Что такое раннефеодальная монархия
Раннефеодальная монархия
В условиях военной демократии князь (король), опираясь на дружину, из выборного военачальника превращается в главу государства и начинает передавать верховную власть по наследству. Он начинает назначать должностных лиц (графов, «мужей») в качестве своих наместников в округах (в городских центрах союзов племён), позднее наместники монарха заменяют собой и выборных должностных лиц более низких уровней (сотников).
С ростом территории государства, ростом бюрократического аппарата, разветвлением правящей династии происходит политическая децентрализация, на утверждение той или иной кандидатуры на монаршем престоле начинают влиять крупные феодалы. Верховная власть становится номинальной.
На следующем этапе, при полном развитии слоя мелких феодалов на местах и городского сословия, глава государства в союзе с ними получает возможность ущемить права крупных феодалов, территориально увеличить свой домен и начать процесс централизации государства, вновь сделать свою власть реальной и наследственной.
Примечания
Полезное
Смотреть что такое «Раннефеодальная монархия» в других словарях:
Монархия — Пётр I Великий, 1 й император Всероссийский Формы правления, по … Википедия
Монархия — (от греч. monarchía единовластие, единодержавие) в эксплуататорских государствах форма правления, при которой верховная государственная власть формально (полностью или частично) сосредоточена в руках единоличного главы государства монарха … Большая советская энциклопедия
МОНАРХИЯ — (греч. monarchia единовластие) наряду с республикой одна из двух форм правления, известных истории государства и права; при этой форме главой государства является единоличный правитель монарх: власть монарха, как правило, является пожизненной и… … Энциклопедия юриста
МОНАРХИЯ — (в пер. с греч. единовластие) форма правления, при которой верховная власть пожизненно (полностью абсолютная М.) или частично (ограниченная М.) принадлежит единоличному главе государства. М. такая форма правления, при которой глава государства… … Энциклопедический словарь «Конституционное право России»
Абсолютная монархия — Формы правления, политические режимы и системы Анархия Аристократия Бюрократия Геронтократия Демархия Демократия Имитационная демократия Либеральная демократия Представит … Википедия
Сословно-представительная монархия — Формы правления, политические режимы и системы Анархия Аристократия Бюрократия Геронтократия Демархия Демократия Имитационная демократия Либеральная демокр … Википедия
Дуалистическая монархия — Формы правления, политические режимы и системы Анархия Аристократия Бюрократия Геронтократия Демархия Демократия Имитационная демократия Либеральная демократия Представит … Википедия
Парламентарная монархия — Формы правления, политические режимы и системы Анархия Аристократия Бюрократия Геронтократия Демархия Демократия Имитационная демократия Либеральная демокр … Википедия
Конституционная монархия — Формы правления, политические режимы и системы Анархия Аристократия Бюрократия Геронтократия Демархия Демократия Имитационная демократия Либеральная демокр … Википедия
Вотчинная монархия — разновидность монархии и этап развития замлевладельческих государств, следующий за феодальной раздробленностью (в России политической раздробленностью) в узком смысле слова (феодальной анархией, аристократическим строем) и предшествующий сословно … Википедия
Раннефеодальная монархия как форма правления, ее особенности на Руси
Основные этапы складывания Древнерусского государства
— На первом этапе образования древнерусского государства (VIII середина IX вв.) происходит вызревание предпосылок, складывание межплеменных союзов и их центров, которые упоминаются у восточных авторов. К IX в. восходит появление системы полюдья, т.е. сбора с общинников в пользу князя дани, которая в ту эпоху носила еще добровольный характер и воспринималась как возмещение за военные и управленческие услуги.
— На втором этапе (2-ая половина IX середина X в.) процесс складывания государства ускоряется во многом благодаря активному вмешательству внешних сил хазар и норманнов (варягов). ПВЛ говорит о набегах воинственных обитателей Северной Европы, вынудивших ильменских словен, кривичей и финно-угорские племена чуди и веси платить дань. На Юге же хазары собирали дань с полян, северян, радимичей и вятичей.
Раннефеодальная монархия — форма правления, хронологически первая из форм феодальной монархии. Развивается при переходе к феодализму в зависимости от климатических особенностей региона либо от рабовладельческого строя (Южная Европа, Северная Африка, Передняя Азия, Средняя Азия, Индия, Китай), либо непосредственно от первобытнообщинного строя (Западная Европа, см.варварские королевства, Северная Европа, Восточная Европа). Сохраняется также в период феодальной раздробленности. Хронологически предшествует сословно-представительной монархии (некоторые исследователи выделяют промежуточный этап вотчинной монархии).
В условиях военной демократии князь (король), опираясь на дружину, из выборного военачальника превращается в главу государства и начинает передавать верховную власть по наследству. Он начинает назначать должностных лиц (графов, «мужей») в качестве своих наместников в округах (в городских центрах союзов племён), позднее наместники монарха заменяют собой и выборных должностных лиц более низких уровней (сотников).
С ростом территории государства, ростом бюрократического аппарата, разветвлением правящей династии происходит политическая децентрализация, на утверждение той или иной кандидатуры на монаршем престоле начинают влиять крупные феодалы. Верховная власть становится номинальной.
На следующем этапе, при полном развитии слоя мелких феодалов на местах и городского сословия, глава государства в союзе с ними получает возможность ущемить права крупных феодалов, территориально увеличить свой домен и начать процесс централизации государства, вновь сделать свою власть реальной и наследственной.
Высшие органы государственной власти Древнерусского государства
Кроме того, в систему высших органов центрального управления входило вече (народное собрание), являвшееся некоторым атрибутом демократичности политического режима. Вече у славян, как и у германцев, возникло в глубокой древности. Правда, данные о нём так скудны, что вряд ли возможно достаточно оп ределённо говорить о его функциях и организационных формах. Были ли вечевые собрания продолжением племенных сходок или они сразу зарож дались как городские собрания – на этот вопрос вряд ли можно ответить. Известно новгородское вече более позднего времени, о котором речь впе реди. Можно думать, что вечевые собрания созывались князем крайне редко в виду процедурной сложности, ведь надо было собрать в одном месте дружину, родоплеменную знать, свободных жителей города, а затем принять на этом сборище какие – то важные решения. Скорее всего, делалось это методом вопросов и ответов: «да» или «нет».
В како – то степени, это был рецидив военной демократии родоплеменного периода, ограничивающий власть князя. Вечевые, а за тем позднесоборные традиции государственности явились устойчивым компонентом политического процесса наряду с самодержавием.
Слово «вече» связано со словом вещати (говорить). В псковском диалекте «вечать» означает «кричать» (В. И. Даль), что в какой-то мере может дать представление о способе решения вопросов на вечевых собраниях. Следует, однако, помнить, что буквальное значение слова может со временем вступать в противоречие с реальным положением дел. Рюрик с братьями, дружиной и родом был приглашен на княжение. И сделало это какое-то общественное собрание. Следовательно, первоначально народное вече (либо институт, аналогичный или близкий ему) было источником власти князя.
Таким образом, с образованием Древнерусского государства с помощью вече феодальная знать ограничивала власть великого князя. Вечевые собрания получили широкое распространение на Руси и в период феодальной раздробленности, став органом власти во многих городах – центрах отдельных русских земель. Ведению вечевого собрания подлежали вопросы войны и мира, призвания и изгнания князей, выборы и смещение высших должностных лиц административного, судебного и военного управления.
Решения принимались без голосования, путем одобрения того или иного предложения криком. Постановления вече «старших» городов были обязательны для «младших» городов и пригородов. На вече часто происходили столкновения между городской верхушкой и «низами». Дольше всего вечевой строй («вечевая демократия») удерживался в Новгородской и Псковской феодальных республиках, где он достиг наивысшего развития. Однако с присоединением к Москве Новгорода (1478 г.) и Пскова (1510 г.) вече было повсюду упразднено.
Вече – институт политической власти, ограничивающий абсолютную власть великого князя. Существование данного органа в условиях раннефеодального государства свидетельствует об относительной централизованности Древней Руси на данном этапе и позволяет рассматривать политический механизм как наиболее приемлемый для дальнейшей эволюции государственности, развития торговых и хозяйственных связей, а также для эволюции социального механизма (в частности, выделение среднего класса).
Развитие форм управления в Древнерусском государстве. Десятичная и дворцово-вотчинная системы управления
Под дворцово-вотчинной системой управления понимается деление органов управления в зависимости от территории. При этой системе управления органы управления во дворце являлись одновременно органами управления в государстве.
Вся территория удельной Руси, а позднее и Московского государства (в XV–XVI вв.) делилась на следующие территории:
1) княжеского дворца;
2) боярской вотчины.
Такая система была удобна и сложилась в период феодальной раздробленности. Она пришла на смену десятичной системы управления, при которой выделялись тысяцкие, сотские, десятские.
Княжеский дворец являлся центром удельного управления, вотчиной князя. Эта территория управлялась единолично князем.
Вотчина бояр – это территория, на которой дворцовое (княжеское) управление и хозяйство поручалось отдельным боярам, вольным слугам или холопам.
Княжеские должностные лица: воевода, тиуны, огнищане, старосты, стольники и др.
Складывалась самостоятельная система административных ведомств в княжеских землях.
Центральное управление этой системой осуществляли бояре, важнейшие вопросы хозяйства княжеской вотчины поручались совету бояр.
Система дворцового управления:
1) дворец – управлялся дворецким (дворским);
2) ведомство дворцовых путей (преимуществ, доходов); пути: сокольничий, ловчий, конюший, стольничий, чашничий и др.
Пути – это административные и судебные органы власти, они возглавлялись «путными боярами».
Название управляющего тем или иным путем зависело от названия самого пути. Например, сокольничий заведовал сокольниками и другими служителями птичьей охоты, конюший – конюшнями Великого князя, стольничий – бортными леса и т. д.
Удел князя, ближайший к Москве, назывался «дворцом», туда посылался дворецкий (наместник Великого князя Московского), в то время как удельные князья отправлялись на службу в Москву.
Назначение наместником – «пожалование». Пожалование даровалось нередко бывшим князьям в их родном уделе на срок до 3-х лет.
В помощь наместнику формировался круг ближайших людей – изба. Изба ведала судом и финансами.
Система кормления в местном самоуправлении получила широкое распространение в период дворцово-вотчинной системы государственного управления (до середины XVI в.).
Кормление – это жалование Великого князя за службу, право пользоваться наместническими доходами в волости, по «наказному» или «доходному» списку.
Кормление получали наместники в городах или волостях.
Кормления даровались на основании грамот на кормление. Но они были ограничены таксой в этих грамотах. Такие ограничения устанавливались для каждого уезда дифференцированно.
Грамоты на кормление давали наместникам право управления, суда и корма.
Корм состоял из:
1) «въезжего корма» (при въезде наместника на кормление);
2) периодического (на Рождество, Пасху, Петров день);
3) пошлин торговых (с иногородних купцов);
4) судебных брачных («выводной кузницы»).
За превышение таксы полагалось наказание.
В период образования единого государства власть кормленщиков на местах стала ослабевать. Появились уставные грамоты – Двинская 1397 г. и Белозерская 1488 г. – которые ограничили власть кормленщиков тяглым населением.
Раннефеодальная монархия: черты и особенности
Раннефеодальная монархия – одна из многих форм правления. За хронологическими данными, раннефеодальная монархия – первая из форм классической феодальной монархии.
Исторический словарь, говорит, что раннефеодальная монархия – это прежде всего форма политического режима в X веках. Также с термином раннефеодальная монархия сроднен термин государство раннего феодализма, где верховная власть находиться в руках монарха.
Развитие подобного типа правления развивается во время перехода к феодализму, взамен рабовладельческому строю, что и происходило, например, после распада Западной Римской империи в Европе. Также такая форма государства характерна для варварских государств, которые из первобытнообщинного строя переходят к феодальному.
Древнерусская раннефеодальная монархия
Как доказано большинством историком занимающимися историей Киевской Руси, Русь – это государство раннефеодального типа, то есть – раннефеодальная монархия. Доказательств этому более чем достаточно.
Одним из самых главных факторов и доказательств этому это то, что на Руси не завершился процесс формирования классов общества. К тому же на Киевской Руси только зарождалось феодальное землевладение, так как основная масса смердов (крестьяне) – были свободным от феодалов (князей).
При этом, на основе всех данных, ми видим, что начало феодальному строю уже положено. О чем речь?
•Формируется боярское землевладение;
•Все общинные земли понемногу начинают захватываться боярами и князьями;
•Великий князь начинает дарить и раздавать во владение большие земельные надели своим поданным. При этом вместе с землей под власть князя, боярина и т. д. попадают и все крестьяне, живущие на этой земле;
•Все крестьяне, попавшие под власть, например, князя уже должны платить ему натуральный оброк;
То есть, вы видим реальные черты феодального устройства, однако они только внедряются, так что ни о какой феодальной монархии не может быть и речи.
Также следует отметить еще одну важную черту, которая дает возможность понять, что Русь – раннефеодальная монархия. Во главе государства стоял монарх – то есть, князь. И он опирался в первую очередь на свою дружину, то есть военную силу, а затем уже на совет старейшин. Великий князь был сюзереном для других, более мелких князей.
Черты раннефеодальной монархии
Как и любая другая форма правления государством, раннефеодальная монархия имеет свои уникальные черты, делающих ее не такой, как и иные формы правления.
И так, черты раннефеодальной монархии следующие:
•Существовал переход власти в порядке наследования престола, однако при этом не было никакого законодательного закрепления механизма этого самого перехода власти: от отца – к старшему сыну. То есть, все было на уровне обязательного обычая, не более;
•Правитель – монарх не нес никакой юридической ответственности за совершение своих действий перед государством (монарх мог совершить любое действие в своем государстве: казнь кого-то, захватить ту или иную область, собрать дань и за это он не нес никакой ответственности – это считалось вполне нормальным для такой формы правления, несколько позже, уже при феодальной монархии, сюзерен не был столь властен);
•В таком государстве не были сформированы институты власти;
•Полномочия и статус совета при князе (короле) нигде не были установлены;
Важным также являлось то, что органы власти никогда не имели постоянных полномочий, и они довольно часто менялись.
Кроме Киевской Руси, отличным примером раннефеодальной монархии можно считать Королевство франков в Западной Европе.
Признаки раннефеодального государства
Вы будете перенаправлены на Автор24
Понятие раннефеодального государства
Под государством, современные исследователи в области права, понимают такую организацию политической власти, которая позволяет осуществлять управление социумом на вверенной территории, обеспечивать на ней порядок и стабильность.
Государство является уникальной организацией, которая имеет ряд характерных для нее признаков, атрибутов, функций, не имеющих аналогов.
Признаками государства, являются его уникальные в своей совокупности характеристики.
Раннефеодальное государство – это государство, которое представляет собой наиболее раннюю форму монархического правления.
Данная форма правления характерна для государств, которые находились на этапе перехода от первобытно-общинного строя к феодальному. Данная форма монархии характерна для 9-10 веков.
Признаки раннефеодального государства
Современные исследователи в области истории государства и права выделили следующие основные признаки раннефеодального государства:
Готовые работы на аналогичную тему
Ярким примером раннефеодального государства является Киевская Русь.
Киевская Русь как яркий пример раннефеодального государства
Большинство современных историков придерживаются мнения, что государство Киевской Руси относится к раннефеодальному типу.
Основным доказательством данной точки зрения является не завершенность формирования в данном государстве общественных классов, сословий, структур деления общества. Помимо этого, в данный период времени происходит зарождение феодального землевладения, основная часть крестьянского населения являлось свободным, однако, феодальный строй уже начинает складываться.
Ученые выделяют следующие основные признаки складывания феодального строя в Киевской Руси:
Таким образом, прослеживаются черты феодализма, которые находятся на этапе складывания и относятся к эпохе раннефеодальных государств
Возникновение и развитие феодального государства и права
Особенности феодального государства
Феодальное государство представляло собой организацию класса феодальных собственников, созданную в интересах эксплуатации и подавления правового положения крестьян. В одних странах мира оно возникло в качестве непосредственного преемника рабовладельческого государства (например, Византия, Китай, Индия), в других оно образовалось как непосредственный результат возникновения и утверждения частной собственности, появления классов, минуя рабовладельческую формацию (например, у германских и славянских племен).
Именно поземельные отношения и собственность на землю определяли в то время лицо общества, характер его социального и политического строя. Для феодальной системы общественных отношений были характерны следующие особенности: 1) иерархический характер феодального сословия, выражавшийся в системе вассалитета; 2) сословное деление общества; 3) ограничение права крестьян распоряжаться землей и их личная зависимость от феодалов.
Особенностью феодального общества являлась, таким образом, сложная иерархическая сословная система, отразившая особый строй поземельных отношений. Кроме того, владение землей давало и непосредственное право на реализацию властных полномочий на определенной территории, т. е. земельная собственность выступала в качестве непосредственного атрибута политической власти.
Отношения сюзеренитета-вассалитета создавали специфическую политическую иерархию внутри класса феодалов.
Типичной формой правления феодального государства была монархия. Феодальная республика была характерна для сравнительно немногих средневековых городов Северной Италии, Германии, России. Что касается форм феодального государства, то за время своего развития оно прошло ряд этапов:
1. Раннефеодальная монархия (сеньориальная) (V-IХ вв.) характерна для периода становления феодальной собственности, когда формирующийся класс феодалов группировался вокруг политически укрепившейся власти короля. В этот период складывались первые относительно крупные феодальные государства.
Для этого периода характерен процесс централизации государства и возникновения королевской власти, начало функционирования представительных органов: Генеральных штатов во Франции, Рейхстага в Германии, Кортесов в Испании и т.д.
3. Абсолютная монархия (ХVI-ХVIII вв.) характеризовалась сосредоточением всей полноты государственной власти, в том числе законодательных, судебных и фискальных функций, в руках короля; созданием большой профессиональной армии и бюрократического чиновничьего аппарата, что обеспечило ему прямое управление и контроль за страной.
Особенности феодального права
Характерные черты феодального права:
1) основное место в феодальном праве, особенно на ранних этапах, занимали нормы, регулировавшие поземельные отношения, нормы, обеспечивавшие внеэкономическое принуждение;
2) феодальное право в значительной степени являлось правом-привилегией, закреплявшим неравенство различных сословий. Оно наделяло правами (или урезало их) в соответствии с тем положением, которое занимал человек в обществе;
3) в феодальном праве не было привычного деления на отрасли права. Существовало деление на ленное право, церковное право, городское право и т.д., что объяснялось его сословным принципом;
4) огромное влияние на феодальное право оказали церковные нормы, нередко превращавшиеся в нормы права;
5) характерной чертой права Европы был партикуляризм, т. е. отсутствие единого права на всей территории государства и господство правовых систем, основанных на местных обычаях;
6) еще одной особенностью было то, что для многих народов Западной Европы феодальное право было обычным правом. По своей внешней форме, степени разработанности отдельных институтов, внутренней целостности и юридической технике оно в значительной степени уступало наиболее совершенным образцам рабовладельческого частного права, особенно римского, которое в Западной Европе было активно востребовано и пережило второе рождение, так называемую «рецепцию» римского права.
«Рецепция» римского права. Среди основных причин рецепции необходимо выделить следующие:
7) особое развитие в изучаемый период получило городское право. С ростом и развитием городов здесь появились городские суды, первоначально разбиравшие рыночные споры, но постепенно охватившие своей юрисдикцией все население города и вытеснившие применение ленного и дворового права в городах.
Городское право чаще всего излагалось в письменном виде, главным образом в связи с заимствованием его каким-либо городом.
В некоторых городах совет постановлял записать право для сведения собственных граждан, записывалась и судебная практика.
Большие города, имевшие высокий уровень товарно-денежных отношений, имели и более высокий уровень юридической проработки правовых норм. Со временем они подчиняли своему влиянию другие менее развитые города;
8) римско-католическая церковь играла большую роль в феодальном обществе Западной Европы. Она была мощной экономической, политической и культурной организацией и носительницей идеологии Средневековья. Христианская религия была тесно переплетена с феодальными отношениями, поэтому вся культура феодализма подчинена богословию. Догматы церкви стали политическими аксиомами, а библейские тексты получили силу закона.
Церковь выработала и свое право, которое получило название канонического, поскольку основные его положения излагались в постановлениях церковных Соборов (канонах). Свод этих канонов был составлен в XVI в. Кроме того, источниками канонического права были нормативные акты римских пап. Каноническое право регулировало внутрицерковные отношения, а также значительную часть внецерковных, главным образом гражданско-правовых и уголовных правоотношений. К ведению церковных судов относились дела, связанные с «грехом». Сюда относились такие преступления, как ересь, вероотступничество, колдовство, святотатство, нарушение супружеской верности, кровосмешение, двоеженство, лжесвидетельство, клевета, подделка документов, ложная присяга, ростовщичество.
Церковь монополизировала регулирование брачно-семейных отношений, право контроля за распределением имущества между законными наследниками и исполнение завещаний;
9) особую известность получила «инквизиция», т.е. суды для расправы с еретиками и инакомыслием.
Политико-правовая мысль Средневековья, эпохи Возрождения и Реформации
Период Средних веков характеризуется главным образом следующими чертами:
Практически одновременно с укреплением позиций христианской церкви на территории Римской империи внутри христианства возникали течения, отклонявшиеся от официального вероучения.
Так, во II в. группа христиан провозгласила особое знание, которое якобы исходило от первых апостолов, о том, что мир создан неким злым богом и находится в его власти. Истинный бог не связан с материальным творением и известен только из особых духовных откровений. В середине III в. появился новый религиозный пророк Мани, называвший себя апостолом Христа. Мани учил, что Вселенная разделена на силы Света и Тьмы, и Бог Света направил к людям много миссионеров, самым совершенным из которых был Иисус, представлявший собой сущность с подлинно божественной природой. Манихейство не получило массового распространения.
Вместе с тем процесс становления церкви в качестве крупнейшего феодала, наживавшегося за счет эксплуатации простого народа, бюрократического учреждения, активно поддерживавшего государство, не остался незамеченным простыми верующими. Начиная с X в. протест угнетенных вспыхнул с новой силой. Те, кого церковь называла еретиками, обличали ее, призывая вернуться к раннехристианским принципам, выступали за ликвидацию частной собственности, апостольскую бедность, мирскую проповедь и свободное чтение Библии. Наиболее крупными течениями были крестьянско-плебейская и бюргерская ересь (Джон Уиклиф, Ян Гус).
По мнению М. Падуанского, церковь должна быть отделена от государства и подчинена светской политической власти. В вопросе о происхождении государства Марсилий придерживался аристотелевских идей. Источником всякой власти является народ, правда, не весь, а лишь лучшая его часть, способная понять интересы государства и общества. Соответственно народу и принадлежит право издания законов. Законодателями также должны быть непременно лучшие люди. Принятый таким образом закон общеобязателен, власти надлежит самой придерживаться закона. Различая законодательную и исполнительную власть, мыслитель подчеркивает производность исполнительной власти от законодательной. Являясь приверженцем монархии, Падуанский настаивает на принципе выборности монарха.
Одним из выдающихся мыслителей Средневековья является Никколо Макиавелли. В основе политики, по мнению философа, лежат противоречивые социальные интересы. Развитие и смена форм государства определяется борьбой народа и аристократии.
Государство возникло как следствие преодоления разрозненности. Объединившись, люди сделали самого храброго своим главой и стали ему повиноваться. Совместная жизнь привела к пониманию плохого и хорошего (обычаи, мораль и нравственность). Возникли законы и установились наказания. Появилось правосудие. Основой любой власти служат хорошие законы и хорошее войско.
Государь не должен бояться ответственности, ибо он вне закона. Для сохранения государства можно применять любые меры: политика и мораль несовместимы.
Аналогичные проблемы были связаны с индульгенциями, вызвавшими массу противоречий. Индульгенция представляла собой папский декрет, обеспечивавший человеку освобождение от наказания за его грехи в чистилище. Вначале индульгенции давались за совершение духовных подвигов. Однако к началу XV в. индульгенцию, хотя и неофициально, уже можно было приобрести за деньги, затем последовали новые нарушения, когда папа Сикст VI разрешил приобретать индульгенции для умерших родственников, томящихся в чистилище. Зачастую священникам отпускались грехи, если они вносили плату за сожительство, «колыбельные деньги» за незаконнорожденных детей и т.п. Это, естественно, порождало среди мирян недоверие к клиру.
Искру, от которой разгорелся пожар протестантской Реформации, вызвали проповеди немецкого богослова и преподавателя Виттенбергского университета Мартина Лютера (1483-1546). В 1517 г. открыто выступил против католицизма, прикрепив к вратам виттенбергской церкви свои знаменитые 95 тезисов. Его идеи на первом этапе
Он выступал за коренное преобразование церкви. Идея отмены опеки папской курии имела далеко идущие последствия: создавались предпосылки для политического объединения Германии, прекращался отток громадных денежных сумм в Рим, упразднялась треть церковных праздников, стимулировалось предпринимательство. Упрощение обрядов (простота мессы, ликвидация таинств) изменяло жизнь братств, цехов и гильдий, упраздняло значительную часть черного и белого духовенства, избавляло от расходов, связанных с содержанием церкви, вело к секуляризации церковного и монастырского имущества.
Мартин Лютер разработал учение о «двух царствах». Им разграничивались религиозная и светская сферы. Религиозная организация общества признавалась полностью автономной. Свобода совести, вера, внутренний мир человека являются сферой исключительно духовной власти. Светская власть занимается экономикой, политикой, просвещением, культурой. Власть непоколебима, ибо освящена Богом.
Гораздо более радикальных взглядов придерживался Томас Мюнцер (ок. 1490-1525). Мюнцер стал вдохновителем Крестьянской войны, объединившей беднейшие слои населения.
Отстаивая раннехристианские принципы, Мюнцер провозглашает, что только люди труда способны понимать Бога, ибо их интересы полностью совпадают с интересами общества. В его воззрениях имеются зачатки республиканских и социалистических идей: о торжестве общих интересов над частными; устранении господ, в том числе насильственными способами, установлении справедливого общества.
Лучшим, по мнению Бодена, является то государство, в котором суверенитет принадлежит монарху, а управление носит аристократический и демократический характер.