Что такое рассказ 4 класс литературное чтение
Как дополнить определение понятия «рассказ» своими собственными мыслями?
Задание по литературе для 4 класса Прочитай еще раз определение понятия рассказ. Дополни его собственными мыслями.
В рассказе повествуется об определенных событиях из жизни героя. Писателю важно показать, как герой относится к событиям, какие поступки совершает. Так постепенно вместе с развитием событий раскрывается характер героя, его мысли и чувства.
Литература, 4 класс.
Дополнение к определению понятия «рассказ»:
Рассказы отличаются интересными сюжетами. Эти произведения интересно читать.
Попробуем дополнить определение понятия «Рассказ» из учебника своими словами:
В рассказе всегда есть основная мысль, тема рассказа, то, что автор пытается передать читателям.
Рассказ как правило описывает события, происходящие в определенном месте.
Часто рассказ основывается на личных наблюдениях автора.
В этом задании мы должны показать как мы понимаем значение слова «Рассказ» как литературного произведения.
Часто в рассказе имеется назидательный урок, мораль.
Мне кажется, что главной целью написания Одоевским своей сказки «Городок в табакерке» было ознакомить читателя, маленького читателя с устройством музыкальной табакерки, объяснить ему что в реальном мире возможны разные чудеса, но все они имеют свое научное объяснение.
Так мальчик Миша оказывается в мире музыкальной табакерке и знакомится с ее устройством и работой благодаря личным наблюдениям и рассказов ее обитателей. Он просыпается уже зная как устроена табакерка и для чего нужны в ней колокольчики, молоточки, валик и пружинка.
Он понимает, что любое устройство созданное человеком работает не благодаря волшебству, а благодаря взаимодействую его различных узлов и деталей.
Разделим сказку Одоевского «Городок в табакерке» на несколько частей:
Рассказ от лица Миши про Городок в табакерке.
Когда папа подарил мне музыкальную табакерку я очень обрадовался и долго ее слушал и разглядывал.
Вдруг я увидел маленького мальчика-колокольчик а, в стальной юбочке, который поманил меня с собой.
Я боялся, что не пройду в двери, но как только я к ним приближался, они все становились больше и я легко в них проходил. Это меня удивило и обрадовало.
А потом мы вышли в волшебный городок. Там было такое замечательное черепаховое небо и золотое солнышко, а повсюду ходили веселые колокольчики, и большие и маленькие. Оказалось что у них разные голоса.
Я был в восхищении и поделился им с мальчиком-колокольчи ком.
Но тот сказал, что живется им не так весело. все время приходится проводить в городе, да дядьки-молоточки достают. И тут я увидел, что по площади ходят молоточки и бьют колокольчиков.
Я возмутился и спросил, зачем они так поступают. Молоточки послали меня к надзирателю.
Им оказался валик, который цеплял молоточки и те били колокольчиков.
Но и надзиратель сказал, что не он здесь главный и дальше я увидел прекрасный шатер, в котором жила царевна-пружинка. Это она толкала валик, который цеплял молоточки, которые били колокольчиков.
Я возмущенно спросил, зачем она это делает, но пружинка сказала что иначе не получится музыки. Я не поверил и прижал пружинку.
Она вдруг распрямилась, валик закрутился, молоточки стали бить как попало и зазвучала полная дребедень.
Что такое рассказ
Рассказ – это небольшое по объему литературное произведение, которое рассказывает о некотором событии, произошедшем с героем. Подавляющее большинство рассказов написано в прозе, но бывают рассказы и в стихах. Отличительным жанрообразующим признаком рассказа является то, что произведение такого рода сосредоточено, как правило, на одном герое, на одном событии, которое описывается в деталях.
Основа рассказа
Деталь – это ключевое понятие для восприятия рассказа. Деталями называют существенные вещи, которые присутствуют в описании внешности героя, обстановки, в которой проживает герой, в описании его манеры двигаться и говорить. Детали способны многое рассказать о том, кем является герой, как он живет, каким мировоззрением обладает. Деталь позволяет раскрыть сущность героя рассказа через ее внешние проявления. Поэтому при чтении рассказа следует особое внимание обращать на мелкие детали, привычки героя, его особенности, определяющие исключительность, уникальность персонажа.
Рассказ может иметь сюжет, т.е. повествовать о конкретных событиях, происходящих в жизни героя. Но бывают рассказы без сюжета. Ярким примером такого произведения является рассказ И. А. Бунина «Красавица».
Расцвет жанра рассказа приходится на конец 19 начало 20 века. В отечественной литературе признанным и непревзойденными мастерами рассказа являются Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, И. Бунин, М. Горький, М. Шолохов.
Новеллы
К жанру рассказа близок жанр новеллы. «Новелла» переводится с итальянского как «повесть». Новелла несколько отличается от рассказа тем, что в произведении такого рода обязательно можно наблюдать стремительно развивающийся и напряженный сюжет, который разрешается неожиданным финалом. Большим мастером новеллы был французский литератор Анри Рене-Гюи Альбер де Мопассан.
Конспект урока литературного чтения для 4 класса на тему «Литературная сказка»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Конспект урока литературного чтения в 4 классе
Тема «Литературная сказка»
Учитель: Насонова Татьяна Владимировна
Наименование образовательного учреждения: МОУ «Средняя школа № 40 Дзержинского района Волгограда»
Тип урока: открытие нового знания.
Цели: познакомить обучающихся с новым разделом; учить прогнозировать содержание раздела; познакомить с жизнью и творчеством авторов литературных сказок; развивать память, внимание; обогащать словарный запас; прививать интерес к чтению.
Планируемые результаты: предметные: прогнозирование содержания раздела, достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
— формулирование учебной задачи урока исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке,
— размышление о нравственных ценностях (терпение, трудолюбие, забота о ближнем) литературных сказок русских и зарубежных писателей,
— ответы на вопросы на основе художественного текста, обсуждение в паре ответов на вопросы учителя, доказательство своей точки зрения; личностные: проявление бережного отношения к художественной книге.
СОДЕРЖАНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА И УЧАЩИХСЯ
Презентация. Что такое рассказ?
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
«Что произошло хоть раз» или что такое рассказ?
Типы речи повествование – последовательно перечисляются действия: что было вначале, потом, затем… и наконец (к нему ставится вопрос что произошло?) описание – изображается (описывается) какой-либо предмет: природа, люди и т.д. (к нему ставится вопрос какой?) рассуждение – что-то доказывается, раскрывается причина и следствие какого-либо явления (ставится вопрос почему?)
Представьте, что вам нужно рассказать о вашей собаке не словами, а с помощью фотоснимков. Содержание какого текста – повествования, описания, рассуждения – вы могли бы отразить на одном снимке? Почему? В каком случае вам потребуется несколько снимков? Почему? Содержание какого текста вы вообще не сможете передать фотографией? Почему?
Рассказ – это повествование о каком-нибудь случае из жизни, о том, что произошло. Отличайте рассказ от других повествовательных текстов: не любое перечисление действий является рассказом. В основе рассказа лежит случай.
Вспомните! Прочитайте высказывание и заполните пропуски нужными словами и словосочетаниями. Запишите в тетрадь. Рассказ – это ________произведение небольшого размера или ____________ изложение каких-нибудь событий. Чаще всего в рассказе говорится об __________ (__________, __________) из жизни героя. Для справок: одном событии, происшествии, случае, повествовательное, словесное
Начало рассказа Прочитайте фрагмент из рассказа В. Голявкина «Мы играем в Антарктиду». Выберите подходящее начало. «…И мы остались одни. И нам стало скучно. Мы перевернули стол. Натянули на ножки стола одеяло. И получилась палатка. Словно мы в Антарктиде. Там, где сейчас наш папа». Мы с Витькой влезли в палатку. Нужно же натворить такое! Мама куда-то ушла из дому.
Зная слова и выражения, которые обозначают последовательность происходящего, восстановите текст. Фрагмент из рассказа Ирины Пивоваровой «Плохие сны». Я проснулась в холодном поту. Сегодня я долго не могла заснуть. А когда я наконец заснула, мне приснилась лошадь с синими глазами. Её звали Сима Коростылёва. Сима ходила по моей комнате и махала хвостом. Потом Сима громко заржала, и я поняла, что это значило: «Почему ты до сих пор не вернула мне пятьдесят копеек?» И вдруг она превратилась в Павлика Иванова и как заорёт: «Бессовестная! Бессовестная! Вчера всю контрольную у меня списала! Сознайся во всём, сознайся!» Я подумала, что сейчас провалюсь от стыда под землю. И тут же провалилась.
Домашнее задание: с.245 у.622(устно), у.623 (письменно)
ВАЖНО! Составляя рассказ по картинкам, решите, какой тип речи вы будете использовать (повествование, описание, рассуждение). Это зависит от цели рассказа. Также нужно выбрать верный стиль речи. Это может быть разговорная речь или язык художественной литературы. Следите за тем, чтобы история была изложена последовательно, так, как, например, художник показал на картинках. Соблюдайте структуру текста-рассказа: начало истории, развитие истории и конец истории. Используйте различные языковые средства выразительности, когда вы не только рассказываете о последовательности событий, но и ярко передаёте эмоции, оцениваете то, что изображено на картинках. В устной речи, помимо фонетических, лексических, грамматических средств, используют интонационные средства выразительности, а в письменной – пунктуационные.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1177748
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Учителям истории предлагают предоставить право бесплатно посещать музеи
Время чтения: 2 минуты
ВПР для школьников в 2022 году пройдут весной
Время чтения: 1 минута
Исследования вакцины для детей младше 12 лет начнутся с 2022 года
Время чтения: 1 минута
Утверждены сроки заключительного этапа ВОШ
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Литературный словарь по чтению 4 класс
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Фольклор – устное народное творчество, народная мудрость.
Загадка – произведение фольклора, в котором предмет не назван, но даются его признаки, по которым можно догадаться, о чем идет речь.
Пословица – это краткое народное изречение с поучительным содержанием.
Скороговорка – шуточный жанр народного творчества, фраза, построенная на сочетании звуков, которые затрудняют быстрое произнесение слов.
Дразнилка – это произведение фольклора, в котором содержится шутка, вызывающая смех, а иногда и обиду у того, кого дразнят.
Поговорка – часть суждения.
Сказка – вымышленная история со счастливым концом.
Присказка – это вступление или завершение сказки в виде шутки, прибаутки, небылицы.
Былина – произведение русского фольклора о подвигах героев-богатырей, которые защищали русскую землю.
Легенда – произведение фольклора, в котором повествуется о каком-либо историческом событии в сказочной, фантастической форме.
Героическая песня прославляет подвиги настоящих, невымышленных людей и рассказывает о реальных событиях.
Диалог – это разговор двух или нескольких героев произведения.
Басня – это небольшое произведение с нравоучительным содержанием в стихах или прозе, героями которого являются люди, животные или различные предметы.
Мораль – нравоучительный вывод – может быть расположена как в начале, так и в конце басни.
Ирония – тонкая, скрытая насмешка.
Аллегория – слово греческое, в переводе означает «иносказание».
Баснописец – автор басен.
Стихотворение – это небольшое художественное произведение, написанное в поэтической форме.
Поэт – писатель, создающий произведения в стихах.
Строфа – несколько стихотворных строк, объединенных ритмом и рифмой.
Метафора – переносное значение слова, указывающее на сходство или различие сравниваемых предметов.
Олицетворение – наделение животных, предметов, явлений человеческими качествами (мыслями, переживаниями).
Сравнение – сопоставление людей, животных, предметов по внешнему или внутреннему сходству.
Эпитет – образное определение, которое даёт художественную характеристику явлению или предмету.
Рифма – созвучие в окончании двух или нескольких слов.
Логическое ударение – это выделение в произношении одного из слов предложения для усиления его смысловой нагрузки.
Рассказ – это литературное произведение повествовательного характера и малого объёма.
Эпизод – часть текста художественного произведения, в которой происходит событие, влияющее на развитие действия или раскрывающее характер героя.
Литературный герой – главное действующее лицо в произведении.
Абзац – часть текста от одной красной строки до следующей.
Пьеса – это литературное произведение, содержание которого раскрывается в меняющихся действиях (картинах, сценах).
Юмор – изображение кого-либо или чего-либо в смешном виде.
Очерк – это рассказ, в котором точно описывается событие или происшествие из реальной жизни.
Портрет – описание внешнего облика литературного героя.
Миф – это повествование, отражающее фантастические представления людей об окружающем мире, природе, человеческой сущности.
Быль – это то, что было, рассказ о действительном происшествии.
Житие – жанр церковной литературы, в котором описывается жизнь и деяния святых.
Ремарка это указание автора в тексте пьесы (обычно в скобках) на поступки героев, их жесты, мимику, интонацию, на психологический смысл их высказываний, на темп речи и паузы, на обстановку действия.
Гипербола – это средство художественного изображения, основанное на чрезмерном преувеличении.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-202578
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Апробацию новых учебников по ОБЖ завершат к середине 2022 года
Время чтения: 1 минута
До конца 2024 года в РФ построят около 1 300 школ
Время чтения: 1 минута
Школьники из Москвы выступят на Международной олимпиаде мегаполисов
Время чтения: 3 минуты
ВПР для школьников в 2022 году пройдут весной
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.