Что такое ратные подвиги
Тема урока ОДНКНР: «Жизнь ратными подвигами полна»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тема: «Жизнь ратными подвигами полна»
Цель: формирование и развитие ценностного отношения учащихся к совместной учебно-
познавательной деятельности при анализе понятий «ратный подвиг», «герой», «подвиг».
уметь объяснять значение терминов «ратный подвиг», «герой», «благоверный»,
«благословение» и др.;
углубить знания о понятиях «ратный подвиг», «герой»;
расширить знания о русских святых князьях – защитниках Отечества.
после предварительного обсуждения самостоятельно формулировать тему урока и цель урока;
оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
извлекать и перерабатывать информацию для открытия новых знаний;
высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
оформлять свои мысли в речевой форме и доносить свою позицию до других;
учиться выслушивать другую точку зрения, быть готовым изменить свою/
формировать целостный, социально-ориентированный взгляда на мир в его органичном
формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов;
быть толерантным к чужим и собственным ошибкам, другому мнению и проявлять готовность
Проверка домашнего задания.
Обсудить сформулированные учениками богатырей.
Актуализация знаний. Постановка темы урока.
Богатырь умрет — имя его останется.
Герой никогда не умрёт — он вечно в народе живёт.
Герой не многих знает, а имя его вся страна повторяет.
Герой за славой не гонится.
Не родом богатырь славен, а подвигом.
Боевой подвиг воина славит.
В жизни человека всегда найдется место для подвига
Откройте учебники на с. 25 прочитайте тему нашего урока.
Как вы понимаете тему урока «Жизнь ратными подвигами полна»?
Какова цель нашего урока?
Объясните значение слов «подвиг», «рать», «ратный» и подберите синонимы к этим словам:
Подвиг — героический, самоотверженный поступок.
Ратный подвиг – подвиг, совершенный на войне.
В разные исторические периоды Россия подвергалась нападениям врагов. В эти трудные
времена Россия рождала множество героев, память о которых народ хранит веками.
Кто такой герой? Какими качествами должен обладать герой?
(Возможные ответы: смелый, бесстрашный, добрый, храбрый, бескорыстный, умный, сильный,
Рассказ учителя «Самопожертвование во имя Родины».
Есть тысячи примеров самоотверженности советских воинов во время Великой Отечественной войны. Около 300 солдат пожертвовали жизнью за свободу нашей Родины, когда своими телами закрывали амбразуры пулеметных дотов
Анализ текстов учебника
Прочитайте текст на стр. 27-28
Ответьте на вопросы:
Кто пришел в 1445 году на службу к московскому князю?
К какому народу он принадлежал?
Как долго служили татары российским государям? Оставались ли касимовские татары мусульманами? Найди подтверждение в тексте
Прочитайте текст на стр. 29-30«Башкирские кавалеристы на войне 1812 года».
Ответьте на вопросы:
О какой войне идет речь в тексте?
К какому народу принадлежали герои текста?
Что воины- башкиры делали для победы в войне 1812 года?
Прочитайте текст на стр. 30-31 «Рабби Шнеур-Залман»
Ответьте на вопросы:
О какой войне идет речь в тексте?
О каком народе говорится в тексте?
Как помогли евреи одержать победу в Отечественной войне 1812 года? Что говорил религиозный деятель Рабби Шнеур-Залман о Наполеоне?
Прочитайте текст на стр. 32-33 «Александр Иванович Покрышкин».
Ответьте на вопросы:
О какой войне идет речь в тексте?
Какой национальности ваш герой?
Как зовут вашего героя, и какой подвиг он совершил?
Какие качества помогли А.И Покрышкину, простому пареньку из Новониколаевска, стать национальным героем и гордостью России?
Прочитайте текст на стр. 34 «Участие калмыков в Великой Отечественной войне»
Ответьте на вопросы:
О какой войне идет речь в тексте?
О каком народе говорится в тексте?
Как помогли воины Калмыкии одержать победу в Великой Отечественной войне?
Почему они не остались равнодушными к происходящим событиям? О каких качествах людей это говорит?
Почему они не остались равнодушными к происходящим событиям?
О каких качествах людей это говорит?
А вот пример нравственного подвига Алексея Мересьева — летчика, который после тяжелейшего ранения и потери обеих ног вернулся к службе в армии, продолжил воевать с фашистами. Алексей восемнадцать суток сражался со смертью, пробираясь к линии фронта. Когда он обморозил ноги, упорно продолжал двигаться ползком, питаясь шишками, сухими ягодами и грибами, корой кустарников. Его случайно обнаружили в лесу двое мальчишек. Раненого летчика спрятали, лечили, как могли. Алексей был доставлен в Москву в военный госпиталь, где ему ампутировали обе ноги. Но, несмотря на это, летчик вернулся в строй.
За годы Великой Отечественной войны звание Героя Советского Союза получили 11 тысяч человек, из них 104 героя награждены дважды, трое — трижды. Это: военачальник Георгий Жуков, летчики Иван Кожедуб и Александр Покрышкин.
А какие добрые дела для людей и своего Отечества может совершить человек сегодня?
Рассказ учителя «В мирное время есть место для подвига».
О детях-героях Доманин Александр прожил очень короткую жизнь. Он погиб, когда ему было всего 15 лет, спасая купающихся в речке девочек, которые, не рассчитав свои силы, начали тонуть. Саша бросился им на помощь. Вытащил одну девочку на сушу, поплыл за другой. Но та стала нервничать и в панике ударила мальчика ногой. Саша задохнулся и пошел ко дну, но успел вытолкнуть малышку с глубины на мелкое место. Александра наградили посмертно.
Ярмолов Михаил — самый юный герой. Он награжден нагрудным знаком МЧС за спасение утопающего. Десятилетний мальчуган с Алтая спас утопающего мальчика.
Накануне праздника Дня народного единства в Государственной Думе проходит награждение юных героев, которые проявили себя на пожаре. Дети от 9 до 17 лет из разных регионов России получают правительственные награды — медали за «За спасение погибавших». Героизму этих ребят могут позавидовать и взрослые.
Десятилетняя Юлия Чернова из Белгородской области вытащила из горящего дома пятерых братьев и сестер. В тот день в доме были только дети. Из-за замыкания электропроводки начался пожар, дети в панике начали прятаться под кроватью. Юля не растерялась, выбила окно и спустила на улицу с помощью одеяла всех братьев и сестер.
Одним из самых юных героев в 2018 г. стал 9-летний Алексей Скворцов из Республики Марий Эл. Приятель мальчика по неосторожности схватился за оголенный электрический провод, от удара током он потерял создание. Алексей не растерялся, сразу же схватил деревянную палку, отодвинул кабель в сторону и быстро позвал на помощь взрослых. Так мальчик спас своего друга.
Подведение итогов урока.
— Ребята, мы выслушали все группы. Давайте подведем итог. Каждая группа представляла героя или народ. Ответьте мне на такой вопрос, а зависело ли отношение к войне, к победе над врагом от того, к какой национальности принадлежал человек? Или это зависело от нравственных качеств, которыми обладали люди?
— Какую лепту вносили в победу над врагом люди разных народов и разных вероисповедовании?
— О каких нравственных качествах человека говорят все приведенные в текстах примеры?
— Почему они не остались равнодушными к происходящим событиям?
— Что поддерживало людей в трудное для их страны время?
У одного старика было три сына. И они никак не могли ужиться вместе. Старику очень хотелось, чтобы после его смерти сыновья жили в мире. Он решил научить их этому.
Однажды, отец позвал их к себе и попросил разломать пополам веник. Сначала попробовал старший сын, но, сколько он не старался — ничего не получилось. Такие же неудачи постигли среднего и младшего. Тогда отец развязал веник, и попросил каждого сына разломать по несколько соломинок. Это, конечно же, им с лёгкостью удалось.
— Вот также и в жизни. Если вы будете вместе, то вас никто не сломит, а по отдельности вас также легко победить, как и сломать пару соломинок.
Пословицы о героях и победе.
Если по-русски скроен, и один в поле воин.
Воин, не жалея жизни, служит Отчизне.
Воин-мастер бьет врага насмерть.
Крепка рать воеводою.
Русский солдат не знает преград.
Для русского солдата граница свята.
Неприятель боек, да русский солдат стоек.
Русский солдат в огне не горит, в воде не тонет.
Советский воин похвалы достоин.
Там, где проходит олень, — там пройдет и русский солдат, а там, где не пройдет олень, — все равно пройдет русский солдат
Русский ни с мечом, ни с калачом не шутит.
Русский боец – всем образец.
Русский в словах горд, в делах твёрд.
Русский до конца стоек.
Русский немцу задал перцу.
Фашист с шумом идет, русский сметкой берет.
Крепка рука у советского моряка.
Для советского солдата граница свята.
О героях и подвигах
Пример героя зовет на подвиг.
Подвиг делает тот, кто вперед идет.
Повторяй смело подвиг Гастелло.
Не родом богатырь славен, а подвигом.
Боевой подвиг воина славит.
В жизни человека всегда найдется место для подвига
Сам маленький, подвиг большой.
Головой думай, а силой борись.
В знамени твоя честь, в оружии — слава.
Тяжело в учении — легко в бою.
Лучше биться орлом, чем жить зайцем.
Бояться смерти, так и победителем не быть.
Кто храбр да стоек, тот десятерых стоит.
Либо грудь в крестах, либо голова в кустах.
Драться насмерть — завоевать бессмертие.
Кто храбр да стоек, тот десятерых стоит.
В бою кто смел, тот и поспел.
На то мы и внуки Суворова, чтобы сражаться здорово.
Смело иди в бой, — Родина за тобой.
Прочитайте текст на стр. 27-28
Ответьте на вопросы:
Кто пришел в 1445 году на службу к московскому князю?
К какому народу он принадлежал?
Как долго служили татары российским государям? Оставались ли касимовские татары мусульманами? Найди подтверждение в тексте
Прочитайте текст на стр. 29-30«Башкирские кавалеристы на войне 1812 года».
Ответьте на вопросы:
О какой войне идет речь в тексте?
К какому народу принадлежали герои текста?
Что воины- башкиры делали для победы в войне 1812 года?
3 группа Прочитайте текст на стр. 30-31 «Рабби Шнеур-Залман»
Ответьте на вопросы:
О какой войне идет речь в тексте?
О каком народе говорится в тексте?
Как помогли евреи одержать победу в Отечественной войне 1812 года? Что говорил религиозный деятель Рабби Шнеур-Залман о Наполеоне?
4 группа Прочитайте текст на стр. 32-33 «Александр Иванович Покрышкин».
Ответьте на вопросы:
О какой войне идет речь в тексте?
Какой национальности ваш герой?
Как зовут вашего героя, и какой подвиг он совершил?
Какие качества помогли А.И Покрышкину, простому пареньку из Новониколаевска, стать национальным героем и гордостью России?
5 группа Прочитайте текст на стр. 34 «Участие калмыков в Великой Отечественной войне»
Ответьте на вопросы:
О какой войне идет речь в тексте?
О каком народе говорится в тексте?
Как помогли воины Калмыкии одержать победу в Великой Отечественной войне?
Почему они не остались равнодушными к происходящим событиям? О каких качествах людей это говорит?
Прочитайте текст на стр. 27-28
Ответьте на вопросы:
Кто пришел в 1445 году на службу к московскому князю?
К какому народу он принадлежал?
Как долго служили татары российским государям? Оставались ли касимовские татары мусульманами? Найди подтверждение в тексте
Прочитайте текст на стр. 29-30«Башкирские кавалеристы на войне 1812 года».
Ответьте на вопросы:
О какой войне идет речь в тексте?
К какому народу принадлежали герои текста?
Что воины- башкиры делали для победы в войне 1812 года?
3 группа Прочитайте текст на стр. 30-31 «Рабби Шнеур-Залман»
Ответьте на вопросы:
О какой войне идет речь в тексте?
О каком народе говорится в тексте?
Как помогли евреи одержать победу в Отечественной войне 1812 года? Что говорил религиозный деятель Рабби Шнеур-Залман о Наполеоне?
4 группа Прочитайте текст на стр. 32-33 «Александр Иванович Покрышкин».
Ответьте на вопросы:
О какой войне идет речь в тексте?
Какой национальности ваш герой?
Как зовут вашего героя, и какой подвиг он совершил?
Какие качества помогли А.И Покрышкину, простому пареньку из Новониколаевска, стать национальным героем и гордостью России?
5 группа Прочитайте текст на стр. 34 «Участие калмыков в Великой Отечественной войне»
Ответьте на вопросы:
О какой войне идет речь в тексте?
О каком народе говорится в тексте?
Как помогли воины Калмыкии одержать победу в Великой Отечественной войне?
Почему они не остались равнодушными к происходящим событиям? О каких качествах людей это говорит?
Презентация по ОДНКР на тему: «Жизнь ратными подвигами полна»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Жизнь ратными подвигами полна.
ОДНКР 5 класс
Ковалёва Е.А.
Описание слайда:
Описание слайда:
Колокольный звон-
это символ России.
Колокола звонили и в великие праздники, и тяжелую минуту испытаний. Звоном колоколов встречали своих героев-воинов, защищавших родные земли от нападения врагов.
А героями наша земля была издавна богата.
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Ребята, кто знает этого полководца?
Описание слайда:
Описание слайда:
НЕВСКАЯ БИТВА – сражение русской рати под командованием князя новгородского Александра Ярославича с шведским отрядом 15 июля 1240 г. на р. Нева у впадения в неё Ижоры.
В первых числах июля 1240 г. большой шведский отряд на шнеках[1] вошел в устье Невы. О прибытии врага почти сразу стало известно в Новгороде, где постоянно несла ратную службу лишь небольшая дружина. Но продвижение неприятеля следовало остановить как можно скорее, и поэтому молодой новгородский князь Александр Ярославич поспешил выступить немедленно. Им был сформирован отряд из 300 княжеских дружинников, 500 новгородских конников и стольких же пеших ополченцев. По принятому обычаю воины собрались у собора Святой Софии и получили благословение от новгородского архиепископа Спиридона. Александр воодушевил дружину речью, одна из фраз которой в наши дни стала крылатой: «Братья! Не в силах Бог, а в правде. Не убоимся множества ратных, яко с нами Бог»[2]. Затем они быстрым ходом направились в сторону Ладоги, где к отряду присоединилось 150 конных воинов-ладожан.
Описание слайда:
Описание слайда:
Рано утром 15 июля, скрытно подобравшись к лагерю, новгородская дружина напала на неприятеля. Захваченные врасплох шведы были полностью деморализованы и не способны дать должный отпор. Дружинник Савва пробился к центру их лагеря и подрубил столб, поддерживавший златоверхий шатер шведского предводителя. Падение шатра еще больше воодушевило русских ратников. Новгородец Збыслав Якунович, «наеждая многажды, бьешется единым топором, не имея страха в сердци»[3]. Герой битвы Гаврило Олексич, преследуя отступающих шведов, на коне по сходням ворвался на шнеку и там рубился с врагами. Сброшенный в реку, он вновь выбрался на берег и вступил в бой с «самим воеводою посреди полку их, и убьен бысть воевода их»[4]. Одновременно с конной дружиной мужественно сражалось и пешее ополчение новгородца Миши. Напав на вражеские корабли, пешцы потопили три из них.
Описание слайда:
Описание слайда:
Значимость победы на Неве состояла в другом, – успех подобных вылазок скандинавов мог открыть дорогу широким захватническим действиям шведов. За эту победу юный князь Александр получил почетное прозвище Невский.
Церковь Александра Невского в Усть-Ижоре – действующий православный храм в Усть-Ижоре близ Санкт-Петербурга. По преданию сооружена на месте древней часовни в 1798-1799 годах на средства жителей Усть-Ижоры и казённых кирпичных заводов.
Описание слайда:
Подготовить доклад по теме:
«Ратный подвиг».
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
ратный подвиг
Смотреть что такое «ратный подвиг» в других словарях:
ПОДВИГ — 1. В историческом развитии словаря русского литературного языка происходили сложные процессы взаимодействия, сцепления и переплетения народных восточнославянских слов и выражений с древнеславянскими (южнославянскими) или церковнославянскими. Вот… … История слов
Историография — ИСТОРИОГРÁФИЯ. Советская историография Вел. Отечеств. войны. Уже в дек. 1941 при АН СССР создана Комиссия по истории Великой Отечественной войны; подобные комиссии были организованы в союзных республиках, областях, краях, а также в наркоматах, в… … Великая Отечественная война 1941-1945: энциклопедия
СОЮЗ СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК — (СССР, Союз ССР, Советский Союз) первое в истории социалистич. гос во. Занимает почти шестую часть обитаемой суши земного шара 22 млн. 402,2 тыс. км2. По численности населения 243,9 млн. чел. (на 1 янв. 1971) Сов. Союзу принадлежит 3 е место в… … Советская историческая энциклопедия
Цирк — ЦИРК. С первых дней войны артисты сов. Ц. включились во всенар. борьбу против фаш. захватчиков. Моск. Ц. стал центром по формированию артистич. бригад, выступавших перед отправляющимися воинскими эшелонами, в казармах, госпиталях. В Моск. Ц.… … Великая Отечественная война 1941-1945: энциклопедия
Ерёмушкин, Василий Александрович — Василий Александрович Ерёмушкин Дата рождения 1 января 1903(1903 01 01) Место рождения селе Глохватово (ныне Липецкий район, Липецкая область) Дата смерти 10 ноября 1975( … Википедия
Гнилицкая, Нина Тимофеевна — Нина Тимофеевна Гнилицкая Герой Советского Союза Нина Тимофеевна Гнилицкая Дата рождения 1 августа 1916(1916 08 01 … Википедия
Орёл — ОРЁЛ, город, областной центр в РСФСравни Ж. д. узел. Нас. в 1939 111 тыс. чел. (в 1983 322 тыс. чел.). К 1940 в О. пр тия маш. строит., пищ. пром сти. С нач. войны пром сть О. перешла на произ во воен. продукции. В городе… … Великая Отечественная война 1941-1945: энциклопедия
Подвиги, которые нельзя забыть. Герои современной России, чьи имена вписаны в историю
Матрос, полицейский, артиллерист, корректировщик огня, десантник… Судьбы наших Героев во многом похожи. Все они служили Родине и погибли, защищая страну. Сегодня мы говорим о героях современной России, чьи имена навсегда вписаны в историю – в поводе для гордости пять подвигов, которые нельзя забыть.
24 декабря – один из Дней воинской славы России в ознаменование побед наших войск, сыгравших решающую роль в истории. Памятных дат в хрониках таких дней множество, но имена современников мы почему-то забываем – до определенной поры.
Ценой своей жизни спас 300 человек
Матрос Тихоокеанского флота России Алдар Цыденжапов погиб 19-летним во время несения службы на эсминце «Быстрый». Осенью 2010 года он предотвратил крупную аварию – спас и сам корабль, и 300 членов экипажа.
Указом президента России Алдару Цыденжапову присвоено звание Героя Российской Федерации посмертно. Именем героя названы улицы, установлены мемориальные доски, памятники, имя Цыденжапова присвоено школе в Улан-Удэ.
«Быстрый» — 11-й эскадренный миноносец проекта 956 «Сарыч» (код НАТО — «Sovremenny class destroyer»). Фото: globallookpress.com.
Герой войны в Южной Осетии
Офицер российской армии Денис Ветчинов прошел Чечню и погиб в 2008 году в ходе грузино-осетинского конфликта – в Цхинвале. В окрестностях Цхинвала армейскую колонну во главе с генералом Анатолием Хрулевым атаковал отряд спецназа Грузии – военные находились в засаде и открыли огонь «в спину». В результате нападения погиб водитель Хрулева, был ранен и сам генерал. Денис Ветчинов получил несколько ранений, но даже после этого не сдал позиций.
Майор прикрывал огнём из пулемёта своих подчиненных и группу следовавших вместе с колонной журналистов, которых фактически спас от гибели – благодаря подвигу Ветчинова живыми домой вернулись военкор «КП» Александр Коц, спецкорреспондент ВГТРК Александр Сладков и корреспондент «Московского комсомольца» Виктор Сокирко.
Смертельным для героя стало ранение в голову. Спасти офицера не успели: майор Ветчинов скончался по дороге в госпиталь. Впоследствии именно журналистский коллектив «Комсомолки» первым ходатайствовал о его представлении к государственным наградам посмертно.
В августе 2008 года Денис Ветчинов был удостоен звания Героя Российской Федерации за мужество и героизм, проявленные при исполнении воинского долга в Северо-Кавказском регионе.
9 августа 2008 года маршевая колонна 58-й армии на подходе к Цхинвалу попала в засаду грузинского спецназа. Машины расстреливали с 10 точек. Был ранен командующий 58-й армией генерал Хрулёв. Фото: globallookpress.com.
«Русский Рэмбо» вызывает огонь на себя
Старший лейтенант Александр Прохоренко в самом тылу противника в районе сирийской Пальмиры в одиночку корректировал огонь российской авиации. 17 марта 2016 года он попал в окружение террористов. Бандиты засекли укрытие Прохоренко и пытались взять его в плен, однако герой решил принять бой, а когда боеприпасы были на исходе, сообщил свои координаты командованию с требованием нанести авиаудар. Погиб сам, уничтожил всех боевиков в «квадрате».
«Русским Рэмбо» Александра Прохоренко назвали журналисты западных средств массовой информации, узнавшие о подвиге. Для нас старший лейтенант Прохоренко – Герой России, не задумываясь отдавший свою жизнь за Родину, защищая мир от террористов.
Слова Александра Прохоренко «вызываю огонь на себя» стали символом героизма.
Мемориальная доска памяти Александра Прохоренко в Оренбургской области. Фото: mil.ru
«Один против 200 игиловцев»
Дед – моряк, отец – летчик. Марат Ахметшин родился в военном гарнизоне на Камчатке и, кажется, с детства понимал, что жизнь посвятит служению Родине. После окончания Казанского артиллерийского училища Ахметшин отправился служить в Кабардино-Балкарию, где провел в общей сложности 8 лет, несколько раз выезжая в зону Грузино-Осетинского конфликта в Цхинвал. В военной карьере Героя был пятилетний перерыв, но на «гражданке» Марат Ахметшин жить не смог. Говорил, в «армии справедливости больше».
«Он был один против 200 игиловцев*.
У них были танки и БТРы, а у него только автомат, три пушки и гранаты… И он дал бой. А стреляет он метко — смог подбить несколько танков и БТРов. Когда подоспела подмога и нападение отбили, его нашли еще живым. Он, весь израненный, держал в руке гранату без чеки, а вокруг горела земля. Видимо, хотел себя подорвать, если игиловцы приблизятся. Наши забрали гранату, бросили ее в сторону, чтобы взорвалась. Лишь тогда сын потерял сознание и упал лицом прямо в огонь».
*сторонники международной террористической организации, запрещенной в России.
В этом году в Казани открыли бюст Героя Российской Федерации Марата Ахметшина, который погиб в 2016 году при выполнении воинского долга в Сирийской Арабской Республике. Фото: mil.ru
«Работайте, братья!»
Магомед Нурбагандов служил юристом-консультантом отдела вневедомственной охраны по городу Каспийску Республики Дагестан, имел звание младшего лейтенанта полиции. Был женат и воспитывал двоих малолетних детей.
О мужественном призыве полицейского стало известно спустя два месяца после его гибели, когда бандитов уничтожили во время спецоперации в городе Избербаш и обнаружили у них телефон с записью. Фото: globallookpress.com.
«Повод для гордости»
Каждый день Царьград рассказывает о событии в истории нашей великой страны. Хроники прошлых лет, безусловно, пересекаются с настоящим. Оглядываясь назад, мы понимаем, на кого стоит равняться, каких ошибок следует избегать и что сделать для счастливого будущего наших детей.