Что такое рассказ для детей
Рассказывание детям
Алла Коновалова
Рассказывание детям
Особенности рассказа воспитателя
Воспитатель постоянно знакомит детей с окружающим миром. Для того чтобы правильно подавать детям информацию, воспитателю необходимо уметь составлять рассказы.
Что такое рассказ? Рассказ – это процесс устного повествования. В рассказе участвует один, а остальные слушают. Этим он отличается от разговора, в котором участвует несколько человек.
Рассказ должен иметь:
• небольшое число персонажей,
• динамичное развитие сюжета.
Рассказывать можно о любом эпизоде, случае из жизни. Главное, чтобы ситуация была проста, продолжительность действия невелика, композиция несложная.
Рассказ воспитателя должен быть построен прежде всего с учетом возрастных особенностей восприятия детей. Для детей третьего-четвертого годов жизни рассказы предельно кратки и тесно связаны с жизненным опытом малышей. С каждым годом круг познаваемого ребенком, его опыт расширяются, усложняются по содержанию в объёме и рассказы воспитателя.
Рассказ составить не просто. Для этого воспитатель должен обладать, широким кругозором, определенными знаниями и представлениями, уметь наблюдать. Но М. Горький говорил: «Мало наблюдать, изучать, знать, необходимо еще «выдумывать», создавать».
Кроме сообщения новых сведений об окружающем, воспитатель должен уметь эмоционально воздействовать на слушателей (детей): передавать им свое отношение к предмету повествования, свое настроение, побуждать их к активному сопереживанию, выражению чувств в словах и поступках. Достичь этого можно тщательным отбором точных слов, стилем повествования и точно выбранной интонацией.
Как составить рассказ.
Приступая к созданию рассказа, воспитателю необходимо:
• воспитательно-образовательную задачу рассказа;
• отобрать фактический и художественный материал;
• творчески его освоить, опираясь на свой жизненный опыт и знания;
• составить композиционно-сюжетный план рассказа;
Готовый текст должен быть обязательно записан, т. к. по написанному тексту легче проконтролировать логику развития сюжета, выбрать оптимальные варианты лексического и стилистического оформления мысли.
Главное в рассказе — идея (главная мысль). И сюжет, и система образов героев (персонажей, и структура рассказа, и его словесное оформление подчинены одной цели — раскрыть идейное содержание. Носителями главной мысли, идеи рассказа, являются его герои, и прежде всего главный герой. Образ героя создается описанием его внешности (портрет, обстановки, в которой он живет и действует, отношения к нему других персонажей. Но главное средство создания образа — поступки и речь героя. Это особенно характерно для рассказов, создаваемых для детей дошкольного возраста.
Внешний облик героя рассказа обычно рисуется кратко, под-черкиваются лишь весьма существенные детали
Раскрытию идеи служит сюжет — совокупность событий, изображенных в произведении. В сюжете отражаются основные жизненные конфликты, которые дают возможность раскрыть характеры действующих лиц. Например, в рассказе В. А. Осеевой «Три товарища» события описаны предельно кратко и просто: к мальчику, потерявшему завтрак, подходят поочередно три товарища. Их речь и поведение различны. Двое оказались эгоистичными и бестактными и только последний, Володя, искренне поделился с товарищем своим завтраком.
Одним из средств выражения идейного содержания является композиция — построение произведения. В рассказах для детей дошкольного возраста она должна быть несложной. События следуют одно за другим с постепенным нарастанием напряжения, переходом его к кульминации (момент наивысшего напряжения в развитии событий) и разрешением конфликтной ситуации развязкой (результат, к которому приходит развитие конфликта).
Рассказ для самых маленьких (третий, четвертый год жизни) должен быть вполне завершенным, хотя конец его и не обязательно всегда благополучным.
В старших группах детского, сада рассказ воспитателя может закончиться вопросом, обращенным к детям. Такой конец акти-визирует мысли и чувства ребят, побуждает их задуматься, определить свое отношение к аналогичным явлениям, т. е. дает первые уроки самоконтроля, анализа.
Основным средством, с помощью которого создаются образы, воспроизводятся события, является слово. Надо уметь отобрать точные, яркие, образные слова, характеризующие события и героев рассказа, но при этом помнить о доступности лексики для детей данной возрастной группы.
Нельзя завышать возможности детей в восприятии речи, но и нельзя пользоваться только теми словами и выражениями, которые прочно вошли в активный словарь ребенка.
Общая тональность рассказа (весело, радостно, грустно, озабоченно и т. д.) определяется идеей, замыслом, но оформляется в словах и в интонации.
Составляя рассказ для детей, целесообразно перечитывать фразы, а затем и весь текст вслух. Так создавал свои произведения А. П. Гайдар. Он обычно ходил по комнате и «бормотал» фразу за фразой, страницу за страницей, пока наконец не вырисовывалось все так, как задумано. Потом он садился за стол и писал по нескольку страниц.
На какую бы тему воспитатель ни создавал рассказ для детей, в нем должно быть ярко выражено отношение рассказчика к фактам и героям событий. Это отношение должно сказаться и в выборе героев, и в сопоставлении их, и в характере повествования (торжественно или весело, забавно, грустно, сочувственно, и в подборе слов, и в построении фраз, и в ярких, интригующих интонациях.
«Зимой на прогулке». Рассказывание по картине во второй младшей группе Тема: «Зимой на прогулке». (рассказывание по картине во 2-ой мл. гр.) Программное содержание: Образовательная: Учить детей отвечать на.
Конспект НОД по речевому развитию. Рассказывание сказки «Поспешили-насмешили» Программные задачи: Учить правильно произносить звуки по подражанию; развивать речевой слух и речевую активность, развивать мышцы речевого.
Конспект занятия. Рассказывание детям сказки «Курочка Ряба» Подготовила: Савченко Екатерина Андреевна Цель: учить детей слушать сказку в инсценированном варианте и в обычном пересказе: вызвать желание.
Рассказывание детям 5–6 лет русской народной сказки «Заяц — хваста» Тема Цель Методы и приемы Ход занятия. Вид модели. Место модели. Рассказывание детям русской народной сказки «Заяц – хваста» 1. Познакомить.
Рассказывание по картине «Кошка с котятами» (старшая группа) Программное содержание: Учить детей составлять рассказ по картине. Развивать речь. Воспитывать любовь к животным, вызвать желание ухаживать.
Рассказывание по картине «Семья» Образовательные цели: обучение составлению плана рассказа и рассказа по отдельным фрагментам картины, используя схемы (план высказывания).
Рассказывание сказки К. Чуковского «Цыпленок». Воспитатель: А цыпленок как пошит? Дети: Пи-пи-пи Игра Воспитатель: Я мама курица, а вы мои цыплятки. Вот цыплятки вышли погулять, высоко.
Понятие и значение обучения рассказыванию
Алсу Керимханова
Понятие и значение обучения рассказыванию
Понятие и значение обучения рассказыванию
Развитие речи выступает в качестве предмета изучения различных наук, среди которых психология, нейропсихология, лингвистика, психолингвистика, логопедия, методика обучения языку. Такой интерес к данному вопросу обуславливается сложным строением и высоким уровнем организации речи человека [26]. Особенное внимание уделяется формированию и развитию навыков рассказывания, способствующих коммуникативному развитию человека. Вопросы понятия и сущности рассказывания рассматриваются в общей структуре развития связной речи.
Исследования И. Н. Лебедевой показали, что большинство имеющихся лингвистических словарей трактуют связную речь в трех значениях:
1. Как деятельность говорящего, процесс выражения его мыслей.
2. Как высказывание, текст, продукт речевой деятельности.
3. В качестве раздела методики развития речи.
В широком смысле связная речь рассматривается как акт коммуникации [20].
Вопросам исследования связной речи предшествовали работы, посвященные характеристикам таких объектов изучения как «речь» и «текст». Основными авторами данного вопроса выступали лингвисты, психолингвисты В. В. Виноградов, И. Р. Гальперин, А. А. Леонтьев, Л. В. Щерба, Л. А. Якубинский и другие авторы. Многие исследования проблемы развития связной речи базируются на определении, данном С. Л. Рубинштейном, который сформулировал определение ситуативной и контекстной речи. Автор указывал, что связной является та речь, которая передает смысл его высказывания. Именно это отличает связную речь от отдельного слова. Связность, по мнению автора, это адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения ее понятности для слушателя или читателя. Следовательно, основной характеристикой связной речи является ее понятность для собеседника [37].
М. М. Алексеева и Б. И. Яшина отмечают, что связная речь – это такая речь, которая отражает все существенные стороны своего предметного содержания. Несвязной речь может быть в связи с тем, что связи не осознаются человеком и не содержится в мыслях или не выявляются надлежащим образом в его речи [1]. В научной литературе термин «связная речь» употребляется в нескольких значениях: процесс, деятельность говорящего; продукт, результат этой деятельности, текст, высказывание; название раздела работы по развитию речи (А. А. Ладыженская [19], М. Р. Львов [29]). Понятие «связная речь» относится как к диалогической, так и к монологической формами речи.
Посредством связной речи осуществляются коммуникации людей, их взаимодействие. Речевая деятельность человека протекает,в трех возможных формах: монологической – с усилением вербальной активности единственного субъекта (есть один говорящий и слушающий (слушающие, выдерживающие свои роли до конца дискурса, диалогической – с распределением вербальной активности между двумя субъектами (общение говорящего и слушающего, периодически обменивающихся ролями на протяжении дискурса, полилогической – с попеременным участием в коммуникации множественных партнеров [4].
Связная речь является наиболее сложной формой речевой деятельности. Она представляет собой систематическое последовательное развёрнутое высказывание. От связной речи зависит объем познания окружающего мира, становление сознания, успешность обучения в детском саду и школе, становление личности в целом. Она предполагает овладение богатейшим словарным запасом языка, усвоение языковых законов и норм, а также практическое умение пользоваться усвоенным языковым материалом,а именно: умение точно, связно, последовательно и понятно окружающим передать суть готового текста или самостоятельно составить связное сообщение. Главная функция связной речи – коммуникативная. Она реализуется в двух основных формах – диалоге и монологе.
Монологическая речь (монолог) понимается как связная речь одного лица, коммуникативная цель которой – сообщении о каких – либо фактах, явлениях реальной действительности. Монолог является прекрасным средством передачи информации одним человеком – другим людям. А. Р. Лурия отмечает, что монолог характеризуется односторонним и непрерывным характером высказывания. Ему присущи также логическая последовательность изложения, развернутость, произвольность, широкая ориентация на слушателя. Кроме того, в процессе монолога человек в минимальной степени использует различные невербальные средства передачи информации [32].
Монологическое связное высказывание – это логически последовательное высказывание, протекающее относительно долго по времени и не рассчитанное на немедленную реакцию слушателей [32]. Вопросам развития навыка связной монологической речи уделяли внимание такие известные авторы как Е. А. Баринова, Т. А. Ладыженская, А. В. Текучев и другие.
В целях формирования связной монологической речи детей дошкольного и младшего школьного возраста сегодня придается особое значение формированию навыков рассказывания. В советской дошкольной педагогике вопрос о рассказывании детей нашел теоретическое обоснование в работах Е. И. Тихеевой (1981, Е. А. Флериной (1936, А. М. Леушиной (1936, Л. А. Пеньевской (1947, Е. К. Сухонько (1955). На сегодняшний день вопросы обучения детей навыкам рассказывания отражены в трудах В. К. Воробьевой (2006, В. П. Глухова (2012, М. Р. Львова (2002, Т. Б. Филичевой (2014-2017) и других авторов.
«Рассказ» как термин не обладает строго определённым значением. Так, в самом широком смысле под рассказом понимают «небольшое по объёму изображённых явлений, а отсюда и по объёму своего текста, прозаическое произведение. на основе творческого воображения» [25, с. 483]. В то же время указывается, что к рассказу относят специфические формы повествования, отличающиеся сжатостью и простотой, в которых выступает рассказчик. Сближение в толковании понятия «повествование» и «рассказ» позволяет в нашем исследовании рассматривать их как синонимы, оговорив, что повествование включает в себя также и «рассказ о событиях, описание, рассуждение и так далее» [25 с. 78].
В процессе педагогической деятельности рассказ традиционно определяют как развёрнутое изложение определённого содержания; как связное изложение в развёрнутой словесной форме, характеризующееся самостоятельным выбором содержания и формы [20].
И. Н. Лебедева выделяет четыре типа рассказа:
описание – это характеристика предмета в статике. В описании выделяется общий тезис, называющий объект, затем идет характеристика существенных и второстепенных признаков, качеств, действий. Завершает описание итоговая фраза, выражающая оценочное отношение к предмету.
повествование – это связный рассказ о каких-нибудь событиях. Его основой является сюжет, развертывающийся во времени. Повествование служит для рассказа о развивающихся действиях и состояниях (повествование о фактах, событиях, о состоянии и настроении, о переживаниях.
рассуждение – это логическое изложение материала в форме доказательства. В рассуждении содержится объяснение какого-либо факта, аргументируется определенная точка зрения, раскрываются причинно-следственные связи и отношения [20].
В дошкольном возрасте происходит овладение двумя типами устной монологической речи: пересказом и рассказом (в элементарной форме).
Рассказ – это самостоятельное составленное развернутое изложение какого-либо факта, события. Составление рассказа (по заданию) – более сложная деятельность, чем пересказ. Ребенок должен сам в соответствии с заданной темой определить содержание и выбрать речевую форму повествования. Серьезной задачей являются систематизация материала, изложение его в нужной последовательности, по плану (воспитателя или своему). Необходимо показать ребенку, что его рассказ нужен, поддержать естественную потребность высказаться, желание что-то сообщить слушателям. Важно, чтобы дети чувствовали радость и удовлетворение от своих рассказов, видели их пользу.
О. С. Ушакова и соавторы отмечают, что ребенок, начиная со среднего дошкольного возраста, значительно расширяет сферу своего общения, он уже в состоянии рассказать не только непосредственно воспринимаемые обстоятельства, но и то, что было воспринято или сказано раньше. В связи с этим возрастает роль развития у дошкольников навыка рассказывания и пересказа [13].
Рассказ – это «самостоятельно составленное связное, развернутое изложение какого-нибудь факта, события. Рассказ отличается самостоятельным выбором содержания и речевой формы. В рассказе всегда находит отражение личный опыт ребенка, эмоции. Это делает его выразительным, причем выразительность носит естественный, непосредственный характер» [39, c.17]. Сравнивая рассказ с пересказом, можно определить, что рассказ является более сложным видом связной речи, поскольку создание нового текста намного сложнее воспроизведения уже готового произведения [39].
Процесс восприятия и осмысления текста является результатом сложной перцептивно-мыслительно-мнемической деятельности, которая непосредственно опирается на знания и опыт рассказчика.Расшифровка сообщения проходит несколько ступеней: от фонетического уровня – до смыслового. Цель рассказчика – проникнуть в смысл высказывания через расшифровку речевого потока и паралингвистических маркеров. Качество восприятия и осмысления текста зависит от сформированности фонематической системы, лексико-грамматических и языковых средств реципиента, от уровня развития интегративной деятельности его мозга по привлечению следов памяти различной модальности с целью создания целостного представления о смысловом содержании текста, а также от степени развития логики в системе мышления ребенка [23].
Таким образом, исходя из признания ведущей роли связной речи в комплексном решении задач речевого развития, во многих педагогических системах предлагается использовать рассказывание как средство её развития.
Деловая игра для воспитателей «Развитие связной речи у дошкольников посредством обучения рассказыванию» Деловая игра для воспитателей «Развитие связной речи у дошкольников посредством обучения рассказыванию». Цель: формирование педагогической.
Методика обучения рассказыванию по игрушкам Вступление 3 Глава 1. Виды занятий по обучению рассказыванию по игрушкам и предметам 4 Глава 2. Методика проведения занятий по обучению.
Методы, средства обучения. Классификация методов обучения Классификация методов обучения В современной педагогической практике используется большое количество методов обучения. В этой связи возникает.
Модель обучения дошкольников рассказыванию по картине. Консультация для педагогов Модель обучения дошкольников рассказыванию по картине (консультация для педагогов) включает следующие подсистемы: 1. Теоретиеские положения.
Консультация «Понятие о логопедии» Термины и понятия логопедии Логопедия — наука, изучающая людей с речевыми нарушениями, разрабатывающая методы коррекционно-педагогической.
Понятие педагогического такта Содержание Введение 3 Глава I Теоретические аспекты понятия педагогического такта 4 1.1. Понятие о педагогическом такте 4 1.2. Основные.
Проект по развитию речи в средней группе «Развитие речи детей в процессе обучения рассказыванию» Пояснительная записка. Рассказ сравнительно сложный вид связной речи, поскольку создание нового текста сложнее воспроизведения готового.
Особенности обучения детей среднего дошкольного возраста рассказыванию по игрушке Потребность детей рассказывать очень велика, ее удовлетворение дает интенсивное ощущение радости жизни, вызывает желание включиться в диалог,.
Презентация. Что такое рассказ?
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
«Что произошло хоть раз» или что такое рассказ?
Типы речи повествование – последовательно перечисляются действия: что было вначале, потом, затем… и наконец (к нему ставится вопрос что произошло?) описание – изображается (описывается) какой-либо предмет: природа, люди и т.д. (к нему ставится вопрос какой?) рассуждение – что-то доказывается, раскрывается причина и следствие какого-либо явления (ставится вопрос почему?)
Представьте, что вам нужно рассказать о вашей собаке не словами, а с помощью фотоснимков. Содержание какого текста – повествования, описания, рассуждения – вы могли бы отразить на одном снимке? Почему? В каком случае вам потребуется несколько снимков? Почему? Содержание какого текста вы вообще не сможете передать фотографией? Почему?
Рассказ – это повествование о каком-нибудь случае из жизни, о том, что произошло. Отличайте рассказ от других повествовательных текстов: не любое перечисление действий является рассказом. В основе рассказа лежит случай.
Вспомните! Прочитайте высказывание и заполните пропуски нужными словами и словосочетаниями. Запишите в тетрадь. Рассказ – это ________произведение небольшого размера или ____________ изложение каких-нибудь событий. Чаще всего в рассказе говорится об __________ (__________, __________) из жизни героя. Для справок: одном событии, происшествии, случае, повествовательное, словесное
Начало рассказа Прочитайте фрагмент из рассказа В. Голявкина «Мы играем в Антарктиду». Выберите подходящее начало. «…И мы остались одни. И нам стало скучно. Мы перевернули стол. Натянули на ножки стола одеяло. И получилась палатка. Словно мы в Антарктиде. Там, где сейчас наш папа». Мы с Витькой влезли в палатку. Нужно же натворить такое! Мама куда-то ушла из дому.
Зная слова и выражения, которые обозначают последовательность происходящего, восстановите текст. Фрагмент из рассказа Ирины Пивоваровой «Плохие сны». Я проснулась в холодном поту. Сегодня я долго не могла заснуть. А когда я наконец заснула, мне приснилась лошадь с синими глазами. Её звали Сима Коростылёва. Сима ходила по моей комнате и махала хвостом. Потом Сима громко заржала, и я поняла, что это значило: «Почему ты до сих пор не вернула мне пятьдесят копеек?» И вдруг она превратилась в Павлика Иванова и как заорёт: «Бессовестная! Бессовестная! Вчера всю контрольную у меня списала! Сознайся во всём, сознайся!» Я подумала, что сейчас провалюсь от стыда под землю. И тут же провалилась.
Домашнее задание: с.245 у.622(устно), у.623 (письменно)
ВАЖНО! Составляя рассказ по картинкам, решите, какой тип речи вы будете использовать (повествование, описание, рассуждение). Это зависит от цели рассказа. Также нужно выбрать верный стиль речи. Это может быть разговорная речь или язык художественной литературы. Следите за тем, чтобы история была изложена последовательно, так, как, например, художник показал на картинках. Соблюдайте структуру текста-рассказа: начало истории, развитие истории и конец истории. Используйте различные языковые средства выразительности, когда вы не только рассказываете о последовательности событий, но и ярко передаёте эмоции, оцениваете то, что изображено на картинках. В устной речи, помимо фонетических, лексических, грамматических средств, используют интонационные средства выразительности, а в письменной – пунктуационные.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1177748
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Утверждено стратегическое направление цифровой трансформации образования
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Исследования вакцины для детей младше 12 лет начнутся с 2022 года
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
ВПР для школьников в 2022 году пройдут весной
Время чтения: 1 минута
Утверждены сроки заключительного этапа ВОШ
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.