. Давайте попробуем разобраться, что же это такое и зачем это нужно.
Каждый ребенок индивидуален. Он развивается в своем темпе, осваивает собственные возможности постепенно, шаг за шагом. У каждого малыша та или иная функция развивается по-своему. Это никому не надо доказывать. Но, несомненно, есть и возрастные нормы: как и когда ребенок должен начать сидеть, стоять, ходить, бегать, рисовать, читать, писать. Все эти рамки показывают педагогам и родителям, не позже какого срока та или иная функция должна развиться, до каких пор это еще будет нормой. Если та или иная функция не формируется к нужному возрасту, принято говорить о задержке развития. Такое, как правило, случается, когда малыш серьезно болен или когда он недополучает внимания взрослых, когда с малышом никто ничем не занимается.
Но стоит начать уделять ребенку хотя бы немного внимания, играть с ним, что-то рассказывать ему, показывать картинки, читать книги, как он начинает развиваться, умнеть, взрослеть, на глазах становиться более зрелым. Такому малышу все интересно, он просит позаниматься с ним еще и еще.
Ну, а если не просто играть и читать, а применять какие-либо из известных методик раннего развития, учить ребенка чему-либо (естественно, через игру, а не посадив за парту), то малыш начинает развиваться еще быстрее, интенсивнее. Его речь разительно отличается от речи сверстников (и от речи его самого совсем недавно). Он начинает поражать родителей своим умом, памятью, изобретательность, творческой жилкой.
Малыш начинает развиваться раньше, чем мог бы, если бы с ним никто и ничем не занимался, а не раньше, чем соседский мальчик или двоюродная сестра. Это и можно назвать «ранним развитиемЛ ребенка.
Многие авторы (Доман, Сузуки, Лупан, Зайцев, Никитины, Тропп) настаивают на том, что такое развитие – не раннее, а как раз своевременное, что традиционная педагогическая наука, основанная на опыте прошлых веков, отстает от современных методик. Что человеческий потенциал гораздо богаче, чем было принято считать до сих пор (Хотя мы знаем, что и общепринятые нормы за последние 20-30 лет сильно изменились: кого сейчас удивишь читающим пятилеткой? А раньше почти все дети приходили в школу не читающими).
Все дело только в том, что педагоги-классики отстают от новаторов в сроках начала обучения и дети начинают учиться как раз в тот период, когда рост мозга уже закончен (около 7 лет). В этом случае ребенку действительно не по силам та нагрузка, какую ему предлагают в школе. Он с трудом научается считать, читать, ему тяжело дается освоение письма. В дальнейшем это влечет к трудностям во всех школьных дисциплинах.
Исходя из этого, можно дать второе определение термину «раннее развитие» – интенсивное развитие способностей ребенка в раннем возрасте (от 0 до 2-3 лет). Естественно, что в таком возрасте это совершенно несовместимо с традиционными, «садовско-школьными» способами обучения. Это нечто совсем другое.
Это специально созданная среда, в которой малыш живет, наполненная интересными и необычными объектами для разглядывания и изучения всеми остальными органами чувств.
Это разнообразнейшие игрушки (из простейших подручных материалов), дающие массу тактильных, зрительных, звуковых, обонятельных ощущений.
Это неограниченная физическая активность, «подкрепляемая» оборудованными специально для этого уголками в комнате малыша, дающая ему возможность лучше и раньше овладеть своим телом, хорошо изучить его, быть ловчее, сильнее, крепче, чувствовать себя безопаснее.
Это игры, сделанные именно для него родителями, исходя из его интересов и возрастных возможностей (что в продаже встретить довольно сложно).
Это книги, написанные для него крупными понятными буквами по складам, с большими картинками, со страницами, которые не сможет испортить даже самый маленький карапуз.
Это кубики с буквами ( или, еще лучше, со складам), в которые малыш просто играет вместе с мамой.
Это постоянные прогулки, экскурсии, беседы, чтение книг и многое-многое другое.
Раннее развитие – это активная позиция матери по отношению к ребенку в первые годы жизни. Это непрерывный процесс, это кропотливый труд, требующий постоянной «включенности» в жизнь ребенка, постоянного творческого напряжения.
Раннее развитие – это желание родителей наполнить серые будни радостью познания и совместного творчества. Это понимание, как мимолетно и уникально время дошкольного детства и как важно, чтобы малыш прожил его полно и красочно.
Все методики развития настолько разные, что классифицировать их крайне сложно: одни называются по тому, что они развивают, другие по имени создателя. Попробуем «развести» их на «физические» и «творческие». С рождения до года проходит целая эпоха в жизни малыша. За это время он учится самостоятельно переворачиваться, сидеть, ползать, ходить, есть, улыбаться, выговаривать первые слова. Поэтому самым важным на этом этапе для него является физическое развитие. То, насколько окрепли его мышцы, позволяет ему скорее встать и увидеть самому, что же находится в этой большой для него квартире. А вот ближе к трем годам большое значение имеют «психологические» методики, развивающие мышление, память, кругозор.
1. Методики для физического развития.
Динамическая гимнастика. Китаев и Трунов
«Плавать раньше, чем ходить» или грудничковое плавание.
Если вы не чувствуете уверенность в своих действиях, не пытайтесь обучить ребенка плавать самостоятельно: найдите опытного инструктора в детской поликлинике, в бассейне, позовите для обучения на дом. Грубые ошибки, которые вы можете допустить, отобьют у ребенка желание не просто плавать, а вообще находиться в воде, поселят страх.
2. 1. «Творческие» методики: обучение счету, письму, энциклопедическим знаниям.
Приобрести пособия можно в любом развивающем магазине, например, «Маленький гений», Москва, Большой Козихинский пер, дом 6 или интернет-магазине «Умная игрушка». О том, как выглядят пособия, можно узнать и через интеренет, можно попробовать сделать их самим.
«Погружающая среда» Марии Монтессори
Главной ценностью воспитания в системе М. Монтессори является индивидуальность и свобода ребенка. Свободу М. Монтессори понимала как наличие собственной цели и возможность выбора своих действий. Целенаправленность, интерес и сосредоточенность на каком-либо деле составляют безусловные ценности воспитания. Своеобразие системы и ее выдающийся вклад в дошкольную педагогику заключается в разработке и в создании специального дидактического материала, который обучает ребенка, воспитывает у него ценные качества, обеспечивает свободу выбора и защищает ребенка от сложных и опасных воздействий взрослого мира.
Главной целью развития маленького ребенка М. Монтессори считала развитие интеллекта и познавательное развитие. Основой всех познавательных процессов является восприятие. Начало интеллектуального развития предполагает собирание, различение, классификацию чувственных впечатлений. Разработанный М. Монтессори сенсорный материал позволяет осуществлять многочисленные упражнения, позволяющие ребенку строить свой интеллект через различение и классификацию различных чувственных признаков предметов.
Специальной задачей многих упражнений является сериация, т. е. расположение предметов в порядке убывания (или возрастания) качества: от бледного к самому интенсивному оттенку цвета, от самой гладкой к самой шероховатой поверхности, от самого широкого к самому узкому кубику и пр. М. Монтессори подчеркивала, что ее материал сам подсказывает, что нужно делать и сам указывает на ошибки. Так, например, для различения толщины предметов используется коричневая лестница, которая состоит из 10 деревянных призм с квадратным основанием, длинной 20 см каждая. Размер бокового ребра каждой призмы уменьшается от 10 см к 1 см. Призмы прикладываются друг к другу в определенной последовательности, в результате получается лестница, равномерность ступенек которой можно легко увидеть или ощутить руками. Для развития моторики и координации движений детям предлагаются рамки с различными застежками: большими и маленькими пуговицами, бантами, шнурками и пр.
Благодаря упражнениям в сознании ребенка устанавливается первичный порядок, который дает импульс к установлению внутреннего порядка и к систематизации внешнего мира. Воспитатель не должен вмешиваться в действия ребенка и управлять ими. Слова взрослого должны быть предельно простыми, ясными для ребенка и лаконичными. Воспитатель не должен произносить ни одного слова, которое не вызывает ясного, отчетливого представления о предмете. Свободные разговоры детей также не поощряются, поскольку они отвлекают внимание ребенка от работы с материалом.
Другое противоречие данной системы связано с ее задачами. Выдвигая на первый план задачу умственного и познавательного развития, М. Монтессори ограничивает воспитание детей работой с сенсорным материалом. Осуществляемые с детьми упражнения органов чувств обеспечивают выработку сенсорных дифференцировок, но мало развивают мышление ребенка. Развитие мышления и сознания ребенка невозможно без усвоения языка и овладения речью. Игнорирование роли речи в умственном развитии ребенка является серьезным ограничением данной системы.
Система нивелирует также значение такой важнейшей в дошкольном возрасте формы деятельности, как свободная сюжетно-ролевая игра, в которой развиваются творческое начало ребенка и многие важнейшие качества его личности. Кроме того, серьезную критику вызывает сугубо индивидуальный характер деятельности детей в рамках данной системы. Каждый ребенок работает самостоятельно, независимо от других и отвечает только за себя. Все это ведет к возникновению индивидуалистических черт характера и отнюдь не способствует развитию детских взаимоотношений. Возможно, в этой связи система М. Монтессори становится популярной и востребованной в тех обществах, где индивидуализм, умение быть автономным, независимым и ответственным являются общепризнанными ценностями. В группе у каждого свой жесткий социальный статус, изменить который нельзя. У садиков нет «продолжения», для обычных же школ таким выпускникам часто не хватает усидчивости, умения для совместной работы с учителем.
Сензитивные периоды. Обязательные, заложенные от природы, периоды особой чувствительности в развитии детей: развития речи (0-6 лет), восприятия порядка (0-3), сенсорного развития (0-5.5), восприятия маленьких предметов (1.5-2.5), развитие движений и действий (1-4), социальных навыков (2.5-6). Игры строятся на развитии образного мышления: ребенок учится на глаз оценивать количество, объем предметов независимо от формы, которую они принимают.
Основал вальдорфскую педагогику философ и педагог Рудольф Штайнер (1861-1925), организовав в 1919 г. детский сад в г. Штуттгарте при фабрике Вальдорф-Астория (откуда и пошло название этого направления). Философской основой вальдорфской педагогики является антропософия Р. Штайнера, которая исходит из врожденной позитивной природы ребенка: в маленьком человеке уже заложено духовное, высшее начало, определяющее его индивидуальность и уникальность.
Преждевременная интеллектуализация усиливается воздействиями СМИ, которые могут лишить дошкольника его собственной активности, подавляют его фантазию. Поэтому в требования входит запрет (или значительное ограничение) на радио, кино и телевидение, до определенного возраста предельно сокращается (а лучше исключается) контакт ребенка со СМИ.
Отсутствие оценок не означает безразличия к ребенку. Напротив, атмосфера доброжелательности и любви к ребенку является основой и главным принципом вальдорфской педагогики. Только любовь к ребенку, принятие его индивидуальности позволяют раскрыться и развиться его неповторимой личности.
Главным методом воспитания и основной педагогической установкой является подражание педагогу. Подражание понимается не как повторение чужих движений или слов, но скорее как «заражение», как переживание себя и своей связи с миром. Воспитание через подражание предъявляет взрослому строгие требования, которые должны быть направлены не к детям, а, прежде всего, к самому себе. Он должен побуждать интересы и чувства детей не через объяснения и рассуждения, а через себя, свою непосредственную деятельность и каждодневные поступки.
Занятия эвритмией проводятся на основе подражания воспитателю. Материалом для его работы служат стихи, сказочные сюжеты, детские песенки. Помимо занятий искусствами широко используются различные формы ручного труда и ремесла. К ним относится привлечение детей к домашнему хозяйству (выпечке печения, хлеба, приготовлении салатов, сервировке стола, уборке помещения), рукоделие и овладение различными ремеслами: изготовление кукол и других игрушек, работа с шерстью, плетение ковриков, делание свечей, корзиночек, фонариков и пр. Подготовка к праздникам и спектаклям дает повод для различных детских поделок.
Например, дети движениями показывают, как растет и распускается цветок, деревья качаются на ветру, как движутся разные животные, как работают люди разных профессий и пр. В таком действии сочетаются образное воображение, эмоциональное переживание и физическое движение. Широко используются также пальчиковые игры, в которых каждое тонкое движение руки несет в себе определенный образ. Кроме этого культивируются традиционные подвижные игры, игры с правилами, игры-ожидания и др. Все перечисленные игры и занятия имеют свое определенное место в ритме дня группы.
Организационной основой жизни является ритм и повторение. Опыт постоянства и последовательности дает чувство стабильности и защищенности. Поэтому уделяется большое внимание тому, чтобы дневной, недельный и годовой ритмы сохранялись неизменными. Ритм дня представляет собой чередование «выдоха и вдоха», т. е. самостоятельных форм детской активности, когда ребенок выражает и проявляет себя (выдох), и занятий с воспитательницей, когда ребенок впитывает, вбирает в себя что-то новое (вдох). На протяжении недели специальные дни отводятся для таких занятий, как живопись, кукольный театр, лепка, эвритмия.
К годичному ритму относятся, прежде всего, праздники, которым уделяется значительное место. В проведении праздников педагоги ориентируются на обычаи и национальные традиции. Каждый праздник годичного круга вписан в соответствующее время года и имеет свое настроение. К праздникам года относятся и дни рождения детей. Через подготовку к праздникам происходит осмысление многих форм детской деятельности (украшение помещения, изготовление подарков, придумывание спектаклей и пр.).
Особое внимание в каждом фрагменте жизни уделяется организации детских взаимоотношений. Воспитатель стремится постоянно подчеркивать самоценность и уникальность каждого ребенка, выражает бережное и уважительное отношение к нему. Взаимоотношения детей в вальдорфских детских садах выгодно отличаются духом доброжелательности и солидарности, отсутствием конфликтности и агрессивности, умением слышать и понимать другого. При этом каждый ребенок сохраняет свою индивидуальность и умеет проявлять самостоятельность. Независимость от чужих оценок и нонконформизм также отличает этих детей.
Система дидактических игр Фридриха Фребеля.
Немецкий педагог Ф. Фребель (1782-1852) создал первую систему дошкольного воспитания и был основателем детских садов. Его система дошкольного воспитания имеет философский и духовно-религиозный фундамент, который восходит к немецкой классической философии. В основе системы лежит представление о внутренней связи всех вещей, соответственно любая вещь может открыть ребенку все законы мира, которые универсальны и восходят к единому началу.
Главная задача воспитания видится в том, чтобы не испортить врожденной позитивной природы ребенка. Поэтому воспитание должно быть не предписывающим и не насильственным, а предостерегающим и охраняющим. Был впервые введен принцип деятельности в педагогике, который затем получил широкое признание. Именно через деятельность, через самостоятельную активность ребенка осуществляется познание, обучение и воспитание.
Ф. Фребель фактически первый оценил важнейшее значение игры в жизни ребенка и в его развитии. Именно в игре ребенок выражает свой внутренний мир, получает и наиболее остро переживает внешние впечатления, проявляет себя как деятель и творец. Поэтому в основу педагогической системы были положены игры, которые нужно сделать увлекательными, яркими и осмысленными. Изменения и разработки Ф. Фребеля касались материала для игр, самого процесса игр и их систематики.
Материалом для детских игр стали простые, обыденные предметы: мячики, кубики, куски дерева, бумага, глина, лучинки, спички и пр. Ф. Фребель исходил из того, что свобода детского творчества во многом обусловливается игрушкой: чем игрушка определеннее и сложнее, тем меньше она дает простор для собственного творчества ребенка. Сложные и завершенные игрушки стесняют свободу творчества, предопределяя игру, и как бы приковывают ребенка к известным стереотипным действиям.
Ф. Фребель впервые ввел систематику и порядок в детские игры. Он выстроил и обосновал последовательность использования игр, определив для каждой игры свое место и время, в результате чего детские игры стали представлять собой не хаотичную массу, а стройную и связную систему. Все игры, которые сам Ф. Фребель называл «дарами», сопровождались песенкой или стишком воспитателя, многие из которых сочинил он сам. Нередко эти песенки содержали мораль или правило действия. Через тексты, включенные в действия, осуществлялось знакомство маленьких детей с общими свойствами и взаимоотношениями вещей.
Еще одно важное изменение заключалось в непременном участии взрослого в детских играх. Детские садовницы, получившие специальную подготовку, должны были быть душой детских игр, давать образцы правильных игровых действий, руководить игрой и поддерживать инициативу детей. Занятия в детских садах осуществлялись в коллективной форме, фронтально. Воспитатель на своем столе демонстрировал нужные действия с дарами, пел песенки, читал стихи, а дети, следуя его примеру, воспроизводили те же действия и слова со своим дидактическим материалом.
Первые детские сады в России, которые стали появляться со второй половины XIX в., работали преимущественно по системе Ф. Фребеля. Однако, в процессе своего массового использования игры с дарами были извращены и превратились в формальные упражнения. В результате они утратили свой развивающий эффект, а фребелевские детские сады получили массу критики за «формализм», «педантизм» и «дидактизм».
Биты информации или карточки Глена Домана
Во-первых, сам процесс подготовки чрезвычайно трудоемкий. Почти за столетие не было издано «детских» энциклопедий готовых карточек по Доману. Родитель должен сам резать старые журналы, клеить, подбирать.
Во-вторых, часто запоминается лишь одна ассоциация: например, фотография верблюда и подпись «верблюд». А ведь для более полного изучения нужен рассказ о том, какой это верблюд, его цвет, характер, манеры поведения, ареал распространения. Всю эту поистине энциклопедическую информацию (плюс выложенную доступным ребенку языком) на карточку не уместишь. Подготовить, адаптировать для малыша еще сложней.
В обучение чтению по этой методики таятся еще две опасности. Первое: она обращена на изучение иностранных языков, в которых нет системы падежей. А в русском слово меняется: верблюд-у-а, верблюдица по числам, родам и падежам. Второе: при изменении цвет написанного слова или его размер на карточке, ребенок «не узнает» казалось бы, выученное навсегда слово. Третье: ребенок из активного участника процесса обучения превращается в его объект. Во время обучения он пассивен, работает только его зрительная система, поглощающая лишь ту информацию, которая расположена на карточках. Он нагружается фактами, становится «ходячей энциклопедией», но не учится думать, использовать, применять полученные знания.
Страдает эмоциональное развитие. Маленькому ребенку ничего нельзя брать на веру: вещь надо пощупать, потрогать, исследовать со всех сторон, определить место в иерархии своих ценностей.
Несомненным плюсами методики является то, что ребенок усваивает большой объем информации, абсолютно не назойливо со стороны взрослого. Более того, он привыкает постоянно тянуться к новому, к большим количествам «свежей информации», вырабатывается тяга к познанию, классификации. Помимо этого воспитываются и родители, которые понимают, что с ребенком нужно много заниматься, чтобы достичь реальных результатов. Факты говорят сами за себя: десяток нобелевских лауреатов в детстве учились по Доману!
Контактный счет: попросите пересчитать пальцы на руке, дотрагиваясь до них другой рукой, затем предметы перед ним.
Обратный счет: ребенок не научится вычитать, если не умеет «считать назад».
Счет до заранее заданного числа. Положите перед малышом горсть фасолин, попросите отсчитать 3 из них. Когда поймет это, попросите сделать несколько кучек, по 3, 5, 9 штук в каждой. Если справится и с этой задачей, расположите перед ним предметы в ряд, попросите отсчитать (дотрагиваясь до них, но не передвигая) меньшее число предметов, чем лежит перед ним. Регулярно просите малыша считать до определенной указанной вами цифры, не дотрагиваясь до предметов и не упоминая их.
Поочередный счет: вы говорите 1, он говорит 2, вы говорите 3, он говорит 4 и т.д. Вначале он захочет называть ваши числа; объясните ему, что это запрещено правилами игры. В следующий раз начинать должен он: он говорит 1, вы говорите 2 и т.д. Когда ребенок будет легко справляться с подобным заданием, привлеките к игре кого-нибудь еще (скажем, другого ребенка, ему это тоже понравится!) и поиграйте втроем, потом вчетвером и т. д. Теперь, когда он быстро разберется, что к чему, продолжайте играть только в том случае, если он проявляет интерес.
Речь по представлениям Лупан начинает развиваться не в момент, когда ребенок произносит первое слово, а с рождения. Задолго до этого идет длительный процесс, который можно ускорить или замедлить своим поведением. Здесь Лупан солидарна с выводами Франсуаза Дольто о том, что «с малышами нужно разговаривать с самого рождения, объяснять им, в какой среде они живут, не заботясь о том, что младенцы еще не понимают того языка, на котором с ними говорят. Общение совершается за пределами речи, но при помощи слов!»
Поверьте, рекомендации и «наработки» Сесиль Лупан не оставят вас равнодушными. Претворяя их в жизни, вы обязательно придумаете на ходу что-то свое.
Зайцев. Обучение складовому чтению. Сотни в математике малышей
Идею складов Зайцева развил современный петербургский педагог Воскобойвич, создавший складушки: создал картинки с рисунком и стихотворной подписью с выделенными складами.
Речь развивается через разговор. Учитывать нужно и то, что склад- это вовсе не слог. Следовательно, в жизнь ребенка вы вводите новое понятие, должны показать его различие. Не спешите обучать ребенка чтению с года. Поверьте, пройдет совсем немного времени, и к 2,5- 3 годам он сам будет бегать за вами, спрашивать, какая буква, какое слово написано на вывеске, на номере машины и так далее. Чтение должно ложиться на подготовленную почву. Показывая буквы, кубики с полугода (что является сейчас модной тенденцией), вы обрекаете себя на бесконечное число повторений: ибо в этом возрасте ребенок быстрее забывает, чем выучивает ряд символов.
Для развития творческих способностей необходимо, чтобы ребенок уже был хорошо координирован, крепко держал карандаши, кисточку в руках, мог усидчиво заниматься хотя бы полчаса. Поэтому, в основном, почти все методики обучения музыке, рисованию предназначены для детей с 4 лет. Здесь крайне важно познакомиться с хорошим педагогом или посещать занятия досугового центра.
Повторимся, что методик, подходящих малышам крайне мало. Может вы будете первым, кто их придумает и активно внедрит в жизнь родителей.
Художники в памперсах. Методика Гмошинской
Когда малыш научится их различать, выявляйте эти фигуры в сложных предметах, ищите созданное на их основе.
Продолжить «карьеру художника» можно в изостудиях, музеях. При художественных музеях всегда существуют группы рисования. Их посетители не только учатся изображать предметы, но также постоянно сверяют свой взгляд с изображениями маститых художников. Слушают лекции о картинах и рисуют с натуры.
Впитывание музыки
Еще с первых дней жизни бабушки напевали колыбельные, покачивали в такт пению. Сегодня существует немало «адаптированных» кассет, выпущенных специально для малышей. Они-то и могут стать прекрасным началом к музыкальному Олимпу. Услышав знакомую мелодию, ребенок успокаивается, двигается, проявляет эмоции. У мамы появляется прекрасная возможность расслабиться самой, на время заняться своими делами.
Метод погружения в среду иностранного языка. Жанна Китайгородская
Занятия по второму языку должно проходить в игровой форме. Эта круглая доска на четырех ножках называется не только как «стол», но и table. Ребенок с удовольствием включается в заколдованный кодами мир иностранного языка. Тем более, если занятия проводятся всегда одним и тем же «иностранцем», «не разумеющим» на родном для малыша языке. Группы включения существуют в различных детских садах. Системно обучать второму языку логопед советуют лишь после усвоения грамматики и лексики родного- после 3-4 лет.
Вкратце о других именах, которые могут вам встретиться.
Джон Хольт. Теории обучения. Unschooling
К концу 70-х понял, что школа никогда не станет эффективным методом в обучении детей. Так зародилась идея альтернативного обучения unschooling (от английских слов un «не» и schooling «обучение»). Сейчас unschooling используется для описания особого типа обучения дома, когда обучение тесно связанно с повседневной жизнью семьи, и дети набирают знания следуя своим интересам. Хольт доказывал, что дети усваивают больше знаний, если их учить быть частью окружающего мира, дать детям свободу исследовать свои интересы, отвечать на их вопросы, когда дети их задают, и самое главное уважать детей, а не смотреть на них свысока.
Пиаже. Когнитивное развитие
Мейсон Шарлотта. Направление естественной любознательности
Мейсон рекомендовала изучение природы для развития наблюдательности и способности ценить красоту творения Бога. Обучение проходит наиболее успешно, если принимать во внимание особенности умственного развития и характера ребенка. В то же время, подчеркивалась необходимость развития способности управлять своим характером и закладывания прочных моральных принципов.
Гарднер. Совокупный интеллект
Психолог Говард Гарднер (Howard Gardner) выдвинул теорию о том, что интеллект не является единым целым, а состоит из совокупности интеллектов (multiple intelligence). Он различал 8 видов интеллекта: лингвистический, музыкальный, логико-математический, пространственный, натуралистический, телесно-кинестический, межперсональный и внутриперсональный. Интеллект каждого человека состоит из совокупности различных интеллектов, поэтому обучение строится исходя из особенностей и сильных сторон каждого человека, в отличие от традиционных лингвистического и логико-математического подходов школ. Например, человек с телесно-кинестическим интеллектом легче поймет геометрические понятия, если их представить в виде наглядных пособий, а не традиционным логическим описательным способом.
В заключение хотим дать несколько рекомендаций неравнодушным родителям.
Что следует учесть еще до начала занятий с малышом?
Самое главное, не ставить себе цели воспитать вундеркинда, гения. Гонясь за результатами, можно перегрузить ребенка. А демонстрируя эти результаты окружающим можно испортить характер малыша.
Второе – не нужно метаться от одного модного увлечения к другому. Маленькие дети консерваторы, они быстро привыкают к тому или иному образу жизни. И смена его всегда небольшая травма. А если Вы станете часто менять свои взгляды на развитие и воспитание малыша, то можете даже нанести урон его психике.
Выбирая тот или иной способ обучения, будьте критичны. Не берите все слепо и без оглядки. В любой методике может что-то, что подойдет Вам и Вашему малышу, а что-то и не вполне подходящее. Не бойтесь своего непрофессионализма. Только Вы можете точно знать, что хорошо для Вашего ребенка, а что нет.
Итак, Вы выбрали, какое из направлений или методик Вам больше всего нравится. Это может быть что-то одно или сочетание двух-трех близких по духу методов. После этого старайтесь не менять свои педагогические взгляды.
Занимаясь с малышом, старайтесь использовать ограниченный круг учебных пособий. Не покупайте все новые и новые развивающие игры и материалы. Лучше максимально полно использовать что-то одно (или несколько), со всех сторон, чем развивать ребенка нескольким десятком игр и пособий. Он не сможет толком освоить ни одной игры, а только запутается. Проявите творчество, придумывайте новые задания к знакомым играм.
Все игры и занятия вводите по принципу «от очень простого к простому, от простого к сложному, а потом и к очень сложному». Если малыш с чем-то не справляется, упростите задание до максимума, даже если это не соответствует инструкции. Делайте сначала все задания вместе, а потом пусть попробует сам.
Не стоит волноваться, если у Вас что-то не получается совсем, отложите то или иное занятие или игру. Через некоторое время попробуете снова. Ведь Вы не гонитесь за рекордом, а общаетесь с ребенком, помогаете ему понять премудрости взрослой жизни, овладеть собственным умом и телом.
Не ставьте себе никаких норм по времени и количеству занятий в день. Во-первых, такие нормы трудно выполнять (по разным бытовым и семейным обстоятельствам). Не выполнив то или иное запланированное упражнение или, не проведя игру, занятие, Вы станете себя винить, что не можете обеспечить малышу полноценное развитие. А это не так. Потому что, даже небольшое количество занятий это лучше, чем ничего. Занимайтесь столько, сколько Вам позволяет время.
Во-вторых, Вашего малыша может очень-очень увлечь то или иное дело. Не нужно его останавливать, чтобы провести следующее по списку «мероприятие». Пусть лучше проявит себя наиболее полно в том, что его заинтересовало.
Никогда не привлекайте ребенка к занятиям, если он болен или даже просто неважно себя чувствует или у него плохое настроение. Это принесет ему не пользу, а вред.
Если Вы хотите дать ребенку знания о чем бы то ни было, предоставьте ему как можно больше путей получения информации, не ограничивайтесь карточками или ещё каким-нибудь модным увлечением. Давайте её с разных сторон, с разных точек зрения, освещайте одну тему в играх, плакатах, других пособиях, книгах, фильмах.
Старайтесь больше разговаривать с ребёнком, говорите с ним обо всём на свете дома, в метро, на прогулке – речь взрослого важнее любого методического пособия.
Информация, которую вы даёте маленькому ребёнку, должна быть построена на основе принципа «Ребёнок и его окружение» и границы её должны постепенно расширяться в зависимости от возраста ребёнка. Не нужно хвататься сразу за многое или сразу за очень сложное.
Не давайте малышу те знания, которые не пригодятся ему в ближайшее время. Потому что, пока они ему понадобятся, он может их просто забыть. А драгоценное время можно потратить на изучение и освоение того, что нужно сейчас в первую очередь. Не делайте «запасы знаний», живите сегодняшним днем.
Малыша, который чем-то занимается в течение дня, не стоит перегружать просмотром телевизора. Это излишняя для него информация и сильная нагрузка на мозг. Ему нужно время и спокойная обстановка, чтобы впитать и усвоить полученные знания и умения.
Помогите ребёнку самому научиться добывать знания. Предоставьте ему свободу творчества в этом процессе.
Радуйтесь каждому успеху вашего ребёнка, даже малейшей попытке проявить себя, особенно если это впервые.
Не углубляйтесь в каком-то одном направлении, например, чтении, математике, музыке или физическом воспитании, забывая остальные. Всестороннее развитие гораздо важнее для малыша, чем рекорд в одном из направлений.
Надеемся, что эти советы помогут Вам сделать общение с малышом интересным, насыщенным, полезным для Вас обоих.
А главное, совершенствуйтесь сами. Пусть малыш видит, что учиться и познавать – интересно, необходимо каждому.