Что такое расчалка в строительстве
МОНТАЖНЫЕ ПРИСПОСОБЛЕНИЯ ДЛЯ ВЫВЕРКИ И ВРЕМЕННОГО ЗАКРЕПЛЕНИЯ КОНСТРУКЦИИ
При установке сборных конструкций наиболее трудоемкий и сложный процесс — выверка и временное закрепление колонн. В фундаментах стаканного типа колонны часто закрепляют клиньями из железобетона, дерева и металла. На одну колонну в зависимости от ее сечения требуется от 4 до 12 клиньев. В зависимости от глубины стакана клинья изготовляют длиной 250. 300 мм со скосом одной вертикальной грани. При выборе способа закрепления колонн следует иметь в виду, что применение деревянных клиньев обычно ухудшает качество стыка, а установка стальных — приводит к перерасходу металла, так как клинья в большинстве случаев оставляют заделанными в стыке.
Расчалки из стального, пенькового или капронового каната применяют для временного закрепления вертикально стоящих колонн высотой более 12 м и плоских сооружений, устанавливая в плоскости наименьшей жесткости и закрепляя за ранее установленные колонны, фундаменты или инвентарные якоря. Верхний конец расчалок располагают, как правило, выше центра тяжести и середины монтируемой конструкции. Необходимое натяжение расчалкам придают с помощью винтовых стяжек. Несмотря на то, что расчалки — универсальное средство для закрепления конструкций, применять их рекомендуется только тогда, когда другие виды крепления малоэффективны и не обеспечивают необходимой устойчивости монтируемых конструкций.
Подкосы относят к жестким связям. Их применяют для закрепления невысоких длинномерных и плоских конструкций (колонн, стеновых панелей). Наиболее часто используют укороченные подкосы и подкос с захватом.
Распорки, как и подкосы, — жесткие связи. Их применяют в основном для раскрепления плоских вертикально стоящих конструкций (ферм, балок, перегородок). Вид распорок, их количество, способы установки и закрепления указываются в проекте производства работ. Наиболее распространены винтовые стяжки-распорки длиной 6. 12 м. Распорку одним концом прикрепляют к верхнему поясу фермы до ее подъема, а к другому концу распорки привязывают веревку. После установки фермы второй конец распорки поднимают и крепят к ранее смонтированной конструкции. Для обеспечения устойчивости конструкций в процессе их монтажа и создания безопасных условий при выполнении монтажных работ на высоте применяют подмости и лестницы. Различают два вида подмостей — сборочные и монтажные.
Сборочные подмости применяют для поддержания отдельных элементов возводимого здания, т.е. до окончания работ по их сборке, выверке и закреплению. Такие подмости выполняют в виде отдельно стоящих опор или передвижных вышек, передвигаемых по специальным путям, уложенным внутри здания.
Монтажные подмости применяют при установке, выверке и закреплении на высоте отдельных элементов строительных конструкций. Наиболее часто применяют переставные подмости (рис. 10). Их применяют, как правило, при монтаже ригелей многоэтажных зданий, при высоте этажа не более 5 м.
Катучие подмости применяют при монтаже строительных ферм с покрытием, установке горизонтальных и вертикальных связей с их креплением и фермами. Их, как правило, перемещают по рельсам подкрановых балок. Применение таких подмостей наиболее целесообразно при возведении одноэтажных зданий, имеющих большую протяженность и пролет 18. 36 м.
Передвижные телескопические подмости-вышки (рис. 11) применяют при монтаже элементов на высоте до 12 м. Для передвижения таких подмостей-вышек необходимо иметь бетонную подготовку. Передвижные монтажные вышки смонтированы на автомобилях.
|
С помощью таких устройств обеспечивается подъем рабочих на отметку до 18 и 22 м.
Для работы на высоте применяют люльки. Различают навесные и подвесные люльки. Навесные люльки устанавливают и переставляют монтажным краном. Крепление таких люлек к ранее смонтированным конструкциям производят с помощью крючьев (рис. 12, а), а также с помощью цепей и загрузки консольной части балластом (рис. 12, б). Подвесные люльки, как правило, выполняют самоподъемными. Самоподъемные люльки (рис. 12, в) наиболее часто применяют для подъема рабочих, материалов и инструмента при разделке и герметизации швов, навеске водосточных труб и других видов работ при отделке фасадов. На зданиях и сооружениях люльки закрепляют за консоли, представляющие собой сборно-разборную металлическую конструкцию, закрепленную за конструкцию перекрытия или удерживаемых с помощью контргруза. Такие люльки снабжают ограничителем высоты подъема и нижнего положения, ручным аварийным приводом. Управление подъемом и опусканием люльки осуществляется с установленного на платформе пульта.
Монтажные лестницы подразделяют на подвесные и приставные. Их применяют при монтаже железобетонных и стальных конструкций. В подвесных лестницах тетивы изготовляют из уголкового профиля или из труб (рис. 13, а). В последнее время наиболее широко применяют лестницы, изготовленные из алюминиевого сплава. Масса таких лестниц более чем в 2. 2,5 раза меньше по сравнению с лестницами, изготовленными из стали. Навесные лестницы навешивают звеньями до их подъема на высокие колонны. В верхней части лестницы имеются крючья, с помощью которых они навешиваются на колонну или на нижнюю ступень вышерасположенного звена. На высоте более 5 м навесные лестницы ограждают металлическими дугами с вертикальными связями. Приставные монтажные лестницы применяют для работы на высоте 8. 10 м. Приставные лестницы устанавливают наклонно (рис. 13, б) или вертикально (рис. 13, в). Высота вертикальных приставных лестниц достигает 20 м.
Такие лестницы, собранные из отдельных звеньев, снабжают рабочими площадками с откидным люком.
Монтажные подмости и лестницы устанавливают в следующих узлах: в местах соединения подкрановых балок с колоннами, стропильных и подстропильных ферм с колоннами, на верхних ригелях фонарей, а также в других местах.
Значение слова «расчалка»
2. Стальной трос, проволока, оттянутые в каком-л. направлении, чтобы удержать сооружение в определенном положении.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Многие самолёты, построенные в 1910-1920-х годах, имели исключительно тонкие крылья. В те годы считалось, что требуемая подъёмная сила может быть достигнута только на очень тонких, плоских или слегка изогнутых аэродинамических поверхностях. Такое тонкое крыло, подобное тонкой пластине, изгибается под действием даже небольшой нагрузки. Для того, чтобы обеспечить требуемые жёсткость и прочность, крыло стали подкреплять наружными расчалками.
В крыле различают ленты-расчалки лобовые, работающие в полёте, и обратные, работающие от инерционных сил при посадке.
РАСЧА’ЛКА, и, ж. (тех.). 1. только ед. Действие по глаг. расчалить-расчаливать. 2. Стальной трос, проволока, сохраняющие соединяемые части в определенном положении.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
расча́лка
1. действие по значению гл. расчалить
2. техн. механическая тяга в виде троса, проволоки или стержней, применяемая для сохранения отдельных частей сооружения в определённом положении ◆ При появлении складок тонкая стенка работает как совокупность большого числа диагональных расчалок, которые принимают на себя срезывающие усилия подобно внешним расчалкам крыла расчалочного моноплана. «Авиационно-космические конструкции» // «Энциклопедия Кругосвет», 2019 г.
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова бретель (существительное):
расчалка
Смотреть что такое «расчалка» в других словарях:
расчалка — расчаливание Словарь русских синонимов. расчалка сущ., кол во синонимов: 5 • растяжка (14) • … Словарь синонимов
РАСЧАЛКА — РАСЧАЛКА, расчалки, жен. (тех.). 1. только ед. Действие по гл. расчалить расчаливать. 2. Стальной трос, проволока, сохраняющие соединяемые части в определенном положении. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
расчалка — — [http://slovarionline.ru/anglo russkiy slovar neftegazovoy promyishlennosti/] Тематики нефтегазовая промышленность EN bracing wire … Справочник технического переводчика
расчалка — rus расчалка (ж), ванта (ж); растяжка (ж) eng guy rope fra hauban (m) d amarrage deu Abspannseil (n) spa cable (m) tirante, obenque (m) … Безопасность и гигиена труда. Перевод на английский, французский, немецкий, испанский языки
Расчалка — ж. Механическая тяга в виде троса, проволоки или стержней, применяемая для сохранения отдельных частей сооружения в определённом положении; растяжка II. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
расчалка — расчалка, расчалки, расчалки, расчалок, расчалке, расчалкам, расчалку, расчалки, расчалкой, расчалкою, расчалками, расчалке, расчалках (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
расчалка — расч алка, и, род. п. мн. ч. лок … Русский орфографический словарь
расчалка — (1 ж); мн. расча/лки, Р. расча/лок … Орфографический словарь русского языка
расчалка — и; мн. род. лок, дат. лкам; ж.; техн. 1) к расчалить расчаливать. 2) Стальной трос, проволока, оттянутые в каком л. направлении, чтобы удержать что л. в определённом положении. Тросовые расчалки. Расчалки шасси самолёта. Закрепить антенную мачту… … Словарь многих выражений
расчалка — рас/чал/к/а … Морфемно-орфографический словарь
РАСЧАЛИВАНИЕ
РАСЧАЛИВАНИЕ процесс обеспечения временной устойчивости монтируемого элемента путём постановки и закрепления расчалок
(Болгарский язык; Български) — опъване с обтегач (за временно укрепване)
(Чешский язык; Čeština) — upínání (lany, táhlý); upevňování (lany, táhly)
(Немецкий язык; Deutsch) — Verstreben
(Венгерский язык; Magyar) — megtámasztás
(Монгольский язык) — татаж чангалах
(Польский язык; Polska) — mocowanie ściągami
(Румынский язык; Român) — ancorare
(Сербско-хорватский язык; Српски језик; Hrvatski jezik) — fiksiranje rascepkama
(Испанский язык; Español) — sujeción con vientos
(Английский язык; English) — bracing; attaching [securing] of guys
(Французский язык; Français) — haubanage
Смотреть что такое «РАСЧАЛИВАНИЕ» в других словарях:
расчаливание — сущ., кол во синонимов: 2 • расчаление (1) • расчалка (5) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
расчаливание — Процесс обеспечения временной устойчивости монтируемого элемента путём постановки и закрепления расчалок [Терминологический словарь по строительству на 12 языках (ВНИИИС Госстроя СССР)] Тематики строительные и монтажные работы EN attaching of… … Справочник технического переводчика
расчаливание — rus крепление (с) оттяжками, расчаливание (с) eng guying fra haubanage (m) deu Verspannung (f), Verankerung (f) mit Abspannseilen spa atirantamiento (m) … Безопасность и гигиена труда. Перевод на английский, французский, немецкий, испанский языки
Расчаливание — ср. 1. процесс действия по гл. расчаливать, расчалить 2. Результат такого действия; расчаление 2.. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
расчаливание — см. расчалить; я; ср … Словарь многих выражений
расчаливание буровой вышки — — [http://slovarionline.ru/anglo russkiy slovar neftegazovoy promyishlennosti/] Тематики нефтегазовая промышленность EN derrick guying … Справочник технического переводчика
расчаливание буровой вышки хомутами — — [http://slovarionline.ru/anglo russkiy slovar neftegazovoy promyishlennosti/] Тематики нефтегазовая промышленность EN derrick guying with clamps … Справочник технического переводчика
АВИАЦИОННО-КОСМИЧЕСКИЕ КОНСТРУКЦИИ — Здесь рассматриваются основные (силовые) элементы конструкций самолетов и воздушно космических летательных аппаратов, современные материалы и важные конструктивные особенности авиационно космической техники. ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКТИВНЫХ… … Энциклопедия Кольера
расчалка — расчаливание Словарь русских синонимов. расчалка сущ., кол во синонимов: 5 • растяжка (14) • … Словарь синонимов
Расчаление — ср. 1. процесс действия по гл. расчалить, расчаливать 2. Результат такого действия; расчаливание 2.. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
Книга: Стропальные и такелажные работы в строительстве и промышленности
Навигация: Начало Оглавление | Другие книги | Отзывы:
2.2. Канаты
2.2.1. Канаты стальные
Стальные канаты, применяемые в качестве грузовых, стреловых, вантовых, несущих, тяговых, монтажных, должны соответствовать государственным стандартам, иметь сертификат (свидетельство) или копию сертификата предприятия — изготовителя канатов об их испытании в соответствии с правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов. Применение канатов, изготовленных по международным стандартам, допускается по заключению головной организации или органа по сертификации.
Канаты, не снабженные сертификатом (свидетельством) об их испытании, к использованию не допускаются.
Крепление и расположение канатов на кранах должны исключать возможность спадания их с барабанов или блоков и перетирания вследствие соприкосновения с элементами металлоконструкций или канатами других полиспастов.
Марка, тип и конструкция каната должны соответствовать нормативным документам.
Выбор стальных канатов, применяемых в качестве грузовых, стреловых, вантовых, несущих, тяговых, должен производиться в соответствии с РД 10-33-93, РД 10-231-98, ИСО 4308/1, ИСО 4308/2 и другими нормативными документами.
Для выполнения такелажных и стропальных работ применяют стальные канаты (рис. 2.1) с различными техническими характеристиками.
Стальные канаты используют в механизмах, полиспастах, многих монтажных приспособлениях для оснастки грузоподъемных мачт, шевров, а также для изготовления стропов, вант, расчалок и т. д. Большое количество канатов расходуется на оснащение кранов, работающих в промышленности и строительстве. Стальные канаты изготавливают из высокопрочной тонкой стальной проволоки диаметром до 3 мм. Проволоки покрывают различными покрытиями, увеличивающими срок службы канатов. Канаты, изготовленные из светлой (неоцинкованной) проволоки, покрывают антикоррозийной смазкой. Канаты из оцинкованной проволоки применяют только в том случае, если это предусмотрено проектом производства работ (ППР).
Канаты бывают одинарной и двойной свивки (рис. 2.2). Канаты одинарной свивки изготавливают непосредственно из отдельных проволок. При двойной свивке сначала свивают отдельные проволоки в пряди, а затем из готовых прядей свивают канат.
Для придания стальному канату гибкости, а также для удержания смазки, предохраняющей стальные проволоки каната от коррозии, в середине каната, в середине прядей или между прядями располагают пеньковый сердечник.
Рис. 2.1. Стальные канаты:
а — крестовой свивки; б — односторонней свивки; в — кабельтовой конструкции; г — многопрядный (двухслойный); д — многопрядный (трехслойный); 1 — сердечник; 2 — прядь каната
По виду свивки стальные канаты бывают:
Для предохранения от раскручивания на концах канатов накладывают перевязки из 8. 10 витков мягкой проволоки, называемой маркой.
Кроме того, по виду свивки канаты бывают односторонней, крестовой и комбинированной свивки. При односторонней свивке проволоки в прядях и пряди в канате свиты в одном направлении, при крестовой — в разных. При комбинированной свивке часть прядей имеет левое, а другая — правое направление свивки.
По направлению свивки канаты бывают:
По числу прядей канаты бывают:
· однопрядные (или спиральные);
Рис. 2.2. Канаты одинарной (а) и двойной (б) свивки
На монтажных работах чаще применяют шестипрядные канаты с пеньковым сердечником.
По роду свивки проволок в прядях канаты бывают:
· с точечным касанием (ТК);
· с линейным касанием (ЛК);
· с точечным и линейным касанием (ТЛК).
В процессе эксплуатации каната типа ТК соприкасающиеся между собой проволоки сдвигаются одна относительно другой, что увеличивает их износ и повышает жесткость каната. В канатах типа ЛК исключено точечное касание проволок между слоями в прядях, что снижает степень износа и значительно повышает гибкость канатов.
Канаты типов ЛК и ТЛК, являясь наиболее прочными и износостойкими, находят все более широкое применение в промышленности.
Для такелажных работ и грузоподъемных механизмов применяют обычно стальные канаты типов ТК, ЛК и ТЛК, состоящие из шести прядей, с числом проволок 19, 37 и 61.
Канаты с числом проволок в пряди 19 жесткие, их применяют в основном для вант и оттяжек.
Канаты с числом проволок в пряди 37 и более используют для запасовки полиспастов, изготовления стропов, а также для других чалочных приспособлений.
На монтажных работах применяют следующие канаты: канат двойной свивки типа ЛК конструкции 6х19 (1+9+9) + 1 о.с, т.е. 6х19 (1+9+9) проволок и один органический сердечник (ГОСТ 3077—80); канат двойной свивки типа ТЛК конструкции 6×37 (1+6+15+15) + 1 о.с. (ГОСТ 3079-80).
Расчалки, ванты и тяги изготавливают из канатов, которые выпускают по ГОСТ 2688-80, ГОСТ 3077-80 и ГОСТ 3070-74; полиспасты, стропы изготавливают из более гибких канатов конструкции (6×36) + 1 о.с. (ГОСТ 7668-80).
С завода-изготовителя канаты принимают партиями. Партия состоит из канатов одного типоразмера в одной единице упаковки. Оформляют партию одним документом — паспортом.
В процессе эксплуатации канаты периодически подвергают смазке. Перед смазкой поверхность каната очищают от грязи и ржавчины проволочными щетками и протирают обтирочным материалом, смоченным в керосине. При длительном хранении канаты периодически, не реже одного раза в год, осматривают и смазывают.
Сведения о находящихся в эксплуатации канатах заносятся в специальный журнал учета канатов.
Канаты снабжают металлической или деревянной биркой, на которой указывается наименование или товарный знак завода-изготовителя, заводской номер, условное обозначение, длина (м), вес каната брутто (кг), отметка ОТК завода-изготовителя.
2.2.2. Браковка канатов
Браковка канатов грузоподъемных кранов, находящихся в эксплуатации, должна проводиться в соответствии с Руководством по эксплуатации крана. При отсутствии в Руководстве по эксплуатации крана соответствующего раздела браковка производится согласно рекомендациям, приведенным в Правилах устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов.
Для оценки безопасности использования канатов применяют следующие критерии:
· характер и число обрывов проволок, в том числе наличие обрывов проволок у концевых заделок, наличие мест сосредоточения обрывов проволок, интенсивность возрастания числа обрывов проволок;
· поверхностный и внутренний износ;
· поверхностная и внутренняя коррозия;
· местное уменьшение диаметра каната, включая разрыв сердечника;
· уменьшение площади поперечного сечения проволок каната (потери внутреннего сечения);
· деформация в виде волнистости, корзинообразности, выдавливания проволок и прядей, раздавливания прядей, заломов, перегибов и т.п.;
· повреждения в результате температурного воздействия или электрического дугового разряда.
Пример определения числа обрывов наружных проволок показан на рис. 2.3.
Канаты кранов, предназначенных для перемещения расплавленного или раскаленного металла, огнеопасных и ядовитых веществ, бракуют при вдвое меньшем числе обрывов проволок.
Рис. 2.3. Определение числа обрывов наружных проволок стального каната:
1 — на участке контроля у оборванной проволоки обнаружен только один конец оборванной проволоки, другой конец отсутствует (данный дефект соответствует одному обрыву); 2 — на участке контроля у оборванной проволоки в наличии два конца (данный дефект соответствует одному обрыву); 3 — на участке контроля одна из проволок имеет двухкратное нарушение целости (поскольку нарушения целости принадлежат только одной проволоке, данный дефект суммарно соответствует одному обрыву); L — длина участка контроля каната (принимают равной шести или тридцати диаметрам каната)
При уменьшении диаметра каната в результате поверхностного износа или коррозии на 7 % и более по сравнению с номинальным диаметром канат подлежит браковке даже при отсутствии видимых обрывов проволок. При уменьшении диаметра каната (на 3 % от номинального диаметра у некрутящихся канатов и на 10 % у остальных канатов) в результате повреждения сердечника — внутреннего износа, обмятая, разрыва — канат подлежит браковке даже при отсутствии видимых обрывов проволок (рис. 2.4).
Рис. 2.4. Местное уменьшение диаметра каната на месте разрушения органического сердечника
При уменьшении первоначального диаметра наружных проволок в результате износа или коррозии на 40 % и более канат бракуется.
Износ или коррозия проволок по диаметру определяется с помощью микрометра или иного инструмента, обеспечивающего аналогичную точность.
Если груз подвешен на двух канатах, то каждый бракуется в отдельности, причем допускается замена одного, более изношенного, каната.
Нормы браковки каната в зависимости от поверхностного износа
Уменьшение диаметра проволок в результате поверхностного износа
Число обрывов проволок,
Для оценки состояния внутренних проволок, т.е. для контроля потери металлической части поперечного сечения каната (потери внутреннего сечения), вызванной обрывами, механическим износом и коррозией проволок внутренних слоев прядей (рис. 2.5), необходимо подвергать канат по всей длине дефектоскопии. При регистрации при помощи дефектоскопа потери сечения металла проволок, достигшей 17,5 % и более, канат бракуется. Необходимость применения дефектоскопии стальных канатов определяют согласно требованиям нормативных документов в зависимости от типа и назначения крана.
Рис. 2.5. Уменьшение площади по перечного сечения проволок (интенсивная внутренняя коррозия)
При обнаружении в канате одной или несколько оборванных прядей канат к дальнейшей работе не допускается.
Волнистость каната характеризуется шагом и направлением ее спирали (рис. 2.6). При совпадении направлений спирали волнистости и свивки каната и равенстве шагов спирали волнистости Нв и свивки каната Нк канат бракуется при dB>l,08dK,где dB— диаметр спирали волнистости, dK— номинальный диаметр каната.
Рис. 2.6. Волнистость каната:
dB — диаметр спирали волнистости; dK — номинальный диаметр каната; Hв — шаг спирали волнистости; Hк — свивка каната
Рис. 2.7. Корзинообразная деформация
Рис. 2.8. Выдавливание сердечника
Рис. 2.9. Выдавливание прядей:
а — в одной пряди; б — в нескольких прядях
Рис. 2.10. Местное увеличение диаметра каната
Рис. 2.11. Раздавливание каната
Рис. 2.12. Перекручивание каната
Рис. 2.13. Залом каната
Рис. 2.14. Перегиб каната
При несовпадении направлений спирали волнистости и свивки каната и неравенстве шагов спирали волнистости и свивки каната или совпадении одного из параметров канат подлежит браковке при dв>4/3dK.Длина рассматриваемого отрезка каната не должна превышать 25dK.
Канаты не должны допускаться к дальнейшей работе при обнаружении:
· корзинообразной деформации (рис. 2.7);
· выдавливания сердечника (рис. 2.8);
· выдавливания или расслоения прядей (рис. 2.9);
· местного увеличения диаметра каната (рис. 2.10);
· местного уменьшения диаметра каната (см. рис. 2.4);
· раздавленных участков (рис. 2.11);
· перекручиваний (рис. 2.12); заломов (рис. 2.13);
· повреждений в результате температурных воздействий или электрического дугового разряда.
2.2.3. Канаты пеньковые и из синтетических волокон
Пеньковые и синтетические канаты служат для изготовления стропов и грузовых сеток, а также для подъема и перемещения вручную легких деталей, устройства оттяжек при подъеме конструкций, колонн, оборудования и т.д.
Пеньковые канаты изготавливают свивкой прядей, скручиваемых из длинного пенькового волокна. Их выпускают пропитанными смолой и непропитанными (бильные) по ГОСТ 483—75 и ГОСТ 1088-71.
Пеньковые канаты подразделяются:
При упаковке на предприятии-изготовителе канаты скатывают в бухты и стягивают вязками. К каждой бухте каната прикрепляют бирку, на которой указывают наименование и группу каната, дату изготовления, длину каната в бухте, массу нетто (кг), штамп ОТК и ГОСТ.
Коэффициент запаса прочности пеньковых канатов — не менее восьми.
Нашли применение канаты из искусственных волокон капрона, перлона и др. (ГОСТ 10293-77).
Изготовленные канаты транспортируют в бухтах или на деревянных барабанах. Канаты хранят в сухих закрытых помещениях, защищенных от прямых солнечных лучей, масла, бензина и различных растворителей.
Для выполнения такелажных работ требуются канаты различной длины; с завода они поступают длиной 250, 500 и 1000 м. Канаты доставляют на строительную площадку, разматывают (рис. 2.15, а, б), вращая барабан или бухту на специальной инвентарной металлической катушке, и разрезают на куски требуемой длины. Прежде чем разрезать, канат обматывают тонкой мягкой проволокой, чтобы предотвратить его скручивание.
На рис. 2.15, в показана подготовка каната к резке. Один конец обмоточной проволоки забивают и вводят в пряди каната, а другой пропускают под витки и обрезают. Отрезанные куски каната снабжают копией заводской бирки и сертификата, причем на бирке следует указывать длину отрезанного куска.
Канаты к поднимаемому грузу и между собой крепятся узлами. Узлы и петли при монтаже должны обеспечивать надежное и быстрое крепление груза, а также легкое и быстрое его высвобождение. Наибольшее распространение при обвязке грузов получили узлы и петли, показанные в табл. 2.1.
2.2.4. Соединение и крепление концов канатов
Рис. 2.15. Размотка каната (а — правильная; б — неправильная) и подготовка каната к резке (в):
Узлы и петли, выполняемые при обвязке грузов
Счаливание (сплетение) концов канатов между собой — надежное соединение, часто применяемое при такелажных работах. Существует несколько способов сплетения канатов, однако все они должны обеспечивать равнопрочность по сравнению с целым канатом. Счаливание концов канатов допускается только в том случае, если у них одинаковые конструкции и диаметры.
На рис. 2.16 представлены инструменты, применяемые для выполнения чалочных работ.
Рис. 2.16. Инструменты для чалочных работ:
1 — свайка; 2 — разводка; 3 — подбойка; 4 — шило; 5 — кусачки; 6 — палка деревянная; 7 — пеньковый канат; 8 — деревянный молоток; 9 — нож; 10 — слесарный молоток
Счаливают канаты (рис. 2.17, а) в следующей последовательности. На расстоянии 500. 700 мм от концов обоих счаливаемых канатов (рис. 2.17, б) накладывают перевязки 1 (марки), т.е. обматывают канат мягкой проволокой, а затем конец каната распускают на пряди. Концы каждой пряди для предотвращения роспуска прядей проволочки также обматывают мягкой проволокой. Органический сердечник на всю длину распущенного каната вырезают. Стыкуемые канаты соединяют так, чтобы пряди располагались в шахматном порядке, вплоть до перевязок (рис. 2.17, в). Для этого пряди левого каната привязывают двумя перевязками 3 к правому канату и накладывают дополнительные перевязки 4, расположенные друг от друга на расстоянии, равном 40d каната, и препятствующие роспуску каната. Затем перевязку 1 с левого каната снимают, любую из свободных перевязок накладывают на смежную встречную прядь и с помощью свайки пробивают (пропускают) ее под следующие две пряди (рис. 2.17, г).
Пробитую прядь обтягивают и молотком обколачивают две пряди, под которые пробита ходовая прядь. Ходовыми прядями называют пряди расплетенного конца каната, которыми пробивают второй канат.
Рис. 2.17. Последовательность сплетки стальных канатов и изготовления петель:
а — сплетенный канат; б — канат, подготовленный к сплетке; в — соединение двух концов каната; г — пробивка первой пряди; д — роспуск конца каната на пряди; е — образование петли и пробивка первых трех прядей; ж — пробивка IV пряди; з — вторичная пробивка всех ходовых прядей; и — последующая пробивка прядей; к — последние дополнительно пробитые пряди; л — петля с опрессованной гильзой; 1. 4— перевязки; I. VI — номера ходовых прядей
Затем также пробивают следующую свободную ходовую прядь под следующие две пряди. Аналогично пробивают все остальные пряди и еще раз те же пряди, а затем снимают перевязку 7 правого каната, перевязки 3 и дважды пробивают пряди левого каната. Затем поочередно вторично выполняют по две пробивки всех прядей с каждой стороны стыка. В таком же порядке сплетают канат на всю длину стыка до перевязок 4. Сплетка заканчивается пробивкой еще по одному разу половины ходовых прядей с каждой стороны через одну прядь (одну прядь пробивают, вторую оставляют, следующую опять пробивают и т.д.). В зависимости от длины стыка число пробивок может составлять 5,5; 6,5 и т.д.
Канаты у петли сплетают следующим образом. На расстоянии 500. 700 мм от конца каната накладывают перевязку, и канат распускают на пряди (рис. 2.17, д). Концы прядей, так же как и при сплетке прямых канатов, обвязывают мягкой проволокой. Органический сердечник по всей длине распущенного конца вырезают. Конец распущенного каната загибают в петлю, привязывают место перевязки к коренному канату. Первую проводку пряди выполняют в положении, когда петля обращена к работающему своей изогнутой частью, а ходовые пряди расположены справа. Первую ходовую прядь пропускают в канат справа налево (против спуска каната). Спуском каната называется направление заплетаемой петли к коренной части каната. Первую прядь для пробивки выбирают так, чтобы после снятия перевязки не происходило закручивания или раскручивания каната.
Ходовую прядь I (рис. 2.17, е) пробивают под одну коренную, II — под две, III — под три пряди. Все три пряди пробивают в одном и том же месте. Ходовую прядь IV пробивают через то же место, что и первые три, но в обратном направлении, под две коренные пряди (рис. 2.17, ж). Ходовую прядь V пробивают под ту же прядь в обратном направлении. Ходовую прядь VI пробивают так же, как I, но в обратном направлении, накрывая эту прядь. Второй раз каждую ходовую прядь пробивают через одну смежную под две следующие коренные пряди (рис. 2.17, з). Последующие пробивки выполняют аналогично II(рис. 2.17, и). Последнюю пробивку делают половинным числом прядей (рис. 2.17, к). Пробитые пряди обрубают у самого каната и все сплетение плотно обматывают мягкой отожженной проволокой.
Зависимость числа пробивок каната каждой прядью при заплетке от его диаметра