Что такое раскаяние в содеянном

Психология раскаяния. Раскаяние как основа исправления осужденных

Преступление предполагает вину, умысел или неосторожность, а вина показывает, что в личности совершившего преступление есть нечто, что послужило корнем этого преступления. Проявившееся в том или ином преступлении вина есть конкретное преходящее настроение, которое сложилось у человека под влиянием двух сил: действия на него различных событий, происходивших в окружающей среде, с одной стороны, и его психической конституции – с другой. Заключается ли преступление в том, что человек совершил нечто запрещенное уголовным законом или не выполнил того, что уголовный закон предписывает, то есть, заключается ли оно в наказуемом деянии или в бездействии, оно всегда есть волевой акт, как таковой и представляет собой известную моторную реакцию на полученные индивидом впечатления. В основе этой реакции лежит выбор из представлявшихся возможностей, а в этом выборе проявляется вся духовная личность преступника с присущим ей запасом жизненного опыта, с ее способностью или неспособностью предвидеть более или менее далекое будущее, с накопившимися у нее волевыми навыками и тенденциями к определенным видам поведения.

Признание вины предполагает искреннее раскаяние. Анализ литературных источников показывает, что проблема раскаяния не имеет четкого структурированного рассмотрения в психологической литературе, предполагает неоднозначное трактование данного вопроса. Поэтому она остается одной из важных и интересных тем, требующих дополнительного изучения.

К субъективным признакам раскаяния в содеянном относятся словесно выраженное и письменно закрепленное полное признание лицом своей вины в преступлении и осознание вредности своих противоправных поступков, искреннее сожаление о содеянном.

Большинство осужденных признают вину и раскаиваются в содеянном уже в зале суда. Это можно объяснить следующими причинами:

— надежда на то, что раскаяние окажет решающую роль в определении срока заключения и поможет сократить его;

— мнимое раскаяние (по каким-то индивидуальным соображениям);

— боязнь получить более строгое наказание со стороны суда;

— стремление и желание что-то кому-то доказать и показать свою смелость, отсутствие боязни перед грозящим наказанием;

— в результате оказываемого давления со стороны сотрудников милиции.

По мнению многих авторов, необходимым элементом деятельного раскаяния является добровольность, предполагающая наличие у лица свободы выбора в конкретной ситуации. Если же признание вины и раскаяние наступают под влиянием психического или физического насилия либо незаконных методов следствия и дознания, то такое раскаяние не может быть истинным, осознанным.

Действительное осознание преступником своей вины, вероятнее всего, происходит уже в стенах исправительного учреждения, после некоторого промежутка времени отбывания наказания.

Объективные признаки раскаяния предусмотрены ч. 1 ст. 75 УК РФ, которая гласит, что: «Лицо, впервые совершившее преступление небольшой тяжести, может быть освобождено от уголовной ответственности, если после совершения преступления добровольно явилось с повинной, способствовало раскрытию преступления, возместило причиненный ущерб или иным образом загладило вред, причиненный в результате преступления».

Таковы объективные и субъективные признаки раскаяния. Но они не дают нам истинного представления и решения проблемы раскаяния, так как не содержат глубины рассмотрения, которая позволила бы лучше понять душу совершившего преступления. Таким образом, данные объективные и субъективные причины можно рассматривать как чисто формальные, не раскрывающие сути вопроса.

Необходимо помнить, что глубокое психологическое отношение виновного к совершенному преступлению установить на практике во всех случаях чрезвычайно трудно, если не невозможно. Здесь важно учитывать:

— потребности и интересы преступника, ценностную систему его личности;

— воздействие режима исправительных учреждений на психику осужденного в осознании своей вины и раскаяния/не раскаяния в содеянном;

Важнейшим фактором воздействия на психику осужденного является режим отбывания наказания. Реализуя карательную функцию наказания, режим осуществляет ущемление в удовлетворении насущных потребностей индивида. В существующем лагерном и тюремном режиме доминирует карательная функция, вызывающая «страдательный эффект» от наказания.

Условия изоляции приводят к тому, что основной характеристикой психического состояния большинства осужденных является состояние психического напряжения, происходят значительные сдвиги в психике осужденного, формируются механизмы психологической защиты, а в ряде случаев – механизмы социального отчуждения, психологический иммунитет на меры воздействия. Осужденный часто оказывается в конфликтных ситуациях – формируется конфликтность личности. Невозможность изменить свой тягостный статус «преступника» тяжелым бременем постоянно давит на психику заключенного. Это всеобщая тюремная акцентуация личности.

Потенциал напряженности ищет любой повод для своей разрядки. А в условиях тюрьмы такой повод не заставляет себя долго ждать. Десоциализированная личность заключенного, его пониженный уровень самоконтроля и привели его в тюрьму. И теперь в тюрьме крушатся последние остатки этого психического механизма. Более половины осужденных страдают психическими аномалиями. В последнем случае поведение личности отличается «застреваниями» на отдельных явлениях, неспособностью индивида отключиться от неприятных воздействий. Это затрудняет процесс выяснения искренности/неискренности раскаяния осужденного в содеянном.

Поэтому при беседе с осужденным на тему раскаяния следует обратить внимание на то, какую роль сыграла изоляция, заключение в осознании им вины.

В раскаянии выделяются интеллектуальный и волевой компоненты. Первый – это психическое отношение виновного лица к совершенному деянию, второй – активное постпреступное поведение.

Раскаяние – это чувство вины, возникающее после совершения проступка или преступления. Раскаяние – искреннее самоосуждение провинившимся своей вины, своей причастности к содеянному злу, готовность (и даже желание) нести наказание, глубокое сомопорицание личностью своего антисоциального поведения. Чистосердечное раскаяние, – а нечистосердечного раскаяния не бывает – обстоятельство, смягчающее уголовную ответственность за совершенное преступление.

Раскаяние – психический акт самооценки индивидом своего поведения, основа его исправления в будущем, проявление совести и стыда. Одна и та же кара влияет на человека тем сильнее, чем более совпадает требуемое ею поведение с поведением, диктуемым совестью данного человека. Так, кара имеет большое влияние, которая данному индивиду представляется более страшной.

Самая действенная кара – глубокое самоосуждение, раскаяние. Но основной особенностью устойчивого преступника является устойчивый иммунитет против самоосуждения, наличие у него стойкого смыслового барьера в отражении антисоциальной сущности преступления, установки на самоснятие ответственности. В ряде случаев срабатывает механизм вытеснения – преступник уходит от анализа психотравмирующих обстоятельств, переключается на приемлемую для него связь событий. Подавляющее большинство осужденных оценивает назначенное им наказание как чрезмерно суровое, несправедливое. Убийцы, насильники, грабители не проявляют обычно и тени нравственного самоупрека, единственный их самоукор: обвинение себя за то, что «попался».

Преступник, как правило, не хочет осознавать себя преступником. Перед собой он чист, он самооправдан, он защищен психологическим механизмом самозащиты, криминальной субкультурой. Большой пыткой для него является постоянное и повсеместное напоминание ему его прошлого.

Понесение кары – это всегда испытание виновным страдания от внешних ограничений и внутренней духовной недостаточности. Кара – это несение заслуженного страдания. Однако, если это страдание причиняется лишь внешними притеснениями и ограничениями, дефицитом потребляемых благ, если при этом предается забвению состояние души виновного, то преступник легко перекладывает ответственность за эти страдания на тех, кто их причиняет. Закоренелый преступник – это многократно судившийся за тяжкие преступления преступник, не испытавший никогда раскаяния по поводу своих злодеяний, утративший способность к адекватной моральной самооценке, индивид с атрофированным нравственным самосознанием. Этот факт тоже надо учитывать при выяснении вопроса раскаяния/нераскаяния в содеянном.

Покаяние понимается как обретение личностью обновленного нравственного качества. Для побуждения же личности к осмыслению ею истоков своего поведения, к переосмыслению своей жизненной стратегии необходим тонкий психологический инструментарий, «хирург души» высшей категории.

Если слова раскаяния искренни, то свидетельствуют о духовном перерождении человека, обретении им нового смысла жизни, самонаказании и принятии твердого решения о самоизменении в будущем. Данная стадия для большинства осужденных может протекать на фоне психического потрясения, состояния самоочищения (катарсиса, наступающего после определенных переживаний и потрясений) – стратегической переориентации поведения в будущем. Противоположным бывает укрепление озлобленности против общества, отказ от акта покаяния (нераскаянность).

Раскаяние вызывается таким положительными мотивами, как стыд, совесть, осознание общественной опасности содеянного, жалость к потерпевшему. Нередки такие причины, как страх перед наказанием, осуждением со стороны окружающих, опасность потерять доверие близких, утратить позитивные связи в коллективе и в быту.

На вопрос: что такое исправление – словари не дают ответа. Исправить преступника – это, скорее всего, видоизменить те его психические качества, которые детерминировали его преступное поведение. Эта задача требует высококвалифицированного, психологически компетентного решения. В основе исправления провинившейся личности лежит искупление, то есть, самоснятие вины преступником посредством ее признания, чистосердечного самоосуждения, раскаяния, понесение принятого им наказания и совершением реабилитирующих его социально-положительных деяний, вызывающих прощение виновного. Искупление – психологическое условие возвращения человека к людям. Предпосылкой искупления является раскаяние и покаяние. (Отбывание же срока тюремного заключения само по себе отнюдь не является искуплением вины, и не все «отсидевшие» становятся людьми с чистой совестью). Поэтому очень важно уделять этим вопросам как можно больше внимания.

В оценке мотивов раскаяния как объективного постпреступного поведения следует, избегать двух крайностей. Прежде всего, не стоит заходить слишком далеко, требуя от преступника «раскаяния» в его религиозно-библейской трактовке. В этой связи психологи не без оснований отмечают, что «полное, глубокое, так называемое «чистосердечное раскаяния» встречается много реже, чем кажется на первый взгляд. Фактическое раскаяние, положительное и глубокое самоосуждение, «угрызения совести» – крайне редкое явление для всех категорий преступников». Объяснение этому можно найти в действии механизма психологической самозащиты, который снижает, нейтрализует или вовсе снимает (выключает) социальный контроль.

Важно помнить, что отсутствие знаний о личности преступника, его жизненном пути и опыте, об индивидуальных психологических особенностях осужденного, тем более, игнорирование имеющихся у него психических нарушений, может приводить к тому, что воспитательные и, тем более, дисциплинарные меры, применяемые к нему, остаются совершенно неэффективными, а иногда приводят к прямо противоположному результату, особенно в случаях несоразмерного или неадекватного наказания. Также не эффективно будет и выяснение вопроса раскаяние/нераскаяние в содеянном, если не попытаться заглянуть во внутренний мир человека, отбывающего наказание. Необходимо учитывать, что в условиях изоляции особенно важно установление психологического контакта с осужденным, в целях эффективного взаимодействия с ним. Здесь, для раскрытия позитивных внутренних ресурсов личности, предпочтение следует отдавать внутреннему воздействию, а не внешнему.

Важным моментом в выяснении вопроса раскаяния является проведение психологической диагностики личностных особенностей каждого осужденного, выявление конкретных дефектов ее общей социализации, правовой социализации, а также дефектов ее психической саморегуляции, выяснить систему ценностных ориентаций и потребностей, уровень самооценки, определить уровень самокритичности и наличие внутриличностного конфликта.

Всемерное восстановление нарушенных социальных связей личности, мобилизация ее психической активности, формирование социально положительной сферы ее текущего и перспективного целеполагания на основе социально положительных ценностных ориентаций будут способствовать формированию личности, социально благоприятной во всех сферах жизнедеятельности.

Е.В. Чернышева – старший психолог МПЛ ГУФСИН России по Свердловской области

Источник

Что такое раскаяние

Что такое раскаяние в содеянном. Смотреть фото Что такое раскаяние в содеянном. Смотреть картинку Что такое раскаяние в содеянном. Картинка про Что такое раскаяние в содеянном. Фото Что такое раскаяние в содеянномЖизнь человека так устроена, что прожить без ошибок её не получится. Переосмыслив свои негативные поступки, может настигнуть раскаяние. Что такое раскаяние с точки зрения психологии? Это сильное душевное волнение, внутреннее переживание, порождающее сокрушение о совершённых деяниях и решение подобное в дальнейшем существовании не допускать. С позиции психоаналитической психологии раскаяние связано с безнравственными поступками. Для его возникновения необходимо наличие совести, ощущения вины, стыда за свершённое деяние. Здесь оно выступает в амплуа «нравственного критика» личности. Таким образом, описываемое явление возникает лишь при признании личностью вины и следующим за ним осуждением собственных действий. Оно может выражаться публичным признанием собственного прегрешения и готовностью держать ответ либо в форме сожаления о совершённом проступке.

Что это такое в жизни человека

В человеческом бытие рассматриваемый феномен подразумевает переосмысление совершённого дурного поступка и непритворное сожаление о случившемся, стремление загладить провинность и желание покарать всех ответственных за содеянное прегрешение (и прежде всего себя).

Если человек не переосмыслил совершённый поступок, не посмотрел иначе на него, не осознал ошибочность собственных действий, а просто старается покрыть причинённый урон, то это не будет являться раскаянием.

Если же присутствует лишь осознание ошибочности собственных поступков, но отсутствует живое чувство, переживание, то раскаяние также не будет полным и настоящим.

Часто анализируемый термин путают с покаянием. Последнее подразумевает глубокое сожаление о совершенном грехе, предполагающее переосмысление нравственной стороны своего бытия и позволяющее согрешившему уповать на прощение.

Раскаяться может человек самостоятельно, а покаяние происходит перед кем-то. Ведь что такое раскаяние? Это результат осознания собственного прегрешения. И такой результат доступен каждому человеку, тогда как покаяние доступно лишь верующему последователю авраамической религии.

Способность раскаиваться считается показателем личностного развития и высокого уровня морального сознания. Настоящее раскаяние освобождает виновного от гнёта внешних моральных упрёков, обвинений, нареканий, половиной из которых человек нагружает себя самостоятельно.

Подлинное результативное раскаяние зачастую может подменяться театральным псевдо раскаянием, когда субъект загружает себя ощущением вины, волнуется, переживает, но мало что реально делает. Лить слёзы и терзаться – намного легче нежели совершать поступки.

Рассматриваемое явление имеет определённые стадии течения.

Вначале приходит осознание собственной неправоты, человек соглашается с претензией и в целом выказывает готовность компенсировать ущерб в здравых пределах.

Что такое раскаяние в содеянном. Смотреть фото Что такое раскаяние в содеянном. Смотреть картинку Что такое раскаяние в содеянном. Картинка про Что такое раскаяние в содеянном. Фото Что такое раскаяние в содеянном

Затем приходит сожаление о происшедшем. Человеку неспокойно внутри, постоянно тревожат мысли, неотступно «крутящиеся» вокруг произошедшего события. Ему самому уже хочется понести наказание.

Далее, к сожалению, присоединяется понимание причин, толкнувших его на дурной поступок. Происходит частичное переосмысление случившегося, которое предоставляет некоторую гарантию того, что подобное не повторится.

На заключительной стадии происходит переосмысление себя, что вынуждает человека меняться как личность и развиваться. Истинное раскаяние делает мудрее человека, он становится более ответственным.

Таким образом, можно сделать вывод, что такое раскаяние – это процесс внутренней переоценки, осознание неверности собственного поведения, внутренняя мораль.

Почему важно признавать свои ошибки

В человеческом разуме мысль, что он может заблуждаться, совершить ошибку, порождает жесточайшее сопротивление, что легко объяснимо переполненностью разума когнитивными искажениями, словно кричащими: «Ты прав, поэтому не принимай во внимание любые аргументы, свидетельствующие об обратном».

Ниже приведены типичные когнитивные искажения:

– предвзятость подтверждения (человеку свойственно обращать внимание и запоминать лишь те данные, которые подкрепляют их воззрение, иная информация просто игнорируется);

– иллюзия истины (человек считает, что он понимает и оценивает событие правильнее и разумнее, нежели другие);

– якорение или эффект привязки (когда индивид излишне полагается на одну информацию и формирует собственные взгляды исключительно по такой информации).

Однако умение слышать сторонние мнения, брать их во внимание, переосмысливать собственную позицию может качественно улучшить бытие.

Люди, расположенные пересматривать собственные воззрения, способные на подлинное раскаяние, меньше склонны тревожиться и реже мучаются депрессивными настроями.

Что такое раскаяние и зачем оно необходимо? Это признание совершённых дурных деяний и сожаление о собственных проступках. Конечно, само признание ошибок не способно изменить прошлое, но оно способно помочь очистить душу. Это важно для возможности личностного самосовершенствования.

Вот что такое раскаяние кратко. Это то, без чего будет невозможен личностный прогресс, рост, саморазвитие.

Примеры раскаяния

Наверное, каждый сталкивался неоднократно с описываемым явлением и не просто сталкивался, а испытывал на собственной персоне его последствия, поэтому кажется, что довольно легко объяснить данный феномен. Однако всё намного сложнее. Раскаянием именуется чувство, противоположное ощущению собственной правоты. Оно всегда наступает после понимания вины. При этом ошибки, дурные поступки, обидные действия бывают разные. Можно совершить какой-то мелкий проступок, а можно и закон преступить, сломав кому-то жизнь.

Всегда остаётся загадкой, какие именно деяния способны породить искреннее раскаяние. Почему некоторые практически безобидные проступки у одних порождают подлинное сожаление и осознание ошибочности собственных деяний, а у других даже серьёзные прегрешения остаются незамеченными?!

Раскаяние в жизни человека, как правило, присутствует в той либо иной вариации в существовании каждого. Так, например, будучи детьми, все люди предумышленно либо ненароком обижали, задевали кого-то, совершали дурные поступки, обманывали, поступали нечестно в отношении взрослых или ровесников. Вначале детям казалось, что они совершили «крутой» поступок, сделали всё правильно. При этом даже если они и считали поступок аморальным, то всё равно думали, что такие действия нестрашны, ведь не пострадал никто. Раскаяние же наступало тогда, когда проявлялись последствия обмана или нелицеприятного поступка.

Множество примеров истинному раскаянию можно встретить в классических литературных произведениях, например, в романе «Преступление и наказание» Ф. Достоевского, представлена теория главного героя Раскольникова, где он подразделял сограждан на «необыкновенных» и «обыкновенных». Такая теория демонстрирует полную безнравственность её создателя, поскольку отрицает устоявшиеся моральные ценности. Поэтому автор демонстрирует в романе, каким образом она толкает героя на ложную стезю, заводя его в тупик. Он совершает душегубство, обрекая себя на жесточайшие терзания совести. Именно через такие муки герой осознаёт ошибочность собственной теории, отрекаясь от неё. В данном произведении автор стремился продемонстрировать, насколько важно постигнуть и признать ошибочность собственных деяний, а также искренне раскаяться.

Глубина раскаяния и его искренность обусловлена наличием перемен в сознании и образе бытия к лучшему.

Настоящее раскаяние заключается в дальнейшем существовании в соответствии с моральными устоями, нравственными критериями, требованиями совести. Другими словами, индивид делается более внимательным к собственным деяниям, выражениям мыслей, действий по отношению к окружению.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Источник

Что такое раскаяние – значение термина, отличие от покаяния, особенности психологии

Что такое раскаяние в содеянном. Смотреть фото Что такое раскаяние в содеянном. Смотреть картинку Что такое раскаяние в содеянном. Картинка про Что такое раскаяние в содеянном. Фото Что такое раскаяние в содеянном

Часто люди считают, что им известен ответ на вопрос, что такое раскаяние. На самом деле рассуждать на эту тему можно долгое время, так и не придя к единому правильному ответу. Психологи уверяют, что для человека важно научиться осознавать и признавать собственные проступки.

Раскаяние – что это?

Человеку свойственно признавать свои ошибки, это приходит вместе с принятием вины за какой-то нелицеприятный поступок и сожалением за содеянное. Есть мнение, что настоящее раскаяние приходит не только при осознании умом, но и сердцем. Его можно считать первым шагом к очищению совести, что очень важно с психологической точки зрения для того, чтобы не накапливать в негатив. Четкое понимание того, что является плохим, а что хорошим, помогает раскаяться и не повторять своих ошибок.

В чем отличие раскаяния от покаяния?

Тонкая грань между этими двумя понятиями заметна не сразу. Часто верующие уверены, что раскаяние – это искреннее сожаление о поступке, являющееся первым шагом к покаянию. Его признаками можно считать угрызения совести, страдания, переживания и тоску – весь спектр эмоций от обычного сожаления до глубокого чувства стыда. Только через путь раскаяния можно прийти к покаянию, полному пониманию своих греховных действий и осуждению подобных поступков. Для того чтобы ощутить покаяние, нужно не только признать ошибки, но и захотеть изменить свою жизнь к лучшему.

Что такое раскаяние в содеянном. Смотреть фото Что такое раскаяние в содеянном. Смотреть картинку Что такое раскаяние в содеянном. Картинка про Что такое раскаяние в содеянном. Фото Что такое раскаяние в содеянном

Раскаяние – психология

С этим чувством в жизни сталкивались многие. Мелкие проступки могут вызывать чувство глубокого стыда, а более серьезные оставляют неприятный след на всю жизнь, заставляя сожалеть о содеянном долгие годы. Примеры раскаяния могут вспомнить многие из нас. В литературе эта тема проходит красной нитью через различные произведения, являясь спасительной соломинкой, которая помогает выжить. Жизненные ситуации, в которых раскаяние становится спасением, – не редкость.

Почему раскаяние важно?

Есть люди, которые без признания своих ошибок, совершив проступок, будут испытывать муки совести, переживать и находиться в состоянии тревоги и стресса. Для того чтобы суметь жить дальше, необходимо принять ситуацию, раскаяться в содеянном, сделать выводы. Признание вины – очень важный шаг, помогающий осознать свои ошибки и двигаться дальше: «Повинную голову и меч не сечет». Люди желают быть прощенными Богом за свои действия, но без покаяния это недоступно. «Кайся, но снова за такое не принимайся», – гласит народная пословица.

Как правильно раскаяться?

Важно осознать, что лучше всего не нуждаться в раскаянии, а не совершать греховных поступков, которые будут осуждать окружающие и будет стыдно перед самим собой. Что такое искреннее раскаяние, необходимо понимать, поскольку рано или поздно в жизни могут случиться ситуации, когда необходимо осознание вины для того, чтобы сделать правильные выводы. В течение дня покаяться в содеянном проступке – крике, обмане, зависти можно несколько раз:

Источник

Раскаяние

Раска́яние – 1) осо­зна­ние соб­ствен­ной вины; 2) сожа­ле­ние о соде­ян­ном ( Быт.6:6 ); 3) сокру­ше­ние о совер­шен­ном грехе.

Рас­ка­я­ние есть сожа­ле­ние о том, что я посту­пил так-то, а не иначе. Сле­до­ва­тельно, оно есть неволь­ное при­зна­ние того, что я мог бы посту­пить и по дру­гому, пра­вильно. Рас­ка­я­ние – это первый этап пока­я­ния. Рас­ка­я­ние – сожа­ле­ние, что грех совер­шён, пока­я­ние – твёр­дая реши­мость оста­вить грех, борьба с ним, пере­мена жизни.

При рас­ка­я­нии чело­век не только осо­знает непра­виль­ность, оши­боч­ность, гре­хов­ность, но и горько сожа­леет о поступке (помыш­ле­нии, выска­зы­ва­нии), тос­кует, испы­ты­вает муки сове­сти, стра­дает, томится, каз­нится.

В рас­ка­я­нии нет еще отре­че­ния чело­века от себя преж­него, он рас­ка­и­ва­ется лишь в отдель­ном поступке. При рас­ка­я­нии разум при­зна­ется в том, что цель ока­за­лась непра­виль­ной, что сред­ства ока­за­лись не те, что резуль­тат полу­чился неожи­дан­ным. При этом испы­ты­ва­ются эмоции от сожа­ле­ния до стыда. Рас­ка­я­ние есть самая силь­ная форма созна­тель­ного само­осуж­де­ния. Рас­ка­я­ние есть сумма из логи­че­ской кон­ста­та­ции ошибки и отри­ца­тель­ных эмоций.

Тупи­ко­вые пути рас­ка­я­ния – уныние или попытка успо­ко­ить совесть в суете дел или само­оправ­да­нии. Само­убий­ство Иуды – край­ний случай рас­ка­я­ния без пока­я­ния.

В оби­ходе, как пра­вило, отож­деств­ля­ются сов­ме­сти­мые, но отнюдь не сино­ни­мич­ные тер­мины — пока­я­ние и рас­ка­я­ние. Если судить по про­изо­шед­шему с Иудой (см. Мф.27:3–5 ), рас­ка­я­ние может быть и без пока­я­ния, т. е. бес­по­лез­ным, а то и поги­бель­ным. Несмотря на свое созву­чие в рус­ском языке, в тексте Свя­щен­ного Писа­ния этим тер­ми­нам соот­вет­ствуют раз­но­ко­рен­ные слова μετάνοια (мета­ния) и μεταμέλεια (мета­ме­лия). Слово μετανοέω (мета­ноэо) значит «пере­ме­нять свой образ мыслей», изме­нять виде­ние, пони­ма­ние смысла жизни и ее цен­но­стей. А эти­мо­ло­гия слова μεταμέλεια (мета­ме­лия) (μέλομαι, меломэ — забо­титься) ука­зы­вает на изме­не­ние пред­мета заботы, устрем­ле­ний, попе­че­ний. Пока­я­ние в отли­чие от рас­ка­я­ния пред­по­ла­гает именно глу­бин­ное пере­осмыс­ле­ние всего в корне, пере­мену не только пред­мета стрем­ле­ний, забот, но каче­ствен­ную пере­мену самого ума.

В Свя­щен­ном Писа­нии встре­ча­ются, на первый взгляд, непо­нят­ные слова о рас­ка­я­нии Бога. Напри­мер: «И рас­ка­ялся Гос­подь, что создал чело­века на земле» ( Бытие 6:6 ). «Гос­подь рас­ка­ялся, что воца­рил Саула над Изра­и­лем» ( 1Цар. 15:35 ), и тут же в этой главе выше (ст. 29) читаем: «и не рас­ка­ялся Верный Изра­и­лев: ибо не чело­век Он, чтобы рас­ка­яться Ему». Это клас­си­че­ский антро­по­мор­физм. Можно попы­таться пере­дать ука­зан­ное выра­же­ние, как состо­я­ние силь­ной скорби, но это тоже будет антро­по­мор­физ­мом. (См. Рас­ка­я­ние Божие)

Олеся Нико­ла­ева:
Анализ подо­плеки греха Иуды и греха Петра при­во­дят, в конеч­ном счете, к про­ти­во­по­став­ле­нию этих еван­гель­ских пер­со­на­жей, один из кото­рых рас­ка­ялся, однако не пока­ялся в еван­гель­ском смысле «пере­мены ума» («мета­нойя») и, про­дол­жая пре­бы­вать в гре­хов­ном мраке, отча­ялся и уда­вился, а другой – плакал горько ( Мф. 26:75 ) и, испол­нен­ный любви ко Христу, прибег к Его мило­сер­дию, пока­ялся, был прощен, полу­чил Гос­подне бла­го­сло­ве­ние, стал пер­во­вер­хов­ным апо­сто­лом и засви­де­тель­ство­вал свою вер­ность Гос­поду муче­ни­че­ской кон­чи­ной.
Это гово­рит прежде всего о том, что между рас­ка­я­нием Иуды и пока­я­нием Петра суще­ствует кар­ди­наль­ная мета­фи­зи­че­ская раз­ница. Рас­ка­я­ние ока­зы­ва­ется лишь муками нечи­стой сове­сти, не ищущей и не чающей, однако, про­ще­ния, не веря­щей в Того, Кто имеет власть остав­лять грехи, Кто взял на себя грех мира ( Ин. 1:29 ). Рас­ка­я­ние, таким обра­зом, может настичь и неве­ру­ю­щего чело­века, но пока­я­ние про­ис­хо­дит исклю­чи­тельно перед лицом Гос­под­ним, в пред­две­рии при­бли­зив­ше­гося Цар­ства Небес­ного. Покай­тесь; ибо при­бли­зи­лось Цар­ство Небес­ное ( Мф. 4:17 ) – с этими сло­вами Гос­подь выхо­дит на про­по­ведь после иску­ше­ния Его сата­ною в пустыне.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *