Что такое рассказ определение для детей
Что такое рассказ
Рассказ – это небольшое по объему литературное произведение, которое рассказывает о некотором событии, произошедшем с героем. Подавляющее большинство рассказов написано в прозе, но бывают рассказы и в стихах. Отличительным жанрообразующим признаком рассказа является то, что произведение такого рода сосредоточено, как правило, на одном герое, на одном событии, которое описывается в деталях.
Основа рассказа
Деталь – это ключевое понятие для восприятия рассказа. Деталями называют существенные вещи, которые присутствуют в описании внешности героя, обстановки, в которой проживает герой, в описании его манеры двигаться и говорить. Детали способны многое рассказать о том, кем является герой, как он живет, каким мировоззрением обладает. Деталь позволяет раскрыть сущность героя рассказа через ее внешние проявления. Поэтому при чтении рассказа следует особое внимание обращать на мелкие детали, привычки героя, его особенности, определяющие исключительность, уникальность персонажа.
Рассказ может иметь сюжет, т.е. повествовать о конкретных событиях, происходящих в жизни героя. Но бывают рассказы без сюжета. Ярким примером такого произведения является рассказ И. А. Бунина «Красавица».
Расцвет жанра рассказа приходится на конец 19 начало 20 века. В отечественной литературе признанным и непревзойденными мастерами рассказа являются Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, И. Бунин, М. Горький, М. Шолохов.
Новеллы
К жанру рассказа близок жанр новеллы. «Новелла» переводится с итальянского как «повесть». Новелла несколько отличается от рассказа тем, что в произведении такого рода обязательно можно наблюдать стремительно развивающийся и напряженный сюжет, который разрешается неожиданным финалом. Большим мастером новеллы был французский литератор Анри Рене-Гюи Альбер де Мопассан.
Значение слова «рассказ»
1. Действие по знач. глаг. рассказать—рассказывать. Прервать чей-л. рассказ. □ Александр Дмитриевич пустился в рассказы о детстве Петра, о начале его правления, о стрелецких бунтах. В. Глинка, Старосольская повесть.
3. Небольшое художественное повествовательное произведение в прозе. Сборник рассказов. Рассказы М. Горького.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Рассказам одного автора свойственна циклизация. В традиционной модели отношений «писатель-читатель» рассказ, как правило, публикуется в периодическом издании; накопленные за определённый период произведения затем издаются отдельной книгой как сборник рассказов.
РАССКА’З [аск], а, м. 1. Действие по глаг. рассказать-рассказывать (редко). Началось чаепитие, разговоры, рассказы губернских новостей. Лесков. 2. Словесное описание, изложение
Р. очевидца. Печален будет мой рассказ. Пушкин. 3. Художественное повествовательное произведение небольшого размера, обычно в прозе. Рассказы Чехова. Сборник повестей и рассказов.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
расска́з
1. филол. небольшое повествовательное литературное произведение ◆ Сборник рассказов. ◆ Короткие рассказы. ◆ Юмористический рассказ.
2. словесное изложение событий
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова авиагоризонт (существительное):
Презентация. Что такое рассказ?
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
«Что произошло хоть раз» или что такое рассказ?
Типы речи повествование – последовательно перечисляются действия: что было вначале, потом, затем… и наконец (к нему ставится вопрос что произошло?) описание – изображается (описывается) какой-либо предмет: природа, люди и т.д. (к нему ставится вопрос какой?) рассуждение – что-то доказывается, раскрывается причина и следствие какого-либо явления (ставится вопрос почему?)
Представьте, что вам нужно рассказать о вашей собаке не словами, а с помощью фотоснимков. Содержание какого текста – повествования, описания, рассуждения – вы могли бы отразить на одном снимке? Почему? В каком случае вам потребуется несколько снимков? Почему? Содержание какого текста вы вообще не сможете передать фотографией? Почему?
Рассказ – это повествование о каком-нибудь случае из жизни, о том, что произошло. Отличайте рассказ от других повествовательных текстов: не любое перечисление действий является рассказом. В основе рассказа лежит случай.
Вспомните! Прочитайте высказывание и заполните пропуски нужными словами и словосочетаниями. Запишите в тетрадь. Рассказ – это ________произведение небольшого размера или ____________ изложение каких-нибудь событий. Чаще всего в рассказе говорится об __________ (__________, __________) из жизни героя. Для справок: одном событии, происшествии, случае, повествовательное, словесное
Начало рассказа Прочитайте фрагмент из рассказа В. Голявкина «Мы играем в Антарктиду». Выберите подходящее начало. «…И мы остались одни. И нам стало скучно. Мы перевернули стол. Натянули на ножки стола одеяло. И получилась палатка. Словно мы в Антарктиде. Там, где сейчас наш папа». Мы с Витькой влезли в палатку. Нужно же натворить такое! Мама куда-то ушла из дому.
Зная слова и выражения, которые обозначают последовательность происходящего, восстановите текст. Фрагмент из рассказа Ирины Пивоваровой «Плохие сны». Я проснулась в холодном поту. Сегодня я долго не могла заснуть. А когда я наконец заснула, мне приснилась лошадь с синими глазами. Её звали Сима Коростылёва. Сима ходила по моей комнате и махала хвостом. Потом Сима громко заржала, и я поняла, что это значило: «Почему ты до сих пор не вернула мне пятьдесят копеек?» И вдруг она превратилась в Павлика Иванова и как заорёт: «Бессовестная! Бессовестная! Вчера всю контрольную у меня списала! Сознайся во всём, сознайся!» Я подумала, что сейчас провалюсь от стыда под землю. И тут же провалилась.
Домашнее задание: с.245 у.622(устно), у.623 (письменно)
ВАЖНО! Составляя рассказ по картинкам, решите, какой тип речи вы будете использовать (повествование, описание, рассуждение). Это зависит от цели рассказа. Также нужно выбрать верный стиль речи. Это может быть разговорная речь или язык художественной литературы. Следите за тем, чтобы история была изложена последовательно, так, как, например, художник показал на картинках. Соблюдайте структуру текста-рассказа: начало истории, развитие истории и конец истории. Используйте различные языковые средства выразительности, когда вы не только рассказываете о последовательности событий, но и ярко передаёте эмоции, оцениваете то, что изображено на картинках. В устной речи, помимо фонетических, лексических, грамматических средств, используют интонационные средства выразительности, а в письменной – пунктуационные.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1177748
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Учителям истории предлагают предоставить право бесплатно посещать музеи
Время чтения: 2 минуты
ВПР для школьников в 2022 году пройдут весной
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения намерено расширить программу ускоренного обучения рабочим профессиям
Время чтения: 2 минуты
До конца 2024 года в РФ построят около 1 300 школ
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Понятие и значение обучения рассказыванию
Алсу Керимханова
Понятие и значение обучения рассказыванию
Понятие и значение обучения рассказыванию
Развитие речи выступает в качестве предмета изучения различных наук, среди которых психология, нейропсихология, лингвистика, психолингвистика, логопедия, методика обучения языку. Такой интерес к данному вопросу обуславливается сложным строением и высоким уровнем организации речи человека [26]. Особенное внимание уделяется формированию и развитию навыков рассказывания, способствующих коммуникативному развитию человека. Вопросы понятия и сущности рассказывания рассматриваются в общей структуре развития связной речи.
Исследования И. Н. Лебедевой показали, что большинство имеющихся лингвистических словарей трактуют связную речь в трех значениях:
1. Как деятельность говорящего, процесс выражения его мыслей.
2. Как высказывание, текст, продукт речевой деятельности.
3. В качестве раздела методики развития речи.
В широком смысле связная речь рассматривается как акт коммуникации [20].
Вопросам исследования связной речи предшествовали работы, посвященные характеристикам таких объектов изучения как «речь» и «текст». Основными авторами данного вопроса выступали лингвисты, психолингвисты В. В. Виноградов, И. Р. Гальперин, А. А. Леонтьев, Л. В. Щерба, Л. А. Якубинский и другие авторы. Многие исследования проблемы развития связной речи базируются на определении, данном С. Л. Рубинштейном, который сформулировал определение ситуативной и контекстной речи. Автор указывал, что связной является та речь, которая передает смысл его высказывания. Именно это отличает связную речь от отдельного слова. Связность, по мнению автора, это адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения ее понятности для слушателя или читателя. Следовательно, основной характеристикой связной речи является ее понятность для собеседника [37].
М. М. Алексеева и Б. И. Яшина отмечают, что связная речь – это такая речь, которая отражает все существенные стороны своего предметного содержания. Несвязной речь может быть в связи с тем, что связи не осознаются человеком и не содержится в мыслях или не выявляются надлежащим образом в его речи [1]. В научной литературе термин «связная речь» употребляется в нескольких значениях: процесс, деятельность говорящего; продукт, результат этой деятельности, текст, высказывание; название раздела работы по развитию речи (А. А. Ладыженская [19], М. Р. Львов [29]). Понятие «связная речь» относится как к диалогической, так и к монологической формами речи.
Посредством связной речи осуществляются коммуникации людей, их взаимодействие. Речевая деятельность человека протекает,в трех возможных формах: монологической – с усилением вербальной активности единственного субъекта (есть один говорящий и слушающий (слушающие, выдерживающие свои роли до конца дискурса, диалогической – с распределением вербальной активности между двумя субъектами (общение говорящего и слушающего, периодически обменивающихся ролями на протяжении дискурса, полилогической – с попеременным участием в коммуникации множественных партнеров [4].
Связная речь является наиболее сложной формой речевой деятельности. Она представляет собой систематическое последовательное развёрнутое высказывание. От связной речи зависит объем познания окружающего мира, становление сознания, успешность обучения в детском саду и школе, становление личности в целом. Она предполагает овладение богатейшим словарным запасом языка, усвоение языковых законов и норм, а также практическое умение пользоваться усвоенным языковым материалом,а именно: умение точно, связно, последовательно и понятно окружающим передать суть готового текста или самостоятельно составить связное сообщение. Главная функция связной речи – коммуникативная. Она реализуется в двух основных формах – диалоге и монологе.
Монологическая речь (монолог) понимается как связная речь одного лица, коммуникативная цель которой – сообщении о каких – либо фактах, явлениях реальной действительности. Монолог является прекрасным средством передачи информации одним человеком – другим людям. А. Р. Лурия отмечает, что монолог характеризуется односторонним и непрерывным характером высказывания. Ему присущи также логическая последовательность изложения, развернутость, произвольность, широкая ориентация на слушателя. Кроме того, в процессе монолога человек в минимальной степени использует различные невербальные средства передачи информации [32].
Монологическое связное высказывание – это логически последовательное высказывание, протекающее относительно долго по времени и не рассчитанное на немедленную реакцию слушателей [32]. Вопросам развития навыка связной монологической речи уделяли внимание такие известные авторы как Е. А. Баринова, Т. А. Ладыженская, А. В. Текучев и другие.
В целях формирования связной монологической речи детей дошкольного и младшего школьного возраста сегодня придается особое значение формированию навыков рассказывания. В советской дошкольной педагогике вопрос о рассказывании детей нашел теоретическое обоснование в работах Е. И. Тихеевой (1981, Е. А. Флериной (1936, А. М. Леушиной (1936, Л. А. Пеньевской (1947, Е. К. Сухонько (1955). На сегодняшний день вопросы обучения детей навыкам рассказывания отражены в трудах В. К. Воробьевой (2006, В. П. Глухова (2012, М. Р. Львова (2002, Т. Б. Филичевой (2014-2017) и других авторов.
«Рассказ» как термин не обладает строго определённым значением. Так, в самом широком смысле под рассказом понимают «небольшое по объёму изображённых явлений, а отсюда и по объёму своего текста, прозаическое произведение. на основе творческого воображения» [25, с. 483]. В то же время указывается, что к рассказу относят специфические формы повествования, отличающиеся сжатостью и простотой, в которых выступает рассказчик. Сближение в толковании понятия «повествование» и «рассказ» позволяет в нашем исследовании рассматривать их как синонимы, оговорив, что повествование включает в себя также и «рассказ о событиях, описание, рассуждение и так далее» [25 с. 78].
В процессе педагогической деятельности рассказ традиционно определяют как развёрнутое изложение определённого содержания; как связное изложение в развёрнутой словесной форме, характеризующееся самостоятельным выбором содержания и формы [20].
И. Н. Лебедева выделяет четыре типа рассказа:
описание – это характеристика предмета в статике. В описании выделяется общий тезис, называющий объект, затем идет характеристика существенных и второстепенных признаков, качеств, действий. Завершает описание итоговая фраза, выражающая оценочное отношение к предмету.
повествование – это связный рассказ о каких-нибудь событиях. Его основой является сюжет, развертывающийся во времени. Повествование служит для рассказа о развивающихся действиях и состояниях (повествование о фактах, событиях, о состоянии и настроении, о переживаниях.
рассуждение – это логическое изложение материала в форме доказательства. В рассуждении содержится объяснение какого-либо факта, аргументируется определенная точка зрения, раскрываются причинно-следственные связи и отношения [20].
В дошкольном возрасте происходит овладение двумя типами устной монологической речи: пересказом и рассказом (в элементарной форме).
Рассказ – это самостоятельное составленное развернутое изложение какого-либо факта, события. Составление рассказа (по заданию) – более сложная деятельность, чем пересказ. Ребенок должен сам в соответствии с заданной темой определить содержание и выбрать речевую форму повествования. Серьезной задачей являются систематизация материала, изложение его в нужной последовательности, по плану (воспитателя или своему). Необходимо показать ребенку, что его рассказ нужен, поддержать естественную потребность высказаться, желание что-то сообщить слушателям. Важно, чтобы дети чувствовали радость и удовлетворение от своих рассказов, видели их пользу.
О. С. Ушакова и соавторы отмечают, что ребенок, начиная со среднего дошкольного возраста, значительно расширяет сферу своего общения, он уже в состоянии рассказать не только непосредственно воспринимаемые обстоятельства, но и то, что было воспринято или сказано раньше. В связи с этим возрастает роль развития у дошкольников навыка рассказывания и пересказа [13].
Рассказ – это «самостоятельно составленное связное, развернутое изложение какого-нибудь факта, события. Рассказ отличается самостоятельным выбором содержания и речевой формы. В рассказе всегда находит отражение личный опыт ребенка, эмоции. Это делает его выразительным, причем выразительность носит естественный, непосредственный характер» [39, c.17]. Сравнивая рассказ с пересказом, можно определить, что рассказ является более сложным видом связной речи, поскольку создание нового текста намного сложнее воспроизведения уже готового произведения [39].
Процесс восприятия и осмысления текста является результатом сложной перцептивно-мыслительно-мнемической деятельности, которая непосредственно опирается на знания и опыт рассказчика.Расшифровка сообщения проходит несколько ступеней: от фонетического уровня – до смыслового. Цель рассказчика – проникнуть в смысл высказывания через расшифровку речевого потока и паралингвистических маркеров. Качество восприятия и осмысления текста зависит от сформированности фонематической системы, лексико-грамматических и языковых средств реципиента, от уровня развития интегративной деятельности его мозга по привлечению следов памяти различной модальности с целью создания целостного представления о смысловом содержании текста, а также от степени развития логики в системе мышления ребенка [23].
Таким образом, исходя из признания ведущей роли связной речи в комплексном решении задач речевого развития, во многих педагогических системах предлагается использовать рассказывание как средство её развития.
Деловая игра для воспитателей «Развитие связной речи у дошкольников посредством обучения рассказыванию» Деловая игра для воспитателей «Развитие связной речи у дошкольников посредством обучения рассказыванию». Цель: формирование педагогической.
Методика обучения рассказыванию по игрушкам Вступление 3 Глава 1. Виды занятий по обучению рассказыванию по игрушкам и предметам 4 Глава 2. Методика проведения занятий по обучению.
Методы, средства обучения. Классификация методов обучения Классификация методов обучения В современной педагогической практике используется большое количество методов обучения. В этой связи возникает.
Модель обучения дошкольников рассказыванию по картине. Консультация для педагогов Модель обучения дошкольников рассказыванию по картине (консультация для педагогов) включает следующие подсистемы: 1. Теоретиеские положения.
Консультация «Понятие о логопедии» Термины и понятия логопедии Логопедия — наука, изучающая людей с речевыми нарушениями, разрабатывающая методы коррекционно-педагогической.
Понятие педагогического такта Содержание Введение 3 Глава I Теоретические аспекты понятия педагогического такта 4 1.1. Понятие о педагогическом такте 4 1.2. Основные.
Проект по развитию речи в средней группе «Развитие речи детей в процессе обучения рассказыванию» Пояснительная записка. Рассказ сравнительно сложный вид связной речи, поскольку создание нового текста сложнее воспроизведения готового.
Особенности обучения детей среднего дошкольного возраста рассказыванию по игрушке Потребность детей рассказывать очень велика, ее удовлетворение дает интенсивное ощущение радости жизни, вызывает желание включиться в диалог,.
Рассказ
Расска́з — малая форма эпической прозы, соотносимая с повестью более развернутой формой повествования. Восходит к фольклорным жанрам (сказке, притче); как жанр обособился в письменной литературе; часто неотличим от новеллы, а с XVIII в. — и очерка. Иногда новеллу и очерк рассматривают как полярные разновидности рассказа.
Рассказ — это небольшое по объёму произведение, содержащее малое количество действующих лиц, а также, чаще всего, имеющее одну сюжетную линию.
Для рассказа, прежде всего в силу объема, характерно наличие одной главной проблемы, в отличие от повести или романа, которые могут описывать множество конфликтов и широкий круг проблем.
Хотя почти все прозаики так или иначе писали рассказы, особенно в начале своего творчества, сравнительно не многие авторы стали известны именно благодаря рассказам.
Разграничение рассказа и «крупных форм» в значительной степени условно. Так Один день Ивана Денисовича считается рассказом, хотя имеет характерные признаки (объем, множество персонажей, масштаб рассматриваемой проблемы) романа. И, напротив, не большие по объему произведения Паоло Коэльо считаются романами.
Содержание
Основоположники жанра
Знаменитые мастера рассказа
Детектив
Научная Фантастика
Ужасы
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Рассказ» в других словарях:
Рассказ — РАССКАЗ. Термин «Р.» в его жанровом значении обычно применяется ко всякому небольшому повествовательному прозаич. литературному произведению с реалистической окраской, содержащему развернутое и законченное повествование о каком либо отдельном… … Литературная энциклопедия
Рассказ — РАССКАЗ. В русской литературе обозначение более или менее определенного повествовательного жанра подзаголовком «рассказ» утверждается сравнительно поздно. Н. Гоголь, и Пушкин предпочитают название «повесть», там где мы могли бы сказать… … Словарь литературных терминов
рассказ — См. анекдот, книга, сказка по рассказам. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. рассказ анекдот, книга, сказка; повествование, описание, история, эпопея, повесть, очерк; притча … Словарь синонимов
РАССКАЗ — [аск], рассказа, муж. 1. Действие по гл. рассказать рассказывать (редк.). «Началось чаепитие, разговоры, рассказы губернских новостей.» Лесков. 2. Словесное описание, изложение каких нибудь событий. Рассказ очевидца. «Печален будет мой рассказ.»… … Толковый словарь Ушакова
РАССКАЗ — РАССКАЗ, малая форма эпической прозы, соотносимая с повестью как более развернутой формой повествования. Восходит к фольклорным жанрам (сказке, притче); как жанр обособился в письменной литературе; часто неотличим от новеллы, а с 18 в. и очерка.… … Современная энциклопедия
РАССКАЗ — малая форма эпической прозы, соотносимая с повестью как более развернутой формой повествования. Восходит к фольклорным жанрам (сказке, притче); как жанр обособился в письменной литературе; часто неотличим от новеллы, а с 18 в. и очерка. Иногда… … Большой Энциклопедический словарь
РАССКАЗ — РАССКАЗ, а, муж. 1. Малая форма эпической прозы, повествовательное произведение небольшого размера. Сборник рассказов. 2. Словесное изложение каких н. событий. Р. очевидца. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
Рассказ — малая форма эпической прозы, соотносимая с повестью как более развернутой формой повествования. Восходит к фольклорным жанрам (сказке, притче); как жанр обособился в письменной литературе; часто неотличим от новеллы. Большой толковый словарь по… … Энциклопедия культурологии
РАССКАЗ — номер раз. Жарг. мол. Шутл. О неправдоподобном сообщении. Смирнов 2002, 184. Остаться на рассказах. Новг. Ирон. Не добиться желаемого. НОС 7, 29. Рассказывать рассказы. Кар. Лгать, рассказывать небылицы. СРГК 5, 467 … Большой словарь русских поговорок
РАССКАЗ — РАССКАЗ. 1. Вид монологической речи, словесное изложение каких л. событий, повествование о виденном, слышанном или пережитом говорящим. Ср. лекция, доклад, речь, выступление. 2. Один из словесных методов обучения (общедидактическое понятие),… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)