Что такое расширенная неполная семья

Неполная семья: социально-экономические проблемы

При­чи­ной воз­ник­но­ве­ния соци­аль­ных про­блем в непол­ных семьях явля­ется в первую оче­редь мало­обес­пе­чен­ность, поскольку в семье име­ется всего один тру­до­вой доход (ино­гда тру­до­вого дохода нет вообще, и семья вынуж­дена жить на посо­бие по без­ра­бо­тице либо на дет­ские посо­бия). Доход жен­щины, как пра­вило, зна­чи­тельно ниже дохода муж­чины в силу ее отста­ва­ния на соци­аль­ной лест­нице, вызван­ного выпол­не­нием обя­зан­но­стей по уходу за детьми. Доход от али­мен­тов, если дети имеют на них право и полу­чают их, как пра­вило, покры­вает не более поло­вины сто­и­мо­сти их содер­жа­ния. Соци­ально-эко­но­ми­че­ские про­блемы при­сущи не всем непол­ным семьям; во вся­ком слу­чае, их раз­ре­шить проще, чем соци­ально-пси­хо­ло­ги­че­ские про­блемы, при­сут­ству­ю­щие во внут­ри­лич­ност­ной сфере и меж­лич­ност­ных отно­ше­ниях чле­нов непол­ных семей, прежде всего детей.

Это, во-пер­вых, обида, угне­тен­ность и чув­ство соб­ствен­ной непол­но­цен­но­сти, кото­рые могут испы­ты­вать дети после раз­вода их роди­те­лей. Нередко дети винят себя в рас­паде семьи.

Во-вто­рых, чув­ство вины перед детьми, неред­кое у жен­щин (поскольку в боль­шин­стве слу­чаев непол­ные семьи — это мать, одна вос­пи­ты­ва­ю­щая детей), что явля­ется при­чи­ной их гипе­ро­пеки. Стре­мясь не допу­стить сни­же­ния жиз­нен­ных стан­дар­тов своих детей по срав­не­нию с детьми из бла­го­по­луч­ных семей, мать берет на себя чрез­мер­ную тру­до­вую нагрузку, но из-за сверх­за­ня­то­сти, в свою оче­редь, не может уде­лять им доста­точно вре­мени и внимания.

Нередки также слу­чаи, когда обиду на быв­шего супруга, винов­ного в рас­паде семьи, жен­щина выме­щает на своих детях, про­яв­ляя жесто­кость. В любом слу­чае бла­го­при­ят­ный пси­хо­ло­ги­че­ский кли­мат в семье отсут­ствует. Самая же боль­шая слож­ность — затруд­не­ния в пра­виль­ной поло-роле­вой иден­ти­фи­ка­ции и ори­ен­та­ции детей. Ребе­нок фор­ми­рует сте­рео­типы сво­его вос­при­я­тия и пове­де­ния, руко­вод­ству­ясь образ­цом, кото­рым для него явля­ются взрос­лые, в первую оче­редь родители.

Хотя поло­ро­ле­вое пове­де­ние людей в раз­лич­ных куль­ту­рах изу­чено далеко не полно, в семей­ных вза­и­мо­от­но­ше­ниях оно про­яв­ля­ется наи­бо­лее явно. Соци­ально-пси­хо­ло­ги­че­ский сте­рео­тип пред­пи­сы­вает соци­аль­ной роли муж­чины такие черты и при­знаки, кото­рые не при­сущи соци­аль­ной роли жен­щины. Сама по себе жест­кая опре­де­лен­ность этих ролей может ока­зать небла­го­при­ят­ное воз­дей­ствие, если чело­век слаб, а сте­рео­тип тре­бует от него доми­ни­ро­ва­ния, силы, муже­ствен­но­сти или наоборот.

Но в непол­ной семье (тем более, если она стала тако­вой на ран­них ста­диях соци­а­ли­за­ции ребенка или изна­чально была непол­ной) ребе­нок лишен образца того, как должны вести, себя муж­чины и жен­щины в раз­лич­ных роле­вых ситу­а­циях, поэтому в буду­щем, в своей соб­ствен­ной семье чело­век далеко не все­гда смо­жет про­де­мон­стри­ро­вать адек­ват­ное поло­ро­ле­вое пове­де­ние; это при­во­дит к дис­функ­ци­о­наль­но­сти и кон­флик­там и, воз­можно, тоже к рас­паду семьи. Основ­ная при­чина ста­ти­сти­че­ски зна­чи­мой связи небла­го­по­лу­чия рас­па­да­ю­щейся моло­дой семьи с небла­го­по­лу­чием семьи роди­те­лей одного из моло­дых супру­гов (или обоих супру­гов) — их неадек­ват­ная поло­ро­ле­вая социализация.

Хотя непол­ных семей, в кото­рых отец один вос­пи­ты­вает детей, гораздо меньше, чем непол­ных семей, в кото­рых детей вос­пи­ты­вает одна мать, им при­сущи те же про­блемы поло­ро­ле­вой ори­ен­та­ции. Кроме того, отец с ребен­ком имеет больше шан­сов создать новую семью, чем мать с ребен­ком. Поэтому одной из про­блем такой семьи будет фор­ми­ро­ва­ние отно­ше­ний между ребен­ком (детьми) и новой женой отца (воз­можно, с ее детьми).

Недавно стала рас­про­стра­нен­ной новая кате­го­рия непол­ных семей — непол­ные рас­ши­рен­ные семьи, кото­рые обра­зу­ются, как пра­вило, в резуль­тате какой-либо соци­аль­ной ката­строфы: гибель роди­те­лей мало­лет­них детей, нахож­де­ние роди­те­лей в тюрьме, лише­ние их роди­тель­ских прав, пьян­ство — чаще всего именно это вынуж­дает поко­ле­ние пра­ро­ди­те­лей брать вну­ков на содер­жа­ние и вос­пи­та­ние. Такие семьи, разу­ме­ется, имеют низ­кий уро­вень дохо­дов; ряд слож­но­стей вызван пло­хим состо­я­нием здо­ро­вья пожи­лых людей, их более сла­быми адап­та­ци­он­ными спо­соб­но­стями, неуме­нием при­спо­со­биться к реа­лиям совре­мен­но­сти; к сожа­ле­нию, порой они не могут исполь­зо­вать свой авто­ри­тет, спо­соб­но­сти кон­тро­ли­ро­вать ситу­а­цию, поэтому часто дети демон­стри­руют деви­ант­ные формы поведения

Определение, причины неполной семьи

Непол­ные семьи — это семьи с одним роди­те­лем и детьми. В целом по Рос­сии пока­за­тель роста доли непол­ных семей увеличивается.

В непол­ных семьях вос­пи­ты­ва­ется каж­дый седь­мой рос­сий­ский ребе­нок, не достиг­ший 18 лет.

Среди непол­ных семей есть так назы­ва­е­мые про­чие семьи, их еще назы­вают непол­ными рас­ши­рен­ными семьями (брат и сестра без роди­те­лей, бабушки, дедушки и внуки).

Сред­ний раз­мер таких семей все­гда меньше сред­него раз­мера семей с брач­ными парами.

В горо­дах непол­ных семей больше, чем в сель­ской мест­но­сти. Рост числа и доли непол­ных семей явля­ется фак­то­ром, сни­жа­ю­щим сред­ний раз­мер семьи.

Причины неполных семей

Раз­вод роди­те­лей. Уро­вень раз­во­ди­мо­сти повы­ша­ется. При­мерно 22 % муж­чин и жен­щин 1 раз в жизни раз­во­ди­лись, и, судя по ста­ти­стике ЗАГСов, уро­вень ком­пен­са­ции раз­во­дов повтор­ными бра­ками даже у муж­чин не пре­вы­шает 60 %.

Вне­брач­ные рож­де­ния. На фоне сни­же­ния общего коэф­фи­ци­ента рож­да­е­мо­сти про­ис­хо­дит рост доли детей, родив­шихся вне брака.

Каж­дый 5‑й ребе­нок рож­да­ется вне брака своих роди­те­лей. Около 40 % детей, рож­ден­ных вне брака, при­зна­ются отцами и реги­стри­ру­ются орга­нами ЗАГСа по сов­мест­ному заяв­ле­нию отца и матери. Это может быть фак­ти­че­ский брак с нали­чием семей­ных свя­зей, но с общей неустой­чи­во­стью отно­ше­ний. Муж­чины не счи­тают себя обя­зан­ными свя­зы­вать жизнь с жен­щи­нами и ока­зы­вают только мате­ри­аль­ную помощь ребенку. Часто детей вне брака рожают жен­щины в зре­лом воз­расте, не име­ю­щие воз­мож­но­сти создать семью.

Смерть одного из роди­те­лей. По ста­ти­стике больше непол­ных мате­рин­ских семей, чем отцов­ских. Воз­можно, этот факт можно объ­яс­нить тем, что смерт­ность муж­чин выше, чем женщин.

Рас­ши­рен­ные непол­ные семьи, число кото­рых рас­тет в послед­нее время. В резуль­тате потери роди­те­лей (смерть, лише­ние роди­тель­ских прав, пьян­ство, отбы­ва­ние роди­те­лями нака­за­ния в местах лише­ния сво­боды) вну­ков берут на вос­пи­та­ние пред­ста­ви­тели стар­шего поко­ле­ния, чаще всего пенсионеры.

Проблемы неполных семей

Мате­ри­ально-быто­вые (финан­со­вые) проблемы

Если семья имеет один тру­до­вой доход, она счи­та­ется мало­обес­пе­чен­ной. При нера­бо­та­ю­щих роди­те­лях семья вынуж­дена жить на посо­бие по без­ра­бо­тице и на дет­ские пособия.

Дет­ские посо­бия низ­кие, несвое­вре­менно выпла­чи­ва­ются, как и пен­сия по слу­чаю потери кор­мильца (СПК), при раз­воде могут быть про­блемы с выпла­той алиментов.

Про­блема тру­до­устрой­ства. Реше­ние этой про­блемы, осо­бенно мате­рью-оди­ноч­кой, затруд­нена из-за того, что оди­но­кому роди­телю нужна хорошо опла­чи­ва­е­мая работа, близко от дома, воз­мож­ность иметь сво­бод­ный гра­фик, выпол­нять работу дома, без коман­ди­ро­вок и ноч­ных смен.

Оди­но­кий роди­тель берет на себя чрез­мер­ную тру­до­вую нагрузку, часто допол­ни­тель­ные зара­ботки, чтобы обес­пе­чить нор­маль­ную жизнь своим детям.

В рас­ши­рен­ных непол­ных семьях доход низ­кий, скла­ды­ва­ется в основ­ном из пен­сии вос­пи­ты­ва­ю­щих вну­ков ста­ри­ков пенсионеров.

Жилищ­ная про­блема. Может воз­ни­кать во всех непол­ных семьях, осо­бенно при невоз­мож­но­сти раз­мена жил­пло­щади. Раз­ве­ден­ные роди­тели вынуж­дены про­жи­вать сов­местно, что слу­жит пово­дом для конфликтов.

Оди­но­кая мать с ребен­ком вынуж­дена жить со сво­ими роди­те­лями из-за необес­пе­чен­но­сти жильем. Воз­мож­ность улуч­шить свое жилье минимальна.

Психологические проблемы

«Про­блема роди­те­лей» — про­блема сов­ме­ще­ния ролей, когда в силу обсто­я­тельств оди­но­кий роди­тель дол­жен выпол­нять функ­ции дру­гого роди­теля. В отцов­ских непол­ных семьях стра­дает уклад жизни, обще­ство плохо вос­при­ни­мает такие семьи.

Отсут­ствие опыта семей­ной жизни, осо­бенно у мате­рей-оди­но­чек, нор­маль­ных семей­ных отно­ше­ний с про­ти­во­по­лож­ным полом.

После раз­вода отно­ше­ния между роди­те­лями могут остаться нор­маль­ными (бинукле­ар­ная семья, соуча­стие роди­те­лей в вос­пи­та­нии детей после раз­вода) или нахо­дятся в состо­я­нии кон­фрон­та­ции. Чаще мать пре­пят­ствует обще­нию детей с отцом, уча­стию его в вос­пи­та­нии детей или отец вообще не инте­ре­су­ется детьми и только помо­гает материально.

Про­блема вос­пи­та­ния и соци­а­ли­за­ции детей. Непол­ная семья не имеет целост­ной гар­мо­нич­ной системы отно­ше­ний, воз­ни­кает несба­лан­си­ро­ван­ность между двумя груп­пами чле­нов семьи — тех, кто нуж­да­ется в мате­ри­аль­ной и духов­ной под­держке и тех, кто обес­пе­чи­вает это удо­вле­тво­ре­ние, поэтому в таких семьях воз­ни­кает пере­грузка у вто­рой актив­ной части. Кроме того, отец и мать не вза­и­мо­за­ме­ня­емы для детей в плане вос­пи­та­ния (ребе­нок мно­гого недополучает).

Сверх­за­ня­тость роди­те­лей на работе, мате­ри­аль­ные и дру­гие про­блемы нередко при­во­дят к без­над­зор­но­сти детей со всеми выте­ка­ю­щими отсюда послед­стви­ями. В таких семьях больше педа­го­ги­че­ски запу­щен­ных детей.

Рас­пад семьи создает чув­ство вины у роди­те­лей перед детьми, из-за чего воз­ни­кает гипе­ро­пека, при­во­дя­щая к изба­ло­ван­но­сти детей, уме­нию мани­пу­ли­ро­вать взрос­лыми в своих инте­ре­сах (отсут­ствие самостоятельности).

В дру­гих слу­чаях мать выме­щает свою обиду за неудач­ную жизнь на детях (посто­ян­ные отно­ше­ния конфликтности).

В непол­ной семье зна­чи­тельно чаще воз­ни­кают кон­фликты между мате­рью и детьми-подростками.

В послед­нее время можно видеть пре­об­ла­да­ние жен­ских непол­ных семей — «бабушка — мать — ребе­нок», где каж­дое поко­ле­ние как бы повто­ряет судьбу роди­теля. Ребе­нок, вос­пи­тан­ный в такой семье, обычно недо­ста­точно под­го­тов­лен к семей­ной жизни и созда­нию соб­ствен­ной семьи и веро­ят­ность рас­пада брака у вос­пи­тан­ных в непол­ной семье выше, чем у вырос­ших в обычной.

В рас­ши­рен­ных семьях нет доми­ни­ру­ю­щей роли роди­те­лей, вос­пи­ты­ва­ю­щие детей ста­рики часто больны и плохо адап­ти­ро­ваны к совре­мен­ной жизни. Это нега­тивно ска­зы­ва­ется на вос­пи­та­нии, осо­бенно подростков.

Проблема создания новой семьи

Опыт про­шлой семей­ной жизни мешает создать новую семью: раз­ве­ден­ным — боязнь повто­рить ошибку; овдо­вев­шим — память по умер­шему супругу; оди­но­ким — отсут­ствие опыта семей­ной жизни, кото­рые, как пра­вило, очень само­сто­я­тельны и не готовы идти на ком­про­мисс. Повтор­ный брак при­но­сит душев­ный ком­форт, улуч­шает мате­ри­аль­ную сто­рону жизни, но чаще достиг­ну­тое жела­е­мое бывает крат­ко­вре­мен­ным, мешает срав­не­ние с быв­шим бра­ком. Ино­гда про­ис­хо­дит «воз­врат­ный» брак, когда роди­тели вновь пыта­ются нала­дить свою жизнь. Такой брак сохра­няет инте­ресы детей. Брач­ный союз воз­ни­кает между людьми, хорошо зна­ю­щими досто­ин­ства и недо­статки друг друга. Но он может иметь и нега­тив­ную сто­рону, когда в семью воз­вра­ща­ется отец-алко­го­лик или мать с асо­ци­аль­ным поведением.

У детей воз­ни­кает про­блема отно­ше­ния к отчиму, мачехе. Повтор­ный брак может изме­нить жизнь детей; вызвать про­блему отно­ше­ний с новым чле­ном семьи, осо­бенно если в семью вхо­дит роди­тель со своим ребен­ком; создать про­блему отно­ше­ний между роди­те­лями — про­блему рож­де­ния общего ребенка; обост­рить про­блему отно­ше­ний род­ствен­ни­ков с обеих сто­рон к повтор­ному браку.

Проблемы детей

Чаще всего раз­вод про­ис­хо­дит до 8‑летнего воз­раста ребенка, когда начи­на­ется ста­нов­ле­ние пси­хо­ло­ги­че­ской иден­ти­фи­ка­ции ребенка с роди­те­лем того же пола, а пред­став­ле­ние о про­ти­во­по­лож­ном поле деформируется.

Тес­ные кон­такты с роди­те­лями, остав­ши­мися в оди­но­че­стве, неудо­вле­тво­рен­ность лич­ной жиз­нью, кото­рую роди­тель остро пере­жи­вает, нега­тивно вли­яют на фор­ми­ро­ва­ние лич­но­сти ребенка, нару­шают фор­ми­ро­ва­ние у него адек­ват­ного пред­став­ле­ния о вза­и­мо­от­но­ше­ниях между полами. Все это не спо­соб­ствует чет­кой поло­ро­ле­вой иден­ти­фи­ка­ции ребенка. Отсут­ствие одного из роди­те­лей, а также супру­же­ских отно­ше­ний суще­ственно вли­яет на фор­ми­ру­ю­щу­юся систему цен­но­стей, в кото­рой цен­траль­ное место, осо­бенно для под­рост­ков, зани­мают любов­ные пере­жи­ва­ния. Они рано начи­нают поло­вую жизнь, еще до совершеннолетия.

Дети из непол­ной семьи во что бы то ни стало пыта­ются пре­одо­леть судьбу роди­те­лей, с их несло­жив­шейся лич­ной жиз­нью, что сужает систему цен­но­стей, делая ее одно­бо­кой, ведет к неадек­ват­ному раз­ре­ше­нию любого пси­хо­ло­ги­че­ского стресса, напри­мер, в виде суицида.

В моти­вах суи­ци­ден­тов в 92 % слу­чаев веду­щим явля­ется небла­го­по­лу­чие в отно­ше­ниях с про­ти­во­по­лож­ным полом и неуме­ние пра­вильно постро­ить эти отношения.
Дети пере­стают общаться с роди­те­лями. Отчим, мачеха, как пра­вило, не играют суще­ствен­ной роли в вос­пи­та­нии пасын­ков. Отно­ше­ния чаще всего ста­но­вятся формальными.

Дети из непол­ных семей нуж­да­ются в пси­хо­те­ра­пев­ти­че­ской помощи, в помощи соци­аль­ного педагога.

Проблема взаимоотношения детей

В слу­чае рож­де­ния в такой семье общего ребенка, может воз­ник­нуть про­блема отно­ше­ния пасын­ков и пад­че­риц к этому ребенку, а также про­блема отно­ше­ния к новой семье род­ствен­ни­ков с обеих сторон.

Меди­цин­ские про­блемы. Неустро­ен­ные в семей­ном поло­же­нии жен­щины часто имеют вне­брач­ную бере­мен­ность, в 2 раза чаще закан­чи­ва­ю­щу­юся рож­де­нием недо­но­шен­ных детей или детей с низ­кой мас­сой тела. Каж­дый 2‑й ребе­нок рож­да­ется с аномалией
раз­ви­тия, с внут­ри­че­реп­ной трав­мой. В боль­шин­стве слу­чаев это свя­зано с рас­про­стра­не­нием вред­ных при­вы­чек у оди­но­ких мате­рей (куре­ние и алкоголь).
В послед­ние годы отме­ча­ются небла­го­при­ят­ные пока­за­тели здо­ро­вья, уро­вень общей забо­ле­ва­е­мо­сти уве­ли­чился в 2 раза, чем в пол­ных семьях, хро­ни­че­ская пато­ло­гия встре­ча­ется в 3 — 4 раза чаще.

Соци­аль­ные иссле­до­ва­ния НИИ педи­ат­рии АМН пока­зали, что 10,5 % жен­щин после раз­вода стра­дают ней­ро­пси­хи­че­скими забо­ле­ва­ни­ями, осо­бенно те, кото­рые имеют малень­ких детей. Среди раз­ве­ден­ных в 2,5 раза больше жен­щин-инва­ли­дов, чем среди жен­щин, состо­я­щих в браке.

В непол­ных семьях дети болеют в 1,7 раза чаще и дли­тель­нее. Пси­хи­че­ские травмы при раз­воде или смерти одного из роди­те­лей имеют боль­шое зна­че­ние в фор­ми­ро­ва­нии погра­нич­ных нервно-пси­хи­че­ских рас­стройств у детей. Явля­ясь един­ствен­ным источ­ни­ком дохода, роди­тель из непол­ной семьи не все­гда может взять боль­нич­ный лист по уходу за ребен­ком, и дети часто оста­ются недолеченными.

Среди при­чин часто боле­ю­щих детей одно из пер­вых мест зани­мает низ­кая меди­цин­ская куль­тура и низ­кая меди­цин­ская актив­ность мате­рей. Жен­щины не счи­тают, что раз­вод — пси­хи­че­ская травма для ребенка, не обра­щают вни­ма­ние на про­яв­ле­ния таких нев­ро­зов у детей, как тики, эну­рез, заи­ка­ние; не лечат хро­ни­че­ские забо­ле­ва­ния у них (забо­ле­ва­ния ЖКТ, почек, кожи и т.д.).

Советы родителям, воспитывающим детей в неполной семье:

Субъекты, способные оказать поддержку неполной семье

Соседи: про­блема обще­ствен­ного мне­ния и помощи семье.
Быв­ший роди­тель: про­блемы кон­фликт­ных ситуаций.
Испол­ни­тель­ная власть: жилье.
Цер­ковь: мате­ри­аль­ная и нату­раль­ная помощь.
Тор­го­вые орга­ни­за­ции: снаб­же­ние про­дук­тами пита­ния и др.
Пси­хо­лог: про­блемы пси­хо­ло­ги­че­ского кли­мата в семье.
Органы здра­во­охра­не­ния: вопросы здо­ро­вья всех чле­нов семьи; орга­ни­за­ция медико-соци­аль­ного патронажа.
Служба заня­то­сти: поиск удоб­ной работы для родителей.
Отдел народ­ного обра­зо­ва­ния: вопрос о группе про­длен­ного дня, про­блема бес­плат­ного пита­ния, мате­ри­аль­ная помощь, обес­пе­че­ние учеб­ни­ками, пси­хо­ло­ги­че­ские про­блемы детей, про­блемы досуга (отдыха) детей, дет­ские дис­пан­сер­ные учре­жде­ния (ДДУ).
Юрист: вопрос али­мен­тов, посо­бий, пен­сий по слу­чаю потери кор­мильца (СПК), вопросы жилья, про­блемы по работе, вопрос о вза­и­мо­от­но­ше­ниях быв­ших супругов.
Отдел соци­аль­ной защиты: все виды посо­бий и пенсий.
Место работы роди­те­лей: все льготы по работе, ДДУ, мате­ри­аль­ная помощь, жилищ­ный вопрос, вопрос пси­хо­ло­ги­че­ского кли­мата в кол­лек­тиве, про­блема отно­ше­ний на месте работы родителей.
Ана­ло­гич­ные семьи: обмен опы­том, орга­ни­за­ция сов­мест­ного отдыха, вопросы сов­мест­ного меж­се­мей­ного пред­при­я­тия, вза­и­мо­по­мощь (одежда, обувь, коляски, игрушки и т.д.).

Источник

Неполная семья после развода

Что такое расширенная неполная семья. Смотреть фото Что такое расширенная неполная семья. Смотреть картинку Что такое расширенная неполная семья. Картинка про Что такое расширенная неполная семья. Фото Что такое расширенная неполная семья

Что такое расширенная неполная семья. Смотреть фото Что такое расширенная неполная семья. Смотреть картинку Что такое расширенная неполная семья. Картинка про Что такое расширенная неполная семья. Фото Что такое расширенная неполная семья

К сожалению, но сейчас очень часто встречаются неполные семьи. Конечно, случается это по разным причинам и более подробно это постараемся разобрать в этой статье.

Какие бывают неполные семьи

Как правило, неполной семьей считается, если есть только один родитель при наличии детей. Согласно классификации семьи, по способу образования неполная семья может быть следующих типов:

Также встречаются материнские и отцовские ячейки в обществе. И последнее время такие семьи распространены, когда есть один усыновитель и приемный ребенок.

Неполная семья — результат развода родителей

Самой главной причиной появления неполных семей в стране является развод родителей. Это разумеется негативно сказывается на психике и эмоциональном состоянии ребенка. Ведь для каждого ребенка важны оба родителя.

Конечно при разводе и сами родители испытывают стресс, особенно если этот процесс происходит сложно, со скандалом.

Когда дети переживают развод родителей, не зависимо от их возраста, они испытывают психологическую травму, которая безусловно накладывает отпечаток на их дальнейшее становление как личности. Зачастую случается так, что если ребенок пережил в детстве развод родителей, то в будущем ему сложно построить гармоничные отношения с противоположным полом.

В детстве у детей, когда их воспитывает только один из родителей, можно наблюдать проблемы в учебе и дисциплине в детском саду, а потом и в школе. Появляются конфликты с родителями, а в некоторых случаях и со сверстниками.

Что такое расширенная неполная семья. Смотреть фото Что такое расширенная неполная семья. Смотреть картинку Что такое расширенная неполная семья. Картинка про Что такое расширенная неполная семья. Фото Что такое расширенная неполная семья

Помимо психологических проблем, у ребенка могут появится проблемы со здоровьем. Особенно если у ребенка есть хронические заболевания, то на фоне стресса они начинают обостряться.

В разном возрасте дети по-разному реагируют на развод родителей:

Что такое расширенная неполная семья. Смотреть фото Что такое расширенная неполная семья. Смотреть картинку Что такое расширенная неполная семья. Картинка про Что такое расширенная неполная семья. Фото Что такое расширенная неполная семья

Психологическая травма со временем может только обострятся, особенно если ребенку приходится скрывать свою привязанность к одному из родителей. Поэтому, прежде чем принимать такое решение, необходимо подумать о детях. Но если же развода все-таки не избежать, то следует не впутывать детей в разборки и развестись мирно, без лишних скандалов.

Неполная семья, если один из родителей умер

Конечно, проблемы у семей, которые являются неполными по причине потери одного из родителей, значительно отличаются от других. Потеря близкого человека является сильным психологическим потрясением как для взрослых, так и для детей.

Самым сложным является первый год после потери члена семьи. И очень важно, чтобы взрослые помогли ребенку пережить эту потерю и не допустить развития серьезных психологических проблем.

После смерти близкого человека ребенок переживает шок, который может выражаться в постоянной плаксивости или вообще замкнутости с молчаливостью.

На сложную ситуацию в момент траура могут среагировать и дети грудного возраста. Можно столкнуться с частым плачем и пугливостью. Поэтому главная задача взрослых — это не допустить формирование страхов и развитие неврозов.

Ребенка нужно постоянно поддерживать, он должен чувствовать любовь окружающих. Если же у ребенка все-таки случились психологические трудности, то лучше всего обратиться за помощью к специалистам, особенное если есть следующие симптомы:

Конечно, взрослым тоже трудно наладить быт после потери близкого человека, но все же нужно в первую очередь позаботится о детях и их психоэмоциональном здоровье.

Неполная семья, когда в семье один родитель

Этот тип неполных семей может быть материнским или отцовским. На сегодняшний день широкое распространение получил материнский вид неполных семей. Решение, принятое женщиной одной растить ребенка, не только оказывает влияние на нее, но еще и на ребенка.

Зачастую такие мамы считают, что именно они являются собственницами своего ребенка. И это может отразится на будущей жизни ребенка. Когда он вырастет и создаст свою семью, то мать будет стараться не только постоянно присутствовать в ней, но еще и стать ее главой.

Отсутствие мужчины сильно сказывается на эмоционально-психологическом развитии девочек. Когда девочка не видела модели мужского воспитания, то ей сложно найти будущего избранника.

Семей, где отец является одиночкой, всего 6%. И в таких семьях детям часто не хватает любви и женской ласки, которые безусловно необходимы для полноценного формирования и становления личности ребенка.

Ребенка воспитывают старшие родственники

Сейчас можно встретить случаи, когда дети остаются на попечении дедушек и бабушек. И главная сложность заключается в почтенном возрасте опекунов. Но и это еще не все:

Что такое расширенная неполная семья. Смотреть фото Что такое расширенная неполная семья. Смотреть картинку Что такое расширенная неполная семья. Картинка про Что такое расширенная неполная семья. Фото Что такое расширенная неполная семья

Проблемы, с которыми сталкиваются неполные семьи

Конечно, у неполных семей имеются проблемы, которые связаны с разными аспектами жизни:

Как общаться с детьми из неполных семей

Воспитывать ребенка в одиночку крайне сложно, поэтому специалисты дают некоторые рекомендации по общению с детьми в таких семьях:

Для многих родителей приемлемой моделью семьи является та, где есть мама и папа, но к сожалению, в жизни бывают разные случаи, поэтому не стоит отворачиваться от детей из неполных семей. Им необходимо помочь адаптироваться в современном обществе, наладить контакты с окружающими.

Источник

Консультация «Понятие и типы неполных семей»

Что такое расширенная неполная семья. Смотреть фото Что такое расширенная неполная семья. Смотреть картинку Что такое расширенная неполная семья. Картинка про Что такое расширенная неполная семья. Фото Что такое расширенная неполная семья Саида Гулиева
Консультация «Понятие и типы неполных семей»

Родительский дом — первая, главная и ничем не заменимая школа жизни для ребенка. Именно семья оказывает решающее влияние на развитие личности, закладывает фундамент важнейших человеческих качеств. И чтобы этот фундамент был прочным, необходимо прежде всего, чтобы семья, в которой воспитывается ребенок, была благополучной. Психологический климат и семейное благополучие во многом зависят от того, является ли семья полной или неполной.

Бытуют самые разноречивые мнения о семьях, где воспитанием ребенка занимается одна мать. Одни считают, что это всегда плохо, другие утвер­ждают, что для ребенка абсолютно безразлично, кто его воспитывает, а третьи доказывают, что неполная семья имеет даже определенные преимущества перед полной семьей, т. к. оставшийся с детьми родитель несет персональную ответственность за все, что происходит в его семье и не пытается переложить вину за собственные неудачи, просчеты или ошибки на других. В качестве иллюстрации своих утверждений они приводят примеры о многочисленных случаях воспитания прекрасных (зачастую выда­ющихся) людей, выросших без отца.

Несомненно, каждая из этих точек зрения может быть в одинаковой степени и принята, и опровергнута другими примерами, которые изобилуют в жизни. Не любая полная семья является нормальной средой для полноценного развития и воспитания ребенка. Но все же наличие в семье обоих родителей помогает успешнее решать многие задачи, связанные с сохра­нением его психиче­ского здоровья. На это неоднократно указывали и указы­вают специалисты, занимающиеся изучением проблемы неполных семей. В частности, они отмечают, что прослеживается определенная статистическая связь между воспитанием детей в неполной семье и их последующей неудавшейся семейной жизнью. Вероятность распада брака выше у тех супругов, которые воспитывались в неполной семье.

«Производя и питая детей, отец исполняет этим только третью часть своей задачи. Он должен роду человеческому дать людей, обществу — общественных деятелей, государству — граждан. Всякий человек, который может платить этот тройной налог и не делает этого, виновен, и, может быть, более виновен, если платит его наполовину. Кто не может выполнить обязанности отца, тот не имеет права быть им».

Что же такое неполная семья? Каковы ее основные разновидности? Влияет ли тип неполной семьи на процесс психического и личностного развития ребенка?

Неполной называется такая семья, которая состоит из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми. Есть дополнительная категория — так называемые функционально неполные семьи. В этой группе двое родителей, но профессиональные или другие причины оставляют им мало времени для семьи. Общение с детьми обычно оказывается возможным только по выходным дням, да и в эти дни ограничивается несколькими часами. Более того, некоторые родители вообще «забывают» о своих воспитательных функциях. Например, так называемый «челночный» бизнес, которым в большинстве своем занимаются российские женщины, лишил многих детей материнской заботы, ласки и участия. Лишенные возможности повседневного общения с матерью, которая вынуждена заботиться об экономическом поддержании семьи, дети растут как бы в неполной семье, не получая нормального родительского воспитания. Аналогичная ситуация складывается и в семьях, где бизнесом занят отец. Такие родители как бы выключены из семейной группы, числятся в ней чисто номинально, а реального участия в формировании личности своих детей не принимают.

Главной отличительной особенностью неполной семьи является наличие только одного родителя и несовершеннолетних детей (или одного ребенка). Неполная семья образуется вследствие расторжения брака, внебрачного рождения ребенка, смерти одного из родителей или раздельного их проживания. В связи с этим различают следующие разновидности неполных семей: осиротевшая, внебрачная, разведенная, распавшаяся. В зависимости от наличия основного родителя выделяют материнские и отцов­ские неполные семьи. По количеству поколений в семье различают неполную простую — мать (отец) с ребенком или несколькими детьми — и неполную расширенную — мать (отец) с одним или несколькими детьми и другими родственниками. В качестве вариантов неполной семьи могут выступать такие семьи, родители в которых являются не родными, а приемными или опекунами. Со­ответственно этому такие неполные семьи называются нетипичными, среди которых, в свою очередь, можно выделить неполные семьи с усыновленными детьми, неполные семьи, воспитывающие чужих детей на правах опеки.

Рассмотрим более подробно особенности неполной семьи каждого типа.

Семейные отношения с родственниками и друзьями умершего родителя будут продолжаться и впредь, когда овдовевший отец или мать вновь вступят в брак, т. к. общественное мнение принимает второй брак после вдовства как само собой разумеющееся явление. В такой семье чаще всего не возникают трения, которые неблагоприятно влияют, а порой нарушают развитие осиротевшего ребенка. Спокойная атмосфера новой семьи создает самые подходящие условия для правдивой, положительной информации, сообщаемой ребенку об умершем родителе. Взрослые члены семьи рассказывают ребенку об умершем родителе самое хорошее, лучшее из его жизни, возможно, даже несколько идеализируя человека. Например, отец умер, ребенок его не помнит, но он гордится им, считает самым замечательным на свете. Умерший отец — всегда герой. В этом есть и свои плюсы, и свои минусы, которые не могут не сказаться на формировании личности ребенка. Все зависит от того, какую позицию по отношению к ребенку займет овдовевший родитель, который учится жить и заботиться о семье один. Он теперь и отец, и мать. Это всегда нелегко. Однако, с точки зрения воспитания ребенка, здесь не должно возникнуть таких проблем, как в семье, в которой также остался один из родителей, но в связи с распадом семьи из-за развода.

Неполная разведенная семья, по мнению специалистов, приводит к тому, что ребенок получает психологическую травму от того, что родители по какой-то причине не смогли или не захотели жить вместе. «Развод — весьма противоречивое социально-нравственное явление. Он преследует, казалось бы, гуманную цель — облегчить жизнь человека. Но почти всегда он несет негативные последствия», — отмечается в словаре по семейному воспитанию*. И эти последствия в первую очередь отражаются на психике ребенка, обусловливая появление у него чувства неполноценности, стыда, страха. Поэтому естественны желание, особенно маленьких детей, растущих в неполных семьях, их надежда на воссоединение, восстановление брачных отношений отца и матери. Как отмечает немецкий психолог Линда Анзорг, многолетние наблюдения показали, что дети дошкольного возраста считают себя виноватыми в разводе родителей. Развивается чувство ненависти и жажда мести. Дети в возрасте примерно 10 лет осуждают обоих родителей или того, кто, по их мнению, лишил их защищенности. Тяжелых последствий не бывает только в том случае, если развод родителей воспринимается ребенком как освобождение от кошмара.

Психотравмирующее влияние развода на детей отмечается также и чешскими психологами. В частности, они считают, что, тяжело переживая развод родителей, дети «с трудом привыкают к новой ориентации. Достаточно, например, пятилетнему ребенку намекнуть о том, что папа может увести его и никогда не вернуть маме, а мама измучается вечной тоской по нему, как ребенок начнет бояться отца, будет упрямиться идти к нему в гости. Возможно, это выглядит несомненным успехом матери. Однако она платит за этот «успех» неустойчивым мироощущением ребенка в течение долгого времени. Неуверенность ребенка может серьезно отразиться на его отношении к матери и на всей его взрослой жизни. И это будет вина матери, которая, казалось бы, «победила»! Все ситуации, которые продлевают конфликт между родителями, неизбежно усиливают и продлевают состояние неуверенности у ребенка».

На неблагоприятное воздействие развода на детей указывают и медики. Семейные раздоры разводящихся или разведенных родителей, по мнению детского психиатра М. И. Буянова, могут приводить к тяжелым психическим расстройствам у детей. В качестве доказательства своей мысли он приводит пример из собственной врачебной практики. В маленьком городе жила семья. Дочь хорошо училась, занималась общественной работой. Родители вместе с девочкой радовались ее успехам. Но вскоре отец ушел к другой женщине. Девочка очень тяжело переживала эту семейную трагедию, глубоко затаив обиду на предавшего ее отца. Со временем она смирилась с тем, что родители развелись. Однако хрупкое душевное равновесие девочки было нарушено нетактичным поведением отца. В их семье была автомашина, которую при разводе отец оставил бывшей жене и дочери. Но со временем, по настоянию новой жены, решил забрать машину и требовал вернуть ее немедленно. Не пожелав ждать, в присутствии собравшихся из любопытства людей, среди которых были девочки из школы дочери, он грубо вытолкнул мать и дочь из машины. Когда отец стал вытаскивать дочь из машины, у нее из-за сильного нервного потрясения отнялись ноги. Истерическое нарушение деятельно­сти органов движения длилось много лет и не поддавалось никакому лечению. Девочка стала жертвой семейных раздоров. И что самое страшное, как отмечает М. Буянов, психические расстройства у детей, вызванные неблагополучной семейной средой, почти всегда носят хронический характер*.

Отличительной особенностью неполных разведенных семей является также то, что мать нередко после расторжения брака возвращается вместе с детьми к своим родителям. Следует учесть, что иногда моральная и материальная поддержка родителей способствует разводу, тем более что бабушка часто испытывает неприязненные чувства к мужу дочери, особенно при его попытках играть независимую и доминирующую позицию в семье. Характерным феноменом отношений в такой неполной семье является инверсия воспитательных ролей, когда роль матери берет на себя бабушка с авторитарными чертами личности, а роль отца играет мать с твердыми чертами характера и повышенной принципиальностью или же дедушка. В наибольшей травмирующей семейной ситуации оказываются мальчики, лишенные как материнской любви, так и отцовского авторитета. Матери имеют обыкновение препятствовать встречам отца с сыном и проявляют к мальчикам большую строгость, которую можно расценить как реакцию на неприятие в них нежелательных черт характера бывшего мужа. Поэтому по отношению к мальчикам матери чаще применяют угрозы, порицания и физические наказания. К девочкам матери относятся более бережно. Тем не менее, оставшиеся с матерью дети нередко становятся своеобразными «козлами отпущения» для уменьшения у нее нервного напряжения и чувства эмоциональной неудовлетворенности. Закономерное следствие отсутствия эмоционального признания и понимания со стороны матери — нарастание психического напряжения у детей и появление у них аффективных расстройств. На эти особенности неполной расширенной семьи указывает А. И. Захаров, который считает, что неправильное поведение матери после развода приводит к появлению у детей (особенно у мальчиков) невротиче­ских и поведенческих нарушений.

Свои особенности имеет и такая разновидность неполной семьи, как внебрачная (семья матери-одиночки, возникающая в результате рождения женщиной ребенка вне брака.

В силу различных обстоятельств женщина принимает решение родить ребенка, не вступая в брак. Это может быть желание скрасить одиночество, стремление удовлетворить потребность материнства или же оставить ребенка в качестве напоминания о человеке, которого она страстно любила. В отдельных случаях ребенок у одинокой женщины появляется на свет «незапланированным». … Все проблемы, связанные с устройством семейной жизни одинокой женщиной, начинаются еще в период беременности. Во-первых, родители не всегда могут понять собственную дочь, поэтому не исключено, что в последующем они откажутся принять внебрачного ребенка в свою семью. В связи с этим одинокая мать не может рассчитывать на помощь с их стороны, и ей придется одной нести все тяготы, связанные с содержанием и воспитанием ребенка. Во-вторых, родительские обязанно­сти одинокой матери никто вроде бы не усложняет и не портит, но никто и не поправляет ее, если она допускает ошибку. Если окружающие люди не вмешиваются в воспитание, значит, они и не помогают. В результате такого одностороннего воспитания могут появиться серьезные нарушения в развитии личности ребенка. Это может быть связано также и с тем, что мать обычно перегружена работой и уделяет ребенку недостаточно внимания. Поэтому дети таких матерей могут быть отданы в учреждения общественного воспитания, так и не испытав семейного тепла (круглосуточные группы детского сада, интернаты, специализированные училища и т. п.). Такие дети почти ничем не отличаются воспитанием от тех, кто вырос вообще без родителей и провел свое детство в стенах детского дома.

«Нередко одинокая мать дрожит над ребенком и воспитывает его по своему образу и подобию. Он же шаг за шагом повторяет личную жизнь матери, с детства усваивает стандарты ее поведения. Примечательно, что более половины женщин, решившихся на внебрачного ребенка, сами родились вне брака», — отмечают авторы словаря по семейному воспитанию*.

Определенные особенности существуют и в психологии матери, которая одна воспитывает ребенка. Во-первых, это повышенная тревожность от повышенной ответственности, которую чувствует такая женщина. Она в свое время взяла ее на себя, решив родить этого ребенка, и всю жизнь ни с кем не делит эту ответственность. Во-вторых, женщина, вырастившая ребенка одна, потом включается в его жизнь, в его семью.Она не хочет ни с кем его делить: в лучшем случае эта одинокая мама возьмет в свою семью жену сына или мужа дочери; не отдаст кому-то своего ребенка, а примет к себе второго взрослого ребенка. В худшем — не даст своему сыну или до­чери устроить личную жизнь. Мамы «разводят» своих детей, порой не сознавая пагубности этой деятельности.

Как отмечает психолог А. Я. Варга, возможен и такой вариант. Женщина, никогда не выходившая замуж, подсознательно готова к тому, чтобы рядом была эмоциональная поддержка мужчины. А его нет, потому что мать всецело предана сыну, о мужчинах она не думает. Со временем эту пустующую психологическую «мужскую» нишу начинает заполнять подрастающий сын. Вследствие этого формируется отчасти материнско-детская, а отчасти женско-мужская психологическая связь. Она устанавливается невольно, но это очень вредно для развития ребенка.

Таким образом, каждый тип неполной семьи имеет свои специфиче­ские особенности, связанные с характером внутрисемейных отношений, что не может не сказаться на развитии психики ребенка и формировании его личностных качеств.

Что такое расширенная неполная семья. Смотреть фото Что такое расширенная неполная семья. Смотреть картинку Что такое расширенная неполная семья. Картинка про Что такое расширенная неполная семья. Фото Что такое расширенная неполная семьяФотоотчет «Парад курских семей» 8 июля- День семьи, любви и верности! В нашей стране этот праздник отмечается с 2008 года. Вчера, 7 июля, в нашеи городе впервые отметили.

Сообщение на педагогическом совете «Понятие об опасностях и опыте безопасного поведения» Безопасность жизнедеятельности напрямую связана со всеми сторонами жизни человека, со всеми аспектами человеческого бытия, находит проявление.

Что такое расширенная неполная семья. Смотреть фото Что такое расширенная неполная семья. Смотреть картинку Что такое расширенная неполная семья. Картинка про Что такое расширенная неполная семья. Фото Что такое расширенная неполная семьяФотоотчет о семинаре «Сопровождение замещающих семей» На базе областного государственного казенного учреждения социального обслуживания «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей.

Конспект урока математики во 2 классе «Понятие о прямоугольном треугольнике, признаки таких треугольников» Технологическая карта урока математики Учитель: Антинг Валентина Германовна Класс: 2 Г Тема. Понятие о прямоугольном треугольнике, признаки.

Конспект урока по русскому языку во 2 классе «Общее понятие об однокоренных словах» Планируемые результаты: Личностные формирование устойчивой положительной самооценки, следствие в поведении моральным нормам и этическим.

Что такое расширенная неполная семья. Смотреть фото Что такое расширенная неполная семья. Смотреть картинку Что такое расширенная неполная семья. Картинка про Что такое расширенная неполная семья. Фото Что такое расширенная неполная семьяКонспект занятия для старших дошкольников «Понятие точка и прямая» «Понятие точка и прямая» Воспитатель в игровой форме знакомит детей с точкой, видами линий (прямой, кривой). Дети получают представление.

Что такое расширенная неполная семья. Смотреть фото Что такое расширенная неполная семья. Смотреть картинку Что такое расширенная неполная семья. Картинка про Что такое расширенная неполная семья. Фото Что такое расширенная неполная семьяКруглый стол «Палитра идей для наших семей!» Круглый стол для родителей детей старшего дошкольного возраста «Палитра идей для наших семей!» Цель: поиск новых форм взаимодействия ДОУ.

Конспект урока геометрии в 11 классе «Понятие сферы и шара. Уравнение сферы. Расположение сферы и плоскости» ТЕМА: Сфера и шар. ТИП УРОКА: Изучение нового материала. ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: Мастерская. ЦЕЛИ УРОКА: 1. Обучающая: ввести понятие сферы, шара.

Родительское собрание «Типы семей и стили семейного воспитания» (средняя группа) Цель: просвещение родителей, повышение их психолого-педагогической компетентности в формировании личности ребенка. Задачи: познакомить родителей.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *