Что такое раскаяние в содеянном
Психология раскаяния. Раскаяние как основа исправления осужденных
Преступление предполагает вину, умысел или неосторожность, а вина показывает, что в личности совершившего преступление есть нечто, что послужило корнем этого преступления. Проявившееся в том или ином преступлении вина есть конкретное преходящее настроение, которое сложилось у человека под влиянием двух сил: действия на него различных событий, происходивших в окружающей среде, с одной стороны, и его психической конституции – с другой. Заключается ли преступление в том, что человек совершил нечто запрещенное уголовным законом или не выполнил того, что уголовный закон предписывает, то есть, заключается ли оно в наказуемом деянии или в бездействии, оно всегда есть волевой акт, как таковой и представляет собой известную моторную реакцию на полученные индивидом впечатления. В основе этой реакции лежит выбор из представлявшихся возможностей, а в этом выборе проявляется вся духовная личность преступника с присущим ей запасом жизненного опыта, с ее способностью или неспособностью предвидеть более или менее далекое будущее, с накопившимися у нее волевыми навыками и тенденциями к определенным видам поведения.
Признание вины предполагает искреннее раскаяние. Анализ литературных источников показывает, что проблема раскаяния не имеет четкого структурированного рассмотрения в психологической литературе, предполагает неоднозначное трактование данного вопроса. Поэтому она остается одной из важных и интересных тем, требующих дополнительного изучения.
К субъективным признакам раскаяния в содеянном относятся словесно выраженное и письменно закрепленное полное признание лицом своей вины в преступлении и осознание вредности своих противоправных поступков, искреннее сожаление о содеянном.
Большинство осужденных признают вину и раскаиваются в содеянном уже в зале суда. Это можно объяснить следующими причинами:
— надежда на то, что раскаяние окажет решающую роль в определении срока заключения и поможет сократить его;
— мнимое раскаяние (по каким-то индивидуальным соображениям);
— боязнь получить более строгое наказание со стороны суда;
— стремление и желание что-то кому-то доказать и показать свою смелость, отсутствие боязни перед грозящим наказанием;
— в результате оказываемого давления со стороны сотрудников милиции.
По мнению многих авторов, необходимым элементом деятельного раскаяния является добровольность, предполагающая наличие у лица свободы выбора в конкретной ситуации. Если же признание вины и раскаяние наступают под влиянием психического или физического насилия либо незаконных методов следствия и дознания, то такое раскаяние не может быть истинным, осознанным.
Действительное осознание преступником своей вины, вероятнее всего, происходит уже в стенах исправительного учреждения, после некоторого промежутка времени отбывания наказания.
Объективные признаки раскаяния предусмотрены ч. 1 ст. 75 УК РФ, которая гласит, что: «Лицо, впервые совершившее преступление небольшой тяжести, может быть освобождено от уголовной ответственности, если после совершения преступления добровольно явилось с повинной, способствовало раскрытию преступления, возместило причиненный ущерб или иным образом загладило вред, причиненный в результате преступления».
Таковы объективные и субъективные признаки раскаяния. Но они не дают нам истинного представления и решения проблемы раскаяния, так как не содержат глубины рассмотрения, которая позволила бы лучше понять душу совершившего преступления. Таким образом, данные объективные и субъективные причины можно рассматривать как чисто формальные, не раскрывающие сути вопроса.
Необходимо помнить, что глубокое психологическое отношение виновного к совершенному преступлению установить на практике во всех случаях чрезвычайно трудно, если не невозможно. Здесь важно учитывать:
— потребности и интересы преступника, ценностную систему его личности;
— воздействие режима исправительных учреждений на психику осужденного в осознании своей вины и раскаяния/не раскаяния в содеянном;
Важнейшим фактором воздействия на психику осужденного является режим отбывания наказания. Реализуя карательную функцию наказания, режим осуществляет ущемление в удовлетворении насущных потребностей индивида. В существующем лагерном и тюремном режиме доминирует карательная функция, вызывающая «страдательный эффект» от наказания.
Условия изоляции приводят к тому, что основной характеристикой психического состояния большинства осужденных является состояние психического напряжения, происходят значительные сдвиги в психике осужденного, формируются механизмы психологической защиты, а в ряде случаев – механизмы социального отчуждения, психологический иммунитет на меры воздействия. Осужденный часто оказывается в конфликтных ситуациях – формируется конфликтность личности. Невозможность изменить свой тягостный статус «преступника» тяжелым бременем постоянно давит на психику заключенного. Это всеобщая тюремная акцентуация личности.
Потенциал напряженности ищет любой повод для своей разрядки. А в условиях тюрьмы такой повод не заставляет себя долго ждать. Десоциализированная личность заключенного, его пониженный уровень самоконтроля и привели его в тюрьму. И теперь в тюрьме крушатся последние остатки этого психического механизма. Более половины осужденных страдают психическими аномалиями. В последнем случае поведение личности отличается «застреваниями» на отдельных явлениях, неспособностью индивида отключиться от неприятных воздействий. Это затрудняет процесс выяснения искренности/неискренности раскаяния осужденного в содеянном.
Поэтому при беседе с осужденным на тему раскаяния следует обратить внимание на то, какую роль сыграла изоляция, заключение в осознании им вины.
В раскаянии выделяются интеллектуальный и волевой компоненты. Первый – это психическое отношение виновного лица к совершенному деянию, второй – активное постпреступное поведение.
Раскаяние – это чувство вины, возникающее после совершения проступка или преступления. Раскаяние – искреннее самоосуждение провинившимся своей вины, своей причастности к содеянному злу, готовность (и даже желание) нести наказание, глубокое сомопорицание личностью своего антисоциального поведения. Чистосердечное раскаяние, – а нечистосердечного раскаяния не бывает – обстоятельство, смягчающее уголовную ответственность за совершенное преступление.
Раскаяние – психический акт самооценки индивидом своего поведения, основа его исправления в будущем, проявление совести и стыда. Одна и та же кара влияет на человека тем сильнее, чем более совпадает требуемое ею поведение с поведением, диктуемым совестью данного человека. Так, кара имеет большое влияние, которая данному индивиду представляется более страшной.
Самая действенная кара – глубокое самоосуждение, раскаяние. Но основной особенностью устойчивого преступника является устойчивый иммунитет против самоосуждения, наличие у него стойкого смыслового барьера в отражении антисоциальной сущности преступления, установки на самоснятие ответственности. В ряде случаев срабатывает механизм вытеснения – преступник уходит от анализа психотравмирующих обстоятельств, переключается на приемлемую для него связь событий. Подавляющее большинство осужденных оценивает назначенное им наказание как чрезмерно суровое, несправедливое. Убийцы, насильники, грабители не проявляют обычно и тени нравственного самоупрека, единственный их самоукор: обвинение себя за то, что «попался».
Преступник, как правило, не хочет осознавать себя преступником. Перед собой он чист, он самооправдан, он защищен психологическим механизмом самозащиты, криминальной субкультурой. Большой пыткой для него является постоянное и повсеместное напоминание ему его прошлого.
Понесение кары – это всегда испытание виновным страдания от внешних ограничений и внутренней духовной недостаточности. Кара – это несение заслуженного страдания. Однако, если это страдание причиняется лишь внешними притеснениями и ограничениями, дефицитом потребляемых благ, если при этом предается забвению состояние души виновного, то преступник легко перекладывает ответственность за эти страдания на тех, кто их причиняет. Закоренелый преступник – это многократно судившийся за тяжкие преступления преступник, не испытавший никогда раскаяния по поводу своих злодеяний, утративший способность к адекватной моральной самооценке, индивид с атрофированным нравственным самосознанием. Этот факт тоже надо учитывать при выяснении вопроса раскаяния/нераскаяния в содеянном.
Покаяние понимается как обретение личностью обновленного нравственного качества. Для побуждения же личности к осмыслению ею истоков своего поведения, к переосмыслению своей жизненной стратегии необходим тонкий психологический инструментарий, «хирург души» высшей категории.
Если слова раскаяния искренни, то свидетельствуют о духовном перерождении человека, обретении им нового смысла жизни, самонаказании и принятии твердого решения о самоизменении в будущем. Данная стадия для большинства осужденных может протекать на фоне психического потрясения, состояния самоочищения (катарсиса, наступающего после определенных переживаний и потрясений) – стратегической переориентации поведения в будущем. Противоположным бывает укрепление озлобленности против общества, отказ от акта покаяния (нераскаянность).
Раскаяние вызывается таким положительными мотивами, как стыд, совесть, осознание общественной опасности содеянного, жалость к потерпевшему. Нередки такие причины, как страх перед наказанием, осуждением со стороны окружающих, опасность потерять доверие близких, утратить позитивные связи в коллективе и в быту.
На вопрос: что такое исправление – словари не дают ответа. Исправить преступника – это, скорее всего, видоизменить те его психические качества, которые детерминировали его преступное поведение. Эта задача требует высококвалифицированного, психологически компетентного решения. В основе исправления провинившейся личности лежит искупление, то есть, самоснятие вины преступником посредством ее признания, чистосердечного самоосуждения, раскаяния, понесение принятого им наказания и совершением реабилитирующих его социально-положительных деяний, вызывающих прощение виновного. Искупление – психологическое условие возвращения человека к людям. Предпосылкой искупления является раскаяние и покаяние. (Отбывание же срока тюремного заключения само по себе отнюдь не является искуплением вины, и не все «отсидевшие» становятся людьми с чистой совестью). Поэтому очень важно уделять этим вопросам как можно больше внимания.
В оценке мотивов раскаяния как объективного постпреступного поведения следует, избегать двух крайностей. Прежде всего, не стоит заходить слишком далеко, требуя от преступника «раскаяния» в его религиозно-библейской трактовке. В этой связи психологи не без оснований отмечают, что «полное, глубокое, так называемое «чистосердечное раскаяния» встречается много реже, чем кажется на первый взгляд. Фактическое раскаяние, положительное и глубокое самоосуждение, «угрызения совести» – крайне редкое явление для всех категорий преступников». Объяснение этому можно найти в действии механизма психологической самозащиты, который снижает, нейтрализует или вовсе снимает (выключает) социальный контроль.
Важно помнить, что отсутствие знаний о личности преступника, его жизненном пути и опыте, об индивидуальных психологических особенностях осужденного, тем более, игнорирование имеющихся у него психических нарушений, может приводить к тому, что воспитательные и, тем более, дисциплинарные меры, применяемые к нему, остаются совершенно неэффективными, а иногда приводят к прямо противоположному результату, особенно в случаях несоразмерного или неадекватного наказания. Также не эффективно будет и выяснение вопроса раскаяние/нераскаяние в содеянном, если не попытаться заглянуть во внутренний мир человека, отбывающего наказание. Необходимо учитывать, что в условиях изоляции особенно важно установление психологического контакта с осужденным, в целях эффективного взаимодействия с ним. Здесь, для раскрытия позитивных внутренних ресурсов личности, предпочтение следует отдавать внутреннему воздействию, а не внешнему.
Важным моментом в выяснении вопроса раскаяния является проведение психологической диагностики личностных особенностей каждого осужденного, выявление конкретных дефектов ее общей социализации, правовой социализации, а также дефектов ее психической саморегуляции, выяснить систему ценностных ориентаций и потребностей, уровень самооценки, определить уровень самокритичности и наличие внутриличностного конфликта.
Всемерное восстановление нарушенных социальных связей личности, мобилизация ее психической активности, формирование социально положительной сферы ее текущего и перспективного целеполагания на основе социально положительных ценностных ориентаций будут способствовать формированию личности, социально благоприятной во всех сферах жизнедеятельности.
Е.В. Чернышева – старший психолог МПЛ ГУФСИН России по Свердловской области
Что такое раскаяние
Жизнь человека так устроена, что прожить без ошибок её не получится. Переосмыслив свои негативные поступки, может настигнуть раскаяние. Что такое раскаяние с точки зрения психологии? Это сильное душевное волнение, внутреннее переживание, порождающее сокрушение о совершённых деяниях и решение подобное в дальнейшем существовании не допускать. С позиции психоаналитической психологии раскаяние связано с безнравственными поступками. Для его возникновения необходимо наличие совести, ощущения вины, стыда за свершённое деяние. Здесь оно выступает в амплуа «нравственного критика» личности. Таким образом, описываемое явление возникает лишь при признании личностью вины и следующим за ним осуждением собственных действий. Оно может выражаться публичным признанием собственного прегрешения и готовностью держать ответ либо в форме сожаления о совершённом проступке.
Что это такое в жизни человека
В человеческом бытие рассматриваемый феномен подразумевает переосмысление совершённого дурного поступка и непритворное сожаление о случившемся, стремление загладить провинность и желание покарать всех ответственных за содеянное прегрешение (и прежде всего себя).
Если человек не переосмыслил совершённый поступок, не посмотрел иначе на него, не осознал ошибочность собственных действий, а просто старается покрыть причинённый урон, то это не будет являться раскаянием.
Если же присутствует лишь осознание ошибочности собственных поступков, но отсутствует живое чувство, переживание, то раскаяние также не будет полным и настоящим.
Часто анализируемый термин путают с покаянием. Последнее подразумевает глубокое сожаление о совершенном грехе, предполагающее переосмысление нравственной стороны своего бытия и позволяющее согрешившему уповать на прощение.
Раскаяться может человек самостоятельно, а покаяние происходит перед кем-то. Ведь что такое раскаяние? Это результат осознания собственного прегрешения. И такой результат доступен каждому человеку, тогда как покаяние доступно лишь верующему последователю авраамической религии.
Способность раскаиваться считается показателем личностного развития и высокого уровня морального сознания. Настоящее раскаяние освобождает виновного от гнёта внешних моральных упрёков, обвинений, нареканий, половиной из которых человек нагружает себя самостоятельно.
Подлинное результативное раскаяние зачастую может подменяться театральным псевдо раскаянием, когда субъект загружает себя ощущением вины, волнуется, переживает, но мало что реально делает. Лить слёзы и терзаться – намного легче нежели совершать поступки.
Рассматриваемое явление имеет определённые стадии течения.
Вначале приходит осознание собственной неправоты, человек соглашается с претензией и в целом выказывает готовность компенсировать ущерб в здравых пределах.
Затем приходит сожаление о происшедшем. Человеку неспокойно внутри, постоянно тревожат мысли, неотступно «крутящиеся» вокруг произошедшего события. Ему самому уже хочется понести наказание.
Далее, к сожалению, присоединяется понимание причин, толкнувших его на дурной поступок. Происходит частичное переосмысление случившегося, которое предоставляет некоторую гарантию того, что подобное не повторится.
На заключительной стадии происходит переосмысление себя, что вынуждает человека меняться как личность и развиваться. Истинное раскаяние делает мудрее человека, он становится более ответственным.
Таким образом, можно сделать вывод, что такое раскаяние – это процесс внутренней переоценки, осознание неверности собственного поведения, внутренняя мораль.
Почему важно признавать свои ошибки
В человеческом разуме мысль, что он может заблуждаться, совершить ошибку, порождает жесточайшее сопротивление, что легко объяснимо переполненностью разума когнитивными искажениями, словно кричащими: «Ты прав, поэтому не принимай во внимание любые аргументы, свидетельствующие об обратном».
Ниже приведены типичные когнитивные искажения:
– предвзятость подтверждения (человеку свойственно обращать внимание и запоминать лишь те данные, которые подкрепляют их воззрение, иная информация просто игнорируется);
– иллюзия истины (человек считает, что он понимает и оценивает событие правильнее и разумнее, нежели другие);
– якорение или эффект привязки (когда индивид излишне полагается на одну информацию и формирует собственные взгляды исключительно по такой информации).
Однако умение слышать сторонние мнения, брать их во внимание, переосмысливать собственную позицию может качественно улучшить бытие.
Люди, расположенные пересматривать собственные воззрения, способные на подлинное раскаяние, меньше склонны тревожиться и реже мучаются депрессивными настроями.
Что такое раскаяние и зачем оно необходимо? Это признание совершённых дурных деяний и сожаление о собственных проступках. Конечно, само признание ошибок не способно изменить прошлое, но оно способно помочь очистить душу. Это важно для возможности личностного самосовершенствования.
Вот что такое раскаяние кратко. Это то, без чего будет невозможен личностный прогресс, рост, саморазвитие.
Примеры раскаяния
Наверное, каждый сталкивался неоднократно с описываемым явлением и не просто сталкивался, а испытывал на собственной персоне его последствия, поэтому кажется, что довольно легко объяснить данный феномен. Однако всё намного сложнее. Раскаянием именуется чувство, противоположное ощущению собственной правоты. Оно всегда наступает после понимания вины. При этом ошибки, дурные поступки, обидные действия бывают разные. Можно совершить какой-то мелкий проступок, а можно и закон преступить, сломав кому-то жизнь.
Всегда остаётся загадкой, какие именно деяния способны породить искреннее раскаяние. Почему некоторые практически безобидные проступки у одних порождают подлинное сожаление и осознание ошибочности собственных деяний, а у других даже серьёзные прегрешения остаются незамеченными?!
Раскаяние в жизни человека, как правило, присутствует в той либо иной вариации в существовании каждого. Так, например, будучи детьми, все люди предумышленно либо ненароком обижали, задевали кого-то, совершали дурные поступки, обманывали, поступали нечестно в отношении взрослых или ровесников. Вначале детям казалось, что они совершили «крутой» поступок, сделали всё правильно. При этом даже если они и считали поступок аморальным, то всё равно думали, что такие действия нестрашны, ведь не пострадал никто. Раскаяние же наступало тогда, когда проявлялись последствия обмана или нелицеприятного поступка.
Множество примеров истинному раскаянию можно встретить в классических литературных произведениях, например, в романе «Преступление и наказание» Ф. Достоевского, представлена теория главного героя Раскольникова, где он подразделял сограждан на «необыкновенных» и «обыкновенных». Такая теория демонстрирует полную безнравственность её создателя, поскольку отрицает устоявшиеся моральные ценности. Поэтому автор демонстрирует в романе, каким образом она толкает героя на ложную стезю, заводя его в тупик. Он совершает душегубство, обрекая себя на жесточайшие терзания совести. Именно через такие муки герой осознаёт ошибочность собственной теории, отрекаясь от неё. В данном произведении автор стремился продемонстрировать, насколько важно постигнуть и признать ошибочность собственных деяний, а также искренне раскаяться.
Глубина раскаяния и его искренность обусловлена наличием перемен в сознании и образе бытия к лучшему.
Настоящее раскаяние заключается в дальнейшем существовании в соответствии с моральными устоями, нравственными критериями, требованиями совести. Другими словами, индивид делается более внимательным к собственным деяниям, выражениям мыслей, действий по отношению к окружению.
Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.
Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»
Что такое раскаяние – значение термина, отличие от покаяния, особенности психологии
Часто люди считают, что им известен ответ на вопрос, что такое раскаяние. На самом деле рассуждать на эту тему можно долгое время, так и не придя к единому правильному ответу. Психологи уверяют, что для человека важно научиться осознавать и признавать собственные проступки.
Раскаяние – что это?
Человеку свойственно признавать свои ошибки, это приходит вместе с принятием вины за какой-то нелицеприятный поступок и сожалением за содеянное. Есть мнение, что настоящее раскаяние приходит не только при осознании умом, но и сердцем. Его можно считать первым шагом к очищению совести, что очень важно с психологической точки зрения для того, чтобы не накапливать в негатив. Четкое понимание того, что является плохим, а что хорошим, помогает раскаяться и не повторять своих ошибок.
В чем отличие раскаяния от покаяния?
Тонкая грань между этими двумя понятиями заметна не сразу. Часто верующие уверены, что раскаяние – это искреннее сожаление о поступке, являющееся первым шагом к покаянию. Его признаками можно считать угрызения совести, страдания, переживания и тоску – весь спектр эмоций от обычного сожаления до глубокого чувства стыда. Только через путь раскаяния можно прийти к покаянию, полному пониманию своих греховных действий и осуждению подобных поступков. Для того чтобы ощутить покаяние, нужно не только признать ошибки, но и захотеть изменить свою жизнь к лучшему.
Раскаяние – психология
С этим чувством в жизни сталкивались многие. Мелкие проступки могут вызывать чувство глубокого стыда, а более серьезные оставляют неприятный след на всю жизнь, заставляя сожалеть о содеянном долгие годы. Примеры раскаяния могут вспомнить многие из нас. В литературе эта тема проходит красной нитью через различные произведения, являясь спасительной соломинкой, которая помогает выжить. Жизненные ситуации, в которых раскаяние становится спасением, – не редкость.
Почему раскаяние важно?
Есть люди, которые без признания своих ошибок, совершив проступок, будут испытывать муки совести, переживать и находиться в состоянии тревоги и стресса. Для того чтобы суметь жить дальше, необходимо принять ситуацию, раскаяться в содеянном, сделать выводы. Признание вины – очень важный шаг, помогающий осознать свои ошибки и двигаться дальше: «Повинную голову и меч не сечет». Люди желают быть прощенными Богом за свои действия, но без покаяния это недоступно. «Кайся, но снова за такое не принимайся», – гласит народная пословица.
Как правильно раскаяться?
Важно осознать, что лучше всего не нуждаться в раскаянии, а не совершать греховных поступков, которые будут осуждать окружающие и будет стыдно перед самим собой. Что такое искреннее раскаяние, необходимо понимать, поскольку рано или поздно в жизни могут случиться ситуации, когда необходимо осознание вины для того, чтобы сделать правильные выводы. В течение дня покаяться в содеянном проступке – крике, обмане, зависти можно несколько раз:
Раскаяние
Раска́яние – 1) осознание собственной вины; 2) сожаление о содеянном ( Быт.6:6 ); 3) сокрушение о совершенном грехе.
Раскаяние есть сожаление о том, что я поступил так-то, а не иначе. Следовательно, оно есть невольное признание того, что я мог бы поступить и по другому, правильно. Раскаяние – это первый этап покаяния. Раскаяние – сожаление, что грех совершён, покаяние – твёрдая решимость оставить грех, борьба с ним, перемена жизни.
При раскаянии человек не только осознает неправильность, ошибочность, греховность, но и горько сожалеет о поступке (помышлении, высказывании), тоскует, испытывает муки совести, страдает, томится, казнится.
В раскаянии нет еще отречения человека от себя прежнего, он раскаивается лишь в отдельном поступке. При раскаянии разум признается в том, что цель оказалась неправильной, что средства оказались не те, что результат получился неожиданным. При этом испытываются эмоции от сожаления до стыда. Раскаяние есть самая сильная форма сознательного самоосуждения. Раскаяние есть сумма из логической констатации ошибки и отрицательных эмоций.
Тупиковые пути раскаяния – уныние или попытка успокоить совесть в суете дел или самооправдании. Самоубийство Иуды – крайний случай раскаяния без покаяния.
В обиходе, как правило, отождествляются совместимые, но отнюдь не синонимичные термины — покаяние и раскаяние. Если судить по произошедшему с Иудой (см. Мф.27:3–5 ), раскаяние может быть и без покаяния, т. е. бесполезным, а то и погибельным. Несмотря на свое созвучие в русском языке, в тексте Священного Писания этим терминам соответствуют разнокоренные слова μετάνοια (метания) и μεταμέλεια (метамелия). Слово μετανοέω (метаноэо) значит «переменять свой образ мыслей», изменять видение, понимание смысла жизни и ее ценностей. А этимология слова μεταμέλεια (метамелия) (μέλομαι, меломэ — заботиться) указывает на изменение предмета заботы, устремлений, попечений. Покаяние в отличие от раскаяния предполагает именно глубинное переосмысление всего в корне, перемену не только предмета стремлений, забот, но качественную перемену самого ума.
В Священном Писании встречаются, на первый взгляд, непонятные слова о раскаянии Бога. Например: «И раскаялся Господь, что создал человека на земле» ( Бытие 6:6 ). «Господь раскаялся, что воцарил Саула над Израилем» ( 1Цар. 15:35 ), и тут же в этой главе выше (ст. 29) читаем: «и не раскаялся Верный Израилев: ибо не человек Он, чтобы раскаяться Ему». Это классический антропоморфизм. Можно попытаться передать указанное выражение, как состояние сильной скорби, но это тоже будет антропоморфизмом. (См. Раскаяние Божие)
Олеся Николаева:
Анализ подоплеки греха Иуды и греха Петра приводят, в конечном счете, к противопоставлению этих евангельских персонажей, один из которых раскаялся, однако не покаялся в евангельском смысле «перемены ума» («метанойя») и, продолжая пребывать в греховном мраке, отчаялся и удавился, а другой – плакал горько ( Мф. 26:75 ) и, исполненный любви ко Христу, прибег к Его милосердию, покаялся, был прощен, получил Господне благословение, стал первоверховным апостолом и засвидетельствовал свою верность Господу мученической кончиной.
Это говорит прежде всего о том, что между раскаянием Иуды и покаянием Петра существует кардинальная метафизическая разница. Раскаяние оказывается лишь муками нечистой совести, не ищущей и не чающей, однако, прощения, не верящей в Того, Кто имеет власть оставлять грехи, Кто взял на себя грех мира ( Ин. 1:29 ). Раскаяние, таким образом, может настичь и неверующего человека, но покаяние происходит исключительно перед лицом Господним, в преддверии приблизившегося Царства Небесного. Покайтесь; ибо приблизилось Царство Небесное ( Мф. 4:17 ) – с этими словами Господь выходит на проповедь после искушения Его сатаною в пустыне.