Что такое расщепление голоса в вокале
Расщепление голоса
Сегодня существует множество вокальных техник и приемов. Одним из популярных является расщепление голоса. Данный прием состоит в том, что к чистому звуку примешивается часть другого звука, например, шум. Таким образом, единый поток дыхания как бы расщепляется на два. На эстраде можно встретить такое расщепление в вокале:
Далее рассмотрим несколько из этих приемов.
Основные приемы расщепления голоса
Основные приемы расщепления голоса – это скриминг и хрип. Данные вокальные техники считаются приемами с расщеплением ложных голосовых связок. Скриминг близок к хриплому визгливому крику. Он практикуется в таких направлениях, как металкор и дэткор, блек-метал и спид-метал. В основном крик считается мужской техникой, однако существует несколько вокалисток, которые практикуют скриминг.
Хрип и скриминг имеют свои подгруппы:
Приступать к технике расщепления в вокале скриминга нужно под контролем педагога, и следует выполнять специальные упражнения, ведь в ином случае можно повредить голосовые связки. Со временем удастся издавать звуки громко без дискомфорта, что в дальнейшем поможет овладеть различными направлениями музыкального искусства.
Расщепление голоса – драйв и субтон
Один из основных приемов расщепления в вокале рок-вокалистов – это драйв. Исполнители академического вокала считают данный прием «восьмым» смертным грехом и говорят, что после такого пения связки уже могут и не понадобиться. Однако специалисты утверждают, что при правильном выполнении комплекса специфических упражнений, можно выполнять драйв, и достичь потрясающих результатов без вреда здоровью. Важно прислушиваться к себе и работать так, чтобы не было болезненных ощущений. Кроме того, упражнения позволяют укрепить голосовой аппарат и брать высокие ноты. При правильном выполнимом драйве, звук выходит чистый и без дрожания. При этом вокалист не напрягает гортань и хорошо работает диафрагмой. Громкость звука зависит от правильной резонаторики.
Субтон – это расщепление звука в вокале, когда пение происходит с придыханием. Этот прием используют практически все эстрадные певцы. Во время субтона рот нужно открывать широко, соблюдать продых и захватывать воздуха в количестве больше, чем обычно. Его должно хватать на исполнение всей фразы. Важно во время упражнения экономно расходовать кислород.
Горловое пение
Вокальное расщепление обертон – это горловое пение. Оно характерно для певцов Дальнего Востока. Например, такую технику практикуют в Монголии, Туве и на Тибете. Это своего рода двузвучие, которое заключается в одновременном извлечении двух звуков – голосовых связок и горла. Иногда подобный прием встречается в рок-музыке, в андеграунде и в экспериментальных вокальных направлениях.
Специалисты выделяют четыре подстиля горлового пения:
Существует множество других разновидностей. Можно сказать, что у каждого народа и этноса Азии, исполняющих горловое пение, существует свой подвид. Для этих людей горловое пение не просто вокал, а один из инструментов медитации, позволяющих слиться с природой.
Обучение расщеплению голоса
Для того, чтобы правильно выполнять расщепление голоса, вам необходимо заниматься с профессионалами. Наши преподаватели по вокалу научат вас различным приемам, и вы сможете стать исполнителем, например, хард-рока или металкора. Цены на уроки вокала указаны на нашем сайте. На занятиях пения необходимо придерживаться следующих рекомендаций:
Таким образом, расщепление голоса в вокале – это весьма интересный прием. Он поможет вам разнообразить свое вокальное творчество. Ничего не бойтесь, под руководством наших преподавателей, вы научитесь всевозможным приемам, и сможете отлично исполнять любые песни, удивляя окружающих своими способностями и навыками.
Вокальные эффекты: расщепление звука. Кто из известных певцов использует расщепление?
Расщепление нельзя встраивать с свой голос самостоятельно, так как при неумелом использовании этого приёма можно повредить связки. Нужно обращаться к педагогу, который преподаёт экстремальные техники вокала.
Можно ли расщеплять звук с самого начала обучения вокалу? Нет, так делать неправильно, даже если вам обычный вокальный звук без расщепления кажется скучноватым. Вначале нужно научиться петь на чистом звуке, а потом грамотно добавлять в него разные «спецэффекты».
Чаще всего расщепление используют в рок-музыке (скорее всего, этот приём там и зародился). Затем расщепление плавно перекочевало в поп-музыку и прочно там закрепилось.
Вот несколько вокалистов, которые активно используют расщепление :
Chad Croeger (Nickelback)
Curt Cobain (Nirvana)
Jon Bon Jovi
Вonnie Tyler
Pink
Наргиз Закирова
Как научиться петь гроулом?
Гроул – один из основных приемов пения в таких стилях музыки как блэк, дум, дэз метал, также его используют в дэзкоре и грайндкоре. По характеру звучания похож на утробный рык, который исходит из области живота вокалиста. По сути, этот прием можно назвать диафрагмальным басом. Имеет очень низкое звучание.
Если вы только начали учиться петь гроулом, или используете этот прием недавно, вы можете испытывать боль в области гортани. Так же, могут быть головокружения. Не смотря на это, негативное влияние гроула на голос исполнителя бывает только при неправильной технике исполнения, либо болезней горла.
Негативные привычки никаким образом не влияют на способность петь гроулом. Даже наоборот – они негативно влияют на голосовые связки. Так же, не стоит равняться на своих кумиров. У каждого человека гроул свой, уникальный. Поэтому не стоит переживать, что вы не можете выдавать тех нот, которые поют ваши любимцы. Лучше слушать их манеру пения, искать для себя полезные техники, вырабатывать свой уникальный стиль пения. Единственное что поможет вам лучше гроулить – это низкий голос. Но если даже у вас вполне обычный голос, не отчаивайтесь, после тренировок у вас все получиться.
Первый урок
Для начала стоит освоить основной механизм исполнения. По сути, гроул является обыкновенной отрыжкой. Проще всего учиться извлекать звук «у-у-у» или «и-и-и». При тренировках не стоит орать, лучше начинать петь тихо. Главное на этом этапе понять механизм, научиться управлять воздушным потоком, усиливать или убавлять силу звучания.
Для того чтобы издать звук, вам нужно сжать горло, чтобы поток воздуха вызывал нужные вибрации, звук. Прижмите кончик языка к небу. Кадык при этом поднимется вверх, а подбородок опуститься вниз. Вы почувствуете под нижней челюстью напряжение. Сложите губы в трубочку, как будто выговариваете звук «у» и просто выдохните воздух. Если вы сделали все правильно, должен получиться рык, причем источник звука будет сосредоточен где-то в области кадыка. Звук «и» произносится так же, только на этот раз вы будто улыбаетесь губами, подняв их не много вверх.
В начале тренировок в горле может першить или даже захочется кашлять. Со временем это пройдет. Важно не перенапрягаться и постоянно держать связки влажными, пейте воду, даже если чувствуете себя хорошо. Если горло начинает болеть, лучше уменьшить силу напряжения, немного передохнуть.
Второй урок
После овладения техникой выдавания основных звуков, стоит перейти к следующему этапу. Постараетесь петь другие гласные. Сложность состоит в том, что их следует петь без упора языка. Учитесь удерживать необходимое положение кадыка и напряжение в горле. При произношении «а» или «о», старайтесь просто выдыхать воздух, не используйте голос на начальных этапах.
После того как у вас начнет получаться, пробуйте произносить целые слова. Помните, некоторые шипящие нельзя спеть гроулом, в таких местах переходите на скрим или комбинируйте обычный вокал с гроулом.
Третий урок
Правильное дыхание это залог успеха. Оно создает правильный поток воздуха, который облегчает вам пение. Исполнители просто выдыхают воздух из живота, таким образом, создавая рычащий звук. И так, выдохните, опустошив живот и нижнюю часть легких. Живот должен быть втянутым, но не сильно, чтобы не создавать вакуум. Теперь наберите воздух. Важен не объем, а концентрация воздуха в области живота и нижней части легких. Выдыхая, выталкивайте воздух мышцами живота снизу вверх, при этом «рычите». Перед занятиями не стоит много кушать, такие тренировки очень давят на живот.
Если вы делаете все правильно, то рычание выйдет длительным и равномерным. Освоив эту технику, тренируйтесь произносить отдельные строки из любимых песен.
Гроул на расщеплении
Не смотря на все вышеперечисленное, самое главное в гроуле это вибрация голосовых связок. Здесь будет важно такое понятие, как «открытая гортань» — она получается, когда вы зеваете с утра, кадык уходит вниз, а горло становится шире. При таком положении гортани лучше происходит вибрация связок. При таком исполнении, очень важна влажность связок, их необходимо часто смачивать. Когда у вас першит в горле, вы делаете звук «хррр», часть этого звука «ррр» и используется в расщеплении. Когда ты научишься расщеплять связки, начинай пробовать петь гроулом. Начать стоит с длинных звуков «о-о-о» или «а-а-а». При этом тихо тренироваться у вас не выйдет, но это не значит, что нужно орать. В такой технике, на звучание влияет положение кадыка, головы, изменение объема рта. Вам стоит экспериментировать.
Смешанный гроул
В таком гроуле основа – это чистый голос. Гроулите, а потом пробуйте добавлять чистый голос, смешивайте. Если у вас не выходит, убирайте часть гроула. Это одна из самых простых техник исполнения гроула. Так же, при добавлении расщепления, вы можете получить очень звонкий и одновременно «рычащий» звук.
Squealing или «хрюканина»
Здесь основа – обыкновенный гроул. При этом вам следует как можно выше поднять кадык. При такой манере исполнения главное это смачность похрюкивания. Чаще всего исполняют звуки «и» или «у». Другое при такой технике произнести сложно. Тренироваться лучше всего на звуке «уи-уи-уи». При этом положение губ должно быть слегка вытянутым вперед.
В заключении
Выше мы рассказали вам основы, которые помогут вам овладеть гроулом. Если вы не можете овладеть неким элементом, попробуйте подпевать любимому исполнителю. Часто бывает, когда вслушиваешься, понимаешь, как и что делать.
И напоследок:
Видео уроки
Расщепление голоса в вокале
Сегодня существует множество вокальных техник и приемов. Одним из популярных является расщепление голоса. Данный прием состоит в том, что к чистому звуку примешивается часть другого звука, например, шум. Таким образом, единый поток дыхания как бы расщепляется на два. На эстраде можно встретить такое расщепление в вокале:
Далее рассмотрим несколько из этих приемов.
Основные приемы расщепления голоса
Основные приемы расщепления голоса – это скриминг и хрип. Данные вокальные техники считаются приемами с расщеплением ложных голосовых связок. Скриминг близок к хриплому визгливому крику. Он практикуется в таких направлениях, как металкор и дэткор, блек-метал и спид-метал. В основном крик считается мужской техникой, однако существует несколько вокалисток, которые практикуют скриминг.
Хрип и скриминг имеют свои подгруппы:
Приступать к технике расщепления в вокале скриминга нужно под контролем педагога, и следует выполнять специальные упражнения, ведь в ином случае можно повредить голосовые связки. Со временем удастся издавать звуки громко без дискомфорта, что в дальнейшем поможет овладеть различными направлениями музыкального искусства.
Расщепление голоса – драйв и субтон
Один из основных приемов расщепления в вокале рок-вокалистов – это драйв. Исполнители академического вокала считают данный прием «восьмым» смертным грехом и говорят, что после такого пения связки уже могут и не понадобиться. Однако специалисты утверждают, что при правильном выполнении комплекса специфических упражнений, можно выполнять драйв, и достичь потрясающих результатов без вреда здоровью. Важно прислушиваться к себе и работать так, чтобы не было болезненных ощущений. Кроме того, упражнения позволяют укрепить голосовой аппарат и брать высокие ноты. При правильном выполнимом драйве, звук выходит чистый и без дрожания. При этом вокалист не напрягает гортань и хорошо работает диафрагмой. Громкость звука зависит от правильной резонаторики.
Субтон – это расщепление звука в вокале, когда пение происходит с придыханием. Этот прием используют практически все эстрадные певцы. Во время субтона рот нужно открывать широко, соблюдать продых и захватывать воздуха в количестве больше, чем обычно. Его должно хватать на исполнение всей фразы. Важно во время упражнения экономно расходовать кислород.
Горловое пение
Вокальное расщепление обертон – это горловое пение. Оно характерно для певцов Дальнего Востока. Например, такую технику практикуют в Монголии, Туве и на Тибете. Это своего рода двузвучие, которое заключается в одновременном извлечении двух звуков – голосовых связок и горла. Иногда подобный прием встречается в рок-музыке, в андеграунде и в экспериментальных вокальных направлениях.
Специалисты выделяют четыре подстиля горлового пения:
Существует множество других разновидностей. Можно сказать, что у каждого народа и этноса Азии, исполняющих горловое пение, существует свой подвид. Для этих людей горловое пение не просто вокал, а один из инструментов медитации, позволяющих слиться с природой.
Обучение расщеплению голоса
Расщепление при пении – это прием в вокале, который может постигнуть каждый ученик. В зависимости от своих способностей вы можете выбрать себе один из видов и подвидов, и исполнять его в своем музыкальном жанре, удивляя публику. Расщепление голоса практикуется в различных направлениях вокала:
Для того, чтобы правильно выполнять расщепление голоса, вам необходимо заниматься с профессионалами. Наши преподаватели по вокалу научат вас различным приемам, и вы сможете стать исполнителем, например, хард-рока или металкора. Цены на уроки вокала указаны на нашем сайте. На занятиях пения необходимо придерживаться следующих рекомендаций:
Таким образом, расщепление голоса в вокале – это весьма интересный прием. Он поможет вам разнообразить свое вокальное творчество. Ничего не бойтесь, под руководством наших преподавателей, вы научитесь всевозможным приемам, и сможете отлично исполнять любые песни, удивляя окружающих своими способностями и навыками.
Что такое расщепление голоса в вокале
1. Расщепление (хрип, скриминг)
Скри́минг или скрим (screaming — «крик») эта техника вокала с расщеплением ложных связок. Его можно охарактеризовать, как хриплый визгливый крик. Такой прием пения используется в таких музыкальных направлениях, как металкор, блек-метал, дэт-метал, эмо-кор, дэткор, спид-метал. Впервые был использован шведской блек-метал группой Bathory в 1984 году.
Обычно скрим относят к мужскому вокалу, но есть и исключения, например вокалистки Opera IX/Cadaveria, Astarte, Lucifugum.
Направления скриминга также можно условно поделить на несколько подгрупп:
Шрай – истеричный протяжный вой.
Скримо – истерический крик, используется в таких направлениях как эмокор.
Харш – хриплый скриминг, используеться в таких направлениях как альт-метал и мелодик дэд.
По сути все перечисленные разновидности отличаются небольшими нюансами и штрихами, сейчас на них свое внимание заострять не будем, а перейдем от теории и к практике. Итак, чтобы научиться петь скримингом необходимо выполнить несколько упражнений.
Урок третий: Мимика
Правильная мимика помогает, как это не парадоксально звучит, скримить. Попробуй поэксперементировать со своей мимикой во время упражнения по громкому шепоту. Твое лицо не должно быть монументальным, его выражение должно соответствовать смыслу произносимых тобой слов. Правильное выражение лица должно способствовать передачи смысла того, что ты говоришь.
Правильная мимика скрима такова:
Нос наморщен, брови слегка приподняты, верхняя губа приподнята так, что при звуке «А» полностью видны зубы.
Урок четвертый: Практика
Первое слог, который нужно попробовать воспроизвести это «ФФФФФФААААААААЙ. » Сначала это может получиться тихо, но не расстраивайся, со временем все придет. Не забывай, что неприятных ощущений быть не должно. Если вдруг они появляются, останавливайся и что-нибудь меняй. Тебе должно быть комфортно и интересно.
Прием расщепления – «драйв» – возможно важнейший в арсенале рок-вокалиста. Еще каких-нибудь десять лет назад считалось, что после использования этого приема «связки можно просто выплюнуть – они уже больше не понадобятся». Классические вокалисты считают его чуть ли не восьмым смертным грехом, а педагоги старой школы уверены, что научить так петь нельзя – это или есть от природы или нет.
А вот и хорошая новость. С помощью специальных упражнений ты сможешь быстро освоить данный прием и утереть нос многим своим братьям-вокалистам.
Помни, что при хорошем развитии твоего вокального аппарата и правильном исполнении выполняемые упражнения не должны вызывать никаких болезненных ощущений, першения или усталости голоса. Нормальным является лишь легкое ощущение в области мягкого неба, ближе к носоглотке: как будто кошки драли. Но ни в коем случае не в области голосовых складок (внизу, в глубине горла). Это неудобство проходит уже через два-три дня, поскольку стенки носоглотки подстраиваются под данный звук и перестают перенапрягаться. При возникновении кашля или сильного першения упражнение необходимо прекратить и вернуться к занятиям на чистом звуке до достижения большей выносливости голосового аппарата.
Правильно выполненный прием драйва оставляет приятное ощущение прочищенного горла. Голос начинает звучать лучше и верхние ноты пропеваются значительно легче. Кстати, поскольку прием в свое время возник самопроизвольно из знакомого всем фанатам вокала желания – спеть ноты выше собственных возможностей, он весьма полезен для облегчения пения крайнего верхнего участка диапазона, так как создает дополнительное давление от диафрагмы и поднимает мягкое небо.
Правильно ли ты исполняешь приём? Непременно нужно показаться преподавателю. Но если уж совсем никак не добраться, вот пара контрольных вопросов: можешь ли ты долго тянуть звук без напряжения, не меняя тона и громкости? ровно, без дрожания? каковы твои ощущения? Напряжение и першение может возникать только на нёбной занавеске – там, где маленький язычок. Со временем оно пройдёт. Если же оно возникает где-то ещё – особенно если в глубине гортани, то нужно немедленно прекратить попытку и через часик-другой попробовать так, чтобы хрип возникал исключительно за счёт вибрации нёбной занавески. Ровность звука и отсутствие напряжения в гортани достигается правильной работой диафрагмы. Громкость достигатется только правильной резонаторикой, никаких лишних усилий ни в какой месте не нужно. Глухота звучания, если она необходима, достигается добавлением субтона.
Это пение с придыханием. Примеры этого приема можно услышать практически у каждого эстрадного певца.
Упражнение для развития субтона
Согрей руки дыханием, как это делают на морозе. Теперь добавь к дыханию немного звука. Вот и ощущения, необходимые для выполнения приема субтон. Следи, чтобы рот широко открывался а продых не исчезал в течение всей фразы. Упражнение рассчитано на использование большего, чем обычно, количества воздуха. Если дыхания едва-едва хватает, значит, звук найден правильно. Чтобы облегчить себе задачу, наклонись вперед, положи руки на поясницу и ощути, как туда проникает воздух.
Теперь у тебя образовался «спасательный круг» вокруг талии. Не спеши, расходуй воздух экономно,— не выдыхай много на первую ноту. Вдохи делай носом, ритмично, быстро и резко, ощущая, как наполняется воздухом «спасательный круг». Если гласная И зажимается или звучит в нос, замени ее на Ы /А-ВЕ МАРЫ-Ы-Я/. Когда ты научишься правильно пропевать ее, можно будет вернуться к первоначальному звучанию. Это упражнение можно делать в пределах октавы. Cледи за вибрацией грудного резонатора — она не должна пропадать на высоких нотах.
4. Обертоновое пение (горловое)
Обертоновое пения также известно как «горловое пение». Использование расщепления для исполнения обертонов к основному тону позволяет выпевать двузвучия. Характерно для дальневосточной музыки (Тибет, Тува, Монголия и др.).
Впервые попытка более полного объяснения этого феномена и предварительная классификация и описание стилей горлового пения была предпринята А.Н. Аксеновым в 1964 году. Аксенов описал четыре вида горлового пения и соответственно четыре мелодических его стиля: каргыраа, борбаннадыр, сыгытп, эзен-гилээр.
Горловое (гортанное) пение является одной из сохранившихся техник шаманской практики (в Тибете связано с ламаистской традицией). Распространено в Тыве, Хакассии, Монголии, Башкортостане, Бурятии, Алтае, Тибете, Северной Африке и в некоторых племенах индейцев. Уникальность этого искусства заключается в том, что исполнитель извлекает сразу две (иногда даже три!) ноты одновременно, образуя таким образом своеобразное двухголосное соло.
Помимо основных стилей существуют ещё и разновидности: думчуктар (новализация), хоректээр (петь грудью), хову каргыраазы (степное каргыраа), чыландык, деспен борбан, опей хоомей, буга хоомей, канзып, хову каргыраазы, кожагаркаргыраазы, даг каргыраазы и т.д.
Считается, что стиль каргыраа возник как подражание голосу верблюдицы: когда верблюжонок умирает, верблюдица скачет, издавая звуки, схожие с каргыраа. Его используют народы Тывы. Он извлекается певцом при полуоткрытом положении рта.
Интересна легенда возникновения стиля хоомей. Юноша-сирота жил в течение трех лет в одиночестве, у подножия скалы, отзывающейся в окрестной долине многоголосным эхом. В результате движения струй воздуха под большим напором образовывался эффект резонанса между скалами. Однажды юноша сидел и издавал звуки, подражая звукам гудения, исходящим из скалы. Ветер донес этот звук до людей и они назвали это пение «хоомей». Это очень мелодичный и певучий стиль. На фоне мелодии в среднем регистре звучит обертон основного голоса — мелодия в верхнем регистре, которая либо вторит низкому тону, либо ведет свою музыкальную тему. Исполняется либо с текстом, либо без него.
При пении в стиле сыгыыт на фоне тихой мелодии в нижнем регистре звучит резкий, пронзительный свист (обертон). Пение Сыгыт всегда осуществляется без слов. Основной звук ЙО, ЙЙ или ЙА или ЙЯ. Он извлекается особым сдавленным положением голосовых связок при полуоткрытом положении рта.
В борбаннадыр звук опорный остинатный, более мягкий и тихий, чем в стиле каргыраа, сходен по тембру с низким регистром бас-кларнета. Он извлекается тем же положением голосовых связок, как и в стиле каргыраа, но при ином положении губ, сомкнутых почти вплотную. Он схожен с хоомеем и в некоторых местностях его так и называют.
Стиль эзенгилээр — по технике звукоизвлечения и по тембру звучания тождествен стилю сыгыт; он специфичен только в мелодическом отношении. При традиционном исполнении пьес стиля эзенгилээр верхом на лошади динамическая пульсация возникает естественным путем — толчками подъема всадника в стремени; если пьесы этого стиля исполняются не во время верховой езды, исполнитель вызывает динамическую пульсацию, подражающую ритму галопа, искусственным взмахом руки.
Горловое пение, это не только стиль в музыке, но и инструмент медитации, благодаря которому человек приобщается к языку природы. Это своеобразное музыкально-поэтическое мышление, обусловленное безграничной любовью к природе.
Что же касается ритуалов шаманов, то они издавали гармонизирующие звуковые