Что такое ранний возраст определение
ранний возраст
Полезное
Смотреть что такое «ранний возраст» в других словарях:
ранний возраст — детские годы, младенчество, нежный возраст, детство, малолетство Словарь русских синонимов. ранний возраст сущ., кол во синонимов: 5 • детские годы (6) • … Словарь синонимов
Ранний Возраст — стадия психического развития ребенка от 1 года до 3 лет, которая характеризуется качественными изменениями в развитии функций коры больших полушарий. В этом временном интервале происходят следующие события индивидуального … Психологический словарь
Ранний возраст — (синоним: преддошкольный возраст) стадия психического развития ребенка, охватывающая период от 1 года до 3 лет. Основные отличительные особенности психических процессов в Р. в.: их зависимость от наглядной ситуации; функционирование в неразрывной … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Возраст выхода на пенсию в России, странах Европы, США — Россия Возраст выхода на пенсию для мужчин составляет – 60 лет, для женщин – 55 лет. Трудовая пенсия по старости может быть назначена ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста. В соответствии с пенсионным… … Энциклопедия ньюсмейкеров
ВОЗРАСТ ВЫХОДА НА ПЕНСИЮ, ОБЫЧНЫЙ — В практике обеспечения льгот для служащих: возраст, указанный в схеме пенсионного страхования как самый ранний возраст, по достижении которого служащий может выйти на пенсию без сокращения пенсионных льгот. Чтобы получать максимальные пенсионные… … Страхование и управление риском. Терминологический словарь
возраст — (в психологии) категория, служащая для обозначения временных характеристик индивидуального развития. В отличие от хронологического В., выражающего длительность существования индивида с момента его рождения, понятие психологического В. обозначает… … Большая психологическая энциклопедия
возраст ранний — стадия развития психического ребенка от одного года до трех лет, характерная качественными изменениями в развитии функций коры больших полушарий мозга головного. На ней стадии происходят следующие события индивидуального развития: 1) формируется… … Большая психологическая энциклопедия
возраст — Бальзаковский, внушительный (разг.), златой (устар.), золотой, зрелый, критический, младой (устар), молодой, нежный, незрелый, неопреоделенный, опасный, пожилой, поздний, почтенный, преклонный, прелестный, ранний, солидный, счастливый, трудный,… … Словарь эпитетов
ВОЗРАСТ ВЫХОДА НА ПЕНСИЮ, РАННИЙ — В практике обеспечения льгот для служащих: возраст более ранний, чем обычный возраст выхода на пенсию, который указан в схеме пенсионного обеспечения и по достижении которого участник схемы пенсионного обеспечения может получать пенсионные льготы … Страхование и управление риском. Терминологический словарь
Ранний алкоголизм — развитие симптоматики алкогольной зависимости в возрасте до 18 лет. Омоложение алкоголизма отмечается в последние десятилетия во многих странах мира. Обычно считается, что незрелость личности и молодой возраст (особенно подростковый и детский)… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
МБУ детский сад № 28 «РОМАШКА» г. Тольятти
Добро пожаловать
Прием в МБУ
Управленческий портфель
О нас в деталях
Здоровое питание – здоровые дети (городской проект)
Примите участие в опросе
Примите участие в опросе с 25 января по 15 декабря 2021 года
Что такое «ранний» возраст? И какой он, ребенок «раннего» возраста?
Развитие психических функций
Раннее детство является сензитивным периодом для усвоения речи. Автономная речь ребенка довольно быстро (обычно в течение полугода) трансформируется и исчезает. Необычные и по звучанию, и по смыслу слова заменяются словами «взрослой» речи. Но переход на новый уровень речевого развития возможен только при полноценном общении ребенка с взрослыми. Если общение с взрослыми недостаточно или, наоборот, близкие исполняют все желания ребенка, ориентируясь на его автономную речь, освоение речи замедляется. Наблюдается задержка речевого развития и в тех случаях, когда растут близнецы, интенсивно общающиеся друг с другом на общем детском языке.
Произнесение слов становится более правильным, ребенок постепенно перестает пользоваться искаженными словами и словами-обрывками. Этому способствует и то, что к 3 годам усваиваются все основные звуки языка. Самое важное изменение в речи ребенка заключается в том, что слово приобретает для него предметное значение. Ребенок обозначает одним словом предметы, различные по своим внешним свойствам, но сходные по какому-то существенному признаку или способу действия с ними. Поскольку ребенок активно познает мир вещей, манипуляции с предметами для него становится ведущей деятельностью, а освоить новые действия с предметами он может только совместно со взрослым. Инструктивная речь, организующая действия ребенка, понимается им достаточно рано.
Интенсивно развивается и активная речь: растет активный словарь (причем количество произносимых ребенком слов всегда меньше, чем количество понимаемых), появляются первые фразы, первые вопросы, обращенные к взрослым. К трем годам активный словарь достигает 1000-1500 слов. Предложения первоначально, примерно в 1,5 года, состоят из 2-3 слов. Это чаще всего субъект и его действие («мама идет»), действие и объект действия («дай булку», «хочу конфету»), или действие и место действия («книга там»). К трем годам усваиваются основные грамматические формы и основные синтаксические конструкции родного языка. В речи ребенка встречаются почти все части речи, разные типы предложений. Речевая активность ребенка обычно резко возрастает между 2 и 3 годами. Расширяется круг его общения — он уже может общаться с помощью речи не только с близкими людьми, но и с другими взрослыми, с детьми. Когда же ребенок вступает в разговор со сверстниками, он мало вникает в содержание реплик другого ребенка, поэтому такие диалоги бедны, и дети не всегда отвечают друг другу.
Из этого следует еще одна особенность детей раннего возраста – у них наблюдаются элементарные формы воображения (предвосхищение), но творческого воображения у них еще нет. Маленький ребенок не способен что-то выдумать, солгать и только к концу раннего детства у них появляется возможность говорить не то, что есть на самом деле.
Помимо собственно предметных действий, для развития ребенка раннего возраста важны и такие действия, как рисование и игра. Рисунок ребенка до 2 лет трудно назвать рисунком, это, скорее, каракули. Но на третьем году уже появляются формы, обладающие сходством с изображаемым объектом. В 2,5 года, в частности, дети могут вполне отчетливо нарисовать человека. На таком рисунке кроме круга-головы различаются мелкие детали — глаза, нос, рот.
Эмоциональное развитие
Развитие психических функций неотделимо от развития эмоционально-потребностной сферы ребенка. Доминирующее в раннем возрасте восприятие аффективно окрашено. Ребенок эмоционально реагирует только на то, что непосредственно воспринимает. Он остро переживает неприятную процедуру в кабинете врача, но уже через несколько минут спокоен и живо интересуется новой обстановкой. Он не способен огорчаться из-за того, что в будущем его ожидают неприятности, и его невозможно обрадовать тем, что через 5 дней ему что-то подарят. Для раннего возраста характерны яркие эмоциональные реакции, связанные с непосредственными желаниями ребенка. В состав эмоциональных проявлений у детей этого возраста включены вегетативные и моторные реакции (неровное дыхание, частый пульс, покраснение кожных покровов, плач, хаотичные движения, выкрикивание бессвязных слови т.д.).
В конце этого периода, при приближении к кризису 3 лет, у ребенка могут наблюдаться аффективные реакции на трудности, с которыми он сталкивается. Если у ребенка при попытке что-либо сделать самостоятельно ничего не получилось и рядом не оказалось взрослого, возможна эмоциональная вспышка. Эти аффективные вспышки лучше всего гасятся тогда, когда взрослые достаточно спокойно на них реагируют. Избыточное внимание взрослых к таким проявлениям выступают для ребенка в качестве положительного подкрепления и он усваивает, что приятные моменты в общении с взрослыми наступают вслед за его слезами. Если ребенок действительно расстроен, достаточно показать ему любимую или новую игрушку, предложить заняться с ним чем-то интересным. У ребенка одно желание легко сменяется другим, он легко переключается и с удовольствием занимается новым делом.
У детей от 1 до 3 лет больший диапазон страхов, чем у младенцев. Это объясняется тем, что с развитием их способностей восприятия, а также умственных способностей расширяются и рамки жизненного опыта, из которого черпается все новая и новая информация. Для этого возраста характерны конкретные страхи, когда опасность связывается с конкретными предметами, существами или явлениями окружающей действительности. Обычно страхи исчезают со временем сами по мере освоения ребенком более тонких способов мышления. Чаще всего эмоции страха возникают при изменении какого-либо стереотипа в привычной жизни ребенка. Он обладает малым социальным опытом и боится всего нового и неожиданного. Одной из причин возникновения страха может стать и неправильное воспитание (запугивание ребенка чем-либо, желая заставить его слушаться). Чрезмерная раздражительность, нетерпимость, гнев родителей могут лишь усугубить детские страхи и способствовать появлению у ребенка чувства отверженности. Чрезмерная родительская опека тоже не избавляет ребенка от страха. Более эффективным способом является постепенное приучение их к общению с предметами, вызывающими страх, а также наглядный пример.
Основными причинами возникновения отклонений в эмоциональном развитии ребенка этого возраста могут стать частые изменения привычного стереотипа поведения, режима дня, отсутствие необходимых условий для игры и самостоятельной деятельности, неправильные воспитательные приемы (создание односторонней эмоциональной привязанности, отсутствие единого подхода к ребенку и т.п.).
Развитие эмоционально-потребностной сферы зависит от характера общения ребенка с взрослыми и сверстниками. В общении с близкими взрослыми, которые помогают ребенку познавать мир «взрослых» предметов, преобладают мотивы сотрудничества, хотя сохраняется и чисто эмоциональное общение, необходимое на всех возрастных этапах. Помимо безусловной любви, эмоционального тепла, ребенок ждет от взрослого непосредственного участия во всех своих делах, совместного решения любой задачи, будь то освоение столовых приборов или строительство башни из кубиков. Вокруг таких совместных действий и разворачиваются новые для ребенка формы общения с взрослыми.
Ребенок раннего возраста, общаясь с детьми, всегда исходит из своих собственных желаний, совершенно не учитывая желания другого. Он эгоцентричен и не только не понимает другого ребенка, но и не умеет ему сопереживать. Эмоциональный механизм сопереживания (сочувствия в трудной ситуации и совместной радости при удаче или в игре) появится позже, в дошкольном детстве. Тем не менее, общение со сверстниками полезно и тоже способствует эмоциональному развитию ребенка, хотя и не в той мере, что общение с взрослыми.
Ранний возраст
Ярославцева Светлана
Ранний возраст
Положение о значении социальной среды и общения ребёнка с взрослыми и сверстниками для психического развития и формирования личности является общепризнанным в современной психологии. Однако вопрос о механизмах влияния социальной среды на развитие человека интерпретируется по – разному в зависимости от теоретической модели развития, принимаемой в различных школах и направлениях – бихевиоральной психологии, теории социального научения, эпигенетическом подходе, модели экологических систем, психологии операционального развития интеллекта, культурно – историческом подходе. В учение о структуре и динамике психологического возраста Л. С. Выготский ввёл понятие социальной ситуации развития как важнейшей характеристики возраста, раскрывающей отношения ребёнка и его социального окружения. Возрастная специфика и содержание категории социальная ситуация развития в стабильных и кризисных возрастах были подвергнуты глубокому теоретическому и экспериментальному анализу в работах отечественных психологов (Л. И. Божович, В. В. Давыдов, М. И. Лисина, Д. Б. Эльконин, Д. И. Фельдштейн и др.). Было показано, что особенности социальной ситуации развития решающим образом определяют направление, содержание и характер развития ребёнка в нормативном пространстве возрастного развития. Вместе с тем в современной детской психологии всё более остро осознаётся необходимость конкретизации понятия «социальная ситуация развития ребёнка» как в теоретическом отношении, так и для решения неотложных и важных задач оптимизации, профилактики и коррекции психического развития детей.
Ранний возраст охватывает период от 1 до 3 лет и является одним из ключевых в жизни ребенка. Он характеризуется новой социальной ситуацией развития, поскольку на этом этапе его жизни ведущей становится предметом этно-манипулятивная деятельность, которая заменяет эмоциональное общение со взрослым (ведущую деятельность младенца, возникают важные новообразования.
Социальная ситуация развития в раннем детстве.
Ведущая деятельность в раннем детстве.
Для раннего детства основными видами деятельности являются предметная деятельность, речь и игра. Развитие предметной деятельности связано с овладением выработанными человечеством способами пользования предметами. Ребенок учится от взрослых использовать предметы, постигает значение вещей. Отличие предметной деятельности от характерного для периода грудного простого манипулирования предметами заключается в подчинении способов действия ребенка с предметами функциональном их назначению в жизни культурного человека.
Средством осуществления предметной деятельности, орудием овладения общественными способами использования предметов является общение. Несмотря на то эмоциональное общение перестает быть ведущей деятельностью в раннем в детском возрасте, оно продолжает очень интенсивно развиваться и становится речевым. Ведь связано с предметными действиями общения не может быть только эмоциональным, оно должно опосредоваться словом.
Ранний возраст является сенситивным (благоприятным) периодом для развития речи поскольку именно в это время овладения языком является эффективным. До трех лет ребенок овладевает речевым дыханием, дается все звуки родного языка его словарный запас составляет 1200-1500 слов, вон на использует распространенные предложения (5-6 слов, что свидетельствует об освоении основ синтаксиса, проявляет активность в речевом общении со взрослыми и детьми, овладевает экспрессивно-мимическими действиями (улыбка, контакт глаз, движения, позы, прикосновения и т. п.) Если ребенок по каким-либо причинам не имеет необходимых условий для развития речи, то позже наверстать упущенное очень трудно. Поэтому на 2-3-м году жизни необходимо особо и интенсивно заниматься речевым развитием.
Элементы игры используют уже младенцы, манипулируя предметами (игрушками, сосками). На втором году жизни игра становится более спонтанной и содержательной. Она является не просто манипуляцией, а разворачивается как действие с предметами, в которых ребенок воспроизводит то, что делают взрослые (например, разговор по телефону, питья чая). Это первые шаги на пути к символическим действиям, распространенными в этом возрасте видами игр- является игра-до исследований (игровое исследование особенностей предметов, игра-конструирование (самостоятельное возведение сооружений и обыгрывание их, ролевая (переборки ребенком на себя роли взрослого) игра.
Среди исследователей бытуют разные взгляды относительно причин возникновения и целей игры Сторонники психоаналитической теории, например, считают, что ролевая игра помогает малышу справиться с конфликтами. Однако будучи отраженными в игре, психологические конфликты не всегда ее причиной. Если в игре с куклой, утверждают они, ребенок очень заботится о ней, вполне возможно, что это выражает ее потребность в любви, компенсирует отсутствие родительского тепла.
Игровая деятельность малыша является основой формирования будущих умений и навыков, умственных действий. В процессе игрового экспериментирования формируется много его новых сложных способностей. До двух лет малыши уже могут играть в элементарные логические (предполагают использование и развитие навыков логического мышления) и тематические (по заданной взрослыми или самостоятельно выбранной) игры, проявляя свою способность составлять план действий.
С развитием символической (условное обозначение в игре предметов, событий, явлений) игры меняется отношение ребенка к другим детям. На первом году жизни они почти не взаимодействуют между собой, дети относятся друг к другу,как к живым игрушкам: дергают за волосы, касаются пальцами глаз и т. д. На 18-20 месяца они начинают взаимодействовать с партнерами по игре, стремятся играть друг с другом.
Итак, предметная деятельность, речь и игра свидетельствуют о психическом развитии малыша. В этих видах деятельности проявляются определенные психические новообразования раннего детства.
Характеристики полноценного общения ребенка раннего возраста со взрослыми:
— инициативность по отношению к старшему, стремление привлечь его внимание к своим действиям;
— предпочтение предметного сотрудничества со взрослым, настойчивое требование от взрослого соучастия в своих делах;
— доверчивость, открытость и эмоциональность отношения к взрослому, проявление к нему своей любви и охотный отклик на ласку;
— чувствительность к отношению взрослого, к его оценке и перестраивание своего поведения в зависимости от поведения взрослого, тонкое различение похвалы и порицания;
— активное использование речи во взаимодействии.
Понятие социальная ситуация развития было введено Л. С. Выготским как единица анализа динамики развития ребенка, т. е. совокупность законов, которыми определяется возникновение и изменения структуры личности ребенка на каждом возрастном этапе. Социальная ситуация развития обусловливает образ жизни ребенка, его «социальное бытие», в процессе которого им проявляются новые свойства личности и развиваются психические новообразования. Являясь продуктом возрастного развития, новообразования появляются к концу возрастного периода и приводят к перестройке всей структуры сознания ребенка, к изменениям системы его отношений к миру, другим людям, себе самому. Появление новообразований есть особый знак распада старой социальной ситуации развития и складыванием новой социальной ситуации развития, что сопровождается кризисами возрастного развития. Понятие социальная ситуация развития было определено Б. Г. Ананьевым и по его мнению оно направлено на преодоление представлений о среде как о факторе, механически определяющем развитие личности. В дальнейшем это понятие получило развернутый анализ в макросоциально-психологическом контексте и применялось для описания, например, онтогенетического развития личности ребенка Л. И. Божовичем, Д. Б. Элькониным, который определял возрастхарактеризующийся следующими главными показателями:
2) основным или ведущим типом деятельности;
3) основными психическими новообразованиями, приобретаемыми на данном этапе развития (от отдельных психических процессов до свойств личности). А так же как относительно замкнутый период, значение которого определяется прежде всего местом на общей кривой детского развития.
Таким образом социальная ситуация развития является специфической для каждого возрастного периода, определяющейся системой отношений субъекта в социальной действительности, отраженная в его переживаниях и реализуемая им в совместной деятельности с другими людьми.
Объект исследования: дети от периода младенчества до подросткового возраста.
Социальная ситуация развития младенца.
Социальная ситуация развития в раннем возрасте.
Общение ребенка со взрослым начинает опосредоваться предметами уже во второй половине младенчества. Однако ребенок вычленяет только отдельные предметы и самого взрослого он рассматривает как интересный предмет. На втором году жизни содержание предметного сотрудничества ребенка со взрослым коренным образом меняется. Содержанием их совместной деятельности становится усвоение общественно-выработанных способов употребления предметов. Своеобразие новой социальной ситуации развития, по словам Д. Б. Эльконина, заключается в том, что теперь ребенок живет не вместе со взрослым, а через взрослого, с его помощью. Взрослый делает не вместо него, а совместно с ним.
Содержание общения становится внеситуативным, выходящим за пределы воспринимаемой ситуации.
Так как обсуждается не обстановка, общение впервые приобретает внеситуативный характер.
Потребность во взаимопонимании и сопереживании взрослого является главной для внеситаутивно-личностного общения.
Именно поэтому, что ролевая игра дает ребенку возможность вступить во взаимодействие с такими сторонами жизни, которые недоступны ему в реальной практике, она и является ведущей деятельностью дошкольника.
Независимо от возрастного периода развития ребенка социальная ситуация является определяющей и обуславливающей процесс жизни ребенка, в ходе которого у него проявляются новые свойства личности и развиваются психические новообразования, что в свою очередь приводит к перестройке всей структуры сознания ребенка, к изменениям системы его отношений к миру, другим людям, себе самому.
Социальная ситуация являясь единицей позволяет наиболее точно отследить возникновение и изменения структуры личности ребенка на каждом возрастном этапе.
Таким образом, социальная ситуация развития является системой отношений субъекта в социальной действительности, реализуемая им в совместной деятельности с другими людьми.
Б. Г. Ананьев отмечает, что социальное формирование человека не ограничивается формированием личности. Это еще и образование человека как субъекта познания и деятельности.
Л. С. Выготский определял социальную ситуацию развития как особое социальное пространство, которое создаёт взрослый для развития детской личности. Оно определяется системой социальных условий, которые взрослый организует при взаимодействии с ребёнком. При этом социальная ситуация развития оказывается относительно стабильной на протяжении конкретного возрастного этапа: взрослый стремится сохранить те условия, в которых развивается ребёнок. Но поскольку сам ребёнок изменяется, приобретая новые качества, меняется его отношение к социальной ситуации развития и к процессу взаимодействия со взрослым – от принятия к полному отрицанию.
А. Н. Леонтьев, определяя социальную ситуацию развития, предложил характеризовать базовое отношение между ребёнком и его окружением через деятельность. По мнению А. Н. Леонтьева, существует ведущая деятельность, то есть деятельность, которая оказывает решающее влияние на развитие психики в конкретном возрастном периоде. В младенческом возрасте в качестве ведущей деятельности выступает общение ребёнка со взрослым, в раннем возрасте – предметная деятельность, в дошкольном – игра, в младшем школьном – учебная деятельность.
«Наша первая прогулка в лес!» Ранний возраст Автор Карачарова Надежда Павлиновна Цель: формировать первичные представления о природе, бережное и ценное к ней отношение. Задачи: Помогать.
Конспект занятия по здоровьесбережению для детей раннего возраста «Чистота — залог здоровья» Цель: Создание условий для развития обогащения словаря; закрепление культурно – гигиенических навыков; развитие памяти. Задачи: 1. Создать.
Конспект ОД на тему «Семья» (ранний возраст) Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №169 г. Ульяновск. Конспект образовательной деятельности.
Предметно-развивающая среда (ранний возраст) Я работаю с самыми маленькими детьми нашего детского сада-группой раннего возраста. Каждый год ко мне приходят новенькие мальчики и девочки.
Проект «В гости к сказкам» (ранний возраст) Проект «В гости к сказкам».Познавательно-игровая деятельность, игры, беседы, наблюдения, совместные игры. Тип проекта: познавательно-игровой.
Ранний возраст. Его особенности Ранний возраст- это особенный период в жизни малыша. Задача воспитателей и родителей не нарушить связь между семьей и детским садом, не.
Проект «Умелые пальчики» (ранний возраст) Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад центр развития ребенка «Звездочка» УМЕЛЫЕ ПАЛЬЧИКИ (ранний возраст) Автор:.