Что такое расстройство памяти
Расстройства памяти. Причины и лечение
1. Общие сведения
Под памятью мы подразумеваем способность человеческого мозга к рецепции и фиксации (восприятию и собственно запоминанию), ретенции (удержанию) и репродукции (произвольной актуализации в нужный момент) какой-либо информации. Под информацией, в свою очередь, понимается любой сигнал или совокупность сигналов о состоянии внешнего и внутреннего мира, о прошлом, настоящем и будущем этих миров, их изменениях (в самом широком смысле – от вселенского Большого Взрыва до небольшого перепада настроения у самого человека-носителя памяти).
Такой поток сообщений поступает в мозг постоянно и непрерывно; он требует не только регистрации, так сказать, технических сведений (даты, числа и прочие параметры), но и функционирования многих других видов памяти – цветовой, музыкальной, тактильной, эмоциональной и пр.; иными словами, т.н. «память сердца» – это на самом деле тоже память мозга. Соответственно, при таких объемах поступающей информации, какими обеспечивают нас органы чувств, внимание (способность фокусировать мыслительную деятельность и «луч» сознания на каком-либо экстернальном или интернальном объекте) и аналитические центры мозговой коры, – которые заняты извлечением значений, смыслов, выводов, прогнозов из информационного потока, т.е. переработкой информации, – память должна обладать целым рядом особых свойств и качеств, иначе она попросту перегрузится. Одним из важнейших таких свойств, наряду со способностью к фиксации-ретенции-репродукции, является селективность – избирательность памяти, благодаря которой в мозгу удерживается и хранится далеко не вся, а лишь необходимая информация, причем «фильтры», которые оценивают и реализуют такую необходимость, делятся на объективные (выработанные в ходе эволюции, – например, генетическое знание о том, что ползущую навстречу змею лучше обойти десятой дорогой, а прыгать вниз стоит лишь с безопасной высоты) и субъективные (имеющие персональное значение именно для данного человека, – например, ПИН-код к банковской карте или запах бабушкиных пирогов из далекого детства). Важным защитным механизмом памяти является также удаление длительно не используемых данных – совершенно аналогично тому, как по прошествии определенного времени автоматически удаляется спам из аккаунта электронной почты.
Организация и функционирование памяти, в целом, являются исключительно сложным (в числе наиболее сложных из всех известных человеку) феноменом, поскольку локализована эта метафункция в относительно малом объеме черепной коробки и действует благодаря сугубо биологическим, пока далеко не полностью изученным механизмам и принципам, в основе которых лежат электрохимические, нейротрансмиттерные, биохимические процессы, на создание и отладку которых у органической эволюции ушло, в общей сложности, несколько миллиардов лет (это не опечатка: именно миллиардов лет, а не миллионов, поскольку механизмы удержания и хранения какой-то элементарной информации закладывались, по-видимому, еще в самых первых макромолекулах, которые мы могли бы назвать живыми, – ибо без такого запоминающего, хранящего и актуализирующего блока сейчас живой материи не существовало бы вообще).
Очевидно, что при столь сложной организации и многофункциональности памяти в ней время от времени что-то ослабляется и восстанавливается, совершенствуется благодаря непрерывной тренировке и использованию – или разрушается, распадается под действием вредоносных факторов и неблагоприятных условий. Человеческую память как таковую изучает множество наук, – не только гуманитарных, но и сугубо технических, – однако медицину в первую очередь интересуют, конечно, патологические состояния и нарушения памяти в аспекте их причин, механизмов развития и возможностей коррекции.
По разным оценкам, в общей человеческой популяции теми или иными расстройствами и нарушениями памяти страдает от одной четверти до одной трети населения, однако оценки эти можно принять лишь как очень приблизительные, поскольку до сих пор у нас нет достаточно четких представлений о том, что это, вообще, такое – идеальная память человека, и почему она должна соответствовать именно тем нормативам, которые, по сути, мы сами же для нее и ввели.
2. Причины
3. Симптомы и диагностика
В различных клинических дисциплинах (неврология, психиатрия, патопсихология) употребляются несколько разные классификации мнестических расстройств; эти классификации, как правило, очень обширны, разветвлены, и в полном объеме, – со всеми своими элементами и подтипами, – имеют реальное практическое значение лишь для специалистов.
Заметим лишь, что при наблюдаемом количестве вариантов и клиническом многообразии расстройств памяти для их изучения впору организовать отдельную медицинскую специальность, причем она получилась бы далеко не самой узкой.
Наиболее информативной в плане диагностики мнестических нарушений, – если говорить о характере, степени выраженности, нюансах селективности, истощаемости, эмоционально-волевых и мотивационных составляющих, – является обширная и развитая методология медицинской (клинической) психологии, особенно нейропсихологической ее ветви.
Для подтверждения, исключения или уточнения органической, клеточно-тканевой природы расстройств памяти назначают инструментальные методы: томографию, рентген, ЭКГ, допплер-УЗИ, ангиографию и т.д.; для уточнения биохимических характеристик – лабораторные анализы.
4. Лечение
Терапия нарушений памяти как таковых – едва ли возможна. Терапевтической мишенью всегда является патологический процесс или состояние, которые привели к расстройству или ослаблению памяти, т.е. схема лечения определяется результатами диагностики. Иной вопрос заключается в том, что память (как общую, так и селективные ее виды) можно в значительной степени укрепить специальными упражнениями и постоянной тренировкой, о чем люди знают с глубокой древности. Достоверно доказано также, что оптимальная нагрузка на интеллектуально-мнестические функции обладает хорошим профилактическим эффектом в отношении пресенильных и сенильных атрофий головного мозга (болезни Альцгеймера, например).
На какие-либо «пилюли для памяти», особенно купленные под влиянием рекламно-гипнотической агрессии, уповать не стоит совершенно, – в лучшем случае, они безвредны. Следует понимать, что любые ноотропы, стимуляторы церебральной трофики, кровообращения и общей активности, протекторы когнитивных функций, – это препараты медицинского, а не самолечебного назначения. Назначает их только врач (и отнюдь не для «усиления» или «прокачки» памяти, а с целью замедления или приостановления процессов ее распада), он же должен контролировать динамику состояния, тогда как бесконтрольное применение таких препаратов может нанести центральной нервной системе серьезный ущерб.
Расстройства памяти
Расстройства памяти – это снижение либо полная утрата функции регистрации, сохранения и воспроизведения информации. При гипомнезии нарушения характеризуются ослабеванием способности запоминать текущие и воспроизводить прошедшие события. Амнезия проявляется абсолютной невозможностью сохранять и использовать информацию. При парамнезиях воспоминания искажаются и извращаются – больной путает хронологию событий, заменяет забытое выдумкой, сюжетами из книг и телепередач. Диагностика проводится методом беседы, специальных патопсихологических проб. Лечение включает прием медикаментов, психокоррекционные занятия.
МКБ-10
Общие сведения
Память является ключевым психическим процессом, обеспечивающим возможность накопления и передачи опыта, познания окружающего мира и собственной личности, приспособления к изменяющимся условиям. Жалобы на снижение памяти наиболее распространены среди пациентов неврологического и психиатрического профиля. Расстройства данной группы регулярно выявляются у 25-30% людей молодого и среднего возраста, у 70% пожилых. Выраженность нарушений варьируется от незначительных функциональных колебаний до стабильных и прогрессирующих симптомов, препятствующих социальной и бытовой адаптации. В возрастной группе 20-40 лет превалируют астено-невротические синдромы, носящие обратимый характер, у больных старше 50 лет ухудшение памяти часто обусловлено органическими изменениями в головном мозге, ведущими к стойкому когнитивному дефициту и плохо поддающимися лечению.
Причины
Проблемы с памятью могут быть спровоцированы множеством факторов. Наиболее распространенной причиной является астенический синдром, вызванный ежедневной психоэмоциональной нагрузкой, повышенной тревожностью, физическим недомоганием. Патологическая основа выраженного снижения функций памяти – органические заболевания ЦНС и психические патологии. К наиболее распространенным причинам мнестических нарушений относятся:
Патогенез
Процессы памяти реализуются при участии модально-специфических центров коры, куда поступает информация от анализаторов, и неспецифических структур – гиппокампа, зрительного бугра, поясной извилины. Специфические (по модальности анализаторов) корковые отделы взаимодействуют с речевыми зонами, в результате чего память переходит на более сложный уровень организации – становится словесно-логической. Избирательность памяти обеспечивается активностью лобных долей, а общая способность к запоминанию и воспроизведению – стволовыми отделами и ретикулярной формацией.
Расстройства памяти характеризуются дисфункциональностью структур мозга. При снижении тонуса, диффузных органических процессах и повреждении подкорково-стволовых отделов ухудшаются все виды мнестических процессов: фиксация, ретенция и репродукция. Локализация очага в лобных зонах влияет на избирательность и целенаправленность запоминания. Патология гиппокампа проявляется снижением долговременной памяти, нарушением обработки и хранения пространственной информации (дезориентацией).
Классификация
С учетом особенностей клинической картины расстройства памяти подразделяются на гипермнезию (усиление), гипомнезию (снижение), амнезию (отсутствие) и различные подтипы парамнезий – качественных изменений сохраненной информации. Классификация, ориентированная на патогенетические механизмы, разработана Александром Романовичем Лурия и включает следующие виды нарушений:
Симптомы расстройств памяти
Гипомнезия – снижение способности к хранению, запоминанию, воспроизведению информации. Проявляется ухудшением памяти на имена, адреса, даты и события. Особенно заметна в условиях, требующих быстрой формулировки ответа. Мнестический дефицит связан преимущественно с событиями настоящего, информация из прошлого беднеет деталями, забывается последовательность, очередность, привязка ко времени. Как правило, первыми расстройство замечают сами пациенты. При чтении книги им необходимо периодически возвращаться к предыдущему абзацу, чтобы восстановить сюжет. Для компенсации гипомнезии они заводят ежедневники, планеры, используют стикеры и будильники с напоминаниями.
Амнезия – полная потеря памяти. При ретроградной форме утрачиваются воспоминания о событиях, непосредственно предшествующих заболеванию. Выпадает информация о жизни в течение нескольких дней, месяцев или лет. Более ранние воспоминания сохранны. Антероградная амнезия характеризуется потерей информации о ситуациях, произошедших после острого периода болезни или травмы. Пациенты не могут вспомнить, что с ними происходило в течение последних нескольких часов, суток или недель. При фиксационной амнезии утрачивается возможность запоминать текущую информацию.
Прогрессирующая форма проявляется разрушением навыка запоминания и нарастающим опустошением запасов информации. Вначале больные забывают ситуации и информацию, полученную недавно. Затем из памяти стираются события далекого прошлого. В завершении утрачивается информация обо всей прожитой жизни, включая собственное имя, лица близких людей, эпизоды из юности и детства. При избирательной, афектогенной, истерической формах стираются воспоминания об отдельных периодах – травмирующих ситуациях, негативных переживаниях.
Качественные расстройства памяти называются парамнезиями. К ним относятся конфабуляции, криптомнезии и эхомнезии. При конфабуляциях пациенты забывают реально произошедшие события, непреднамеренно заменяют их вымыслами. Фантазии больных могут казаться весьма правдоподобными, связанными с бытовыми, обыденными ситуациями. Иногда они носят характер фантастических, нереальных – с участием инопланетян, ангелов, демонов, с мистическими перевоплощениями действующих лиц. Пожилым пациентам свойственны экмнестические конфабуляции – замена забытых периодов жизни информацией из детства, юности. При криптомнезиях больные считают реально пережитыми в прошлом события, описанные в книгах, увиденные в снах, фильмах или телепередачах. Эхомнезия – восприятие происходящих ситуаций как имеющих место ранее, повторяющихся. Возникает ложное воспоминание.
Осложнения
Выраженные и грубые нарушения памяти, развивающиеся при длительном течении болезни и отсутствии лечебно-реабилитационных мероприятий, приводят к распаду сложных двигательных навыков. Такие состояния часто сопровождаются общим интеллектуальным дефицитом. Вначале пациенты испытывают трудности при письме, чтении, счете. Постепенно возникают проблемы в пространственной ориентации, планировании времени, что затрудняет самостоятельное перемещение вне дома, снижает социальную активность. На поздних стадиях больные утрачивают речь и бытовые навыки, не могут самостоятельно принимать пищу, совершать гигиенические процедуры.
Диагностика
Первичное исследование расстройств памяти выполняется клиническим методом. Врач-психиатр и невролог собирают анамнез, проводят беседу, по результатам которой оценивают сохранность когнитивных функций и степень выраженности нарушений, получают информацию о сопутствующих заболеваниях, перенесенных ранее нейроинфекциях и черепно-мозговых травмах. Для выявления причин изменения памяти невролог по необходимости направляет больного на МРТ головного мозга, ЭЭГ, дуплексное сканирование брахиоцефальных артерий, исследование спинномозговой жидкости, исследование глазного дна. Специфическая диагностика расстройств памяти проводится патопсихологом, а при подозрении на локальное мозговое поражение – нейропсихологом. Тестируется несколько видов памяти:
Лечение расстройств памяти
Лечебно-коррекционные мероприятия подбираются индивидуально и во многом определяются причиной – ведущим заболеванием. При астеническом синдроме необходимо восстановить нормальный режим отдыха и труда, при ухудшении памяти вследствие алкогольной интоксикации, печеночных заболеваний – соблюдать диету, при гипертонии – поддерживать нормальное кровяное давление. Общие методы лечения расстройств памяти включают:
Прогноз и профилактика
Мнестические расстройства успешно поддаются лечению при отсутствии прогрессирующего основного заболевания (старческой деменции, неблагоприятной формы шизофрении, эпилепсии с частыми приступами). Ведущая роль в профилактике ухудшения памяти принадлежит поддержанию здоровья, включает отказ от курения и злоупотребления алкоголем, занятия спортом, своевременное обращение за медицинской помощью при соматических и психических болезнях. Важно соблюдать рациональный режим работы и отдыха, спать не менее 7-8 часов в сутки, уделять время интеллектуальным нагрузкам, чтению книг, решению кроссвордов, применению полученной информации в жизни.
Нарушение памяти
Память — это одна из самых важных функций в жизни человека. Память — это способность сохранять и воспроизводить в нужный момент воспоминания или абстрактную информацию. Память играет решающую роль в обучении и в рабочих навыках, а в детском возрасте участвует в формировании личности.
Нарушение памяти — это патологические состояние, которое может быть симптомом множества заболеваний. В результате у пациента наблюдается нарушение восприятия реальности, выраженной в той или иной степени.
Этот симптом может быть как постоянным и сохраняться на протяжении длительного периода времени (или даже в течение всей жизни), так и эпизодическим. С последним вариантом сталкивался каждый четвертый — в разной степени и в разные периоды жизни.
Основные причины
Причины могут быть самыми разнообразными. Самая частая, по данным статистических исследований, это астенический синдром. Так называют комплекс симптомов: психоэмоциональное напряжение, эмоциональная лабильность, повышенная тревожность, признаки депрессии. Вторая по частоте причина — это последствия каких-либо заболеваний.
Но существует ряд других факторов, которые могут привести к нарушениям памяти:
Соответственно, лечение в каждом случае специфическое, а диагностика требуется тщательная, так как причин множество.
Признаки развития нарушений памяти
Могут появляться в одночасье, а могут развиваться практически незаметно. То, как прогрессирует заболевание, важно для диагностики.
Симптомы располагают по нескольким категориям. Оценивают и то, насколько сильно пострадала память, и то, какие ее компоненты затронуты.
По количеству выделяют такие симптомы:
Есть симптомы, связанные с поражением различных компонентов памяти:
Интересно, что при нарушениях памяти довольно часто удалению подвергаются какие-то конкретные объекты воспоминаний:
Может наблюдаться и забывание, не связанное с конкретными объектами, но при этом фрагментарное. В таком случае из памяти выпадают случайные участки воспоминаний, и не удается найти какую-то систему.
Что касается качественного нарушения воспоминаний, то симптоматика может быть следующей:
Еще одно необычное нарушение связано с восприятием реального времени как чего-то такого, что происходило в прошлом. Так как бывает чрезвычайно важно разобраться, какие именно нарушения есть у пациента, ему приходится долгое время работать с психиатром даже при отсутствии психического заболевания — это необходимо для объективного распознавания симптоматики и постановки верного диагноза.
Нарушение памяти у детей
У детей постановка диагноза затруднена еще сильнее. Это связано с тем, что нарушения памяти могут проявляться вследствие врожденных заболеваний или могут быть приобретены уже в течение жизни. У детей выделяют две основные формы потери памяти — это гипомнезия (проблемы с запоминанием и последующим воспроизведением информации) и амнезия (полная потеря какого-либо участка памяти). Кроме заболеваний сферы интеллекта, к нарушению памяти у детей могут привести психические заболевания, отравления, а также коматозные состояния.
Чаще всего у детей диагностируют нарушение памяти на фоне астении или неблагоприятного психологического климата. Признаками патологии в данном случае выступают отсутствие усидчивости, проблемы с фиксацией внимания, изменения поведения.
Как правило, дети с нарушениями памяти плохо справляются со школьной программой. У них достаточно часто затруднена социальная адаптация.
Проблемы с памятью в детском возрасте могут быть связаны с нарушениями зрения — ведь большую часть информации человек получает с помощью зрения, а визуальное восприятие очень развито именно в детском возрасте. В таком случае у ребенка появляются следующие симптомы: снижение объема памяти, низкая скорость запоминания, быстрое забывание. Так происходит из-за того, что образы, полученные незрительным путем, практически не окрашены эмоционально. Поэтому такой ребенок будет показывать более низкие результаты по сравнению со зрячим. Адаптация заключается в упоре на развитие словесно-логического компонента, увеличение объема кратковременной памяти, развития двигательных навыков.
Нарушение памяти в пожилом возрасте
У многих пожилых людей в той или иной степени нарушена память. В первую очередь это стоит связывать с возрастными изменениями в кровеносной системе и работе головного мозга. Сказывается и замедление метаболизма, которое бьет по нервной ткани.
Важная причина нарушений — это болезнь Альцгеймера, которая проявляется и активно прогрессирует в зрелом и пожилом возрасте.
По статистике, не менее половины (а по данным некоторых исследований до 75%) пожилых людей сами отмечают у себя некоторую забывчивость или иные нарушения памяти. Первой страдает кратковременная память. Это приводит к целому ряду неприятных психологических симптомов, которые, к сожалению, наблюдаются у многих пожилых людей. Среди таких проявлений: повышенная тревожность, подавленность.
В норме функция памяти снижается постепенно, поэтому даже в старости не мешает заниматься повседневными делами и не снижает качество жизни. Последние исследования показывают зависимость между здоровым образом жизни в юности, интеллектуальной работой (или иной умственной деятельностью) и состоянием в старости.
Если отмечена патология, то снижение памяти может происходить быстрее. При отсутствии правильно поставленного диагноза и адекватного лечения, высок риск развития деменции. Это состояние характеризуется потерей бытовых навыков вследствие потери способности к запоминанию.
Нарушения памяти
Можно отметить следующие симптомы и виды заболеваний, говорящие о нарушениях памяти:
Когда память, наоборот, сильно обостряется, принимая при этом патологические формы, говорят о гипермнезии.
Причины
Существует огромное количество причин нарушения памяти. К ее ухудшению может привести астенический синдром, деменция, интоксикация организма, алкоголизм, травмы черепа, нехватка микроэлементов и витаминов, хронические болезни, возрастные изменения. Для каждого возраста существуют свои причины нарушения памяти. Подробнее об этом расскажем ниже.
У детей
Как показывает практика, нарушение памяти у детей чаще всего происходит под влиянием сразу нескольких сторонних факторов: негативная обстановка дома или в школе, астения, частые простудные заболевания и пр.
У взрослых
Теперь подробнее о том, почему происходит нарушение памяти у взрослых. Причины для этого, оказывается, могут быть самые разные. Сюда можно отнести постоянные стрессы дома и на работе, различные патологии нервной системы (энцефалитная болезнь). Ухудшение и снижение способности запоминать происходит при алкоголизме или наркомании, в случае психических отклонений. Наличие заболеваний, при которых повреждаются сосуды мозга, также оказывают сильное влияние на состояние памяти. Такое происходит при атеросклерозе сосудов, диабете, артериальной гипертензии, патологиях щитовидки.
У пожилых людей
С возрастом у человека ухудшается мозговое кровообращение, что и становится основной причиной нарушений памяти у пожилых людей. Особое место среди расстройств, связанных с ухудшением памяти у пожилых людей, занимает Болезнь Альцгеймер.
Обычно памятные процессы у людей в преклонном возрасте ухудшается постепенно и медленными темпами, и не оказывает существенного влияния на качество жизни. Такое происходит почти у половины людей, достигших старости. Но бывают случаи стремительного ухудшения памяти, которые требуют специального лечения, иначе у человека разовьется старческая деменция.
Диагностика
У каждого человека состояние памяти индивидуально, и поэтому все методы диагностики нарушений носят усредненный характер. Вот некоторые из них.
Берут 60 карточек с различными изображениями, делят их на две стопки по 30 штук. Потом показывают испытуемому по одной картинке, с двухсекудным перерывом. Спустя 10 секунд человек должен назвать изображения, которые он смог запомнить. Причем порядок запоминания не имеет значения. Те же манипуляции производят и со второй группой картинок. Человек, отличающийся крепкой памятью, обычно запоминает от 18 до 20 изображений. В случае сильного различия результатов теста диагностируют неудовлетворительную концентрацию внимания и нестабильную мнестическую функцию.
Слуховую память человека проверяют схожим тестом. Но в отличии от предыдущего, изображения проговариваются вслух, а не демонстрируются пациенту. На следующий день проводят новую серию тестов с другими словами. Человек считается здоровым, если он запомнил 20-22 слова.
Метод запоминания
Давайте поговорим о том, что делать, если начались проблемы с памятью. Существуют специальные методики для запоминания, которые направлены на тренировку памяти и улучшение мыслительного процесса.
Врач зачитывает пациенту около десятка слов без смысловой связи. Слова повторяют два, четыре раза, в неизменной последовательности. Затем испытуемый должен назвать те слова, которые смог запомнить. По прошествии тридцати минут пациенту предлагают повторить те же названия. На основании ответов врач делает выводы относительно уровня внимания и концентрации человека. Также разработаны методики, которые помогают человеку запоминать искусственные слова.
Профилактика
Нарушение памяти может вызвать и обезвоживание организма, поэтому обязательно выпивайте не менее двух литров воды в сутки.