Что такое раппорт в орнаменте
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Метки
—Музыка
—Фотоальбом
—Подписка по e-mail
—Поиск по дневнику
—Статистика
Принципы построения орнамента
Композиционное построение орнамента
«Стилизация, по своей содержательной сути применяется в дизайне для обобщения, системного соподчинения признаков, характеристик и свойств в содержании самого предмета». Чернышев.
(Орнаменты имеют древний магический смысл. Например, почти у всех народов мира орнамент на одежде наносился на рукава, подол и горловину, а женщины носили фартук с орнаментом, который закрывал все детородные органы. Считалось, что таким образом можно было оградить себя от злых духов.)
Какие же мотивы свойственны орнаменту? Растительные, с разной степени стилизации применяются у всех народов: лотос (Египет), виноград и пальмы (Греция), геоцинт (Турция), роза (Европа в период готики, позднее средневековье), хризантемы (Китай). Анималистические мотивы (изображение животных), как правило, носили символические значение, т.к. изображали тотемных животных: лев (Египет), слон (буддийские страны), дельфин (Др. Греция), карп (эпоха Возрождения), рыба (зарождение христианства). Антропологические мотивы в орнаменте применялись редко, т.к. они имеют самостоятельных художественный образ.
Классификация орнамента: 1) По изобразительной характеристики: растительной, геометрической, анималистический, антропологический, каллиграфический, фантастический, астральный и т.д. 2) По стилевой принадлежности: античный, готический, барочный и т.д. 3) По народной принадлежности: белорусский, американский и т.д. 4) По изобразительной форме: плоскостной, рельефный (небольшое возвышение), контр-рельефный (небольшое углубление внутрь).
Композиционное построение орнамента
Существует 3 вида построения орнамента: розетта, бордюр и раппорт.
Розетта. Это замкнутая композиция, построенная с применением плоскости или оси симметрии. 3 варианта построения розетты: зеркальная симметрия, осевая симметрия (поворотный вариант) и зеркально-осевая симметрия (зеркально-поворотная). На основе розетт строится орнамент в круге.
Бордюр. Это замкнутая композиция имеющая ритмический повтор элементов в две противоположные стороны и образующая орнаментальную полосу. Рассмотрим различные виды построения бордюров:
1) Полоса односторонняя. На одной из сторон которой ритмически расположены элементы.
а) простой статический ритм.(См. рис.7)
б) простой динамический ритм. ( из рис. 8 видно, как добавляется динамика к орнаменту)
в) простой статический ритм со сложным элементом (рис.9)
г) простой динамический ритм со сложным элементом (рис.10)
д) сложный статический ритм (рис.11)
е) сложный динамический ритм (рис.12)
2. Полоса двухсторонняя. (название говорит само за себя, единственная ремарка: элементы, как правило имеют зеркальную симметрию, ось которой проходит посередине двухсторонней полосы). Рассмотрим следующие виды:
б) простой статический ритм с несовпадающими осями переноса (рис.14)
в) простой динамический ритм с совпадающими осями переноса (рис.15)
г) простой динамический ритм с несовпадающими осями переноса (рис.16)
д) сложный статический ритм с совпадающими осями переноса (рис.17)
е) сложный динамический ритм с совпадающими осями переноса (рисс.18)
ж) сложный статический ритм с несовпадающими осями переноса. (рис.19)
з) сложный динамический ритм с несовпадающими осями переноса (рис.20)
(Ну вот мы и рассмотрели все разнообразие полос двухсторонних и односторонних. Любые иные встречающиеся формы, скорее всего будут вариантами вышеперечисленных)
3) Полоса, в которой элементы находятся на ее плоскости симметрии, делящую полосу и элементы посередине.
а) простой статический ритм (рис21)
б) простой динамический ритм (рис.22)
в) сложный статический ритм (рис.23)
г) сложный динамический ритм (рис.24)
4) Смешанный бордюр. Это полоса, в которой элементы расположены по двум ее сторонам и посередине. (На рис.25 приведен пример сложного варианта со статическими элементами)
На рис.26 рассмотрен смешанный бордюр с динамическими элементами
1) Квадратная сетка без организации центров (рис.27)
2) Квадратная сетка с организацией центров (рис.28)
Как видно из рисунков привязка элементов, независимо от того какая у них организация центра, идет по точкам пересечения прямых образующих сетку. При пересечении, прямые могут образовывать не только квадраты, но и прямоугольники, треугольники, косоугольники и ромбы. Принцип построения раппорта в данных сетях будет аналогичен вышеприведенному.
AlexZhu
Многораппортный орнамент
В орнаменте раппорт – это базовый элемент, часть узора повторяющаяся многократно, без перекрытий и наложений. Основой которого выступает сетка пяти видов, о них рассказала ievgeniia в статье:
Модульный орнамент (паттерны) #7
Все раппортные сетки состоят из ячеек одного типа и главная их особенность – простой перенос раппорта.
Суть многораппортного орнамента в нерегулярных или регулярных сетках из нескольких ячеек с мотивами одного стиля. Это означает, что в графике каждой из ячеек использованы одинаковые принципы, приемы и элементы, что хорошо иллюстрирует работа авторства Asao Tokolo. Примечательный японский дизайнер поверхностей даже выпустил магниты с контрастной графикой.
Огромный плюс кроется в доступных комбинациях. При коммерческом заказе с большим числом паттернов одного стиля, трата времени окупается количеством комбинаций со сменой цветовой схемы. Отсюда следует минус – больше сил тратится в начальном согласовании краев ячеек и мотивов – чем больше раппортов, тем сложнее старт и проще графика.
Многораппортность хороша не только для геометрических, но и для животных мотивов. Мауриц Корнелис Эшер, стоящий немного особняком, доказал это своими работами. К сожалению выставка его работ в России уже прошла и ознакомиться в живую получится неизвестно когда. И не удалось найти статью уже французского графика на эту тему. В его эскизах узор образуют сплетенные человеческие тела.
В своей работе над большими сериями паттернов я стараюсь использовать многораппортный подход. Одна из последних – Mosaic flowers. В ней применено несколько типов ячеек. А на квадратных ячейках использована графика такая, чтобы поворот ячейки влиял на общий рисунок орнамента.
Конструктивные элементы орнамента (раппорт, мотив).
Среди многообразия орнаментальных композиций чаще всего встречаются раппортные композиции с открытой структурой, в которых тот или иной орнаментальный мотив (простой или более сложный) периодически повторяется через одинаковые интервалы в горизонтальном или вертикальном направлениях. Наибольшее распространение раппортные рисунки получили при орнаментации тканей, а также в архитектурном декоре и облицовочной проливной керамике.
Раппортом называется минимальная площадь повторяющегося рисунка, включающая мотивы и расстояние до соседнего мотива. Закономерное повторение раппорта по горизонтальным и вертикальным рядам образует раппортную сетку — конструктивную основу рисунка. Такой раппорт получил название сплошного сетчатого или коврового раппорта (ковры, ткани, мозаика, обои и т. п.).
Часто встречается необходимость раппортного повторения рисунка не в двух направлениях, а только в одном. Это так называемый ленточный раппорт: мотив закономерно повторяется только в одном направлении, образуя вертикальные или горизонтальные орнаментальные ряды. Например, ткани с каймовым рисунком, декоративные всевозможные обрамления, полосы, филенки и т. п.
Кроме раппортной, существует и другая разновидность орнаментальной композиции — штучная замкнутая композиция или монокомпозиция, в которой раппортное повторение через равные интервалы одинаковых мотивов заменяется более сложной ритмической организацией чаще всего одинаковых элементов, расположенных на разных расстояниях один от другого, например, платки, шарфы, палантины, панно и т. п.
Мотив — это часть орнамента, главный его элемент. Мотив может представлять собой один элемент (простой мотив) или же состоять из многих элементов, пластически оформленных в единое орнаментальное образование. В сложных композициях раппорт часто содержит несколько орнаментальных мотивов.
Монокомпозиция.
Основные законы построения декоративной композиции:
1. Закон пропорциональности в орнаментальной композиции заключается в установлении соразмерности частей в отношении целого и одна к другой. Пропорциональные отношения площадей рисунка и фона, размеров орнаментальных мотивов и их составных частей, линейных характеристик орнаментальных форм и т.п. определяют выразительность композиции.
2. Закон соподчинения – звучание выразительных средств орнаментальной композиции обеспечивается выделением из их числа главных и подчинения им второстепенных. Закон соподчинения в штучных композициях трансформируется в закон доминанты (господствующей идеи): когда в композиции отчетливо выделяется один или несколько орнаментальных мотивов по размерам, форме, фактуре и цвету.
3. Закон трехкомпонентности, смысл которого заключается в том, что для убедительного выражения сложного и разнообразного движения орнаментальных мотивов необходимо показать в композиции три фазы этого движения (три разных размера, три разных интервала, между мотивами) и периодически их повторять. Число» три» является тем минимальным числом, которое позволяет достаточно четко определить разнообразие какого-либо явления.
4. Закон контраста – взаимодействие контрастных элементов взаимно усиливает и обостряет их противоположные свойства, а взаимодействие родственных элементов смягчает и нивелирует их качества. Правило группирования следует из закона контраста. Оно формируется следующим образом: части, подобные размерам, форме, цвету и близкие по расстоянию, имеют тенденцию к зрительному объединению в одно целое.
5. Закон орнаментального контрапункта – построение орнаментальных мотивов возможно из ряда замкнутых элементов путем соединения их в целостный орнаментальный образ.
6. Закон простоты – максимальной убедительности и выразительности орнаментального образа следует добиваться минимальными средствами при максимальном определении подробностей.
Монокомпозиция – художественное произведение, заключенное в рамки формата, заданного автором или ситуацией.
Монокомпозиция всегда строится на плоскости, ограниченной заданными размерами, поэтому располагать все элементы нужно так, чтобы создавалось впечатление замкнутости:
А) близость мотивов к границам плоскости мешает созданию замкнутой структуры, поэтому необходимо определить минимальное расстояние от краев плоскости;
Б) большую роль играет общий характер силуэта – для четкого восприятия он должен иметь форму, близкую к простым геометрическим фигурам.
Если монокомпозиция является сложной и состоит из множества мотивов, их следует сгруппировать так, чтобы внимание акцентировалось на центральной части плоскости (например, по кругу в нужном направлении).
Все элементы художественного произведения, независимо от сложности композиции, должны быть в равновесии.
Виды построения орнаментов
Орнаментом называется ряд повторяющихся изображений на плоскости, где основой служит выбранный ритм.
Орнамент представляет собой самый упорядоченный, почти математически точный вид композиционного построения. Он в первую очередь подчиняется законам гармонии и пропорций. В орнаменте можно наблюдать все виды симметрии, о которых уже шла речь выше. В арсенал традиционных приемов построения орнаментальной композиции включены зеркальные отражения, вращения, переносы, сетки.
Орнамент представляет собой чередование тождественно повторяющихся частей. Минимальная площадь повторяющегося рисунка называется раппортом (от французского слова rapport — возвращение). Повторение раппорта по горизонтали и вертикали образует раппортную сетку.
Узор может быть плоским и объемным. Плоский узор создается посредством полного или частичного наложения одной формы на другую путем взаимопроникновения этих форм.
Плоский узор может неоднократно повторяться. Такое повторение узора называется мотивом, или раппортом.
Мотив — это часть орнамента, главный его элемент. Мотив может быть простым, состоящим из одного элемента, или сложным, состоящим из множества элементов, пластически связанных в единое целое. Раппорт орнамента включает в себя мотив (или группу мотивов) и расстояние до соседнего мотива (группы).
По характеру чередования раппортов все орнаментальные композиции подразделяются следующим образом.
1. Ленточный орнамент — раппорт многократно повторяется, развиваясь в одном направлении. При этом мотивы в ленточном орнаменте могут располагаться по прямой линии, такой орнамент называется «прямой полосой», или полосным орнаментом. В некоторых случаях раппорт повторяется по кривому контуру, называясь при этом «каймой». В архитектуре, декоративно-прикладном искусстве и костюме чаще всего ленточный орнамент имеет горизонтальное направление. При его построении в основу композиции закладываются различные виды симметрии: зеркальная симметрия, симметрия переноса (когда элементы переносятся по прямой на расстояние, имеющее постоянную длину). Можно сказать, что это самый распространенный вид орнаментального построения. Ленточный орнамент показан на рис. 1.
Повторяющиеся одинаковые по величине элементы (рис. 2, а) создают монотонность и однообразие ритма, чередующиеся элементы (рис. 2, б)рождают более «живую» композицию с нарастающим или волнообразным ритмом.
Чередующиеся или повторяющиеся элементы могут быть различными по величине, т. е. построены на контрасте форм (большой, средней, малой) с различным их движением. Контрастность помогает выявить образную характеристику применяемых форм.
Контраст может проявляться и в распределении черно-белых пятен тона, когда усиливаются одни пятна и ослабляются другие.
Последовательность рисования полосного орнамента показана на рис. 3.
2. Центрический орнамент — основан на центрально-осевой симметрии, когда раппорт вращается вокруг центральной оси. Мотивы в таком орнаменте размещаются от центральной точки по лучам, заполняя всю поверхность, ограниченную окружностью, и при вращении полностью совмещаются. Наиболее характерный пример центрического орнамента — розетка, представляющая собой мотив распустившегося цветка. Это очень древний вид орнаментального построения, известный еще в Древнем Египте и наибольшую популярность получивший в готическом искусстве. На рис. 4 изображена «готическая роза», представляющая собой яркий пример центрического орнамента, который часто встречается в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве и не очень характерен для костюма. Последовательность рисования композиционно-замкнутого орнамента показана на рис. 5.
Рис. 1. Виды ленточных орнаментов
Рис. 2. Повторяющиеся (а) и чередующиеся (б) элементы в орнаменте
Рис. 3. Последовательность рисования полосного орнамента: а — стилизованные элементы для создания орнамента; б — пример компоновки орнамента в полосе
Рис. 4. Виды центрических орнаментов
Рис. 5. Композиционно-замкнутый орнамент
Рис. 6.Виды сетчатых орнаментов Рис. 7. Построение сетчатого орнамента
3. Сетчатый орнамент — повторяющийся раппорт заполняет всю декорируемую поверхность, развиваясь в двух направлениях — по горизонтали и по вертикали. Ячейка такой раппортной сетки может иметь разнообразную форму — в виде квадрата, прямоугольника, правильного треугольника (равностороннего), ромба, параллелограмма, правильного пяти- и шестиугольника и т. д. Этот вид орнамента часто используется в архитектуре при орнаментации полов, стен, потолков, а также в костюме при оформлении текстильных изделий — практически все рисунки ткани представляют собой сетчатые орнаменты. На рис. 6 показаны примеры сетчатых орнаментов. Сетчатые орнаменты часто называются раппортными композициями. Последовательность рисования сетчатого орнамента показана на рис. 7.
В основу орнаментальных построений закладываются простые или сложные, но всегда хорошо прорисованные, точно найденные мотивы. Чаще всего эти мотивы изображаются не натуралистично, а стилизованно, т. е. они претерпевают видоизменение, переработку, художественное обобщение элементов с целью выявления их декоративных качеств.
Организующим началом любой орнаментальной композиции является ритм. Ритмическая повторяемость в орнаменте мотивов, их наклонов, пространственных поворотов, просветов между ними и других элементов является важнейшей характеристикой орнамента.
Постепенные плавные или более резкие скачкообразные переходы от малых форм к большим, от близких к далеким, от простых к сложным, от светлого к темному и т. п. называются ритмическим движением. Будучи всегда непрерывным, оно в орнаментальной композиции распространяется на различные характеристики: размеры элементов, расстояние между ними, их наклоны и повороты, цвет и светлотные отношения.
Раппорт
Смотреть что такое «Раппорт» в других словарях:
РАППОРТ — В ситцевом производстве, повторяющаяся часть узора. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. раппорт (фр. rapport) повторяющаяся часть рисунка иа ткани, обоях в т. п. Новый словарь иностранных слов. by… … Словарь иностранных слов русского языка
раппорт — Ощущение связи с другим человеком, чувство взаимности, ощущение доверия; создается подстройкой, отзеркаливанием и присоединением; состояние эмпатии или восприятие из второй позиции. (Смотри также: Вторая позиция). Краткий толковый психолого… … Большая психологическая энциклопедия
раппорт — узор, пальметта, рисунок, мотив Словарь русских синонимов. раппорт сущ., кол во синонимов: 5 • мотив (16) • … Словарь синонимов
РАППОРТ — (франц. rapport от rapporter приносить обратно), повторяющаяся часть (мотив) рисунка (узора) на ткани, трикотаже, вышивке, обоях и пр … Большой Энциклопедический словарь
Раппорт — русский оперный певец тенор, родился в 1843 г.; пел на петербургской, московской и других оперных сценах преимущественно лирические партии. Был одно время оперным антрепренером в Харькове. Н. С … Биографический словарь
РАППОРТ — (франц. rapport сообщение, отношение, связь) тип связи и связь между людьми, характеризующиеся наличием взаимных позитивных эмоциональных отношений и определенной мерой взаимопонимания. Понятие Р. обычно употребляется в нескольких широких и узких … Новейший философский словарь
раппорт — (Pattern, Ornament element) Ритмически повторяющаяся часть рисунка (узор) на ткани, вышивке, в книжном декоре … Шрифтовая терминология
Раппорт — ритмически повторяющийся элемент орнамента … Издательский словарь-справочник
Раппорт — 1) базовый составной элемент, многократно повторяющийся в орнаменте; 2) периодически повторяющееся изображение на оттиске при непрерывном запечатывании полотна бумаги в глубокой печати и флексографии, напр., при печати обоев … Реклама и полиграфия