Что такое рар в торговле
Что такое рар в торговле
Всех, кто только начинает или планирует заняться производством слабоалкогольных напитков брожения, интересует вопрос о легализации данного вида деятельности.
На данный момент весь алкогольный рынок подчиняется требованиям федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» от 22.11.1995 N 171-ФЗ. При этом весь путь алкогольной продукции на пути от производителя до конечного потребителя должен отслеживаться при помощи системы ЕГАИС. Объем произведенного алкоголя на предприятии должен фиксироваться при помощи специальных счетчиков АСИиУ.
Однако в силу того, что установка таких счетчиков является довольно-таки затратным мероприятием, были сделаны послабления для малых производителей пива, пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи. На данный момент верхняя черта, до которой производитель не обязан производить установку АСИиУ, находится на отметке в 300 тыс. дал в год (250 тонн в месяц). Соответственно основная цель проверки РАР – убедиться в том, что предприятие, которое заявило о начале производства вышеупомянутых видов продукции в объемах, не превышающих 300 тыс. дал в год, действительно не способно производить больше. В противном случае оно обязано устанавливать счетчики. Сопутствующие задачи обследования – проверка наличия всей необходимой документации на технологическое оборудование и технологический процесс.
Если ваша организация решила начать производство одного или нескольких видов алкогольной продукции, не требующей применения акцизных марок (пиво, пивные напитки, сидр, пуаре, медовуха), и планируемые объемы производства не превышают отметку в 300 тыс. дал в год, то для начала такой деятельности необходимо получить специальный разрешительный документ – «Решение о допустимости использования основного технологического оборудования без оснащения АСИиУ». После того, как закуплено и установлено всё технологическое оборудование, необходимо направить в федеральную службу по регулированию алкогольного рынка расчет мощности основного технологического оборудования по специальной утвержденной форме, представленной на сайте регулятора http://fsrar.ru.
После этого регулятор в течение отведенного законом срока должен рассмотреть представленный расчет и выдать положительное решение, либо сообщить о необходимости обследования предприятия с целью установления соответствия предоставленного расчета реальности. При этом скорее всего последует второе. В заранее назначенный день к вам будет направлена специальная комиссия для обследования предприятия (обычно в количестве 1-2 человек из межрегионального управления того федерального округа, к которому относится организация). У проверяющих существует определенный регламент проверки всей необходимой документации, которую им необходимо предоставить. Также они проводят непосредственный осмотр технологического оборудования, сверяя заводские номера и количество единиц оборудования предоставленным документам. В число документов, которые необходимо предоставить, входят не только документы, подтверждающие покупку оборудования и технические паспорта, но также и технологическая документация (технологические инструкции, рецептуры и т.д.), разработку которой лучше доверить опытным специалистам.
По окончании обследования комиссия производит расчет мощности и составляет отчет с приложением копий всех предоставленных документов. Отчет направляется в центральное управление, находящееся в г. Москве. После рассмотрения отчета центральный орган принимает решение о выдаче или не выдаче организации положительного решения. В случае принятия решения о недопустимости использования основного технологического оборудования без оснащения АСИиУ в решении будет указана причина отказа. При этом, как показывает личный опыт, причиной отказа может послужить что угодно, например несоответствие рецептуры напитка требованиям федерального закона в части статьи 2 (в ней представлены определения напитков), хотя расхождений с государственным стандартом на напиток может и не быть. Также причиной отказа может послужить отсутствие техпаспорта или декларации о соответствии на какую-либо единицу технологического оборудования.
Поэтому, если были допущены хоть какие-либо ошибки при подготовке к проверке, скорее всего будет получен отказ. В случае получения отказа за отказом ситуация может быть очень плачевной, так как подача расчета мощности, ожидание проверки и вынесения решения занимает не менее месяца, а иногда и дольше, что влечет за собой затраты, связанные с простоем предприятия. Много реальных случаев, когда организации получали положительное решение только на 4-5 раз, при этом предприятия простаивали по полгода и более. Поэтому можно посоветовать привлекать для оформления документов и на время обследования специалистов, которые с этим уже сталкивались, во избежание допущения различных ошибок. При этом часть ошибок может быть допущена еще на этапе проектирования предприятия и закупки оборудования.
Регистры остатков в ЕГАИС: для чего нужны, как работать
Регистры остатков в ЕГАИС используются для контроля оставшейся алкогольной продукции в организации. В систему заносят данные о каждом перемещении товара. Всего известно три регистра. Рассмотрим их подробнее.
Выравнивание остатков в ЕГАИС
Выгодное предложение: наши инженеры согласуют остатки остатки с данными в системе ЕГАИС удалённо
Что такое регистры ЕГАИС?
Регистры остатков в ЕГАИС — это виртуальные хранилища алкоголя. Всего их три:
Регистр 1
Электронное складское помещение. Здесь фиксируются данные об алкоголе по партиям. Каждой накладной присваивается определенный идентификатор (набор букв и цифр). Это и является партией (справкой 2). В регистрационной базе есть информация о производителе, товаре, вносится количество, цена и общая стоимость по остаткам. Фиксируются поступление алкоголя, возврат, списание, перемещение по объектам.
Регистр 2
Представляет собой цифровой торговый зал. Здесь отражается поступление товара на баланс, сбыт и списание, а остатки сохраняются по наименованиям без учета партий. При переносе товара с первого регистра на второй вернуть его производителю или дистрибьютору невозможно.
Регистр 3
С 1 июля 2018 года участники алкогольного рынка должны вести помарочный учет продукции. Его используют для фиксирования движения крепкого алкоголя. В отношении немаркированного товара (сидр, медовуха и прочее) действуют прежние правила (учет количества по наименованиям). Что касается работы с подакцизными алкогольными напитками, их движение не отражается в Регистре №2. Такой товар сразу переходит с первого на третий регистр.
Каждый регистр остатков в ЕГАИС отвечает за свою функцию. Согласно новым правилам, на первом регистре продолжится работа со складом. На втором ведется учет немаркируемой продукции. А на третьем — фиксируется движение крепкого алкоголя.
Обратите внимание: для работы в Регистре 3 ЕГАИС требуется новая версия УТМ 2.1.6.
Регистры остатков в ЕГАИС: как работать
Отличительные особенности
При переносе товара на второй регистр, он уходит с баланса на первом. Главная особенность Регистра №3 в том, что количество остатков продукции в нем такое же, как и в Регистре №1. Если значения не совпадают, партия для продажи станет недоступной. На исправление дается не более 30 дней.
Постановка алкоголя на баланс
При поступлении крепкого алкоголя от производителя или оптовика продукция ставится на баланс организации в Регистре №1, а в №3 автоматически заносятся акцизные марки, зафиксированные в первом, с привязкой к партии. Система обязательно проверит их фактическое наличие в ЕГАИС. Если окажется, что акцизные марки числятся на балансе другой организации, сотрудникам придется подтверждать акты вручную.
Списание алкоголя
Списываются товары, согласно требованиям, предъявленным к помарочному учету. Все данные об алкоголе, подлежащему списанию, проходят проверку на наличие в базе. При продаже крепких напитков происходит автоматическое списание бутылки с Регистра №1 и марки с Регистра №3. Если продают слабоалкогольный напиток, списание с Регистра №2 нужно проводить вручную, не позднее следующего дня от даты продажи.
Возврат
Если покупатель возвращает товар и сотрудник организации оформляет соответствующую операцию, система автоматически проверяет, производилось ли списание акцизной марки с Регистра №3. Если этот факт установлен, в нем формируется остаток. Если выяснится, что списания не было, остаток вернется в регистр№2.
Пересортица
Пересортица алкоголя – ситуация, когда на остатках первого регистра находят продукцию, которой нет в третьем регистре. Если данный факт выяснится, сотрудники компании должны поставить товар на баланс.
Программа для интеграции с ЕГАИС
Ведение помарочного учета облегчается, если использовать платформы Контур Маркет в качестве товароучетной программы. В ней удобно и легко ставить продукцию на учет, следить за пересортицей, реализацией и списанием алкогольной продукции. Данные автоматически переносятся с одного регистра на другой, что позволяет избежать ошибок, которые могут возникнуть в случае проведения процедур вручную.
Сроки помарочного учёта алкоголя
Изначально планировалось внедрить помарочный учет алкоголя с 1 июля 2020 года. Но в связи с распространением коронавирусной инфекции сроки перенесены на ноябрь 2020 года.
Схема работы с регистрами остатков в ЕГАИС
Регистры остатков в ЕГАИС: как подготовить к работе по новым правилам
Нужно провести инвентаризацию на Регистре №2, чтобы проверить, какие остатки придется перенести на Регистр №3. Определить марки товара. Поставить их на учет в соответствующей базе. Важно, чтобы в Регистре №1 продукция числилась со справками 2, иначе перенести ее не получится.
Справки 2 могут отсутствовать по следующим причинам:
- была произведена замена ПО, и по этой причине справки утеряны; используемая программа не способна вести учет справок 2; торговля алкоголем ведется давно и остатки сразу ставились на Регистр №2; продукция была ошибочно списана, а затем поставлена на баланс на Регистр №2 (это означает, что она повторно не проходила через Регистр №1, поэтому справка 2 по ней не может быть сформирована)
Оптимальный вариант — реализация всей продукции без справок 2 до установленной даты помарочного учета. Для этого придется приступить к инвентаризации как можно раньше. Чем быстрее станет понятно, у какого товара отсутствует справка 2, тем больше времени для продажи.
Законодательство не допустит дальнейшего опустошения Регистра №2 в отношении крепкого алкоголя. Контроль акцизных марок обещает быть жестким. Вероятно, оставшийся алкоголь без справок 2 так и останется числиться во втором регистре, пока организация не будет закрыта. Кроме того, это грозит штрафом.
Видео: Как запросить остатки на первом, втором, третьем регистрах ЕГАИС
Напомним, что реализация подакцизных товаров осуществляется с использованием сканера штрихкодов. Чтобы работать в соответствии с требованиями законодательства, нужно заранее подготовить все необходимое оборудование и программное обеспечение.
Нужна помощь выравнивании остатков в ЕГАИС?
Не теряйте время, мы окажем бесплатную консультацию и профессиональную помощь в кратчайшие сроки.
Ознакомьтесь с нашим каталогом продукции
В нашем интернет-магазине и офисах продаж можно найти широкий ассортимент кассового и торгового оборудования
ЕГАИС 3.0: ответы на вопросы от представителя РАР
В ЕГАИС 3.0, которая вступит в силу с 1 июля 2018 года, предусмотрен побутылочный учет. В связи с этим у участников рынка возникает немало вопросов. Ответы на некоторые из них дал Антон Гущанский, начальник Управления автоматизированных информационных систем ФС РАР, в рамках лектория, который организовала компания 1С. Предлагаем вашему вниманию выдержки из беседы с чиновником.
В чем суть побутылочного учета?
Подразумевается учет каждой бутылки алкогольной продукции на всем протяжении ее жизни — от производства или ввоза в страну до реализации конечному покупателю. Для этого вводятся уникальные идентификаторы, которые шифруются в цифровом коде на акцизной или специальной федеральной марке.
Должны ли будут оптовики сканировать каждую бутылку?
В ФС РАР понимают, что эта задача невыполнима, и не требуют этого. Для оптовиков заложена возможность агрегации в коробах (ящиках, паллетах) и передачи идентификационных кодов в каждой бутылке, входящей в эту упаковку, через маркировку. Благодаря этому, получив групповую тару, можно будет определить, какая именно продукция находится внутри.
Внимание! Росалкогольрегулирование не требует от оптовиков вскрывать тару и сканировать марку каждой бутылки, а затем запаковывать все обратно. Однако такой порядок может быть введен некоторыми компаниями. По словам Антона Гущанского, РАР к этому отношения не имеет.
Можно ли рассчитывать на то, что сроки введения ЕГАИС 3.0 будут отодвинуты?
Росалкогольрегулирование и так уже перенесло сроки внедрения накладных версии 3.0 с 1 на 15 марта. Это было сделано по просьбам участников рынка.
Что касается побутылочного учета, то возможность его перенесения будет рассматриваться по истечении определенного времени. Из слов господина Гущанского следует, что ответ на этот вопрос в большей степени зависит от самих участников рынка. Если они будут тянуть с внедрением побутылочного учета, то пойти навстречу РАР вряд ли захочет. А вот если участники начнут подготовку заранее, закупят или заключат договоры на поставку оборудования, начнут его монтаж, то в этом случае можно будет обсуждать с регулятором сдвиг срока полного перехода.
Обязательно ли в ЕГАИС 3.0 применяются исключительно марки побутылочного учета?
Накладная версии 3.0 содержит марки, но не в обязательном порядке. Вообще, система пропускает накладные и без марок, ведь полноценный помарочный учет будет внедрен только 1 июля. Но никаких ограничений для того, чтобы использовать его уже сейчас, ФС РАР не устанавливает.
Не будет ли при работе с новыми накладными проблем с ЕГАИС?
Пока сохраняются определенные технические сложности, в том числе и на стороне ФС РАР. Однако все они известны, ведется работа по их устранению. К 1 июля 2018 года все проблемы будут решены.
Существуют ли готовые решения для производителей по ведению помарочного учета?
Специалисты Росалкогольрегулирования провели анализ множества производственных линий. Вывод такой: одинаковых линий нет. Соответственно, не может быть типового решения и для производителей. Набор компонентов для работы с ЕГАИС 3.0 может быть стандартным, однако размещение каждого из элементов практически всегда будет разным.
На рынке есть решения, которые подходят и производителям, и импортерам. Каждый может выбрать себе одно из них в зависимости от уровня автоматизации и цены.
К слову, производители, которые вошли в рабочую группу проекта ЕГАИС 3.0, уже начали тестировать новые системы. РАР попросила их оказывать содействие прочим участникам рынка и на своем примере показывать, как можно организовать помарочный учет.
А вот в рознице особых изменений в связи с новым учетом не ожидается. Ведь магазины уже сейчас при реализации алкогольной продукции обязаны сканировать каждую марку.
Отдельные сети отказываются до 1 июля принимать накладные с марками побутылочного учета. Оправдан ли такой подход?
В Службе выступают против этого, ведь после 1 июля возможности протестировать новую систему не будет. Это желательно делать сейчас. Ведь если что-то пойдет не так, встанет весь учет. Поэтому в ФС РАР рекомендуют сетям пропускать через новую систему хотя бы часть продукции.
Будут ли после 1 июля действительны марки, выданные ранее?
Да, будут, если они выданы в установленный срок. В РАР вовсе не заинтересованы в том, чтобы производители уничтожали полученные ранее марки.
Спустя какое-то время, возможно, год-полтора, продукцию со старыми марками также нужно будет учитывать помарочно. Когда именно это произойдет, будет зависеть от того, как быстро продукция со старыми марками будет замещаться алкоголем помарочного учета. В любом случае в первое время, пока остатки старых марок большие, никто этого требовать не будет.
Как по новым правилам будет маркироваться тара с бутылками?
Ранее РАР предложила производителям и сетям договориться о едином формате маркировки. Но пока этого не произошло. Если в ближайшее время профессиональные ассоциации не дадут ответа, РАР вынуждена будет утвердить маркировку самостоятельно.
Должны ли будут производители наносить на марку какую-то дополнительную информацию?
Нет, все данные уже будут содержаться внутри марок. Каждая из них будет содержать уникальный идентификатор, по которому и будет отслеживаться судьба бутылки. Поэтому, как только производитель получит марку, он тут же может клеить ее на бутылку без каких-либо дополнительных действий. При этом в РАР будет направляться информация о том, что была произведена продукция с определенными номерами марок. Таким образом, к конкретной марке будет привязана бутылка.
Если изменился КПП, но остался прежний адрес, как перенести остатки?
Перенос осуществляется через функционал личного кабинета ЕГАИС. Заявление о переносе остатков с одного КПП на другой рассматривается Службой в течение 2 дней. Если спустя это время остатки не перенесены, значит, РАР приняла отрицательное решение.
Функционал переноса остатков с одного КПП на другой применяется лишь в случае, когда адрес ведения деятельности остался прежним. То есть если организация уточнила адрес, например, добавила литеру дома или номер офиса, в таком случае остатки перенесут, а новый адрес в личном кабинете загорится зеленым. После этого необходимо сформировать накладную на перемещение остатков.
Что делать, если бармен по ошибке не отсканировал марку, но пробил ее на кассе и списал?
В данном случае имеет место нарушение порядка списания алкогольной продукции. В итоге формируется излишек. Чтобы его списать, стоит использовать акт списания с основанием «иные цели». Что касается ответственности, то все будет зависеть от позиции лицензирующего органа вашего субъекта.
Должны ли будут заведения общепита подавать декларацию по форме 11 после введения ЕГАИС 3.0?
В соответствии с законом, общепит должен сдавать форму 11. Однако в настоящий момент в Минфине рассматривается предложение о полном освобождении общепита от обязанности подавать декларации.
Будет ли в личном кабинете пользователя системы отражаться информация для формирования декларации?
Декларации по сути своей являются пережитком прошлого. К слову, многие участники рынка интересовались, должны ли сведения из декларации совпадать с тем, что отражено в ЕГАИС. Мы неоднократно отвечали, что эти данные не могут быть идентичными, ведь они формируются совершенно по-разному. Простой пример – дата учета. В декларации это дата накладной, а в ЕГАИС – дата поступления продукции. Вот и получается, что по декларации товар уже у компании на складе, а по ЕГАИС его еще нет.
Могут ли быть отрицательные остатки на первом регистре?
Нет, на первом регистре отрицательных остатков не бывает. Если пользователь их наблюдает, возможно, проблема кроется в его учетной системе. То есть из ЕГАИС программа получает корректные данные без отрицательных остатков, а в интерфейс выводит уже ошибочные.
А вот на втором регистре отрицательные остатки могут быть. Как они образуются, объясняется в методологии ведения остатков, которая размещена на сайте ФС РАР.
Какая электронная подпись подойдет для работы с ЕГАИС?
Для работы с системой подходит любой тип электронной подписи, который можно получить в абсолютно любом удостоверяющем центре. Вам должны предоставить подпись и средства работы с нею.
Единственное требование, которое устанавливает ФС РАР, – использовать аппаратный ключ, а не программный. Другими словами, сертификат ключа электронной подписи должен размещаться на флешке. Приобретается он один раз, тогда как программный криптоключ требует ежегодного продления лицензии.
Что нового по алкогольным декларациям для магазинов?
Они отменены с этого года. То есть магазины не должны подавать декларации по статье 14. Но есть и исключения. Например, магазины без интернета, которые не фиксируют данные о реализации в ЕГАИС, общепит и розница, реализующие пиво. А если магазин фиксировал в ЕГАИС закупку и розничную продажу, то декларацию больше подавать не нужно.
Остался алкоголь со «старыми» марками? Подготовьтесь к помарочному учету
Помарочный (поштучный) учет крепкого алкоголя стартовал в 2018 году и касался продукции, оклеенной марками нового образца. В 2020 году поштучному учету подлежит остальной крепкий алкоголь, то есть с марками старого образца. Эксперты Контур.Маркета рассказали, что может измениться и как подготовиться.
Что такое поштучный учет и марки разной давности
Суть помарочного учета в том, что код марки конкретной бутылки фигурирует в учетных документах на эту бутылку. Этот код есть в накладных, актах, журнале учета продаж. Таким образом, ФСРАР знает о передвижении каждой единицы продукции и может эффективнее бороться с контрафактом.
Без поштучного контроля остался алкоголь с марками, выпущенными до июля 2018 года. Речь идет обо всех марках — акцизных и федеральных специальных. С ноября 2020 такой алкоголь тоже будет учитываться поштучно.
На марке старого формата есть квадратный и прямоугольный коды, а на новой марке код один и содержит больше информации.
Марка старого образца
Марка нового образца
Обязателен ли поштучный учет «старых» марок при розничной торговле
Письма ФСРАР, которыми располагают эксперты Контур.Маркета, разъясняют: поштучный учет алкоголя со «старыми» марками касается оборота (поставок, возвратов), а не розничной продажи.
Переводить «старый» алкоголь с партионного на поштучный учет должны будут оптовики. Розничные магазины смогут принимать и продавать такой алкоголь, как раньше.
Единственный случай, когда рознице тоже нужно учитывать «старый» алкоголь поштучно — это возврат продукции оптовику. Возвратную накладную нельзя будет оправить поставщику, если не учли этот алкоголь поштучно.
Розничные магазины пока не обязаны, но имеют право полностью перейти на поштучный учет добровольно. Какие преимущества у перехода:
Как рознице перейти на поштучный учет алкоголя со «старыми» марками
Сначала нужно перенести алкоголь со старыми марками со второго регистра на первый. Это сделает Маркет автоматически, когда вы будете выполнять следующий шаг.
Затем привяжите марки к партиям алкоголя в накладных и отправьте в ЕГАИС акт привязки. Как привязывать марки, смотрите подробную инструкцию, ниже коротко опишем порядок действий:
Привязка марок — разовое действие. Вы можете делать привязку в любое время и в любом порядке. Например, обработать сначала одно наименование, затем следующее и так далее.
ЕГАИС
ЕГАИС — единая государственная автоматизированная информационная система.
Что такое ЕГАИС для розницы и зачем это нужно? Фактически, с помощью этой системы государство намерено контролировать производство и движение всего алкоголя по стране. Дело в том, что, как показывает статистика, около 30 процентов алкоголя в России произведено незаконно. Это значит, что контрафактной является примерно каждая третья бутылка спиртного на прилавке.
При такой ситуации контроль — дело, конечно, нужное, но для предпринимателей это очередной стресс. Без паники! Мы подробно и обстоятельно расскажем все, что вам необходимо знать про то, как работает ЕГАИС в рознице с 1 января 2016 года: как подключаться, когда подключаться и что сделать, чтобы подключиться. Ответим на возникающие у многих предпринимателей вопросы, например, нужен ли ЕГАИС для продажи пива. И кроме того, предложим решение, которое значительно облегчит вам жизнь с ЕГАИС в рознице.
Итак, факты. Если у вас розничный магазин на территории России, то имейте в виду, что с 1 января 2016 года вам нужно передавать информацию в ЕГАИС о закупках любого алкоголя, даже если вы торгуете в розницу только пивом. А в июле того же года вступило в силу требование об отчете о розничных продажах. Через систему должна проходить каждая единица товара. Об этом говорится в Федеральном законе № 182-ФЗ с длинным названием «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции».
Более того, согласно обновленной редакции закона 171-ФЗ с 31 марта 2017 года торговля алкогольной продукцией и реализация ее через общепит может вестись только с применением контрольно-кассовой техники. Это касается и пива, а также других слабоалкогольных напитков. На практике это значит, что вы автоматически лишаетесь отсрочки до июля 2018 года по введению онлайн-касс. Даже если вы ИП на ЕНВД или патенте, но при этом торгуете любым алкоголем, то ККТ вам надо применять уже сейчас.
Как работает ЕГАИС в рознице
Поставка
Работа с ЕГАИС в рознице для вас начнется с получения поставки. Получив алкоголь от поставщика, вы должны будете сверить реальное количество бутылок с бумажной и электронной накладной. Как подтвердить факт закупки в ЕГАИС? Электронный документ должен поступить из информационной системы на ваш компьютер с установленной товароучетной программой с поддержкой ЕГАИС. Если данные сойдутся, вы принимаете накладную от поставщика и подтверждаете факт закупки в ЕГАИС. Если нет или если марки на каких-либо товарах повреждены — вы можете либо полностью отклонить накладную, либо оформить акт расхождений.
Допустим, что все сошлось и подтверждение факта закупки в ЕГАИС состоялось. Теперь необходимо загрузить информацию о товарах в кассовую программу, которая также должна быть установлена в рознице в соответствии с требованиями ЕГАИС.
Предполагается, что на каждой бутылке с алкоголем есть специальная марка, на которую нанесен двумерный штрихкод Micro PDF417. В нем зашифрована информация о производителе и лицензии, а также другие характеристики продукта.
Продажа
Итак, бутылки с алкоголем расставлены по полкам, и торговля начинается. Покупатель выбрал нужный товар и готов расплатиться. Кассир считывает информацию со штрихкода бутылки с помощью 2D-сканера, и товар добавляется в чек. Одновременно кассовая программа генерирует xml-файл и отправляет его в Универсальный Транспортный Модуль. Это приложение, которое обменивается данными с сервером Росалкогольрегулирования. Там формируется квитанция с цифровой подписью магазина и штрихкодом, которая «улетает» в кассу, и только после этого чек закрывается. Таким образом продажа каждой бутылки или коробки алкоголя должна фиксироваться в онлайн-режиме в системе ЕГАИС в розничной торговле с 2016 года.
После продажи
Вместе с купленным товаром покупатель получает от кассира чек, но не обычный, а с двумерным штрихкодом. Этот код подтверждает, что факт продажи зафиксирован в ЕГАИС. При этом код на чеке будет один вне зависимости от количества купленного спиртного. Теперь покупатель может сам проверить подлинность алкоголя, считав этот код с помощью мобильного телефона. Для этого ему надо установить мобильное приложение «АнтиКонтрафакт Алко» от Росалкогольрегулирования. С введением онлайн-касс при покупке спиртного на чеке будет уже два QR-кода: один — сгенерированный ККТ для чека в целом, второй — на алкоголь из ЕГАИС.
Впрочем, если все работает правильно, то в проверке штрихкода покупателем, теоретически, нет смысла. Когда код не считывается сканером на кассе, система фиксирует попытку продажи контрафактного алкоголя, и блокирует ее. Вот, что такое в идеале ЕГАИС для розницы.
Если произошел сбой
Если интернет в магазине внезапно отключится, торговлю алкоголем можно некоторое время продолжать. Программа для ЕГАИС сохранит данные о каждой продаже. И как только сеть снова заработает, ПО передаст данные в РАР. При этом чеки покупателям будут закрываться. Система ЕГАИС в розничной торговле в 2017 году предполагает, что работать в таком режиме можно не более трех дней. Если в течение этого времени поломка не будет устранена, то продажу алкоголя придется приостановить.
— Нужно ли при приеме товара сканировать каждую бутылку?
— При приеме вообще нет необходимости сканировать товар. Приемка и работа с поставщиками ведется в рамках электронного документооборота в ЕГАИС, партиями по объемным показателям.
— Как перемещать остатки между магазинами?
— На этот вопрос сложно ответить однозначно. Согласно официальной позиции ФС РАР, перемещения между обособленными подразделениями, а также с центрального склада или офиса возможны только при наличии оптовой лицензии. Но с технической точки зрения УТМ позволяет оформлять накладные на перемещения.
— Отменят ли алкодекларирование?
— До 2018 года декларирование остается. В 2018 году, когда ЕГАИС заработает на всех предприятиях, осуществляющих оборот алкогольной продукции, декларации будут отменены.
Сроки подключения к ЕГАИС
— Что делать с остатками, приобретёнными до 1 января 2016 года?
— Их нет необходимости ставить на баланс. Можно продавать. Но если потребуется оформить накладную на возврат поставщику или провести списание, данные операции нужно будет проводить только через ЕГАИС, а для этого сначала поставить такую продукцию на баланс, используя документ Акт постановки на баланс в ЕГАИС.
Продажа пива в 2016 году — новые правила
Индивидуальные предприниматели, продающие пиво, пивные напитки, сидр, пуаре и медовуху, по новым правилам с 2016 года также должны передавать информацию о закупке слабоалкогольных напитков в ЕГАИС. Так же, как и большинство представителей алкогольной розницы, делать это они обязаны с 1 января. Фиксацию продаж пива в 2016 году новые правила не предусматривают. Подробнее про ЕГАИС для пива >>
Нужен ли ЕГАИС в общепите
Судя по разъяснениям официальных инстанций, ответ на вопрос, нужен ли ЕГАИС в общепите, следующий. Предприятиям общественного питания, осуществляющим продажу алкоголя, необходимо фиксировать в системе ЕГАИС его закупку. Фиксацию продаж в ЕГАИС для кафе и ресторанов закон не предусматривает. Подробнее про ЕГАИС в общепите >>
— Если мы ИП и торгуем только пивом, нужен ли нам сканер?
— Сканер вам не нужен. Принтер ЕНВД — на ваше усмотрение. Если вы освобождены от применения ККТ.
— Нужен ли сканер для небольшого кафе-бара?
— Если вы хотите подключится к ЕГАИС в части отражения продаж по крепкому алкоголю на добровольной основе, то да, нужен.
— Каковы плюсы добровольного подключения к ЕГАИС организации общепита?
— Плюс в том, что, если вы отправляете данные о продажах в ЕГАИС, можно забыть про журнал учета розничных продаж. Он будет автоматически заполнятся и формироваться в вашем личном кабинете.
Кому не надо подключаться к ЕГАИС?
Для начала перечислим тех, кто освобожден от ЕГАИС временно.
А теперь о тех, кому не надо подключаться к ЕГАИС совсем. На это имеют право:
— Крым имеет отсрочку согласно 182-ФЗ, но если организация с материка закупает продукцию у компании в Крыму, она должна фиксировать закупку в ЕГАИС?
— Да, необходимо фиксировать такую закупку.
— Как подтверждать накладные поставщику в сельском поселении, где интернет в магазине может пропасть более, чем на 3 дня?
— Для поселений установлены максимальные сроки подтверждения накладных поставщику — 7 дней. За это время можно найти точку, где есть интернет (например, почтовое отделение) и подтвердить накладные там.
Фактически закона о легальной интернет-торговле алкоголем пока просто нет. Но в Росалкогольрегулировании говорят, что этот вопрос стоит на повестке дня. Предполагается, что в законодательстве, регламентирующем эти процессы, будут прописаны ограничения по возрасту покупателей и по времени продаж.
Журнал учета розничной продажи алкогольной продукции
Ведение такого журнала тоже стало необходимостью с 1 января 2016 года. В нем фиксируются номер, дата розничной продажи, штрихкод, наименование продукции, код вида продукции, емкость в литрах и количество. Данные о поставках алкоголя в журнале не отображаются. Форма его ведения утверждена приказом Росалкогольрегулирования №164 от 19.06.2015.
Документ можно вести как в бумажном, так и в электронном виде. При условии подключения к ЕГАИС требования к ведению журнала будут считаться выполненными. Однако тут есть тонкий момент. Фиксация розничных продаж алкоголя в ЕГАИС стала обязательной только 1 июля 2016 года, а журнал необходимо было вести уже с 1 января. Соответственно, полгода приходилось фиксировать в нем продажи отдельно.
— Как заносить данные в журнал учета при торговле алкоголем в розлив?
— При торговле алкоголем в розлив данные в журнал заносятся при вскрытии тары. Заносится вес и объем тары полностью.
— Требуется ли ведение журнала учета в Крыму с 1 января 2016 года или есть отсрочка?
— Да, требуется с 1 января 2016 года.
— Как вести записи в журнале, если ООО продает и алкогольную продукцию, и пиво?
— Если организация одна, вы должны записывать все в один журнал. Журнал ведется по каждому юридическому лицу отдельно.
Заполнение журнала — обязанность всех организаций, которые занимаются оборотом алкоголя, а также индивидуальных предпринимателей, продающих пиво и другие слабоалкогольные напитки. При этом ИП, которым не обязательно информировать ЕГАИС о продажах, надо будет отображать их в журнале. По каждой торговой точке необходимо вести отдельный журнал.
Данные из журнала будут нужны для ежеквартального заполнения деклараций.
Ответственность за неподключение к ЕГАИС
Аналогичная ответственность после 1 июля 2016 года наступила и для тех предпринимателей, которые к ЕГАИС подключились, а товар не сканируют. Если это не осознанное нарушение, то так может случиться в результате поставки в магазин товара с поврежденными марками и испорченными штрихкодами. Информация просто не считается и, когда такой товар будет продан, это может быть расценено только как незаконный оборот алкогольной продукции. Поэтому каждому предпринимателю, имеющему дело с продажей алкоголя, стоило позаботиться о том, чтобы распродать товар с поврежденными марками до июля.
Добавим, что, как заявили в Росалкогольрегулировании, до 20 апреля 2016 года поставщиков и розничных продавцов при обнаружении каких-либо проблем с ЕГАИС обещали не наказывать.
К 20 апреля были сданы декларации за 1 квартал 2016 года, и регулирующий орган смог сравнить информацию, отраженную в декларациях, с теми объемами, которые проходили через ЕГАИС. И тогда у поставщиков и продавцов, которые не обеспечили к этому сроку нормальное функционирование системы, могли быть проблемы — к ним были применены меры, предусмотренные законодательством, вплоть до лишения лицензии.
ЕГАИС отложат до 2018 года?
Этот вопрос встречается среди представителей алкогольной розницы довольно часто. Скорее всего, он возник на почве выступлений на эту тему организации «Опора России» в СМИ. «Опора России» обращалась к властям с предложением отложить необходимость подключения к ЕГАИС до 1 июля 2018 года. Однако закон официально вступил в силу 1 января 2016-го.