Что такое расходы на реализацию
Расчет себестоимости продукции – как не продавать в убыток
Содержание статьи
Производственная себестоимость — это количество денег, потраченных на производство продукции. Расчет себестоимости продукции помогает компании:
Себестоимость производства и сумма расходов на реализацию составляют полную себестоимость товара.
Оксана Бондаренко, директор компании «Учет и Право»:
«Расчет себестоимости продукции очень важен, без него вести бизнес трудно. Пример из моей практики: компания производит мягкие стулья, эксклюзивно и в небольших количествах, около 1000 стульев в месяц. Затраты на производство стульев — 5 850 000 рублей. Если разделить эту сумму на количество продукции получим 5 850 рублей — это и есть себестоимость единицы продукции.
Теперь о том, как эту цифру применить. Дело в том, что сам предприниматель изначально формировал ценовую политику на основании цен у конкурентов. Это привело к тому, что средняя цена изделия, 7 000 рублей, едва покрывала издержки.
При такой доходности денег на развитие не оставалось. После расчета себестоимости продукции, мы решили поднять цены и таким образом подтянуть маржинальность. В количестве клиентов мы почти не потеряли, а вот прибыль подняли серьезно — у бизнеса появились деньги на развитие»
Что входит в производственную себестоимость
Себестоимость производства включает в себя:
В самом простом случае, если компания производит лишь один вид продукции, все эти расходы за месяц можно суммировать и разделить на объем выпущенной продукции. В производственные расходы включается только то сырье и материалы, которые были использованы. Если куплена тонна сырья, а в производство за месяц ушло триста килограммов, в себестоимость включается только их стоимость. Остальное — запасы, которые не влияют на расчет.
У Михаила фирма по производству пельменей, бизнес прибыльный, есть постоянные клиенты и проверенные поставщики. На определенном этапе захотелось узнать, можно ли продавать продукцию дешевле, чтобы захватить большую долю рынка и потеснить конкурентов. Для этого решили провести расчет себестоимости продукции. Михаил фиксирует все операции в сервисе ПланФакт, поэтому понять, сколько потратили на производство, оказалось легко. Расходы собрали в таблицу:
Для расчета амортизации холодильной камеры ее цену разделили на предполагаемый срок службы в месяцах.
Цена покупки — 36 000 рублей.
Предполагаемый срок службы — 3 года или 36 месяцев.
Амортизация в месяц: 36 000 : 36 = 1 000 (руб.)
За март фирма Михаила выпустила 2000 килограммов пельменей, себестоимость одного килограмма составила 164 рубля:
328 000 : 2 000 = 164 (руб.)
Эту сумму Михаил внес в калькулятор скидок, чтобы оценить, какую цену он может предложить покупателям, чтобы увеличить долю рынка.
А что делать, если часть продукции не прошла все стадии изготовления, и производство на конец месяца не завершено? Как же в таком случае рассчитывается себестоимость?
Например, на начало месяца незавершенное производство составило 50 000 рублей. За месяц потрачено 200 000 рублей, и на конец месяца размер незавершенного производства — 20 000 рублей. Выпущено 1000 единиц продукции.
Расчет себестоимости продукции в этом случае будет выглядеть так:
Зачем рассчитывать прямые и косвенные затраты
Когда компания производит только один вид продукции, расчет себестоимости продукции достаточно прост, но что делать, если товаров несколько? В этом случае поможет разделение затрат на прямые и косвенные.
Прямые затраты — то, что потрачено на производство конкретного товара. Это может быть сырье, зарплата работников-сдельщиков, страховые взносы с нее.
Косвенные расходы относятся ко всему производству в целом, например, аренда помещения, фиксированная зарплата работников производства и хозяйственные расходы.
Владислав Ильин, генеральный директор компании «Био-Веста»:
«Мы производим функциональное питание и пробиотики.
Прямые затраты — это сырье, упаковка, множество вспомогательных материалов, которые используются для производства, оплата труда людей, работающих на производстве. Косвенные затраты: аренда, обслуживание здания цеха, уборка, вывоз мусора. Как правило, при изменении объемов производства эти расходы не меняются»
Чтобы понять, сколько косвенных расходов приходится на каждый вид товара, нужно определить его долю в общем объеме производства. А потом пропорционально этой доле распределить сумму затрат.
В апреле Михаил решил производить еще один вид продукции, вареники с вишней. Для расчета себестоимости пришлось разделить расходы на прямые и косвенные. Так как все сотрудники получают фиксированную зарплату, она и страховые взносы вошли в косвенные расходы. А сырье — в прямые.
Объем производства вареников составил 500 килограммов, а пельменей — 2000. Доля вареников в общем объеме производства — 20%, следовательно, 20% косвенных расходов нужно отнести на себестоимость вареников. Себестоимость одного килограмма пельменей составила 148 рублей, а вареников — 103 рубля.
Как изменение стоимости сырья влияет на себестоимость продукции
На практике регулярно встречается ситуация, когда меняется стоимость сырья и, соответственно, себестоимость готовой продукции. Для учета изменений используются методы расчета средней стоимости, ФИФО и ЛИФО.
Метод ФИФО (FIFO, First in First out, «первым пришел ― первым ушел») подразумевает, что сначала идет на производство сырье, которое было куплено раньше. Этот метод чаще применяется для товаров с небольшим сроком годности.
Метод ЛИФО (LIFO, Last in First out, «последним пришел ― первым ушел») — в производство отпускают те запасы, которые пришли позднее. Это удобно, если объем запасов большой.
Метод средней стоимости предполагает деление общей стоимости всех запасов на их количество.
Рассмотрим эти методы на примере изменения стоимости купленной муки за апрель:
По методу ФИФО сначала будут списывать в производство муку по цене 20 рублей, когда кончится эта партия, начнут списывать вторую, стоимостью 45 рублей. По методу ЛИФО наоборот, списывать запасы в производство начнут с последней партии.
В методе средней стоимости расчет стоимости списанного материала будет такой:
(20 х 300 + 45 х 200 + 30 х 500) : 1000 = 30 (руб.)
Когда товар будет отправлен на реализацию, для определения его себестоимости можно воспользоваться любым из этих методов. Фирма сама устанавливает, какой метод расчета она применяет, в зависимости от объема производства и вида продукции. Пересчитывать среднюю себестоимость можно через равные интервалы времени, например, раз в месяц или по мере выпуска новых партий. Менять выбранный метод расчета нежелательно — может возникнуть искажение показателей.
Как снизить себестоимость продукции
Уменьшение себестоимости позволит компании работать более эффективно и, в зависимости от целей, больше зарабатывать или иметь конкурентоспособную цену. Михаил решил выяснить, может ли он снизить себестоимость своей продукции и рассчитал разные варианты экономии в таблице:
Вариант 1. Снижение стоимости сырья
Можно покупать более крупные партии, договориться на скидку или найти нового поставщика. У Михаила самая дорогая статья прямых затрат — фарш, снижение его стоимости на 5% дает уменьшение себестоимости на 3 рубля.
Вариант 2. Увеличение производительности труда
Чем больше производится продукции, тем меньше приходится косвенных расходов на единицу продукции. Можно сделать рабочие места более удобными, оптимизировать работу и мотивировать сотрудников. Если увеличить количество выпускаемых пельменей на 20%, то себестоимость упадет на 13 рублей. Плюс производство потребует больше сырья, следовательно, можно попросить поставщика о более выгодных условиях.
Вариант 3. Автоматизация производства
Этот способ позволит заменить сотрудников техникой и сэкономить на оплате труда. Конечно, нужно соблюдать баланс, слишком дорогое оборудование может не окупиться при небольших объемах.
Михаил планирует покупку автоматической машины за 150 000 рублей для лепки пельменей. Ее установка позволит отказаться от одного из кухонных рабочих. Несмотря на высокую стоимость, ее амортизация будет составлять 6 250 рублей при расчетном сроке службы 24 месяца. Это значительно меньше зарплаты сотрудника.
В результате модернизации производства, себестоимость пельменей уменьшится на 13 рублей.
Вариант 4. Экономия электроэнергии, воды, снижение аренды
Также приведут к уменьшению косвенных затрат и снижению себестоимости продукции. Сокращение этих расходов на 25% даст снижение себестоимости продукции на 5 рублей.
Оксана Бондаренко, директор компании «Учет и Право»:
«С помощью себестоимости можно не только формировать ценовую политику, но и следить за успехами бизнеса. Например, если себестоимость снижается — это хороший знак. Чем больше производит бизнес, тем меньшую долю в расходах начинают занимать аренда помещения и амортизация. Также расходы снижаются и за счет повышения эффективности труда сотрудников: производят больше, а платим как раньше»
Виды доходов и расходов
В свежем выпуске бухгалтерского ликбеза Алексей Иванов рассказывает о том, что такое выручка, себестоимость, коммерческие и управленческие расходы, прочие доходы и расходы. Эта классификация помогает понимать на чем вы зарабатываете деньги и на что тратите. Она лежит в основе группировки доходов и расходов в одной из главных форм бухгалтерской отчётности — отчёте о финансовых результатах. И в управленческих отчётах очень помогает.
Начнём с доходов. Доходы в бухучёте делятся на выручку и прочие доходы.
Выручка
Что считать обычными видами деятельности, определяет сама компания. Главное правило здесь — систематичность получения доходов. Если товар, продукция, работа или услуга продаётся регулярно, его продажа — обычный вид деятельности.
Вот что приносит выручку в разных бизнесах:
При этом обычных видов деятельности у компании может быть несколько. Продуктовый магазин может открыть производство салатиков, которые будут продаваться вместе с покупными товарами. А завод — продавать не только свою продукцию, но и покупные запчасти к ней. Такие продажи тоже будут приносить выручку.
Ещё раз акцентирую внимание на моменте признания выручки. Выручка возникает в бухучёте в момент перехода права собственности на товар или продукцию от продавца к покупателю. Для работ и услуг момент признания выручки — дата подписания акта об их выполнении.
Пример 1. Автосалон продал новый «Гелендваген» за 12 млн руб. По условиям договора половину стоимости клиент оплачивает сразу, вторую половину — в течение года с момента покупки. Выручка-брутто складывается из 6 млн руб. уплаченных денег и 6 млн руб. дебиторки. Выручка-нетто — 10 млн руб. Оставшиеся 2 млн руб. НДС — это доход государства, а не автосалона.
Прочие доходы
Прочие доходы (Other Revenue) — это любые доходы компании, кроме выручки:
Момент признания и оценка суммы прочих доходов определяются так же, как и у выручки. Исключение — подарки. Дебиторская задолженность при дарении не возникает, поэтому доход определяется по рыночной стоимости подаренного актива.
Разделение доходов на выручку и прочие доходы зависит от того, чем занимается компания. Для магазина арендная плата — прочий доход, а для лизинговой компании — выручка. Начисленные дивиденды будут выручкой для квалифицированного инвестора, но прочим доходом для завода. И только подарки квалифицируются как выручка разве что у профессиональной содержанки.
Себестоимость
Переходим к классификации расходов. Первый вид расходов — себестоимость (Cost of Goods). Это затраты на изготовление и продажу продукции, выполнение работ, оказание услуг. Дальше буду говорить о продукции, подразумевая работы и услуги тоже.
Вроде простое определение, но важно понимать, что себестоимость бывает разная. Каждую из посчитанных себестоимостей анализируют для своих целей. И, если себестоимость продукции 100 руб., а выручка от продаж 150 руб., вовсе не обязательно прибыль от продаж составила 50 руб. Такой информации недостаточно — нужно уточнить о какой именно себестоимости идет речь.
Производственная себестоимость— это затраты на изготовление продукции. Её нужно считать и раскладывать на составляющие, чтобы понять что можно подкрутить в производственном процессе. Уменьшить непроизводительные расходы материалов, перейти на более дешевые аналоги, организовать работу более эффективно, чтобы снизить затраты на оплату труда и т. д.
Производственная себестоимость за месяц показывает, во сколько обошлось производство. Но её бесполезно сравнивать с выручкой по трём причинам.
Себестоимость продаж (полная себестоимость) — расходы на изготовление и продажу продукции. Себестоимость продаж складывается из производственной себестоимости проданной продукции и расходов на её продажу. Именно эту себестоимость надо сравнивать с выручкой для корректного определения финансового результата.
Пример 2. ООО «Рога и копыта» производит тортики. За день было изготовлено и продано 3 тортика. Для их заготовления было куплено продуктов на 500 руб., ещё 1000 руб. составила зарплата кондитера. Тортики продаются в Инстаграм по 1000 руб. Реклама обошлась в 2000 руб.
Производственная себестоимость: 1500 руб. (500 руб. + 1000 руб.).
Себестоимость продаж: 3500 руб. (1500 руб. + 2000 руб.).
Убыток от продаж: 500 руб. (3000 руб. — 3500 руб.).
Если бы собственник при определении финансового результата ориентировался на производственную себестоимость, он бы решил, что владеет прибыльным бизнесом. Но это не так.
Пример 3. Те же условия, но продано 2 тортика.
Производственная себестоимость выпуска: 1500 руб.
Себестоимость продаж: 3000 руб. (2 * 500 руб. + 2000 руб.)
Убыток от продаж: 1000 руб. (2000 руб. — 3000 руб.)
Еще 500 руб. — производственная себестоимость оставшегося на складе тортика. Если завтра его купят без рекламы, то он принесет прибыль в 500 руб.
Коммерческие расходы
Коммерческие расходы (Selling Expense) — это расходы на продажу товаров, продукции, работ, услуг. Состав таких расходов зависит от того, чем занимается компания.
Если компания производит продукцию, то расходы на продажу начинаются сразу после того, как продукция выпущена. Коммерческими будут расходы на:
Если компания выполняет работы или оказывает услуги, то коммерческими будут в основном расходы, связанные с их продвижением. Хранить и отгружать попросту нечего.
Если компания продаёт товары, то коммерческими являются почти все расходы, связанные с торговлей, кроме себестоимости самих товаров:
Как видите, перечень коммерческих расходов у торговых организаций шире, чем у производственных. Поэтому и удельный вес в отчёте о финансовых результатах выше. Например, в финансовой отчетности Магнитогорского металлургического комбината за 9 месяцев 2019 года коммерческие расходы составляют 7% от выручки. А в такой же отчетности Х5 Retail Group — 13%.
Управленческие расходы
Управленческие расходы (Administrative Expense) — это расходы, которые не связаны с производством, хранением и сбытом продукции, но необходимы для функционирования организации. Еще их называют общехозяйственными.
Перечень управленческих расходов для конкретного предприятия зависит от специфики его деятельности. Например, для большинства бизнесов зарплата бухгалтера — общехозяйственный расход, а у нас в интернет-бухгалтерии «Моё дело» она входит в себестоимость услуги. Для колл-центра стоимость телефонии — это производственные затраты, а для завода — общехозяйственный расход.
Как видите, в основном управленческие расходы направлены на содержание административно-управленческого персонала и офисной инфраструктуры. Когда я начинал свою карьеру на заводе, таких сотрудников цеховой люд называл нахлебниками. Потому что они не производят продукцию и не продают её. А кормить их надо.
В этом есть своя правда. Управленческие расходы, как правило, являются условно-постоянными. То есть не зависят от объемов выпуска. А значит, они должны быть как можно меньше. И с этим связан один интересный факт.
В отчёте о финансовых результатах управленческие расходы могут показываться либо в себестоимости продаж, либо отдельной строкой. И вот вам два примера.
В первом случае управленческие расходы показаны отдельной строкой. Сразу видно, что на 1 руб. себестоимости приходится 14 копеек управленческих расходов. Во втором случае управленческие расходы погребены в себестоимости. А отчего она такая большая непонятно. Может ресурсы дорогие, а может директора огромные зарплаты получают.
Кстати, новый ФСБУ «Запасы» хоть и выйдет совсем не в том виде, в каком Минфин должен был его принять, запрещает включать управленческие расходы в себестоимость продукции. Как сказал Петр Великий: «Дабы дурь каждого видна была».
Прочие расходы
Прочие расходы (Other Expense) — это любые расходы компании, которые не относятся к её основной деятельности. Если расход нельзя включить в себестоимость, коммерческие расходы или управленческие расходы, — он включается в прочие.
Разделение на расходы по обычным видам деятельности и прочие расходы производится аналогично разделению на выручку и прочие доходы. Регулирует классификацию расходов ПБУ 10/99 «Расходы организации». На смену этому стандарту готовится новый ФСБУ «Расходы». Но это будет нескоро. По планам Минфина проект должен быть разработан к первому кварталу 2021 г., а стандарт введен в действие с 2023 г. Но исполнителем назначен Институт профессиональных бухгалтеров России, а он уже не уложился в срок. Изначально Минфин планировал, что проект будет разработан в 2018 г., а стандарты начнет действовать в 2020 г. Не уверен, что история с переносом сроков не повторится.
Вот типичные представители прочих расходов:
Последний показатель раскрывается в отчете о финансовых результатах отдельно от остальных прочих расходов. Там он называется «Проценты к уплате». Это установлено ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации». Сделано это для того, чтобы из бухгалтерской отчетности можно было оценить уровень кредитной нагрузки компании.
Кстати, в интернет-бухгалтерии «Моё дело» доходы и расходы классифицируются автоматически при осуществлении сделок. Для бухгалтерского учёта по своим правилам, для налогового — по своим. Определять вручную вид дохода или расхода не нужно — система делает это сама. Попробуйте — это удобно и экономит массу времени!
Внереализационные доходы и расходы
Преобладающее большинство доходов и расходов любой организации связано с реализацией товаров и/или услуг. Однако, деятельность и финансовая отчетность не исчерпывается исключительно продажами. Есть весьма значительные доходно-расходные статьи, связанные с другими бизнес-процессами, им тоже необходим учет.
Проанализируем специфику этих финансовых показателей, остановимся на особенностях их отражения в бухгалтерском учете и в Налоговом Кодексе Российской Федерации, рассмотрим их влияние на размер налога на прибыль.
Внереализационные поступления (доходы)
Понятие о внереализационных доходах дает Налоговый Кодекс РФ. Согласно тексту Кодекса, они представляют собой поступления в бюджет организации, не имеющие отношения к выручке от реализации товаров, работ, услуг, а также к продаже имущества и основных средств фирмы.
Эти доходы являются полноправной частью прибыли юридического лица. Ст. 250 приводит 2 возможности определить отношение доходов к внереализационным: «от противного» и перечислением пунктов перечня.
Какие доходы не являются реализационными?
Когда в дефиниции указано, что к определяемому понятию относятся все показатели, кроме перечисленных, то нужные факторы можно вычислить методом исключения. Можно сказать, что не являются реализационными все типы доходов, не поименованные в ст. 249 НК РФ. В свою очередь, в ст. 250 НК РФ значится, что внереализационными признаются все доходы организации, кроме:
Перечень внереализационных доходов
Другой подход к определению этой формы прибыли – перечисление возможных типов доходов, которые ст. 250 НК относит к внереализационным:
Не забудьте включить эти доходы во внереализационные
Налогоплательщики нередко упускают некоторые виды прибыли, которые тоже относятся к внереализационной, тем самым вольно или невольно занижая налоговую базу. Тем не менее, эти поступления в бюджет организации включаются во внереализационные доходы:
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Занижение прибыли из-за упущения некоторых статей доходов, допущенное по умыслу или недостатку знаний, чревато неприятностями со стороны контролирующих налоговых органов: это вполне может быть расценено как уклонение от уплаты налогов.
Внереализационные доходы и налогообложение
Значение этого типа прибыли состоит во влиянии на формирование налоговой базы. Внереализационные поступления необходимо учитывать при начислении следующих видов налогов:
Не ошибитесь при учете внереализационных доходов
Определение всех статей прибыли – довольно сложная и громоздкая задача, в которой нелегко избежать ошибок. Рассмотрим самые распространенные трудности, возникающие при признании доходов внереализационными, и также проанализируем, как их эффективнее избежать.
Внереализационные расходы
Налоговый Кодекс посвятил внереализационным расходам ст. 265. Этот вид документально подтвержденных, обоснованных затрат не имеет прямой связи с торговлей товарами, платой за услуги и выполнение работ, а также к таким расходам могут быть отнесены некоторые разновидности убытков.
ВАЖНО! Одним из главных критериев отнесения расходов (как и доходов) к внереализационным является основная деятельность организации. Например, если фирма, занимающаяся производством и продажей канцелярской продукции, сдает одну из комнат своего офиса в аренду, то расходы на содержание этой комнаты будут как раз внереализационными (как и доходы от арендной платы). А если аренда – основной бизнес фирмы, то дело приходится иметь уже с производственными расходами.
Открытый перечень внереализационных расходов
В статье 265 НК РФ приведено 20 видов подобных расходов. К бесспорно внереализационным относятся такие затраты и финансовые потери организации:
Могут ли другие расходы оказаться внереализационными?
Перечисление в ст. 265 НК является открытым, то есть в нем предусмотрен подпункт «и другие». Существуют такие затраты, относительно которых не всегда можно однозначно выяснить их принадлежность, они в равной степени могут принадлежать как к реализационным, так и к их противоположности. В таких случаях закон предоставляет выбор самому налогоплательщику, только этот выбор нужно обосновать в соответствующих внутренних документах.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Иные затраты, признаваемые внереализационными расходами, должны соответствовать требованиям НК, то есть быть оправданными экономически, подтвержденными с помощью документации и иметь отношение к получению доходов.
Примеры расходов, которые правомерно счесть внереализационными:
ВНИМАНИЕ! Проценты – это самостоятельный вид расходов, для которых есть свои учетные правила, предусмотренные НК. Поэтому в зависимости от цели займа проценты по нему могут быть отнесены к внереализационным расходам, так и к другим видам трат.
Убытки – это тоже расходы?
Средства, потерянные или недополученные в отчетном периоде, тоже могут относиться к внереализационным расходам, если соответствуют их критериям. К таковым НК РФ относит:
Признание расходов внереализационными
Важность отнесения трат именно к этому виду расходов помогает в снижении налоговой базы по налогу на прибыль.
Списание расходов выполняется по одному из двух методов, и для каждого в НК РФ установлена своя процедура:
От выбора метода зависит момент признания расходов: в первом случае это дата документального подтверждения основания, а в случае применения кассового метода – фактическое наступление события.
Необходимо, чтобы расходы имели обязательное документальное подтверждение, это требование четко прописано в НК РФ. Каким именно будет это подтверждение, приходится решать в каждом конкретном случае.
Например, при списании как внереализационного расхода убытков от произошедшего пожара в данном периоде подтверждением может служить один из документов:
Внереализационные расходы и бухучет
Бухгалтеру обязательно учитывать эти расходы в отчетном периоде, потому что их суммы повлияют на размер налоговой базы в следующем периоде.
К СВЕДЕНИЮ! В положениях по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99) и «Расходы организации» (ПБУ 10/99) перечни полученных и затраченных сумм не совпадают с Налоговым Кодексом. Внереализационные доходы в бухучете отнесены к категории «Прочие», где учитываются вместе с операционными. Поэтому и могут возникать временные расходные разницы, которые постоянно корректируются.