Что такое раскадровка в анимации
4 причины, почему раскадровка для видеоролика сэкономит ваши деньги и время
Раскадровка — технический этап, который помогает подготовиться к съёмкам или созданию анимации. Это набор картинок к каждой сцене: иногда детализированных, чаще — упрощённых и схематичных, зависит от проекта. В этой статье хотим рассказать, в чём ценность раскадровки и почему она не замедляет а, наоборот, ускоряет и упрощает съёмки.
В отличие от других материалов, подготовленных за кадром, например, текста для диктора или саундтрека, сама раскадровка не попадёт в ролик. Поэтому заказчики склонны недооценивать этот этап: раз его не видно в конечном результате, значит, им можно пренебречь, чтобы сэкономить.
Раскадровка показывает последовательность и содержание сцен. Создавая ее, вы готовите визуальные образы, определяете динамику сцен, описываете действия актёров или персонажей в кадре, эмоции на их лицах и одежду, создаёте референс для операторов, монтажёров и остальной съёмочной команды. В иллюстрациях указывают, как будет двигаться камера, где изображения будет приближаться, а где отдаляться. Глядя на раскадровку, можно легко представить себе весь ролик.
Вот фрагмент достаточно подробной раскадровки рекламного ролика, в нем под каждой иллюстрацией поставили кадр из готового видео, чтобы было нагляднее:
Чтобы создать раскадровку, нужно подготовить сценарий и определить стиль ролика. То есть, перед тем, как рисовать, вам необходимо:
Утвердить текст: точно понимать, что диктор читает за кадром, какие реплики говорят актёры или персонажи
Понять, в каком стиле снимаете: часто для этого согласуют внешний вид какого-то одного ключевого кадра — стиллшот.
Раскадровку рисует иллюстратор, который понимает съёмочный процесс: знает, как движутся камеры, как комбинируют планы разной крупности, как стоят персонажи во время диалога, как делается монтаж. Иллюстратору помогает сценарист или копирайтер, который в это время заканчивает работу над текстом и может объяснить суть каждой сцены. За работой следит менеджер, чтобы убедиться, что ролик решает креативную задачу клиента.
Раскадровку рисуют от руки на бумаге, используют Photoshop или другие графические редакторы, иногда иллюстрации комбинируют с фотографиями. Всё зависит от проекта: чем сложнее съёмки, тем основательнее нужно подготовиться. Если проект простой, раскадровку можно нарисовать схематично.
Мы часто готовим раскадровки в приложении Boords: туда можно загрузить иллюстрации и подписать под каждой текст. Работами в Boords удобно делиться: можно отправить клиенту ссылку, и он сможет открыть раскадровку в браузере.
Во многих своих кейсах мы показываем и раскадровку, и финальный результат. Например, в этом ролике о личностном потенциале для благотворительного фонда «Вклад в будущее».
Раскадровка — это недолго. Подготовить её для короткого рекламного ролика — задача примерно на день. Раскадровка потенциально может сэкономить гораздо больше времени и денег на проекте.
Раскадровка снижает вероятность переделок и дополнительных съёмок, потому что позволяет скорректировать ожидания клиента ещё на этапе подготовки. Заказчик получает набросок результата, может дать обратную связь и примерно понимает, как будет выглядеть ролик. А съёмочная команда получает подтверждение того, что клиент согласен с их креативной концепцией.
У любого видео есть динамика. Эта характеристика описывает, с какой скоростью в кадре происходят действия, меняются сцены. Если говорят, что ролик проседает по динамике, значит, его скучно смотреть, потому что в кадре ничего не происходит.
Часто клиенты хотят добавить очень много контента в короткий рекламный ролик: перечислить все преимущества компании, рассказать красивую историю, добавить юмор. Если весь этот контент озвучивает диктор, а в кадре ничего не происходит, ролик получится скучным.
Когда иллюстратор нарисует к тексту раскадровку, все затянутые моменты сразу будут видны. Например, если в ролике будет сцена, где диктор читает текст восемь секунд, а персонажи просто стоят и машут рукой, вы заметите, что динамика проседает. Чтобы поправить положение, можно додумать, чем ещё будут заниматься персонажи под этот текст, как смогут его проиллюстрировать. Без раскадровки сложно понять плотность сцен и оценить динамику.
Для анимационных роликов мы иногда делаем аниматик — то есть, раскадровку, которая оживает и меняется слайд за слайдом. Аниматик нужен не во всех проектах, часто динамику можно проследить и по статичным иллюстрациям. Но в долгих рекламных роликах с множеством персонажей или, например, в эксплейнере для IT-продукта полезно сделать аниматик, чтобы убедиться, что нет затянутых сцен.
В этом кейсе для Эвотор.PAY мы показали все этапы разработки ролика: и раскадровку, и аниматик, и иллюстрации.
Роль раскадровки в производстве анимации
От раскадровки до финального кадра: Варт встречает Мерлина в фильме «Меч в камне».
Создание раскадровки — это неотъемлемый этап производства анимационного ролика, от которого не следует отказываться. Этот процесс, наряду с написанием сценария, является важной частью работы над любым визуальным произведением. Конечно, импровизация в продакшене может создать уникальные компоненты. Но ее сложно поддерживать и использовать в команде, поэтому она потенциально ненадежна. Чтобы экономить ресурсы на этапе препродакшена, профессионалы в первую очередь пишут сценарии и рисуют к ним раскадровки.
История раскадровок
Раскадровка (или сториборд) — серия рисунков, иллюстрирующих итоговый вид анимации или фильма. Создание первых сценариев и сделанных на бумаге эскизов приписывают французскому режиссёру Жоржу Мельесу — одному из первопроходцев кинематографа. Современный же вид раскадровок разработала студия Уолта Диснея в начале 1930-х годов.
Жорж Мельез создавал к своим фильмам отдельные иллюстрации. Эту он сделал для «Путешествия на луну» 1902 г.
Уолт Дисней с другими аниматорами обсуждают раскадровку.
В биографии своего отца Диана Дисней-Миллер рассказывает, что первые полные раскадровки были созданы для короткометражного фильма 1933 года «Три поросенка».
Идею рисовать кадры на отдельных листах бумаги и развешивать их на доску, чтобы последовательно показать историю, сам Уолт Дисней приписал аниматору Уэббу Смиту. Кстати, оригинальное название, stroryboard, взялось как раз из способа визуализации — дословно «история на доске».
По словам Джона Кейнмейкера в книге«Paper Dreams: The Art and Artists of Disney Storyboards», эскизные наброски использовали в 1920-х годах для короткометражных мультфильмов Plane Crazy и Steamboat Willie. Идея оказалась успешной, и уже через несколько лет распространилась на другие студии.
В книге «Paper Dreams: The Art and Artists of Disney Storyboards» авторы подробно рассказывают о диснеевских раскадровках и художниках, работающих над ними.
Именно в студии Дисней первыми осознали необходимость поддерживать отдельный «отдел истории» с художниками по раскадровке. К концу 30-х годов каждая студия Голливуда делала раскадровки к своим анимациям. А в начале сороковых этот опыт переняли студии кино. Лента «Унесенные ветром» стал одним из первых фильмов, произведенных с полной раскадровкой.
Лайл Уиллер рядом со сторибордом к «Унесенным ветром».
Каждая сцена была тщательно спланирована и отрисована заранее.
Какие проблемы решает раскадровка
Главной целью сторибордов является визуализация кадров до начала производства. Создание раскадровки — шанс изучить кадры заранее, чтобы оценить их успешность. Таким образом режиссеры постоянно комбинируют идеи и совершенствуют сценарий.
Один из вариантов атаки Урсулы на главных героев в мультфильме «Русалочка».
Как сцена выглядит в итоге.
Преимущества раскадровки:
Раскадровка одной из сцен «Мстителей» в виде аниматика.
Основные принципы раскадровки
Для начала озвучим главное правило: чем больше времени вы тратите на предварительную подготовку, тем больше вы можете сэкономить на производстве. Раскадровка — кропотливый процесс, требующий максимальной отдачи.
Прежде чем начать, соберите все свои заметки воедино, прочтите свой сценарий и разбейте его на сцены, чтобы потом перевести их в отдельные панели раскадровки.
Создайте простые миниатюры
Ограничьтесь грубыми набросками без лишней детализации. Это поможет сосредоточиться на повествовании, не отвлекаясь на подробности. С помощью таких миниатюрных эскизов вы можете быстро проанализировать всю анимацию.
Пример низкодетализированных миниатюр, предшествующих раскадровке.
Комфортный монтаж — дорабатываем кадры
Монтаж по крупности
Условно существует три вида кадра: общий, средний и крупный планы. В свою очередь каждый из них делится еще на несколько градаций. Ниже показана таблица крупностей, в которой мы наглядно привели виды планов.
Таблица крупностей по Л. Кулешову.
Итак, принцип по крупности заключается в следующем: монтировать соседние шоты нужно через крупность. Например, крупный (3) и средний (5), но не предельно крупный (2) и крупный (3). Если монтировать кадры на одинаковом или соседних планах, это вызовет ощущение скачка у зрителя.
Из этого правила существуют исключения, например монтаж общих планов с предельно крупными. Или jump cut, «рваная съемка», когда два соседних кадра лишь незначительно изменяются между собой
Яркий пример — сцена из фильма «Выпускник» 1967 года.
Так выглядит шаблон Storyboarder.
Помните, что задача раскадровки — коммуникация. Поэтому очень важно оставлять комментарии и разметкой показывать движения в кадре.
Не шаблонная, но детализированная раскадровка к фильму «Паразиты».
Мы также рекомендуем познакомиться с книгой «Оформленные чернила: рисунок и композиция для визуальных рассказчиков». Автор, Маркос Матеу-Местре — художник-постановщик в компании Netflix. В своей книге он подробно рассказывает читателю пошаговую систему создания наиболее успешных раскадровок и графики для наилучшего визуального общения.
Примеры от мастеров
В последней части нашей статьи мы покажем вам несколько крутых раскадровок и их результат.
Парк юрского периода
Для этой раскадровки художники сделали большое количество пометок. Для некоторых кадров нарисовано сразу несколько миниатюр. Это особенно полезно в съемках сложных динамичных сцен.
Сцена атакующего раптора.
Кунг-фу Панда
Для мультфильмов создают максимально подробные сториборды. Фактически они являются блоками для окончательного изображения.
Сцена тренировки в «Кунг-фу Панде».
Почти дословное повторение в экранном варианте.
Вверх
Эта раскадровка показывает первую сцену в мультике «Вверх». Так как эту раскадровку также делали для анимационного художественного фильма, можно заметить, насколько близок сториборд к конечному продукту
Первая сцена «Вверх».
Бэтмен (мультсериал 1992 г.)
Один из примеров четкого и лаконичного описания движений персонажей и камеры в раскадровках.
Краткие комментарии и стрелки, показывающие направление — ничего лишнего.
Посмотрим, как это выглядит на экране.
Gears of War
Без раскадровок не могут обойтись и видеоигры. Ниже продемонстрирована раскадровка к трейлеру «Mad World».
В качестве комментариев художники использовали короткие символы и стрелки. Такая раскадровка отлично работает в купе с хорошим сценарием.
Можно посмотреть трейлер и проверить, как кадры из сториборда перенесены на экран:
Gears of War «Mad World».
Остин Пауверс
У Джея Роуча было всего 8 часов на съемки вступления. Он успешно справился со своей задачей, благодаря качественной предварительной работе.
В музыкальных сценах всегда задействовано много актеров. Чтобы не произошло путаницы, все движения должны быть прописаны в раскадровке.
В этом видео режиссер рассказывает о важности раскадровки.
Раскадровка — не гарант успеха вашего проекта. Но она отлично работает вместе с другими составляющими: хорошим сценарием, качественной рисовкой, озвучанием и режиссурой. Хороший план особенно важен, если у вас нет большого опыта в производстве видео и анимации. С подробной раскадровкой вы не будете теряться в деталях и сомневаться в правильности решения: вам останется только следовать выбранному направлению.
Автор текста: Юлия Хлебко
Редактор: Дима Шрамко
В абзаце про правила монтажа по крупности закралась ошибка: «Итак, принцип по крупности заключается в следующем: монтировать соседние шоты нужно через крупность. Например, крупный (3) и средний (5), но не предельно крупный (2) и крупный (3).»
Роль раскадровки в производстве анимации
От раскадровки до финального кадра: Варт встречает Мерлина в фильме «Меч в камне».
Создание раскадровки — это неотъемлемый этап производства анимационного ролика, от которого не следует отказываться. Этот процесс, наряду с написанием сценария, является важной частью работы над любым визуальным произведением. Конечно, импровизация в продакшене может создать уникальные компоненты. Но ее сложно поддерживать и использовать в команде, поэтому она потенциально ненадежна. Чтобы экономить ресурсы на этапе препродакшена, профессионалы в первую очередь пишут сценарии и рисуют к ним раскадровки.
История раскадровок
Раскадровка (или сториборд) — серия рисунков, иллюстрирующих итоговый вид анимации или фильма. Создание первых сценариев и сделанных на бумаге эскизов приписывают французскому режиссёру Жоржу Мельесу — одному из первопроходцев кинематографа. Современный же вид раскадровок разработала студия Уолта Диснея в начале 1930-х годов.
Жорж Мельез создавал к своим фильмам отдельные иллюстрации. Эту он сделал для «Путешествия на луну» 1902 г.
Уолт Дисней с другими аниматорами обсуждают раскадровку.
В биографии своего отца Диана Дисней-Миллер рассказывает, что первые полные раскадровки были созданы для короткометражного фильма 1933 года «Три поросенка». Идею рисовать кадры на отдельных листах бумаги и развешивать их на доску, чтобы последовательно показать историю, сам Уолт Дисней приписал аниматору Уэббу Смиту. Кстати, оригинальное название, stroryboard, взялось как раз из способа визуализации — дословно «история на доске».
По словам Джона Кейнмейкера в книге «Paper Dreams: The Art and Artists of Disney Storyboards», эскизные наброски использовали в 1920-х годах для короткометражных мультфильмов Plane Crazy и Steamboat Willie. Идея оказалась успешной, и уже через несколько лет распространилась на другие студии.
В книге «Paper Dreams: The Art and Artists of Disney Storyboards» авторы подробно рассказывают о диснеевских раскадровках и художниках, работающих над ними.
Именно в студии Дисней первыми осознали необходимость поддерживать отдельный «отдел истории» с художниками по раскадровке. К концу 30-х годов каждая студия Голливуда делала раскадровки к своим анимациям. А в начале сороковых этот опыт переняли студии кино. Лента «Унесенные ветром» стал одним из первых фильмов, произведенных с полной раскадровкой.
Лайл Уиллер рядом со сторибордом к «Унесенным ветром».
Каждая сцена была тщательно спланирована и отрисована заранее.
Какие проблемы решает раскадровка
Главной целью сторибордов является визуализация кадров до начала производства. Создание раскадровки — шанс изучить кадры заранее, чтобы оценить их успешность. Таким образом режиссеры постоянно комбинируют идеи и совершенствуют сценарий.
Один из вариантов атаки Урсулы на главных героев в мультфильме «Русалочка».
Как сцена выглядит в итоге.
Преимущества раскадровки:
«Художник-раскадровщик в потенциале может занять режиссерское кресло. Больше всего мне нравится передавать мое видение зрителю. Я говорю не только о том, как сцена выглядит в моей голове, но и как она эмоционально ощущается. Вы контролируете визуальное повествование, темп, звуковой дизайн и многое другое. Когда все это складывается вместе, я могу показать зрителю ту же сцену, которую представлял себе.» — Федерико Д’Алессандро, главный художник по раскадровке и руководитель аниматоров Marvel Studios.
Раскадровка одной из сцен «Мстителей» в виде аниматика.
Основные принципы раскадровки
Для начала озвучим главное правило: чем больше времени вы тратите на предварительную подготовку, тем больше вы можете сэкономить на производстве. Раскадровка — кропотливый процесс, требующий максимальной отдачи.
Прежде чем начать, соберите все свои заметки воедино, прочтите свой сценарий и разбейте его на сцены, чтобы потом перевести их в отдельные панели раскадровки.
Создайте простые миниатюры
Ограничьтесь грубыми набросками без лишней детализации. Это поможет сосредоточиться на повествовании, не отвлекаясь на подробности. С помощью таких миниатюрных эскизов вы можете быстро проанализировать всю анимацию.
Пример низкодетализированных миниатюр, предшествующих раскадровке.
Комфортный монтаж — дорабатываем кадры
В 1917 году советский кинорежиссер Лев Кулешов написал: «Для того, чтобы сделать картину, режиссер должен скомпоновать отдельные снятые куски, беспорядочные и несвязные, в одно целое и сопоставить отдельные моменты в наиболее выгодной, цельной и ритмической последовательности, также, как ребенок составляет из отдельных, разбросанных кубиков с буквами целое слово или фразу».
Другими словами: автор идеального ролика компонует и монтирует разрозненные кадры так, чтобы у зрителя складывалось ощущение беспрерывного действия, постоянства места и времени. Еще это называется комфортным восприятием монтажного стыка (монтажной склейки) или комфортным монтажом.
Всего существует 10 принципов комфортного монтажа:
Подробнее о визуальном повествовании и монтаже можно прочитать в книге Брюса Блока «Визуальное повествование. Создание визуальной структуры фильма, тв и цифровых медиа» и в учебнике «Разработка и технологии производства рекламного продукта». Здесь же, из-за ограниченности формата, мы рассмотрим только первый из основных принципов.
Монтаж по крупности
Условно существует три вида кадра: общий, средний и крупный планы. В свою очередь каждый из них делится еще на несколько градаций. Ниже показана таблица крупностей, в которой мы наглядно привели виды планов.
Таблица крупностей по Л. Кулешову.
Итак, принцип по крупности заключается в следующем: монтировать соседние шоты нужно через крупность. Например, крупный (3) и средний (5), но не предельно крупный (2) и крупный (3). Если монтировать кадры на одинаковом или соседних планах, это вызовет ощущение скачка у зрителя.
Из этого правила существуют исключения, например монтаж общих планов с предельно крупными. Или jump cut, «рваная съемка», когда два соседних кадра лишь незначительно изменяются между собой.
Яркий пример — сцена из фильма «Выпускник» 1967 года.
Особенности оформления
Не существует единого способа оформить раскадровку: каждый художник выбирает свой формат. Это могут быть карандашные наброски от руки или шаблон в специализированной программе. Последних, кстати, очень много:
Помните, что задача раскадровки — коммуникация. Поэтому очень важно оставлять комментарии и разметкой показывать движения в кадре.
Не шаблонная, но детализированная раскадровка к фильму «Паразиты».
Мы также рекомендуем познакомиться с книгой «Оформленные чернила: рисунок и композиция для визуальных рассказчиков». Автор, Маркос Матеу-Местре — художник-постановщик в компании Netflix. В своей книге он подробно рассказывает читателю пошаговую систему создания наиболее успешных раскадровок и графики для наилучшего визуального общения.
Примеры от мастеров
В последней части нашей статьи мы покажем вам несколько крутых раскадровок и их результат.
Парк юрского периода
Для этой раскадровки художники сделали большое количество пометок. Для некоторых кадров нарисовано сразу несколько миниатюр. Это особенно полезно в съемках сложных динамичных сцен.
Сцена атакующего раптора.
Кунг-фу Панда
Для мультфильмов создают максимально подробные сториборды. Фактически они являются блоками для окончательного изображения.
Сцена тренировки в «Кунг-фу Панде».
Почти дословное повторение в экранном варианте.
Вверх
Эта раскадровка показывает первую сцену в мультике «Вверх». Так как эту раскадровку также делали для анимационного художественного фильма, можно заметить, насколько близок сториборд к конечному продукту:
Раскадровка «Вверх».
Первая сцена «Вверх».
Бэтмен (мультсериал 1992 г.)
Один из примеров четкого и лаконичного описания движений персонажей и камеры в раскадровках.
Краткие комментарии и стрелки, показывающие направление — ничего лишнего.
Посмотрим, как это выглядит на экране.
Gears of War
Без раскадровок не могут обойтись и видеоигры. Ниже продемонстрирована раскадровка к трейлеру «Mad World».
В качестве комментариев художники использовали короткие символы и стрелки. Такая раскадровка отлично работает в купе с хорошим сценарием.
Можно посмотреть трейлер и проверить, как кадры из сториборда перенесены на экран:
Gears of War «Mad World».
Остин Пауэрс 3
У Джея Роуча было всего 8 часов на съемки вступления. Он успешно справился со своей задачей, благодаря качественной предварительной работе.
В музыкальных сценах всегда задействовано много актеров. Чтобы не произошло путаницы, все движения должны быть прописаны в раскадровке.
В этом видео режиссер рассказывает о важности раскадровки.
Раскадровка — не гарант успеха вашего проекта. Но она отлично работает вместе с другими составляющими: хорошим сценарием, качественной рисовкой, озвучанием и режиссурой. Хороший план особенно важен, если у вас нет большого опыта в производстве видео и анимации. С подробной раскадровкой вы не будете теряться в деталях и сомневаться в правильности решения: вам останется только следовать выбранному направлению.
В нашей школе вы научитесь искусству рисовать и составлять раскадровки, делать аниматики и озвучивать свои ролики. В обучении вам поможет книга «Упрощенное рисование для планирования анимации». В ней раскрыты все принципы раскадровки и дана практика, которая требуется от абитуриента. Это сделает ваше обучение более результативным.
Обсудите статью в наших социальных сетях