Что такое расстановки по хеллингеру и в чем их опасность
Семейные расстановки: развенчание мифов о вреде заместительства
Семейные расстановки – терапевтический метод Берта Хеллингера, позволяющий решить многие проблемы. Его эффективность доказана на практике, но, как и вокруг многих методик, вокруг расстановок много мифов.
Расстановки по Хеллингеру – уникальная методика групповой работы. После нескольких недель занятий многие люди замечают, что проблемы, с которыми они не могли справиться годами, вдруг разрешаются как будто сами собой. Далеко не всегда это происходит так, как планировалось, но всегда – наилучшим образом.
Откуда вообще взялись мифы о семейных расстановках?
Техника чрезвычайно эффективна, однако она плохо вписывается в современные концепции, поэтому она считается альтернативным методом, который не признает классическая психотерапия. Отсюда и мифология, окружающая семейные расстановки.
Один из мифов касается заместителя. Нередко можно встретить мнение, что не стоит выступать заместителем, поскольку это может быть опасным для человека, выполняющего эту роль. Такое предположение лишено оснований, оно сродни суевериям.
Чтобы разобраться, что именно может или не может «угрожать» заместителю, нужно понять, какие именно обязанности он выполняет.
Кто такой заместитель и зачем он нужен в расстановках?
«Поставить себя на место другого человека» практически невозможно, ведь у каждого свое личное мнение о проблеме. И все же для разрешения конфликта это необходимо. Назначив заместителя на роль второго участника конфликта, можно взглянуть на ситуацию по-иному.
Заместителями выступают люди из группы. Они никак не связаны с участником, запрос которого обыгрывается, но быстро «вживаются» и начинают чувствовать то, что чувствует человек, которого они изображают. Зачастую они испытывают не только эмоции, но и физические ощущения. К ним может приходить любая информация о замещаемом человеке, которую ретранслирует.
Заместитель: польза или вред?
Замещая другого человека, участник переживает его эмоции. Поэтому и возникло опасение, что чувства, образы могут как бы «прилипнуть» к нему и проживаться как собственные. Считается, что это может оказать влияние на восприятие и будущие события в жизни заместителя.
Заместителя на групповых занятиях выбирают интуитивно. Они чем-то напоминают участника конфликта, и именно это сходство позволяет им ощущать эмоции незнакомых людей. Если заместитель испытывает дискомфорт, это вовсе не означает, что заместитель «перетягивает» на себя чужой негатив. Это свидетельствует о наличии проблем того же типа, с которым работает участник, делающий запрос.
Существует еще один миф о заместителях в семейных расстановках. Считается, что они транслируют свои собственные проекции, поэтому их мысли и чувства не имеют ничего общего с тем, что ощущает вторая сторона конфликта. Однако уже на практике доказано, что люди по своему запросу получают одну и ту же информацию от совершенно разных заместителей в различных группах.
У вас всегда есть выбор. Вы можете записаться на индивидуальную консультацию психолога или в группу, где проводятся расстановки по Хеллингеру. Только вам решать, какие методы работы над собой вы предпочтете. Главное, ничего не бойтесь и прилагайте усилия для решения своих проблем. Вы ничего не теряете, а приобрести может так много – душевное спокойствие, уверенность в себе, понимание собственных целей и задач.
Жертва или иллюзия: сторонники и противники психологических расстановок обсуждают тему насилия
12 сентября в России отмечался День расстановщика. Расстановки как психологический метод, с одной стороны, широко распространены и невероятно популярны, а с другой стороны, критикуются как лженаука.
Накануне этой даты пост Центра современных системных расстановок вызвал дискуссию в соцсетях: директор Елена Веселаго утверждала, что в насилии разделение на плохих и хороших – иллюзорно, и предлагала лечить жертву насилия через «большое да» (сейчас пост удален, но по сети распространились скриншоты. — Прим. ТД). Пользователи обвинили центр в виктим-блейминге и в еще большем травмировании жертвы, а сама Веселаго сообщила об оскорблениях и угрозах. «Такие дела» попытались разобраться в ситуации.
Что такое расстановки?
Изначально они создавались как групповой психотерапевтический метод, призванный помочь справиться с семейными проблемами. На расстановках клиент проговаривает свою проблему с психотерапевтом-расстановщиком, после чего подбирает «заместителей» на роль своих близких и самого себя, смещает на них проблемные образы и расставляет их в пространстве. Сторонники метода считают, что во время расстановки клиент видит образы своего бессознательного и может менять их в желаемом направлении. Позже расстановочную схему стали расширять от уровня семьи на уровень народов и государств, сейчас их также применяют для решения практических проблем — например, в бизнесе.
Системные расстановки появились в Германии. Они базировались на анализе жизненных сценариев по Берну, классической системной семейной терапии, психодраме и гипнотерапии. В России метод в 2001 году представляли лично отцы-основатели направления, психиатр Гунтхард Вебер и психотерапевт Берт Хеллингер.
В России системные расстановки признаны направлением психотерапии и консультирования Общероссийской профессиональной психотерапевтической лигой (ОППЛ). Она же называет другие методики, использующие слово «расстановка» или ссылки на Хеллингера, «ненаучными» и «приносящими вред клиентам и пациентам». Впрочем, это не мешает сторонникам новых системных расстановок проводить сессии для клиентов и обучающие семинары для специалистов.
«Такие дела» узнали, что думают о расстановках и их трактовке насилия сторонник классических системных расстановок, преподаватель-практик расстановок и полевой терапии, а также врач-психотерапевт, сторонница доказательной медицины.
Михаил Бурняшев
кандидат психологических наук, системный семейный терапевт, директор Института консультирования и системных решений (ИСКР), руководитель направления “Системно-феноменологическая психотерапия (консультирование) и клиент-центрированные расстановки»
“Новые семейные расстановки”, “движения духа” или “полевые практики”, распространяемые Hellinger Sciencia и их последователями, – это, по сути, новый вид секты, основанной на философских догматах, и они не имеют ничего общего с психотерапией и практической психологией. В середине 2000-х годов у одного из основателей семейных расстановок Б. Хеллингера появился ничем не подтвержденный философский догмат, что всем в мире движет “дух”, и все люди якобы ведомы этим “духом”, они осознанно и неосознанно выполняют его волю, и поэтому все и вся, что делают разные люди, правильно, в мире не существует разделения на добро и зло. Из этой точки зрения начинают возникать все проблемы у тех, кто следует этой “философии”, потому что в этом взгляде отсутствует общечеловеческая этика.
В «новых семейных расстановках» или «полевых практиках» на эмоциональное состояние клиента внимания практически не обращают, а смотрят лишь на то, что происходит в пространстве расстановки, так как, по мнению Хеллингера, именно там действует «дух» или «поле», которое ведет клиента и его окружение, и с которым клиент должен согласиться и следовать ему, часто вопреки своим чувствам и воле.
Елена Веселаго
Директор Центра Современных системных расстановок
Со своей стороны я не веду критику Хеллингера. Я знаю, как тяжела наша работа, и глубоко сожалею о срывах, которые с ним иногда происходят. Это может случиться с каждым, особенно с первопроходцем. Я хорошо разбираюсь как в классических расстановках, так и в расстановках «Движения духа», я имела возможность видеть их в оригинале. На современном этапе уже не актуально разделение на “старые” и “новые” расстановки, в расстановках существует огромное разнообразие стилей, и большинство их них уже даже не хеллингеровские – ни по философии, ни по технологии.
В начале своей работы Хеллингер сам двигал фигуры и искал решение, опираясь на принципы системной семейной терапии. Но в какой-то момент он не стал переставлять фигуры и увидел, что они двигаются к хорошему решению сами, без терапевтических воздействий. Он несколько лет пытался понять, что происходит, и пришел к осознанию, что ими движет высшее, то есть Дух. Что неудивительно для бывшего монаха — или, наоборот, удивительно, что он много лет разбирался и Дух не видел. Придя к этому пониманию, он так и стал работать: ставит некоторое количество фигур и ждет решения. Это и есть расстановки «Движения духа». Чтобы решение пришло, терапевт должен находиться в особом состоянии, Хеллингер называет его “пустая середина”. Это медитация. Можно сказать, что Хеллингер преподает не метод, а медитацию. Специалисты, прежде всего психотерапевты, пытались сделать из этого строгий метод — примерно с тем же успехом, как робота учат писать картины.
В настоящее время я определяю свою практику как полевую терапию — это отдельное новое искусство. Полевая терапия — это чтение поля и поиск решения для человека (или группы). Здесь есть примерно 15% расстановок, 20% шаманской работы и 65% уникальных находок именно для души этого человека. Этих находок никогда раньше не было, потому что все люди уникальны. Но есть методики, где и как искать.
Чтение поля — это искусство. Оспаривать описания прочитанного — все равно что оспаривать музыку. Я могу описать, какую музыку я слышу, но это не «мнение», это поэзия. Расстановочной концепции о том, что мы “должны” видеть в поле, не существует — есть поэзия разных расстановщиков и полевых терапевтов. Поэтому я могу сказать слова, описать свое видение, но не разрешу выдавать это за мнение, тем более от лица целого метода, потому как расстановщики все разные.
Сейчас я уже не хочу тянуть расстановки за собой в свое видение. Также я хотела бы освободить полевую работу от жесткой привязки к имени Хеллингера — количество наработок, имеющих другое авторство, уже очень велико, а лично Хеллингер выражал жесткое неприятие моей деятельности. Полевая терапия — свободное непатентованное название работы в поле для помощи человеку, семье и сообществу.
Я готова приложить усилия для понимания темы насилия иначе, чем «она жертва, его в тюрьму». Тот насильник, который сказал [женщине] «детка моя», он доверил жертве услышать и пережить эти слова, потому что он сам, если бы услышал это, умер бы от боли. Так его не называли и не назовут. Таким образом насильник ищет место для [своей] боли и находит. А у нее боль подозрительно похожа — это закон полевого резонанса [то есть подобные ощущения вступают в резонанс]. Вероятно, их боль является продолжением боли их родителей. Потому они и не могли являть нежность. И далее, и далее на несколько поколений… Полевая терапия урегулирует эти болевые резонансы для всех. Даже тех, кто не обращался за терапией. То есть ее матери и его отцу тоже станет легче, если они живы, напряжение спадает.
Глубина человеческой психики безмерна, и расстановки и полевая терапия — один из способов ее познавать. Познание редко бывает простым, однозначным и удобным. За познание нельзя травить, даже если выводы, к которым приходит ищущий человек, кажутся вам непонятными, “ненаучными”, странными, страшными и опасными.
Амина Назаралиева
врач-психотерапевт
Хорошим тоном на сегодняшний день считается перед началом каких-либо вмешательств проводить исследования их эффективности и безопасности. Это широко распространено в рамках доказательного подхода в медицине.
[В России] Принципы доказательной медицины применяются в некоторых отдельных клиниках с хорошей репутацией, но, к сожалению, они в меньшинстве. В большинстве учреждений у нас сложилась зависимость от того, что думают «лидеры мнений» — например, заведующий кафедрой или академик. Этот подход оправдывал себя в прошлом, но он совершенно не оправдывает себя на сегодняшний день, когда мы можем собирать статистические данные, проводить исследования. Один из его серьезных минусов в том, что очень легко впасть в «гуруизм», если не иметь представления о доказательном подходе. Отсюда вырастает минное поле проблем в отечественном здравоохранении, и в том числе в психотерапии. Научно обоснованных методов в психологии пока очень мало: в частности, это когнитивно-поведенческая терапия и ее направления, они наиболее исследованы на сегодняшний день. Все остальное исследовано плохо или не исследовано вообще.
Мне не удалось найти ни одного исследования безопасности и эффективности расстановок при посттравматическом стрессовом расстройстве, депрессии и работе с пострадавшими от насилия (включая домашнее, поскольку в его рамках совершается огромное число изнасилований). Все, что мне удалось найти, — это единичные исследования на достаточно маленьких выборках в целом здоровых людей. Здоровые люди, похоже, могут извлечь пользу из расстановок, которые мне видятся скорее духовным опытом, чем серьезным терапевтическим инструментом.
Ситуация с [Еленой] Веселаго — это ситуация с гуруизмом. Люди доверяют ее словам, не подвергая их никакой критике и не проверяя их, и мы получаем то, что получаем: множество людей, которые начинают обвинять жертв и искать внутри жертвы насильника. Даже те расстановщики, которые существуют в психологическом сообществе, имеют другой взгляд на эту проблему.
В рамках доказательного подхода есть исследования в когнитивно-поведенческой терапии пострадавших от домашнего насилия. Там можно обсуждать силу доказательств, качество исследований, но, так или иначе, есть исследования, пусть и небольшие, которые показывают, что [этот подход] помогает женщинам не становиться повторно пострадавшими в тех же отношениях или в новых.
Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране. Мы уверены, что их можно преодолеть, только рассказывая о том, что происходит на самом деле. Поэтому мы посылаем корреспондентов в командировки, публикуем репортажи и интервью, фотоистории и экспертные мнения. Мы собираем деньги для множества фондов — и не берем из них никакого процента на свою работу.
Но сами «Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям. И мы просим вас оформить ежемесячное пожертвование в поддержку проекта. Любая помощь, особенно если она регулярная, помогает нам работать. Пятьдесят, сто, пятьсот рублей — это наша возможность планировать работу.
Пожалуйста, подпишитесь на любое пожертвование в нашу пользу. Спасибо.
Новости
На Ваш почтовый ящик отправлено сообщение, содержащее ссылку для подтверждения правильности адреса. Пожалуйста, перейдите по ссылке для завершения подписки.
Если письмо не пришло в течение 15 минут, проверьте папку «Спам». Если письмо вдруг попало в эту папку, откройте письмо, нажмите кнопку «Не спам» и перейдите по ссылке подтверждения. Если же письма нет и в папке «Спам», попробуйте подписаться ещё раз. Возможно, вы ошиблись при вводе адреса.
Исключительные права на фото- и иные материалы принадлежат авторам. Любое размещение материалов на сторонних ресурсах необходимо согласовывать с правообладателями.
По всем вопросам обращайтесь на mne@nuzhnapomosh.ru
Нашли опечатку? Выделите слово и нажмите Ctrl+Enter
Нашли опечатку? Выделите слово и нажмите Ctrl+Enter
Благотворительный фонд помощи социально-незащищенным гражданам «Нужна помощь»
Адрес: 119270, г. Москва, Лужнецкая набережная, д. 2/4, стр. 16, помещение 405
ИНН: 9710001171
КПП: 770401001
ОГРН: 1157700014053
р/с 40703810701270000111
в ТОЧКА ПАО БАНКА «ФК ОТКРЫТИЕ»
к/с 30101810845250000999
БИК 044525999
Благотворительного фонда помощи социально-незащищенным гражданам «Нужна помощь» в отношении обработки персональных данных и сведения о реализуемых требованиях к защите персональных данных
Опасное псевдолекарство
К нам в редакцию регулярно приходят письма от читателей, которые спрашивают, стоит ли идти к психологу, предлагающему «поработать с родом» методом семейных расстановок. Этот популярный сегодня прием обещает избавить человека от психологических проблем, которые якобы тянутся еще от праотцев. В чем его суть и почему методу расстановок не просто нельзя доверять, но и нужно бежать от тех, кто его предлагает, расскажет кандидат психологических наук Игорь Бадиев.
Лженаука под соусом эзотерики
— Игорь Валерьевич, расскажите, что собой представляет метод расстановки?
— В психологии, как и в любой другой науке, существует пласт лженаучных и паранаучных направлений. Что такое лженаука? Это некая система наукообразных убеждений, которые внешне похожи на научные, но таковыми по своей сути не являются. Любая лженаука паразитирует в обществе, распространяя идеи и мысли, которые, в лучшем случае, ложны, а в худшем – вредны. Однако лженаучная система убеждений обычно пользуется большой популярностью и процветает, потому что, с одной стороны, это хороший способ зарабатывания денег, а с другой – спекуляция на известных человеческих слабостях. Она дает людям веру в то, чего им так не хватает, – уверенности в завтрашнем дне, в том, что все будет хорошо, что есть лекарство от всех болезней, что им обязательно помогут.
Одним из таких лженаучных направлений психологии, получивших популярность в том числе и у нас в Бурятии, являются так называемые расстановки по Хеллингеру, или системные (семейные) расстановки.
— Одно из главных понятий, которыми апеллируют расстановщики, – «поле». Этот термин заимствован из теории известного социального психолога Курта Левина, который изучал проблемы лидерства, проблемы взаимоотношений в коллективе и другие. Как писал Левин, человек живет и развивается в «психологическом поле» окружающих его предметов, каждый из которых имеет для человека некий энергетический заряд, вызывающий у человека специфическое напряжение, требующее разрядки. На сегодняшний день в академической психологии этот термин признан устаревшим и не используется.
Что такое поле в понимании расстановщика? Это некая метафорическая потусторонняя трансцендентная субстанция, в которой заложена вся информация о роде человека. Все проблемы, которые происходят с человеком, объясняются родовыми конфликтами и отношениями. Дескать, невротические проявления, которые фиксируются у человека, происходят из проблем между его прабабушками и прадедушками. Однако в науке нет места мистике. Наука может изучать эзотерические вещи как некий социальный феномен, но оперировать ими не может.
Ответ умершего родственника
Метод расстановок был разработан Бертом Хеллингером, который не имел психологического или медицинского образования. Если изучить биографию этого немецкого гражданина, то можно с полным правом назвать его авантюристом. Он позиционировал себя как священник, был солдатом Вермахта, миссионером. В одном из африканских племен перенял шаманские практики, которые положил в основу своего метода, замешав туда все, что возможно. Кстати, сейчас в Германии Хеллингер под запретом.
— Как проходят расстановки?
Например, человек с проблемой хочет задать вопрос своему прадедушке и обращается к заместителю предка с вопросом: «Как ты мог бросить мою бабушку?». И тот берет информацию из поля и отвечает: «потому что так и так». Человек с запросом принимает все говорящее за чистую монету и начинает общаться с заместителем как со своим умершим родственником.
В результате заражения под действием многих факторов у некоторых участников группы может возникнуть состояние катарсиса – высвобождение негативных эмоций, в результате которого у них действительно появляется чувство облегчения. Они субъективно воспринимают себя более психологически благополучными, хотя на самом деле это не так.
— Что же с ними происходит объективно?
— Расстановка дает только иллюзию облегчения, потому что проблема, которая привела человека к расстановщику, не была решена, ведь с ней работали на мистическом, эзотерическом уровне, на котором она априори не могла разрешиться. Облегчение объясняется сильнейшим эмоциональным выплеском, никакого ответа на свои вопросы из мистического мира человек получить не мог.
Иллюзия облегчения заставляет людей снова и снова возвращаться к расстановщику. Они становятся как наркоманы, которые бегут за своей дозой эндорфина, гормона радости и удовольствия. Дело в том, что проблема осталась неразрешенной, и после облегчения человек впадает в угнетенное состояние, далее проблема обостряется, и он снова идет за новой дозой облегчения и катарсиса.
Первые жертвы расстановок
На сегодняшний день существуют целые институты системных расстановок по всей стране. Масштабы распространения этой методики впечатляющие. Казалось бы, и бог с ними. Каждый сходит с ума по-своему: то, что у нас не запрещено, то разрешено. Я, может быть, об этом и не говорил бы, считая расстановки вариантом легальных наркотиков, если бы не одно «но».
Дело в том, что в расстановке работают реальные психологические механизмы, приемы и техники, которые направлены на актуализацию психологических проблем человека, которые в итоге не получают разрешения. Образно говоря, человеку пробивают механизмы психологической защиты, барьер, за которым лежат все его травмы. В итоге на свет выплескиваются все его психологические проблемы, которые лавиной обрушиваются на него. Рана раскрывается и оборачивается психотическими нарушениями, такими как острые психозы. На сегодня известны многие случаи обращения в психоневрологический диспансер с острыми психозами после расстановок.
— Как бы проработал проблемы психолог или психотерапевт?
Ловушка для психолога
К сожалению, с такими псевдолекарствами мы сейчас сталкиваемся все чаще и чаще, потому что спрос на психологическую помощь год от года растет, при этом психологов не хватает, а это хорошая почва для распространения паранаучных, псевдонаучных и лженаучных направлений.
— Психологи, которые занимаются расстановками, обязаны знать об их вреде. Почему они принимают псевдонауку за истину?
— Расстановщики – это не какие-то злобные манипуляторы, это точно такие же люди со своими проблемами, которые попали в ту же самую ловушку. Они сами свято верят в этот действенный метод и пропагандируют его. Это самое страшное. Мошенника можно вывести на чистую воду, указав ему на его двуличие, а человека, который верит в то, что он делает, изобличить нельзя. Вполне возможно, ряд моих коллег, которые прочитают эту статью, возмутятся и начнут обвинять меня. Это значит, что статья попала точно в цель.
Потребителей психологических услуг я бы хотел предостеречь и порекомендовать очень критично подходить к тем методам, которые используют психологи, часть из которых на деле являются парапрофессионалами.
Расстановки по Хеллингеру: эффективный метод или скрытая угроза?
Зачастую в жизни происходит так, что по непонятным причинам человека преследует череда постоянных неудач. Существует много теорий из различных областей, пытающихся объяснить этот феномен и избавить человека от его проблем, однако в последнее время стремительно начал обретать популярность именно метод расстановок по Хеллингеру.
Данный метод психологического воздействия не имеет достаточных научных оснований, а его использование приводит к неоднозначным результатам, поэтому критики спорят не только о его эффективности, но и безопасности.
Сегодня вы узнаете, что такое системные расстановки по Хеллингеру, отзывы о них и их критику, для кого они предназначены и как проводятся, а также то, как обезопасить себя от вероятных рисков, связанных с использованием данного метода.
Если вы хотите найти реальную причину своих проблем и достичь внутренней гармонии, обязательно записывайтесь на нашу онлайн-программу «Самопознание», на которой вы узнаете массу интересного о своей личности, поймете свои сильные и слабые стороны, осознаете, чего действительно хотите от жизни.
Концепция семейной системы Хеллингера
Привлек общественное внимание к методу системных семейных расстановок в конце 80-х годов 20-го века немецкий психотерапевт Берт Хеллингер. Расстановки как метод психотерапевтического воздействия, однако, использовались и до него: например, в рамках психодрамы и песочной терапии.
Несмотря на это, расстановки по Хеллингеру все-таки существенно отличаются от других психотерапевтических практик: в основном это касается идей, на которых основывается его метод, в частности концепции морфогенетического поля.
Морфогенетическое поле и поля сознания
Метод расстановок Хеллингера называется системным и семейным, т.к. в его основе лежит понятие морфогенетического поля, используемое в естественно-научных кругах. Впервые гипотезу о существовании внутриклеточной информации независимо друг от друга выдвинули советский биолог Александр Гурвич и австрийский исследователь Пьер Вейс, однако развили ее другие ученые, в частности британский биохимик, физиолог растений и парапсихолог Руперт Шелдрейк.
В кратком виде концепцию морфологического поля можно представить следующими тезисами:
Советский математик и философ Василий Васильевич Налимов на основе идеи морфологического поля создал концепцию полей сознания, идеи которой очень близки широко известной теории коллективного бессознательного Карла Густава Юнга. В ходе изучения измененных состояний сознания человека и способов их достижения (медитации, психоделических средств и т.д.) Налимов пришел к выводу, что образное мышление обусловлено наличием в пространстве информации, которую человек воспринимает посредством своего тела, т.е. мы как бы подключаемся к потокам образов с помощью своих биологических структур, а не генерируем их изнутри [В. Налимов, 1979].
Несмотря на тот факт, что обе вышеупомянутые концепции являются логичными, они могут получить и достаточного научного подтверждения и считаться объективными. И данное обстоятельство не помешало Хеллингеру использовать их в качестве основы для своих идей.
Роль семейной системы в жизни человека
Следуя концепции морфогенетического поля, Хеллингер пришел к выводу, что поскольку семья является открытой живой системой, она также имеет единое поле, в котором содержится информация о всей семье, а в сознании каждого отдельного члена семьи заключена информация обо всех других ее членах, представленная в «образе семьи», заключенном в бессознательном.
Согласно Хеллингеру, любая семейная система подчиняется трем законам, которые он назвал Порядками Любви:
Нарушение этих законов ведет к нарушению равновесия в семье, что приводит к ухудшению состояния, самочувствия и качества жизни ее членов, поэтому целью системных семейных расстановок является возврат к равновесию путем системного анализа семьи и устранению причин возникновения проблемных ситуаций.
Таким образом, в основе классического метода системных семейных расстановок лежит идея о том, что текущие проблемы в жизни человека связаны не с его личным жизненным опытом, а с общим опытом его семьи, который влияет на каждого ее члена.
Поскольку все члены семьи связаны единым морфологическим полем, содержащим информацию обо всем, происходящим с ними за все время существования рода, отвергнутый жизненный опыт одного ее члена обязательно будет воспроизводиться снова, чтобы включиться в систему семьи, до тех пор, пока проблема не будет разрешена.
Такой феномен в рамках теории Хеллингера получил название «семейной совести», из-за которой невиновный страдает от того, что жизненный опыт кого-то из его предков был отвергнут в прошлом. Сама же взаимосвязь человека с членами его семьи называется переплетением, разрешение которого и является целью расстановки [Б. Хеллингер, 2007].
Приведем пример: если бабушка Ивана когда-то сделала аборт, из-за чего ее мать выгнала ее из дома и не простила до конца своей жизни, то дочь Ивана может также сделать аборт, поскольку ей уготовлено пережить опыт своей прабабушки вместо нее, т.е. семье Ивана необходимо принять тот факт, что их дочь сделала аборт, – только так опыт будет включен в морфологическое поле семьи.
Хеллингер выделил две основные причины отвержения жизненного опыта, в результате которого возникают переплетения:
Таким образом, проблемная ситуация прямым образом связана с нарушением одного или нескольких Порядков Любви в семейной системе, в результате которого возникло переплетение – именно так считал Берт Хеллингер. Расстановки, которые он создал, помогают не только выявить это нарушение, но и устранить его, разрешив переплетение и освободив клиента от его негативных последствий.
Классические расстановки по Хеллингеру
Классические расстановки Хеллингера являются сугубо психотерапевтическим методом, в основе которого лежат идеи нескольких широко известных психологов и психотерапевтов и их практик: Эрика Берна, Курта Левина, Милона Эриксона, Вирджинии Сатир, Френка Фарелли и других.
Сфера применения расстановок включает в себя все случаи, когда человека преследует череда неудач, не имеющих под собой никакой объективной почвы. Например, когда человек:
Метод классических системных семейных расстановок помогает человеку разрешить свою текущую проблемную ситуацию путем осознания незавершенных процессов в семейной системе путем перевода из бессознательного в сознание и переживания отвергнутого в прошлом опыта в настоящем времени. В процессе расстановки происходит трансформация – замена старого негативного жизненного опыта, являющегося источником текущих проблем клиента, на новый, способный наладить его жизнь.
В основе метода расстановок по Хеллингеру лежит феномен заместительского восприятия, заключающийся в том, что при расстановке заместитель настолько вживается в свою роль, что несмотря на то, что он не просто лично не знаком с членом семьи, прототипом которого он является, и не имеет о нем вообще никаких сведений, он буквально начинает «ощущать себя в его шкуре» и сливается со своим «персонажем».
Данный феномен не нашел объяснения с точки зрения науки, однако правильность данных, полученных в результате заместительского восприятия, неоднократно подтверждалась на практике, поэтому психологи-расстановщики доверяют им. Благодаря феномену заместительского восприятия расстановки по Хеллингеру помогают выявить гораздо более глубинные факторы, влияющие на проблемную ситуацию клиента, т.е. выйти за рамки его сознания и погрузиться в мир невербальных сигналов, что позволяет использовать психотерапевтические возможности, недоступные другим аналогичным практикам. Именно так расстановки по Хеллингеру позволяют искусственным образом внедриться в саму семейную систему и проработать проблему изнутри.
Однако нужно отметить два важных момента:
Системные расстановки Хеллингера нацелены на избавление клиента от проблем путем наблюдения за взаимодействием отдельных элементов его семьи. Процесс проведения классических системных семейных расстановок по Хеллингеру можно представить в следующем виде:
Таким образом, расстановки помогают человеку вывести информацию из коллективного бессознательного в сферу сознания и убрать из своего психического опыта те факторы, которые мешают ему жить полноценной жизнью и быть счастливыми, что не предполагается в других современных методах психотерапии, которые предлагают лишь изучение проблемы со стороны.
Таковы основные особенности классического метода расстановок по Хеллингеру. Однако с момента возникновения и проведения первых практик метод системных семейных расстановок существенно видоизменился, постепенно переходя не только к новым технологиям проведения, но и к совершенно новой философии.
Новые семейные расстановки или «Движения Духа»
Первым шагом на пути трансформации метода Хеллингера являлась его работа, в рамках которой классические системные расстановки были рассмотрены в контексте рода, народа, государства и т.д. Такой подход во многом обогатил его концепцию и позволил выявить динамики на уровне более широких социальных систем и осознать причины трагических исторических событий. В результате расстановок такого рода заместители агрессоров неоднократно сообщали о том, что их вела какая-то неведомая сила, исходящая прямо из глубины души, которой они не могли оказать сопротивление. Именно поэтому эта работа Хеллингера получила название «Движение души».
Пытаясь объяснить данный феномен, Хеллингер все дальше отходил от психологии и видел в себе философа, в результате чего он выдвинул свою концепцию прикладной философии, в которой изменил христианской традиции и заявил, что Зло и Добро равнозначны, и оба возникают по замыслу Духа (Бога). Более того, именно Бог заставляет людей совершать преступления, в том числе и мирового масштаба (Хеллингер упоминал Гитлера и Сталина) [М. Бурняшев, 2012].
Дальнейшее развитие концепции морфогенетических полей привело к тому, что Хеллингер начал считать, что истинная трансформация возможна только в случае изменения сознания до уровня «максимальной открытости», а информация, приходящая из поля, является опытом, доступным лишь узкому кругу, к которому другие члены общества попросту не готовы ввиду своего низкого уровня духовного развития.
Трансформация идей Хеллингера привела к массовой критике его подхода в Германии, а Немецкая ассоциация расстановок даже исключила его имя из своего названия, сочтя его новый метод не только сомнительным, но и опасным.
Порвав с Международным расстановочным сообществом, Хеллингер начал практиковать свои новые системные расстановки только с теми, кто был готов разделить этот особый опыт, и переименовал их из классических в духовные. Он перестал использовать в своей работе изучение причинно-следственных связей и искать «правильное решение» проблемной ситуации, а его основным методом работы стала практика «Движения Духа», в рамках которой клиент осуществляет запрос к Духу, который знает решение его проблемы, однако не дает точного ответа, поэтому цель практики состоит в том, чтобы отдаться Движению Духа и получить трансформационный опыт в результате процессов, очень похожих на молитву или медитацию [Е. Веселаго, 2011].
Теперь, когда мы подробно рассказали вам про расстановки по Хеллингеру, отзывы о них и их критика помогут вам сделать правильный вывод о том, использовать данный метод или нет.
Критика методов Хеллингера
Отзывы о расстановках по Хеллингеру совершенно неоднозначны: одни люди говорят о том, что с помощью расстановок им действительно удается избавиться от своих проблем, другие испытывают после них ощущение, близкое к эйфории, третьи считают эту практику пустой тратой времени и денег, а четвертые и вовсе уверяют, что после расстановок обрели еще более существенные проблемы.
Чтобы понять, почему так происходит, необходимо ознакомиться с критикой методов Хеллингера, которая всецело объясняет истинные причины такого расхождения во мнениях.
Можно сказать, что вся критика классических семейных системных расстановок по Хеллингеру сводится к недостаточному научному обоснованию метода, а вот критика новых семейных расстановок, «Науки Хеллингера» или «Школы Хеллингера» имеет гораздо большие масштабы.
В своей статье «Семейные расстановки – психотерапия или философия?» кандидат психологических наук и директор Института консультирования и системных решений Михаил Бурняшев пытается предупредить психологов, психотерапевтов и потенциальных пользователей данного метода о скрытых опасностях и «подводных камнях» расстановок по Хеллингеру.
Согласно Бурняшеву, изначально данный метод демонстрировал свою эффективность и помогал людям избавиться от множества проблем и изменить свою жизнь к лучшему. Бурняшев познакомился с системными расстановками, будучи опытным психотерапевтом, стал профессионалом в этой области и на собственной практике убедился в том, что семейные системные расстановки позволяют так глубоко проникнуть в бессознательное, как не может сделать ни один другой метод психотерапевтического воздействия, и действительно помочь человеку.
Однако переход Хеллингера от психологии к философии и создание им организаций «Школа Хеллингера» и «Наука Хеллингера» сделали его метод не только сомнительным, но и опасным. Бурняшев уверен в том, что концепция прикладной философии Хеллингера, в рамках которой Бог приравнивается к Духу и олицетворяет собой как Добро, так и Зло, способствует подмене понятий и умножению страданий общества: эта идея не просто оправдывает преступников, но и придает их деяниям высокое значение, поскольку в них вкладывается замысел Бога.
В рамках широких систем это способствует процветанию преступности, жестокости, насилия и безнаказанности, а в узких рамках семьи и конкретно расстановочной работе приводит к тому, что клиенты приходят к болезненным искажениям действительности, что способствует их ретравматизации, а не исцелению.
В границах новых системных расстановок от клиента требуется «принять» агрессора даже в том случае, если он не раскаялся в содеянном и уверен, что поступил или поступает правильно. Если клиент не принимает агрессора, его убеждают в том, что он не согласен с Божьей волей. Если же он принимает в себя разрушительную энергию, появляется угроза того, что он сам может стать ее заложником и превратиться в агрессора. В обоих случаях такие расстановки не просто не избавляют человека от его проблемы, но и добавляют другие проблемы в его жизнь, причем гораздо более серьезные. Кроме того, если придерживаться идеи о том, что все мы движимы Духом, а добрые и злые поступки равны, зачем тогда стремиться к достижению каких-либо благих целей и работать над собой?
Но этим скрытая угроза от философии новых системных расстановок не ограничивается. Фактически, концепция Хеллингера отрицает понятие свободы воли как таковое и заставляет человека поверить в то, что он является неким орудием в руках высшей силы. Если убедить человека в таком положении дел, им становится очень удобно манипулировать.
Кроме того, в своей статье Бурняшев поднял проблему, которую заключает в себе обучение расстановкам по Хеллингеру и практика данного метода современными психологами и психотерапевтами: большинство специалистов, практикующих его метод, не осознают, чем они занимаются на самом деле: многие из них не ведают, что проводят расстановки не согласно психотерапевтическому подходу, а опираясь именно на сомнительный философский подход Хеллингера, в результате чего их клиенты получают не действенную терапию, а лишь пустые обещания и потенциально опасное воздействие.
Таким образом, по мнению Бурняшева, Хеллингер-психотерапевт создал действительно эффективные методы психотерапевтической работы, которым можно доверять, а вот учения Хеллингера-философа могут быть не только неэффективны, но и опасны [М. Бурняшев, 2012].
Подводя итоги, можно сделать следующие выводы о расстановках по Хеллингеру:
В любом случае, пробовать метод расстановок по Хеллингеру или нет, – решать только вам. Мы же советуем записаться на нашу онлайн-программу «Лучшие техники коммуникаций», которая обязательно позволит вам наладить отношения со своей семьей без каких-либо скрытых рисков для своего психологического и финансового состояния.